Jump to content

Список линкоров Франции

Ришелье, проходящий через Ист-Ривер, будет завершен на Бруклинской военно-морской верфи в начале 1943 года.

Между 1889 и 1949 годами французский флот построил серию до-дредноутов , дредноутов и быстрых линкоров , в конечном итоге насчитывая тридцать четыре корабля: двадцать три до-дредноута, семь дредноутов и четыре быстрых линкора. Еще семь - пять дредноутов и два быстроходных линкора - были списаны на разных стадиях постройки (один из них был переоборудован в авианосец во время постройки), а еще семь были списаны до начала работ. Первая программа строительства линкоров последовала за периодом замешательства в стратегическом мышлении во Франции по поводу оптимальной формы флота. В то время французское военно-морское командование состояло из конкурирующих фракций, одна из которых выступала за строительство флота крупных кораблей , продолжая программу традиционных броненосных военных кораблей, которые доминировали во флоте в 1860-х и 1870-х годах. Другая крупная фракция предпочитала доктрину Jeune École , в которой подчеркивалось использование дешевых торпедных катеров для уничтожения дорогих крупных кораблей. В тот период решения по строительству военно-морского флота часто зависели от министра военно-морского флота В то время занимал должность .

Пара броненосных линкоров была отменена адмиралом Теофилем Обом , приверженцем Jeune École , но один из двух был перепроектирован в преддредноутный « Бреннус» после ухода Оба. К концу десятилетия Закон о британской военно-морской обороне 1889 года , который значительно усилил Королевский флот , предоставил фракции линкоров оправдание, необходимое для того, чтобы приступить к аналогичной программе расширения военно-морского флота. Французы ответили Военно-морским статутом (Военно-морским законом) 1890 года, согласно которому общая численность флота составляла двадцать восемь линкоров. По первоначальной программе было заказано четыре корабля, пятый был добавлен в процессе проектирования: «Шарль Мартель» , «Карно» , «Жорегиберри» , «Массена» и «Буве» . Это были экспериментальные корабли, построенные по разным проектам, но с одинаковыми широкими характеристиками; Все они отличались ярко выраженным кувырком и ромбовидным смешанного калибра расположением главного калибра . Все пять оказались разочарованием из-за плохой остойчивости и плохой устойчивости к подводным атакам.

Затем военно-морской флот начал серию стандартизированных кораблей, спроектированных одним архитектором; это были три Карла Великого класса и производные Иена и Сюффрен . Первоначальная серия французских линкоров практически не использовалась и в 1890-х и 1900-х годах была занята в основном учебными мероприятиями. Они попеременно работали в Северной и Средиземноморской эскадрильях, прежде чем были выведены из боевой службы в конце первого десятилетия 20-го века, когда на вооружение поступили более современные линкоры. В 1900 году французское правительство приняло новый Военно-морской статут для противодействия растущей военно-морской мощи Германии , в результате чего были созданы два République и четыре Liberté линкора класса ; они были очень похожи, но различались аккумуляторной батареей . Эти корабли оказались гораздо более успешными, чем предыдущие линкоры французского флота, и они составили основу Средиземноморской эскадры, когда в 1914 году началась война.

Новый Военно-морской статут 1906 года привел к постройке шести «Дантон» линкоров типа и семи дредноутов «Курбе» и «Бретань» классов . » «Дантоны были судами до дредноутов, построенными после того, как спуск на воду британского «большого орудия» HMS Dreadnought сделал такие суда устаревшими, хотя французы в то время предпочитали более высокую скорострельность более легких вторичных орудий. Убежденные в необходимости последовать их примеру и создать собственные дредноуты, французы заказали четыре « Курбе » в 1910 году, а затем три «Бретани » в 1912 году. Это будут последние линкоры, построенные за два десятилетия, поскольку Первая мировая война вынудила французов отменить классы Нормандия» и «Лион» « (заказаны для программ 1913 и 1915 годов), поскольку промышленные и финансовые ресурсы были перенаправлены французской армии , а финансовые ограничения после войны помешали дальнейшему строительству. Во время войны основная часть французского флота была занята охраной южной оконечности Адриатического моря для сдерживания австро-венгерского флота. , в то время как старые суда использовались в других местах, особенно во время Дарданелльской кампании , где Буве был потоплен в 1915 году. После войны уцелевшие дредноуты были либо списаны , либо переведены на второстепенные роли.

К середине 1930-х годов французы снова приступили к программе строительства военно-морских сил для противодействия немецкому и итальянскому флотам, в результате чего были созданы два «Дюнкерк» линкора класса и четыре «Ришелье» линкора типа ; из четырех Ришелье запланированных « » два были отменены к началу Второй мировой войны , и только один был завершен вовремя, чтобы принять участие в боевых действиях во время войны. Окончательный проект, «Эльзас» класс , был утвержден в 1940 году после начала войны, но был отменен после поражения Франции в битве за Францию . Два «Дюнкерка » участвовали в ограниченных боевых действиях во время войны: «Дюнкерк» был потоплен во время британской атаки на Мерс-эль-Кебир, чтобы предотвратить его захват немцами. Там же были потоплены «Бретань» и «Прованс» , а третий представитель класса, «Лотарингия» , был захвачен англичанами и передан Военно-морским силам Свободной Франции . Снятые с мели и возвращенные в Тулон , Дюнкерк и Прованс позже были затоплены первого там вместе с однотипным кораблем «Страсбург», когда французы намеренно затопили флот. чтобы не допустить захвата судов немецкими солдатами. Тем временем Ришелье прошел капитальный ремонт в Соединенных Штатах и ​​​​с 1943 года служил в составе Свободной Франции. Жан Барт , имея в рабочем состоянии только одну орудийную башню главного калибра , ненадолго вступил в бой с силами Соединенных Штатов во время операции «Факел» в ноябре 1942 года и в конечном итоге был завершен в конце 1940-х годов. И он, и «Ришелье» служили учебными кораблями, прежде чем были списаны в 1968 году.

Ключ
Вооружение Количество и тип основного вооружения
Броня Максимальная толщина армопояса
Смещение Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке
Движение Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость.
Услуга Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба.
Заложен Дата киля начала сборки
Введен в эксплуатацию Дата сдачи корабля в эксплуатацию

Линкоры до дредноута

[ редактировать ]
Бреннус в начале своей карьеры

Brennus , построенный в конце 19 века, был первым до дредноута линкором французского флота . В этот период французский военно-морской флот экспериментировал с Jeune École , в котором особое внимание уделялось дешевым торпедным катерам и крейсерам вместо дорогих броненосных военных кораблей , которые доминировали в военно-морском строительстве в 1860-х и 1870-х годах, поэтому военно-морской флот заказал серию экспериментальных проектов, чтобы определить наиболее эффективные типы кораблей. Адмирал Теофиль Об , тогдашний военно-морской министр и сторонник Jeune École , отменил строительство пары броненосных линкоров в 1886 году, но после того, как Об покинул свой пост, его преемник разрешил перепроектировать один из кораблей в современный линкор до дредноута. «Бреннус» был единственным судном, построенным по ее проекту, подготовленному Чарльзом Эрнестом Хуином , хотя он послужил основой для нескольких последующих кораблей. Она отошла от более ранних проектов французских броненосных линкоров, внедрив ряд нововведений. В их число входила главная батарея тяжелых орудий, установленная на осевая линия , гомогенная стальная броня и первое использование котлов Бельвилля . [ 1 ] [ 2 ]

Бреннус провела большую часть своей карьеры в Средиземноморской эскадре , первоначально служа ее флагманом . В 1900 году случайно протаранил и потопил эсминец « Фраме» . Когда в состав флота поступили новые линкоры, в начале 1900-х годов Бреннус был переведен в резервную эскадру; этот период она провела в основном бездействующей с сокращенным экипажем, и ее повторно активировали для тренировок с остальным флотом. Он использовался в качестве учебного корабля с 1908 по 1914 год. К началу Первой мировой войны в августе 1914 года ее старость и плохое состояние не позволили ей участвовать в боевых действиях, и вместо этого она превратилась в громаду . В конечном итоге он был исключен из военно-морского реестра в 1919 году и продан на металлолом три года спустя. [ 3 ] [ 4 ]

Краткое описание Бреннус класса
Корабль Вооружение [ 5 ] Броня [ 6 ] Смещение [ 6 ] Движение [ 7 ] Услуга
Заложен [ 8 ] В эксплуатации [ 9 ] Судьба [ 4 ]
Бреннус 3 × 340-мм (13,4 дюйма) орудия обр. 1887 г. 400 мм (15,7 дюйма) 11 370 метрических тонн (11 190 длинных тонн ) 2 вала, двигатели тройного расширения , 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) 2 января 1889 г. 11 января 1896 г. Расставание , 1922 год.

