Jump to content

СМС эрцгерцог Франц Фердинанд

СМС эрцгерцог Франц Фердинанд
СМС эрцгерцога Франца Фердинанда на артиллерийских испытаниях в 1908 году.
История
Австро-Венгрия
Имя СМС эрцгерцог Франц Фердинанд
Тезка Эрцгерцог Франц Фердинанд
Владелец Австро-Венгерский флот
Строитель Триестинский технический завод
Заложен 12 сентября 1907 г.
Запущен 8 сентября 1908 г.
Введен в эксплуатацию 5 июня 1910 г.
Судьба Передано Италии
Италия
Выведен из эксплуатации 1926
Судьба Списан в 1926 г.
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Класс и тип Радецкий класса Линкор
Смещение
  • 14 508 длинных тонн (14 741 т) стандартно
  • 15 845,5 длинных тонн (16 100 т) при полной загрузке
Длина 137,5 м (451 фут 1 дюйм)
Луч 24,6 м (80 футов 9 дюймов)
Черновик 8,1 м (26 футов 7 дюймов)
Установленная мощность 19 800 л.с. (14 765 кВт)
Движение
Скорость 20,5 узлов (38,0 км/ч; 23,6 миль в час)
Диапазон 4000 миль (7408 км; 4603 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 890
Вооружение
Броня

СМС эрцгерцог Франц Фердинанд [ а ] австро-венгерский «Радецкий», типа линкор вошедший в состав ВМС Австро-Венгрии 5 июня 1910 года. [ б ] Она была названа в честь эрцгерцога Франца Фердинанда . Будучи первым построенным кораблем своего класса, он опередил Радецкого более чем на шесть месяцев. Ее вооружение включало четыре 30,5-см (12-дюймовых) орудия в двух спаренных башнях и восемь 24-см (9,4 дюйма) орудий в четырех спаренных башнях.

Она участвовала в международном военно-морском протесте против войн в 1913 году, во время которого помогала обеспечить блокаду Черногории Балканских . Он также был одним из первых кораблей, использовавших гидросамолеты для использования в военных целях. Во время Первой мировой войны она прошла ограниченную службу во 2-й дивизии 1-й боевой эскадры, включая мобилизацию для помощи в побеге немецких кораблей SMS Goeben и SMS Breslau и бомбардировке Анконы в 1915 году. В конце войны она был передан Италии в качестве военного приза и в конечном итоге списан в 1926 году.

Строительство

[ редактировать ]

Erzherzog Franz Ferdinand был построен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте . Заложен 12 сентября 1907 года, спущен со стапеля 8 сентября 1908 года. [ 1 ] Тик , использованный на ее палубе, был единственным материалом, который Австро-Венгрия закупила за границей для ее постройки. [ 4 ] Через полтора месяца после спуска на воду его отбуксировали в гавань Муджиа для достройки. Той ночью во время сильного шторма она оторвалась от причала; Без членов экипажа на борту «Эржерцог Франц Фердинанд» дрейфовал несколько часов, прежде чем сел на мель недалеко от Изолы . На следующее утро военно-морской флот обнаружил ее и начал снимать с мели. [ 5 ] Завершение строительства было отложено из-за забастовки сварщиков в 1908 году и забастовки клепальщиков в 1909 году. [ 6 ] Erzherzog Franz Ferdinand был первым построенным кораблем этого класса. [ 7 ] и он был введен в состав австро-венгерского флота 5 июня 1910 года. [ 1 ]

При длине 137,5 м (451 фут 1 дюйм), ширине 24,6 м (80 футов 9 дюймов) и осадке 8,1 м (26 футов 7 дюймов) Erzherzog Franz Ferdinand обычно водоизмещал 14 508 длинных тонн (14 741 т). [ 2 ] С полной боевой нагрузкой водоизмещение до 15 845,5 длинных тонн (16 100 т). [ 1 ] «Эржерцог Франц Фердинанд» , как и другие корабли класса Радецкого , был меньше и не так хорошо вооружен, как другие линкоры современных флотов. Несмотря на эти недостатки, «Эржерцог Франц Фердинанд» был одним из первых настоящих глубоководных боевых кораблей Австро-Венгрии. [ 8 ] Он был оснащен двумя 4-цилиндровыми вертикальными паровыми двигателями тройного расширения мощностью 19 800 лошадиных сил и имел максимальную скорость 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль в час). [ 2 ] [ 3 ] Erzherzog Franz Ferdinand был первым военным кораблем австро-венгерского флота, использовавшим котлы, работающие на нефти и угле. [ 4 ] Максимальная дальность полета составляла 4000 морских миль (7408 км; 4603 мили) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 1 ]

