Французский линкор Курбе (1911 г.)
![]() Курбе до 1922 года
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Курбе |
Тезка | Адмирал Амеде Курбе |
Оператор | |
Заказал | 11 августа 1910 г. |
Строитель | Лорьян Арсенал |
Расходы | 57 700 000 франков |
Заложен | 1 сентября 1910 г. |
Запущен | 23 сентября 1911 г. |
Завершенный | 8 октября 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 ноября 1913 г. |
Судьба | Затоплен 9 июня 1944 года в ходе операции «Нептун». |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Курбе класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 166 м (544 футов 7 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 27 м (88 футов 7 дюймов) |
Черновик | 9,04 м (29 футов 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паротурбинные установки |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Выносливость | 4200 миль (7800 км; 4800 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1115 (1187 в качестве флагмана ) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Курбе был головным кораблем своего класса из четырех линкоров-дредноутов , первых построенных для французского флота . Был достроен незадолго до начала Первой мировой войны в августе 1914 года. Войну провел в Средиземноморье, где помогал потопить австро-венгерский крейсер , прикрывал заграждение Отранто , блокировавшее австро-венгерский флот в Адриатическом море , и часто служил флагманом . он несколько раз модернизировался Несмотря на то, что перед Второй мировой войной , к 1930-м годам он не считался линкором первой линии и провел большую часть этого десятилетия в качестве учебного артиллерийского корабля .
Через несколько недель после вторжения Германии во Францию 10 мая 1940 года Курбе был спешно возобновлен. Она поддержала войска союзников в защите Шербура в середине июня, а вскоре после этого укрылась в Англии. В рамках операции «Катапульта» корабль был захвачен в Портсмуте передан « Свободной Франции» британскими войсками 3 июля и через неделю . Там он использовался как стационарная зенитная батарея и как жилой корабль . Курбе был разоружен в начале 1941 года и использовался в качестве корабля-мишени в 1943 году. Его двигатели и котлы были сняты в 1944 году, чтобы подготовить его к использованию в качестве волнолома во время высадки в Нормандии (операция Нептун) в июне 1944 года. Он был списан на слом после война.
Предыстория и описание
[ редактировать ]
К 1909 году французский флот был убежден в превосходстве крупнокалиберного линкора, такого как HMS Dreadnought, над проектами смешанного калибра, такими как Danton класс , который предшествовал кораблям Courbet . В следующем году новый военно-морской министр Огюстен Буэ де Лапейрер выбрал конструкцию, сопоставимую с строившимися в то время иностранными дредноутами для строительства в рамках военно-морской программы 1906 года. [ 1 ] кораблей составляла 166 метров (544 фута 7 дюймов). Общая длина [ 2 ] и имел ширину 27 метров (88 футов 7 дюймов) и среднюю осадку 9,04 метра (29 футов 8 дюймов). Их водоизмещение 23 475 тонн (23 104 длинных тонны ) при нормальной нагрузке и 25 579 тонн (25 175 длинных тонн) при глубокой загрузке . Их экипаж насчитывал 1115 человек на частном корабле и 1187 человек на флагманском корабле. Корабли были оснащены двумя построенными по лицензии паровыми турбинами Parsons , каждый из которых приводил в движение два гребных вала . В отличие от своих однотипных кораблей , на Курбе было 24 котла Никлосса, обеспечивающих паром ее турбины. [ 3 ] Эти котлы работали на угле и имели вспомогательные масляные распылители и были рассчитаны на мощность 28 000 лошадиных сил (20 594 кВт ; 27 617 л.с. ). [ 4 ] Корабли имели расчетную скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), хотя Курбе достигла только 20,8 узлов (38,5 км/ч; 23,9 миль в час) во время ходовых испытаний . [ 5 ] Корабли класса Курбе имели на борту достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность действия 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 6 ]