Чарльз Мартель

[ редактировать ]
Иллюстрация Чарльза Мартелла в процессе

«Шарль Мартель» был первым из группы из пяти очень похожих линкоров, заказанных в рамках программы строительства 1890 года в рамках французского ответа на крупную британскую программу строительства военно-морских сил. Пять кораблей были построены по одним и тем же основным конструктивным параметрам, хотя отдельным архитекторам было разрешено отклоняться друг от друга в меньших деталях. Корабли были заказаны в ответ на Закон о британской военно-морской обороне 1889 года , который разрешил строительство восьми Royal Sovereign линкоров класса ; Французский закон был направлен на сохранение флота в положении относительного паритета с Королевским флотом . Всего по программе планировалось построить двадцать восемь линкоров. Чтобы снизить затраты и свести к минимуму возражения со стороны Палаты депутатов , водоизмещение новых кораблей будет ограничено 12 000 т (12 000 длинных тонн). [ 10 ] Базовый проект первого корабля, «Чарльз Мартель» , также был подготовлен Хуином, который взял за основу «Бреннус» , хотя вооружение имело ромбовидную компоновку, которая использовалась на ряде старых броненосных линкоров, таких как «Маджента» класс . [ 11 ] Корабль разочаровал в эксплуатации, как и его четыре сводные сестры , все из которых страдали от плохой остойчивости, в основном из-за их явно выраженного кувырка и перегруженной конструкции. [ 12 ]

Корабль провел свою карьеру в Средиземноморской эскадре. В 1897 году она присоединилась к Интернациональной эскадрилье , посланной для вмешательства в греческое восстание 1897–1898 годов на Крите против правления Османской империи . [ 13 ] Чарльз Мартель служил флагманом 2-й дивизии Средиземноморской эскадры с 1900 года, а затем был переведен в резервную эскадру в 1902 году. Там он служил флагманом до тех пор, пока его не заменили в 1903 году. Чарльз Мартель был назначен во 2-ю боевую эскадру. в 1910 году, а в следующем году был переведен в недавно созданную 3-ю боевую эскадрилью. Он вернулся в резервный статус в 1912 году и больше не участвовал в деятельности, и в конечном итоге был списан в 1922 году. [ 14 ] [ 15 ]

Краткое содержание Шарля Мартелла класса
Корабль Вооружение [ 15 ] Броня [ 16 ] Смещение [ 17 ] Движение [ 18 ] Услуга
Заложен [ 16 ] Введен в эксплуатацию [ 16 ] Судьба [ 15 ]
Чарльз Мартель 2 × 305-мм (12 дюймов) орудия обр. 1887 г.
2 × 274-мм (10,8 дюйма) орудия Canon Model 1887
460 мм 11 880 т (11 692 длинных тонны) 2 вала, двигатели тройного расширения, 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) 1 августа 1891 г. Июнь 1897 г. Расставание, 1922 год.
Иллюстрация Карно , все еще строящаяся после ее спуска на воду, ок. 1896 г.

«Карно» был заказан по той же программе, что и «Шарль Мартель» , и, как и другое судно, он во многом базировался на «Бреннусе» и «Мадженте» . Но вместо того, чтобы просто повторять один и тот же проект, штаб ВМС Франции решил позволить разным военно-морским архитекторам построить несколько разных проектов для оценки конкурирующих предложений для будущих программ. Карно был спроектирован Виктором Сальо , заместителем директора по военно-морскому строительству в Тулоне . По сравнению с «Шарлем Мартелем » «Карно» был во многом похож, с той же главной батареей, хотя и имел меньшую надстройку в попытке минимизировать максимальный вес и, следовательно, нестабильность, от которой страдали многие французские крупные корабли в этот период. Тем не менее корабль все еще был слишком тяжелым и имел недостаточную остойчивость. После его достройки в корабль были внесены модификации, но проблему они не решили, и, как и остальные корабли программы 1890 года, «Карно» не был особенно удачным судном. [ 19 ]

Ранняя карьера корабля пошла по той же траектории, что и карьера Чарльза Мартелла ; большую часть времени она провела в Средиземноморской эскадре, а в 1897 году тоже служила в составе Международной эскадры. [ 13 ] После этого она начала поочередно служить в Северной и Средиземноморской эскадрильях; она была в составе Северной эскадры в 1901 году, [ 20 ] за которым последовало краткое возвращение в Средиземное море в составе резервной эскадрильи в 1903 году. [ 21 ] В 1904 году она вернулась в Северную эскадру. [ 22 ] где она оставалась до 1907 года, когда ее направили во 2-ю боевую эскадру в Средиземноморье. [ 23 ] В начале 1911 года подразделение было переведено в Брест, Франция , а позже в том же году вернулось в Тулон, где оно было переименовано в 3-ю эскадрилью. Карно был переведен в резерв в 1913 году и окончательно расформирован в 1922 году. [ 24 ] [ 25 ]

Краткое описание Карно класса
Корабль Вооружение [ 26 ] Броня [ 16 ] Смещение [ 27 ] Движение [ 27 ] Услуга
Заложен [ 28 ] Введен в эксплуатацию [ 28 ] Судьба [ 25 ]
Карно 2 × 305-мм орудия Canon обр. 1887 г.
2 × 274-мм орудия Canon обр. 1887 г.
460 мм 11 954 т (11 765 длинных тонн) 2 вала, двигатели тройного расширения, 17,8 узлов (32,97 км / ч; 20,48 миль в час) июль 1891 г. июль 1897 г. Расставание, 1922 год.

Хорегиберри

[ редактировать ]
Жорегиберри дымится на высокой скорости, вероятно, во время ходовых испытаний.

Jauréguiberry был спроектирован Амабле Лаганом , военно-морским архитектором, который руководил строительством одного из броненосцев класса Magneta судна , и в результате корабль находился под сильным влиянием более раннего судна, особенно в отношении сравнительно короткого и широкого корпуса . Чилийский броненосец «Капитан Прат» , построенный тогда на той же верфи и также спроектированный Лаганом, также оказался влиятельным. капитана Прата была ПМК установлена ​​в двухорудийных башнях для экономии веса и места, и Лаган применил это нововведение для Жорегиберри , впервые такое расположение было использовано на французском линкоре. Как и другие ее французские современники, он был нестабильным и страдал от плохой мореходности из-за ограниченного водоизмещения. [ 29 ]

Как и другие линкоры, построенные в этот период, Жорегиберри карьера в мирное время прошла без происшествий. На ней произошло несколько незначительных аварий, в том числе пара случайных взрывов торпед камер сжатого воздуха в 1897 и 1905 годах. [ 30 ] Также в 1897 году она присоединилась к Шарлю Мартелю и Карно в Международной эскадрилье для операций у берегов Крита. [ 13 ] В 1913 году корабль был приписан к Учебной дивизии, а в 1914 году служил в Особой дивизии. После начала Первой мировой войны корабль был отправлен для прикрытия военных кораблей конвоев из Северной Африки во Францию, а затем находился в составе Сирийской дивизии. в начале 1915 года. Затем Жорегиберри присоединилась к Дарданелльской дивизии для операций против Османской империи, включая поддержку высадки на мысе Геллес в апреле 1915 года. Затем она вернулась в Сирию, где она оставался в основном до 1918 года, когда ему был присвоен статус резерва. Выведенный из эксплуатации в 1919 году, он был переоборудован в казарменный корабль в 1920 году и окончательно разобран в 1934 году. [ 31 ] [ 32 ]

Краткое описание Жорегиберри класса
Корабль Вооружение [ 33 ] Броня [ 34 ] Смещение [ 34 ] Движение [ 34 ] [ 35 ] Услуга [ 36 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Хорегиберри 2 × 305-мм орудия Canon обр. 1887 г.
2 × 274-мм орудия Canon обр. 1887 г.
400 мм (15,7 дюйма) 11 818 т (11 631 длинная тонна) 2 вала, двигатели тройного расширения, 17,5 кН. 23 апреля 1891 г. 16 февраля 1897 г. Расставание, 1934 год.
Массена в порту, дата неизвестна.

