Пройссен (корабль)
![]() Пройссен под всеми парусами
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Пруссия |
Тезка | Государство и Королевство Пруссия (Пройссен) |
Владелец | Судоходная компания Ф. Лаайс |
Маршрут | Гамбург-Чили (12 рейсов); 1 кругосветное путешествие чартером компании Standard Oil Co. |
Заказал | Ноябрь 1900 г. |
Строитель |
|
Расходы | 1 200 000 млн. М (тогда около 300 000 долларов США) |
Номер двора | 179 |
Заложен | август 1901 г. |
Запущен | 7 мая 1902 г. и крестился в тот же день. |
Завершенный | 7 июля 1902 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 июля 1902 г. |
Первое путешествие | 31 июля 1902 года в Икике , Чили, за 64 дня. |
Порт приписки | Гамбург, Германия |
Идентификация |
|
Судьба | Разбился возле Дувра 6 ноября 1910 г., потерь среди людей нет. |
Значок | Никто; нет носовой части, волюта вместо нее |
Общие характеристики | |
Класс и тип |
|
Тоннаж | |
Смещение | 11 150 длинных тонн (11 330 т) (при нагрузке 8 000 длинных тонн или 8 100 метрических тонн) |
Длина |
|
Луч | 53,8 футов (16,4 м) |
Высота | |
Черновик | 27,09 футов (8,26 м) |
Глубина | 33,59 футов (10,24 м) (по глубине) |
Глубина захвата | 32,48 футов (9,90 м) |
колоды | 2 сплошные стальные палубы, ют, бак и островная (мостовая) палуба на миделе. |
Клиренс палубы | 8 футов (2,4 м) |
Установленная мощность | нет вспомогательной силовой установки ; 2 ослиных двигателя для парусных лебедок , погрузочное оборудование , насосы , генератор. |
Движение | плыть |
План паруса |
|
Скорость | 20,5 узлов (38,0 км/ч) |
Лодки и пристань судно перевозилось | 4 спасательные шлюпки на кормовой части главной палубы |
Дополнить | 45, 49 макс. |
Экипаж | капитан, первый, второй и третий помощники капитана, стюард, повар, парусник, от 38 до 42 опытных моряков и корабельщиков. |
Примечания | небольшая хирургия, запатентованные лебедки Jarvis для каждой мачты |
Пройссен ( Preußen на немецком языке и как написано на судне) ( PROY-sin ) — немецкий со стальным корпусом пятимачтовый и корабельным вооружением парусный корабль , построенный в 1902 году для судоходной компании F. Laeisz и названный в честь немецкого государства и королевство Пруссия . Это был единственный в мире корабль этого класса с пятью мачтами и шестью квадратными парусами на каждой.
До запуска в 2000 году парусного круизного лайнера Royal Clipper он был единственным когда-либо построенным пятимачтовым кораблем с полным оснащением.
История
[ редактировать ]Preussen был построен под бортовым номером 179 на верфи Joh. C. Tecklenborg Верфь в Геестемюнде по планам главного конструктора доктора-инж. hc Georg Wilhelm Claussen, спущен на воду и окрещен 7 мая 1902 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 31 июля 1902 года и покинул гавань Бремерхафена в тот же день во время своего первого рейса в Икике под командованием капитана Бойе Рихарда Петерсена, который помогал военно-морскому архитектору Клауссену. в его планах. Говорят, что основная идея постройки такого корабля принадлежит знаменитому капитану Лайса Роберту Хильгендорфу, командиру пятимачтового стального барка « Потоси» . История гласит, что кайзер Вильгельм II во время посещения Потоси 18 июня 1899 года спросил Карла Х. Лайса, когда наконец «прибудет» пятимачтовый корабль с полным вооружением. Это вдохновило Лайса на постройку корабля. Первоначальные планы строительства были найдены среди вещей Карла Фердинанда Лайса, внука основателя Фердинанда Лайса и сына К. Х. Лайса, который рано умер в возрасте 48 лет в 1900 году, еще до того, как его отец Карл Генрих Лайс умер в 1901 году. Корабль впоследствии был заказан в ноябре 1900 года. [ 1 ]
