СМС Радецкий (1909)
СМС Радецкий
| |
История | |
---|---|
Австро-Венгрия | |
Имя | СМС Радецкий |
Тезка | Йозеф Радецкий фон Радец |
Строитель | Триестинский технический завод |
Заложен | 26 ноября 1907 г. |
Запущен | 3 июля 1909 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 января 1911 г. |
Соединенные Штаты | |
Имя | Военный корабль США Радецкий |
Судьба | Передан Италии , в конечном итоге списан с 1920 по 1921 год. |
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |
Класс и тип | Радецкий класса Линкор |
Смещение | 14 500 длинных тонн (14 700 т) |
Длина | 139 м (456 футов) |
Луч | 25 м (82 фута) |
Черновик | 8,1 м (26 футов 7 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч) |
Диапазон |
|
Дополнить | 880–890 офицеров и солдат |
Вооружение |
|
Броня |
СМС Радецкий [ а ] был первым из трех «Радецкий», типа линкоров построенных для австро-венгерского флота (KuK Kriegsmarine). Она была названа в честь австрийского фельдмаршала XIX века Йозефа Радецкого фон Радца . Радецкий и ее сестры, Эржерцог Франц Фердинанд и Зрини , были последними дредноутами, построенными австро-венгерским флотом — за ними последовали более крупные и значительно более мощные Тегеттофф класса дредноуты . [ б ]
Radetzky был построен судостроительной компанией Stabilimento Tecnico в Триесте и принят в состав флота 15 января 1911 года. корабль совершал тренировочные походы по Средиземному морю Перед началом Первой мировой войны в середине 1914 года . Во время войны Радецкий действовал в основном в составе флота, находясь вместе с остальной частью австро-венгерского флота; при этом корабли связали значительные военно-морские силы Тройственной Антанты . Радецкий действительно участвовал в некоторых наступательных операциях, в первую очередь в береговых бомбардировках в Адриатическом море против французских, черногорских и итальянских целей.
К концу 1918 года, когда шла война против австрийцев, Радецкий был готов к переводу в состав Государства словенцев, хорватов и сербов . 10 ноября 1918 года, через шесть дней после австрийского перемирия, офицеры югославского флота вывели линкор из Полы и сдали его эскадре американских охотников за подводными лодками . По условиям Сен-Жермен-ан-Ле передача не признавалась; вместо этого Радецкий был передан Италии и разобран на металлолом .
Строительство
[ редактировать ]Radetzky был построен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте , там же, где строились ее однотипные корабли. Это был второй построенный корабль своего класса, и его колени были заложены 26 ноября 1907 года. [ 4 ] Тик , использованный на палубе Радецкого, был единственным материалом, который Австро-Венгрия должна была закупить за границей для постройки корабля. [ 5 ] «Радецкий» был спущен на воду со стапеля 3 июля 1909 года, принят в состав австро-венгерского флота 15 января 1911 года и имел экипаж от 880 до 890 офицеров и солдат. [ 3 ] [ 4 ]
Радецкий имел длину 138,8 м (455 футов 4 дюйма), ширину 24,6 м (80 футов 8 дюймов) и осадку 8,1 м (26 футов 9 дюймов). Водоизмещение 14 508 длинных тонн (14 741 т) в нормальном режиме и до 15 845,5 длинных тонн (16 099,8 т) с полной боевой нагрузкой. Корабль был оснащен двухвальными четырехцилиндровыми вертикальными двигателями тройного расширения мощностью 19 800 лошадиных сил и максимальной скоростью 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль в час). У нее была максимальная дальность полета 4000 миль (7400 км; 4600 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Основное вооружение корабля состояло из четырех 30,5-см (12 дюймов) орудий 45 -го калибра в двух спаренных орудийных башнях . Она была дополнена тяжелой вторичной батареей из восьми 24-см (9,4 дюйма) орудий в четырех крыльевых башнях. Третичная батарея состояла из двадцати 10-см орудий L/50 в одиночных казематных установках, двух 66-мм (2,6 дюйма) десантных орудий L/18, четырех 47-мм (1,9 дюйма) L/44 и одного 47-мм скорострельных L/33. пистолеты. После ремонта 1916-17 годов Škoda 7 cm K16 . были установлены четыре зенитных орудия [ 6 ] диаметром 45 см (17,7 дюйма) Также имелись три торпедных аппарата : два на балках и один в корме. [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]Одной из первых обязанностей Радецкого коронации было участие в смотре британской короля Георга V в Спитхеде в июне 1911 года. После своего возвращения в австро-венгерский флот она вместе со своими двумя сестрами совершила несколько тренировочных круизов в восточном Средиземноморье в 1912 году. Позже в том же году Радецки и ее сестры под командованием вице-адмирала Максимилиана Негована [ 7 ] принял участие в демонстрации международного флота в Ионическом море в знак протеста против Балканских войн . [ 8 ] Среди кораблей других флотов были британский додредноут HMS King Edward VII , итальянский додредноут Ammiraglio di Saint Bon , французский броненосный крейсер Edgar Quinet и немецкий легкий крейсер SMS Breslau . [ 7 ] Объединенная флотилия под командованием британского адмирала Сесила Берни приступила к блокаде побережья Черногории, чтобы помешать сербским подкреплениям поддержать осаду Скутари . [ 9 ]
