Jump to content

Харланд и Вольф

Координаты : 54 ° 36'18 "N 5 ° 54'18" W  /  54,605 ​​° N 5,905 ° W  / 54,605; -5,905

Harland & Wolff Group Holdings plc
Тип компании Открытое общество с ограниченной ответственностью
ЛШЭ : ХАРЛ
Промышленность
Основан
Основатели сэр Эдвард Джеймс Харланд
Густав Вильгельм Вольф
Штаб-квартира Лондон , Великобритания
Доход Снижаться £27,696,837 (2022) [ 1 ]
Снижаться -£70,357,333 (2022) [ 2 ]
Количество сотрудников
800 (2023)
Веб-сайт www.harland-wolff.com
Статуя сэра Эдварда Джеймса Харланда на территории мэрии Белфаста

Harland & Wolff — британская судостроительная и производственная компания со штаб-квартирой в Лондоне и предприятиями в Белфасте , Арнише , Эпплдоре и Метиле . Специализируется на судоремонте , судостроении и морском строительстве . Компания Harland & Wolff известна тем, что построила большинство океанских лайнеров для компании White Star Line , включая олимпийского трио класса — RMS Olympic , RMS Titanic и HMHS Britannic . [ 3 ] За пределами Уайт Стар Лайн были построены и другие корабли, в том числе Королевского флота HMS Belfast ; Mail Line Анды Royal ; Шоу, Сэвилла и Альбиона Южный Крест ; Юнион- Касла Замок RMS Пенденнис ; P&O 's Канберра ; и Гамбурга-Америки 1905 SS Amerika года. Официальная история Харланда и Вольфа « Судостроители мира » была опубликована в 1986 году. [ 4 ]

Сегодня компания сосредоточена на поддержке пяти секторов: оборонный , энергетический , круизный и паромный , возобновляемые источники энергии и коммерческий . Он предлагает услуги, включая технические услуги, изготовление и строительство, ремонт и техническое обслуживание, поддержку в процессе эксплуатации, переоборудование и вывод из эксплуатации.

В 2022 году компания получила крупный военно-морской контракт в рамках Team Resolute (наряду с Navantia UK и BMT ) на поставку кораблей поддержки флота Royal трех новых Fleet Solid Support .

Ранняя история

[ редактировать ]
Рабочие покидают верфь на Куинс-роуд в начале 1911 года , находится RMS Titanic . На заднем плане, под порталом Аррол . Лук SS Nomadic находится крайне слева.
RMS Титаник готов к спуску на воду

Компания Harland & Wolff была основана в 1861 году Эдвардом Джеймсом Харландом (1831–1895) и Гамбурга уроженцем Густавом Вильгельмом Вольфом (1834–1913), которые приехали в Великобританию в возрасте 14 лет. В 1858 году Харланд, тогдашний генеральный директор, купил небольшую верфь на острове Квинс. Остров от его работодателя Роберта Хиксона.

Чертежные бюро Harland & Wolff в Белфасте, начало 20 века.

После покупки верфи Хиксона Харланд сделал своего помощника Вольфа партнером компании. Вольф был племянником Густава Швабе из Гамбурга , который вложил значительные средства в линию Бибби , и первые три корабля, построенные недавно объединенной верфью, были для этой линии. Харланд добился успеха в бизнесе благодаря нескольким нововведениям, в частности, замене деревянных верхних палуб железными, что увеличило прочность кораблей; и придание корпусам более плоского днища и квадратного сечения, что увеличило их вместимость. Уолтер Генри Уилсон стал партнером компании в 1874 году. [ 5 ]

Когда Харланд умер в 1895 году, Уильям Джеймс Пирри стал председателем компании и оставался им до своей смерти в 1924 году. Томас Эндрюс , племянник Пирри, стал генеральным менеджером и главой чертежного отдела в 1907 году. Именно в этот период Компания построила «Олимпик» и два других корабля этого класса, «Титаник» и «Британник» , в период с 1909 по 1914 год. Она заказала сэру Уильяму Арролу и Co. для строительства массивного двойного стапеля и портальной конструкции для этого проекта.