Массена был спроектирован Луи де Бюсси, который также спроектировал революционный броненосный крейсер Дюпюи де Лом ; Как и другие участники программы 1890 года, «Массена» был построен с теми же ограничениями по водоизмещению и, соответственно, страдал от тех же проблем с остойчивостью и мореходностью. Она также сохранила ту же форму пастилок, что и ее сводные сестры. Корабль привнес одно важное новшество в конструкцию французского крупного корабля: трехвальную двигательную установку. Все предыдущие французские крупные корабли использовали два винта. Он также был первым кораблём, на котором были установлены улучшенные версии 305-мм и 274-мм главных орудий 1893 года, правда, это была экспериментальная версия калибра 45 калибров, которая позже была уменьшена до 40 кал. на более поздних судах - ими должны были быть оснащены все французские линкоры на протяжении более десяти лет. [ 37 ] [ 38 ]

Карьера корабля прошла без происшествий; Первые годы службы она служила флагманом Северной эскадры. В 1903 году ее перевели в резервный дивизион Средиземноморской эскадры. В течение следующих нескольких лет его периодически возобновляли для участия в учениях с остальным флотом, прежде чем снова перевести в резерв в 1913 году. [ 39 ] Халкнутый в 1915 году, [ 40 ] В конечном итоге Массена был затоплен в ноябре 1915 года, чтобы образовать волнолом для защиты судов, эвакуировавших союзную армию, потерпевшую поражение в кампании в Галлиполи . [ 25 ]

Краткое описание Массена класса
Корабль Вооружение [ 40 ] Броня [ 41 ] Смещение [ 41 ] Движение [ 41 ] Услуга [ 25 ] [ 40 ] [ 41 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Массена 2 × 305-мм орудия Canon обр. 1893 г.
2 × 274-мм орудия обр. 1893 г.
450 мм (17,7 дюйма) 11 920 т (11 735 длинных тонн) 3 вала, двигатели тройного расширения, 17 кН. Сентябрь 1892 г. Июнь 1898 г. Затоплен, 9 ноября 1915 г.
Буве , дата неизвестна.

Буве был последним и самым успешным участником программы 1890 года; она была третьим судном, спроектированным Хуином. Он использовал опыт, полученный с Чарльзом Мартелем, для создания улучшенной версии, пытаясь исправить недостатки других судов, заказанных по программе. Надстройка « Буве » была меньше, чем у других кораблей, и, хотя она не была такой тяжелой, как другие корабли, она все же обладала недостаточной остойчивостью, что способствовало ее окончательной гибели в 1915 году. недостаточно подразделенный корпус, не способный справиться с подводными повреждениями. Корабль был первым крупным французским военным кораблем, оснащенным интегрированной системой управления огнем , которая координировала действия дальномеров , наблюдателей и артиллерийских расчетов с центральным командным пунктом для управления наведением основных орудий. [ 42 ]

Буве провела свою карьеру в Средиземноморской эскадре, занимаясь в основном учениями и походами. В 1903 году он попал в столкновение с линкором «Галуа», в результате которого оба судна были слегка повреждены, а капитаны обоих кораблей были освобождены от должности. Она помогала в оказании помощи после извержения Везувия в 1906 году, а в следующем году ее перевели во 2-ю боевую эскадру, входившую в состав тогдашнего Средиземноморского флота. В отличие от своих четырех сводных сестер, она оставалась на действительной службе флота с началом Первой мировой войны, а после прикрытия конвоев из Северной Африки была отправлена ​​в Дарданеллы . С февраля по март 1915 года он участвовал в нескольких атаках на прибрежные укрепления Османской империи, охранявшие проливы, кульминацией которых стала крупная попытка форсирования проливов 18 марта. Во время битвы Буве подвергся сильному обстрелу османской артиллерии, получил восемь попаданий, но нейтрализовал орудия одной крепости, прежде чем подорвался на военно-морской мине , вызвавшей неконтролируемое наводнение. Она перевернулся и затонул с тяжелыми человеческими жертвами; В результате затопления погибли 24 офицера и 619 рядовых. [ 40 ] [ 43 ] [ 44 ]

Краткое содержание Буве класса
Корабль Вооружение [ 45 ] Броня [ 46 ] Смещение [ 47 ] Движение [ 48 ] Услуга [ 49 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Буве 2 × 305-мм орудия Canon обр. 1893 г.
2 × 274-мм орудия обр. 1893 г.
400 мм 12 200 т (12 007 длинных тонн) 3 вала, двигатели тройного расширения, 18 кН. 16 января 1893 г. Июнь 1898 г. Затоплен во время боевых действий у Дарданелл 18 марта 1915 г.

Карла Великого Класс

[ редактировать ]
Голуа в пути перед Первой мировой войной

В 1892 году министр военно-морского флота Огюст Бурдо поручил военно-морскому конструкторскому штабу подготовить предложение по новому линкору, водоизмещение которого было ограничено 11 000 т (11 000 длинных тонн). Снижение веса должно было быть достигнуто за счет возвращения к двухорудийным башням для главная батарея, что позволило бы вдвое сократить количество башен и, таким образом, уменьшить вес, затрачиваемый на их бронирование. Первоначально Бюрдо предложил разместить батарею из двух 305-мм орудий в носовой башне и двух 274-мм орудий в кормовой башне, но было установлено, что меньшие орудия не смогут пробить броню новейших британских линкоров, поэтому была создана единая батарея из 305-мм пушки были приняты на вооружение. ВМФ запросил несколько предложений по новым кораблям, но негативный опыт опытной серии линкоров, заказанных по программе 1890 года, привел к решению о постройке трех кораблей по тому же плану. В процессе проектирования различным конструкторам было трудно удержаться в пределах 11 000 тонн, сохраняя при этом необходимые наступательные и оборонительные характеристики. Военно-морское командование приняло идею проекта и в 1893 году остановило свой выбор на предложении, подготовленном Жюлем Тибодье, директором Морского флота. Верфь Arsenal de Rochefort , строительство первого из трех судов начнется позже в том же году. [ 50 ]

Первые два корабля — «Голуа» и «Карл Великий» к ним присоединился « Сент-Луис» — на короткое время были приписаны к Северной эскадре, а затем в 1899 году были переведены в Средиземноморскую эскадру, где в следующем году . Последний представитель класса стал флагманом эскадры. Корабли попали в ряд аварий: «Голуа» столкнулся с эсминцами «Халлебард» в 1900 году и «Буве» в 1903 году, «Сент-Луи» был сбит эсминцем «Пуаньяр» и протаранил подводную лодку «Вандемьер» в 1911 и 1912 годах соответственно. Новый линкор «Сюффрен» заменил «Сент-Луис» в качестве флагмана в 1904 году, а три «Карла Великих » были переведены в Северное море в 1909 году и вернулись в Средиземное море в 1912 году. Они сопровождали конвои в начале Первой мировой войны, а затем приняли участие в Дарданелльская кампания , где Галуа сильно пострадал от огня османской артиллерии. Позже «Галуа» был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой в ​​1916 году, а два других судна после этого практически не проявляли активности и были выведены из эксплуатации в середине 1917 года. [ 51 ] Карл Великий был продан на металлолом в 1923 году. [ 52 ] в то время как «Сент-Луис» оставался в арсенале военно-морского флота как корабль-казарма до 1931 года, когда его исключили из военно-морского реестра и продали два года спустя. [ 53 ]

Краткое изложение Карла Великого класса
Корабль Вооружение [ 54 ] Броня [ 54 ] Смещение [ 55 ] Движение [ 54 ] [ 55 ] Услуга [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Карл Великий 4 × 305-мм орудия обр. 1893 г. 400 мм 11 275 т (11 097 длинных тонн) 3 вала, двигатели тройного расширения, 18 кН. 2 августа 1894 г. 12 сентября 1899 г. Расставание, 1923 год.
Сент-Луис 25 марта 1895 г. 1 сентября 1900 г. Расставание, 1933 год.
галльский 6 января 1896 г. 15 января 1899 г. Потоплен УБ-47 27 декабря 1916 г.
Открытка с изображением Иены на ходовых испытаниях

В 1897 году Совет строительства запросил улучшенную версию класса «Карл Великий» , которая должна была исправить проблемы с остойчивостью, которые постоянно преследовали французские линкоры того периода. Морской министр поручил Тибодье спроектировать более крупную версию корабля с увеличенным до 12 000 т водоизмещением, поскольку штаб ВМФ определил, что, как и корабли программы 1890 года, « Карл Великий » представляет собой попытку вместить слишком много в ограниченный размер. смещение. Тибодье подготовил следующую конструкцию, которая во многих отношениях представляла собой простое повторение конструкции Карла Великого , включающую относительно незначительные улучшения, в том числе более эффективную компоновку брони (результат использования брони Харви для уменьшения толщины, но не эффективности брони) и более тяжелая вторичная батарея. Иена сохранила явно выраженную устойчивость более ранних французских линкоров, что было основной причиной плохой остойчивости кораблей. Тем не менее это была хорошая морская лодка и очень маневренная. [ 59 ] [ 60 ]

Поступив на службу, «Иена» стал флагманом 2-й боевой дивизии Средиземноморской эскадры. После этого она приступила к обычным учениям и круизам вместе с остальным флотом. Ее карьера прошла без происшествий, если не считать столкновения с торпедным катером у Тулона в 1906 году, в результате которого последний затонул. Карьера корабля оборвалась в марте 1907 года, когда во время стоянки в сухом доке в Тулоне магазина корабль был разрушен взрывом . Расследование обвинило Poudre B , бездымное топливо, используемое французским флотом для своих снарядов. Затонувший корабль был отремонтирован, чтобы сделать его водонепроницаемым, и был снят с мели в 1909 году для использования в качестве корабля-мишени , а между 1913 и 1914 годами он был частично разрушен у Поркероля , хотя части корабля оставались там до 1957 года, когда был завершен окончательный снос. [ 61 ]

Краткое содержание Иена класса
Корабль Вооружение [ 62 ] Броня [ 62 ] Смещение [ 62 ] Движение [ 62 ] Услуга [ 63 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Йена 4 × 305-мм орудия обр. 1893 г. 320 мм (12,6 дюйма) 12 105 т (11 914 длинных тонн) 3 вала, двигатели тройного расширения, 17 кН. 15 января 1898 г. 14 апреля 1902 г. Разрушен взрывом магазина 12 марта 1907 г.
Картина Сюффрена у Дарданелл в 1915 году.