Основное вооружение корабля состояло из четырех 30,5-см (12 дюймов) орудий 45 -го калибра в двух спаренных орудийных башнях . [ 2 ] [ 3 ] Восемь 24-см (9,4 дюйма) орудий в четырех крыльевых башнях образовывали тяжелую ПМК. [ 3 ] Третичная батарея состояла из двадцати 10-см (3,9 дюйма) орудий L/50 в казематных одиночных установках и четырех 47-мм (1,9 дюйма) орудий L/44. [ 3 ] После ремонта 1916–17 годов Škoda 7 cm K16 . были установлены четыре зенитных орудия [ 9 ] диаметром 45 см (17,7 дюйма) Также имелись три торпедных аппарата : два на траверзе и один в корме. [ 1 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

После ввода в строй в 1910 году корабль был приписан к 1-й боевой эскадре австро-венгерского флота. В 1912 году «Эржерцог Франц Фердинанд» и два ее однотипных корабля совершили два учебных круиза в восточную часть Средиземного моря . [ 1 ] Во втором походе в Эгейское море , проходившем с ноября по декабрь, ее сопровождали крейсер «Адмирал Спаун» и пара эсминцев. После возвращения в Полу весь флот был мобилизован для возможных боевых действий, поскольку на Балканах обострилась напряженность. [ 10 ]

В следующем году она участвовала в международной военно-морской демонстрации в Ионическом море в знак протеста против Балканских войн . [ 11 ] до дредноута Корабли других военно-морских сил включали британский HMS King Edward VII , итальянский до дредноута Ammiraglio di Saint Bon , французский броненосный крейсер Edgar Quinet и немецкий легкий крейсер SMS Breslau . [ 12 ] Важнейшей акцией объединенной флотилии, находившейся под командованием британского адмирала Сесила Берни , была блокада черногорского побережья . Целью блокады было помешать сербским подкреплениям поддержать осаду Скутари . [ 13 ] где Черногория осадила объединенные силы албанцев и османов. Под давлением международной блокады Сербия вывела свою армию из Скутари, который впоследствии был оккупирован объединенными сухопутными войсками союзников. [ 14 ]

Первые использованные в бою гидросамолеты , поставленные французским производителем Donnet-Lévêque, эксплуатировались из Эржерцога Франца Фердинанда и двух ее сестер во время блокады. Однако австро-венгерский флот не был удовлетворен операцией, так как на кораблях не хватало места на палубе для самолетов, а также отсутствовали краны, с помощью которых можно было бы легко поднять самолеты на палубы. Позже самолеты были перевезены в ангар на военно-морской верфи в Теодо . [ 14 ] четыре новых дредноута типа Тегеттофф» « — единственные дредноуты К 1913 году в строй вступили , построенные для флота. С вводом в строй этих дредноутов военно-морской флот перевел Эрцгерцог Франца Фердинанда и ее сестер во 2-ю дивизию 1-й боевой эскадры. [ 15 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Корабль был назван в честь эрцгерцога Франца Фердинанда , убийство которого 28 июня 1914 года спровоцировало Первую мировую войну. [ 16 ] В то время линкоры в составе австро-венгерского флота состояли из классов «Радецкий» , «Тегетгоф» и более старых «Габсбург» и «Эрцгерцог Карл» классов . Вместе с остатками австро-венгерского флота « Эржерцог Франц Фердинанд» был мобилизован в конце июля 1914 года для поддержки бегства СМС «Гебен» и «Бреслау» . Два немецких корабля вырвались из Мессины , окруженной британским флотом, и достигли своих союзников в Турции. Флотилия продвинулась на юг до Бриндизи на юго-востоке Италии, когда новости об успешном прорыве достигли Вены. Австро-венгерские корабли были отозваны до участия в боевых действиях. [ 17 ]

Навис над торпедным катером водоизмещением 250 тонн.

23 мая 1915 года, между двумя и четырьмя часами после того, как Италия объявила войну, достигла главной австро-венгерской военно-морской базы в Поле. [ с ] Эрцгерцог Франц Фердинанд и остальная часть флота отправились бомбардировать итальянское побережье. [ 18 ] [ 19 ] Их внимание было сосредоточено на важной военно-морской базе в Анконе . [ 20 ] а затем и побережье Черногории. Бомбардировка Черногории была частью более крупной австро-венгерской кампании против королевств Черногория и Сербия , входивших в Антанту , в первой половине 1915 года. Нападение на Анкону имело огромный успех, и корабли не встретили сопротивления в течение первой половины 1915 года. операция. В результате бомбардировки провинции и окрестностей был уничтожен итальянский пароход в самом порту Анконы, а итальянский эсминец «Турбина» южнее был серьезно поврежден . На берегу серьезно пострадала инфраструктура порта Анкона, а также близлежащих городов. Железнодорожная станция в Анконе, а также портовые сооружения города были повреждены или разрушены. Местные береговые батареи также были выведены из строя. Среди дополнительных целей, которые были повреждены или уничтожены, были пристани , склады, нефтяные резервуары, радиостанции и местные казармы. В результате бомбардировки погибли 63 итальянца, как мирные жители, так и военнослужащие. [ 21 ] К тому времени, когда итальянские корабли из Таранто и Бриндизи прибыли в Анкону, австро-венгры благополучно вернулись в Полу. [ 22 ]