В ходе операции первые гидросамолеты, которые были использованы в бою, эксплуатировались Радецкой и двумя ее сестрами. [ 10 ] Однако это оказалось неудовлетворительным, поскольку на кораблях не было кранов, с помощью которых можно было бы поднимать самолеты на палубу, а также того факта, что палуба была слишком мала для размещения самолетов. В результате давления международной блокады Сербия вывела свою армию из Скутари, который тогда был оккупирован объединенными сухопутными войсками союзников. [ 10 ] К 1913 году новые дредноуты типа Тегеттофф» « поступили на действительную службу, и поэтому Радецки и ее сестры были переведены из 1-го дивизиона во 2-й дивизион 1-й боевой эскадры. [ 4 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, немецкий линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» добывали уголь в Мессине ; Британские военные корабли начали собираться возле порта, пытаясь поймать немецкие корабли. Немецкий флот призвал своих австро-венгерских союзников прийти им на помощь; Высшее командование Австро-Венгрии поначалу колебалось, поскольку хотело избежать начала боевых действий с британцами. [ 11 ] Однако, когда немцы ясно дали понять, что хотят, чтобы австро-венгерский флот дошел только до Бриндизи часть флота, который к тому времени был мобилизован, в том числе Радецкий , высшее командование уступило и направило на операцию . Флот отплыл на назначенную широту под строгим приказом только активно помогать немецким кораблям, пока они находились в австро-венгерских водах. После успешного прорыва немецких кораблей в Средиземное море австро-венгерский флот вернулся в порт. [ 12 ]
В октябре 1914 года французская армия установила артиллерийские батареи на горе Ловчен для поддержки армии Черногории против австрийской армии у Каттаро . К моменту вступления в строй, 15 октября, у австро-венгров были готовы дредноуты класса Монарх» « . Однако их 24-см орудий было недостаточно, чтобы выбить французские артиллерийские батареи, и поэтому Радецкий . на помощь им был отправлен [ 13 ] 21 октября корабль прибыл, и огонь его 30,5-см орудий вынудил французов покинуть позиции. [ 13 ] [ 14 ]
23 мая 1915 года, между двумя и четырьмя часами после того, как Италия объявила войну, достигла главной австро-венгерской военно-морской базы в Поле. [ 15 ] [ с ] Радецкий и остальная часть флота отправились бомбардировать итальянское и черногорское побережье. [ 16 ] [ 17 ] Их внимание было сосредоточено на важной военно-морской базе в Анконе . [ 15 ] а затем и побережье Черногории. Бомбардировка Черногории была частью более крупной австро-венгерской кампании против королевств Черногория и Сербия , входивших в Антанту , в первой половине 1915 года. [ 18 ] Во время атаки на Анкону и окружающую береговую линию «Радецкий» , а также крейсеры «СМС Адмирал Спаун» и «СМС Гельголанд» , а также эсминцы «СМС Орьен» , «СМС Лика Чепель» и «СМС Татра» направились на юг для прикрытия кораблей, атакующих Анкону. Не обнаружив в районе кораблей противника, группа обстреляла острова Термити, Виест, Манфредонию и Барлетту. После выхода из залива Манфредония Радецки и остальные сопровождавшие ее корабли заметили первые за день вражеские корабли - два итальянских эсминца. Во время боя одному итальянскому эсминцу удалось уйти от австрийских кораблей, но другой, Turbine , был серьезно поврежден. Только когда появились более крупные итальянские силы, Радецки и сопровождающие ее корабли отказались от попыток захватить поврежденный эсминец. [ 19 ]
Помимо столкновения с Турбиной , Радецкий сумел разрушить железнодорожный мост возле города Фермо , серьезно затруднив передвижение войск и снабжения в регионе. [ 17 ] В результате бомбардировки погибли шестьдесят три итальянских гражданских лица и военнослужащих. [ 18 ] К тому времени, когда на место происшествия прибыли итальянские корабли из Таранто и Бриндизи, австро-венгры благополучно вернулись в Полу. [ 20 ]