В 1898 году министр военно-морского флота издал запрос на новый линкор, который должен был стать улучшенной версией базовой конструкции Карла Великого / Иены . Финансирование корабля уже было разрешено, поэтому водоизмещение было ограничено таким же, как у Иены . В результате Тибаудие был ограничен в возможностях конструкции и поэтому рассматривал возможность улучшения устойчивости, калибра и расположения вторичной батареи, а также схемы бронирования корпуса. Он рассматривал возможность использования двухорудийных башен для ПМК, но опасения по поводу риска того, что повреждение приведет к выводу из строя двух орудий, а не только одного, а также расположение эффективных полей огня заставило командование отклонить их. Запросы различных технических отделов ВМС Франции об увеличении запасов боеприпасов, улучшенной броне для вторичной батареи и размещении флаг-офицера и его штаба усложнили задачу Тибодье. В результате конкурирующих требований вторичную батарею можно было усилить только за счет добавления пары орудий. Увеличение длины корабля потребовало усовершенствования конструкции. Верфь Arsenal de Brest перед началом работ. [ 64 ]

После ввода в строй «Сюффрен» стал флагманом 1-й боевой дивизии. Ее карьера в мирное время была отмечена рядом несчастных случаев: она столкнулась с «Сент-Луисом» в 1905 году и подводной лодкой «Бонит» в 1906 году, едва не потопив последнюю. Она была пришвартована рядом с Иеной , когда последнее судно взорвалось в 1907 году; взрыв разбросал горящие обломки, которые подожгли . Сюффрена Она сломала гребной вал правого борта на ходу в 1910 году, потеряла мощность во время маневров в 1911 году и столкнулась с линкором «Демократия» , хотя ни в одном из этих инцидентов она не получила серьезных повреждений. Во время Первой мировой войны он принимал участие в Дарданелльской кампании до конца 1915 года. В 1916 году он присоединился к основному французскому флоту в греческих водах, где не проявлял особой активности. На пути в Лорьян для ремонта в ноябре 1916 года он был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-52 у берегов Португалии, в результате чего погиб весь ее экипаж. [ 65 ] [ 66 ]

Краткое содержание Сюффрена класса
Корабль Вооружение [ 67 ] Броня [ 67 ] Смещение [ 67 ] Движение [ 67 ] Услуга [ 68 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Сюффрен 4 × 305-мм орудия обр. 1893 г. 300 мм (11,8 дюйма) 12 892 т (12 688 длинных тонн) 3 вала, двигатели тройного расширения, 17 кН. 5 января 1899 г. 3 февраля 1904 г. Потоплен U-52 26 ноября 1916 г.

Республиканский класс

[ редактировать ]
Иллюстрация Патри

Два корабля класса République были заказаны в соответствии с Законом о флоте 1900 года, который был реакцией на Военно-морской закон Германии 1898 года ; Французский закон предусматривал строительство шести новых линкоров, которые изначально должны были быть однородным классом. Луи-Эмиль Бертен подготовил проект новых кораблей с разрешенным водоизмещением до 15 000 т (15 000 длинных тонн), что значительно больше, чем у более ранних судов. Бертен правильно заметил недостатки узкой поясной брони более ранних французских линкоров и поэтому спроектировал то, что впоследствии стало République, с более комплексной конструкцией. Разработки с более тяжелыми вторичными батареями за рубежом, особенно с британского короля Эдуарда VII линкорами класса , привели к тому, что последние четыре корабля были модернизированы с использованием более мощных вторичных орудий, в результате чего появился «Либерте» класс из четырех кораблей . Как и у многих поздних французских дредноутов, их длительные периоды проектирования и строительства привели к тому, что они были завершены после революционного британского «полностью крупнокалиберного» линкора HMS Dreadnought . [ 69 ] [ 70 ]

Оба корабля на протяжении всей своей карьеры служили в составе Средиземноморского флота, сначала в составе 1-й эскадры, а после «Дантон» вступления в строй кораблей класса - во 2-й эскадре. Они принимали участие в операциях по сопровождению конвоев в первые дни Первой мировой войны, а затем были переброшены в южную часть Адриатического моря для сражения с австро-венгерским флотом . Австро-венгры отказались клюнуть на наживку, и французы поймали лишь небольшой защищенный крейсер «Зента» , который они потопили в битве при Антивари . République и Patrie позже участвовали в усилиях союзников по принуждению Греции вступить в войну против Германии и Австро-Венгрии, что в конечном итоге преуспело в 1917 году. République была частично разоружена в начале 1918 года, чтобы обеспечить оружием французскую армию , а затем стала учебным кораблем. но Патри оставалась на службе до 1919 года, когда ей тоже пришлось выполнять учебную роль. Головной корабль был продан на металлолом в 1921 году, но «Патри» оставался в учебных целях до 1936 года, когда он был окончательно выведен из эксплуатации и продан в следующем году. [ 71 ]

Краткое содержание «Республика» урока
Корабль Вооружение [ 72 ] Броня [ 72 ] Смещение [ 72 ] Движение [ 72 ] Услуга [ 73 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Республика 4 × 305-мм орудия обр. 1893 г. 280 мм (11 дюймов) 14 605 т (14 374 длинных тонны) 3 вала, двигатели тройного расширения, 18 кН. 27 декабря 1901 г. 12 января 1907 г. Расставание, 1921 год.
Страна 14 900 т (14 700 длинных тонн) 1 апреля 1902 г. 1 июля 1907 г. Расставание, 1937 год.

свободы Класс

[ редактировать ]
Правосудие на праздновании Гудзона-Фултона в сентябре 1909 года.

Первоначально задуманные как идентичные кораблям République , четыре корабля класса Liberté были модернизированы после того, как иностранные линкоры начали нести более тяжелые вторичные орудия; в их число входили класс британского короля Эдуарда VII , вооруженный вспомогательными орудиями калибра 9,2 дюйма (230 мм) , которые, в свою очередь, были ответом на американские и итальянские линкоры, вооруженные 203-мм (8 дюйма) орудиями. Соответственно, Генеральный штаб ВМФ потребовал перепроектировать последние четыре участника программы 1900 года для установки на них 194-мм орудий. По иронии судьбы, Бертен предложил точно такой же калибр во время первоначального процесса проектирования, но Генеральный штаб отверг это предложение из-за опасений, что скорострельность снизится . В остальном эти два класса были почти идентичны, что побудило некоторых историков, в том числе Джона Джордана и Филиппа Каресса, считать их одним классом с двумя вариантами. [ 74 ] [ 75 ]

История службы четырех кораблей во многом повторяет историю службы класса République . В 1909 году Либерте , Джастис и Верите отправились в Соединенные Штаты на празднование Гудзона-Фултона , а в 1911 году они присоединились к République во 2-й эскадрилье. В сентябре того же года «Либерте» был разрушен случайным взрывом, когда он был пришвартован в Тулоне; Причиной взрыва был установлен тот же нестабильный Poudre B , который уничтожил Иену в 1907 году. Вместе со своими товарищами по эскадрилье три выживших «Либерте » сопровождали конвои в начале Первой мировой войны и принимали участие в битве при Антивари. [ 76 ] Верите некоторое время принимал участие в операциях против османов в ноябре и декабре. [ 77 ] а затем принял участие в операциях в Греции в 1916 и начале 1917 года. После заключения союза с Грецией корабли вернулись на главную военную стоянку флота на Корфу , где оставались до конца войны. Сразу после капитуляции Германии «Справедливость и Демократия» были отправлены на Черное море для наблюдения за демилитаризацией Германии, а затем для участия в интервенции союзников в Гражданскую войну в России . Утомленные войной моряки позже подняли мятеж на нескольких судах и вынудили французов уйти в 1919 году. Эти три корабля больше не имели существенной службы, и все они были списаны в 1921–1922 годах. [ 78 ]

Краткое описание Свободы класса
Корабль Вооружение [ 79 ] Броня [ 79 ] Смещение [ 79 ] Движение [ 79 ] Услуга [ 73 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Свобода 4 × 305-мм орудия обр. 1893 г. 280 мм 14 900 т (14 700 длинных тонн) 3 вала, двигатели тройного расширения, 18 кН. ноябрь 1902 г. 13 апреля 1908 г. Разрушен взрывом магазина, 25 сентября 1911 г.
Справедливость 1 апреля 1903 г. 15 апреля 1908 г. Расставание, 1922 год.
Правда апрель 1903 г. 11 сентября 1908 г. Расставание, 1921 год.
Демократия 1 мая 1903 г. 9 января 1908 г. Расставание, 1921 год.

