Список линкоров Австро-Венгрии

Австро -Венгерский флот ( Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine , сокращенно kuk Kriegsmarine) построил серию линкоров в период с начала 1900-х по 1917 год. Для защиты своего Адриатического побережья в военное время Австро-Венгрия ранее построила серию меньших броненосных кораблей , в том числе корабли береговой обороны и броненосные крейсеры . [Примечание 1] Назначение адмирала Германа фон Спауна на пост государственного секретаря военно-морского флота в 1897 году ускорило военно-морское строительство, и под командованием Франца Иосифа I Австрийского «Кук Кригсмарине» в начале 20 века приступила к программе расширения военно-морского флота. Военно-морской флот немедленно настоял на строительстве трех «Габсбург» линкоров класса .
С созданием Австрийской военно-морской лиги в сентябре 1904 года и назначением вице-адмирала Рудольфа Монтекукколи на должность начальника военно-морского отдела военного министерства в октябре того же года Кук Кригсмарине начала программу расширения и модернизации военно-морского флота. подобающий Великой Державе . [1] Монтекукколи немедленно продолжил усилия, отстаиваемые его предшественником, и настаивал на значительном расширении и модернизации австро-венгерского флота. К весне 1905 года Монтекукколи предполагал, что современный австро-венгерский флот будет состоять из 12 линкоров, четырех броненосных крейсеров, восьми крейсеров-разведчиков, 18 эсминцев, 36 торпедных кораблей открытого моря и шести подводных лодок. [2] Через семь месяцев после назначения Монтекукколи последний из трёх кораблей класса Эрцгерцог Карл» « , все из которых были додредноутами , был спущен на воду в Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте .
первые «Радецкий» линкоры типа Два года спустя были заложены . Это были последние линкоры до дредноута, построенные австро-венгерским флотом, и вскоре на смену им пришел Тегеттофф, класс построенный еще через три года. в стране Это был единственный класс дредноутов . [3] Ближе к началу Первой мировой войны военно-морской флот начал обсуждение строительства второго класса дредноутов, получившего название « Эрзац-Монарх» , для замены старых «Монархов ». Планы были отменены в 1917 году, и после этого новых линкоров не строили. Всего за 13 лет ВМС Австро-Венгрии построили 13 линкоров. [4]
Все корабли участвовали в Первой мировой войне, хотя перенаправление дефицитного угля на новые классы «Тегеттофф» и «Радецкий» ограничило службу остальных линкоров. После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне империя была расформирована, а все линкоры переданы Франции, Великобритании, США и Италии. [5] [Примечание 2]
Основные орудия | Количество и тип главного калибра орудий |
---|---|
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость. |
Услуга | Даты начала и окончания работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Запущен | Дата спуска корабля на воду |
Введен в эксплуатацию | Дата сдачи корабля в эксплуатацию |
Габсбургов класс
[ редактировать ]
Линкоры типа «Габсбург» были первым классом линкоров до дредноута , построенных Австро-Венгрией в период с 1899 по 1902 год. Строительство линкоров типа «Габсбург» ознаменовало начало программы расширения военно-морского флота Австро-Венгерского флота. Класс «Габсбург» также был первым классом морских линкоров, построенных австро-венгерским флотом с момента постройки корабля «Тегеттофф» 24 годами ранее, в 1876 году. [6] В состав класса входило три корабля: SMS Habsburg , SMS Árpád и SMS Babenberg . [7]