В 1912 году, в первую очередь из-за растущей политической нестабильности в Ирландии, компания приобрела еще одну верфь в Говане в Глазго , Шотландия. Он купил бывшие верфи Middleton и Govan New компании London & Glasgow Engineering & Iron Shipbuilding Co в Говане и Govan Old Yard компании Mackie & Thomson, принадлежавшие Уильяму Бердмору и компании . Три соседних двора были объединены и реконструированы, в результате чего в общей сложности появились семь стапелей, бассейн для отделки и обширные мастерские. Harland & Wolff специализировалась на строительстве танкеров и грузовых судов в Говане. [ 6 ] Близлежащая верфь A. & J. Inglis , на северном берегу Клайда и восточном берегу Кельвина, также была куплена Harland & Wolff в 1919 году вместе с верфью Meadowside компании D. and W. Henderson and Company. , на северном берегу Клайда, но на западном берегу Кельвина. [ 7 ] Компания также купила долю в главном поставщике стали компании David Colville & Sons . Harland & Wolff также основала верфи в Бутле в Ливерпуле . [ 8 ] Норт-Вулидж в Лондоне [ 9 ] и Саутгемптон . [ 10 ] Однако все эти верфи в конечном итоге были закрыты, начиная с начала 1960-х годов, когда компания решила консолидировать свою деятельность в Белфасте.

Годы войны

[ редактировать ]
Горелка, работающая ночью на палубе корабля на верфи Харланд и Вольф в Ливерпуле (27 октября 1944 г.)

Во время Первой мировой войны компания «Харланд энд Вольф» строила класса «Аберкромби» мониторы и крейсеры , в том числе «большой лёгкий крейсер» с 15-дюймовым пушечным вооружением HMS Glorious . В 1918 году компания открыла новую верфь на восточной стороне канала Масгрейв, получившую название East Yard. Эта верфь специализировалась на серийном производстве кораблей стандартной конструкции, разработанных в годы Первой мировой войны.

В 1920-е годы рабочих -католиков , социалистов и профсоюзных активистов регулярно выгоняли с работы на верфи: [ 11 ] [ 12 ] Подобные действия происходили в июне 1898 года и июле 1912 года. [ 13 ] См. «Проблемы в Ольстере (1920–1922)» .

открыла дочернюю авиастроительную компанию В 1936 году компания вместе с Short Brothers под названием Short & Harland Limited. Ее первый заказ был на 189 Handley Page Hereford, бомбардировщиков построенных по лицензии Handley Page для Королевских ВВС . Во время Второй мировой войны на этом заводе производились бомбардировщики «Шорт Стирлинг», поскольку «Герефорд» был снят с вооружения.

Верфь была занята во время Второй мировой войны, строя шесть авианосцев , два крейсера (включая HMS Belfast ) и 131 другой военный корабль; и ремонт более 22 000 судов. Он также производил танки и артиллерийские компоненты. Именно в этот период штат сотрудников компании достиг примерно 35 000 человек. Однако многие суда, построенные в эту эпоху, были введены в строй уже в самом конце Второй мировой войны, поскольку в первые три года войны Харланд и Вольф были сосредоточены на ремонте кораблей. Верфь на острове Квинс подверглась сильной бомбардировке Люфтваффе в апреле и мае 1941 года во время Белфастского молниеносного боя , в результате чего судостроительным предприятиям был нанесен значительный ущерб, а авиазавод был разрушен.

Послевоенный период

[ редактировать ]
Козловые краны «Самсон» и «Голиаф» (построенные в 1974 и 1969 годах соответственно) стали символами города Белфаста. [ 14 ] [ 15 ]

С появлением реактивных авиалайнеров в конце 1950-х годов спрос на океанские лайнеры снизился. Это, вкупе с конкуренцией со стороны Японии , привело к трудностям для британской судостроительной промышленности. Последним лайнером, выпущенным компанией, был MV Arlanza для Royal Mail Line в 1960 году; Последним построенным лайнером был SS Canberra для P&O в 1961 году.

