HMS Broke (D83)
![]() HMS Broke
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Broke |
Тезка | Филип Брок |
Заказал | апрель 1918 г. |
Строитель | Джон И. Торникрофт и компания |
Номер двора | 983 |
Заложен | Октябрь 1918 г. [ 1 ] |
Запущен | 16 сентября 1920 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 15 апреля 1925 г. [ 1 ] |
Переименован | Из Рука , апрель 1921 г. |
Судьба | Потоплен, 8 ноября 1942 г. [ 2 ] |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | типа Торникрофт Лидер эсминца |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 31 футов 6 дюймов (9,60 м) |
Черновик | 12 футов 3 дюйма (3,73 м) |
Установленная мощность | 40 000 л.с. (30 000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 36,5 узлов (42,0 миль в час; 67,6 км / ч) |
Емкость | 500 коротких тонн (450 т) мазута |
Дополнить | 164 |
Вооружение | 5 × BL 4,7 дюйма (120 мм) двойного орудия Mark I , 1 × QF 3-дюймовая зенитная пушка мощностью 20 центнеров , [ 2 ] 6 21 дюйм (533 мм) торпедных аппаратов (2×3) |
Послужной список | |
Часть: | 4-я флотилия эсминцев |
Командиры: | Генри Фанкорт |
Операции: | Операционный терминал |
HMS Broke был типа «Торникрофт» лидером флотилии Королевского флота . Он был вторым из четырех кораблей этого класса, заказанных JI Thornycroft в апреле 1918 года. [ 2 ] и первоначально был назван Руком в честь контр-адмирала сэра Джорджа Рука, участвовавшего в голландских войнах и битве при заливе Виго .
Натуралист Питер Скотт в составе команды корабля в 1940 году проводил эксперименты по камуфляжу корабля , раскрасив обе стороны Брока разными узорами.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Тип Торникрофта [ 3 ] или Шекспира класс [ 4 ] [ 5 ] лидеры были похожи на современных адмиралтейцев (также известных как класс Скотта ). [ 6 ] [ 7 ] были разработаны для удовлетворения требований адмирала сэра Джона Джеллико , командующего Великим флотом , о большом, быстром и тяжеловооруженном лидере флотилии, который мог бы соответствовать и превосходить, по слухам, большие немецкие эсминцы. [ 8 ]
длину 329 футов 1 дюйм (100,30 м) Корабли имели общую , 325 футов 3 дюйма (99,14 м) по ватерлинии и 318 футов 3 дюйма (97,00 м) между перпендикулярами . [ 9 ] с шириной 31 фут 6 дюймов (9,60 м) и осадкой 12 футов 6 дюймов (3,81 м). [ 4 ] Проектное водоизмещение составляло 1530 длинных тонн (1555 т) в нормальном режиме и 1900 длинных тонн (1900 т) при полной загрузке. [ 9 ] [ номер 1 ] Судовое оборудование состояло из четырех котлов Ярроу Брауна-Кертиса с одноступенчатым редуктором , которые подавали пар с плотностью 250 фунтов на квадратный дюйм (1700 кПа) к двум комплектам паровых турбин и мощностью на валу 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт). Это давало расчетную скорость света 36,5 узлов (67,6 км/ч; 42,0 миль в час), что соответствовало примерно 32,5 узлам (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) при полной нагрузке. [ 10 ] [ 11 ] Броук достиг максимальной скорости 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) Во время ходовых испытаний . [ 12 ] Можно было перевозить до 500 тонн нефтяного топлива, что обеспечивало дальность полета 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 10 ] [ 11 ]
Основное артиллерийское вооружение класса состояло из пяти орудий BL Mark I калибра 4,7 дюйма (120 мм) 45 мм . [ номер 2 ] на креплениях CP VI с возможностью подъема до 30 градусов, [ 11 ] Расположены двумя суперстрелковыми парами в носовой и кормовой части надстройки , остальные орудия расположены на платформе между трубами . [ 7 ] Зенитное вооружение состояло из одной 3-дюймовой (76-мм) пушки на платформе за задней трубой и пары одиночных двухфунтовых (40-мм) автопушек с помпонами для ближней защиты на одиночных установках. Торпедное вооружение состояло из двух тройных установок для 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов между 3-дюймовой зенитной пушкой и задней парой 4,7-дюймовых орудий. [ 13 ]