Члены класса Habsburg были построены на верфях Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте . Головной корабль этого класса, «Габсбург» , был спущен на воду 9 сентября 1900 года. [8] Год спустя последовал «Арпад» , спущенный на воду 11 сентября 1901 года. Последним кораблем этого класса был « Бабенберг» , спущенный на воду 4 октября 1902 года. [6] Первые два корабля, «Габсбург» и «Арпад» , были модернизированы либо в 1910, либо в 1911 году соответственно. [7] или в 1911 и 1912 годах, [9] за счет снятия одной палубы надстройки. [7] [9] Когда в конце июля 1914 года началась Первая мировая война, Габсбург служил флагманом III дивизии линкоров австро-венгерского флота под командованием капитана Миклоша Хорти . вместе со своими двумя сестрами [10] новых «Тегеттофф» типа линкоров Позже они были переведены в IV дивизию после вступления в строй . Все три линкора прошли ограниченную службу во время Первой мировой войны в составе IV дивизии австро-венгерского флота. Хотя и Бабенберг , и Арпад участвовали в бомбардировке итальянского портового города Анкона в 1915 году, этот класс практически бездействовал до конца войны, служа кораблями береговой обороны. [11] Все три были выведены из эксплуатации в 1916 году, чтобы их экипажи могли служить в австро-венгерских ВВС и в качестве членов экипажей австро-венгерских подводных лодок. [7] После окончания Первой мировой войны все линкоры типа «Габсбург» были переданы Великобритании. Затем они были проданы в Италию и разобраны в 1921 году. [11]
Корабль | Основные орудия | Смещение | Движение | Услуга | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Габсбург | 3 × 24 см (9,4 дюйма) [6] [12] | 8232 т (8102 длинных тонны) [7] | Двухцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения , 19,62 узлов (36,34 км / ч; 22,58 миль в час) [6] | 13 марта 1899 г. [8] [9] | 9 сентября 1900 г. [8] [12] [9] | 31 декабря 1902 г. [8] [9] | Списан в 1921 году в Италии. [11] |
СМС Арпад | Двухцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения, 19,65 узлов (36,39 км / ч; 22,61 миль в час) [6] | 10 июня 1899 г. [6] [9] | 11 сентября 1901 г. [6] [12] [9] | 15 июня 1903 г. [6] [9] | Списан в 1921 году в Италии. [11] | ||
СМС Бабенберг | Двухцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения, 19,85 узлов (36,76 км / ч; 22,84 миль в час) [6] | 19 января 1901 г. [6] [9] | 4 октября 1902 г. [6] [12] [9] | 15 апреля 1904 г. [6] [9] | Списан в 1921 году в Италии. [11] |
эрцгерцога Карла класс
[ редактировать ]
Класс «Эржерцог Карл» был вторым классом линкоров до дредноута, построенных ВМС Австро-Венгрии. Как и до них представители класса Habsburg , все линкоры класса Erzherzog Karl были построены на верфях Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте. Первый линкор, SMS Erzherzog Karl, был заложен в 1902 году. Строительство остальных двух линкоров, SMS Erzherzog Ferdinand Max и SMS Erzherzog Friedrich, продолжалось до 1905 года. [13] Эрцгерцог Карл был введен в строй в 1906 году, а эрцгерцог Фердинанд Макс и эрцгерцог Фридрих — в 1907 году. [13] Три линкора типа «Эржерцог Карл» считались современными из-за своих небольших размеров. Небольшое пространство для стыковки и бюджетные ограничения привели к тому, что этот класс получился довольно компактным. Они были хорошо спроектированы и должным образом защищены. [13] однако линкоры типа «Эржерцог Карл» уступали более современным линкорам типа «Дредноут » - с их «полностью крупнокалиберным» вооружением и турбинной силовой установкой. Из-за своего устаревшего характера они сыграли лишь ограниченную роль во время Первой мировой войны. [13]
В начале Первой мировой войны члены класса «Эржерцог Карл» сформировали III дивизию Австро-Венгерского боевого флота. Несмотря на свою в основном бездействующую карьеру во время войны, линкоры класса Erzherzog Karl все же участвовали в полете SMS Goeben и SMS Breslau в первые дни войны, а также в бомбардировке Анконы 23 мая 1915 года. [13] Корабли также приняли участие в подавлении крупного мятежа среди членов экипажей нескольких броненосных крейсеров, дислоцированных в Каттаро с 1 по 3 февраля 1918 года. [14] После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Эрцгерцог Карл и Эрцгерцог Фридрих были переданы Франции в качестве военных репараций. Оставшийся линкор «Эржерцог Фердинанд Макс » был отдан Великобритании. Эрцгерцог Карл сел на мель в Бизерте и разбился там в 1921 году. Остальные два линкора были сданы на слом в 1921 году в Италии. [15]
