Jump to content

Немецкий вспомогательный крейсер Тор

Координаты : 35 ° 23'50 "N 139 ° 38'50" E  /  35,39722 ° N 139,64722 ° E  / 35,39722; 139,64722

История
Германия
Имя Санта-Крус
Оператор Ольденбургская португальская линия (OPDR)
Строитель Немецкая верфь, Гамбург
Заложен 1938
Запущен 16 марта 1938 г.
Порт приписки Гамбург
Судьба Реквизирован Кригсмарине , 1939 г.
Нацистская Германия
Имя Тор
Тезка Тор
Оператор Военно-морской
Номер двора 4
Приобретенный Реквизирован, 1939 г.
повторно введен в эксплуатацию Март 1940 г.
Переименован Тор , 1940 год.
реклассифицирован Вспомогательный крейсер , 1940 г.
Псевдоним(а)
  • ХСК-4
  • Шифф 10
  • Рейдер Э
Судьба Разрушен пожаром в Иокогаме , Япония, 30 ноября 1942 года.
Общие характеристики
Тоннаж 3862 брт
Смещение 9200 тонн
Длина 122 м (400 футов)
Луч 16,7 м (55 футов)
Движение Паровая турбина, работающая на масле
Скорость 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час)
Диапазон 40 000 миль (74 000 км; 46 000 миль)
Дополнить 349
Вооружение
Самолет перевезен 1 плуг Ар 196 А-1

«Тор» (HSK 4) вспомогательный крейсер нацистской Германии Кригсмарине Второй во время мировой войны , предназначавшийся для службы в качестве торгового рейдера . Также известен в Кригсмарине как Schiff 10 ; в Королевском флоте она была рейдером Е. Она была названа в честь германского божества Тора .

Ранняя история

[ редактировать ]

Бывшее грузовое судно Santa Cruz , оно было построено компанией Deutsche Werft , Гамбург (DWH) в 1938 году, принадлежало и управлялось компанией Oldenburg Portugal Line (OPDR), Гамбург . Зимой 1939–40 годов флот реквизировал его и переоборудовал DWH во вспомогательный военный корабль. он был принят на вооружение как торговый рейдер «Тор» В марте 1940 года .

Первый круиз

[ редактировать ]

Тор начал свой первый боевой поход 6 июня 1940 года под командованием капитана Отто Келера . [ 1 ] Тор провел в море 329 дней и потопил или захватил 12 кораблей общим тоннажем 96 547 брутто-регистровых тонн (GRT). [ 2 ] : 94 

Тор остановил свою первую жертву 1 июля, голландское грузовое судно «Кертосоно» водоизмещением 9290 тонн , перевозившее груз бензина , древесины , асфальта и сельскохозяйственной техники. Келер решил отправить ее в составе призовой команды в Лорьян , Франция, куда она благополучно прибыла через 12 дней. В то время Тор был замаскирован под югославское грузовое судно. [ 1 ]

7 июля Тор столкнулся с Деламбре , британским грузовым судном водоизмещением 7030 тонн. Тор произвел несколько залпов , третий из которых попал в Деламбре , остановив ее мертвой в воде, после чего Тора абордажная группа затопила корабль подрывными зарядами.

Через два дня Тор перехватил бельгийское грузовое судно «Брюгге» , перевозившее груз пшеницы. «Брюгге» был затоплен, а ее экипаж из 44 человек был взят на борт «Тора» . 14-го числа Тор остановил другое грузовое судно, перевозившее пшеницу, «Британский Грейсфилд» , и потопил его подрывником.

16 июля Тор без предупреждения атаковал британское грузовое судно «Вендовер» , поскольку было замечено, что Вендовер был вооружен. В Вендовер попало несколько снарядов Тора , и он подгорел. Абордажная группа предъявила обвинение в сносе, в результате чего Вендовер перевернулся, а затем он был потоплен обстрелом. выжили 36 человек Из 40 членов экипажа «Вендовера» : два члена экипажа, включая радиста, погибли в результате нападения; еще двое были ранены и скончались от полученных травм на борту «Тора» . [ 2 ] : 81–82 

Голландское грузовое судно Tela , направлявшееся в Великобританию, было перехвачено 17 июля. Тор выстрелил ей в лук ; она остановилась, не подав сигналов бедствия. Экипаж 33 покинул корабль и был взят на борт «Тора» , а «Тела» была потоплена подрывными зарядами.

