СС Клан Ранальд (1900)
35 ° 10'3,7 "ю.ш., 137 ° 37'14,8" в.д. / 35,167694 ° ю.ш., 137,620778 ° в.д.
![]() Клан Ранальд
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Клан Ранальд |
Тезка | Клан Макдональд из Кланранальда |
Владелец | Клан Лайн Стимерс Лтд. |
Оператор | Кайзер, Ирвин и компания |
Порт приписки | Глазго |
Строитель | Уильям Доксфорд и сыновья , Сандерленд |
Номер двора | 279 |
Запущен | 31 июля 1900 г. |
Завершенный | Сентябрь 1900 г. |
Идентификация |
|
Судьба | перевернулся 31 января 1909 г. |
Общие характеристики | |
Тип | корабль с башенной палубой |
Тоннаж | 3596 брт , 2285 нрт |
Длина | 355,0 футов (108,2 м) |
Луч | 45,6 футов (13,9 м) |
Глубина | 24,7 футов (7,5 м) |
колоды | 2 |
Установленная мощность | 342 НХП , 2080 ИХП |
Движение |
|
План паруса | 2-мачтовая шхуна |
Экипаж | 64 |
Примечания | родственный корабль : Клан Гордон |
SS Clan Ranald — пароход затонувший у берегов Южной Австралии , имеющий уникальное историческое значение. Это единственный в австралийских водах образец корабля с башенной палубой : тип грузового корабля со стальным корпусом и необычной формой корпуса, построенный в 1890-х и 1900-х годах.
Компания William Doxford & Sons в Англии построила ее в 1900 году для компании Clan Line , которая управляла крупнейшим в мире флотом башенных палубных кораблей. Он перевернулся в 1909 году у полуострова Йорк , потеряв 40 из 64 членов экипажа. Ее затонувшее судно находится под защитой федерального Закона о подводном культурном наследии 2018 года .
Это второй из четырёх кораблей Клановой Линии, носивших название « Клан Ранальд» . Первым был пароход, построенный для Чарльза Кайзера в 1878 году. Кайзер продал его в 1900 году, он был переименован в Ранальд и затонул в 1901 году. [ 1 ] Третьим был пароход, построенный для Clan Line в 1917 году и проданный в 1947 году. Он был переименован в Валетта-Сити в 1948 году и в Ла-Валетту в 1951 году и списан в 1958 году. [ 2 ] Четвертым был грузовой рефрижераторный теплоход, построенный в 1965 году. В 1977 году он стал Union-Castle Line компании Dover Castle и в 1979 году был переименован в Dover Universal. В 1981 году он был продан и переименован в Golden Sea , а в 1985 году сдан на слом. [ 3 ]
Здание
[ редактировать ]
Доксфорд построил первый корабль с башенной палубой в 1893 году. Он должен был быть прочнее и устойчивее обычных грузовых пароходов. Их уникальной особенностью было то, что над ватерлинией борт корпуса изгибался, образуя горизонтальный выступ, а затем снова изгибался вертикально, образуя надводный борт на палубе. Узость палубы также означала, что корабли с башенной палубой платили меньшие портовые сборы и сборы Суэцкого канала . [ 4 ] [ 5 ]
Clan Line начала фрахтовать башенные палубные корабли в 1896 году и покупать их в 1898 году. [ 4 ] Клан Ранальд был одним из пары, которые Доксфорд построил для Clan Line в 1900 году. [ 6 ] «Клан Гордон» имел верфь номер 277, спущенный на воду 12 мая и завершенный в июне того же года. [ 7 ] Клан Ранальд имел верфь номер 279, спущенный на воду 31 июля и завершенный в сентябре того же года. [ 8 ] Клан Гордон и Клан Ранальд были самыми маленькими башенными палубными кораблями Clan Line: [ 6 ] всего 355,0 футов (108,2 м) в длину и 45,6 футов (13,9 м) в ширину . [ 7 ] [ 8 ]
Ранальд клана Тоннаж составлял 3596 GRT и 2285 NRT . У нее был трехцилиндровый двигатель тройного расширения мощностью 342 л.с. или 2080 л.с. и приводил в движение один винт . Она была зарегистрирована в Глазго . Ее официальный номер в Великобритании был 111290, а кодовые буквы — RTWN. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Потеря
[ редактировать ]Клан Ранальд покинул Маврикий 24 декабря 1908 года. [ 12 ] и достигла порта Аделаиды 15 января 1909 года. На Дарлингс-Милл она погрузила 39 862 мешка пшеницы и 28 451 мешок муки. [ 13 ] у нее было 466 тонн угля В бункерах и еще 170 тонн на палубе. [ 14 ] 50 тонн находились на ее открытой палубе, 50 - на подбашенной правого борта палубе и 20 - на палубе левой башни . [ 15 ] Похоже, это способствовало крену на четыре градуса по правому борту. [ 13 ]
