СМС эрцгерцог Франц Фердинанд
![]() СМС эрцгерцога Франца Фердинанда на артиллерийских испытаниях в 1908 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СМС эрцгерцог Франц Фердинанд |
Тезка | Эрцгерцог Франц Фердинанд |
Владелец | Австро-Венгерский флот |
Строитель | Триестинский технический завод |
Заложен | 12 сентября 1907 г. |
Запущен | 8 сентября 1908 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 июня 1910 г. |
Судьба | Передано Италии |
![]() | |
Выведен из эксплуатации | 1926 |
Судьба | Списан в 1926 г. |
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |
Класс и тип | Радецкий класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 137,5 м (451 фут 1 дюйм) |
Луч | 24,6 м (80 футов 9 дюймов) |
Черновик | 8,1 м (26 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность | 19 800 л.с. (14 765 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 20,5 узлов (38,0 км/ч; 23,6 миль в час) |
Диапазон | 4000 миль (7408 км; 4603 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 890 |
Вооружение |
|
Броня |
СМС эрцгерцог Франц Фердинанд [ а ] — австро-венгерский «Радецкий», типа линкор вошедший в состав ВМС Австро-Венгрии 5 июня 1910 года. [ б ] Она была названа в честь эрцгерцога Франца Фердинанда . Будучи первым построенным кораблем своего класса, он опередил Радецкого более чем на шесть месяцев. Ее вооружение включало четыре 30,5-см (12-дюймовых) орудия в двух спаренных башнях и восемь 24-см (9,4 дюйма) орудий в четырех спаренных башнях.
Она участвовала в международном военно-морском протесте против войн в 1913 году, во время которого помогала обеспечить блокаду Черногории Балканских . Он также был одним из первых кораблей, использовавших гидросамолеты для использования в военных целях. Во время Первой мировой войны она прошла ограниченную службу во 2-й дивизии 1-й боевой эскадры, включая мобилизацию для помощи в побеге немецких кораблей SMS Goeben и SMS Breslau и бомбардировке Анконы в 1915 году. В конце войны она был передан Италии в качестве военного приза и в конечном итоге списан в 1926 году.
Строительство
[ редактировать ]Erzherzog Franz Ferdinand был построен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте . Заложен 12 сентября 1907 года, спущен со стапеля 8 сентября 1908 года. [ 1 ] Тик , использованный на ее палубе, был единственным материалом, который Австро-Венгрия закупила за границей для ее постройки. [ 4 ] Через полтора месяца после спуска на воду его отбуксировали в гавань Муджиа для достройки. Той ночью во время сильного шторма она оторвалась от причала; Без членов экипажа на борту «Эржерцог Франц Фердинанд» дрейфовал несколько часов, прежде чем сел на мель недалеко от Изолы . На следующее утро военно-морской флот обнаружил ее и начал снимать с мели. [ 5 ] Завершение строительства было отложено из-за забастовки сварщиков в 1908 году и забастовки клепальщиков в 1909 году. [ 6 ] Erzherzog Franz Ferdinand был первым построенным кораблем этого класса. [ 7 ] и он был введен в состав австро-венгерского флота 5 июня 1910 года. [ 1 ]
При длине 137,5 м (451 фут 1 дюйм), ширине 24,6 м (80 футов 9 дюймов) и осадке 8,1 м (26 футов 7 дюймов) Erzherzog Franz Ferdinand обычно водоизмещал 14 508 длинных тонн (14 741 т). [ 2 ] С полной боевой нагрузкой водоизмещение до 15 845,5 длинных тонн (16 100 т). [ 1 ] «Эржерцог Франц Фердинанд» , как и другие корабли класса Радецкого , был меньше и не так хорошо вооружен, как другие линкоры современных флотов. Несмотря на эти недостатки, «Эржерцог Франц Фердинанд» был одним из первых настоящих глубоководных боевых кораблей Австро-Венгрии. [ 8 ] Он был оснащен двумя 4-цилиндровыми вертикальными паровыми двигателями тройного расширения мощностью 19 800 лошадиных сил и имел максимальную скорость 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль в час). [ 2 ] [ 3 ] Erzherzog Franz Ferdinand был первым военным кораблем австро-венгерского флота, использовавшим котлы, работающие на нефти и угле. [ 4 ] Максимальная дальность полета составляла 4000 морских миль (7408 км; 4603 мили) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 1 ]