Корабль | Основные орудия | Смещение | Движение | Услуга | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС эрцгерцог Карл | 4 × 24 см (9,4 дюйма) [12] [13] | 10 472 т (10 307 длинных тонн) [13] | Четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения , 20,5 узлов (38,0 км/ч; 23,6 миль в час) [13] | 24 июля 1902 г. [13] | 4 октября 1903 г. [12] [13] | 17 июня 1906 г. [13] | Сел на мель в Бизерте и разбился там в 1921 году. [15] |
СМС эрцгерцог Фридрих | 4 октября 1902 г. [13] | 30 апреля 1904 г. [12] [13] | 31 января 1907 г. [13] | Списан в 1921 году. [13] | |||
СМС эрцгерцог Фердинанд Макс | 9 марта 1904 г. [13] | 21 мая 1905 г. [12] [13] | 21 декабря 1907 г. [13] | Списан в 1921 году. [13] |
Радецкого класс
[ редактировать ]
Линкоры типа «Радецкий» были третьей и последней группой линкоров до дредноута, построенных Австро-Венгрией. [16] В состав класса входили три линкора: SMS Radetzky , SMS Erzherzog Franz Ferdinand и SMS Zrínyy ; все они были построены на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте в период с 1907 по 1910 год. [17] Их тяжелые вспомогательные орудия были главным отличием линкоров типа «Радецкий» от других линкоров австро-венгерского флота до дредноутного типа. [17] [18]
Все три линкора типа «Радецкий» были введены в строй всего за несколько лет до начала Первой мировой войны. Перед войной все три линкора были приписаны ко 2-й дивизии 1-й боевой эскадры вместе с «Тегеттофф» линкорами типа в составе 1-й дивизион. Все три линкора проводили учения в Средиземном море с 1910 по 1911 год. [17] В 1913 году они участвовали в международной военно-морской демонстрации в Ионическом море в знак протеста против Балканских войн . [19] Во время Первой мировой войны корабли имели очень ограниченную службу и почти никогда не покидали порт. Однако в октябре 1914 года три корабля обстреляли французские позиции на горе Ловчен во время австро-венгерского вторжения в Черногорию. [16] После того как Италия объявила войну Австро-Венгрии в 1915 году, линкоры типа «Радецкий» участвовали в бомбардировке итальянского города Анкона. [20] После этих операций вклад трех линкоров в военные действия стал минимальным. Они оставались в порту до конца войны. После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне все три линкора были переданы Италии, а затем разобраны на металлолом в период с 1920 по 1926 год. [17]
Корабль | Основные орудия | Смещение | Движение | Услуга | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС эрцгерцог Франц Фердинанд | 4 × 30,5 см (12,0 дюйма) [12] [17] | 14 508 т (14 279 длинных тонн) [17] | Четырехцилиндровые вертикальные двигатели тройного расширения, 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль в час) [17] | 12 сентября 1907 г. [17] | 8 сентября 1908 г. [12] [17] | 5 июня 1910 г. [17] | Списан в 1926 году в Италии. [17] |
СМС Радецкий | 26 ноября 1907 г. [17] | 3 июля 1909 г. [12] [17] | 15 января 1911 г. [17] | Списан в 1920–21 в Италии. [17] | |||
СМС Зриньи | 15 ноября 1908 г. [17] | 12 апреля 1910 г. [12] [17] | 22 ноября 1911 г. [17] | Списан в 1920–21 в Италии. [17] |
Тегетгофа Класс
[ редактировать ]