31 января клан Ранальд покинул Семафор-Анкоридж и направился в Южную Африку . [ 13 ] Ее экипаж состоял из 64 офицеров и солдат. Ее хозяином был капитан Артур Гладстон. Ее офицеры были британцами, и почти весь ее экипаж был ласкаром , в том числе как минимум четверо из Манилы на Филиппинах и как минимум 16 из Калькутты в Британской Индии . [ 16 ]
В 14:00 клан Ранальд находился к югу от острова Трубридж , когда внезапно крен ее правого борта увеличился до 45 градусов. Ее команда бросилась на палубу, оставив двигатель работающим. Правый борт ее палубы был затоплен, а руль направления не касался поверхности океана. [ 17 ]
В 16:30 сильный ветер понес корабль в сторону Трубридж-Хилл . Бурное море уничтожило ее спасательные шлюпки и отбросило ее к скалам. Не имея других возможностей спастись, ее команда попыталась построить плоты из деревянного мусора. клана Ранальд заметил Экипаж компании British India SN Co неподалеку другой пароход, «Уганда» , и запустил аварийные ракеты . Уганда видела ракеты, но не пришла на помощь. [ 17 ] [ 18 ]

В 22:00 Клан Ранальд перевернулся примерно в 770 ярдах (700 м) от берега и затонул на глубине около 60 футов (18 м). Некоторые члены ее команды утонули, когда она затонула, а другие умерли от травм или переохлаждения , пытаясь доплыть до берега, состоящего из скал и зазубренных камней. Жители острова Траубридж, увидев ракеты, пришли на берег и помогли выжившим. [ 17 ]
Выжившие и погибшие
[ редактировать ]Среди погибших были капитан Гладстон, пять его офицеров и 34 члена экипажа. Выжили 24 человека: старший помощник , третий помощник , второй механик , корабельный плотник и 20 членов экипажа. [ 16 ]
На рассвете их перевели в Эдитбург на материке. Офицеры и плотник были британцами; остальные 20 выживших были ласкарами. Офицеров разместили в отеле Royal Arms в Вудкоке, а ласкаров держали в подвале Дома моряков принца Альфреда. [ 19 ] В соответствии с политикой Белой Австралии , у каждого ласкара снимали отпечатки рук и давали диктовку , которая была организована таким образом, чтобы гарантировать, что все 20 из них не пройдут. В результате все ласкары были задержаны как нелегальные иммигранты в соответствии с Законом об ограничении иммиграции 1901 года . [ 20 ]

Люди в Аделаиде давали ласкарам еду, одежду и сигареты, пока они находились под стражей. [ 21 ] Был создан Фонд помощи клану Ранальд. [ 22 ] Часть собранных денег была передана ласкарам. [ 23 ] 4 февраля ласкары были доставлены на «Худдарт», прибрежное пассажирское судно Паркера «Риверина» , которое доставило их в Мельбурн . Там они должны были присоединиться к клану Маклахлан из Clan Line , который доставит их в Коломбо на Цейлоне . Прежде чем они ушли, мэр Порт-Аделаиды вручил каждому ласкару по полтора соверена (1 10 шиллингов) и пожелал им всего наилучшего. [ 24 ]
6 февраля мэр Порт-Аделаиды принял четверых выживших британцев. Он объявил, что каждому из них будет выделено по 10 фунтов 13 шиллингов 6 пенсов из фонда помощи. [ 23 ]

В результате затопления погибли 40 членов экипажа клана Ранальд . Было обнаружено 36 тел, некоторые из них избиты до неузнаваемости. [ 17 ] Они были похоронены на Эдитбургском кладбище. Пять британских офицеров похоронены в трех могилах в основной части кладбища, а 31 ласкару была отведена братская могила в задней части кладбища. К столетнему юбилею кораблекрушения, 31 января 2009 года, на братской могиле был установлен памятник с именами 34 погибших ласкаров, в том числе тех, чьи тела либо не были найдены, либо не опознаны. [ 11 ]
Расследование
[ редактировать ]В феврале 1909 года местный морской совет расследовал как затопление корабля, так и спасение выживших. Капитана Уганды клан , капитана Килпатрика, спросили, почему его корабль не пришел на помощь, когда Ранальд выпустил аварийные ракеты. Килпатрик ответил, что, по его мнению, маяк острова Траубридж ракеты выпустил , и это не были сигналы бедствия. Однако жители острова расценили ракеты как сигналы бедствия, и один из них заявил, что Уганда ответила сигнальной лампой . [ 25 ]

