Французский линкор «Патри»
![]() Патри у причала
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Страна |
Заложен | 1 апреля 1902 г. |
Запущен | 17 декабря 1903 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 июля 1907 г. |
Судьба | Разобран на металлолом, 1937 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Республика» типа линкор до дредноута |
Смещение | 14 870 метрических тонн (14 640 длинных тонн ) |
Длина | 135,25 метра (443 фута 9 дюймов) нагрузка |
Луч | 24,25 м (79 футов 7 дюймов) |
Черновик | 8,2 м (26 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 8400 морских миль (15600 км; 9700 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Patrie был вторым и последним членом класса линкоров République до дредноута, ВМС Франции построенных между закладкой киля в апреле 1902 года и вводом в строй в июле 1907 года. Вооруженный главной батареей из четырех 305-мм (12,0 дюймов) орудий. его превзошёл ещё до вступления в строй революционный британский линкор HMS Dreadnought , который был сдан в эксплуатацию в декабре прошлого года и был вооружён батарея из десяти орудий одного калибра. Несмотря на устаревшую конструкцию, «Патри» оказался рабочей лошадкой французского флота, особенно во время Первой мировой войны .
Во время службы корабля в мирное время Патри служил в Средиземноморской эскадре ; этот период был занят учениями и походами в западную часть Средиземного моря и Атлантику . эскадры Он служил флагманом , пока не был заменен более новыми судами в 1911 году. После начала войны в июле 1914 года «Патри» использовался для сопровождения военных кораблей, конвоев перевозивших элементы французской армии из Французской Северной Африки, чтобы противостоять немцам, вторгшимся в северную Францию. После этого он отправился сдерживать австро-венгерский флот в Адриатическом море , приняв участие в незначительной битве при Антивари в августе. Возрастающая угроза со стороны австро-венгерских подводных лодок и нежелание австро-венгерского флота вступать в бой привели к периоду бездействия, завершившемуся переводом судна в состав дивизии «Дарданеллы», сражавшейся в Галлиполийской кампании , где она бомбардировала Османские войска.
После вывода союзников из Галлиполи в 1916 году Патри стал участвовать в событиях в Греции, находясь в Салониках, чтобы оказать давление на греческое правительство, чтобы оно вступило в войну на стороне союзников. Она предоставила людей в десантный отряд, который высадился на берег в Афинах, чтобы поддержать про-союзнический переворот. После успеха переворота она не проявляла особой активности в 1917 и 1918 годах. После окончания войны в конце 1918 года его отправили в Константинополь для поддержки вмешательства союзников в Гражданскую войну в России , хотя он не принимал активного участия и служил казарменным кораблем . Затем он стал учебным кораблем и выполнял эту роль в том или ином качестве до 1936 года, когда его вывели из эксплуатации и продали на металлолом в следующем году .
Дизайн
[ редактировать ]
Корабли класса République стали значительным улучшением по сравнению с более ранними французскими линкорами, будучи значительно крупнее, лучше вооруженными и бронированными, чем предыдущий линкор Suffren . Спроектированные Луи-Эмилем Бертеном , корабли имели новую компоновку брони, которая включала более комплексную бронированную цитадель , которая лучше сопротивлялась наводнению, чем неглубокая бортовая броня, использовавшаяся на более ранних судах. [ 1 ]
Патри 135,25 метра (443 фута 9 дюймов) имел общую длину , ширину 24,25 м (79 футов 7 дюймов) и среднюю осадку 8,2 м (26 футов 11 дюймов). Его водоизмещение 14 870 метрических тонн (14 640 длинных тонн) при полной загрузке. Он был оснащен тремя вертикальными двигателями тройного расширения с двадцатью четырьмя котлами Никлаусса . Они имели мощность 17 500 лошадиных сил (17 260 л.с. ) и обеспечивали максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Запасы угля составили 1800 т (1770 длинных тонн; 1980 коротких тонн), что обеспечивало максимальную дальность полета 8400 морских миль (15600 км; 9700 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). У нее был экипаж из 32 офицеров и 710 рядовых. [ 2 ]