Основная батарея класса Курбе состояла из двенадцати орудий Canon de 305-миллиметровых (12 дюймов) образца 1906–1910 годов, установленных в шести двухорудийных башнях , с двумя парами сверхстрелковых башен в носовой и кормовой части надстройки , а также парой крыльевых башен . башни на миделе корабля . Их дополнительным вооружением были двадцать две пушки калибра 138,6 мм (5,5 дюйма) образца 1910 года , которые устанавливались по отдельности в казематах корпуса. четыре 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудия Гочкиса были установлены калибра 47 миллиметров (1,9 дюйма) образца 1902 года, по два на каждом борту В надстройке . Они также были вооружены четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 450 миллиметров (17,7 дюйма) , по паре на каждом борте. [ 4 ] и мог разместить под палубой 10 мин . кораблей ватерлинии Толщина составляла от 140 до 250 мм (от 5,5 до 9,8 дюйма), наибольшая толщина была на миделе корабля. Орудийные башни были защищены бронёй толщиной 250–360 миллиметров (9,8–14,2 дюйма), а казематы защищали 160-миллиметровые (6,3 дюйма) плиты. Изогнутая бронепалуба имела толщину 40 мм (1,6 дюйма) на плоской поверхности и 70 мм (2,8 дюйма) на внешних скатах. Боевая рубка имела толщину лицевой и боковых сторон 266 мм (10,5 дюйма). [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Курбе получил приказ 11 августа 1910 г. [ 8 ] и назван в честь адмирала Амеде Курбе . [ 9 ] Он был заложен 1 сентября 1910 года в Арсенале Лорьяна и спущен на воду 23 сентября 1911 года. Вскоре после завершения испытаний техники он переправил президента Франции в Раймона Пуанкаре Великобританию для короткого визита 24–26 июня 1913 года. Курбе было завершено 8 октября стоимостью 57 700 000 франков и введено в эксплуатацию 19 октября. Ноябрь. Курбе и ее сестра Жан Бар были приписаны к 1-й боевой дивизии ( 1ère Division de ligne ) 1-й боевой эскадрильи ( 1 эпоха Линейная эскадра ) 1-й Морской армии ( 1-й Armée Navale ), в Тулоне в середине ноября и Курбе стал флагманом вице-адмирала ( вице-амирала ) Огюстена Буэ де Лапейера, командира 1-й боевой эскадры, 5 января 1914 года. [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]К тому времени, когда 2 августа Франция объявила войну Германии, Курбе была освобождена от назначения в 1-ю дивизию, поскольку Буэ де Лапейрер стала командующим 1-й морской армией, а корабль теперь был флагманом флота. Поскольку местонахождение немецкого линейного крейсера СМС «Гебен» было неизвестно, он разделил свои силы на три группы для прикрытия передвижения конвоев войск между французской Северной Африкой и метрополией Францией . Он сопровождал 2-ю боевую эскадрилью (группа B) в Бужи , Французский Алжир , в Курбе, а затем встретился с ее сестрами Жаном Бартом и Францией у Валенсии , Испания, чтобы сопроводить их в Тулон, потому что орудия первого были неисправны, а у второго Новость заключалась в том, что на борту у нее не было боеприпасов. 7 августа Курбе и линкор «Кондорсе» взяли на себя сопровождение конвоя из Алжира , а затем перезаправились углем в Тулоне. [ 11 ]
Когда 12 августа Франция объявила войну Австро-Венгрии, Буэ де Лапейрер решил совершить вылазку в Адриатику, чтобы заставить австро-венгерский флот дать бой. После встречи с небольшими британскими силами 15-го числа он приказал своим войскам разделиться с линкорами, направлявшимися в Отранто , Италия, в то время как броненосные крейсеры патрулировали у побережья Албании. Прежде чем две группы отошли очень далеко друг от друга, 16 августа было замечено несколько австро-венгерских кораблей, и флоту союзников удалось отрезать и потопить защищенный крейсер SMS Zenta у Антивари ; эсминцу удалось СМС «Улан» уйти. На следующий день Буэ де Лапейрер передал свой флаг Жану Барту . 1 сентября 1-я военно-морская армия ненадолго обстреляла австро-венгерские береговые укрепления, защищавшие залив Каттаро , чтобы разрядить невыстреленные снаряды, оставшиеся в орудиях после потопления Зенты . Если не считать нескольких проходов в Адриатику без происшествий, французские крупные корабли большую часть времени курсировали между греческим и итальянским побережьями. [ 12 ] предотвратить попытку австро-венгерского флота прорваться из Адриатики. [ 13 ] Торпедирование « Жана Барта» 21 декабря австро-венгерской подводной лодкой U-12 показало, что линкоры уязвимы перед этой угрозой, и они были отозваны, чтобы провести остаток месяца южнее на якорной стоянке в Наваринском заливе . [ 14 ]