28 июля Тор столкнулся с британским вооруженным торговым крейсером HMS Alcantara , который был вооружен восемью шестидюймовыми (150-мм) главными орудиями . Келер отвернулся от Алькантары и пытался обогнать ее в течение трех часов, пока не понял, что Алькантара быстрее Тора . В этот момент Кэлер решил развернуться и сражаться, надеясь нанести Алькантаре достаточный урон , чтобы позволить Тору сбежать. Тор нанес три ранних удара по Алькантаре : один между ее мостиком и трубой, второй в кормовой части и третий по ватерлинии, что вызвало затопление ее машинного отделения, вынудив Алькантару снизить скорость. Тор отвернулся от Алькантары и получил два попадания из ее шестидюймовых орудий, в результате чего погибли три члена экипажа. Вместо того, чтобы рисковать и продолжать бой, Тор сбежала под прикрытием плотной дымовой завесы. [ 1 ]

После битвы с Алькантарой Тор устранил ее боевые повреждения, почистил котлы и сменил маскировку. Тор встретился с кораблем снабжения «Рекум» 25 августа, а затем вернулся в воды Бразилии. Две недели спустя, 8 сентября, югослав Федерико Главач был остановлен, но ему разрешили беспрепятственно двигаться дальше, поскольку Югославия в то время была нейтральной. 26 сентября Тора гидросамолет обнаружил норвежский танкер «Космос» , перевозивший более 17 000 тонн китового жира . « Космос » мог бы стать очень ценным призовым кораблем, но тот факт, что у него было мало топлива, он был медленным и легко узнаваемым, делало невозможным сохранение его в качестве приза. Келер приказал «Космос» артиллерийским огнем. потопить [ 2 ] : 83–84 

8 октября Тор водоизмещением 8715 тонн поймал британский рефрижераторный корабль Natia . Тор нанес прямое попадание, в результате чего Натия остановилась мертвой в воде, хотя она продолжала беспроводную передачу. Тор ударил Натию еще семь или восемь раз выстрелами, а торпеда разорвала ей бок. Прежде чем она затонула, было выпущено еще 35 выстрелов. 84 из 85 членов экипажа Натии были взяты на борт «Тора» , в результате чего общее количество пленных достигло 368. Большинство из этих пленных были переведены на корабль снабжения «Рио-Гранде» в середине ноября.

5 декабря Тор столкнулся с другим вооруженным торговым крейсером, HMS Carnarvon Castle , кораблем водоизмещением 20 062 тонны, вооруженным восемью 6-дюймовыми (15 см) и двумя трехдюймовыми зенитными орудиями . Тор нес три из четырех 15-см (5,91 дюйма) орудий на корме, поэтому Келер решил заставить замок Карнарвон начать суровую погоню. Артиллеристы Тора нашли цель в четвертом залпе, после чего Келер изменил курс, превратив погоню в круговой бой, чтобы обрушить на цель весь залп Тора . Тор командовал сражением; ее артиллеристы зарегистрировали более 20 попаданий, вынудив замок Карнарвон развернуться и бежать в Монтевидео , Уругвай. Шестеро Карнарвон членов экипажа замка были убиты и еще 32 ранены. [ 2 ] После этого сражения Тору было приказано встретиться с немецким карманным линкором «Адмирал Шеер», чтобы перебросить людей в призовые экипажи для . захваченного китобойного флота Пингвина