Патри установленных Основная батарея состояла из четырех 305-мм орудий Canon de Modele 1893/96, в двух двухорудийных башнях : носовой и кормовой. Вспомогательная батарея состояла из восемнадцати Canon de 164 мм Model 1893 орудий ; двенадцать были установлены в спаренных башнях, а шесть - в казематах корпуса. Она также имела двадцать четыре 47-мм (1,9 дюйма) орудия. Корабль также был вооружен двумя 450-мм (17,7 дюйма) торпедными аппаратами , погруженными в корпус. [ 3 ] [ 4 ]
корабля Главный пояс имел толщину 280 мм (11,0 дюйма) в центральной цитадели и соединялся с двумя бронепалубами; верхняя дека имела толщину 54 мм (2,1 дюйма), а нижняя - 51 мм (2,0 дюйма) с наклонными сторонами 70 мм (2,8 дюйма). Орудия главной батареи были защищены бронёй толщиной до 360 мм (14,2 дюйма) на лобовой части башни, а вспомогательные башни имели броню на гранях до 138 мм (5,4 дюйма). Боевая рубка имела борта толщиной 266 мм (10,5 дюйма). [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]Испытания по определению возможности модификации башен главного калибра для увеличения высоты орудий (и, следовательно, их дальности) оказались невозможными, но ВМФ установил, что танки по обе стороны корабля могут быть затоплены, чтобы вызвать крен на 2 балла. градусов. Это увеличило максимальную дальность стрельбы с 12 500 до 13 500 м (с 41 000 до 44 300 футов). В 1915–1916 годах в вспомогательные башни были установлены новые двигатели для улучшения их подготовки и скорости подъема. Также в 1915 году 47-мм орудия, расположенные по обе стороны мостика, были сняты, а два на кормовой надстройке были перенесены на крышу задней башни. 8 декабря 1915 года военно-морское командование издало приказ о сокращении легкой батареи до четырех 47-мм орудий и восьми 65-мм (2,6 дюйма) орудий. В 1916 году легкая батарея была снова модернизирована: четыре 47-мм орудия были переоборудованы в высокоугольные зенитные установки. Они размещались на задней башне главного калибра и крышах вспомогательных башен № 5 и 6. [ 5 ]
В 1912–1913 годах корабль получил два 2-метровых (6 футов 7 дюймов) Barr & Stroud дальномеров , хотя позже Патри заменил их на 2,74-метровые (9 футов 0 дюймов) дальномеры, взятые с дредноутного линкора «Курбе» . Испытания показали, что более широкие дальномеры более склонны к нарушению выравнивания, поэтому ВМФ решил сохранить 2-метровую версию для других линкоров флота. К 1916 году командование решило модернизировать дальномерное оборудование флота, и Патри была оснащена одним 2,74-метровым и двумя 2-метровыми дальномерами для ее основного и вспомогательного орудий, а также одним дальномером Barr & Stroud диаметром 0,8 м (2 фута 7 дюймов) для нее. зенитные орудия. [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство – 1909 г.
[ редактировать ]«Патри» был заложен на верфи Ла-Сейн 1 апреля 1902 года, спущен на воду 17 декабря 1903 года и завершен 1 июля 1907 года. [ 7 ] через несколько месяцев после вступления в строй революционного британского линкора HMS Dreadnought , в результате чего дредноуты, существовавшие до того, как «Патри», устарели. [ 8 ] Пока «Патри» все еще доукомплектовывался , на близлежащем линкоре «Иена» произошел катастрофический взрыв магазина, который разрушил судно. Ее командир попытался затопить док, в котором находилась Иена, чтобы потушить ад, выстрелив из одного из орудий Патри дополнительных по воротам дока, но снаряд отскочил и не пробил его. Док был окончательно затоплен, когда прапорщику де Вайссо Ру (который вскоре после этого погиб от обломков корабля) удалось открыть шлюзовые ворота. [ 9 ] [ 10 ] В мае корабль провел ходовые испытания , а 29 мая в одном из его котлов лопнула трубка конденсатора. Несколько кочегаров получили ожоги, и кораблю пришлось вернуться в Тулон для замены трубки конденсатора. [ 11 ]

После поступления на службу она была направлена в 1-ю дивизию Средиземноморской эскадры вместе со своими сестрами République и Suffren , флагманами как дивизии, так и эскадры. [ 12 ] После этого флот приступил к ежегодным летним маневрам, которые продолжались до 31 июля. Средиземноморская эскадра присоединилась к Северной эскадрилье для учений в западном Средиземноморье. 5 ноября Патри сменил Сюффрена на посту флагмана эскадры, подняв флаг вице-амирала ( VA — вице-адмирал) Жермине. 13 января 1908 года «Патри» и линкоры «Республика» , «Шарлемань » , «Голуа» , «Сент-Луис» , «Массена » и «Жорегиберри» направились в Гольф-Жуан , а затем в Вильфранш-сюр-Мер , где оставались более месяца. Во время этого периода обучения, 17 марта, Patrie , République , Justice и Liberté провели тренировку по стрельбе, используя старый броненосный Tempête в качестве мишени . В июне и июле Средиземноморская и Северная эскадрильи проводили свои ежегодные маневры, на этот раз у Бизерты . В октябре корабли 1-й дивизии, которая к тому времени состояла из «Патри» и «Республики», направились в Барселону , Испания. Корабли были проинспектированы королем Альфонсо XIII , который поднялся на борт Патри во время визита. [ 13 ]