11 января 1915 года французы были предупреждены о том, что австро-венгерский флот собирается совершить вылазку со своей базы в Поле , поэтому Курбе , Париж и Франция повели военно-морскую армию на север, к побережью Албании. Тревога оказалась ложной, и они вернулись на причал через три дня . Тем временем корабли патрулировали Ионическое море . Объявление Италией войны Австро-Венгрии 23 мая и решение Италии взять на себя ответственность за военно-морские операции на Адриатике позволили французскому флоту отойти либо на Мальту , либо в Бизерту , французский Тунис , для прикрытия заграждения в Отранто. В какой-то момент в течение года Курбе 47-мм пушки были установлены на наклонные установки, что позволило использовать их в качестве зенитных (зенитных) орудий . Позже они были дополнены парой 75-мм (3 дюйма) орудий Mle 1891 G на зенитных установках. порт Аргостоли на греческом острове Кефалония 27 апреля 1916 года французы начали использовать в качестве базы . Примерно в это же время многие люди из экипажей линкоров были переведены на противолодочные корабли. В начале 1917 года французы начали использовать греческий остров Корфу тоже, но нехватка угля сильно ограничила возможности линкоров выйти в море. В 1918 году они были практически неподвижны, оставив Корфу лишь для обслуживания и ремонта. 1 июля Военно-морская армия была реорганизована: Курбе , Пэрис и Жан Барт вошли во 2-ю боевую дивизию 1-й боевой эскадры. В какой-то момент в течение года мачту Курбе грот - укоротили и установили моторизованную лебедку , позволяющую управлять воздушным змеем , но это не увенчалось успехом. [ 15 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]После окончания войны 11 ноября Курбе вернулся в Тулон для ремонта; корабль был ненадолго переведен в резерв, прежде чем он стал флагманом вице-адмирала Шарлье в период с 6 июня 1919 года по 20 октября 1920 года. 10 февраля 1920 года 1-я военно-морская армия была расформирована и заменена Восточно-Средиземноморской эскадрой ( Escadre de la Méditerranée orientale ) и его западный аналог ( Escadre de la Méditerranée Occidentale ); все Курбе были приписаны к 1-й боевой эскадрилье последнего подразделения, причем Курбе , Жан Барт и Пэрис входили в 1-ю боевую дивизию, а Франция - во 2-ю боевую дивизию. Шарлье в это время командовал как 1-й дивизией, так и Западно-Средиземноморской эскадрой. две эскадрильи были объединены в Средиземноморскую эскадру ( Escadre de la Méditerranée ). 20 июля 1921 года [ 16 ]
В следующем году он стал учебным артиллерийским кораблем в Тулоне. [ 4 ] но 6 июня 1923 года на нем произошел серьезный пожар в котле, который потребовал ремонта, поэтому первую модернизацию он получил в период с 9 июля 1923 года по 16 апреля 1924 года в Ла-Сейн-сюр-Мер . работающие на жидком топливе Это включало замену четырех котлов на котлы Дю Темпл, , и объединение двух передних воронок . Максимальный угол возвышения основного вооружения был увеличен с 12 ° до 23 °, что увеличило их максимальную дальность действия до 26 000 метров (28 000 ярдов). Ее существующие зенитные орудия были заменены четырьмя 75-мм зенитными орудиями Model 1918 , а носовая броня была снята, чтобы сделать ее более мореходной. Была установлена новая треножная фок-мачта с постом управления огнем наверху. Дальномер Barr & Stroud длиной 4,57 метра (15 футов) был установлен на крыше поста управления огнем, а экспериментальный дальномер Barr & Stroud FX2 длиной 7,6 метра (24 фута 11 дюймов) был установлен на крыше кормовой суперстрелки. турель, заменяющая 2-метровый (6 футов 7 дюймов) прибор внутри турели. 1 августа 1924 года у нее произошел еще один пожар в котле, в результате которого сгорело 13 человек, трое из которых позже скончались от ран, и до конца года он оставался в ремонте. [ 17 ]
