Французский линкор «Прованс»
![]() Прованс в процессе
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Прованс |
Тезка | Прованс |
Строитель | Лорьян Арсенал |
Заложен | 21 апреля 1912 г. |
Запущен | 20 апреля 1913 г. |
Завершенный | 20 января 1916 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 марта 1916 г. |
Судьба | Затоплен , 27 ноября 1942 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Бретань класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 166 м (544 футов 7 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 27 м (88 футов 7 дюймов) |
Черновик | 9,1 м (29 футов 10 дюймов) (в среднем) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 2 паротурбинные установки |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Диапазон | 4700 миль (8700 км; 5400 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Экипаж | 1193; (1250 в качестве флагмана ) |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Прованс» был одним из трёх «Бретань» класса линкоров , построенных для ВМС Франции в 1910-х годах и названных в честь французского региона Прованс ; у нее было два родственных корабля , «Бретань» и «Лотарингия» . «Прованс» поступил на вооружение в марте 1916 года, после начала Первой мировой войны . Он был вооружен главной батареей из десяти 340-мм (13,4 дюйма) орудий и имел максимальную скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час).
Прованс провела большую часть своей карьеры во французской Средиземноморской эскадре , где она служила флагманом флота . Во время Первой мировой войны он находился на Корфу, чтобы не допустить выхода австро-венгерского флота из Адриатического моря , но не видел никаких действий. Он был значительно модернизирован в 1920-х и 1930-х годах и проводил обычные круизы мирного времени и учебные маневры в Средиземноморье и Атлантическом океане. Она участвовала в невмешательства патрулях во время гражданской войны в Испании .
В первые дни Второй мировой войны Прованс проводил патрулирование и зачистки Атлантического океана в поисках немецких надводных рейдеров. Он находился в Мерс-эль-Кебире, когда Франция капитулировала 22 июня 1940 года. Опасаясь, что немцы захватят французский флот, британский Королевский флот атаковал корабли в Мерс-эль-Кебире . «Прованс» был поврежден и затонул в гавани, но был снят с мели и переведен в Тулон , где стал флагманом тамошнего учебного флота. В конце ноября 1942 года немцы оккупировали Тулон и, чтобы не дать им захватить флот, французы затопили свои корабли , в том числе «Прованс» . Она была поднята в июле 1943 года, и некоторые из ее орудий использовались для береговой обороны в этом районе; немцы во второй раз затопили его в Тулоне в качестве блок-корабля в 1944 году. В конечном итоге «Прованс» был поднят в апреле 1949 года и продан судоразделщикам .
Предыстория и описание
[ редактировать ]
Класс «Бретань» был спроектирован как улучшенная версия предыдущего «Курбе» класса с более мощным вооружением, но ограниченный размер французских сухих доков вынуждал башни располагаться ближе к концам кораблей, что отрицательно сказывалось на их мореходных качествах. [ 1 ] кораблей составляла 166 метров (544 фута 7 дюймов) Общая длина . [ 2 ] имел ширину 27 м (88 футов 7 дюймов) и среднюю осадку 9,1 м (29 футов 10 дюймов). Их водоизмещение составляло 23 936 метрических тонн (23 558 длинных тонн) при нормальной нагрузке и 26 600 метрических тонн (26 200 длинных тонн) при глубокой загрузке . насчитывал 34 офицера и 1159 человек Их экипаж на частном корабле увеличился до 42 офицеров и 1208 членов экипажа , а во время службы в качестве флагманского корабля . Корабли были оснащены двумя построенными по лицензии Parsons паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение два гребных вала. Каждый из кораблей класса «Бретань» имел свой тип котла, подающего пар на турбины; В самом Провансе было 18 котлов Гайо-Дю Темпл . Турбины имели общую мощность 28 000 лошадиных сил (20 594 кВт; 27 617 л.с.) и были рассчитаны на максимальную скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), но ни один из кораблей не превышал 20,6 узла (38,2 км/ч). ч; 23,7 миль в час) во время ходовых испытаний . Они везли с собой достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность действия 4700 морских миль (8700 км; 5400 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 3 ]