Четыре лидера класса «Шекспир» ( «Кеппель» , «Рук» , «Сондерс» и «Спрагг» ) были заказаны у Торникрофта в апреле 1918 года в качестве продолжения пары кораблей, заказанных в апреле 1916 года, и третьего, заказанного в апреле 1917 года. [ 7 ] [ номер 3 ] Рука , названного в честь адмирала сэра Джорджа Рука . [ 15 ] был заложен Thornycroft's Woolston, Хэмпшир, на верфи в октябре 1918 года и спущен на воду 16 сентября 1920 года. [ 1 ] ее имя было изменено на Брок . В апреле 1921 года [ 2 ] после контр-адмирала сэра Филипа Брока ( / ˈ b r ʊ k / [ 16 ] ). [ 17 ] Broke был переведен на Королевскую верфь в доке Пембрук для завершения, но не был завершен до 1925 года. Он был сдан в эксплуатацию 15 апреля 1925 года. [ 1 ] Стоимость корабля составила 409 394 фунта стерлингов . [ 12 ]
Операционная история
[ редактировать ]1925–1939
[ редактировать ]После испытаний и тренировок Броку было приказано отправиться в Средиземное море , где он прибыл на Мальту 9 февраля 1925 года и сменил Монтроуза на посту лидера 4-й флотилии эсминцев . Он был переоборудован на мальтийской верфи с мая по август 1929 года и снова с ноября 1930 года по март 1931 года. Брок покинул 4-ю флотилию и вернулся в британские воды в апреле 1931 года, перейдя в резерв в Девонпорте . Находясь в резерве, до апреля 1932 года он служил тендером Королевского военно-морского инженерного колледжа в Кейхэме , Плимут , а затем служил аварийным эсминцем в Девонпорте. [ 14 ] В июне 1935 года Брок получил полный экипаж и был выделен в качестве независимого командования (т.е. не входил в состав какой-либо флотилии) в составе Резервного флота. Он служил флагманом контр-адмирала (D) Резервного флота во время обзора Королевского флота в июле 1935 года, прежде чем вернуться к местным обязанностям в районе Портсмута. [ 18 ] В октябре 1935 года HMS Broke снялся в роли вымышленного «крейсера второго класса HMS Rutland » в фильме «Навсегда Англия», основанном на К.С. Форестера « романе Браун в разрешении» , где Джон Миллс сыграл способного моряка Брауна в своей первой главной роли. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Брок была переоборудована в Девонпорте с сентября 1936 по март 1937 года, ее котлы были заменены. [ 18 ] После завершения ремонта Брок вернулся к резервным обязанностям в Девонпорте, снова выступая в качестве аварийного эсминца и в качестве тендера для Королевского военно-морского инженерного колледжа. [ 18 ] 2 сентября 1937 года Брока отправили расследовать сигнал SOS с южноафриканского торгового судна «Шерард Осборн» в Бискайском заливе . Капитан «Шерарда Осборна» послал сигнал, опасаясь неминуемого мятежа из-за спора о сверхурочной работе и плохих условий на борту корабля, но вмешательство Брока не потребовалось. [ 22 ] 20 ноября того же года «Брок» был поврежден в результате столкновения с эсминцем «Ведьма» и находился на ремонте в Девонпорте с 31 декабря 1937 года по 28 января 1938 года. Позднее в 1938 году он был временно переведен в полную строй, заменив Кодрингтона на посту лидера, пока Кодрингтон был переоборудованы. Брок вернулся в резерв в октябре 1938 года и снова прошел ремонт в Девонпорте с января по июнь 1939 года. [ 18 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны Брок входил в состав 29-й дивизии 15-й флотилии эсминцев . [ 23 ] базируется в Росайте . [ 18 ] Ее назначили охранять конвой, а в октябре ее перевели в командование западных подходов в Плимуте. [ 24 ] [ 18 ] В этот период она сопровождала торговые суда на северном и южном маршрутах Гибралтара и Южной Атлантики. [ 24 ] Брока Командир , лейтенант-коммандер Ричард Иван Александр Сарелл, был награжден орденом «За выдающиеся заслуги» за «успешные действия против подводных лодок противника». 23 декабря 1939 года [ 25 ]