Курбе и линкор «Прованс» посетили Неаполь, Италия, 15–19 июня 1925 года, затем встретились с Жаном Бартом и Парижем в Мерс-эль-Кебире , Французский Алжир, для маневров в Бискайском заливе с кораблями базирования в Атлантике, которые начались на 26-е. После этого собранные корабли были осмотрены президентом Франции Гастоном Думергом в Шербуре , а 12 августа корабли, базировавшиеся в Средиземном море, вернулись в Тулон. 1 января 1927 года Средиземноморская эскадра была переименована в 1-ю эскадрилью. Две недели спустя Курбе начал длительную модернизацию, которая продлилась до 12 января 1931 года. [ 18 ]
Это было гораздо более масштабным, чем ее предыдущий ремонт, поскольку все ее котлы были заменены или отремонтированы : она получила шесть нефтяных котлов Du Temple, которые были построены для списанного линкора «Нормандия» , и шестнадцать угольных котлов от Нормандии сестры « Фландры» . Во время последующих ходовых испытаний корабль смог развить скорость только 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) при водоизмещении 24 748 тонн (24 357 длинных тонн). Курбе исключением Системы управления огнем были комплексно модернизированы с установкой системы Сен-Шамон-Грана в директорно-диспетчерской вышке (ДКП) на вершине треножной мачты, а также заменены все ее первоначальные дальномеры, за 2-метровые (6 футов 7 дюймов) дальномеры в каждой башне. DCT был оснащен совпадающим дальномером длиной 4,57 метра, а к DCT был добавлен стереодальномер длиной 3 метра (9 футов 10 дюймов) для измерения расстояния между целью и брызгами снарядов. Дополнительные 4,57-метровые дальномеры были установлены попарно на вершине боевой рубки и еще у основания грот-мачты. 7,6-метровый прибор Barr & Stroud был снят, а на крыше передней сверхстрелковой башни был установлен подвижный дальномер длиной 8,2 метра (26 футов 11 дюймов). Для управления вспомогательными орудиями также были добавлены директора с 2-метровыми дальномерами. Корабельные зенитные орудия образца 1918 года заменены на семь. Орудия Canon de 75 мм модели 1922 года , и они были оснащены парой дальномеров с большим углом обзора 1,5 метра (4 фута 11 дюймов), один наверху дуплексного блока на боевой рубке и один в кормовой надстройке. [ 19 ]
25 марта 1931 года у Курбе сломалась одна из турбин, и ему пришлось вернуться на верфь для ремонта. После ходовых испытаний 9–12 июня он был направлен в учебный отдел артиллерийского училища. Корабль провел несколько артиллерийских учений с 4 февраля по 27 мая 1932 года, прежде чем вернуться на верфь для замены трубок конденсаторов и замены двух внутренних гребных винтов. В 1933 и 1934 годах Курбе и ее сестра Пэрис , прикомандированные к учебному отделу, редко покидали порт. В 1937–1938 годах Курбе провел капитальный ремонт двигательной установки, и военно-морской флот воспользовался возможностью снять торпедные аппараты и усилить зенитное вооружение, добавив несколько 13,2-миллиметровых (0,5 дюйма) зенитных пулеметов Гочкиса . Учебная эскадрилья была расформирована 10 июня 1939 года, а сестры были направлены в 3-ю боевую дивизию 5-й эскадрильи. Корабли начали круиз 14 июня, во время которого посетили Мерс-эль-Кебир и Касабланку , Французское Марокко. , прежде чем 11 июля прибыть в Брест , где дивизия была приписана ко 2-му Приморскому округу со штаб-квартирой там, сохранив за собой роль учебных артиллерийских кораблей. [ 20 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года Курбе и Париж продолжали обучение до вторжения Германии во Францию 10 мая 1940 года. 21 мая они были мобилизованы с увеличенным экипажем и переданы под командование вице-адмирала Жана-Мари Абриала. для обороны французских портов на Ла-Манше . [ 21 ] 19 июня Курбе оказывал огневую поддержку защитникам Шербура против наступающей 7-й танковой дивизии , а затем прикрывал эвакуацию города союзниками во время операции «Воздушная» . На следующий день корабль отплыл в Портсмут , Англия. [ 22 ] [ 23 ]