Внезапное увеличение списка клана Ранальд остается необъяснимым. Водолаз . С. Олсен осмотрел затонувший корабль клана Ранальд для Совета морской пехоты всего через несколько дней после того, как он затонул Он нашел Клан Ранальд «лежащим на правом борту, причем верхняя часть ее башенной палубы также опиралась на дно, то есть частично вверх, причем плоскость ее левого борта находилась примерно на 30 градусов от горизонтали. Самая высокая часть корабля - это левый трюмный киль. Трюмный киль правого борта находится примерно в 9 футах от дна. Верхняя часть правого борта и верхняя часть башни погрузились на некоторое расстояние в песок. Я внимательно осмотрел трюм правого борта по всей длине. корабль, но не увидел никаких признаков каких-либо повреждений». [ 26 ]
Отсутствие повреждений корпуса исключает предположение о том, что он был поврежден каким-либо подводным препятствием, например близлежащим рифом Мэрион. [ 25 ] Другие теории, объясняющие ее гибель, включают неспособность опорожнить балластные цистерны или одного из забортных клапанов . открытие [ 27 ]
Местоположение и спасение
[ редактировать ]
Добровольцы из группы подводных исторических исследований Южно-Австралийского музея заново открыли затонувший корабль в 1962 году. Они сообщили, что в то время затонувший корабль удивительно хорошо сохранился. [ 28 ] Затонувший корабль находится у южного побережья полуострова Йорк, примерно в 7,6 морских милях (14 км) к юго-западу от Эдитбурга и в 0,67 морских милях (1,25 км) к западу от Трубридж-Хилл. [ 29 ]
Обломки так и не были официально спасены . Однако с появлением любительского подводного плавания в 1960-х годах дайверы стали собирать с затонувшего корабля цветные металлы, такие как медные трубы из ее котлов и личные артефакты. Некоторые мародеры применили взрывчатку на месте крушения, в результате чего были повреждены лопасти ее винта. Ранальд клана По слухам , манифест был найден на пляже вскоре после того, как она затонула, и, как говорят, теперь он находится в частной собственности жителя Эдитбурга. [ 30 ]
Состояние и консервация
[ редактировать ]
Несмотря на более чем столетие пребывания под водой и вмешательство человека в последние десятилетия, большая часть затонувшего корабля сохранилась. Корпус лежит на песчаном морском дне носом, направленным на восток-юго-восток. Он полностью обрушился, за исключением той части, которую удерживал котел правого борта. Левый котел откатился и лежит отдельно от корпуса. Каждый котел в два-три раза больше человека-водолаза. [ 30 ]
Носовая часть стоит вертикально, а носовая часть развалилась на две части. и В носовой части остались брашпиль куча цепей. Остатки винта остались на месте, а его вал виден в обрушившемся корпусе. Руль направления оторван от кормы , но остается на месте. Самая высокая часть затонувшего судна — левый трюмный киль и двудонный корпус. Он стоит на высоте 20 футов (6 м) над морским дном и поддерживается котлом правого борта. [ 28 ]
Несмотря на большое количество обломков, Департамент окружающей среды и водных ресурсов Южной Австралии (DEW) классифицирует это место как плохо сохранившееся. [ 30 ] Корпус цел до разворота днища, но шпангоуты и листы ее корпуса разрушились. Корма и нос могут оставаться неповрежденными, а котлы и двигатели судна все еще находятся на своем месте относительно того места, где они находились на судне изначально. [ 31 ]
Экологическое состояние объекта стабильное, и DEW считает, что риск природного ущерба для затонувшего судна низкий. Однако он считает, что существует высокий риск человеческого ущерба. Некоторые артефакты, привлекательные для грабителей, видны и могут быть разграблены. [ 30 ] Якоря кораблей и лодок, стоящих на якоре в этом районе, повредили место крушения, и существует риск повторения этой ситуации. Существует также риск чрезмерного вылова рыбы, что приведет к истощению морской жизни на этом участке. [ 28 ]
Значение
[ редактировать ]Клан Ранальд известен как большим количеством человеческих жертв, так и своим уникальным местом в австралийской морской археологии . В 1909 году поэт по имени Арчибальд Дикон написал о потере:
Крушение «Клана Ранальд»
[ редактировать ]Вниз по реке Порт, в середине лета.