Прочно построенный корабль мог выдержать любой шторм и даже лавировать при ветре силой 9 баллов. [ нужна ссылка ] . В таких условиях восемь человек должны были удерживать 6 + 1 ⁄ фута Двойной руль высотой (2,0 м). Ее успешно использовали в торговле селитрой с Чили , устанавливая при этом рекорды скорости. За внешний вид, уникальность и отличные мореходные качества моряки прозвали ее «Королевой морей». В 1903 году (2 февраля – 1 мая) она совершила непревзойденный рекорд плавания от Лизард-Пойнт до Икике за 57 дней. Она совершила двенадцать «рейсов туда и обратно» (Гамбург-Чили и обратно домой) и одно кругосветное путешествие через Нью-Йорк и Иокогаму , Япония, чартером компании Standard Oil Co. Когда она вошла в гавань Нью-Йорка, почти все жители Нью-Йорка были «на борту». их ноги», чтобы увидеть и поприветствовать этот уникальный парусник. Капитана Б. Р. Петерсена сопровождали его жена и маленький сын; оба покинули корабль и позже вернулись в Гамбург на пароходе. Могучий Пройссен , как его называли многие моряки, за свою карьеру имел только двух шкиперов: капитана Бойе Рихарда Петерсена (11 рейсов) и капитана Йохима Ханса Хинриха Ниссена (2 полных рейса и последний). Оба мастера учились и развивали свои навыки управления таким огромным парусником под руководством капитана Роберта Хильгендорфа, покойного капитана Потоси . [ 1 ]
Потеря
[ редактировать ]5 ноября 1910 г. [ 2 ] [ 3 ] Во время своего 14-го рейса, перевозившего смешанный груз, включая несколько пианино , в Чили, Пройссен в 23:35 протаранил небольшой британский пароход «Брайтон», пересекавший Ла- Манш, в 8 морских милях (15 км) к югу от Ньюхейвена. [ 4 ] Вопреки правилам, «Брайтон» попытался скрестить нос корабля, недооценив его высокую скорость в 16 узлов (30 км/ч). Пройссен был серьезно поврежден и потерял большую часть переднего такелажа (бушприт, носовая топ-мачта), что сделало невозможным направить корабль в безопасное место. Брайтон вернулся в Ньюхейвен, чтобы вызвать помощь, и буксир «Алерт» был отправлен на помощь Пройссену . Ноябрьский шторм помешал попыткам отплыть или оттащить ее в безопасное место в гавани Дувра . Он должен был поставить ее на якорь у Дувра, но обе якорные цепи порвались, и Пройссен был выброшен на скалы в Крабовом заливе, где он затонул в результате нанесенных ей повреждений. Хотя экипаж, груз и некоторое оборудование удалось спасти с Пройссена , из-за сломанного киля судно оказалось непригодным для спасения. Она сидит на глубине 6 метров (3,3 сажени) в 51 ° 8,02' с.ш. 1 ° 22,17' в.д. / 51,13367 ° с.ш. 1,36950 ° в.д. . капитан Брайтона Виновником аварии был признан несколько ребер Пройссена , в результате которого он лишился лицензии. Во время отлива весны у Крабового залива можно увидеть .