К 5 января 1909 года Жермине был заменен В.А. Фоком де Жонкьером после публикации письма, в котором Жермине критиковал снабжение флота боеприпасами. Находясь в Вильфранше, Патри принимал Альберта I, принца Монако, во время его визита в порт с 18 по 24 февраля. После его ухода Средиземноморская эскадра провела учения у берегов Корсики , за которыми последовал военно-морской смотр в Вильфранше для президента Армана Фальера 26 апреля . «Патри» , «Демократия» , «Либерте » и броненосный крейсер «Эрнест Ренан» отправились в Атлантику для проведения учений 2 июня; десять дней спустя, находясь в море, они встретились с «Республикой» , «Справедливостью » и защищенным крейсером «Галилея» в Кадисе , Испания. флота Подготовка включала работу в качестве мишеней для подводных лодок в проливе Пертюи-д'Антиош . Затем корабли направились на север, в Ла-Паллис , где они провели испытания своих беспроводных телеграфных установок и тренировки по стрельбе в заливе Киберон . С 8 по 15 июля корабли стояли в Бресте и на следующий день отправились в Гавр . Там они встретились с Северной эскадрой для очередного смотра флота в Фальере 17 июля. Десять дней спустя объединенный флот направился в Шербур , где провел еще один смотр флота, на этот раз во время визита российского царя Николая II . Патри , Республика и Демократия отправились в Тулон 17 августа и прибыли 6 сентября. [ 13 ]
1910–1914
[ редактировать ]
«Родина» присоединилась к «Республике» , «Справедливости» , «Правде» , «Демократии » и «Сюффрену» для имитации нападения на порт Ниццы 18 февраля. [ 14 ] Во время маневров «Патри» выпустила торпеду , которая случайно поразила «Республику» , повредив ее корпус и вынудив ее отправиться в Тулон для ремонта. [ 15 ] он отправился в Монако на открытие Океанографического музея Монако вместе с эсминцами Coutelas и Cognée Затем 29 марта . Затем она вернулась для маневров у Сардинии и Алжира с 21 мая по 4 июня вместе с République и Démocratie . Учения с остальной частью Средиземноморской эскадры прошли с 7 по 18 июня. Вспышка брюшного тифа среди экипажей линкоров в начале декабря вынудила военно-морской флот изолировать их в Гольф-Жуане, чтобы сдержать лихорадку. К 15 декабря вспышка утихла. [ 16 ]
VA Bellue заменил Фока де Жонкьера 5 января 1911 года. 16 апреля Патри и остальная часть флота сопровождали Верите , на борту которого находились военно-морской министр Теофиль Делькассе и Шарль Дюмон , министр общественных работ, почты и телеграфа . в Бизерту. Они прибыли через два дня и 19 апреля провели смотр флота, в который вошли два британских линкора, два итальянских линкора и испанский крейсер. Флот вернулся в Тулон 29 апреля, где Фальер удвоил рацион экипажей и приостановил любые наказания, чтобы поблагодарить людей за их работу. Патри и остальные члены 1-й эскадры, а также броненосные крейсеры Эрнест Ренан и Леон Гамбетта отправились в круиз по западному Средиземноморью в мае и июне, посетив ряд портов, включая Кальяри , Бизерту, Бон , Филиппвиль , Алжир и Бужи . К 1 августа линкоры «Дантон» класса начали поступать на вооружение и были приписаны к 1-й эскадре, вытеснив корабли класса «Патри» , «Республика» и « Либерте» во 2-ю эскадру. [ 17 ]
4 сентября флот провел еще одну проверку флота за пределами Тулона. Адмирал Жорегиберри вывел флот в море 11 сентября для маневров и посещения Гольф-Жюана и Марселя , а через пять дней вернулся в порт. 25 сентября «Либерте» взорвался в Тулоне, еще один французский линкор, пострадавший от нестабильного Poudre B. топлива Несколько кораблей в гавани были повреждены, но Патри остался невредимым. Несмотря на аварию, флот продолжал проводить обычные учения и походы до конца года. 2-я эскадрилья провела маневры в апреле 1912 года, а 25 апреля Патри и Верите направились на Йера рейд для артиллерийской подготовки. Два корабля, к которым присоединился Джастис , покинули Тулон 21 мая для проведения серии учений между Марселем и Вильфраншем; в море к ним присоединился линкор «Дантон» , на борту которого находился адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер и британский принц Уэльский . Буэ де Лапейрер проинспектировал обе эскадры линкоров в Гольф-Жуане со 2 по 12 июля, после чего корабли направились сначала на Корсику, а затем в Алжир. [ 18 ]