В 1960-х годах заметными достижениями верфи стал танкер Myrina , который был первым супертанкером, построенным в Великобритании, и самым большим судном, когда-либо спущенным со стапеля, как это было в сентябре 1967 года. -погружная буровая установка Sea Quest , которая благодаря своей трехопорной конструкции спускалась по трем параллельным стапелям. Это был первый и единственный раз, когда это было сделано.

В середине 1960-х годов комитет Геддеса рекомендовал британскому правительству предоставить кредиты и субсидии британским верфям для модернизации методов производства и инфраструктуры верфей для сохранения рабочих мест. На верфи была проведена масштабная программа модернизации, направленная на создание большого строительного дока, обслуживаемого двумя кранами Krupp Goliath, культовыми Samson и Goliath , что позволило верфи строить гораздо более крупные послевоенные торговые суда, в том числе одно из 333 000. тонн.

Верфь имела давнюю репутацию закрытого протестантского цеха, и в 1970 году, во время Смуты , 500 рабочих- католиков были изгнаны со своих должностей. [ 16 ]

компании Продолжающиеся финансовые проблемы привели к национализации , хотя и не в составе British Shipbuilders , в 1977 году. В 1971 году был снесен комплекс Arrol Gantry , в пределах которого до начала 1960-х годов строилось множество кораблей. Национализированная компания была продана британским правительством в 1989 году с выкупом со стороны руководства и сотрудников в партнерстве с норвежским судоходным магнатом Фредом Олсеном ; этот выкуп привел к созданию новой компании под названием Harland & Wolff Holdings Plc . [ 17 ] К этому времени количество сотрудников компании упало примерно до 3000 человек.

В течение следующих нескольких лет Harland & Wolff специализировалась на строительстве стандартных Suezmax нефтяных танкеров и продолжала концентрироваться на судах для морской нефтегазовой отрасли. Он предпринял некоторые вылазки за пределы этого рынка.

В конце 1990-х годов верфь входила в состав тогдашней британской аэрокосмической команды по программе будущего авианосца Королевского флота ( CVF) . Предусматривалось, что корабль будет собираться в сухом доке Harland & Wolff в Белфасте. В 1999 году BAE объединилась с Marconi Electronic Systems . Новая компания, BAE Systems Marine , включила в себя бывшие верфи Маркони на островах Клайд и Барроу-ин-Фернесс , что сделало участие H&W избыточным по сравнению с потребностями.

Реструктуризация и поглощение InfraStrata

[ редактировать ]

Столкнувшись с давлением конкуренции, Harland & Wolff стремилась изменить и расширить свое портфолио, уделяя меньше внимания судостроению и больше проектированию и проектированию конструкций, а также судоремонту, проектам морского строительства и конкурируя за другие проекты, связанные с металлостроением и строительством. Это привело к тому, что Харланд и Вольф построили серию мостов в Великобритании, а также в Ирландии , таких как мост Джеймса Джойса и восстановление дублинского моста Хапенни , опираясь на успех своего первого вторжения в гражданскую жизнь. машиностроительный сектор со строительством моста Фойл в 1980-х годах.

Анвил-Пойнт в Марчвуде

Последним судостроительным проектом Harland & Wolff был MV Anvil Point . [ 18 ] один из шести почти идентичных морских транспортных кораблей класса «Пойнт», построенных для использования Министерством обороны . Судно, построенное по лицензии немецкой судостроительной компании Flensburger Schiffbau-Gesellschaft , было спущено на воду в 2003 году.

Компания безуспешно участвовала в тендере против Chantiers de l'Atlantique на строительство для линии Cunard судна Queen Mary 2 . [ 19 ]

В 2003 году материнская компания Harland & Wolff продала 185 акров лишней земли и зданий верфи компании Harcourt Developments за 47 миллионов фунтов стерлингов. Сейчас он известен как « Квартал Титаника» и включает в себя достопримечательность «Титаник Белфаст» стоимостью 97 миллионов фунтов стерлингов .

Остров Инишмор и Джонатан Свифт во время ремонта в Harland & Wolff в 2008 году.