Дантона класс

[ редактировать ]
Дидро ок. 1913 год

После начала строительства Либерте Франция начала планировать следующую крупную строительную программу. К этому времени Франция заключила сердечное соглашение с Великобританией, и все более мощный немецкий флот рассматривался как наиболее серьезная угроза; Программа 1906 года предусматривала постройку к 1919 году в общей сложности шестнадцати новых линкоров для противодействия немцам. Стремясь контролировать стоимость следующих кораблей, которые будут построены, военно-морской министр Гастон Томсон ввел ограничение в 18 000 т (18 000 длинных тонн). Конструкторский состав начал свою работу после Цусимского сражения ; Французский флот определил, что успех японцев в бою стал результатом высокой скорости их кораблей и большого количества орудий среднего калибра, нанесших значительный ущерб небронированным надстройкам русских военных кораблей. В результате военно-морской флот решил принять на вооружение более тяжелую вторичную батарею, чем предыдущие «Либерте », но отказался следовать примеру многих других крупных военно-морских сил, которые тогда строили «полностью крупнокалиберные» линкоры. Военно-морское командование определило, что замена запланированных 240-мм (9,4 дюйма) орудий на одиночные 305-мм орудия приведет к увеличению водоизмещения сверх установленного предела и снижению скорострельности. Военно-морской флот представил новый, более длинный калибр 45 калибра. вариант 305-мм пушки типа Model 1906. Давление со стороны парламента, направленное на то, чтобы идти в ногу с технологиями иностранных военно-морских сил, привело к тому, что конструкторы приняли на вооружение паровые турбины , впервые они были использованы на французских крупных кораблях. Первоначально военно-морской флот намеревался построить три корабля в качестве первого этапа программы, но задержки в процессе проектирования привели к разрешению строительства шести кораблей из-за замедления темпов строительства. [ 80 ] [ 81 ]

После вступления в строй в 1911 году все шесть кораблей были приписаны к 1-й боевой эскадре, где оставались до начала Первой мировой войны. Как и весь флот, в начале войны они сопровождали конвои из Северной Африки, а затем отправлялись в путь. на Адриатику, приняв участие в битве при Антивари, за исключением Мирабо , который в то время переоборудовался в Тулоне. Шесть «Дантонов » оставались базированными на Корфу и Мальте на протяжении большей части войны, блокируя австро-венгерский флот. В этот период часть экипажей кораблей была укомплектована людьми для противолодочных кораблей для борьбы с немецкими и австро-венгерскими подводными лодками; В сочетании с нехваткой угля, которая привела к сокращению операций, сокращение экипажей привело к серьезным проблемам с моральным духом флота. В марте 1917 года «Дантон» был потоплен немецкой подводной лодкой. После войны уцелевшие корабли участвовали в интервенции в Россию в 1919 году, а Мирабо был поврежден после того, как сел на мель у Крыма ; ее так и не починили, и в конце концов она сломалась. [ 82 ] [ 83 ] Остальные суда были модернизированы в начале 1920-х годов, за исключением «Верньо» , находившегося в плохом состоянии. Они продолжали выполнять второстепенные роли до 1930-х годов, а «Кондорсе» использовался в качестве корабля-базы до 1942 года, когда он был захвачен немецкими войсками в Тулоне, в конечном итоге подвергся бомбардировке и потоплен в 1944 году. [ 84 ]

Краткое содержание Дантона класса
Корабль Вооружение [ 85 ] Броня [ 85 ] Смещение [ 85 ] Движение [ 85 ] Услуга [ 86 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Дантон 4 × 305-мм/45 орудия обр. 1906 г. 250 мм (9,8 дюйма) 18 754 т (18 458 длинных тонн) 4 вала, паровые турбины , 19,25 узлов (35,65 км/ч; 22,15 миль в час) 9 января 1908 г. 24 июля 1911 г. Потоплен U-64 19 марта 1917 г.
Кондорсе 23 августа 1907 г. 25 июля 1911 г. Потоплен, август 1944 г.
Дидро 20 октября 1907 г. 25 июля 1911 г. Расставание, 1937 год.
Мирабо 4 мая 1908 г. 1 августа 1911 г. Расставание, 1928 год.
Верньо июль 1908 г. 18 декабря 1911 г. Расставание, 1928 год.
Вольтер 8 июня 1907 г. 5 августа 1911 г. Расставание, 1949 год.

Линкоры-дредноуты

[ редактировать ]

Курбе Класс

[ редактировать ]
Жан Барт в 1911 году

К 1909 году французское военно-морское командование убедилось, что так называемые линкоры-дредноуты превосходят корабли со смешанной батареей, такие как «Дантон », и поэтому новый военно-морской министр Огюстен Буэ де Лапейрер поручил конструкторскому штабу подготовить комплексный проект. крупное предложение. Водоизмещение ограничивалось 21 000 т (21 000 длинных тонн), что соответствовало современным зарубежным дредноутам. Рассматривались единые батареи из 240, 274 и 305-мм орудий; Технический отдел подготовил три проекта, первый из которых по сути представлял собой повторение «Дантона» с увеличенным боекомплектом, второй представлял собой вариант «Дантона» с заменой шести 240-мм крыльевых башен на четыре 305-мм башни, в результате чего общее количество орудий достигло двенадцати. Башни были расположены в виде сверхмощной пары в носовой части, двух крыльевых в середине корабля и еще одной сверхмощной пары в кормовой части. Третья версия включала в себя сочетание двух- и трехорудийных башен, но Буэ де Лапейрер заказал модифицированную версию второго предложения, а первые два корабля были заказаны в рамках бюджета 1910 года. Еще два последовали в 1911 году. [ 87 ]

Три из четырех кораблей были построены незадолго до Первой мировой войны, а Франция и Жан Барт перевозили президента Раймона Пуанкаре с визитом в Россию во время июльского кризиса , непосредственной причины войны. Корабли действовали вместе с основным флотом во время конфликта и после битвы при Антивари практически не проявляли активности; их постигла та же участь, что и «Дантонов »: экипажи сократились, чтобы обеспечить людей для более важных судов. Франция и Жан Бар участвовали в интервенции в Россию в 1919 году и после возвращения во Францию ​​в том же году были направлены в новую Западно-Средиземноморскую эскадру. В 1922 году Франция ударилась о неизведанную скалу в заливе Киберон и затонула. Три уцелевших корабля были переоборудованы в конце 1920-х — начале 1930-х годов. После этого они выполняли второстепенные роли, в том числе в качестве учебных кораблей, а затем и в качестве казарменных кораблей. Курбе оставался в эксплуатации в качестве учебного судна в начале Второй мировой войны и обстреливал немецкие войска во время битвы за Францию ​​в июне 1940 года, прежде чем бежать в Великобританию и в конечном итоге был затоплен в качестве волнореза для Нормандское вторжение . Jean Bart , который был переименован в Océan в 1937 году, был захвачен немцами в 1942 году и использовался для испытаний оружия, а затем был разбомблен и потоплен в 1944 году. Париж , последний выживший представитель этого класса, также был эвакуирован в Великобританию после немецкого вторжения. и до 1955 года использовался как плавучая база сначала в Великобритании, а затем во Франции. [ 88 ]

Краткое содержание Курбе класса
Корабль Вооружение [ 89 ] Броня [ 89 ] Смещение [ 89 ] Движение [ 89 ] Услуга [ 90 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Курбе 12 × 305-мм/45 орудий обр. 1906 г. 250 мм 25 579 т (25 175 длинных тонн) 4 вала, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) 1 сентября 1910 г. 19 ноября 1913 г. Затонул как волнорез, 9 июня 1944 г.
Жан Барт 15 ноября 1910 г. 19 ноября 1913 г. Расставание, 1945 год.
Париж 10 ноября 1911 г. 1 августа 1914 г. Расставание, 1956 год.
Франция 30 ноября 1911 г. 10 октября 1914 г. Разбитый, 1922 год.

Бретань класс

[ редактировать ]
Прованс после ее модернизации в середине 1930-х годов.