25 марта Тор перехватил «Британию» , британский пассажирский корабль водоизмещением 8800 тонн. После нескольких попаданий в убегающий корабль Кэлер позволил ему бросить его, а затем выпустил 16 снарядов калибра 15 см (5,91 дюйма) по его ватерлинии, потопив его. Немецкие операторы беспроводной связи перехватили сообщение от близлежащего британского военного корабля, приближавшегося на полной скорости на расстоянии примерно 100 миль (190 км; 120 миль). Келер решил не рисковать столкнуться с ним и предположил, что британский корабль прибудет и поможет находящимся в воде. К сожалению, британскому военному кораблю не удалось найти выживших, и 331 из примерно 520 выживших в конечном итоге были спасены, в первую очередь испанскими кораблями Кабо-де-Орнос , Раранга и Бачи . Тридцать три выживших в конечном итоге достигли земли в Сан-Луисе , на побережье Бразилии, после 23 дней и 1500 морских миль (2800 км; 1700 миль) по течению в море. [ 2 ] : 89–90  В тот же день, 25 марта, «Тор» остановил 5045-тонный шведский теплоход «Тролленхольм» . Швеция была нейтральной, но выяснилось, что Тролленхольм был зафрахтован британцами для перевозки угля из Ньюкасла в Порт-Саид. Менее чем за 90 минут весь 31 член экипажа из Тролленхольма был переведен на «Тор» , а грузовое судно было потоплено взрывчаткой. [ 2 ] : 91 

Вооруженный торговый крейсер «Вольтер» в своем бывшем облике пассажирского лайнера «Лэмпорт энд Холт Лтд.». В апреле 1941 года «Тор» потопил ее у берегов Кабо-Верде.

На обратном пути в Германию Тор столкнулся с третьим вооруженным торговым крейсером у островов Зеленого Мыса . Это был HMS Voltaire , корабль водоизмещением 13 245 брт, вооруженный восемью 6-дюймовыми (150-мм) и тремя 3-дюймовыми (76-мм) орудиями. Тор подошел в лоб и в ответ на сигналы ААА Вольтера (приказ кораблю идентифицировать себя) произвел выстрел в нос Вольтера . Тора Первый залп поразил Вольтера , лишив его возможности передавать сигналы. генератор и радиорубку [ 3 ] Вольтер превратился в ад. Два шестидюймовых орудия Вольтера продолжали стрелять, но они нанесли только одно попадание в Тора , выведя из строя ее радиоантенну. пушки Вольтера Устаревшие перегрелись и были вынуждены прекратить стрельбу, после чего Вольтер поднял белый флаг . Тор начал спасать Вольтера команду с безопасного расстояния в 4000 ярдов (3700 м), чтобы избежать повреждений от вторичных взрывов. «Вольтера » и 196 человек. Из экипажа в 296 человек были спасены капитан [ 1 ]

Последний корабль, перехваченный Тором во время ее первого круиза, был 16 апреля на обратном пути в Германию; шведский рудовоз Кассель сэр Эрнест . Было произведено два предупредительных выстрела, остановивших корабль; ее команда была взята на борт «Тора» , и она была потоплена взрывчаткой.

Второй круиз

[ редактировать ]

«Тор» впервые попытался начать свой второй круиз вечером 19 ноября 1941 года. Однако на следующий день в 21:30 он столкнулся в густом тумане со шведским рудовозом « Ботния» . Шведский корабль водоизмещением 1343 тонны затонул, а «Тор» вернулся в Киль для ремонта поврежденной носовой части. [ 4 ]

Тор наконец отправился в свой второй круиз 30 ноября 1941 года под командованием капитана Гюнтера Гумприха . [ 5 ] Во время своего второго похода «Тор» потопил или захватил 10 кораблей общим водоизмещением 58 644 тонны за 328 дней работы.

Тор нашел свою первую жертву 23 марта — греческое грузовое судно «Пагаситикос» водоизмещением 3490 тонн . Ее экипаж из 33 человек был взят на борт «Тора» , и она была потоплена торпедой. На следующий день, 24 марта, «Тор» пополнил свои запасы с корабля снабжения «Регенсбург» .