Пароход «Клан Ранальд» гордо помчался прочь.
Направляемся на мыс с беззаботной командой.
Что их ждало, одному Богу было известно.
В четыре колокола ее ударило большое разгневанное море,
Она перечислила прямо здесь; ее палубы были смыты водой.
Она была покалечена — и подала сигнал о помощи на берег,
Но прежде чем он прибыл, корабля уже не было.
Падение клана Ранальда, самая печальная катастрофа,
Ибо сорок бедных душ были призваны к своему Учителю.
Спасатели на берегу всю помощь оказывали,
Они рисковали своей жизнью ради живых.
Ибо в ту ночь они сражались в кромешной тьме
В прибое они спешили спасти, черно-белые.
Пожалеем живых и помолимся за тех, кто еще жив,
Которые были смыты в Вечность с Трубридж-Хилла. [ нужна ссылка ]
Памятник
[ редактировать ]Один из якорей клана Ранальд был поднят экипажем судна под названием « Пара Стар» . В 1975 году его установили как памятник на скале рядом с местом затопления корабля, с мемориальной доской, на которой записано как о потере клана Ранальд , так и о возвращении якоря. [ 11 ]
Юридический статус
[ редактировать ]После того, как в 1962 году затонувший корабль был вновь обнаружен, Группа подводных исследований Южно-Австралийского музея выкупила его у Clan Line, чтобы защитить его. В 1976 году федеральный парламент принял Закон об исторических кораблекрушениях , который защищал такие затонувшие корабли, как «Клан Ранальд» . [ 29 ] Это место и все находящиеся в нем артефакты являются историческими и защищены законом. Нанесение ущерба сайту или удаление с него каких-либо артефактов является противозаконным.
В 1982 году парламент Южной Австралии принял Закон о рыболовстве , а в 1984 году был создан водный заповедник Траубридж-Хилл в соответствии с этим законом . Заповедник занимает площадь около 4 квадратных километров (1,5 квадратных миль), включая затонувший корабль. Это запрещает любую человеческую деятельность, направленную на удаление морской жизни с места крушения или окружающего морского дна. [ 32 ]
В 1988 году Группа подводных исследований передала право собственности на затонувший корабль правительству Южной Австралии . [ нужна ссылка ] В 2018 году федеральный парламент принял Закон о подводном культурном наследии , который заменяет Закон об исторических кораблекрушениях 1976 года и теперь защищает затонувшие корабли.
Дайвинг на затонувшие корабли
[ редактировать ]Клан Ранальд - главная особенность «Тропы наследия кораблекрушения пролива следователей» DEW. DEW публикует информацию о затонувших кораблях на этом маршруте, чтобы рассказать общественности об исторических кораблекрушениях Южной Австралии.
Клан Ранальд лежит на глубине 60 футов (18 м). [ 26 ] видимость составляет около 33 футов (10 м). Лучшее время для дайвинга — с февраля по апрель, когда преобладает северный ветер. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Клан Ранальд (1878)» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований.
- ^ «Клан Ранальд (1917)» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований.
- ^ «Клан Ранальд (1965)» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований.
- ^ Jump up to: а б Кларксон, Фентон и Манро 2007 , с. 35.
- ^ Коронеос и Маккиннон 1997 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Кларксон, Фентон и Манро 2007 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б «Клан Гордон» . Носите построенные корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения.
- ^ Jump up to: а б с «Клан Ранальд» . Носите построенные корабли . Исследовательский фонд судоходства и судостроения.
- ^ Регистр Ллойда 1901 , CLA.
- ^ Jump up to: а б с «Клан Ранальд (2)» . Регистрация Clan Line Steamship Co. Регистр Великобритании и Содружества . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ "'". Вечерний стандарт . Лондон. 29 декабря 1908 г. с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Лони 1993 , с. 114.
- ^ «Запрос Морского совета» . Южно-Австралийский регистр . 9 февраля 1909 г. с. 6 . Проверено 23 ноября 2021 г. - через Trove .
- ^ Кларксон, Фентон и Манро 2007 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б «Ужасное кораблекрушение» . Южно-Австралийский регистр . 2 февраля 1909 г. с. 5 . Проверено 23 ноября 2021 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б с д Холлы 1978 , с. 123.
- ^ Департамент окружающей среды и природных ресурсов, 2001 г. , с. 10.
