Французский линкор Жан Бар (1911 г.)
![]() Жан Барт в 1914 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Жан Барт |
Тезка | Жан Барт |
Заказал | 11 августа 1910 г. |
Строитель | Брестский Арсенал , Брест |
Расходы | франков 60 200 000 |
Заложен | 15 ноября 1910 г. |
Запущен | 22 сентября 1911 г. |
Завершенный | 2 сентября 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 ноября 1913 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 августа 1935 г. |
Переименован | Океан , 1 января 1937 года. |
реклассифицирован |
|
Захваченный | 27 ноября 1942 г., нацистская Германия. |
Судьба | Списан 14 декабря 1945 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Курбе класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 166 м (544 футов 7 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 27 м (88 футов 7 дюймов) |
Черновик | 9,04 м (29 футов 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паротурбинные установки |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Выносливость | 4200 миль (7800 км; 4800 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 1115 (1187 в качестве флагмана ) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Жан Барт был вторым из четырех Курбе класса линкоров , первых дредноутов, построенных для французского флота . Он был построен перед Первой мировой войной в рамках программы военно-морского строительства 1910 года. Он провел войну в Средиземном море и помог потопить австро-венгерский защищенный крейсер «Зента» 16 августа 1914 года. В декабре он был торпедирован австро-венгерской подводной лодкой и отправился на Мальту для ремонта, который потребовал три с половиной месяца. Остаток войны он провел, обеспечивая прикрытие заграждения Отранто , блокировавшего австро-венгерский флот в Адриатическом море и иногда служившего флагманом .
После войны он и его однотипный корабль «Франция» участвовали в оккупации Константинополя , а затем были отправлены на Черное море в 1919 году для поддержки союзников войск в интервенции на юге России . Жана Барта ненадолго Утомленная войной команда подняла мятеж , но его было легко подавить, и в середине года она вернулась во Францию. В 1920-е годы его дважды частично модернизировали, но посчитали, что он находится в слишком плохом состоянии, чтобы его можно было снова переоборудовать в 1930-е годы. Поэтому в 1934 году он стал учебным кораблем , а затем в 1935–1936 годах был разоружен и переоборудован в жилой корабль в Тулоне . Немцы захватили ее в целости и сохранности, когда оккупировали Тулон в 1942 году , и использовали ее для испытаний крупных кумулятивных боеголовок. Он был потоплен в результате бомбардировки союзников в 1944 году, а после окончания войны был снят с мели и отправлен на слом, начиная с конца 1945 года.
Предыстория и описание
[ редактировать ]
К 1909 году французский военно-морской флот был убежден в превосходстве крупнокалиберного линкора , такого как HMS Dreadnought, над конструкциями смешанного калибра, такими как Danton, класс которые предшествовали кораблям Courbet . В следующем году новый министр военно-морского флота выбрал Огюстен Буэ де Лапейрер проект, сравнимый с строившимися в то время иностранными дредноутами, который будет построен в рамках военно-морской программы 1906 года. [ 1 ] кораблей составляла 166 метров (544 фута 7 дюймов). Общая длина [ 2 ] и имел ширину 27 метров (88 футов 7 дюймов) и среднюю осадку 9,04 метра (29 футов 8 дюймов). Их водоизмещение 23 475 тонн (23 104 длинных тонны) при нормальной нагрузке и 25 579 тонн (25 175 длинных тонн) при глубокой загрузке . Их экипаж на частном корабле насчитывал 1115 человек , а в качестве флагманского корабля увеличился до 1187 человек. Корабли были оснащены двумя построенными по лицензии паровыми турбинами Parsons , каждая из которых приводила в движение два гребных вала, используя пар, вырабатываемый 24 котлами Бельвилля . [ 3 ] Эти котлы работали на угле и имели вспомогательные масляные распылители и были рассчитаны на мощность 28 000 лошадиных сил (20 594 кВт ; 27 617 л.с. ). [ 4 ] Корабли имели расчетную скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час). Корабли класса Курбе имели на борту достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность плавания 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 5 ]