Целью бомбардировки Анконы было задержать итальянскую армию от развертывания своих сил вдоль границы с Австро-Венгрией путем разрушения важнейших транспортных систем. [ 19 ] Внезапное нападение на Анкону позволило задержать итальянское развертывание в Альпах на две недели. Эта задержка дала Австро-Венгрии ценное время для укрепления своей итальянской границы и передислокации части своих войск с Восточного и Балканского фронтов. [ 23 ]

Единственный ущерб, нанесенный Эржерцогу Францу Фердинанду в последующие дни , судя по всему, был нанесен после того, как линкоры вернулись в Полу. Столкновение корабля с неизвестным австро-венгерским эсминцем произошло 30 мая, когда оба пытались избежать воздушной бомбардировки итальянского дирижабля ; эсминец затонул. [ 24 ] [ д ]

Помимо нападения на Анкону, австро-венгерские линкоры на время войны находились в Поле. [ 11 ] [ 25 ] Их действия были ограничены адмиралом Антоном Хаусом , командующим австро-венгерским флотом, который считал, что ему придется привести в порядок свои корабли, чтобы противостоять любой попытке Италии захватить побережье Далмации . Поскольку уголь был перенаправлен на новые линкоры класса «Тегеттофф» , до конца войны Эрцгерцог Франц Фердинанд и остальная часть австро-венгерского флота действовали как флот . Это привело к блокаде союзниками пролива Отранто . [ 26 ] Поскольку его флот был заблокирован в Адриатическом море, а также в условиях нехватки угля, Хаус принял стратегию, основанную на минах и подводных лодках, призванную уменьшить численное превосходство военно-морских сил союзников. [ 27 ]

Послевоенная судьба

[ редактировать ]

По условиям перемирия на Вилле Джусти , положившего конец военным действиям между Италией и Австро-Венгрией, последняя должна была передать Венеции три линкора. Первоначально Италия намеревалась захватить три оставшихся корабля класса «Тегеттофф» , но итальянские водолазы потопили SMS Viribus Unitis за три дня до вступления в силу перемирия. Эржерцог Франц Фердинанд . Вместо нее был заменен [ 28 ] Предварительно дредноут стал экспонатом итальянского парада победы, состоявшегося в марте 1919 года. [ 29 ] Формально он был передан Италии в соответствии с условиями Сен-Жермен-ан-Ле , подписанного в сентябре 1919 года, и был перевезен в Венецию моряками Regia Marina (Королевский флот Италии). Эржерцог Франц Фердинанд, находясь под стражей в Италии, не принимал никаких дальнейших действий; она была списана в 1926 году. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке. « Эржерцог » означает «эрцгерцог».
  2. ^ Хотя SMS Erzherzog Franz Ferdinand был заложен и введен в эксплуатацию после спуска на воду HMS Dreadnought в 1906 году, его проектирование было начато раньше и имело характеристики линкора до дредноута, а не более поздних линкоров после дредноута .
  3. Ведутся споры о том, когда флот покинул Полу. Хальперн утверждает, что флот отплыл через четыре часа, в то время как Сокол утверждает, что флот покинул Полу через два часа после того, как заявление дошло до адмирала Хауса.
  4. Хотя New York Times заявила, что безымянный корабль был эсминцем, других записей о потоплении австро-венгерского эсминца в мае 1915 года нет.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сиече , с. 332 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Сокол , с. 151.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Ирландия , с. 12.
  4. ^ Перейти обратно: а б Сондхаус , с. 211.
  5. The New York Times и 23 октября 1908 г.
  6. ^ Сондхаус , с. 181.
  7. ^ Кобургер , с. 25.
  8. ^ Сокол , с. 69.
  9. ^ Фридман, Норман (1 января 2011 г.). Морское вооружение Первой мировой войны . Сифорт. ISBN  978-1848321007 . OCLC   786178793 .
  10. ^ Сондхаус , с. 207.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хор, «Линкоры Первой мировой войны» , с. 84.
  12. ^ Вего , с. 151.
  13. ^ Вего , стр. 151–152.
  14. ^ Перейти обратно: а б Вего , с. 152.
  15. ^ Болезни , с. 332–333.
  16. ^ Альбертини , с. 460.
  17. ^ Халперн , с. 54.
  18. ^ Халперн , с. 144.
  19. ^ Перейти обратно: а б Сокол , с. 107.
  20. ^ DANFS Зриньи .
  21. ^ Сокол , с. 107–108.
  22. ^ Это, Линкоры , с. 180.
  23. ^ Сокол , с. 109.
  24. The New York Times и 7 июня 1915 г.
  25. ^ Миллер , с. 396.
  26. ^ Халперн , с. 140.
  27. ^ Халперн , с. 141.
  28. ^ Сондхаус , с. 357.
  29. ^ Кобургер , с. 121 .

Другие источники

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72507012f116ed96c1fdcf144959626e__1708675200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/6e/72507012f116ed96c1fdcf144959626e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Erzherzog Franz Ferdinand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)