« Бретань » класса Основная батарея состояла из десяти орудий Canon de 34 см (13,4 дюйма) модели 1912 года , установленных в пяти двухорудийных башнях , пронумерованных от одной до пяти спереди назад. Двое находились в супермощной паре в носовой части, один в миделе и два последних в супермощной паре в кормовой части. Вспомогательное вооружение состояло из двадцати двух 138-мм (5,4 дюйма) орудий модели 1910 года, расположенных в казематах по длине корпуса. Он также нес пару 47-мм (1,9 дюйма) орудий Canon de 47 мм (1,9 дюйма) модели 1902 года, установленных в носовой надстройке . на крыше каждой башни было размещено по пять старых 47-мм орудий для подготовки к подкалиберным испытаниям Перед поступлением на вооружение » . «Бретань также была вооружена четырьмя подводными 450-мм (17,7 дюйма) торпедными аппаратами и могла разместить под палубой 20–28 мин . Толщина их ватерлинии . составляла от 140 до 250 мм (от 5,5 до 9,8 дюйма), а наибольшая толщина была на миделе корабля Орудийные башни были защищены 300-мм (11,8 дюйма) броней, а 160-мм (6,3 дюйма) плитами защищали казематы. Изогнутая бронепалуба имела толщину 40 мм (1,6 дюйма) на плоской поверхности и 70 мм (2,8 дюйма) на внешних скатах. Боевая рубка имела толщину лицевой и боковых сторон 266 мм (10,5 дюйма). [ 4 ]
Услуга
[ редактировать ]
После поступления на службу в 1916 году «Прованс» и его сестры были направлены в 1-ю дивизию 1-й боевой эскадры, где «Прованс» флота был флагманом . Три корабля оставались в составе отряда до конца войны. [ 5 ] Большую часть времени они провели на Корфу , чтобы помешать австро-венгерскому флоту вырваться из Адриатики. [ 6 ] Присутствие флота также было направлено на запугивание Греции, которая становилась все более враждебной по отношению к Тройственному Антанте . Позже во время войны из экипажей набрали мужчин на противолодочные корабли. Поскольку австро-венгры в основном оставались в порту на время войны, Прованс не принимал участия во время конфликта. [ 5 ] Действительно, она вообще не покидала порт в течение всего 1917 года. В апреле 1919 года она вернулась в Тулон . Французский флот намеревался отправить корабль в Черное море для участия в операциях против большевиков , но крупный мятеж операции помешал . В октябре 1919 года она и Лорейн отправились в Константинополь , где сформировали ядро Восточно-Средиземноморской эскадры. [ 7 ]
В июне 1921 года Прованс и Бретань отправились в Гавр для военно-морского смотра и в сентябре вернулись в Тулон. В 1922 году Прованс и Лотарингия были переведены в резерв, в результате чего Бретань осталась единственным членом своего класса на вооружении; Находясь вне эксплуатации, «Прованс» претерпел значительный ремонт. [ 8 ] Работы продолжались с 1 февраля 1922 г. по 4 июля 1923 г. и проводились в Тулоне. На корабле было улучшено вооружение; ее основные орудия получили большую высоту для увеличения дальности полета, а были установлены четыре 75-мм орудия М1897 на носовой надстройке . Также была добавлена тяжелая тренога-мачта со станцией управления огнем и дальномер для корабельных зенитных орудий. [ 5 ]
Очередной ремонт последовал 12 декабря 1925 г. - 11 июля 1927 г. Снова была увеличена высота орудий главной батареи, удалена носовая часть поясной брони, а половина ее котлов была переоборудована в модели, работающие на жидком топливе. Третья и последняя модернизация началась 20 сентября 1931 года и продолжалась до 20 августа 1934 года. Остальные угольные котлы были заменены шестью Индрет мазутными котлами , были установлены новые турбины и орудия главного калибра, а также восемь новых 75-мм пушек. зенитные орудия . [ 5 ] После ремонта «Прованс» и «Бретань» были приписаны ко 2-й эскадре в Атлантике. Там они присоединились к учениям флота у Азорских островов , Мадейры и Марокко . Два корабля приняли участие в круизе в Африку в 1936 году. В августе они участвовали в патрулировании в целях невмешательства после начала гражданской войны в Испании ; эти патрули продолжались до апреля 1937 года. [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, «Прованс» находился в Тулоне вместе с «Бретанью» во 2-й эскадрилье, при этом «Прованс» служил флагманом вице-адмирала Оллива. [ 9 ] 21 октября он вошёл в сухой док для периодического технического обслуживания, которое продлилось до 2 декабря. [ 10 ] Двумя днями позже «Прованс» и «Бретань» вместе с многочисленными крейсерами и эсминцами вышли из Дакара , чтобы прикрыть французское торговое судоходство у Западной Африки и Азорских островов. Примерно в середине месяца французские военные корабли вернулись в порт. [ 11 ]
Затем Прованс отправили в Касабланку , где она присоединилась к отряду Y. Подразделение провело несколько безрезультатных зачисток в Атлантике. Находясь в Гибралтаре , он был поврежден и был вынужден вернуться в Тулон для ремонта. По пути она перехватила итальянское пассажирское судно «Океания» ; Прованс отправил ее в Марсель , чтобы ее проверили на предмет контрабанды. «Прованс» отплыл в Оран 24 января 1940 года, а затем вернулся в отряд Y в Дакаре. Отряд Y был переброшен в Оран 11 апреля и прибыл через пять дней. [ 10 ] 27 апреля «Прованс» , две его сестры и несколько крейсеров были переброшены в Александрию . [ 12 ] 18 мая Прованс и Бретань вернулись в Мерс-эль-Кебир . [ 13 ]