Линкоры типа «Тегеттофф» были единственной группой -дредноутов линкоров , построенной Австро-Венгрией. Австро-Венгерскому флоту потребовалось обновить свой флот после постройки HMS Dreadnought . После объявления в 1908 году о начале строительства первого дредноута Regia Marina (ВМС Италии) « Данте Алигьери» ВМС Австро-Венгрии официально заказали постройку серии из четырёх линкоров-дредноутов. [21] В отличие от предыдущих классов ВМС Австро-Венгрии, класс «Тегеттофф» состоял из четырех линкоров вместо трех. Это были SMS Viribus Unitis , Tegetthoff , SMS Prinz Eugen и SMS Szent István . [21] Первые три линкора были построены на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте, а четвертый линкор, Szent István, был построен на верфи Danubius в Фиуме . Все линкоры были построены в период с 1910 по 1915 год. [21]
Два линкора типа «Тегеттофф» были введены в строй менее чем за два года до начала Первой мировой войны, а «Принц Ойген» был введен в строй в том же месяце, когда произошло убийство эрцгерцога Франца Фердинанда . Последний линкор этого класса, «Сент Иштван» , был введен в строй во время войны в ноябре 1915 года. [21] До войны находящиеся в строю линкоры входили в состав 1-й дивизии линкоров 1-й боевой эскадры ВМС Австро-Венгрии. Во время войны корабли имели ограниченную службу из-за заграждения в Отранто , не позволявшего линкорам покинуть Адриатическое море. В результате они редко покидали Полу . [21] Однако три линкора участвовали в бегстве немецкого линейного крейсера СМС Гебен и легкого крейсера СМС Бреслау в 1914 году, а также в бомбардировке итальянского города Анкона в мае 1915 года ( Сент Иштван все еще строился). После этих операций. и после завершения строительства «Сент Иштван» линкоры класса «Тегеттофф» оставались в порту до конца войны. [5]
Последней операцией кораблей класса «Тегеттофф» стала попытка прорваться через заграждение Отранто в июне 1918 года. Во время пути к проливу Отранто 10 июня 1918 года линкор «Сент Иштван» был торпедирован и потоплен, в результате чего операция была названа выключенный. [22] [23] Viribus Unitis также был затоплен перед окончанием войны 1 ноября 1918 года, когда группа итальянских водолазов потопила линкор минами, когда он стоял на якоре в порту Пулы. [17] После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне оставшиеся два линкора этого класса были переданы союзникам: « Тегетхофф» был передан Италии и списан в 1924 году, а «Принц Ойген» передан Франции и потоплен в качестве корабля-мишени в 1922 году. . [21]
Корабль | Основные орудия | Смещение | Движение | Услуга | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Объединенные Силы | 12 × 30,48 см (12,00 дюйма) [12] [24] | 20 008 т (19 692 длинных тонны) [24] | Четыре паровые турбины Parsons, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [12] [21] | 24 июля 1910 г. [21] | 24 июня 1911 г. [12] [21] | 5 декабря 1912 г. [21] | Потоплен на мине 1 ноября 1918 года в Пуле. [17] |
СМС Тегеттофф | 24 сентября 1910 г. [21] | 21 марта 1912 г. [12] [21] | 14 июля 1913 г. [21] | Списан в 1924 году в Италии. [21] | |||
СМС Принц Ойген | 16 января 1912 г. [21] | 30 ноября 1912 г. [12] [21] | 8 июля 1914 г. [21] | Потоплен как корабль-мишень Францией в 1922 году. [21] | |||
СМС Святой Стефан | Две паровые турбины AEG-Curtis, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [12] [21] | 29 января 1912 г. [25] | 17 января 1914 г. [12] [25] | 13 декабря 1915 г. [25] | Потоплен 10 июня 1918 года торпедой итальянского миноносца. [22] [23] |
Монарх Замена класса
[ редактировать ]Класс Ersatz Monarch (буквально класс замены «Монарх» ) представлял собой проектируемую серию из четырех линкоров, которые должны были быть построены для австро-венгерского флота в период с 1914 по 1919 год. [26] По сути, они представляли собой увеличенную версию класса «Тегеттофф» и предназначались для замены устаревших «Монарх» класса кораблей береговой обороны . Из-за Первой мировой войны ни один из них не был заложен, и все четыре в конечном итоге были списаны в конце 1917 года. Предполагалось, что в этом классе будет четыре линкора (названных от «Линкор VIII» до «Линкор XI»). Хотя линкоры так и не были заложены, четыре основных орудия были построены и позже переданы австро-венгерской армии для использования на Итальянском фронте. [26] [27]