Технические данные
[ редактировать ]Preussen имел стальную конструкцию, длину по ватерлинии 124 м и общую длину корпуса 132 м. Ширина корпуса составляла 16,4 м, водоизмещение корабля составляло 11 150 длинных тонн (11 330 т) при эффективной грузоподъемности 8 000 длинных тонн (8 100 т). Пять мачт были полностью снаряжены, с курсами , верхними и нижними марселями , верхними и нижними марселями и королевскими парусами . Считая стаксели , она несла 47 парусов (30 квадратных парусов в шести ярусах, 12 стакселей между пятью мачтами, четыре фока (стакселя) и небольшой продольный шлепатель ) с общей площадью парусов 6806 квадратных метров (73 260 квадратных футов). ) (по другим источникам 5 560 квадратных метров (59 800 квадратных футов), что, вероятно, относится только к площади квадратных парусов). Не только корпус был стальным: мачты (нижняя и верхняя мачты были выполнены цельными) и лонжероны (рей, шлепочная гик) были изготовлены из стальных труб, а большая часть такелажа представляла собой стальной трос. Все штаги между стрелой и носовой частью были изготовлены из массивных стальных стержней и цепей. Единственным деревянным лонжероном был багор маленького шлепателя. Подъёмные реи были оборудованы специальными башмаками для скольжения по рельсам, приклёпанным к мачтам. Подкосные лебедки "Патент Джарвиса" [ 5 ] ибо нижний и верхний парусные реи были установлены перед каждой из пяти мачт. Осенние лебедки были запатентованы Холлом. [ нужна ссылка ]
Названия пяти мачт были Фокмачт, Гроссмаст, Миттельмаст, Лайшмаст (в честь ее владельца), Кройцмаст. [ 6 ]
Он был спроектирован как так называемый «корабль с тремя островами», то есть корабль с третьей «палубой высокого уровня» в миделе корабля рядом с палубами бака (41 фут (12 м)) и юта (65 футов (20 м)). Мидель-остров (74 фута (23 м)), также называемый мидель-мостом, также называют «Ливерпульским домом», потому что первые корабли, оснащенные этой функцией, пришли с верфей Ливерпуля. На этой средней палубе были построены сухие и хорошо вентилируемые помещения для экипажа, помощников капитана и капитана, а также кладовая и штурманская рубка. На нем устанавливался главный штурвал — двойное рулевое колесо диаметром 6,2 фута (1,89 м) с паровым приводом руля, хорошо защищенное от опасных огромных волн с кормы. Второй штурвал (аварийный) находился возле кормы. На верхней главной палубе располагались четыре огромных главных люка. За фок-мачтой в небольшой рубке находились два котла, приводивших в движение четыре паровые лебедки, паровой шпиль, рулевой механизм и генератор электроэнергии. Четыре спасательные шлюпки с шлюпбалками были надежно закреплены на стойке для труб над главной палубой перед кормовой мачтой. [ нужна ссылка ]
В хороших условиях корабль мог развивать скорость до 20 узлов (37 км/ч). Ее лучшие 24-часовые пробеги составили 392 морских мили в 1908 году во время путешествия в Японию и 426 морских миль в 1904 году в южной части Тихого океана. Пройссен имел экипаж из 45 человек, который поддерживали две паровые машины, приводившие в действие насосы, рулевой двигатель, погрузочное устройство и лебедки. Английские моряки считают его самым быстрым парусным кораблем после эпохи клиперов, даже быстрее, чем его сестра по флоту « Потоси» . Лишь немногие клиперы были быстрее Пройссена , и у них была значительно меньшая грузоподъемность. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Пройссен , застрявший в Крабовом заливе
-
Пройссен с буксирами, Крабовый залив, Англия, 1910 год.
-
Пройссен вскоре после столкновения 1910 года.
-
Крушение Пройссена
Марки
[ редактировать ]Пройссен появлялся на почтовых марках, выпущенных Фолклендскими островами , Германией , Гренадой , Парагваем и Сьерра-Леоне . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хамехер, Хорст. (1993). Пятимачтовый полный корабль «Пройссен», царица моря, жизнь глубоководного моряка (2-й, глагол. и вокруг «Правила строительства» предположительно изд.). Кассель: Хамечер. ISBN 3920307461 . OCLC 75443927 .
- ^ Рольф Кристиан Уорминг: «Я был у штурвала, когда Пройссен сел на мель», Mariner's Mirror (101:3): стр.323-333. 2015.
- ^ Хамечер, пятимачтовый полноразмерный корабль «ПРУССЕН», стр. 324.
- ^ «Спущен на воду в 1903 году: СС БРАЙТОН» . Клайдезит. Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 года . Проверено 5 января 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Биография капитана Джона Чарльза Бэррона Джарвиса (1857-1935)
- ^ Мур, сэр Алан Хилари ; Нэнси, Р. Мортон (1925). Последние дни мачты и паруса: Очерк морской сравнительной анатомии . Кларендон Пресс, Оксфорд. стр. 75–76. ОЛ 26571876М .
