Jump to content

HMHS Британник

Координаты : 37 ° 42'05 "N 24 ° 17'02" E  /  37,70139 ° N 24,28389 ° E  / 37,70139; 24.28389

Корабль-госпиталь Его Величества (HMHS) «Британник»
История
Великобритания
Имя HMHS Британник
Владелец Уайт Стар Лайн
Оператор Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии Королевский флот
Порт приписки Ливерпуль , Великобритания
Заказал 1911
Строитель Харланд и Вольф , Белфаст
Номер двора 433 [1]
Заложен 30 ноября 1911 г.
Запущен 26 февраля 1914 г.
Завершенный 12 декабря 1915 г.
В эксплуатации 23 декабря 1915 г.
Не работает 21 ноября 1916 г.
Судьба Затонул после подрыва на мине, установленной СМ U-73 21 ноября 1916 года недалеко от Кеа в Эгейском море. 37 ° 42'05 "N 24 ° 17'02" E  /  37,70139 ° N 24,28389 ° E  / 37,70139; 24.28389
Общие характеристики
Класс и тип олимпийского класса Океанский лайнер
Тоннаж 48 158 регистровых тонн брутто
Смещение 53 200 тонн
Длина 882 футов 9 дюймов (269,1 м) Общий размер
Луч 94 фута (28,7 м)
Высота 175 футов (53 м) от киля до вершины воронок.
Черновик 34 фута 7 дюймов (10,5 м)
Глубина 64 фута 6 дюймов (19,7 м)
колоды 9 пассажирских палуб
Установленная мощность
  • 24 двухсторонних, 5 односторонних (угольных) котлов [2]
  • Два четырехцилиндровых поршневых двигателя тройного расширения, каждый мощностью 16 000 л.с. (12 000 кВт) для внешних винтов крыла, одна турбина низкого давления мощностью 18 000 л.с. (13 000 кВт) для центрального винта.
  • Всего 50 000 л.с. (37 000 кВт)
Движение
  • Два бронзовых трехлопастных подвесных крыльевых винта.
  • Один бронзовый четырехлопастный центральный винт.
Скорость
  • 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) (сервис)
  • 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) (максимум)
Емкость 3,309

HMHS Britannic (первоначально RMS Britannic ) ( / br ɪ ˈ . t æ n ɪ k / ) был третьим и последним судном пароходов White Star Line и олимпийского класса вторым кораблем White Star, носившим это имя Британик . Она была младшей сестрой RMS Olympic и RMS Titanic и предназначалась для ввода в эксплуатацию в качестве трансатлантического пассажирского лайнера . Он эксплуатировался как госпитальный корабль с 1915 года до тех пор, пока не затонул возле греческого острова Кеа в Эгейском море в ноябре 1916 года. В то время он был крупнейшим госпитальным кораблем в мире. [ не проверено в теле ]

«Британник» был запущен незадолго до начала Первой мировой войны . Он был спроектирован как самый безопасный из трех кораблей, в конструкцию которого были внесены изменения во время постройки из-за уроков, извлеченных из затопления Титаника . Он простоял на стоянке у своих строителей, «Харланд энд Вольф» в Белфасте , в течение многих месяцев, прежде чем был реквизирован в качестве госпитального корабля . В 1915 и 1916 годах она служила между Соединенным Королевством и Дарданеллами .

Утром 21 ноября 1916 года он подорвался на морской мине Императорского флота Германии недалеко от греческого острова Кеа и через 55 минут затонул, в результате чего погибло 30 человек. На борту находились 1066 человек; 1036 выживших были спасены из воды и спасательных шлюпок . «Британник» был самым большим кораблем, потерянным в Первой мировой войне. [3]

После Первой мировой войны компания White Star Line была компенсирована за потерю «Британника» наградой СС « Бисмарк» в рамках послевоенных репараций ; она поступила на вооружение как RMS Majestic .

Место крушения было обнаружено и исследовано Жаком Кусто в 1975 году. Судно является крупнейшим в мире неповрежденным пассажирским судном на морском дне. [4] Он был куплен в 1996 году и в настоящее время принадлежит Саймону Миллсу, историку мореплавания.

Характеристики [ править ]

Первоначальные размеры «Британника» были аналогичны размерам ее старших сестер, но ее размеры были изменены, когда он все еще находился на строительной площадке после гибели «Титаника» . При валовой вместимости 48 158 он превосходил по внутреннему объему своих старших сестер, но это не делало его крупнейшим пассажирским судном, находившимся в эксплуатации в то время; Немецкий SS Vaterland носил этот титул со значительно более высоким тоннажем. [5]

Корабли олимпийского класса приводились в движение комбинированной системой из двух паровых двигателей тройного расширения, которые приводили в движение трехлопастные подвесные гребные винты крыла, в то время как паровая турбина низкого давления использовала пар, выхлопной из двух поршневых двигателей, для питания центрального четырехлопастного гребного винта. давая максимальную скорость 23 узла. [6]

после Титаника дизайне Изменения в

Представление художника о Британнике в предполагаемой White Star. ливрее

«Британник» имел компоновку, аналогичную своим однотипным кораблям. После катастрофы «Титаника» и последующих расследований в конструкцию остальных лайнеров олимпийского класса было внесено несколько изменений . В случае с «Британником» эти изменения, внесенные перед спуском на воду, включали увеличение ширины корабля до 94 футов (29 м), чтобы обеспечить двойной корпус вдоль машинного и котельного отделений , а также подъем шести из 15 водонепроницаемых переборок до палубы B. Кроме того, вместо турбин мощностью 16 000 лошадиных сил (12 000 кВт), установленных на более ранних судах, была добавлена ​​​​более крупная турбина мощностью 18 000 лошадиных сил (13 000 кВт), чтобы компенсировать увеличение ширины корпуса. Были усилены центральные водонепроницаемые отсеки, что позволило кораблю оставаться на плаву при затоплении шести отсеков. [7]

Внешне самым большим визуальным изменением была установка больших крана в форме козловых шлюпбалок , каждая из которых приводилась в действие электродвигателем и могла спускать на воду шесть спасательных шлюпок , хранившихся на порталах; Корабль был спроектирован так, чтобы иметь восемь комплектов портальных шлюпбалок, но только пять были установлены до того, как «Британник» поступил на военную службу, причем разница была восполнена лодками, спускаемыми на воду с помощью шлюпбалок типа «Велин» с ручным управлением, как на «Титанике» и «Олимпике» . [8] [9]

Дополнительные спасательные шлюпки можно было хранить в пределах досягаемости шлюпбалок на крыше рубки, а портальные шлюпбалки могли достигать спасательных шлюпок на другом борту корабля, при условии, что ни одна из труб не преграждала путь. Эта конструкция позволяла спустить на воду все спасательные шлюпки, даже если на корабле был разработан крен , который обычно не позволяет спустить спасательные шлюпки на сторону, противоположную крену. Несколько таких шлюпбалок были размещены рядом с воронками, что противоречило этой цели. Лифты, которые раньше останавливались на палубе А, теперь могли добраться до шлюпочной палубы. [10] На корабле было 48 спасательных шлюпок, каждая из которых могла перевозить не менее 75 человек. Таким образом, на спасательных шлюпках можно было перевезти не менее 3600 человек, что значительно превышало максимальную вместимость корабля в 3309 человек.

История [ править ]

Концепция [ править ]

В 1907 году Дж. Брюс Исмей , генеральный директор компании White Star Line , и лорд Пирри , председатель верфи Harland & Wolff в Белфасте, решили построить трио океанских лайнеров непревзойденного размера, чтобы составить конкуренцию Lusitania и Mauretania компании Cunard Line. не с точки зрения скорости, а с точки зрения роскоши и безопасности. [11] Названия трех судов были определены позднее и отражали замысел проектировщиков относительно их размера: «Олимпик» , «Титаник» и «Британник» . [12]

Строительство « Олимпика» и «Титаника» началось в 1908 и 1909 годах соответственно. [13] Их размеры были настолько велики, что для их укрытия пришлось построить портал Аррола , достаточно широкий, чтобы охватить два новых строительных стапеля и позволить строить два корабля одновременно. [14] Три корабля имели длину 270 метров и валовую вместимость более 45 000 тонн. Их расчетная скорость составляла примерно 22 узла, что значительно ниже скорости « Лузитании» и «Мавритании» , но все же позволяло совершить трансатлантическое пересечение менее чем за одну неделю. [15]

По слухам, имя сменилось [ править ]

возвышающийся Портал Аррола, над Британником , около 1914 года.

Хотя компания «Уайт Стар Лайн» и верфь «Харланд энд Вольф» всегда это отрицали, [10] [16] некоторые источники утверждают, что «Британник» должен был называться «Гигантский» , но ее название было изменено, чтобы не конкурировать с «Титаником» и не создавать сравнений. [17] [1] Одним из источников является плакат корабля с названием Gigantic вверху. [18] Другими источниками являются американские газеты за ноябрь 1911 года, сообщающие о размещении приказа «Белой звезды» на «Гигантик» , а также другие газеты со всего мира как во время строительства, так и сразу после затопления « Титаника» . [19] [20] [21] [22]

Том МакКласки заявил, что в качестве менеджера архива и историка в Harland and Wolff он «никогда не видел, чтобы какое-либо официальное упоминание названия Gigantic использовалось или предлагалось для третьего судна олимпийского класса». [23] [24] В книгу заказов были добавлены некоторые рукописные изменения, датированные январем 1912 года. Они касались только расчетной ширины корабля, а не его названия. [24]

Строительство [ править ]

Одну из воронок Британника Wolff транспортируют на верфи Harland &
«Британник» (справа) во время экипировки в Белфасте рядом с «Олимпиком».

Киль « Британника » был заложен 30 ноября 1911 года на верфи «Харланд энд Вольф» в Белфасте, на стапеле, ранее занимаемом «Олимпиком» , через 13 месяцев после спуска на воду этого корабля, и «Арланзы» , спущенной на воду семь дней назад. [9] Приобретение корабля планировалось провести в начале 1914 года. [25] Из-за усовершенствований, внесенных после катастрофы « Титаника » , «Британник» не был спущен на воду до 26 февраля 1914 года. [26] который снимался вместе с примеркой воронки. [27] Перед прессой было произнесено несколько выступлений, в честь запуска был организован ужин. [28] Впоследствии началась отделка. В сентябре корабль вошел в сухой док, и на нем были установлены гребные винты. [29]

Повторное использование пространства «Олимпика » сэкономило верфи время и деньги, поскольку не пришлось расчищать третий стапель, аналогичный по размеру тем, что использовались для двух предыдущих судов. В августе 1914 года, прежде чем «Британник» смог начать трансатлантическое сообщение между Нью-Йорком и Саутгемптоном , началась Первая мировая война . Сразу же всем верфям , имеющим адмиралтейские контракты, было отдано приоритетное использование доступного сырья. Все гражданские контракты, включая «Британник», были замедлены. [30]

Военно-морские власти реквизировали большое количество кораблей в качестве вооруженных торговых крейсеров или для перевозки войск. Адмиралтейство платило компаниям за использование их кораблей, но риск потерять корабль в военно-морских операциях был высок. Более крупные океанские лайнеры изначально не предназначались для использования в военно-морских целях, поскольку меньшими кораблями было легче управлять. «Олимпик» вернулся в Белфаст 3 ноября 1914 года, а работа над «Британником» продолжалась медленно. [30]

Заявка [ править ]

«Британник» после преобразования в оперативный госпитальный корабль, ок. Январь 1916 г.

Потребность в увеличении тоннажа стала критической по мере того, как военно-морские операции распространились на Восточное Средиземноморье . В мае 1915 года «Британник» завершил швартовые испытания своих двигателей и был готов к экстренному вводу в эксплуатацию всего за четыре недели. В том же месяце произошла первая крупная потеря гражданского океанского лайнера, когда корабль RMS Lusitania недалеко от ирландского побережья компании Cunard был торпедирован SM U-20 . [31]

В следующем месяце Адмиралтейство решило использовать недавно реквизированные пассажирские лайнеры в качестве транспортных средств для войск в Галлиполийской кампании (также называемой Дарданелльской службой). Первыми в плавание вышли RMS Mauretania и RMS Aquitania компании Cunard . Поскольку высадка в Галлиполи оказалась катастрофической, а потери возросли, необходимость в больших госпитальных кораблях для лечения и эвакуации раненых стала очевидной. В августе «Аквитанию» перевели на работу госпитального корабля (в сентябре ее место в качестве военного транспорта займет «Олимпик» ). Затем, 13 ноября 1915 года, «Британник» был реквизирован в качестве госпитального корабля со склада в Белфасте. [ нужна ссылка ]

Перекрашенный в белый цвет с большими красными крестами и горизонтальной зеленой полосой, он был переименован в HMHS (Корабль-госпиталь Его Величества) «Британник». [30] и передан под командование капитана Чарльза Альфреда Бартлетта . [32] В салоне было установлено 3309 коек и несколько операционных. Общие помещения верхних палуб были преобразованы в комнаты для раненых. Каюты палубы Б использовались для размещения врачей. Первоклассная столовая и первоклассная приемная на палубе D были преобразованы в операционные. Нижний мост использовался для размещения легкораненых. [32] Медицинское оборудование было установлено 12 декабря 1915 года. [30]

Первая услуга [ править ]

Британик с HMHS Галека принимают на борт раненых в Мудросе

Когда 12 декабря 1915 года в Ливерпуле « Британник» был признан годным к службе, ему была придана медицинская бригада, состоящая из 101 медсестры, 336 унтер-офицеров и 52 офицеров, а также экипажа из 675 человек. [32] 23 декабря она покинула Ливерпуль, чтобы присоединиться к порту Мудрос на острове Лемнос в Эгейском море, чтобы вернуть больных и раненых солдат. [33] Она соединилась с несколькими кораблями, идущими по тому же маршруту, включая «Мавританию» , «Аквитанию» , [34] и ее однотипный корабль «Олимпик» . [35] Чуть позже к четырем кораблям присоединился «Стейтендам» . [36] Прежде чем отправиться в Мудрос, она сделала остановку в Неаполе , чтобы пополнить запасы угля. После возвращения она провела четыре недели в плавучем госпитале у острова Уайт . [37]

Третий рейс состоялся с 20 марта 1916 года по 4 апреля. Дарданеллы были эвакуированы в январе. [38] По окончании военной службы 6 июня 1916 года «Британник» вернулась в Белфаст, чтобы пройти необходимые модификации для превращения ее в трансатлантический пассажирский лайнер. Британское правительство выплатило компании White Star Line 75 000 фунтов стерлингов в качестве компенсации за переоборудование. Преобразование продолжалось несколько месяцев, прежде чем было прервано отзывом корабля обратно на военную службу. [39]

Вспомнил [ править ]

Адмиралтейство отозвало «Британник» обратно в эксплуатацию в качестве госпитального корабля 26 августа 1916 года, а 24 сентября того же года корабль вернулся в Средиземное море для четвертого рейса. [40] 29 сентября по пути в Неаполь она попала в сильный шторм, из которого вышла невредимой. [41] Она уехала 9 октября в Саутгемптон. Затем она совершила пятый рейс, который ознаменовался карантином экипажа, когда корабль прибыл в Мудрос (ныне Мудрос) из-за болезни пищевого происхождения. [42]

Жизнь на корабле протекала по рутине. В шесть часов пациентов разбудили и в помещении сделали уборку. Завтрак был подан в 6:30 утра, затем капитан осмотрел корабль для осмотра. Обед подавался в 12:30, а чай — в 16:30. Пациентов лечили между приемами пищи, а те, кто хотел пойти на прогулку, могли это сделать. В 20:30 пациенты легли спать, и капитан совершил еще один инспекционный обход. [33] Существовали медицинские курсы для подготовки медсестер. [43]

Последний рейс [ править ]

Канал между Макронисосом (вверху) и Кеа (внизу); «Британник» затонул ближе к Кеа

После завершения пяти успешных рейсов на Ближний Восток и обратно в Соединенное Королевство с перевозкой больных и раненых, «Британник» вылетела из Саутгемптона на Лемнос в 14:23 12 ноября 1916 года, это было ее шестое путешествие в Средиземное море . [32] Корабль миновал Гибралтар около полуночи 15 ноября и прибыл в Неаполь утром 17 ноября для своей обычной остановки для заправки углем и воды, завершив первый этап своей миссии. [44]

Шторм задержал корабль в Неаполе до полудня воскресенья, когда капитан Бартлетт решил воспользоваться кратким перерывом в погоде и продолжить путь. Уровень моря снова поднялся, когда «Британник» покинул порт. К утру следующего дня штормы утихли, и корабль прошел Мессинский пролив без проблем . Мыс Матапан был обогнен в первые часы 21 ноября. К утру «Британник» на полной скорости мчался в пролив Кеа , между мысом Сунион (самая южная точка Аттики , префектуры, в которую входят Афины ) и островом Кеа . [44]

На борту находились 1066 человек: 673 члена экипажа, 315 военнослужащих медицинского корпуса Королевской армии (RAMC), 77 медсестер и капитан. [45]

Взрыв [ править ]

Некоторые газеты напечатали сообщения о том, что затопление было вызвано одной из двух торпед, выпущенных соответствующими немецкими подводными лодками, командиры которых знали, что корабль, направлявшийся на север, не имел на борту бойцов. [46] В сообщении говорилось, что после взрыва царил «абсолютный порядок» и «ни малейшей паники», и что «женщин, конечно, спасли в первую очередь». [46]

В 08:12 по восточноевропейскому времени «Британник» потряс взрыв после того, как он наткнулся на мину. [47] Мины были заложены в канале Кеа 21 октября 1916 года SM U-73 под командованием Густава Зисса [ де ] .

Реакция в столовой была немедленной; врачи и медсестры немедленно отправились на свои посты, но не все отреагировали одинаково, поскольку дальше на корму сила взрыва была менее ощущаемой, и многие думали, что корабль врезался в лодку меньшего размера. Капитан Бартлетт и старший офицер Хьюм в это время находились на мостике , и вскоре серьезность ситуации стала очевидна. [48] Взрыв произошел по правому борту. [48] сторона, между вторым и третьим трюмами. Сила взрыва повредила водонепроницаемую переборку между первым трюмом и форпиком . [47] Первые четыре водонепроницаемых отсека быстро заполнялись водой. [47] был серьезно поврежден тоннель котельщика , соединявший помещения пожарных в носовой части с котельной №6, и в эту котельную поступала вода. [47]

Бартлетт приказал закрыть водонепроницаемые двери, послал сигнал бедствия и приказал команде подготовить спасательные шлюпки. [47] Сигнал SOS был немедленно отправлен и принят несколькими другими кораблями в этом районе, в том числе HMS Scourge и HMS Heroic , но Британник ничего не услышал в ответ. Ни Бартлетт, ни корабельный радист не знали, что сила первого взрыва привела к разрыву антенных проводов, протянутых между мачтами корабля. Это означало, что, хотя корабль все еще мог отправлять сообщения по радио, он больше не мог их принимать. [49]

Помимо поврежденной водонепроницаемой двери пожарного туннеля, водонепроницаемая дверь между шестой и пятой котельными не закрылась должным образом. [47] Вода текла дальше в кормовую часть пятой котельной. «Британник» достиг предела затопления. Она могла оставаться на плаву (неподвижно) с затопленными первыми шестью водонепроницаемыми отсеками. До самой палубы В возвышались пять водонепроницаемых переборок. [50] Эти меры были приняты после катастрофы «Титаника» ( Титаник мог плавать только с затопленными первыми четырьмя отсеками). [51]

Следующая важная переборка между пятым и четвертым котельными и ее дверь не были повреждены и должны были гарантировать выживание корабля. Однако на передних нижних палубах были открыты иллюминаторы , которые через несколько минут после взрыва накренились под воду. Медсестры открыли большую часть этих иллюминаторов, чтобы проветрить палаты, вопреки постоянным приказам. корабля По мере увеличения угла крена вода достигла этого уровня и начала поступать в корму из переборки между пятым и четвертым котельными. Из-за затопления более шести отсеков «Британник» не смог удержаться на плаву. [51]

Эвакуация [ править ]

На мостике капитан Бартлетт уже обдумывал попытку спасти корабль. Всего через две минуты после взрыва пришлось эвакуировать пятую и шестую котельные. Примерно через десять минут «Британник» находился примерно в том же состоянии, в котором находился «Титаник» через час после столкновения с айсбергом . Через пятнадцать минут после удара по кораблю открытые иллюминаторы на палубе E оказались под водой. Поскольку вода также поступала в кормовую часть корабля из переборки между четвертым и пятым котельными, «Британник» быстро серьезно кренился на правый борт. [52]

Бартлетт отдал приказ повернуть правый борт в сторону острова Кеа , чтобы попытаться выбросить ее на берег. Из-за крена правого борта «Британника» и веса руля направления попытки управлять кораблем своим ходом были затруднены, а в результате взрыва был выведен из строя рулевой механизм, что лишило возможности управлять рулем направления. Капитан приказал двигать левый вал с большей скоростью, чем правый борт, что помогло кораблю двигаться в сторону Кеа. [52]

В то же время персонал больницы готовился к эвакуации. Бартлетт отдал приказ подготовить спасательные шлюпки, но не позволил спустить их на воду. Перед эвакуацией все забрали с собой самое ценное. Капеллан корабля нашел свою Библию. Немногочисленные пациенты и медсестры на борту собрались. Майор Гарольд Пристли собрал свои подразделения медицинского корпуса Королевской армии в задней части палубы А и осмотрел каюты, чтобы убедиться, что никто не остался позади. [52]

Пока Бартлетт продолжал свой отчаянный маневр, Британника список неуклонно увеличивался. Опасаясь, что список станет слишком большим для спуска на воду, некоторые экипажи решили спустить на воду спасательные шлюпки, не дожидаясь приказа. [52] . Две спасательные шлюпки были спущены на воду по левому борту без разрешения третьего помощника капитана Фрэнсиса Лоуса. Эти лодки затягивало к все еще вращающимся, частично всплывшим гребным винтам. Бартлетт приказал остановить двигатели, но прежде чем это подействовало, две лодки были затянуты гребными винтами, полностью уничтожив обе и убив 30 человек. [51] Бартлетту удалось остановить двигатели до того, как были потеряны еще какие-либо лодки. [53]

Последние моменты [ править ]

К 08:50 большинство находившихся на борту спаслись на 35 успешно спущенных на воду спасательных шлюпках. В этот момент Бартлетт пришел к выводу, что скорость, с которой «Британник» тонул, замедлилась, поэтому он прекратил эвакуацию и приказал перезапустить двигатели в надежде, что он все еще сможет высадить корабль на берег. [54] В 09:00 Бартлетту сообщили, что скорость наводнения увеличилась из-за движения корабля вперед и что затопление достигло палубы D. Понимая, что теперь нет никакой надежды достичь земли вовремя, Бартлетт отдал последний приказ остановить двигатели и подал два последних длинных свистка - сигнал покинуть корабль. [55] Когда вода достигла мостика, он и помощник командира Дайк вышли на палубу и вошли в воду, доплыв до складной лодки, из которой они продолжили координировать спасательные операции. [56]

«Британник» постепенно перевернулся на правый борт, и трубы рухнули одна за другой, а корабль быстро затонул. К тому времени, как корма вышла из воды, нос уже врезался в морское дно. Поскольку длина «Британника» была больше, чем глубина воды, удар вызвал серьезные структурные повреждения носовой части, прежде чем он полностью соскользнул под воду в 09:07, через 55 минут после взрыва. [55] Вайолет Джессоп (которая была одной из выживших на «Титанике» , а также была на борту, когда « Олимпик» столкнулся с HMS Hawke ) описала последние секунды: [57]

Она опустила голову немного, потом еще немного ниже и еще ниже. Вся палубная техника упала в море, как детские игрушки. Затем она в ужасе нырнула, ее корма поднялась на сотни футов вверх, пока с последним ревом она не исчезла в глубине, шум ее движения разносился по воде с невообразимой силой...

Когда « Британник» остановился, он стал самым большим кораблем, потерянным в Первой мировой войне, и самым большим затонувшим пассажирским судном в мире. [58]

Спасение [ править ]

Выжившие в Британии на борту HMS Scourge
Капитан Джон Кроппер из RAMC, погибший при затоплении. [59]

По сравнению с «Титаником» , спасению «Британника» способствовали три фактора: температура воды была выше (20 °C (68 °F) [60] по сравнению с -2 ° C (28 ° F) [61] для «Титаника» ) имелось больше спасательных шлюпок (35 были успешно спущены на воду и остались на плаву [62] по сравнению Титаником с 20 [63] ), а помощь была ближе (она прибыла менее чем через два часа после первого сигнала бедствия). [62] по сравнению с тремя с половиной часами для Титаника [64] ).

Первыми на место происшествия прибыли рыбаки из Кеа на своих каике , которые вытащили из воды многих выживших. [65] В 10:00 HMS Scourge заметил первые спасательные шлюпки, а через 10 минут остановился и подобрал 339 выживших. Вооруженный десантный пароход HMS Heroic прибыл несколькими минутами ранее и забрал 494 человека. [66] Около 150 человек добрались до Кориссии, Кеа , где выжившие врачи и медсестры из Британника пытались спасти раненых, используя фартуки и куски спасательных поясов для перевязок. Маленькая пустынная пристань служила им операционной. [ нужна ссылка ]

У Scourge и Heroic не было места на палубе для большего количества выживших, и они отправились в Пирей, сигнализируя о присутствии тех, кто остался на Кориссии. HMS Foxhound прибыл в 11:45 и, прочесав территорию, в 13:00 бросил якорь в небольшом порту, чтобы оказать медицинскую помощь и принять на борт оставшихся в живых. [66] В 14:00 прибыл легкий крейсер HMS Foresight . «Фоксхаунд» отправился в Пирей в 14:15, а «Форсайт» остался, чтобы организовать похороны на Кеа сержанта RAMC Уильяма Шарпа, который скончался от полученных ранений. Еще двое выживших погибли на « Героике» и один на французском буксире «Голиаф» . Все трое были похоронены с воинскими почестями на военно-морском и консульском кладбище Пирея. [67] Последним погибшим стал Г. Ханикотт, скончавшийся в Русской больнице в Пирее вскоре после похорон. [ нужна ссылка ]

Всего из 1066 человек, находившихся на борту, при затоплении выжили 1036 человек. В результате стихийного бедствия погибли тридцать человек [68] но похоронено было только пятеро; другие не были восстановлены и увековечены на мемориалах в Салониках ( Мемориал Микры ) и Лондоне. Еще 38 получили ранения (18 членов экипажа, 20 членов RAMC). [69] Выжившие были размещены на военных кораблях, стоявших на якоре в порту Пирей, а медсестры и офицеры были размещены в отдельных гостиницах на Фалероне . На похоронах присутствовало множество греческих граждан и официальных лиц. Выживших отправили домой, и немногие прибыли в Соединенное Королевство до Рождества. [70]

В ноябре 2006 года исследователь Британии Михаил Михаилакис обнаружил, что в одной из 45 неопознанных могил на Новом британском кладбище в городе Гермуполис на острове Сирос содержатся останки солдата, собранные в церкви Аг. Триас в Ливади (прежнее название Кориссии). Морской историк Саймон Миллс связался с Комиссией Содружества по военным захоронениям . Дальнейшие исследования установили, что этот солдат стал жертвой британцев , а его останки были зарегистрированы в октябре 1919 года как принадлежащие некоему «капралу Стивенсу». [71]

Когда останки были перенесены на новое кладбище на Сиросе в июне 1921 года, было обнаружено, что не было никаких записей, связывающих это имя с гибелью корабля, и могила была зарегистрирована как неопознанная. Миллс представил доказательства того, что этим человеком мог быть сержант Шарп, и дело было рассмотрено Агентством по делам военнослужащих и ветеранов . [71] Был установлен новый надгробный памятник Шарпу, а CWGC обновил свою базу данных. [72]

океанский Визуализируется лайнер как

План « Британника» показал, что он должен был быть более роскошным, чем его однотипные корабли, чтобы конкурировать с SS Imperator , SS Vaterland и RMS Aquitania . Для пассажиров было предусмотрено достаточное количество кают, разделенных на три класса. Компания White Star Line ожидала значительных изменений в своей клиентской базе. Таким образом, качество третьего класса (предназначенного для мигрантов) было понижено по сравнению с качеством ее сестер, а качество второго класса увеличилось. Кроме того, запланированное количество экипажа было увеличено примерно с 860–880 на борту «Олимпика» и «Титаника» до 950 на борту «Британника» . [73]

Качество первого класса также было улучшено. Дети стали появляться среди клиентов, которых нужно было удовлетворить, и поэтому на шлюпочной палубе была построена игровая комната для них. [74] Подобно двум ее однотипным кораблям, удобства первого класса включали Большую лестницу , но удобства «Британника » были более роскошными, с резными балюстрадами, декоративными панелями и органом. [75] Палуба А корабля была полностью отдана Первому классу и была оборудована салоном, двумя верандными кафе, курительной комнатой и читальным залом. [76] На палубе B располагались парикмахерская, почтовое отделение и обновленные роскошные люксы-салоны, получившие в планах строителя салоны. [77] Самым важным дополнением было наличие отдельных ванных комнат почти в каждой каюте Первого класса, что было бы первым на океанском лайнере. На борту «Олимпика» и «Титаника» большинству пассажиров приходилось пользоваться общественными туалетами. [78]

Эти объекты были установлены, но вскоре были демонтированы, поскольку судно было преобразовано в госпитальное судно и никогда не устанавливалось повторно, поскольку судно затонуло до того, как оно смогло войти в трансатлантическое сообщение, поэтому запланированные объекты были либо отменены, либо уничтожены, либо повторно использованы на других судах, например Олимпийский , или Маджестик или просто никогда не использовался. [30] Из этих аксессуаров осталась установленной только большая лестница и детская игровая комната. Под стеклянным куполом была белая стена над лестницей первого класса вместо часов и большой картины.

Филармонический орган Welte на Британнике в каталоге компании 1914 года.

Орган [ править ]

Welte , планировалось установить филармонический орган На борту «Британника» но из-за начала войны инструмент так и не добрался до Белфаста из Германии. [30] После войны Харланд и Вольф не претендовали на него, поскольку «Британник» затонул еще до того, как смог выйти на трансатлантическую службу. Он также не был установлен на «Олимпик» или «Маджестик» , поскольку компания White Star Line не хотела его устанавливать. Долгое время считалось, что орган утерян или разрушен. [30]

В апреле 2007 года реставраторы органа Welte, который сейчас находится в Музее автоматов [ де ] в Зевене , Швейцария, обнаружили, что основные части инструмента были подписаны немецкими производителями органов с компанией Britanik . [79] Фотография рисунка в проспекте компании, найденная в Welte-legacy в Музее Августинера во Фрайбурге , доказывала, что это был орган, предназначенный для Британника . Выяснилось, что вместо этого Вельте сначала продал орган частному владельцу в Штутгарте. Позже, в 1937 году, он был передан в концертный зал компании в Випперфюрте, где в 1969 году его в конечном итоге приобрел основатель Швейцарского музея музыкальных автоматов. В то время музей еще не знал о первоначальной истории органа. [80] [81] В музее орган поддерживается в рабочем состоянии, и он до сих пор используется для полностью автоматизированных и ручных представлений.

Крушение [ править ]

HMHS Britannic находится в Греции.
HMHS Британник
Местоположение затонувшего корабля у берегов Греции

Место крушения HMHS Britannic находится в

 WikiMiniAtlas
37 ° 42'05 "N 24 ° 17'02" E  /  37,70139 ° N 24,28389 ° E  / 37,70139; 24,28389 на глубине около 400 футов (122 м). [4] Он был открыт 3 декабря 1975 года исследователем Жаком Кусто . [82] [73] Во время съемок экспедиции Кусто также провел конференцию на камеру с несколькими выжившими сотрудниками корабля, включая Шейлу Макбет Митчелл, выжившую после затопления. [83] В 1976 году Кусто впервые вошел на место крушения вместе со своими дайверами. [84] Он высказал мнение, что корабль был потоплен единственной торпедой, обосновав это мнение повреждениями его плит. [85]

Гигантский лайнер лежит на правом борту, скрывая зону поражения миной. есть огромная дыра Прямо под передней колодезной палубой . сильно Носовая часть деформирована и крепится к остальной части корпуса лишь некоторыми частями C-Deck. Помещения экипажа в баке оказались в хорошем состоянии, многие детали все еще видны. Трюмы оказались пустыми. [84]

Хорошо сохранились баковое оборудование и два грузовых крана на носовой палубе колодца. Фок-мачта согнута и лежит на морском дне рядом с местом крушения, а воронье гнездо все еще прикреплено. Колокол, считавшийся утерянным, был найден во время погружения в 2019 году, упав с мачты, и теперь лежит прямо под вороньим гнездом на морском дне. Воронка номер 1 была найдена в нескольких метрах от шлюпочной палубы. В поле обломков (расположенном за кормой) были обнаружены воронки номер два, три и четыре. [84] Рядом с затонувшим кораблем лежат куски угля. [86]

В середине 1995 года в экспедиции, снятой NOVA , доктор Роберт Баллард , наиболее известный тем, что обнаружил затонувшие корабли «Титаника» в 1985 году, и немецкий линкор «Бисмарк» в 1989 году посетили место крушения, используя усовершенствованный гидролокатор бокового обзора. Изображения были получены с дистанционно управляемых транспортных средств, но проникнуть в место крушения не удалось. Баллард обнаружил, что все трубы корабля находятся в удивительно хорошем состоянии. Попытки найти якоря мин не увенчались успехом. [87]

В августе 1996 года затонувший корабль купил Саймон Миллс, написавший о корабле две книги: «Британник – последний титан» и «Заложник удачи» . [88]

В ноябре 1997 года международная команда дайверов под руководством Кевина Гурра использовала технику погружения с тримиксом на открытом воздухе , чтобы посетить место крушения и снять его в новом DV . цифровом видеоформате [87]

В сентябре 1998 года к месту крушения совершила экспедицию еще одна команда дайверов. [89] [90] Используя водолазные двигательные установки , команда совершила больше погружений людей к месту крушения и создала больше изображений, чем когда-либо прежде, включая видео четырех телеграфов, штурвала и телемотора на капитанском мостике. [91]

В 1999 году дайверы GUE , привыкшие к пещерному дайвингу и открытию океана, возглавили первую дайв-экспедицию, включавшую обширное проникновение в Британник . Видео экспедиции транслировали National Geographic , BBC, History Channel и Discovery Channel. [92]

В сентябре 2003 года к месту крушения погрузилась экспедиция под руководством Карла Спенсера. [93] Это была первая экспедиция по погружению в Британник , в которой все донные дайверы использовали ребризеры замкнутого цикла (CCR). Дайвер Ли Бишоп принес несколько первых фотографий изнутри затонувшего корабля, а его партнер-дайвер Рич Стивенсон обнаружил, что несколько водонепроницаемых дверей были открыты. Было высказано предположение, что это произошло потому, что удар мины совпал со сменой вахты. Альтернативно, взрыв мог деформировать дверные косяки. Эксперт по гидроакустике Билл Смит обнаружил на месте крушения несколько минных якорей, что подтвердило немецкие записи U-73 о том, что «Британник» был потоплен единственной миной, а ущерб усугублялся открытыми иллюминаторами и водонепроницаемыми дверями. Экспедиция Спенсера в течение многих лет широко транслировалась по всему миру National Geographic и британским Channel 5. [94]

В 2006 году экспедиция, финансируемая и снятая каналом History Channel, собрала четырнадцать опытных дайверов, чтобы помочь определить причину быстрого затопления « Британника» . [94] После подготовки 17 сентября экипаж погрузился на место крушения. Время было прервано, когда поднялся ил, создавший нулевую видимость, и двум дайверам чудом удалось спастись. Последняя попытка погружения должна была быть предпринята в котельной «Британника » , но выяснилось, что фотографирование так далеко внутри затонувшего корабля приведет к нарушению разрешения, выданного Эфоратом подводных древностей , отделом Министерства культуры Греции .

Отчасти из-за языкового барьера департамент отклонил просьбу, сделанную в последнюю минуту. Экспедиция не смогла определить причину быстрого затопления, но были сняты многочасовые видеозаписи и задокументированы важные данные. Позже Эфорат подводных древностей признал важность этой миссии и пригласил повторно посетить место крушения с менее строгими правилами.

24 мая 2009 года Карл Спенсер, вернувшийся к своей третьей миссии по подводным съемкам « Британника» , умер в Греции из-за проблем с оборудованием во время съемок крушения для National Geographic. [95]

В 2012 году в экспедиции, организованной Александром Сотириу и Полом Лейненом, дайверы с помощью ребризеров установили и восстановили научное оборудование, используемое в экологических целях, чтобы определить, насколько быстро бактерии поедают железо « Британника » по сравнению с «Титаником» . [96]

29 сентября 2019 года британский технический дайвер Тим Сэвилл погиб во время погружения на глубину 120 м / 393 фута на затонувший корабль «Британник » . [97]

Наследие [ править ]

Оборвав свою карьеру во время войны, так и не поступив на коммерческую службу и имея мало жертв, «Британник» не пользовался такой же дурной славой, как ее родственный корабль «Титаник» . После того, как она была в значительной степени забыта публикой, она, наконец, обрела известность, когда было обнаружено ее место крушения. [98] Ее имя было повторно использовано компанией White Star Line, когда она ввела в эксплуатацию MV Britannic в 1930 году. Это судно было последним, которое плавало под флагом компании, когда оно вышло на пенсию в 1960 году. [99]

После капитуляции Германии в конце Первой мировой войны, за которой последовал Версальский договор , она передала несколько своих океанских лайнеров в качестве военных репараций, два из которых были переданы компании. Первый, «Бисмарк» , переименованный в «Маджестик» , пришел на смену « Британнику» . Второй, « Колумб» , переименованный в « Гомерик» , компенсировал потери других кораблей в конфликте. [100]

Последний выживший, Джордж Перман, умер 24 мая 2000 года, не дожив до своего 100-летия. На момент затопления он был 15-летним скаутом, работавшим на «Британнике» , и самым молодым человеком на борту корабля. [101]

В популярной культуре [ править ]

Гибель корабля была драматизирована в телевизионном фильме 2000 года под названием «Британник» , в котором снимались Эдвард Аттертон , Аманда Райан , Жаклин Биссет и Джон Рис-Дэвис . Фильм представлял собой вымышленный рассказ о том, как немецкий агент саботировал корабль, потому что « Британник» тайно перевозил боеприпасы.

Документальный фильм BBC2 «Трагический близнец Титаника – Британская катастрофа » был показан 5 декабря 2016 года; представленный Кейт Хамбл и Энди Торбетом , он использовал современную подводную пленку крушения и разговаривал с родственниками выживших. [102]

Действие романа Альмы Катсу » 2020 года « Глубина частично происходит на «Британнике » и его родственном корабле « Титанике» и сосредоточено вокруг затопления обоих кораблей. [103]

« Гигантик» , очевидное место действия квест-игры 2009 года «Девять часов, девять человек, девять дверей» , отсылает к « Британнику» как к кораблю-близнецу « Титаника» , переоборудованному в корабль-госпиталь. [104] [ нужен неосновной источник ]

Открытки [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линч (2012) , с. 161.
  2. ^ «Данные строителя HMHS Britannic (1914)» . Морской квест. Архивировано из оригинала 2 сентября 2008 года . Проверено 9 августа 2008 г.
  3. ^ Владисавлевич, Брана. «Корабль-близнец Титаника «Британник» может стать достопримечательностью для дайвинга в Греции» . Одинокая планета . Проверено 9 октября 2021 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 275.
  5. ^ Чирнсайд 2011 , с. 217.
  6. ^ Чирнсайд 2011 , с. 231.
  7. ^ Чирнсайд 2011 , с. 220.
  8. ^ Чирнсайд 2011 , с. 224.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пиуффре 2009 , с. 307.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бонсолл, Томас Э. (1987). «8». Титаник . Балтимор, Мэриленд: Издательство Bookman Publishing. п. 54. ИСБН  978-0-8317-8774-5 .
  11. ^ Чирнсайд 2011 , с. 12.
  12. ^ Пиуффр 2009 , с. 41
  13. ^ Чирнсайд 2011 , с. 19.
  14. ^ Чирнсайд 2011 , с. 14.
  15. ^ Чирнсайд 2011 , с. 18.
  16. ^ «HMHS Британик» . Ocean-liners.com. Архивировано из оригинала 19 декабря 2005 года . Проверено 12 февраля 2006 г.
  17. ^ Боннер, Кит; Боннер, Кэролайн (2003). Великие корабельные катастрофы . Издательская компания МБИ. п. 60. ИСБН  0-7603-1336-9 .
  18. ^ «Белая Звездная Линия» . 20th Centuryliners.com. Архивировано из оригинала 24 июня 2014 года . Проверено 14 июля 2014 г.
  19. ^ «24 апреля 1912 г. – СЛЕДУЮЩИЙ ВЕЛИКИЙ ЛАЙНЕР БЕЛОЙ ЗВЕЗДЫ. – Находка» . Trove.nla.gov.au. 24 апреля 1912 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
  20. ^ «25 ноября 1911 г. - МАМОНТ-ПАРОХОД. - Находка» . Trove.nla.gov.au. 25 ноября 1911 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
  21. The Madison Daily Leader. Архивировано 5 октября 2018 года в Wayback Machine 27 ноября 1911 года. Проверено 4 октября 2018 года.
  22. ^ Las Vegas Optic: «1000-ФУТОВЫЙ КОРАБЛЬ МОЖЕТ ПРИКОВАТЬСЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ». Архивировано 5 октября 2018 г. в Wayback Machine , 21 ноября 1911 г. Проверено 4 октября 2018 г.
  23. ^ Джошуа Милфорд: Что случилось с Gigantic? Архивировано 5 марта 2016 г. на веб-сайте Wayback Machine , просмотрено 9 июня 2014 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марк Чирнсайд: Гигантское досье. Архивировано 3 марта 2016 г. на веб-сайте Wayback Machine , просмотрено 1 мая 2012 г.
  25. ^ Чирнсайд 2011 , с. 216.
  26. ^ Чирнсайд 2011 , с. 242.
  27. Кадры презентации. Архивировано 11 мая 2014 г. в Wayback Machine и «Функции воронки». Архивировано 21 июня 2013 года в Wayback Machine British Pathé. Проверено 18 февраля 2013 г.
  28. ^ Чирнсайд 2011 , с. 238.
  29. ^ Чирнсайд 2011 , с. 239.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Чирнсайд 2011 , с. 240.
  31. ^ Ле Гофф 1998 , с. 50
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чирнсайд 2011 , с. 241.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 243.
  34. ^ Чирнсайд 2011 , с. 92.
  35. ^ Чирнсайд 2011 , с. 94.
  36. ^ «HMHS Britannic ». Архивировано 14 апреля 2012 г. на Wikiwix, WebTitanic . По состоянию на 5 апреля 2011 г.
  37. ^ Чирнсайд 2011 , с. 244.
  38. ^ Чирнсайд 2011 , с. 245.
  39. ^ Чирнсайд 2011 , с. 246.
  40. ^ Чирнсайд 2011 , с. 247.
  41. ^ Чирнсайд 2011 , с. 249.
  42. ^ Чирнсайд 2011 , с. 250.
  43. ^ Чирнсайд 2011 , с. 254.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 253.
  45. ^ «Тонущий» . Корабль-госпиталь HMHS Britannic . Архивировано из оригинала 10 августа 2015 года.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Корабль-госпиталь «Британник» затонул; погибло 50 человек» . Нью-Йорк Таймс . 23 ноября 1916 г. с. 1.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чирнсайд 2011 , с. 260.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 259.
  49. ^ Чирнсайд 2011 , с. 256.
  50. ^ Чирнсайд 2011 , с. 261.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чирнсайд 2011 , с. 258.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чирнсайд 2011 , с. 257.
  53. ^ Чирнсайд 2011 , с. 259.
  54. ^ Чирнсайд 2011 , с. 260.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 261.
  56. ^ « Британник » Архивировано 6 августа 2009 года на Wayback Machine , Titanic-titanic.com . По состоянию на 12 июля 2009 г.
  57. ^ Глейк, Элизабет; Карассава, Анте (26 октября 1998 г.). «Глубокие тайны». Time International (Южно-Тихоокеанское издание) . № 43. с. 72.
  58. ^ «PBS Online – Затерянные лайнеры – Британник» . ПБС. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 9 ноября 2008 г.
  59. ^ «Рекорд CWGC для Джона Кроппера» . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 28 июля 2017 г.
  60. ^ Чирнсайд 2011 , с. 262.
  61. ^ Лорд 2005 , с. 149.
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 266.
  63. ^ Лорд 2005 , с. 103.
  64. ^ Брюстер и Коултер 1998 , стр. 45 и 62.
  65. ^ Чирнсайд 2011 , стр. 261–262.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 262.
  67. ^ «Детали кладбища | CWGC» . www.cwgc.org . Проверено 26 сентября 2021 г.
  68. ^ Чирнсайд 2011 , стр. 325–327.
  69. ^ «Списки экипажа» . Корабль-госпиталь HMHS Britannic . Архивировано из оригинала 15 августа 2015 года.
  70. ^ Чирнсайд 2011 , с. 264.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миллс, Саймон (2009). «Одиссея сержанта Уильяма Шарпа». Титаник Коммутатор . 33 (186). Историческое общество Титаника.
  72. ^ «Рекорд CWGC для Шарпа» . КВГК . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чирнсайд 2011 , с. 296.
  74. ^ Чирнсайд 2011 , с. 225.
  75. ^ RMS Britannic : Палуба корабля -госпиталя Britannic в Интернет-архиве . По состоянию на 7 апреля 2011 г.
  76. ^ Чирнсайд 2011 , с. 226.
  77. ^ «RMS Britannic : Палуба B» , Корабль-госпиталь «Британник» в Интернет-архиве . По состоянию на 7 апреля 2011 г.
  78. ^ Чирнсайд 2011 , с. 227.
  79. ^ Кристоф Э. Хэнги: Британский орган в Музее Musikautomaten Seewen Festschrift к открытию филармонического органа Welte; Коллекция Генриха Вайс-Штауффахера. Ред.: Музей музыкальных автоматов Сивен С.О. Зеевен: Музей музыкальных автоматов, 2007.
  80. ^ «Найден орган на затонувшем океанском лайнере «Британник»: редкий орган Welte-Philharmonie планирует снова сыграть» (PDF) . Дэвид Рамси: органист, консультант. 23 мая 2011 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2012 г. . Проверено 15 апреля 2012 г.
  81. ^ Музей музыкальных автоматов Seewen: История органа. Веб-сайт просмотрен 20 ноября 2023 г.
  82. ^ «Британик Жак Кусто в поисках корабля-сестры Титаника, полный документальный фильм «Британник»» . Ютуб. 5 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 17 января 2017 г. Проверено 12 декабря 2016 г.
  83. The Independent. Архивировано 21 сентября 2017 года в Wayback Machine , некролог: Шейла Макбет Митчелл; Пятница, 18 марта 1994 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чирнсайд 2011 , с. 276.
  85. ^ «Корабль Британского Красного Креста поражен торпедой». Таймс . № 59868. Лондон. 23 ноября 1976 г. полковник Ф, с. 8.
  86. ^ Чирнсайд 2011 , с. 277.
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б « Краткий обзор британской экспедиции HMHS 1976–1999» , Маркониграф в Интернет-архиве . По состоянию на 7 апреля 2011 г.
  88. ^ Чирнсайд 2011 , с. 284.
  89. ^ Чирнсайд 2011 , стр. 282–284.
  90. ^ Надежда, Николас (1998). «Как мы нырнули на Британник » . Архивировано 12 декабря 2010 года на Wayback Machine , Bubblevision.com. Проверено 1 января 2011 г.
  91. ^ Надежда, Николас (1998). "HMHS Britannic Video" Архивировано 12 декабря 2010 года на Wayback Machine , Bubblevision.com. Проверено 1 января 2011 г.
  92. ^ «HMHS Британик» . Открытие океана. Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 14 августа 2008 г.
  93. ^ «Крушение» , Корабль-госпиталь «Британник» в Интернет-архиве . По состоянию на 7 апреля 2011 г.
  94. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на французском языке) «Погружение на глубину 120 м». Архивировано 2 октября 2013 года в Wayback Machine , La Derniere Heure . По состоянию на 28 июля 2009 г.
  95. ^ Пидд, Хелен (25 мая 2009 г.). «Посвящение дайверу Карлу Спенсеру, погибшему на съемках однотипного корабля «Титаник»» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 3 мая 2012 г.
  96. ^ «Проект Британник» . сайт divernet.com. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
  97. Розмари Э. Ланн Немного хорошего пришло из смерти британского дайвера, затонувшего корабля. Архивировано 7 ноября 2019 года в журнале Wayback Machine X-Ray Magazine.
  98. ^ Чирнсайд 2011 , с. 274.
  99. ^ «White Star Line MV Britannic (III) 1930–1960 Последний корабль WSL». Архивировано 20 декабря 2010 года на Wayback Machine , «Титанике» и других кораблях White Star . По состоянию на 28 июля 2009 г.
  100. ^ Чирнсайд 2011 , с. 107.
  101. ^ «Разведчик из Саутгемптона выжил при затоплении госпитального корабля времен Первой мировой войны» . 16 октября 2015 г.
  102. ^ Рис, Джаспер (5 декабря 2016 г.). «Трагический близнец Титаника: Британская катастрофа казалась недостаточно исследованной, но свидетельства выживших были мрачно захватывающими – обзор» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 6 декабря 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
  103. ^ « Рецензия на книгу «Глубина» – путешествие кошмаров и воспоминаний» . Новый Индийский экспресс . 6 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2020 года . Проверено 15 июля 2020 г.
  104. ^ Чунсофт (10 декабря 2009 г.). Девять часов, девять человек, девять дверей ( Nintendo DS ). Шип . Уровень/область: Больничная палата. Семь : «Скорее всего, это [Гигант]»

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Миллс, Саймон (1992). HMHS «Британник»: Последний Титан . Дорсет: Публикации Waterfront. ISBN  0-946184-71-2 .
  • Миллс, Саймон (2002). Заложник удачи: драматическая история последнего олимпийца, HMHS Britannic . Чешем, Англия: Wordsmith. ISBN  1-899493-03-4 .
  • Миллс, Саймон (2019). Исследование «Британника: жизнь, последнее путешествие и крушение трагического близнеца Титаника» . Лондон: Адлард Коулз. ISBN  978-1-4729-5492-3 .
  • Лейтон, Дж. Кент (2013). Эдвардианские суперлайнеры: трио трио . Эмберли. ISBN  978-1-4456-1438-0 .
  • Колер, Ричи; Хадсон, Чарли (2016). Тайна последнего олимпийца: трагическая сестра Титаника Британик . Лучшее издательство. ISBN  978-1930536869 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 132cda81bd6b5de3312956fd03fd13d5__1720024980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/d5/132cda81bd6b5de3312956fd03fd13d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMHS Britannic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)