11 марта 1940 года «Брок» вместе с эсминцами «Уайлд Свон» и «Уинчелси» получили приказ расследовать появление подводной лодки к юго-западу от Лэндс-Энда , при этом «Брок» и «Уайлд Свон» были направлены на помощь голландскому танкеру «Эулота» , который был торпедирован немецкой подводной лодкой U28 . Брок затопил затонувший Eulota корабль после того, как Wild Swan спас экипаж танкера. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] 28 апреля 1940 года «Брок» , который ранее в том же месяце вернулся в Северное море, сел на мель на Гудвин-Сэндс , но вскоре был снят с мели. В мае 1940 года он прошел ремонт котла в Девонпорте. [ 18 ] Хотя она пропустила эвакуацию из Дюнкерка из-за ремонта котла, Брок приняла участие в операции «Цикл» - эвакуации британских и союзных войск из Гавра и Сен-Валери-ан-Ко в Нормандии с 10 по 13 июня. [ 29 ] Одна из Брока лодок , которой командовал натуралист, художник и камуфлер Питер Скотт , провела разведку гавани Сен-Валери-ан-Ко в ночь с 10 на 11 июня и обнаружила, что войска 51-й (Хайлендской) дивизии , которые планировались Эвакуируемые в ту ночь еще не достигли порта, но ожидались следующей ночью. [ 30 ] [ 31 ] Немецкие атаки прорвали британскую оборону Сен-Валери в течение дня, и хотя 1350 британских и 930 французских солдат были эвакуированы из Сен-Валери и близлежащих пляжей, в том числе 55 доставленных обратно в Великобританию на борту « Брока» , около 8000 человек из 51-го Хайлендского полка Дивизия была захвачена немцами. [ 32 ] [ 33 ] Во Франции все еще находились крупные британские силы, и с 15 июня началась операция «Воздушная» по эвакуации британских и союзных войск и гражданского населения из западной Франции. Брок подобрал 180 польских военнослужащих и 20 британских гражданских лиц из Бреста, Франция , и высадил их в Плимуте. 18 июня [ 18 ] [ 34 ] [ 24 ]
В июле 1940 года она присоединилась к 6-й группе сопровождения и вернулась к несению службы по сопровождению как на Гибралтаре , так и в Южной Атлантике , а также на североатлантическом маршруте на восток и запад. В этой роли Брок выполнял все обязанности по кораблям сопровождения; защита конвоев, поиск и нападение на подводные лодки, атаковавшие корабли в конвое, а также спасение выживших. В этой роли она действовала следующие два с половиной года. [ 24 ] За это время она сопровождала 30 конвоев с севера на юг, два из которых подверглись нападению. [ нужна ссылка ] Питер Скотт все еще был членом экипажа корабля в июле 1940 года, и он экспериментально замаскировал корабль, по-разному с двух сторон. Правый борт корабля был полностью окрашен в сине-серый цвет, но в естественно затененных участках он был закрашен белым. Слева корабль был окрашен в «яркие бледные цвета», чтобы сочетать некоторое нарушение формы с возможностью затемнения в ночное время, опять же с затененными участками, окрашенными в белый цвет. [ 35 ]
Она также сопровождала 27 конвоев восток-запад, семь из которых подверглись нападению. [ нужна ссылка ] С января по март 1941 года Broke был переоборудован компанией Harland & Wolff на их лондонской верфи с установкой дополнительного усиления жесткости. [ 18 ] 6 апреля 1941 г. [ номер 4 ] вооруженный торговый крейсер «Коморин» , следовавший во Фритаун вместе с пароходом «Гленартни» , и эсминец «Линкольн» В Северной Атлантике загорелись . Огонь не удалось локализовать, и Коморин пришлось покинуть. Брок , находившийся неподалеку, был вызван на помощь, и вместе с Линкольном и Гленартни спас выживших с вооруженного торгового крейсера, при этом Брок оставался на подветренной четверти Коморина в течение трех часов во время шторма, чтобы подобрать выживших, подобрав 180 человек. люди перед тем, как затопить Коморин торпедой. Всего тремя кораблями было спасено 405 человек, 20 человек погибли. [ 18 ] [ 36 ] [ 37 ] 26 июля 1941 года, сопровождая конвой SL 80, Брок столкнулся с эсминцем «Вертити » возле Дерри . Оба корабля были повреждены: у Брока была сильно повреждена носовая часть, которую Палмерс потребовал ремонта на верфи в Хебберне с 8 августа по 12 сентября, а Верити находился на ремонте в Harland & Wolff в Белфасте до 22 сентября того же года. [ 38 ] [ 39 ]