В последние годы в компании наблюдается рост рабочей нагрузки, связанной с судами. Хотя Harland & Wolff в последнее время не участвовала в судостроительных проектах, компания все активнее занимается капитальным ремонтом, переоборудованием и ремонтом судов, а также строительством и ремонтом морского оборудования, такого как нефтяные платформы . 1 февраля 2011 года было объявлено, что компания Harland & Wolff выиграла контракт на ремонт SS Nomadic , что фактически возобновило ее почти 150-летнее сотрудничество с White Star Line. Работы по металлоконструкциям корабля начались 10 февраля 2011 года и были завершены к Белфастскому фестивалю Титаник 2012 года. В июле 2012 года Harland & Wolff должна была провести сухой док и сервис судна Husky Oil SeaRose FPSO (Floating Production, Storage and Offloading).

На горизонте Белфаста до сих пор доминируют знаменитые двойные козловые краны Harland & Wolff , Samson и Goliath , построенные в 1974 и 1969 годах соответственно.

В конце 2007 года был вновь введен в эксплуатацию козловой кран «Голиаф», законсервированный в 2003 году из-за отсутствия на верфи тяжеловесных работ.

В июне 2008 года на верфи в Белфасте шли сборочные работы на 60 ветряных турбинах Vestas V90-3MW для ветряной электростанции Робин Ригг . [ 20 ] Это была вторая морская ветряная электростанция, собранная компанией для Vestas после завершения логистики для морской ветряной электростанции Барроу в 2006 году. В августе 2011 года компания Harland and Wolff завершила логистику для ветряной электростанции Ормонд , которая состояла из 30 турбин REpower мощностью 5 МВт.

В марте 2008 года на верфи в Белфасте было завершено строительство первой в мире коммерческой приливной турбины для компании Marine Current Turbines. Монтаж приливной системы SeaGen мощностью 1,2 МВт был начат в Стрэнгфорд-Лох в апреле 2008 года. [ 21 ]

В июле 2010 года Harland & Wolff заключила контракт на изготовление прототипа приливной энергетической турбины для Scotrenewables Ltd. [ 22 ] Производство устройства SR250 было завершено в мае 2011 года и с тех пор проходит испытания на Оркнейских островах.

С апреля 2012 года бурно развивающаяся оффшорная ветроэнергетика в центре внимания находится . Компания Harland & Wolff работала над тремя инновационными фундаментами метеорологических мачт для морских ветряных электростанций Доггер-Бэнк и Ферт-оф-Форт, а также завершала работы над двумя подстанциями Siemens для морской ветряной электростанции Гвинт-и-Мор . Семьдесят пять процентов работы компании было основано на морских возобновляемых источниках энергии . Harland & Wolff была одной из многих британских и международных компаний, получавших прибыль от появления в Великобритании электроэнергии, вырабатываемой ветром и морскими судами, что привлекало значительные внутренние инвестиции. [ 23 ] Поскольку деловая среда становилась все более конкурентной, верфь начала испытывать трудности с созданием достаточного количества бизнеса для покрытия накладных расходов. В последний раз верфь была прибыльной в 2015 году, а в следующем году ее операционный убыток составил 6 миллионов фунтов стерлингов. [ 24 ]

В 2018 году материнская компания Fred. Olsen & Co. провела реструктуризацию и решила выставить Harland and Wolff на продажу. [ 25 ] Покупателя не появилось, и 5 августа 2019 года компания объявила о прекращении торговли и вступлении в официальное управление. [ 26 ]

Впоследствии, 1 октября 2019 года, было объявлено, что верфь была куплена за 6 миллионов фунтов стерлингов лондонской энергетической компанией InfraStrata. [ 27 ]

В августе 2020 года InfraStrata также купила бездействующую верфь Appledore за 7 миллионов фунтов стерлингов. [ 28 ] По условиям сделки верфь будет переименована в H&W Appledore, дополнив верфь H&W Belfast, сосредоточив внимание на небольших судах длиной до 119 метров на рынке судостроения и судоремонта.