В. А. де Мароль принял командование 2-й эскадрой, подняв свой флаг на борту «Патри» 6 января 1913 года. Затем корабли приняли участие в учениях у Ле-Лаванду . Французский флот, который к тому времени насчитывал шестнадцать линкоров, начиная с 19 мая, провел масштабные маневры между Тулоном и Сардинией. Учения завершились смотром флота президента Раймона Пуанкаре . Артиллерийские тренировки проходили с 1 по 4 июля. 2-я эскадра покинула Тулон 23 августа с броненосными крейсерами «Жюль Ферри» и «Эдгар Кине» , а также двумя флотилиями эсминцев для проведения учений в Атлантике. По пути в Брест корабли останавливались в Танжере , Руане , Ле-Вердоне , Ла-Паллисе, заливе Киберон и Шербуре. 20 сентября они достигли Бреста, где встретили русскую эскадру из четырех линкоров и пяти крейсеров. Затем корабли направились обратно на юг, остановившись в Кадисе, Танжере, Мерс-эль-Кебире , Алжире и Бизерте, прежде чем, наконец, вернуться в Тулон 1 ноября. Корабли 2-й эскадры провели торпедную тренировку 19 января 1914 года, а позже в том же месяце направились в Бизерту и вернулись в Тулон 6 февраля. В июне эскадра посетила различные порты, но после убийство эрцгерцога Франца Фердинанда и последовавший за ним июльский кризис побудили флот оставаться близко к порту, совершая лишь короткие тренировочные вылеты по мере роста международной напряженности. [ 19 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]1914–1915
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Франция объявила всеобщую мобилизацию 1 августа . На следующий день Буэ де Лапейрер приказал всему французскому флоту начать набирать обороты в 22:15, чтобы корабли могли выйти в бой рано утром на следующий день. Столкнувшись с перспективой того, что немецкая Средиземноморская дивизия , сосредоточенная на линейном крейсере «Гебен» , может атаковать военные корабли, перевозящие французскую армию из Северной Африки в метрополию Франции, французскому флоту было поручено обеспечить тяжелое сопровождение конвоев. Соответственно, Патри и остальная часть 2-й эскадры были отправлены в Алжир, где они присоединились к группе из семи пассажирских судов , на борту которых находился контингент из 7000 военнослужащих XIX корпуса . В море новые линкоры-дредноуты «Курбе» и «Жан Барт» , а также «Дантон» линкоры типа «Кондорсе» и «Верньо» в качестве эскорта конвоя выступили . Вместо того, чтобы атаковать конвои, Гебен бомбардировал Бон и Филиппвиль, а затем бежал на восток, в Османскую империю . [ 20 ] [ 21 ]

12 августа Франция и Великобритания объявили войну Австро-Венгерской империи, поскольку война продолжала расширяться. Поэтому 1-я и 2-я эскадрильи были отправлены в южную часть Адриатического моря для сдерживания австро-венгерского флота . 15 августа две эскадры прибыли у пролива Отранто , где встретились с патрулирующими британскими крейсерами HMS Defense и HMS Weymouth к северу от Отоноя . Затем Буэ де Лапейрер повел флот в Адриатику, пытаясь начать бой с австро-венгерским флотом; На следующее утро британские и французские крейсеры заметили вдалеке суда, которыми, сблизившись с ними, оказались защищенный крейсер «СМС Зента» и миноносец « Улан» , пытавшиеся блокировать побережье Черногории. В последовавшей битве при Антивари Буэ де Лапейрер сначала приказал своим линкорам произвести предупредительные выстрелы, но это вызвало замешательство среди артиллеристов флота, что позволило Улану сбежать. Более медленная «Зента» попыталась уклониться, но быстро получила несколько попаданий, которые вывели из строя ее двигатели и подожгли ее. Вскоре после этого он затонул, и англо-французский флот отступил. [ 22 ]
