Корабль с турельной палубой
Корабль с башенной палубой — тип торгового судна с необычным корпусом , спроектированный и построенный в конце 19 — начале 20 веков. Корпуса башенных судов имели закругленную форму и выступали внутрь над ватерлинией . Это дало некоторые преимущества в прочности и позволило им платить более низкие сборы за каналы в соответствии с тоннажа действующими тогда правилами измерения . Этот тип перестал создаваться после изменения этих правил. Последний существовавший корабль с башенной палубой был списан в 1960 году.
Разработка
[ редактировать ]Корабли с башенной палубой были вдохновлены визитом американского китобойного судна Charles W. Wetmore в Ливерпуль в 1891 году. [1] Как и другие корабли этого типа, «Уэтмор» имел корпус в форме сплюснутой сигары с непрерывным изгибом над ватерлинией до места соединения бортов в миделе корабля. [2] Надстройка на корпусе представляла собой круглые или овальные «башенки», названные так из-за их сходства с артиллерийскими рубками на современных военных кораблях. [3]
В 1893 году компания William Doxford and Sons Ltd. («Доксфорд») из Сандерленда , Англия, построила одного китобоя по лицензии разработчика этого типа. [4] но уже построил свой первый башенный корабль по проекту Артура Хейверса, главного чертежника концерна. Хейверс смягчил более радикальные черты китовой спины. В его конструкции сохранились традиционные носовая и кормовая часть вместо загнутой вверх коноидальной «морды» китового спины. Вместо закругленного корпуса корпус башенного корабля был ступенчатым внутрь над ватерлинией, но горизонтальная и вертикальная поверхности корпуса сходились по кривым, а не под прямым углом, как у обычных кораблей. Наконец, конструкция объединила закругленные башенки китовых спин в одну длинную и узкую прямоугольную конструкцию (также называемую «башней») примерно в половину ширины и использовала это пространство как часть трюма . [5]
Конструкция была запатентована. Первый корабль Доксфорда, «Turret» , отличался ненормально длинными и широкими люками в башне, а также самодифферентацией за счет округлой формы в верхнем трюме и нижней башне. Таким образом, она идеально подходила для зерна. [6] Башня была рассчитана на дедвейт 4700 тонн при осадке по грузовой марке 20 футов 3 дюйма (6,2 м) и брутто-тоннажности 2850 тонн . [7] Конструкция с двигателями в кормовой части рассматривалась как идеальная для оптовой торговли нефтью, отвечающая последним правилам Суэцкого канала, согласно которым угольные бункеры должны быть отделены от нефтяного груза двойной переборкой, заполненной водой. [7] Корабль имел необычно высокий угол поворота, который достигался как при полной, так и при легкой загрузке. [7] В частности, такая конструкция рассматривалась как решение проблемы прочности и экономичности. [8] На хорошо палубных кораблях отсутствие непрерывной линии палубы, которая была решена в конструкции корабля с непрерывной линией и прочной конструкцией до верха башни, привело к слабости, и классификационные общества обратили на это внимание, потребовав увеличения усиления конструкции. [7] [8] Считалось, что длинные и широкие люки делают конструкцию особенно подходящей для перевозки тяжелой или громоздкой техники. [6] Позже эта особенность позволила легко загружать такие грузы, как балки длиной 75 футов (22,9 м), шириной 8 футов (2,4 м) и 110-тонное орудие. [9]
К марту 1895 года этот проект получил широкое признание. В использовании находилось девять кораблей: Turret , Turret Age , Turret Bay , Bencliff , Turret Bell , Progressist , Royalist , Hopedale и Forest Abbey ; и еще пять строились. [8]
Описание и конструкция
[ редактировать ]В профиль башенные корабли напоминали другие торговые суда с плоской палубой или с небольшими баками и ютами . [10] В поперечном сечении очевидны различия между кораблями с башенной палубой и более традиционными кораблями. не было Планшира ; вертикальная сторона башенного корабля изгибается внутрь над грузовой маркой до горизонтальной плоскости. Эта плоская площадка была известна как портовая палуба . [11] Дальше внутрь эта «палуба» снова выгнулась вертикально по обратной дуге. Затем эта вертикальная плоскость соединялась с открытой палубой на вершине башни под прямым углом. [12] Конструктивно эти элементы были частью корпуса, а не надстройки , а грузовые трюмы корабля доходили до настоящей открытой палубы на вершине башни. [13]
Эта конструкция, как и конструкция ее ближайшего родственника, корабля с багажником на палубе , [14] Говорят, что они максимизируют прочность, позволяют использовать более крупные корабли и уменьшают количество стали, необходимой для строительства. [15] На самом деле, более вероятно, что геометрия препятствовала развитию трещин в ширстреке, но корабли этой конструкции не были легче обычных кораблей из-за своей уникальной геометрии. В эксплуатации форма их корпуса способствовала самообрезке однородного груза и препятствовала его смещению. [5]