В феврале 2021 года InfraStrata приобрела две верфи BiFab , сделка на сумму 850 000 фунтов стерлингов была заключена в отношении верфей в Метиле и Арнише (но не в Бернтисленде). Эти шотландские предприятия будут торговаться под брендом Harland & Wolff. [ нужна ссылка ] В сентябре 2021 года Infrastrata plc была переименована в Harland & Wolff Group Holdings plc. [ 29 ] [ 30 ]

В апреле 2023 года верфь в Белфасте завершила строительство своего первого нового судна после Anvil Point в 2003 году. Это баржа для компании по переработке отходов Cory , первая из заказа на 23 таких судна. С 2025 года верфь рассчитывает завершить окончательную сборку трех кораблей поддержки Королевского флота в рамках консорциума Team Resolute. [ 31 ]

Коллекция документов Harland & Wolff хранится в Государственном архиве Северной Ирландии (PRONI). [ 32 ] Архив Harland & Wolff в PRONI включает около 2000 файлов, около 200 томов и около 16 000 документов за 1861–1987 годы, документирующих большинство аспектов истории известной судостроительной фирмы Белфаста. [ 33 ] Еще один крупный архив хранится в Ольстерском музее народа и транспорта (UFTM). Здесь есть коллекция фотографий и коллекция планов кораблей (т. е. технических чертежей). Около 8000 репродукций кораблей, построенных Harland & Wolff за период 1890–1945 годов, хранятся в переплетенных томах в библиотеке UFTM. Однако коллекция планов кораблей UFTM в настоящее время недоступна для общественности и не существует службы копирования. [ 34 ] Избранные ранние планы корабля (датированные с 1860 по 1882 год) воспроизведены в иллюстрированной книге МакКласки (1998). [ 35 ] Записи, относящиеся к верфи Гован компании Harland & Wolff plc, хранятся в Архиве Университета Глазго (GUAS) . [ 36 ]

Список построенных кораблей

[ редактировать ]

См.: Список кораблей, построенных Харландом и Вольфом.