- ^ «Морская тематика на марках: Парусное судно «Пройссен» » . Симотив . Проверено 14 февраля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оливер Э. Аллен: Die Windjammer , Time-Life Books, 1980 (Оригинальное издание для США: The Windjammers , 1978)
- Хайнц Блёсс: Великолепие и судьба «Потоси» и «Пройссен», величайших моряков Гамбурга и мира . Шмидт Верлаг, Киль, 1960 г.
- Йохен Бреннеке: Винджаммер . Большой репортаж о развитии, путешествиях и судьбах «Цариц семи морей». Koehlers Verlagsgesellschaft, Херфорд , 3-е издание, 1984 г.; Мыс. XXII - Самые большие парусные корабли мира, стр. 291-297; ISBN 3-7822-0009-8
- Ханс-Йорг Фуррер: Четырех- и пятимачтовые парусные корабли мира . Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1984, стр. 168, ISBN 3-7822-0341-0
- Хорст Хамехер: Пятимачтовый корабль «ПРЕЙССЕН», Царица моря. Жизнь глубоководного моряка . Самостоятельная публикация Хамечера, Кассель, 1993, ил.; ISBN 3-920307-46-1 (в книге подробно описано все, что касается корабля, включая все его рейсы)
- В. Кеммерер: Пятимачтовый полноценный корабль «Пруссия», построенный Йохом К. Текленборгом А.-Г., верфь и машиностроительный завод в Бремерхафене-Гестемюнде . Журнал Ассоциации немецких инженеров, вып. 48, нет. 34, Берлин, 1904 г.
- Питер Клингбейл: Летающий P-лайнер. Парусники пароходства Ф. Лаайса . Издательство «Die Hanse», Гамбург, 1998/2000; ISBN 3-434-52562-9
- Бьорн Ландстрём: Das Schiff . К. Бертельсманн Верлаг, Мюнхен ( Мюнхен ), 1961 г.
- Ханс Георг Прагер: «Ф. Laeisz» от моряков-грузовиков до сухогрузов . Koehlers Verlagsgesellschaft mbH, Херфорд, 1974 г.; ISBN 3-7822-0096-9
- Манфред Прагер: Сравнение пятимачтового корабля «Пройссен» и пятимачтового барка «Потоси» в плавании к западному побережью Южной Америки и обратно . Анналы гидрографии и морской метеорологии: Журнал морской и океанографии, Гамбург, Берлин, 1908 г.; ISSN 0174-8114
- Корабль и время. Журнал Немецкого общества судоходства и военно-морской истории. Пятимачтовый полноразмерный корабль «Пройссен» . Выпуск 5/1977, Херфорд, 1977 г., номер заказа: 5872.
- Йенс Янссон: SOS - Судьбы немецких кораблей - Белые паруса над голубыми волнами - том. № 51 — пятимачтовый корабль «Пройссен» . стр. 2, Pabel-Moewig Verlag KG, Раштатт, 1976 г.
- Рольф Кристиан Варминг: «Я был у штурвала, когда Пройссен сел на мель», Mariner's Mirror (101:3): стр. 323–333. 2015.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Описание с характеристиками корабля и фотографиями (на немецком языке)
- Пруссия на www.bruzelius.info
- Профиль Пруссии (на немецком языке)
- Описание с характеристиками корабля, фотографиями, отчетом об аварии (на немецком языке)
- CapHorniers о Ф. Лаайсе (и AD Bordes & Fils), Чили, фотографии и т. д.
- Модель Пройссена в масштабе 1/48 в Морском музее Сан-Франциско.
- Пруссия , настоящий винджаммер (на испанском языке)
- Морские происшествия 1910 года
- Высокие корабли Германии
- Кораблекрушения в Ла-Манше
- Пятимачтовые корабли
- Места для дайвинга на затонувших кораблях в Англии
- корабли 1902 года
- Корабли затонули в результате столкновений
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Потерянные парусные суда
- 1910 год в Англии
- Винджаммеры