Класс Bretagne был создан по образцу предыдущего класса Courbet с использованием той же конструкции корпуса из-за ограничений размера французских верфей. Проектные работы начались еще до заказа « Курбе », и упор был сделан на увеличение калибра главной батареи, чтобы соответствовать зарубежным разработкам так называемого типа супердредноутов , таких как британский «Орион» класс . [ 91 ] Верховное командование ВМФ первоначально определило максимальное водоизмещение 23 500 т (23 100 длинных тонн) и главную батарею из двенадцати 340-мм (13 дюймов) орудий. 340-мм башни были значительно тяжелее 305-мм версий, использовавшихся на « Курбе », и конструкторский состав счел невозможным сохранить шесть башен в пределах предписанного водоизмещения. Они представили проект с пятью башнями, убрав одну из крыльевых башен и переместив другую к центральной линии миделя корабля, сохранив тот же бортовой залп из десяти орудий . Кроме того, поясная броня была немного уменьшена с учетом большего веса ГК. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] В 1912 году был принят новый военно-морской закон, согласно которому к 1920 году флот должен был состоять из двадцати восьми линкоров; три корабля были утверждены для бюджета 1912 года, которые стали Bretagne s. [ 91 ]

По завершении корабли были приписаны к 1-й боевой эскадре и отправлены на соединение с флотом на Корфу; к этому моменту флот установил блокаду южной Адриатики, и поэтому Бретань практически не проявляла активности во время войны. Корабли провели 1920-е и 1930-е годы в составе Средиземноморской и Атлантической эскадр, проходя периодические переоборудования и модернизации, а в конце 1930-х годов они принимали участие в патрулировании невмешательства у берегов Испании во время Гражданской войны в Испании . После начала Второй мировой войны они действовали в качестве эскорта конвоев в Атлантике, а в 1940 году, когда вероятность войны с Италией становилась все более вероятной, они были сосредоточены вместе с основной частью французского флота в Средиземноморье в качестве сдерживающего фактора. Бретань и Прованс находились в Мерс-эль-Кебире , когда Германия разгромила Францию ​​в июне 1940 года, и во время британской операции по нейтрализации французского флота были атакованы в порту британскими силами H. Бретань была разрушена, а Прованс сильно поврежден, позже ее сняли с мели и вернули в Тулон для ремонта, где она находилась затоплен в 1942 году, чтобы предотвратить захват немцами. Тем временем «Лотарингия» была захвачена британцами, когда она стояла на якоре в Александрии , Египет, а затем передана Военно-морским силам Свободной Франции . Она видела действия в последние годы войны, бомбардируя немецкие войска в оккупированной Франции. После войны он использовался как учебное судно, а затем как казарменный корабль и в конечном итоге был списан в 1953 году. [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ]

Краткое описание Бретань класса
Корабль Вооружение [ 98 ] Броня [ 98 ] Смещение [ 98 ] Движение [ 98 ] Услуга [ 99 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Бретань 10 × 340-мм/45 орудий обр. 1912 г. 250 мм 26 600 т (26 200 длинных тонн) 4 вала, паровые турбины, 21 кН 22 июля 1912 г. 10 февраля 1916 г. Потоплен при атаке на Мерс-эль-Кебир , 3 июля 1940 г.
Прованс 21 апреля 1912 г. 1 марта 1916 г. Расставание, 1949 год.
Лотарингия 7 ноября 1912 г. 10 марта 1916 г. Расставание, 1953 год.

Нормандия класс

[ редактировать ]
художником. Изображение нормандского класса

Еще до начала работ над классом Bretagne Технический комитет ВМС Франции в конце 1911 года опубликовал отчет, в котором критиковал решение принять центральную башню на миделе, основанное на предыдущем опыте работы с кораблями в 1880-х годах; центральная башня нанесла надстройке чрезмерные повреждения взрывом. Работа над следующим проектом началась в начале 1912 года, и были подготовлены три первоначальные версии; первый по сути был повторением Бретани , но два других пытались радикально решить проблему, выявленную Техническим комитетом. Чтобы избежать центральной башни, предложили новую четырехместную башню; в первом варианте использовались две такие башни, над каждой из которых находилась спаренная сверхстрелковая башня, а во втором - четыре счетверенные башни с 305-мм орудиями. Генеральный штаб решил сохранить 340-мм орудие и отдал предпочтение четырехместной башне, если разработка будет завершена вовремя, и в конечном итоге остановился на окончательной версии, оснащенной тремя счетверенными башнями: одной в носовой и двумя кормовыми. Военно-морской закон 1912 года первоначально предусматривал заказ двух кораблей в 1913 году и еще двух в 1914 году, но поправка увеличила темп до четырех в 1913 году и пятого в 1914 году из-за возросшей напряженности в Европе в этот период. [ 100 ]

Первые два корабля были заказаны в апреле 1913 года, за ними последовали еще два в июле и пятое судно в январе 1914 года. Работы были остановлены после начала войны, поскольку ресурсы были перенаправлены на более важные для армии проекты и завершение строительства Бретани. s, а затем гораздо дальше в строительстве. Большая часть материалов, собранных для кораблей, использовалась для других целей, включая котлы для замены котлов старых судов, а также основные орудия, переоборудованные в железнодорожные орудия для армии. После войны первые четыре корабля были списаны, а части этих судов были использованы для достройки Беарна в качестве авианосца . Он оставался на вооружении во время Второй мировой войны и войны во Французском Индокитае и в конечном итоге был списан в 1967 году. [ 92 ] [ 101 ] [ 102 ]

Краткое содержание Нормандия класса
Корабль Вооружение [ 103 ] Броня [ 103 ] Смещение [ 103 ] Движение [ 103 ] Услуга [ 104 ] [ 92 ] [ 105 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Нормандия 12 × 340-мм/45 орудий обр. 1912 г. 300 мм 28 270 т (27 820 длинных тонн) 4 вала, двигатели тройного расширения и паровые турбины, 21 кН. 18 апреля 1913 г. Расставание, 1924 год.
Фландрия 1 октября 1913 г. Расставание, 1924 год.
Гасконь 1 октября 1913 г. Расставание, 1923 год.
Лангедок 1 мая 1913 г. Расставание, 1929 год.
Беарн 5 января 1914 г. Май 1927 г. Расставание, 1967 год.

Лион класс

[ редактировать ]
Один из вариантов конструкции Лиона , изображенный в Журнале артиллерии США.

Поправка к военно-морскому закону 1912 года предусматривала заказ четырех кораблей в 1915 году. Проектные работы по новым кораблям начались в середине 1913 года, и, поскольку в Бресте и Тулоне вскоре должны были быть построены более длинные доки , количество новых кораблей не ограничивалось по инфраструктуре. Военно-морское командование рассматривало возможность увеличения калибра до 380 мм (15 дюймов), чтобы идти в ногу с новейшими британскими линкорами класса « Элизабет» Куин , но у французов еще не было готового орудия такого калибра, а задержки, необходимые для проектирования и испытаний, это было сочтено неприемлемым. Кроме того, французы рассчитывали вести бой на дистанциях, на которых существующая 340-мм пушка могла поражать тяжелую броню, поэтому необходимости переходить на более крупный калибр не было. 340-мм орудие было принято на вооружение, но для повышения огневой мощи кораблей была добавлена ​​четвертая счетверенная башня. Корабли были переданы на верфи в конце 1913 года, работы над первыми двумя должны были начаться в январе 1915 года, а вторая пара должна была последовать в неустановленное время. Работы по завершению проекта продолжались и в 1914 году, но к моменту начала войны в августе 1914 года детали системы подводной защиты кораблей еще не были окончательно определены. С началом войны проект был отменен; никаких работ не производилось и материалов для сосудов не собиралось. [ 106 ]

Краткое содержание Лион класса
Корабль Вооружение [ 107 ] Броня [ 108 ] Смещение [ 108 ] Движение [ 108 ] Услуга [ 109 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Лион 16 × 340-мм/45 орудий обр. 1912 г. 300 мм 29 600 т (29 100 длинных тонн) 4 вала, неизвестный тип, 21 кН
Дюкен
Маленький
Турвиль

Быстрые линкоры

[ редактировать ]

Дюнкерк класс

[ редактировать ]
Довоенное фото Дюнкерка

В начале 1920-х годов основные военно-морские державы заключили Вашингтонский военно-морской договор , ограничивающий строительство линкоров; По условиям договора Франция была ограничена общим тоннажем линкоров в 175 000 длинных тонн (178 000 т). Всем членам договорной системы было запрещено строить линкоры в течение десяти лет, за исключением Франции и Италии, которым было выделено 70 000 длинных тонн (71 000 т), поскольку их флот состоял из старых судов. Финансовая слабость после войны в сочетании с нерешительностью относительно того, какой тип корабля строить, задержала строительство новых французских линкоров. Изначально военно-морской флот задумывал создание небольших, быстрых линкоров для противодействия новым итальянским тяжелым крейсерам , которые угрожали коммуникациям Франции в Средиземноморье. Появление немецких Deutschland крейсеров класса , вооруженных 283-мм (11,1 дюйма) орудиями, потребовало создания более крупных и боеспособных линкоров с достаточно тяжелой броней, чтобы победить немецкие крупнокалиберные орудия. Этот процесс в конечном итоге привел к созданию класса Дюнкерк . [ 110 ]