30 марта Тор водоизмещением 4470 тонн в течение семи часов преследовал британское грузовое судно Wellpark . Гамприч послал свой гидросамолет обстрелять грузовое судно, но его бросили, когда Тор открыл огонь по Веллпарку . Через 15 минут команда Wellpark покинула корабль, и он затонул.

1 апреля «Тор» водоизмещением 4565 тонн перехватил еще одно британское грузовое судно, «Виллесден» . Гамприч снова приказал своему гидросамолету уничтожить радиоантенну корабля, прежде чем открыть огонь из Тора . После обстрела самолета Тор открыла огонь из своих 15-сантиметровых (5,91 дюйма) орудий и подожгла бочки с маслом на палубе «Уиллесдена» , вынудив большую часть экипажа покинуть корабль. Единственным оставшимся экипажем были артиллеристы, но им удалось сделать всего шесть выстрелов, прежде чем они также были вынуждены покинуть корабль. Тор выпустил по Виллесдену 128 снарядов и добил ее торпедой.

норвежский грузовой корабль «Ауст» Двумя днями позже, 3-го числа, жертвой той же тактики стал . Она не смогла послать сигнал бедствия или рейдера, прежде чем была выведена из строя и затоплена зарядами под снос.

10 апреля Тор водоизмещением 4840 тонн обнаружил на своем радаре британское грузовое судно «Киркпул» , первое, установленное на вооруженном торговом крейсере. Плохая видимость и туман вынудили Гамприча отказаться от своей обычной тактики и вместо этого следить за Киркпулом до наступления темноты. С близкого расстояния Тор атаковал первым торпедой и залпом из своих 15-см (5,91 дюйма) орудий, но оба промахнулись. Второй залп нанес три попадания и поджег Киркпула мостик и рулевую рубку . Оставив штурвал без присмотра, Киркпул повернул в сторону Тора , что, по всей видимости, было попыткой протаранить нападавшего, чего удалось избежать. Экипаж Киркпула начал покидать корабль, и после трехчасовых поисков из воды были спасены 32 человека, включая Киркпула капитана , главного инженера и первого помощника . Корабль был потоплен торпедой.

Все Тора жертвы до сих пор находились недалеко от мыса Доброй Надежды , на морских путях. Верховное командование Кригсмарине (SKL) приказало Тору двинуться в Индийский океан, но предупредило ее, чтобы она знала о японских подводных лодках, действующих в этом районе.

10 мая гидросамолет Тора заметил австралийский лайнер «Нанкин» водоизмещением 7130 тонн , направлявшийся в Бомбей. С расстояния 13 000 ярдов Тор открыла огонь из своих 15-сантиметровых (5,91 дюйма) орудий, сделав несколько попаданий. Нанкина Капитан отдал приказ покинуть корабль и спустил флаги. Экипаж попытался затопить его, но немецкому абордажу удалось устранить повреждения двигателей корабля. Нанкин был переименован в Лейтен и взят в качестве призового корабля для встречи с Регенсбургом . После пополнения запасов и перевозки пленных Лойтен и Регенсбург отправились в порты, удерживаемые японцами. Она везла секретные документы из новозеландского «Объединенного разведывательного центра» в Веллингтоне главнокомандующему Восточного флота в Коломбо. [ 6 ]

14 июня радар Тора обнаружил контакт на расстоянии 10 000 ярдов и, используя сходящийся курс, смог приблизиться на расстояние 1800 ярдов. Тор атаковал то, что оказалось голландским танкером Shell Olivia водоизмещением 6310 тонн . Первый залп поджег Оливию , убив большую часть экипажа. Третий офицер, трое других голландцев и восемь китайцев смогли спустить одну лодку, но Тор смог найти в воде только одного человека. Эти 12 человек месяц дрейфовали, прежде чем их лодка перевернулась в прибоях у Мадагаскара ; один голландец и семь китайских моряков погибли за месяц в море.