После ремонта Брок вернулся в 6-ю эскортную группу, к тому времени базирующуюся в порту Лондондерри . [ 40 ] В октябре 1941 года Брок входил в состав эскорта Конвоя ONS 29. [ 41 ] 15 января 1942 года у Брока возникли проблемы с двигателем: у него вышел из строя правый двигатель, а у левого двигателя также возникли неисправности, и с 1 февраля 1942 года по 25 июля того же года он находился на ремонте в Портсмуте. «Брок» был переоборудован в эскорт ближнего действия. Во время ремонта [ 40 ] Когда в июле 1942 года появился «Брок» , три 4,7-дюймовые пушки были сняты и заменены «Еж» противолодочным прожектором и шестью 20-мм пушками Oerlikon , а также установленными радаром Type 272 и HF/DF . [ 23 ] [ 40 ] Брок участвовал в одном крупном сражении на североатлантическом маршруте в августе 1942 года; когда SC 94 подвергся нападению. SC 94 видел потопление 11 кораблей и уничтожение двух подводных лодок в ходе шестидневного боя; Брок присоединился к эскорту 9 августа, ее командир Артур Лейард принял на себя командование на последние три дня боя. Несмотря на нападение подводной лодки U-595 , торпеды подводной лодки промахнулись, и Брок не пострадал. [ 42 ] [ 43 ]
8 ноября 1942 года Брок вместе с эсминцем «Малкольм» принял участие в операции «Терминал» , части операции «Факел» — вторжения союзников во французскую Северную Африку. В «Терминале» два эсминца, находившиеся под общим командованием капитана Генри Фэнкорта. [ кол. 5 ] должны были попытаться высадить пехоту прямо на порт в Алжире в надежде захватить портовые сооружения и предотвратить их разрушение французскими войсками Виши . Была надежда, что либо будет достигнута полная внезапность, либо обороняющиеся поддержат вторжение, по крайней мере, откажутся открыть огонь по нападающим. Однако силы Виши открыли по кораблям огонь, серьезно повредив их. Малкольм был вынужден отказаться, но Броку повезло больше. С третьей попытки она прорвалась через заграждение и сумела высадить свои войска под обстрелом на набережной Фекамп , через четыре часа после начала операции. Брок продолжал подвергаться шквальному обстрелу и был вынужден отступить в 10:30. При отходе Броук снова пострадал от береговых батарей, что усугубило ранее нанесенный ущерб. Ее взял на буксир эсминец «Зетланд» , но затонул через два дня, 10 ноября. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] в позиции 36.50N 00.40E. [ 24 ]
Боевые почести
[ редактировать ]За время службы Брок была награждена четырьмя боевыми наградами: [ 48 ]
- Северное море 1939 г.
- Атлантика 1939-42 гг.
- Арктика 1942 г.
- Северная Африка, 1942 г.
Номера вымпела
[ редактировать ]Номер вымпела [ 49 ] | От | К |
---|---|---|
Д83 | декабрь 1924 г. | 1940 |
I83 | 1940 | 1942 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Conway's указывает в легенде водоизмещение 1554 длинных тонны (1579 т) и водоизмещение при полной загрузке 2009 длинных тонн (2041 т), [ 4 ] в то время как Lenton дает нормальное водоизмещение 1480 длинных тонн (1504 т) и полное водоизмещение 2080 длинных тонн (2113 т). [ 10 ]
- ^ В британской практике BL (загрузка с казенной части) указывает на использование отдельного заряда в мешке.
- ^ Saunders и Spragge , а также два корабля, заказанные у Cammell Laird , Barrington и Hughes , были отменены после окончания Первой мировой войны до того, как строительство этих кораблей могло начаться. [ 14 ]
- ↑ Кемп говорит 4 апреля. [ 36 ]
- ↑ В то время как Фанкорт полностью контролировал два эсминца и находился на борту Брока во время «Терминала», Артур Лейард оставался Брока капитаном . [ 44 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Уитли 2000 , с. 84
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер и Грей, 1985 , стр. 82–83.
- ^ Мэннинг 1961 , с. 129
- ^ Jump up to: а б с Гардинер и Грей, 1985 , с. 82
- ^ Диттмар и Колледж 1972 , с. 71
- ^ Мэннинг 1961 , с. 130
- ^ Jump up to: а б с Гардинер и Грей, 1985 , с. 83
- ^ Фридман 2009 , стр. 166, 281, сн. 37
- ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 298
- ^ Jump up to: а б с Лентон 1970 , с. 39
- ^ Jump up to: а б с Престон 1971 , с. 99
- ^ Jump up to: а б Паркс 1931 , с. 60
- ^ Фридман 2009 , стр. 166–167, 298.
- ^ Jump up to: а б Английский 2019 , с. 34
- ^ Мэннинг и Уокер 1959 , с. 378
- ^ Миллер 1971 , с. 21
- ^ Мэннинг и Уокер 1959 , с. 118
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Английский 2019 , с. 35
- ^ «Рожденный для славы (1935)» . IMDB .