После капитуляции Франции 22 июня французский флот должен был быть разоружен под контролем Германии и Италии в соответствии с условиями перемирия. Однако британское высшее командование было обеспокоено тем, что французские корабли будут захвачены державами Оси и приняты на вооружение. Военно-морские силы стран Оси тогда превзошли бы по численности британский Королевский флот . Поэтому премьер-министр Уинстон Черчилль приказал вице-адмиралу Джеймсу Сомервиллю , командующему отрядом H , нейтрализовать французский флот в Мерс-эль-Кебире. Ему было приказано приказать французским кораблям следовать одному из возможных вариантов действий: они заключались в следующем: либо присоединиться к британцам со « Свободной Францией» , либо перебросить корабли во французские владения, такие как Мартиника, где они будут находиться за пределами Франции. досягаемости держав Оси, или переместить их в США, где они будут интернированы, или затоплены, или потоплены. 3 июля прибыл Сомервилл и предъявил ультиматум. После 10 часов обсуждений и отклонения французами какой-либо части ультиматума британские корабли открыли огонь. [ 14 ]
Прованс открыл ответный огонь примерно через 90 секунд после атаки британцев, но не добился успеха против нападавших. «Бретань» получила попадание нескольких 15-дюймовых (380-мм) снарядов и взорвалась, в результате чего погибла большая часть ее экипажа. Прованс также несколько раз пострадал и сильно пострадал; [ 15 ] снаряды подожгли его и заставили опуститься на дно гавани, но он не взорвался, как его однотипный корабль. Впоследствии корабль был снят с мели и временно отремонтирован. [ 10 ] а 5 ноября ее перевели в Тулон, куда она прибыла 8-го числа. «Прованс» сопровождали эсминцы «Эпе» , «Флере» , «Ле-Арди» , «Ланскенэ» и «Мамлюк» . [ 16 ] С 1 января 1942 года «Прованс» стал флагманом учебного дивизиона флагманов. 27 ноября немецкая армия оккупировала Тулон, и чтобы не дать им захватить там флот, включая Прованс , французы затопили свои корабли . В то время «Прованс» стоял рядом со старым додредноутом «Кондорсе» и авианосцем «Комендант Тесте» . [ 10 ] Итальянцы двинулись в Тулон и подняли Прованс 11 июля 1943 года. Два 340-мм орудия были сняты с корабля и размещены в береговой батарее в Сен-Мандрье-сюр-Мер недалеко от Тулона. Затем страны Оси затопили корабль во второй раз, когда он стоял в гавани. В конечном итоге «Прованс» был поднят в апреле 1949 года и разобран на металлолом. [ 10 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Джордан и Каресс , стр. 176–177.
- ^ Смигельский , стр. 198.
- ^ Джордан и Каресс , с. 163.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 163, 168, 172–175.
- ^ Jump up to: а б с д Уитли , с. 42.
- ^ Халперн , с. 19.
- ^ Уитли , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Уитли , с. 43.
- ^ Уитли , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и Уитли , с. 44.
- ^ Ровер , стр. 10.
- ^ Ровер , стр. 21.
- ^ Ровер , стр. 24.
- ^ Робертсон и Дент , с. 25.
- ^ Ровер , стр. 31.
- ^ Ровер , стр. 48.
Ссылки
[ редактировать ]- Дюма, Роберт (1986). «Французские дредноуты: класс Бретань водоизмещением 23 500 тонн». В Ламберте, Эндрю Д. (ред.). Военный корабль . Том. X. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 74–85. ISBN 978-0-85177-449-7 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-639-1 .
- Мейрат, Жан (1969). «Французские линкоры «Лотарингия» , «Бретань» и «Прованс ». Морское обозрение (261, 263, 265). Париж: Institut Français de la Mer OCLC 41554533 – через информационный бюллетень FPDS, VI:4, стр. 26–27, 1978.
- Робертсон, Стюарт и Дент, Стивен (2007). Конвей «Война на море в фотографиях 1939–1945 годов» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-84486-045-6 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Смигельски, Адам (1985). "Франция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 190–220. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюма, Роберт и Гиглини, Жан (1980). Французские линкоры водоизмещением ( 23 500 тонн на французском языке). Гренобль: Издания 4 сеньоров. OCLC 7836734 .
- Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 .
- О'Хара, Винсент П.; Диксон, В. Дэвид и Уорт, Ричард (2010). На оспариваемых морях: семь великих флотов Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-646-9 .
- Линкоры типа «Бретань»
- Линкоры Франции Первой мировой войны
- Линкоры Франции времен Второй мировой войны
- Корабли построены во Франции
- Кораблекрушения Франции
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- корабли 1913 года
- Военные корабли времен Второй мировой войны затоплены в Тулоне
- Морские инциденты в июле 1940 г.
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Затопленные суда