Основное вооружение корабля состояло из четырех 30,5-см (12 дюймов) орудий 45 -го калибра в двух спаренных орудийных башнях . [ 2 ] [ 3 ] Восемь 24-см (9,4 дюйма) орудий в четырех крыльевых башнях образовывали тяжелую ПМК. [ 3 ] Третичная батарея состояла из двадцати 10-см (3,9 дюйма) орудий L/50 в казематных одиночных установках и четырех 47-мм (1,9 дюйма) орудий L/44. [ 3 ] После ремонта 1916–17 годов Škoda 7 cm K16 . были установлены четыре зенитных орудия [ 9 ] диаметром 45 см (17,7 дюйма) Также имелись три торпедных аппарата : два на траверзе и один в корме. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]После ввода в строй в 1910 году корабль был приписан к 1-й боевой эскадре австро-венгерского флота. В 1912 году «Эржерцог Франц Фердинанд» и два ее однотипных корабля совершили два учебных круиза в восточную часть Средиземного моря . [ 1 ] Во втором походе в Эгейское море , проходившем с ноября по декабрь, ее сопровождали крейсер «Адмирал Спаун» и пара эсминцев. После возвращения в Полу весь флот был мобилизован для возможных боевых действий, поскольку на Балканах обострилась напряженность. [ 10 ]
В следующем году она участвовала в международной военно-морской демонстрации в Ионическом море в знак протеста против Балканских войн . [ 11 ] до дредноута Корабли других военно-морских сил включали британский HMS King Edward VII , итальянский до дредноута Ammiraglio di Saint Bon , французский броненосный крейсер Edgar Quinet и немецкий легкий крейсер SMS Breslau . [ 12 ] Важнейшей акцией объединенной флотилии, находившейся под командованием британского адмирала Сесила Берни , была блокада черногорского побережья . Целью блокады было помешать сербским подкреплениям поддержать осаду Скутари . [ 13 ] где Черногория осадила объединенные силы албанцев и османов. Под давлением международной блокады Сербия вывела свою армию из Скутари, который впоследствии был оккупирован объединенными сухопутными войсками союзников. [ 14 ]
Первые использованные в бою гидросамолеты , поставленные французским производителем Donnet-Lévêque, эксплуатировались из Эржерцога Франца Фердинанда и двух ее сестер во время блокады. Однако австро-венгерский флот не был удовлетворен операцией, так как на кораблях не хватало места на палубе для самолетов, а также отсутствовали краны, с помощью которых можно было бы легко поднять самолеты на палубы. Позже самолеты были перевезены в ангар на военно-морской верфи в Теодо . [ 14 ] четыре новых дредноута типа Тегеттофф» « — единственные дредноуты К 1913 году в строй вступили , построенные для флота. С вводом в строй этих дредноутов военно-морской флот перевел Эрцгерцог Франца Фердинанда и ее сестер во 2-ю дивизию 1-й боевой эскадры. [ 15 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Корабль был назван в честь эрцгерцога Франца Фердинанда , убийство которого 28 июня 1914 года спровоцировало Первую мировую войну. [ 16 ] В то время линкоры в составе австро-венгерского флота состояли из классов «Радецкий» , «Тегетгоф» и более старых «Габсбург» и «Эрцгерцог Карл» классов . Вместе с остатками австро-венгерского флота « Эржерцог Франц Фердинанд» был мобилизован в конце июля 1914 года для поддержки бегства СМС «Гебен» и «Бреслау» . Два немецких корабля вырвались из Мессины , окруженной британским флотом, и достигли своих союзников в Турции. Флотилия продвинулась на юг до Бриндизи на юго-востоке Италии, когда новости об успешном прорыве достигли Вены. Австро-венгерские корабли были отозваны до участия в боевых действиях. [ 17 ]