В конструкции также предусматривалось двойное ячеистое дно, что, вероятно, и было причиной заявлений об исключительной прочности корпуса этого типа, но оно также повышало центр тяжести груза. Более высокий центр тяжести увеличил период крена и уменьшил жесткость кренов. [16] Но слишком высокая загрузка тяжелого груза и неспособность должным образом балластировать нижние цистерны подняли центр тяжести и привели к нестабильности. Это привело к авариям, расследованию Министерства торговли и предупреждениям Доксфорда о правильной загрузке. [17] Конструкция также была неудобной, так как из-за узости башни требовались меньшие грузовые люки и ограниченное жилое пространство в надстройке наверху башни. [13]
Корабли с башенной палубой имели низкий чистый тоннаж (приблизительная мера грузового пространства) по сравнению с их дедвейтом (весом груза), что позволяло им работать с более низкой платой, чем у обычного корпуса. Чистый тоннаж представляет собой расчет объема, а метод измерения, используемый на Суэцком канале для определения сборов, был основан на измерении чистого тоннажа, из которого исключались некоторые грузовые помещения этих нетрадиционных корпусов. [18] Таким образом, корабли с башенными и магистральными палубами платили меньшие пошлины, чем обычные корабли той же вместимости. [19]
В 1911 году в Суэце размер пошлины изменился, чтобы учесть все грузовые помещения, а одновременные усовершенствования в конструкции кораблей с более традиционной формой корпуса устранили структурные преимущества кораблей с башенной палубой. [20] Поэтому строительство этого типа было прекращено. [19]
История использования
[ редактировать ]До того, как от проекта отказались, было построено более 180 кораблей этого типа. [19] 176 из них принадлежат Уильяму Доксфорду и сыновьям. [4] Они использовались как в линейном, так и в трамвайном сообщении. [19] до тех пор, пока он не выйдет на пенсию, не разобьется или не погибнет в Первой или Второй мировой войне. [17] Компания British Clan Line , которая торговала по всему миру такими грузами, как продукты питания, древесина, металлы, промышленные товары, масло, джут, чай, нитраты и генеральные грузы, использовала 32 судна этого типа. [21]
Эти корабли использовались для перевозки генеральных грузов, но особенно подходили для перевозки сыпучих грузов, таких как зерно, уголь и руда. [15] Некоторые из них были проданы канадским предприятиям для использования в последних промыслах на реке Святого Лаврентия и Великих озерах Северной Америки. Последний из них, Башенный мыс , действовал до середины века. [22] и не был списан до 1959 года. [13] Только бывший Несравненный проработал немного дольше. До 1959 года корабль эксплуатировался под именем Hermann Fritzen владельцем Йохсом. Фритцен и Зон из Эмдена. Наконец, проданный на снос в апреле 1959 года, Герман Фритцен прибыл на разборку в Eckhardt & Co. в Гамбурге в первом квартале 1960 года. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Крейг 1980 , с. 35; Вудман 2002 , с. 179. Вудман идентифицирует это судно как « Чарльз Х. Ветмор» ; назван в другом месте как Чарльз В. Ветмор . Окли 2005 г.
- ^ Окли, 2005 г.
- ^ Дуеркоп 2007 , определение 65, Китовый спина
- ^ Jump up to: а б Doxford Engines (архивировано 2 февраля 2007 г.)
- ^ Jump up to: а б Вудман 2002 , с. 179
- ^ Крейг 1980 , внутренняя сторона обложки - Различные типы судов, занесенные в Регистровую книгу Ллойда (иллюстрация); Вудман 2002 , с. 180 (иллюстрация образцов магистральных и башенно-палубных кораблей, взято из Paasch, From Keel to Mast-Truck , морского словаря).
- ^ Опыт австралийца, Уолтер Ригнольд Маршалл (1901–1988) . См. раздел «Мокатам» внизу страницы с профилем и сопроводительным текстом.
- ^ Крейг 1980 , внутренняя сторона задней обложки - иллюстрация воспроизведена из Трудов Института военно-морских архитекторов , XLIX (1907).
- ^ Jump up to: а б с Сканер , 1971 год.
- ^ Корабли с башенными палубами отличались от башенных кораблей тем, что у первых борта и палубы соединялись под прямым углом, а не по дугам, как у башенных кораблей. Вудман 2002 , с. 180 (схема); Крейг, 1980 г. , внутренняя сторона обложки.
- ^ Jump up to: а б Крейг 1980 , с. 35.
- ^ Вудман 2002 , с. 179; Дуеркоп 2007 , определение 62, Корабль с турельной палубой
- ^ Jump up to: а б Бакс, Джон. «Линия клана. Часть вторая» . Офицеры торгового флота . Архивировано из оригинала 29 марта 2009 г. Проверено 23 ноября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Несколько источников утверждают, что плата за проезд в Суэце рассчитывалась на основе площади самой верхней палубы; поскольку палуба башни была узкой, это измерение фактически исключало из рассмотрения те части трюма под палубами гавани, которые находились за пределами башни. Например, линия клана ; Дуеркоп 2007 , определение корабля с башенной палубой . Другой источник утверждает, что этот тип «имел особые преимущества перед размерами тоннажа Суэцкого канала, поскольку корпус над палубой гавани считался« возведением »». Hardy 1924 , стр. 70–71, воспроизведено в SS Claverly Wreck Report . Это может свидетельствовать о том, что башня рассматривалась как надстройка, а не как пространство для хранения. В любом случае часть грузового отсека была исключена из измерений.
