Французская подводная лодка Ле Тоннан (Q172)
История | |
---|---|
Франция | |
Имя | Гром |
Тезка | громовержец |
Оператор | Французский флот |
Строитель | Forges et Chantiers de la Méditerranée , Ла-Сейн-сюр-Мер , Франция |
Заложен | 10 января 1931 г. |
Запущен | 15 декабря 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 июня 1937 г. |
Порт приписки | Тулон , Франция |
Судьба | Затоплен 15 ноября 1942 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Грозный » Подводная лодка класса |
Смещение |
|
Длина | 92,3 м (302 фута 10 дюймов) |
Луч | 8,1 м (26 футов 7 дюймов) [ 1 ] |
Черновик | 4,4 м (14 футов 5 дюймов) (с поверхности) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 80 м (262 фута) |
Дополнить | |
Вооружение |
|
Le Tonnant — ВМС Франции Redoutable класса подводная лодка серии М6, введенная в строй в 1937 году. Участвовала во Второй мировой войне , сначала на стороне союзников с 1939 по июнь 1940 года, затем в составе ВМФ Виши, Франция . Затоплен в ноябре 1942 года .
Характеристики
[ редактировать ]Le Tonnant входила в довольно однородную серию из 31 глубоководной патрульной подводной лодки , также называемой «1500-тонниками» из-за их водоизмещения . Все поступили на вооружение в период с 1931 по 1939 год.
Подводные лодки класса Redoutable 8,1 метра (26 футов 7 дюймов) имели длину 92,3 метра (302 фута 10 дюймов), ширину и осадку 4,4 метра (14 футов 5 дюймов). Они могли погружаться на глубину до 80 метров (262 фута). Их водоизмещение 1572 тонны (1547 длинных тонн) на поверхности и 2082 тонны (2049 длинных тонн) под водой. Приводимые в движение двумя дизельными двигателями общей мощностью 6000 лошадиных сил (4474 кВт) они имели максимальную скорость 18,6 узлов (34,4 км/ч; 21,4 миль в час). В подводном положении их два электродвигателя производили суммарную мощность 2250 лошадиных сил (1678 кВт) и позволяли им развивать скорость 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Их также называют «глубоководными подводными лодками», их дальность на поверхности составляла 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Под водой они могли преодолевать 100 морских миль (190 км; 120 миль) со скоростью 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час).
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Заложен в Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейн-сюр-Мер , Франция , 10 января 1931 года. [ 2 ] с бортовым номером Q172 Le Tonnant был спущен на воду 15 декабря 1934 года. [ 2 ] Вступил в строй 1 июня 1937 года. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]1937–1939
[ редактировать ]В 1937 году ВМС Франции решили, что «Ле Тоннан» и его однотипный корабль «Ле Конкеран» совершят длительный круиз в Юго-Восточную Азию, чтобы проверить выносливость французских подводников и их оборудования. [ 3 ] Перед их отъездом на борту Le Tonnant , когда она проводила дизельного двигателя испытания в Ла-Сейн-сюр-Мер, произошел инцидент , в ходе которого два члена ее экипажа планировали захватить контроль над ней и доставить ее в ВМС Испании для службы в Испании Гражданская война в . [ 3 ] Их попытка взять под свой контроль Ле Тоннан провалилась, и два главаря были заключены в тюрьму. [ 3 ]
Ле Тоннан совершила свой круиз на выносливость в Юго-Восточную Азию в 1938 году, а с 1 апреля 1938 года базировалась во Французском Индокитае . [ 3 ] где Ле Конкеран присоединился к ней в мае 1938 года. [ 4 ] Их пребывание во Французском Индокитае закончилось в октябре 1938 года. [ 3 ] [ 4 ] и они вернулись в Тулон , Франция, куда они оба прибыли 15 декабря 1938 года. [ 3 ] [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Французский флот
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны в сентябре 1939 года Ле Тоннан был направлен в 1-ю дивизию подводных лодок 3-й эскадры подводных лодок 1-й флотилии 2-й эскадры, базирующейся в Тулоне. [ 3 ] ее родственные корабли Le Conquérant , Le Glorieux и Le Héros . Оставшуюся часть дивизии составляли [ 3 ] [ 5 ] В декабре 1939 года она была направлена сначала в Оран в Алжире , а затем в Касабланку во Французском Марокко , откуда патрулировала Канарские острова . [ 3 ]
В феврале 1940 года Ле Тоннан был направлен в Дакар в Сенегале , а затем во Фритаун в Сьерра-Леоне . [ 3 ] 29 февраля 1940 года он отправился из Фритауна вместе с Le Glorieux британского Королевского флота и эсминцами HMS Dainty и HMS Diamond для участия в учениях по противолодочной борьбе , которые прошли к северо-западу от Фритауна 1 марта 1940 года. [ 2 ]
В марте 1940 года «Ле Тоннан» и «Ле Глориё» участвовали в поисках вышедшего из строя британского грузового корабля SS Hartismere , у которого было повреждено оборудование. [ 3 ] 11 апреля 1940 года Le Tonnant , Le Glorieux и Le Conquérant приняли участие в учениях у Дакара вместе с эсминцем Королевского флота HMS Decoy . [ 2 ] Позже в апреле Ле Тоннан переехал в Касабланку, а затем в Оран. [ 3 ]
Немецкие сухопутные войска продвинулись во Францию, начав Битву за Францию 10 мая 1940 года, и в том же месяце Ле Тоннан двинулся в Бизерту в Тунисе . [ 3 ] Италия объявила войну Франции 10 июня 1940 года и присоединилась к вторжению , и в тот же день Ле Тоннан покинул Бизерту, чтобы патрулировать мыс Бон на побережье Туниса. [ 3 ] С 20 июня она патрулировала Ле-Сален-д'Йер, чтобы защитить Тулон. [ 6 ] 24 июня он и ее однотипные корабли «Френель» и «Паскаль» были отправлены для патрулирования к югу от Сардинии . [ 3 ] Битва за Францию закончилась поражением Франции и перемирием с Германией 22 июня 1940 года и с Италией 24 июня, оба из которых вступили в силу 25 июня 1940 года, прервав их патрулирование у Сардинии. [ 3 ]