Через пять дней, 19 числа, «Тор» перехватил норвежский нефтяной танкер «Херборг» . Ее гидросамолет вывел из строя Херборга радиоантенну , а предупредительный залп Тора остановил Херборга . Весь экипаж был взят на борт «Тора» , а призовой экипаж доставил переименованный «Гогенфридбург» в Японию.

4 июля Тор водоизмещением 5895 тонн остановил другой норвежский нефтяной танкер, « Мадроно» , так же, как и «Херборг» . Призовая команда также отвезла ее в Японию, переименованную в Россбах . В конце концов Россбах был торпедирован американской подводной лодкой USS Burrfish в проливе Кии, Япония, в мае 1944 года. [ 7 ]

Десятой и последней жертвой Тора стал 20 июля британский рефрижератор « Инд» . Она сопротивлялась, на полной скорости развернулась и открыла огонь из кормового орудия, но произвела всего два выстрела, прежде чем снаряд Тора попал прямо в орудие, убив главного артиллериста и уничтожив орудие. Радист грузового судна постоянно подавал сигналы бедствия, пока еще один снаряд Тора не попал в мост, убив его, выведя из строя радио и поджег мост. Инд превратился в бушующий ад, и большая часть ее команды ушла за борт. Тор прекратил стрельбу и спас 49 выживших, прежде чем прикончить Инда .

Тор передала своих пленников блокаднику Танненфельсу и направилась в Иокогаму , Япония, через Батавию в оккупированной японцами Голландской Ост-Индии .

Иокогама

[ редактировать ]

«Тор» достиг Иокогамы 9 октября 1942 года, где начал переоборудование для третьего путешествия. 30 ноября взрывы на корабле снабжения «Укермарк» разрушили его надстройку, отправив большое количество горящих обломков на «Тор» , который был пришвартован рядом. [ 8 ] Оба корабля были быстро подожжены вместе с Нанкином/Лойтеном и японским грузовым судном Ункай Мару . Все четыре корабля были уничтожены огнем, а 12 членов команды Тора погибли. Тор потерпел крушение и не подлежал ремонту, и его бросили. Ее капитан, Kapitän zur See Gumprich, позже командовал немецким вспомогательным крейсером «Мишель» во время его второго рейдового рейса, из которого он не вернулся. Некоторые выжившие с корабля были отправлены во Францию ​​на блокаднике « Доггербанк» и погибли, когда корабль был по ошибке потоплен U-43 3 марта 1943 года, при этом весь экипаж из 365 человек, кроме одного, погиб. [ 9 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Хильфскрейцер Тор» . Проверено 1 июля 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Даффи, Джеймс П. (2001). Секретный пиратский флот Гитлера: самые смертоносные корабли Второй мировой войны (1-е изд.). Вестпорт, Китай: Прегер. ISBN  0-275-96685-2 .
  3. ^ «Rhiw.com» . Проверено 15 марта 2007 г.
  4. ^ Вспомогательный крейсер Тор
  5. ^ Джексон, Роберт (2001). Кригсмарине: Иллюстрированная история немецкого флота во Второй мировой войне . Издательская компания МБИ. ISBN  9780760310267 .
  6. ^ Элфик, Питер (1998) [1997]. Дальневосточный архив: Разведывательная война на Дальнем Востоке 1930–1945 гг . Лондон: Ходдер и Стоутон. п. 262. ИСБН  0-340-66584-Х .
  7. ^ «Д/Т Мадроно» . Проверено 16 марта 2007 г.
  8. ^ «Корабли Кригсмарине» . Проверено 15 марта 2007 г.
  9. ^ «Доггербанк» . Корабли, пораженные подводными лодками . uboat.net . Проверено 16 мая 2010 г.
[ редактировать ]

35 ° 23'50 "N 139 ° 38'50" E  /  35,39722 ° N 139,64722 ° E  / 35,39722; 139,64722

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cee55358cf2bf7d2c575eceefa24d4d__1718462580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/4d/8cee55358cf2bf7d2c575eceefa24d4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German auxiliary cruiser Thor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)