  1. ^ «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2022» . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 30 октября 2023 г.
  2. ^ «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2022» . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 30 октября 2023 г.
  3. ^ «Титаник – Дом» . nmni.com . Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 27 марта 2018 г.
  4. ^ Мосс, М; Хьюм, младший (1986). Судостроители мира: 125 лет компании Harland and Wolff, Белфаст, 1861–1986 гг . Белфаст: Blackstaff Press. стр. xvii, 601 стр. ISBN  0-85640-343-1 .
  5. ^ «Уолтер Генри Уилсон» . www.gracesguide.co.uk . Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
  6. ^ «Харланд энд Вольф – Судостроительный и машиностроительный завод» . theyard.info . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 12 августа 2018 г.
  7. ^ Верфи Клайда , История Глазго, https://www.theglasgowstory.com/image/?inum=TGSW00019
  8. ^ Уэстон, Алан (18 февраля 2013 г.). «Бывший головной офис строителей Титаника Harland & Wolff в Ливерпуле будет снесен» . ливерпулехо . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
  9. ^ «Британия сверху: завод Harland and Wolff Ltd в Галлионс-Пойнт, Северный Вулидж, 1947 год» . britainfromabove.org.uk . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 12 августа 2018 г.
  10. ^ «Британия сверху – судостроительный и машиностроительный завод Harland & Wolff Ltd и доки, Саутгемптон, 1947 год» . britainfromabove.org.uk . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 12 августа 2018 г.
  11. ^ «Сектантство и верфь» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  12. ^ «БЕСПАСТЫ В БЕЛФАСТЕ. (Хансард, 31 июля 1912 г.)» . api.parliament.uk . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  13. ^ Бойд, Эндрю (1969). Священная война в Белфасте . Трали: Anvil Books Ltd., с. 174-175.
  14. ^ Монтгомери, Эмма (26 сентября 2022 г.). «Харланд и Вольф: исторические краны, которые десятилетиями освещали горизонты Белфаста» . belfasttelegraph.co.uk . Белфастский телеграф . Архивировано из оригинала 29 октября 2023 года . Проверено 6 октября 2023 г.
  15. ^ «Харланд и Вольф: Что будет с желтыми журавлями Белфаста?» . bbc.co.uk. ​Новости Би-би-си. 7 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2023 года . Проверено 6 октября 2023 г.
  16. ^ Пэт Куган, Тим (2015). Проблемы: испытания Ирландии 1966–1995 годов и поиск мира . Руководитель ООО "Зевс" с. 607.
  17. ^ «Харланд энд Вольф – Судостроительный и машиностроительный завод» . theyard.info . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 12 августа 2018 г.
  18. ^ «Список кораблей» . theyard.info. Архивировано из оригинала 23 февраля 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
  19. ^ Маллин, Джон (11 марта 2000 г.). «Harland & Wolff объединяется с DTI» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 11 декабря 2016 г.
  20. ^ Харрисон, Клэр (2 июня 2008 г.). «Глоток свежего воздуха для H&W с запуском ветряных турбин» . Белфастский телеграф . Архивировано из оригинала 13 ноября 2009 года . Проверено 7 октября 2008 г.
  21. ^ Макдональд, Генри (31 марта 2008 г.). «Приливная сила приходит в Северную Ирландию» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 11 декабря 2016 г.
  22. ^ «Ускорение контракта на турбины для Harland and Wolff» . Внутри Ирландии . Рекламный мультимедиа. [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. ^ «Британия могла бы стать мировым лидером в области морской ветроэнергетики» . «Дейли телеграф» . Лондон. 14 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2011 г.
  24. ^ Маккеун, Гарет (21 июля 2017 г.). «Harland & Wolff сообщает о больших убытках в «неприемлемом году» » . Ирландские новости . Архивировано из оригинала 21 октября 2018 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
  25. ^ «Верфь Harland and Wolff в Белфасте выставлена ​​на продажу» . Белфастский телеграф . Новости Би-би-си. 28 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
  26. ^ «Кораблестроитель «Титаника» Harland and Wolff собирается войти в администрацию» . Вечерний стандарт . Лондон. 5 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
  27. ^ «Харланд энд Вольф: верфь в Белфасте купила британская фирма» . Новости Би-би-си . 1 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
  28. ^ «Верфь Appledore вновь откроется после сделки с InfraStrata стоимостью 7 миллионов фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 25 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
  29. ^ «Infrastrata PLC (INFA.L) Изменение названия» . Поделиться, поговорить . 23 сентября 2021 г. Проверено 28 февраля 2024 г.
  30. ^ «ХАРЛАНД ЭНД ВОЛЬФ ГРУП ХОЛДИНГС ПЛС» . Найдите и обновите информацию о компании . Регистрационная палата (веб-сайт правительства Великобритании) . Проверено 28 февраля 2024 г.
  31. ^ Кэмпбелл, Джон (21 апреля 2023 г.). «Harland & Wolff поставила первый корабль за 20 лет» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  32. ^ «Архив Harland & Wolff, Государственный архив Северной Ирландии» . RASCAL: Исследования и специальные коллекции, доступные на местном уровне (Ирландия) . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
  33. ^ « Введение в документы Харланда и Вольфа» » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
  34. ^ ПРОНИ (2007). Введение Документы Харланда и Вольфа (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
  35. ^ МакКласки, Том (1998). Корабли из архива Harland & Wolff: Строители Титаника . Лондон: PRC Publishing Ltd., с. 160. ИСБН  1-85648-467X .
  36. ^ «Записи Harland & Wolff plc, судостроителей, Белфаст, графство Антрим, Северная Ирландия и Гован, город Глазго, Шотландия - Центр архивов» . archiveshub.jisc.ac.uk . Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 31 декабря 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

54 ° 36'18 "N 5 ° 54'18" W  /  54,605 ​​° N 5,905 ° W  / 54,605; -5,905

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32816b003efac48e2184bfecffd50367__1721391180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/67/32816b003efac48e2184bfecffd50367.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harland & Wolff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)