Корабль | Основные орудия | Смещение | Движение | Услуга | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
Линкор VIII | 10 × 36 см (14 дюймов) [28] [26] | 24 500 т (24 100 длинных тонн) [28] | Четырехвальные паровые турбины, 21,0 узлов (38,9 км/ч; 24,2 миль в час) [29] | — | — | — | Отменено в 1917 году. [29] |
Линкор IX | — | — | — | Отменено в 1917 году. [29] | |||
Линкор Икс | — | — | — | Отменено в 1917 году. [29] | |||
Линкор XI | — | — | — | Отменено в 1917 году. [29] |
См. также
[ редактировать ]- Список линкоров
- Список броненосных кораблей Австро-Венгрии
- монарха Класс
- Список крейсеров Австро-Венгрии
- Список кораблей Австро-Венгрии
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ В их число входили (среди прочих) «Монарх» корабли береговой обороны класса , SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf и SMS Kronprinzessin Erzduchess Stephanie (все только по названию линкоры, а на самом деле корабли береговой обороны), а также броненосные крейсеры SMS Kaiserin und Queen Maria Theresia , SMS Kaiser Карл VI и СМС Святой Георгий .
- ↑ Корабли, переданные США сразу после войны, вскоре были переданы Италии и сданы на слом вместе с остальными линкорами, полученными Италией от ВМС Австро-Венгрии.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вего , стр. 38.
- ^ Вего , стр. 39.
- ^ Sokol , pp. 67, 69.
- ^ Это , стр. 123, 181–182.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гардинер Шено и Колесник , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с д и Хоре , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д Sieche, Conway's , с. 333.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Грегер , с. 21.
- ^ Такер , с. 560.
- ^ Jump up to: а б с д и Sieche, Conway's , с. 330.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Sokol , pp. 150–151.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Хоре , с. 123.
- ^ Халперн , стр. 170–171.
- ^ Jump up to: а б Грегер , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Sieche, Conway's , с. 332.
- ^ ДиДжулиан (30,5 см/45) .
- ^ Хор , с. 84.
- ^ DANFS Зриньи .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Sieche, Conway's , с. 334.
- ^ Jump up to: а б Сиече, Warship International , стр. 127, 131.
- ^ Jump up to: а б Sokol , p. 161.
- ^ Jump up to: а б Сиехе, Warship International , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Сиехе, Warship International , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Фицсаймонс , с. 854.
- ^ Грегер , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Sokol , p. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и Вего , с. 174.
Ссылки
[ редактировать ]- ДиДжулиан, Тони (27 ноября 2007 г.). «Австро-Венгрия 30,5 см/45 (12 дюймов) K10 Skoda» . NavWeaps.com . Проверено 7 сентября 2009 г. .
- Фицсаймонс, Бернард (1978). Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века, том 8 . Милуоки: Колумбийский дом. OCLC 4515654 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 . ОСЛК 2440180 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 . OCLC 57447525 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Сие, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент-Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Толедо, Огайо: Международная организация по исследованию военных кораблей: 112–146. ISSN 0043-0374 .
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. ОСЛК 1912 года .
- Такер, Спенсер Э. (2005). Энциклопедия Первой мировой войны . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-420-2 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика, 1904–14 . Лондон: Издательство Фрэнка Касса. ISBN 978-0-7146-4209-3 . OCLC 560641850 .
- «Зриньи» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 8 сентября 2009 г.