Дюнкерк и Страсбург были сданы в эксплуатацию в конце 1930-х годов; они провели большую часть своих мирных лет, проводя тренировки. После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года, положившего начало Второй мировой войне, корабли первоначально использовались в составе Force de Raid (рейдовых сил) для выслеживания немецких торговых рейдеров и сопровождения конвоев. Корабли были пришвартованы в Мерс-эль-Кебире, чтобы удержать Италию от вступления в войну, когда Германия победила Францию ​​в мае и июне 1940 года, и должны были быть демилитаризованы там в соответствии с условиями перемирия от 22 июня 1940 года . Обеспокоенные тем, что немцы захватят французский флот, британцы начали операцию «Катапульта» по нейтрализации судов; во время атаки на Мерс-эль-Кебир отряд H повредил Дюнкерк , но Страсбург смог покинуть гавань и добраться до Тулона. После второй атаки, в результате которой он затонул, «Дюнкерк» был снят с мели и также вернулся в Тулон, прежде чем оба корабля были в конечном итоге затоплены в гавани, чтобы не дать немцам захватить их в 1942 году. Оба судна в конечном итоге были разбиты в 1950-х годах. [ 111 ] [ 112 ]

Краткое описание Дюнкерк класса
Корабль Вооружение [ 113 ] Броня [ 114 ] Смещение [ 115 ] Движение [ 116 ] Услуга [ 117 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Дюнкерк 8 × 330-мм (13 дюймов) /50 орудий обр. 1931 г. 225 мм (8,9 дюйма) 35 500 т (34 900 длинных тонн) 4 вала, паровые турбины, 29,5 узлов (54,6 км/ч; 33,9 миль в час) 24 декабря 1932 г. 31 декабря 1936 г. Расставание, 1958 год.
Страсбург 238 мм (9,4 дюйма) 36 380 т (35 810 длинных тонн) 24 ноября 1934 г. 15 сентября 1938 г. Расставание, 1955 год.

Ришелье класс

[ редактировать ]
Ришелье после переоборудования в США в 1943 году.

Итальянский ответ «Дюнкерку » , первым двум «Литторио» линкорам класса , водоизмещением 35 000 длинных тонн (36 000 т) и вооруженным девятью 380-мм орудиями, побудил Францию ​​ответить тем же. Французы рассматривали увеличенную версию конструкции Dunkerque , вооруженную восемью 380-мм или 406-мм (16 дюймов) орудиями, или версию с тремя тройными башнями. Конструкторский состав быстро определил, что вес 406-мм батареи исключает выполнение других технических требований к кораблям, и решил, что 380-мм — это самый крупный калибр, который можно нести при заданном водоизмещении. К августу 1935 года проект был завершен, два корабля были заказаны и быстро заложены; Поскольку корабли были больше, чем имеющиеся на верфях, строители приняли план построить основную часть корпуса на стапеле , а затем добавить носовую и кормовую части после перемещения их в сухие доки. Начало строительства кораблей в конце 1935 года поставило Францию ​​в нарушение договора о военно-морских вооружениях, поскольку общий тоннаж превысил 70 000 тонн, разрешенных до истечения строительного отпуска в 1936 году. Но французское правительство возражало против того, чтобы Великобритания не выполнила свои обязательства по договору. Версальский договор путем подписания отдельного англо-германского военно-морского соглашения ранее в 1935 году, которое напрямую подорвало ограничения немецкого вооружения, наложенные Версалем. Планировалось построить еще два корабля по измененным проектам, но только «Клемансо» до начала войны заложили . Его быстро отменили, как и четвертое судно, Gascogne . [ 118 ]

Ни Ришелье , ни Жан Барт не были готовы принять участие в боевых действиях до того, как Франция потерпела поражение в 1940 году. Жан Барт был переведен в Касабланку , а Ришелье бежал в Дакар, прежде чем они смогли быть захвачены немецкими войсками. Последний подвергся нападению британских войск в июле и сентябре, чтобы предотвратить его передачу немцам, но Жан Барт был далек от завершения и поэтому был проигнорирован. В ноябре 1942 года союзники вторглись во французскую Северную Африку, и Жан Барт сначала открыл огонь по флоту вторжения, а затем был выведен из строя американским линкором « Массачусетс» . После вторжения, в результате которого французские войска в Северной Африке обратились к Свободной Франции, Ришелье был отправлен в Соединенные Штаты для достройки и модернизации. После этого она служила в составе Британского флота метрополии в Индийском океане, а затем во Французском Индокитае , где завершила войну. Жан Бар был наконец завершен после войны; Оба корабля продолжали служить французскому флоту, в основном в качестве учебных судов, прежде чем были выведены из эксплуатации в 1968 году и разобраны. [ 119 ]

Краткое содержание Ришелье класса
Корабль Вооружение [ 120 ] Броня [ 121 ] Смещение [ 120 ] Движение [ 120 ] Услуга [ 122 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Ришелье 8 × 380-мм (15 дюймов)/45 орудий обр. 1935 г. 327 мм (12,9 дюйма) 44 698 т (43 992 длинных тонны) 4 вала, паровые турбины, 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) 22 октября 1935 г. 1 апреля 1940 г. Расставание, 1968 год.
Жан Барт 12 декабря 1936 г. 1 августа 1949 г. Расставание, 1970 год.
Клемансо 320 мм 17 января 1939 г. Расставание, 1951 год.
Гасконь

Эльзас класс

[ редактировать ]
Иллюстрация одного из предложенных проектов Эльзаса со счетверенными 380-мм орудиями.

После того, как начались работы над « Ришелье » и система международных военно-морских договоров развалилась из-за отказа Японии и Италии подписать Второй Лондонский военно-морской договор , ВМС Франции начали исследования по проектированию следующего класса линкоров, которые будут использовать преимущества пункта об эскалаторе в договор, который позволял увеличить водоизмещение до 45 000 длинных тонн (46 000 т), а длину главной батареи - до 406 мм (в договоре было добавлено ограничение на 356-мм (14 дюймов) орудия). В 1939 году конструкторский состав подготовил несколько исследований, все из которых были производными от трехбашенной конструкции, разработанной в процессе проектирования Ришелье . Первый вариант имел девять 380-мм орудий в тройных башнях, с несколько улучшенной защитой по сравнению с « Ришелье » и более мощной ПМК. Вторая версия была по сути такой же, но увеличена под 406-мм орудия, а третья имела три счетверенные 380-мм башни. Военно-морской флот остановился на первой версии, поскольку вторая версия вводила бы в состав флота снаряды четвертого калибра, что усложняло бы логистику, а третья конструкция была слишком крупной и дорогой. Два корабля были утверждены в апреле 1940 года, а строительство началось в 1941 году после авианосца. Жоффра была запущена, но после краха Франции в июне программа была отменена. [ 123 ]