- ^ Таможенное управление 1909 года .
- ^ Брукс 2004 , с. 18.
- ^ Брукс 2004 , стр. 19–20.
- ^ «Фонд помощи клану Ранальд» . Южно-Австралийский регистр . 4 февраля 1909 г. с. 6 . Проверено 23 ноября 2021 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б «Крушение гуманитарной помощи клану Ранальд» . Южно-Австралийский регистр . 8 февраля 1909 г. с. 6 . Проверено 23 ноября 2021 г. - через Trove.
- ^ «Выжившие ласкары покидают Порт-Аделаиду» . Южно-Австралийский регистр . 5 февраля 1909 г. с. 6 . Проверено 23 ноября 2021 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б Холлы 1978 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б «Клан Ранальд Рэк» . Южно-Австралийский регистр . 9 февраля 1909 г. с. 4 . Проверено 23 ноября 2021 г. - через Trove.
- ^ Коронеос и Маккиннон 1997 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Департамента окружающей среды и природных ресурсов Неопубликованные отчеты
- ^ Jump up to: а б «Клан Ранальд» . База данных подводного культурного наследия Австралии . Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коронеос и Маккиннон 1997 , с. 61.
- ^ Коронеос и Маккиннон 1997 , с. 24.
- ^ Стейнберг 2001 , с. 98.
Источники
[ редактировать ]- Генеральная прокуратура . «Законодательство Южной Австралии» . Правительство Южной Австралии . Проверено 17 мая 2011 г. [ нужны разъяснения ]
- Брукс, Дэвид (2004). До крушения: принятие эксклюзивных по расовому признаку иммиграционных ограничений в Южной Австралии, приведшее к статусу «запрещенных иммигрантов» «цветного» экипажа клана СС Ранальд, 1857–1909 гг . Университет Аделаиды . (неопубликованная диссертация)
- Кристофер, Питер (2009). Австралийские кораблекрушения. Иллюстрированная история . Степни, SA: Издательство Axiom Publishing. ISBN 978-1-8647658-8-5 .
- Кларксон, Джон; Фентон, Рой; Манро, Арчи (2007). Clan Line Иллюстрированная история флота . Престон: Корабли в фокусе. ISBN 978-1-901703-47-4 .
- Коронеос, Космос; Маккиннон, Роберт (1997). Кораблекрушения в проливе Исследователя и на полуострове Нижний Йорк . ISBN 0-9588496-3-3 .
- Таможенное управление (1909 г.). Д596/0; 1909/687: Крушение клана Ранальд . Национальный архив Австралии .
- Департамент окружающей среды и природных ресурсов (2001 г.). Кораблекрушения Южной Австралии; Тропа морского наследия Исследовательского пролива; Клан Ранальд, 1900–1909 (PDF) . Аделаида: Правительство Южной Австралии . Проверено 9 июля 2012 года .
- Департамент окружающей среды и природных ресурсов. неопубликованные отчеты о «клане СС Ранальд» . Аделаида: Правительство Южной Австралии.
- Дарби, Джон (1909). {Нет. 7258.) «Клан Ранальд» (СС) (PDF) . Лондон: Совет по торговле – через городской совет Саутгемптона .
- Холлс, Крис (1978). Худшие кораблекрушения Австралии . Аделаида: Ригби. ISBN 978-0-7270-0949-4 .
- Лони, Джек (1993). Затонувшие корабли на побережье Южной Австралии . Яррам: Lonestone Press. ISBN 978-0-646-147444 .
- Регистр британского и зарубежного судоходства Ллойда . Том. I.–Пароходы. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1901 г. - через Интернет-архив .
- Список торгового флота . Лондон. 1902 г. - через проект индекса списка экипажа.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рассел, Смит (1998). Интересные места Южной Австралии . Аделаида: Книги Смита. ISBN 978-1-876087-142 .
- Стейнберг, Дэвид (2001). Историческое австралийское кораблекрушение: План управления (PDF) . Отчет о магнитных исследованиях №9. Дарвин: Департамент искусств и музей Северной территории. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2012 года . Проверено 8 июля 2012 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «След кораблекрушения в проливе Исследователя» . Правительство Южной Австралии .
- «7. Трубридж-Хилл» (PDF) . Водный заповедник . Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2015 года.
- «Клан Ранальд (2)» . Регистрация Clan Line Steamship Co. Регистр Великобритании и Содружества.
- ozdiverdown (8 марта 2012 г.). « Крушение клана Ранальд » . Ютуб . — подводное видео