Французский флот патрулировал южную оконечность Адриатики в течение следующих трех дней, ожидая, что австро-венгры контратакуют, но их противник так и не прибыл. 20 августа 1-я эскадрилья была отправлена для пополнения запасов топлива на Мальту, в то время как Патри и Верите оставались на станции; «Справедливость» , «Демократия» и «Республика» также были вынуждены отступить: первые два корабля столкнулись, и «Республика» взяла «Демократию» на буксир. Затем 1 сентября французские линкоры обстреляли австрийские укрепления в Каттаро , пытаясь выманить австро-венгерский флот, который снова отказался проглотить наживку. К этому времени Республика и Справедливость вернулись. 18–19 сентября флот совершил еще одно вторжение в Адриатику, пройдя на север до острова Лисса ; по возвращении на юг несколько французских крейсеров случайно оказались в пределах досягаемости орудий Каттаро, поэтому Патри и Демократия открыли огонь по орудиям, чтобы подавить их, пока крейсеры отошли. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Патрулирование продолжалось до декабря, когда австро-венгерская подводная лодка торпедировала Жан Барта , что привело к решению французского военно-морского командования вывести основной боевой флот из прямых операций на Адриатике. В этот период французы сделали Корфу своей основной военно-морской базой в этом районе, а Мальта служила базой поддержки, где можно было проводить техническое обслуживание. 21 января 1915 года Патри отправился в Провати, чтобы спасти команду греческого парохода севшего там на мель . 18 мая В. А. Никол поднялся на борт «Патри» , сделав ее своим флагманом; затем она покинула 2-ю эскадрилью и перешла на службу в дивизию Дарданеллы в рамках Галлиполийской кампании . Она отправилась в восточное Средиземноморье на броненосном крейсере «Клебер» и присоединилась к 3-й боевой дивизии, в которую также входили линкоры «Сюффрен» , «Сент-Луис» , «Шарлемань» , «Жорегиберри » и «Анри IV» . 12 июля Патри поддержала штурм османских фортов в Ачи-Бабе , сделав несколько залпов из своей вторичной батареи, прежде чем вернуться в Мудрос на ночь. 2 августа он направился на юг, чтобы обстрелять Сеферихисар . Во время этой акции в одном из ее вспомогательных орудий взорвался снаряд, ранив семь человек. [ 26 ] [ 27 ]
1916–1918
[ редактировать ]После вывода войск из Галлиполи французы перебросили корабли бывшей Дарданелльской дивизии в Салоники , Греция. Там 5 мая 1916 года Патри и Верите сбили немецкий дирижабль, проводивший разведку в этом районе. К июню французы и британцы устали от отказа греческого короля Константина I вступить в войну на стороне союзников , поэтому французы сформировали 3-ю эскадру, состоящую из пяти линкоров классов «Республика » и «Либерте» , и отправили их в Салоники, чтобы оказать давление на греческое правительство. В течение июня и июля корабли попеременно курсировали между Салониками и Мудросом, а 9 июля «Патри» был отправлен на капитальный ремонт в Тулон. Пока она отсутствовала, основная часть французского флота была переброшена на Кефалонию . Прибыв туда после завершения ремонта к 1 сентября, корабль присоединился к 3-й эскадре, патрулировавшей Керацини . Оттуда Патри , Демократия и Сюффрен направились на рейд у Элевсина недалеко от Афин 7 октября . Там корабли должны были принять участие в нападении на греческий флот, причем Патри планировал вступить в бой с линкором «Лемнос» . Но план был отложен, и 19 октября французы в конечном итоге захватили греческие корабли. [ 28 ]
Тем временем в августе просоюзническая группа совершила переворот против монархии в Ноемвриане , которую союзники стремились поддержать. Патри предоставил людей в десантный отряд, который высадился на берег в Афинах 1 декабря в поддержку переворота. Британские и французские войска потерпели поражение от греческой армии и вооруженного гражданского населения и были вынуждены отступить на свои корабли, после чего британский и французский флот установили блокаду частей страны, контролируемых роялистами. К июню 1917 года Константин был вынужден отречься от престола, а 3-я эскадрилья была расформирована; Patrie и République стали Восточной военно-морской дивизией и были отправлены в восточное Средиземноморье. В декабре с обоих кораблей сняли центральное и кормовое казематные орудия. В 1917 году корабли в основном простаивали, поскольку с линкоров флота выводили людей для использования на противолодочных кораблях. 20 января 1918 года французы получили известие, что линейный крейсер «Гебен» (ныне под османским флагом как «Явуз Султан Селим ») выйдет в боевой вылет. Патри и Республика приготовились к действию. Однако линейный крейсер подорвался на нескольких морских минах и прервал атаку, поэтому французские корабли остались в порту. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