Атака на Анкону имела огромный успех, и австро-венгерские корабли практически не встречали сопротивления на протяжении всей операции. [ 18 ] Целью бомбардировки было задержать итальянскую армию от развертывания своих сил вдоль границы с Австро-Венгрией путем разрушения важнейших транспортных систем. [ 17 ] Внезапное нападение на Анкону позволило задержать итальянское развертывание в Альпах на две недели. Эта задержка дала Австро-Венгрии ценное время для укрепления своей итальянской границы и передислокации части своих войск с Восточного и Балканского фронтов. [ 21 ]
Помимо нападения на Анкону, большая часть австро-венгерских линкоров на время войны в основном находилась в Поле. [ 8 ] [ 22 ] Их действия были ограничены адмиралом Антоном Хаусом , командующим австро-венгерским флотом, который считал, что ему придется привести в порядок свои корабли, чтобы противостоять любой попытке Италии захватить побережье Далмации . Поскольку уголь был перенаправлен на новые линкоры типа «Тегеттофф» , до конца войны Радецкий и остальная часть австро-венгерского флота действовали как флот . Это привело к блокаде союзниками пролива Отранто . [ 23 ] Поскольку его флот был заблокирован в Адриатическом море и столкнулся с нехваткой угля, Хаус попытался использовать мины и подводные лодки, а не линкоры, чтобы уменьшить численное превосходство военно-морских сил союзников. [ 24 ]
Конец войны
[ редактировать ]К октябрю 1918 года Австрия приготовилась передать весь свой флот недавно созданному Государству словенцев, хорватов и сербов (позже ставшему Королевством Югославия ), чтобы не допустить его попадания в руки Италии. 10 ноября 1918 года, за день до перемирия союзников с Германией и через шесть дней после того, как австрийцы и итальянцы согласились на перемирие на Вилле Джусти , югославские офицеры со скретч-командами вывели Радецкого и Зриньи из Полы. [ 8 ] [ 15 ] Выйдя за пределы Полы, корабли заметили тяжелые соединения итальянского флота; два линкора подняли американские флаги и направились на юг, спасаясь бегством. Эскадра охотников за подводными лодками ВМС США, действовавшая у города Спалато, приняла капитуляцию Радецкого и Зриньи . [ 8 ] Однако в соответствии с последующим мирным договором союзные державы проигнорировали уже состоявшуюся передачу австро-венгерских кораблей югославскому флоту; вместо этого корабли были переданы Италии. [ 15 ] Радецкий распался в Италии между 1920 и 1921 годами. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ↑ Хотя SMS Radetzky был заложен и введен в эксплуатацию после спуска на воду HMS Dreadnought в 1906 году, его проектирование было начато раньше, и он имел характеристики линкора до дредноута, а не более поздних пост-дредноутов .
- ↑ Ведутся споры о том, когда флот покинул Полу. Хальперн утверждает, что флот отплыл через четыре часа, в то время как Сокол утверждает, что флот покинул Полу через два часа после того, как заявление дошло до адмирала Хауса.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сиехе , с. 332 .
- ^ Сокол , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Ирландия , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сиече , с. 333 .
- ^ Сондхаус , с. 211.
- ^ Фридман, Норман (1 января 2011 г.). Морское вооружение Первой мировой войны . Сифорт. ISBN 978-1848321007 . OCLC 786178793 .
- ^ Jump up to: а б Вего , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д Это , с. 84.
- ^ Вего , стр. 151–152.
- ^ Jump up to: а б Вего , с. 152.
- ^ Халперн , с. 53.
- ^ Халперн , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Сокол , с. 96.
- ^ Халперн , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д DANFS Зриньи .
- ^ Халперн , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с Сокол , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Сокол , с. 107–108.
- ^ Сокол , с. 108–109.
- ^ Это , с. 180.
- ^ Сокол , с. 109.
- ^ Миллер , с. 396.
- ^ Халперн , с. 140.
- ^ Халперн , с. 141.
Ссылки
[ редактировать ]- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 . OCLC 57447525 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 . OCLC 77797289 .
- Ирландия, Бернард (1996). Джейн Линкоры 20-го века . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-00-470997-0 . ОСЛК 35900130 .
- Миллер, Фрэнсис Тревельян (1916). История Великой войны . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: PF Collier & Son. OCLC 14157413 .
- Сиехе, Эрвин (1985). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 . ОСЛК 28112077 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика, 1904–14 . Лондон: Издательство Фрэнка Касса. ISBN 978-0-7146-4209-3 . OCLC 560641850 .
- «Зриньи» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 8 сентября 2009 г.
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Издательство Сифорт. ISBN 978-1848321007 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Радецким (корабль, 1909 г.) на Викискладе?