Краткое содержание Эльзас класса
Корабль Вооружение [ 124 ] Броня Смещение [ 124 ] Движение [ 124 ] Услуга [ 124 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Эльзас 9 × 380-мм/45 орудий обр. 1935 г. 330 мм 41 000 т (40 000 длинных тонн) Неизвестно, ориентировочно 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час)
Безымянный
  1. ^ Ропп , стр. 222–223, 230.
  2. ^ Джордан и Каресс , стр. 18, 20.
  3. ^ Джордан и Каресс , стр. 20, 217–219, 223.
  4. ^ Jump up to: а б Смигельский , стр. 191.
  5. ^ Кэмпбелл , с. 292.
  6. ^ Jump up to: а б Каресс 2019 , с. 30
  7. ^ Каресс 2019 , с. 31.
  8. ^ Каресс 2019 , с. 32.
  9. ^ Каресс 2019 , с. 35.
  10. ^ Джордан и Каресс , стр. 22–23.
  11. ^ Ропп , с. 223.
  12. ^ Джордан и Каресс , стр. 32, 38–40.
  13. ^ Jump up to: а б с Робинсон , стр. 186–187.
  14. ^ Джордан и Каресс , стр. 217–219, 223–224, 232, 239.
  15. ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл , с. 293.
  16. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 26.
  17. ^ Джордан и Каресс , стр. 25–26.
  18. ^ Джордан и Каресс , стр. 27–28.
  19. ^ Джордан и Каресс , стр. 22–25, 28–29.
  20. ^ Джордан и Каресс , стр. 218–219.
  21. ^ Брасси 1903 , с. 57.
  22. ^ Брасси 1904 , с. 89.
  23. ^ Палмер , стр. 171.
  24. ^ Джордан и Каресс , стр. 229, 232, 239.
  25. ^ Jump up to: а б с д Смигельский , стр. 192.
  26. ^ Джордан и Каресс , с. 27.
  27. ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс , стр. 28–29.
  28. ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс , с. 28.
  29. ^ Джордан и Каресс , стр. 25, 29–30, 38–40.
  30. ^ д'Оссон , стр. 22–23.
  31. ^ д'Оссон , стр. 23–24.
  32. ^ Джордан и Каресс , стр. 239, 252–254, 266–267.
  33. ^ Гиббонс , с. 140.
  34. ^ Jump up to: а б с Джордан и Каресс , с. 30.
  35. ^ д'Оссон , с. 23.
  36. ^ д'Оссон , стр. 22–24.
  37. ^ Джордан и Каресс , стр. 25, 32, 38–40.
  38. ^ Фридман , с. 203.
  39. ^ Джордан и Каресс , стр. 217, 223.
  40. ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл , с. 294.
  41. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 32.
  42. ^ Джордан и Каресс , стр. 25, 32–33, 35–40.
  43. ^ Джордан и Каресс , стр. 217–223, 252–254, 263.
  44. ^ Корбетт 1921 , стр. 142–149, 158–161, 215–219.
  45. ^ Джордан и Каресс , с. 33.
  46. ^ Джордан и Каресс , стр. 37–38.
  47. ^ Джордан и Каресс , стр. 32–33.
  48. ^ Джордан и Каресс , с. 38.
  49. ^ Джордан и Каресс , стр. 32, 263.
  50. ^ Джордан и Каресс , стр. 41–44.
  51. ^ Джордан и Каресс , стр. 218–229, 252–253, 261–267, 279.
  52. ^ Сильверстоун , с. 92.
  53. ^ Джордан и Каресс , с. 280.
  54. ^ Jump up to: а б с Каресс 2012 , с. 117
  55. ^ Jump up to: а б с Мальчик , с. 98.
  56. ^ Каресс 2012 , стр. 116, 134.
  57. ^ Сильверстоун , стр. 92, 111.
  58. ^ Джордан и Каресс , с. 44.
  59. ^ Каресс 2007 , с. 121
  60. ^ Джордан и Каресс , стр. 64–66, 74.
  61. ^ Джордан и Каресс , стр. 220–225.
  62. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 67.
  63. ^ Джордан и Каресс , стр. 66, 224.
  64. ^ Джордан и Каресс , стр. 74–75.
  65. ^ Джордан и Каресс , стр. 222–224.
  66. ^ Каресс 2010 , стр. 16–26.
  67. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 75.
  68. ^ Джордан и Каресс , стр. 75, 270.
  69. ^ Ропп , с. 329.
  70. ^ Джордан и Каресс , стр. 86–88.
  71. ^ Джордан и Каресс , стр. 223, 225–226, 231–234, 274, 276–277, 285–286.
  72. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 89.
  73. ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс , стр. 88, 285–286.
  74. ^ Берт , стр. 264–265.
  75. ^ Джордан и Каресс , стр. 87–88.
  76. ^ Джордан и Каресс , стр. 223, 225–226, 231–238, 252–258.
  77. ^ Корбетт 1920 , стр. 377–378.
  78. ^ Джордан и Каресс , стр. 269–270, 274, 276–277, 285–286.
  79. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 101.
  80. ^ Джордан , стр. 46–49, 53, 65.
  81. ^ Джордан и Каресс , стр. 113–116, 139.
  82. ^ Мальчик , стр. 117–120.
  83. ^ Джордан и Каресс , стр. 274–278.
  84. ^ Мейрат , с. 6.
  85. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 119.
  86. ^ Джордан и Каресс , стр. 116, 275, 287–288.
  87. ^ Джордан и Каресс , стр. 139–140.
  88. ^ Джордан и Каресс , стр. 252–258, 274–278, 288–301.
  89. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 143.
  90. ^ Джордан и Каресс , стр. 142, 290, 319–320.
  91. ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс , с. 162.
  92. ^ Jump up to: а б с Смигельский , стр. 198.
  93. ^ Дюма , с. 74.
  94. ^ Уитли , с. 40.
  95. ^ Джордан и Каресс , стр. 244–245, 275–277.
  96. ^ Уитли , стр. 43–44.
  97. ^ Робертс , с. 257.
  98. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 163.
  99. ^ Джордан и Каресс , стр. 163, 314, 320–321.
  100. ^ Джордан и Каресс , стр. 162, 184–185, 188–189.
  101. ^ Джордан и Каресс , стр. 189, 202, 300.
  102. ^ Фридман , с. 210.
  103. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Каресс , с. 191.
  104. ^ Джордан и Каресс , с. 189.
  105. ^ Робертс , с. 261.
  106. ^ Джордан и Каресс , стр. 162, 204–207.
  107. ^ Джордан и Каресс , с. 206.
  108. ^ Jump up to: а б с Джордан и Каресс , с. 204.
  109. ^ Джордан и Каресс , с. 207.
  110. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 15–32.
  111. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 58–61, 65–70, 75, 77, 84–92.
  112. ^ Гарцке и Дулин , с. 50.
  113. ^ Робертс , с. 259.
  114. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 42–44.
  115. ^ Джордан и Дюма , с. 38.
  116. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 49–50.
  117. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 59 ,
  118. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 94–98, 163, 167, 176.
  119. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 122–126, 141–145, 154–156, 181–185, 221.
  120. ^ Jump up to: а б с Джордан и Дюма , с. 94.
  121. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 94, 167,
  122. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 123, 171, 208,
  123. ^ Джордан и Дюма , стр. 101-1. 178–181.
  124. ^ Jump up to: а б с д Джордан и Дюма , с. 180.
  • Брасси, Томас А., изд. (1903). Военно-морской ежегодник . Портсмут: J. Griffin & Co. OCLC   496786828 .
  • Брасси, Томас А., изд. (1904). Военно-морской ежегодник . Портсмут: J. Griffin & Co. OCLC   496786828 .
  • Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-173-1 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Франция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 283–333. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Каресс, Филипп (2007). « Катастрофа с гиеной , 1907 год». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2007 года . Лондон: Конвей. стр. 121–138. ISBN  978-1-84486-041-8 .
  • Каресс, Филипп (2010). «Драма броненосца Сюффрен ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010г . Лондон: Конвей. стр. 9–26. ISBN  978-1-84486-110-1 .
  • Каресс, Филипп (2012). «Линкор Галуа ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2012 года . Лондон: Конвей. ISBN  978-1-84486-156-9 .
  • Каресс, Филипп (2019). «Французский линкор Бреннус ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019 года . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN  978-1-4728-3595-6 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC   174823980 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC   924170059 .
  • из ложи Оссона, Enseigne de Vaisseau (1976). «Французский линкор Жорегиберри ». Информационный бюллетень ФПДС . IV (3). ФПДС: 22–24. OCLC   41554533 .
  • Дюма, Роберт (1986). «Французские дредноуты: класс Бретань водоизмещением 23 500 тонн». В Ламберте, Эндрю Д. (ред.). Военный корабль . Том. X. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 74–85, 158–165. ISBN  978-0-85177-449-7 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гарцке, Уильям Х. младший и Дулин, Роберт О. младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры Второй мировой войны . Лондон: Джейн. ISBN  978-0-7106-0078-3 .
  • Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров: технический справочник крупных кораблей с 1860 года по настоящее время . Нью-Йорк: Crescent Books. ISBN  978-0-517-37810-6 .
  • Гилле, Эрик (1999). Сто лет французским линкорам [ Век французских линкоров ] (на французском языке). Нант: издание морской пехоты. ISBN  2-909675-50-5 .
  • Джордан, Джон (2013). «Полудредноуты класса Дантон». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2013 года . Лондон: Конвей. стр. 46–66. ISBN  978-1-84486-205-4 .
  • Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-59114-639-1 .
  • Джордан, Джон и Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-034-5 .
  • Мейрат, Жан (1978). «Французские линкоры Верньо и Кондорсе». Информационный бюллетень ФПДС . VI (1): 5–6. OCLC   41554533 .
  • Палмер, В., изд. (1908). "Франция". Ежегодник Хейзелла . Лондон: Hazell, Watson & Viney, Ltd. OCLC   852774696 .
  • Робертс, Джон (1980). "Франция". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 255–279. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Робинсон, Чарльз Н., изд. (1897). «Флоты держав Средиземноморья». Иллюстрированный флот и армия . III . Лондон: Хадсон и Кирнс: 186–187. OCLC   7489254 .
  • Ропп, Теодор (1987). Робертс, Стивен С. (ред.). Развитие современного военно-морского флота: военно-морская политика Франции, 1871–1904 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-141-6 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Смигельски, Адам (1985). "Франция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 190–220. ISBN  978-0-87021-907-8 .
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-184-4 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2624c32672f3a0f2351a5099cf9debe9__1707885120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/e9/2624c32672f3a0f2351a5099cf9debe9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of battleships of France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)