4 июля Патри отправился на Мальту для периодического технического обслуживания, которое завершилось через четыре дня. Затем она вернулась в Мудрос, и к этому времени в результате вспышки гриппа погибло одиннадцать человек и серьезно заболели еще 475 человек, 150 из которых пришлось отправить домой для выздоровления. После этого Патри был направлен в Салоникскую дивизию, которая базировалась в Мудросе. Корабль не участвовал в дальнейших действиях до конца войны, которая завершилась перемирием, подписанным с Германией, Австро-Венгрией и Османской империей в ноябре. [ 32 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]Сразу после окончания войны французский флот начал переброску на Черное море в рамках интервенции союзников в Гражданскую войну в России . Патри был отправлен в Константинополь в Османской империи, который сам был охвачен внутренним коллапсом и греко-турецкой войной . Из-за нехватки персонала «Патри» пришлось перевести в казарму . 5 июня 1919 года она покинула Константинополь и через десять дней прибыла в Тулон через Бизерту. 1 августа он был направлен в Учебную дивизию в качестве замены броненосного крейсера «Виктор Гюго» . 19 февраля 1921 года ее перевели в школу торпедистов и электриков. 20 мая 1924 года во время артиллерийских учений в ее передней средней башне по правому борту взорвался снаряд, в результате чего восемь человек погибли и пять человек были ранены. Еще одна авария произошла 3 июня, когда одна из учебных торпед вышла из строя и повернулась назад, поразив Патри и пробив дыру в корпусе. Он был выведен из эксплуатации 20 июня, ремонт длился с 15 августа по 15 сентября. Затем Patrie стал стационарным учебным кораблем в Сен-Мандрье-сюр-Мер , прослужив в этой роли до 1936 года. В конечном итоге он был продан судоразделщикам 25 сентября 1937 года и сдан на слом . [ 33 ]
Сноски
[ редактировать ]
- ^ Джордан и Каресс , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс , с. 89.
- ^ Кэмпбелл , с. 297.
- ^ Джордан и Каресс , с. 87.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 281–282.
- ^ Джордан и Каресс , с. 282.
- ^ Джордан и Каресс , с. 88.
- ^ Престон , с. 21.
- ^ Каресс , с. 130
- ^ Джордан и Каресс , с. 231.
- ^ «Французский военный корабль поврежден» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 30 мая 1907 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Джордан и Каресс , с. 223.
- ^ Jump up to: а б Джордан и Каресс , стр. 225–226, 231–232.
- ^ Джордан и Каресс , с. 232.
- ^ «Отчет о торпедировании» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 17 февраля 1910 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 232–233.
- ^ Джордан и Каресс , с. 233.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 233–234, 239.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 234–238.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 252, 254.
- ^ Халперн 1995 , стр. 55–56.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 254–256.
- ^ Джордан и Каресс , с. 257.
- ^ Халперн 2004 , с. 4.
- ^ Сондхаус , стр. 258–259.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 257–258, 267–268.
- ^ Халперн 2004 , стр. 3–4, 16.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 269–270, 274.
- ^ Гамильтон и Хервиг , с. 181.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 274, 276–277.
- ^ Мальчик , стр. 112–113.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 277, 279.
- ^ Джордан и Каресс , стр. 285–286.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Франция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 283–333. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Каресс, Филипп (2007). «Катастрофа с гиенами, 1907 год». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2007 года . Лондон: Конвей. стр. 121–138. ISBN 978-1-84486-041-8 .
- Гилле, Эрик (1999). лет французским линкорам ( Сто на французском языке). Нант: Морская пехота. ISBN 978-2-909675-50-3 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Гамильтон, Роберт и Хервиг, Хольгер, ред. (2004). Решения о войне, 1914–1917 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83679-1 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-59114-639-1 .
- Престон, Энтони (1985). "Великобритания". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .