СС Стелла (1890)
![]() Стелла | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Стелла |
Владелец | Лондон и Юго-Западная железная дорога |
Порт приписки | Саутгемптон |
Маршрут | Саутгемптон – Нормандские острова |
Строитель | Дж. и Дж. Томсон , Клайдбанк |
Расходы | £62,000 |
Номер двора | 252 |
Запущен | 16 сентября 1890 г. |
Завершенный | Октябрь 1890 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Разбит, 30 марта 1899 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 1059 брт , 193 нрт |
Длина | 253,0 футов (77,1 м) |
Луч | 35,1 футов (10,7 м) |
Глубина | 14,8 футов (4,5 м) |
колоды | 1 |
Установленная мощность | 360 НХП |
Движение |
|
Скорость | 19 + 1 ⁄ узла (36,1 км/ч) |
Емкость | 712 пассажиров |
Экипаж | 43 |
Примечания | родственные корабли : Фредерика , Лидия. |
Стелла была пассажирским паромом , обслуживающим Лондонскую и Юго-Западную железную дорогу (LSWR). Он был построен в Глазго в 1890 году и потерпел крушение в 1899 году у Каскетс во время перехода из Саутгемптона в Гернси .
Строительство и регистрация
[ редактировать ]В 1890 году компания J&G Thomson Ltd в Клайдбанке три родственных корабля в Глазго построила для LSWR : Frederica , Lydia и Stella . «Стелла» имела верфь номер 252 и была последней из трех, спущенных на воду и достроенных. «Мисс Чисхолм» спустила на воду «Стеллу» 15 сентября 1890 года. Корабль был построен в октябре. [1] Ее зарегистрированная длина составляла 253,0 фута (77,1 м), ширина - 35,1 фута (10,7 м), а глубина - 14,8 фута (4,5 м). Его тоннаж составлял 1059 брт и 193 нрт . [2]
«Стелла» имела два винта , каждый из которых приводился в движение трехцилиндровым паровым двигателем тройного расширения . Оба ее двигателя имели мощность 360 л.с. [2] и придал ей скорость 19 + 1 ⁄ узла (36,1 км/ч). [3]
Стелла могла перевозить 712 пассажиров и иметь 754 спасательных жилета, 12 спасательных кругов, а ее спасательные шлюпки могли перевозить 148 человек. [4] Stella была построена для службы LSWR Саутгемптон – Нормандские острова. [5]
LSWR зарегистрировала Стеллу в Саутгемптоне . Ее официальный номер в Соединенном Королевстве был 97219, а кодовые буквы - LWKQ. [2]
Кораблекрушение
[ редактировать ]В Великий четверг , 30 марта 1899 года, «Стелла» покинула Саутгемптон и направилась в порт Сент-Питер , Гернси, на борту которого находились 147 пассажиров и 43 члена экипажа. Многие пассажиры отправлялись на Нормандские острова на пасхальные каникулы или возвращались домой во время пасхальных каникул. Стелла вылетела из Саутгемптона в 11:25 и, миновав «Иглы», на полной скорости двинулась через Ла-Манш . Были обнаружены туманные полосы, и при прохождении через них скорость была снижена вдвое. Приближаясь к Нормандским островам, встретил еще одну полосу тумана, но скорость не снизилась. Незадолго до 16:00 был услышан туманный сигнал с маяка Каскетс, и Каскетс появился прямо перед собой. Капитан Рикс приказал двигателям полностью уйти назад и попытался отвернуться от камней. Стелла царапала два камня, а затем ее дно разорвал затопленный гранитный риф . [4]
Стелла затонула за восемь минут. Четыре спасательные шлюпки были успешно спущены на воду, а пятая перевернулась. Протокол для женщин и детей в первую очередь был соблюден, хотя одна стюардесса, Мэри Энн Роджерс, отказалась от спасательного жилета и отказалась от места в спасательной шлюпке. Позже перевернувшаяся спасательная шлюпка была поднята волной, и в нее удалось подняться 12 людям. Четверо из них умерли от облучения ночью. Восемь оставшихся в живых были спасены французским военно-морским буксиром «Марсуэн» . [4]
Одна спасательная шлюпка с 38 выжившими на борту имела на буксире катер с 29 выжившими на борту. Эти две лодки были замечены в 07:00 31 марта пароходом LSWR « Вера» . Их подобрали и высадили в Сент-Хельере , Джерси . Другой катер, на борту которого находились 24 выживших, держал на буксире лодку с 13 выжившими на борту. Их подобрал компании Great Western Railway (GWR) пароход Lynx , следовавший из Уэймута в порт Сент-Питер. [4] Пароход LSWR Онфлер оказывал помощь в поисках выживших. [6] Всего при затоплении погибли 86 пассажиров и 19 членов экипажа.

Знаменитая английская оперная сопрано Грета Уильямс , которая была пассажиром «Стеллы » , была провозглашена героиней за то, что она утешала напуганных выживших на корабле, ожидающих своих спасателей. Стихотворение Уильяма МакГонагалл . [7] опубликованный сразу после кораблекрушения, содержал строки:
Но жалко слышать страдания выживших,
И я думаю, что все христианские люди по ним ронят слезу,
Потому что гребцы лодок изнурялись сыростью и холодом;
И героиней крушения, как говорится, была мисс Грета Уильямс.Она осталась в открытой шлюпке со своими попутчиками и командой.
И пел: «Упокойся в Господе, и Он придет нам на помощь»;
И четырнадцать часов они гребли по могучей пучине,
И когда каждый закончил свою очередь, он заснул.
Два дайвера с Нормандских островов обнаружили Стеллы затонувший корабль в июне 1973 года. Он находится на глубине 49 метров (161 фут) к югу от Каскетс. [8]
Расследование
[ редактировать ]Расследование Министерства торговли по поводу крушения началось в Ратуше Вестминстера . 27 апреля 1900 года и длилось шесть дней Утверждалось, что Стелла участвовала в гонках против корабля GWR. Это обвинение было отклонено LSWR. Хотя расследование не смогло прийти к однозначному выводу о том, были ли гонки или нет, вина была полностью возложена на капитана Уильяма Рикса за то, что он продолжал двигаться на полной скорости в тумане. [9]
Это открытие дало повод сорока семьям погибших подать в суд на LSWR о компенсации. Компания и ее страховщики приложили все усилия, чтобы избежать выплат, но в конечном итоге решение Апелляционного суда привело к присуждению ряда компенсаций частным лицам, что стоило LSWR значительных затрат. [10]
Мемориалы
[ редактировать ]
Нормандские острова
[ редактировать ]Металлическая мемориальная доска в гавани Сент-Питер-Порт увековечивает место крушения Стеллы . [8] Набор из двух памятных почтовых марок был выпущен Олдерни в 1999 году. [4] Набор из шести памятных почтовых марок был выпущен Олдерни 13 февраля 2019 года в ознаменование 120-летия затопления. [11]
Ливерпуль
[ редактировать ]
В Ливерпульском соборе Мэри Энн Роджерс — одна из восьми женщин, увековеченных в витраже на лестничном окне часовни Леди. Остальные семь женщин - Энн Сесиль , Грейс Дарлинг , Агнес Джонс , Анна Хиндерер , Элис Марвел , Луиза Стюарт и Китти Уилкинсон . [4]
Лондон
[ редактировать ]Память Мэри Энн Роджерс установлена на « Мемориале героического самопожертвования » в Почтальонском парке в Лондоне . [4]
Саутгемптон
[ редактировать ]Мемориал Стеллы в Саутгемптоне посвящен кораблекрушению и, в частности, действиям Мэри Энн Роджерс. Мемориал был оплачен по общественной подписке. Среди подписчиков были леди Монтегю Болье, граф Грей и герцог Вестминстерский . Всего было собрано 570 фунтов стерлингов, из которых 250 фунтов пошли семье Мэри Энн Роджерс, а остальная часть была потрачена на мемориал. [4]
См. также
[ редактировать ]«Хильда» — пароход Лондонской и Юго-Западной железной дороги, затонувший у Сен-Мало в 1905 году, унесший жизни 125 человек.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стелла» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пароходы» . Регистр британского и зарубежного судоходства Ллойда . Лондон: Регистр Ллойда . 1897. СТА–СТЭ . Проверено 20 августа 2022 г. - из Интернет-архива .
- ^ «1097219» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Симпкин, Джейк. «Катастрофа СС Стелла» . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ «Стелла» . Симплонские открытки . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ «Катастрофа в Ла-Манше». Таймс . № 35792. Лондон. 1 апреля 1899 г. столбец F, AD, стр. 7–8.
- ^ МакГонагалл, Уильям (1899). «Крушение парохода Стелла » . МакГонагалл Онлайн. Архивировано из оригинала 6 ноября 2017 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Стелла» . Дайвинг на Гернси . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ «Отчет о катастрофе BOT для «Стеллы» » . Портовые города Саутгемптон . 1899. Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 8 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Крушение Стеллы - Титаника Нормандских островов» (PDF) . Музеи и галереи Гернси. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2004 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ «Выпуск марок февраль 2019 г.» . Гернси Пост . Проверено 26 октября 2019 г.
- Корабли Лондонской и Юго-Западной железной дороги
- 1890 кораблей
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Пароходы Соединенного Королевства
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Морские происшествия 1899 года
- Кораблекрушения в Ла-Манше
- 1899 год в Англии
- Места для дайвинга на затонувших кораблях в Великобритании
- Олдерни: транспорт
- Транспортные катастрофы на Нормандских островах
- Археологические открытия 1973 года.