23 мая 1915 года, между двумя и четырьмя часами после того, как Италия объявила войну, достигла главной австро-венгерской военно-морской базы в Поле. [ с ] Эрцгерцог Франц Фердинанд и остальная часть флота отправились бомбардировать итальянское побережье. [ 18 ] [ 19 ] Их внимание было сосредоточено на важной военно-морской базе в Анконе . [ 20 ] а затем и побережье Черногории. Бомбардировка Черногории была частью более крупной австро-венгерской кампании против королевств Черногория и Сербия , входивших в Антанту , в первой половине 1915 года. Нападение на Анкону имело огромный успех, и корабли не встретили сопротивления в течение первой половины 1915 года. операция. В результате бомбардировки провинции и окрестностей был уничтожен итальянский пароход в самом порту Анконы, а итальянский эсминец «Турбина» южнее был серьезно поврежден . На берегу серьезно пострадала инфраструктура порта Анкона, а также близлежащих городов. Железнодорожная станция в Анконе, а также портовые сооружения города были повреждены или разрушены. Местные береговые батареи также были выведены из строя. Среди дополнительных целей, которые были повреждены или уничтожены, были пристани , склады, нефтяные резервуары, радиостанции и местные казармы. В результате бомбардировки погибли 63 итальянца, как мирные жители, так и военнослужащие. [ 21 ] К тому времени, когда итальянские корабли из Таранто и Бриндизи прибыли в Анкону, австро-венгры благополучно вернулись в Полу. [ 22 ]
Целью бомбардировки Анконы было задержать итальянскую армию от развертывания своих сил вдоль границы с Австро-Венгрией путем разрушения важнейших транспортных систем. [ 19 ] Внезапное нападение на Анкону позволило задержать итальянское развертывание в Альпах на две недели. Эта задержка дала Австро-Венгрии ценное время для укрепления своей итальянской границы и передислокации части своих войск с Восточного и Балканского фронтов. [ 23 ]
Единственный ущерб, нанесенный Эржерцогу Францу Фердинанду в последующие дни , судя по всему, был нанесен после того, как линкоры вернулись в Полу. Столкновение корабля с неизвестным австро-венгерским эсминцем произошло 30 мая, когда оба пытались избежать воздушной бомбардировки итальянского дирижабля ; эсминец затонул. [ 24 ] [ д ]
Помимо нападения на Анкону, австро-венгерские линкоры на время войны находились в Поле. [ 11 ] [ 25 ] Их действия были ограничены адмиралом Антоном Хаусом , командующим австро-венгерским флотом, который считал, что ему придется привести в порядок свои корабли, чтобы противостоять любой попытке Италии захватить побережье Далмации . Поскольку уголь был перенаправлен на новые линкоры класса «Тегеттофф» , до конца войны Эрцгерцог Франц Фердинанд и остальная часть австро-венгерского флота действовали как флот . Это привело к блокаде союзниками пролива Отранто . [ 26 ] Поскольку его флот был заблокирован в Адриатическом море, а также в условиях нехватки угля, Хаус принял стратегию, основанную на минах и подводных лодках, призванную уменьшить численное превосходство военно-морских сил союзников. [ 27 ]
Послевоенная судьба
[ редактировать ]По условиям перемирия на Вилле Джусти , положившего конец военным действиям между Италией и Австро-Венгрией, последняя должна была передать Венеции три линкора. Первоначально Италия намеревалась захватить три оставшихся корабля класса «Тегеттофф» , но итальянские водолазы потопили SMS Viribus Unitis за три дня до вступления в силу перемирия. Эржерцог Франц Фердинанд . Вместо нее был заменен [ 28 ] Предварительно дредноут стал экспонатом итальянского парада победы, состоявшегося в марте 1919 года. [ 29 ] Формально он был передан Италии в соответствии с условиями Сен-Жермен-ан-Ле , подписанного в сентябре 1919 года, и был перевезен в Венецию моряками Regia Marina (Королевский флот Италии). Эржерцог Франц Фердинанд, находясь под стражей в Италии, не принимал никаких дальнейших действий; она была списана в 1926 году. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке. « Эржерцог » означает «эрцгерцог».
- ^ Хотя SMS Erzherzog Franz Ferdinand был заложен и введен в эксплуатацию после спуска на воду HMS Dreadnought в 1906 году, его проектирование было начато раньше и имело характеристики линкора до дредноута, а не более поздних линкоров после дредноута .
- ↑ Ведутся споры о том, когда флот покинул Полу. Хальперн утверждает, что флот отплыл через четыре часа, в то время как Сокол утверждает, что флот покинул Полу через два часа после того, как заявление дошло до адмирала Хауса.
- ↑ Хотя New York Times заявила, что безымянный корабль был эсминцем, других записей о потоплении австро-венгерского эсминца в мае 1915 года нет.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сиече , с. 332 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сокол , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ирландия , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус , с. 211.
- ↑ The New York Times и 23 октября 1908 г.
- ^ Сондхаус , с. 181.
- ^ Кобургер , с. 25.
- ^ Сокол , с. 69.
- ^ Фридман, Норман (1 января 2011 г.). Морское вооружение Первой мировой войны . Сифорт. ISBN 978-1848321007 . OCLC 786178793 .
- ^ Сондхаус , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с Хор, «Линкоры Первой мировой войны» , с. 84.
- ^ Вего , с. 151.
- ^ Вего , стр. 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б Вего , с. 152.
- ^ Болезни , с. 332–333.
- ^ Альбертини , с. 460.
- ^ Халперн , с. 54.
- ^ Халперн , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Сокол , с. 107.
- ^ DANFS Зриньи .
- ^ Сокол , с. 107–108.
- ^ Это, Линкоры , с. 180.
- ^ Сокол , с. 109.
- ↑ The New York Times и 7 июня 1915 г.
- ^ Миллер , с. 396.
- ^ Халперн , с. 140.
- ^ Халперн , с. 141.
- ^ Сондхаус , с. 357.
- ^ Кобургер , с. 121 .
Ссылки
[ редактировать ]- Альбертини, Луиджи (1980). войны за Истоки Том. 2. Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-313-22401-0 . OCLC 6144049 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 . OCLC 57447525 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 . OCLC 77797289 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры . Лондон: Лорена Букс. ISBN 978-0-7548-1407-8 . OCLC 56458155 .
- Ирландия, Бернард (1996). Джейн Линкоры 20-го века . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-00-470997-0 . ОСЛК 35900130 .
- Кобургер, Чарльз (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 978-0-313-00272-4 . OCLC 50321762 .
- Миллер, Фрэнсис Тревельян (1916). История Великой войны . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: PF Collier & Son. OCLC 14157413 .
- Сиехе, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 . ОСЛК 28112077 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика, 1904–14 . Лондон: Издательство Фрэнка Касса. ISBN 978-0-7146-4209-3 . OCLC 560641850 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Издательство Сифорт. ISBN 978-1848321007 .
Другие источники
[ редактировать ]- «Австрийский линкор на берегу» . Нью-Йорк Таймс . 23 октября 1908 года . Проверено 18 апреля 2010 г.
- «Австрийцы теряют эсминец» . Нью-Йорк Таймс . 7 июня 1915 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- «Зриньи» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 4 октября 2010 г.