- ^ Jump up to: а б с д Дуеркоп 2007 , Некоторые морские термины (определение корабля с башенной палубой).
- ^ Крейг 1980 , стр. 35–37.
- ^ Кларксон, Фентон и Манро 2007 , с. 38.
- ^ Turret Cape , к тому времени переименованный в Walter Inkster , все еще находился в эксплуатации в 1950 году, отправившись из Порт-Артура, Онтарио, на озере Верхнее в сентябре того же года и прибыв в Манитовок, штат Висконсин, на озере Мичиган . «Списки экипажей судов, прибывших в Манитовок, штат Висконсин, 1925–1956 годы» (PDF) . Публикация № М-2045 (из материалов ИНС) . 1996 год . Проверено 15 ноября 2007 г.
- ^ «Носите построенные корабли» . Проверено 27 января 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Бакс, Джон. «Клановая линия» . Офицеры торгового флота. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 г. Проверено 13 ноября 2007 г.
- Кларксон, Джон; Фентон, Рой; Манро, Арчи (2007). Clan Line Иллюстрированная история флота . Престон: Корабли в фокусе. стр. 35–38. ISBN 978-1-901703-47-4 .
- Крейг, Робин (1980). Паровые бродяги и грузовые лайнеры 1850–1950 гг . Корабль. Том. 5. Лондон: Национальный морской музей / WS Cowell Ltd для канцелярии Ее Величества . ISBN 0-11-290315-0 .
- Дуеркоп, Джон (июль 2007 г.). «Некоторые морские термины» . Исследовательские ресурсы . Морской музей Великих озер в Кингстоне. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 6 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Двигатели» . Ассоциация друзей двигателей Доксфорда . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 11 ноября 2007 г.
- Харди, AC (1924). Типы торговых судов: обзор различных подразделений, занимающихся водными перевозками людей и товаров . Лондон: Компания Д Ван Ностранд. стр. 69-71 .
- Морской инженер и военно-морской архитектор (1892). Доксфорда «Запатентованный турельный грузовой пароход » . Морской инженер . 14 (1 апреля 1892 г.). Лондон: 10–12 . Проверено 6 июня 2015 г.
- Морской инженер и военно-морской архитектор (1895). «Пароходы «Башенка»» . Морской инженер . 16 (1 марта 1895 г.). Лондон: 511–512 . Проверено 6 июня 2015 г.
- Окли, Джанет (27 июля 2005 г.). «Грузовое судно «Вейлбэк» Чарльз В. Ветмор прибывает в Эверетт 21 декабря 1891 года» . Эссе . HistoryLink.org . Проверено 12 ноября 2007 г.
- «СС Клаверли» . Отчеты о катастрофах . SouthWestMafia.com. 2007. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 10 ноября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Турельные пароходы в наших внутренних морях» . Сканер . 3 (7). Торонто: Морское историческое общество Торонто. Апрель 1971 года . Проверено 10 ноября 2007 г.
- Уолтон, Томас (1908). Стальные суда: их постройка и обслуживание . Лондон, Филадельфия: Чарльз Гриффин и компания/Липпинкотт. п. 154 –60. LCCN 20003198 . Проверено 5 июня 2015 г.
- Вудман, Ричард (2002) [1997]. История корабля . Лондон: Lyons Press (Globe Pequot Press) / Conway Maritime Press. ISBN 1-58574-621-5 .
Фотографии
[ редактировать ]- Цветные фотографии модели SS Non such , высокодетализированной полнокорпусной модели из коллекции Национального морского музея . «Нонсак» был построен Доксфордом в 1906 году для братьев Боулз и погиб в результате воздушной атаки в 1944 году. "Описание, грузовой корабль с башенной палубой "Не такой" " . Коллекции Интернет, модели кораблей . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала 27 января 2006 года . Проверено 6 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Отчет о затонувшем корабле SS Claverly , показывающий вид с кормы SS Claverley и узкие палубы гавани на небольшом расстоянии над водой. Claverley водоизмещением 3829 брутто-тонн (GRT) был построен на верфи Doxford в 1907 году, принадлежал Sutherland Steamship Company, и торпедирован немецкой подводной лодкой недалеко от Eddystone в 1917 году. «СС Клаверли» . Отчеты о катастрофах . SouthWestMafia.com. 2007. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) Этот источник также воспроизводит страницы 70–71 Харди (1924 г.), где на рисунке 28 показано поперечное сечение миделя башенного корабля. - В исторических коллекциях Великих озер, хранящихся в Государственном университете Боулинг-Грин, есть несколько фотографий турелевых кораблей. начальника На фотографии башни видно тяжело нагруженное судно с почти затопленной гаванью.