- ^ «КОРИЧНЕВЫЙ О РЕЗОЛЮЦИИ | Британский совет по классификации фильмов» . Архивировано из оригинала 16 июня 2020 года . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ «Браун о резолюции (1935)» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года.
- ^ «Трудное путешествие: Шерард Осборн» . Сидней Морнинг Геральд . 7 сентября 1937 г. с. 12.
- ^ Jump up to: а б Уитли 2000 , с. 85
- ^ «№34759» . Лондонская газета (Приложение). 23 декабря 1939 г. с. 8546.
- ^ Смит 1985 , стр. 29–30.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «HMS Broke (D 83)» . Uboat.net . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «HMS Wild Swan (D 62)» . Uboat.net . Получено 15 марта.
- ^ Винзер 1999 , стр. 38, 127
- ^ Себаг-Монтефиоре 2015 , стр. 469–470
- ^ Винзер 1999 , с. 38
- ^ Себаг-Монтефиоре 2015 , стр. 472–478
- ^ Винзер 1999 , стр. 39–40, 127
- ^ Винзер 1999 , стр. 40, 43–44, 135
- ^ Форбс 2009 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 141
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, апрель 1941 г. (Часть 1 из 2): вторник, 1 — понедельник, 14» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . naval-history.net . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Английский 2019 , стр. 36, 114.
- ^ Кинделл, Дон (8 апреля 2012 г.). «Морские события, июль 1941 года (Часть 2 из 2): вторник, 15 числа — четверг, 31 числа» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . naval-history.net . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Английский 2019 , с. 36
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 94
- ^ Блэр 2000 , стр. 660–661.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 153
- ^ Jump up to: а б «Капитан Генри Сент-Джон Фэнкорт» . «Дейли телеграф» . 13 января 2004 года . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Барнетт 2000 , стр. 564.
- ^ Морисон 2001 , стр. 207–208.
- ^ Томблин 2004 г.
- ^ Варлоу р.
- ^ Английский 2019 , с. 135
Ссылки
[ редактировать ]- Барнетт, Коррелли (2000). Вступайте в бой с врагом более тесно . Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-139008-5 .
- Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–42 . Лондон: Кассель. ISBN 0-304-35260-8 .
- Диттмар, Ф.Дж.; Колледж, Джей-Джей (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0380-7 .
- Инглиш, Джон (2019). Эсминцы Великого флота: Часть I: Лидеры флотилий и эсминцы класса «V/W» . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. OCLC 1181228146 .
- Форбс, Питер (2009). Ослепленный и обманутый: мимикрия и камуфляж . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17896-8 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы: от первых дней до Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-049-9 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кемп, Пол (1999). Сожаление Адмиралтейства: потери британских военных кораблей в ХХ веке . Страуд: Саттон. ISBN 978-0-75091-567-0 .
- Лентон, ХТ (1970). Британский флот и эсминцы эскорта: Том первый . Лондон: ISBN Macdonald & Co. 0-356-02950-6 .
- Мэннинг, Т.Д. (1961). Британский эсминец . Лондон: Патнэм.
- Мэннинг, Т.Д.; Уокер, CF (1959). Названия британских военных кораблей . Лондон: Патнэм.
- Миллер, Джордж М. (1971). Словарь произношения британских имен BBC . Издательство Оксфордского университета.
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: операции в водах Северной Африки, октябрь 1942 г. - июнь 1943 г. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-06972-2 .
- Паркс, Оскар (1973) [Впервые опубликовано Sampson Low, Marston & Company: 1931]. Боевые корабли Джейн, 1931 год . Ньютон Эббот, Девон, Великобритания: Перепечатки Дэвиса и Чарльза. ISBN 0-7153-5849-9 .
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Роскилл, Стивен (1956) Война на море, том II
- Себаг-Монтефиоре, Хью (2015). Дюнкерк: Бой до последнего человека (изд., посвященный 75-летию). Пингвин. ISBN 978-0-241-97226-7 .
- Смит, Питер К. (1985). HMS Wild Swan . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0542-6 .
- Томблин, Барбера (2004). С величайшим духом: военно-морские операции союзников в Средиземноморье, 1942–1945 гг . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-2338-0 .
- Варлоу, Бен (2004). Боевые награды Королевского флота . Лискирд, Великобритания: Морские книги. ISBN 1-904459-05-6 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Касселл Паблишинг. ISBN 1-85409-521-8 .
- Уинзер, Джон де С. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лидеры эсминцев типа Торникрофт
- Корабли, построенные в Саутгемптоне
- корабли 1920 года
- Эсминцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Корабли, потопленные береговой артиллерией
- Корабли, построенные John I. Thornycroft & Company