Виши Франция
[ редактировать ]После капитуляции Франции Ле Тоннан служил в военно-морских силах Виши, Франция , первоначально в 1-й дивизии подводных лодок в Тулоне вместе с Le Conquérant , Le Héros и Le Glorieux . [ 3 ] 17 августа 1940 года он был разоружен и выгружен в Тулоне в соответствии с условиями перемирия 1940 года. [ 3 ]
Ле Тоннан был перевооружен 8 апреля 1941 года и впоследствии переброшен в Касабланку в июле 1941 года и в Дакар в ноябре 1941 года. [ 3 ] К августу или сентябрю 1942 года, по разным данным, она действовала из Касабланки вместе с «Ле Конкерант» . [ 3 ] [ 7 ] По состоянию на 1 ноября 1942 года он входил в состав 4-й дивизии подводных лодок в Касабланке вместе с Le Conquérant , к которому вскоре присоединился их однотипный корабль Sidi Ferruch . [ 3 ] [ 7 ] 6 ноября 1942 года он был спущен на воду из сухого дока в Касабланке после незначительного ремонта. [ 3 ]
8 ноября 1942 года войска союзников высадились во французской Северной Африке в рамках операции «Факел». [ 4 ] и морское сражение при Касабланке началось между ВМС США и французскими войсками Виши. ВМС США В 06:15 авианосец USS Ranger (CV-4) и эскортный авианосец USS Suwannee (CVE-27) нанесли авиаудар по Касабланке, а SBD Dauntless пикирующие бомбардировщики и TBF Avenger торпедоносцы вооруженные бомбами начали атаковать цели. в гавани в 07:10. [ 3 ] Одна из первых упавших бомб убила Ле Тоннанта командира . [ 3 ] [ 8 ] Ее старший офицер принял командование, и в 07:30 она двинулась в путь под пулеметным огнем, в результате чего двое убитых и 19 раненых. [ 3 ] Вернувшись в порт, она высадила своих убитых и раненых и снова вышла в море с частичной командой — тремя офицерами и 32 рядовыми , семь из которых были ранены — для проведения испытаний на погружение , в ходе которых выяснилось, что семь ее балластных цистерн и один трюм был пробит. [ 3 ] Она снова вернулась в Касабланку для ремонта и высадки семи раненых. [ 3 ]
После отправки 10 добровольцев с других подводных лодок — девять из них с подводной лодки «Амфитрита» — для укомплектования своего экипажа, «Ле Тоннан» отправилась в путь в 18:35 8 ноября 1942 года, имея на борту всего четыре торпеды , в попытке достичь Тулона или нейтрального порта или , если ей это не удалось, бежать , чтобы избежать плена. [ 3 ] Направляясь на север вдоль побережья Французского Марокко, он миновал Эль-Ханк и Федалу в период с 9 по 10 ноября 1942 года, а затем направился обратно в Касабланку. [ 3 ] 10 ноября в 08:50 она обнаружила ВМС США оперативную группу к северу от Касабланки и выпустила все четыре свои торпеды по Рейнджеру , который уклонился от них. [ 3 ] Сопровождение Рейнджера контратаковало ее и подвергло ее глубинной атаке , но не причинило ей никаких повреждений. [ 3 ] В 12:25 самолет PBY Catalina ВМС США взорвал ее и повредил. [ 3 ]
Не имея возможности вернуться в Касабланку, Ле Тоннан проследовал в Кадис в нейтральной Испании и прибыл туда 14 ноября 1942 года. [ 3 ] Решив, что Ле Тоннан не сможет добраться до Тулона, ее старший офицер, все еще находившийся у власти, решил затопить ее. [ 3 ] После высадки 45 членов экипажа в Кадисе, «Ле Тоннан» двинулся в путь с основной командой на борту, состоящей из ее старшего офицера и еще пяти человек. [ 3 ] После того, как она вышла в открытое море, ее старший помощник открыл забортные краны в 12:02 15 ноября 1942 года, и Ле Тоннан затонул. [ 3 ] [ 2 ] [ 9 ] испанский траулер . Все шесть человек на борту покинули корабль, и их спас [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хельгасон, Гудмундур. «FR Ajax ВМС Франции – французская подводная лодка класса Redoutable – военные корабли союзников Второй мировой войны» . uboat.net . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Военные корабли союзников: FR Le Tonnant, uboat.net, по состоянию на 11 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Пропавшие без вести и несчастные случаи французских подводных лодок: подводная лодка Le Tonnant (на французском языке), доступ 11 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пропавшие без вести и несчастные случаи французских подводных лодок: подводная лодка Le Conquérant (на французском языке), доступ 10 августа 2022 г.
- ^ И, с. 49.
- ^ И, с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б И, с. 125.
- ^ И, с. 135.
- ^ И, с. 136.
Библиография
[ редактировать ]- Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия (оружие и военное дело) . Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 978-1-85367-623-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна проверка ] - Гардинер, Роберт; Шено, Роджер (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хуан, Клод (2004). Французские подводные лодки 1918–1945 гг. (на французском языке). Ренн: Marines Éditions. ISBN 9782915379075 .
- Пикард, Клод (2006). Подводные лодки водоизмещением 1500 тонн (на французском языке). Ренн: Marines Éditions. ISBN 2-915379-55-6 .