Курбе был захвачен там в рамках операции «Катапульта » британскими войсками 3 июля, чтобы предотвратить попадание французских кораблей в руки немцев после капитуляции Франции в конце июня . Через неделю корабль был передан «Свободной Франции», которые использовали его в качестве зенитной батареи в Портсмуте, пока он не был разоружен 31 марта 1941 года и использовался в качестве жилого корабля. [ 21 ] В Лох-Стривене , Шотландия, он использовался в качестве мишени для испытаний прыгающей бомбы «Хайболл» с 9 мая по декабрь 1943 года. [ 24 ] «Хайболл» — уменьшенная версия «Содержания», использовавшаяся в операции «Наказание » , также известной как «Рейд на дамбастер». [ 25 ] Курбе продолжал использоваться в качестве склада и корабля-мишени, пока он не был предназначен для использования в качестве волнолома «Крыжовник» на пляже Мечей во время высадки в Нормандии. [ 22 ] 7 июня корабль пришлось отбуксировать из Уэймута парой британских буксиров, поскольку его двигатели и котлы ранее были сняты и заменены бетонными. [ 26 ] Он был затоплен 9 июня у пляжа Сворд и был сбит Негера пилотируемыми торпедами в ночи 15–16 и 16–17 августа. [ 22 ] Таким образом, он был, вероятно, единственным кораблем, когда-либо атакованным секретным оружием обеих сторон во время конфликта. [ 27 ] После войны ее медленно сдали на слом; снос был завершен в 1970 году. [ 28 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джордан и Каресс, стр. 139–140.
- ^ Дюма, с. 223
- ^ Джордан и Каресс, с. 143
- ^ Jump up to: а б с Уитли, с. 36
- ^ Джордан и Каресс, с. 159
- ^ Дюма, с. 224
- ^ Джордан и Каресс, стр. 143, 150, 156–158.
- ^ Джордан и Каресс, с. 142
- ^ Сильверстоун, с. 94
- ^ Джордан и Каресс, стр. 142, 243.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 252, 254.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 244, 254–257.
- ^ Халперн, с. 19
- ^ Джордан и Каресс, стр. 257–258.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 258, 260, 275, 277, 280–281, 283.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 288–289.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 290, 299.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 287, 290, 299–300.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 299–300.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 293–295, 301.
- ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс, с. 311
- ^ Jump up to: а б с Уитли, с. 38
- ^ Ровер, стр. 29.
- ^ Мюррей, Приложение 4
- ^ Свитман, Джон (осень 2002 г.). «Другая прыгающая бомба Барнса Уоллиса, часть 2: Цель Тирпица». Обзор воздушной мощи Королевских ВВС . 5 (3): 52–53. ISSN 1756-1248 .
- ^ Джонсон, Гарольд; Вилтердинг, Джон Х. младший (2008). «Вопрос 17/44: Корабли-волнорезы в Нормандии». Военный корабль Интернешнл . XLV (2). Международная организация военно-морских исследований: 108. ISSN 0043-0374 .
- ^ Мюррей, с. 274
- ^ Джордан и Каресс, с. 320
Библиография
[ редактировать ]- Дюма, Роберт (1985). «Французские дредноуты: класс Курбе водоизмещением 23 500 тонн». В Джоне Робертсе (ред.). Военный корабль . Том. IX. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 154–164, 223–231. ISBN 0-87021-984-7 . ОСЛК 26058427 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-639-1 .
- Мюррей, Иэн (2009). Человек-прыгающая бомба: наука сэра Барнса Уоллиса . Йовил, Великобритания: Haynes Publishing. ISBN 978-1-84425-588-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кертис, Дес (2009). Самая секретная эскадрилья: первая полная история 618-й эскадрильи и ее специального отряда по борьбе с подводными лодками «Москиты» . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-51-5 .
- Дюма, Роберт и Гиглини, Жан (1980). Французские 23500 линкоры (на французском языке -тонные ). Гренобль, Франция: Editions de 4 Seigneurs. OCLC 7836734 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Отчет о ( Курбе последней миссии на французском языке)