Основная батарея класса «Курбе» состояла из двенадцати Canon de 305-миллиметровых (12 дюймов) Mle 1906–1910, 305-миллиметровых (12 дюймов) орудий установленных в шести двухорудийных башнях , с двумя парами сверхстрелковых башен в носовой и кормовой части надстройки , а также парой крыльевых башен. башни на миделе корабля . Их вторичное вооружение составляло двадцать две 138-миллиметровые (5,4 дюйма) пушки Canon de 1910 , которые были установлены в казематах корпуса. Были установлены четыре 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудия Canon de 1902 Hotchkiss , по два на каждом борте надстройки. Они также были вооружены четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 450 миллиметров (17,7 дюйма) , по паре на каждом борту. [ 4 ] и мог разместить под палубой 10 мин . кораблей ватерлинии Толщина составляла от 140 до 250 мм (от 5,5 до 9,8 дюйма), наибольшая толщина была на миделе корабля. Орудийные башни были защищены бронёй толщиной 250–360 миллиметров (9,8–14,2 дюйма), а казематы защищали 160-миллиметровые (6,3 дюйма) плиты. Изогнутая броневая палуба имела толщину 40 мм (1,6 дюйма) на плоской поверхности и 70 мм (2,8 дюйма) на внешних скатах. Боевая рубка имела толщину лицевой и боковых сторон 266 мм (10,5 дюйма). [ 6 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Жан Барт получил приказ 11 августа 1910 г. [ 7 ] и назван в честь капера Жана Барта . [ 8 ] Корабль был заложен 15 ноября 1910 года в Арсенале Бреста и спущен на воду 22 сентября 1911 года. Корабль был завершен 2 сентября 1913 года, его стоимость составила 60 200 000 франков , и 18 сентября он посетил Дюнкерк , место рождения своего тезки. Он был введен в состав флота 19 ноября вместе со своей сестрой Курбе . Они были приписаны к 1-й боевой дивизии ( 1ère Division de ligne ) 1-й боевой эскадрильи ( 1ère Escadre de ligne ) 1-й военно-морской армии ( 1ère Armée Navale ) в Тулоне в середине ноября. Жан Барт отправился в Брест 24 июня 1914 года, чтобы встретиться со своей сестрой Францией , которая еще не завершила свои испытания. Раймон Пуанкаре , президент Французской Республики , 16 июля прибыл на борт самолета Франции с государственным визитом в Санкт-Петербург , Россия . Встретив линейные крейсеры I немецкой разведывательной группы в Балтийском море по пути корабли прибыли в Кронштадт , 20 июля . Они совершили визит в порт Стокгольма , Швеция , 25–26 июля, но запланированный визит в Копенгаген , Дания , был отменен из-за роста напряженности между Австро-Венгрия и Сербия , корабли прибыли в Дюнкерк 29 июля. [ 9 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда 2 августа Франция объявила войну Германии, сестры находились в Бресте и той же ночью отправились в Тулон. (Испания) их встретил у берегов Валенсии 6-го числа Курбе и полудредноуты «Кондорсе» и «Верньо», потому что у Жана Барта были проблемы с 305-мм боеприпасами, а Франция еще не зарядила их. На следующий день корабли встретились с конвоем войск и сопроводили его в Тулон. [ 10 ]
Когда 12 августа Франция объявила войну Австро-Венгрии, вице-адмирал ( вице-амирал ) Огюстен Буэ де Лапейрер, ныне командующий военно-морскими силами союзников в Средиземном море , решил совершить вылазку в Адриатику с целью форсировать Австро-Венгерский флот дал бой. После встречи с небольшими британскими силами 15-го числа он приказал своим войскам разделиться с линкорами, направлявшимися в Отранто , Италия , в то время как броненосные крейсеры патрулировали у побережья Албании . Прежде чем две группы отошли очень далеко друг от друга, 16 августа было замечено несколько австро-венгерских кораблей, и флоту союзников удалось отрезать и потопить защищенный крейсер «Зента» у Антивари , хотя торпедному катеру «СМС Улан» удалось уйти. На следующий день Буэ де Лапейрер передал свой флаг Жану Барту . 1 сентября 1-я военно-морская армия подвергла кратковременному бомбардировке австро-венгерские береговые укрепления, защищавшие залив Каттаро , чтобы разрядить невыстреленные снаряды, оставшиеся в орудиях после затопления. Зента . Буэ де Лапейрер передал свой флаг Жана Барта Парижу вновь прибывшей сестре . 11 сентября За исключением нескольких проходов в Адриатику без происшествий, французские крупные корабли большую часть времени курсировали между греческим и итальянским побережьями. [ 11 ] предотвратить попытку австро-венгерского флота прорваться из Адриатики. [ 12 ]

Жан Бар был торпедирован 21 декабря австро-венгерской подводной лодкой U-12 у острова Сазан . Единственная торпеда попала в винный склад в носовой части , проделав дыру в отсеке. Корабль набрал 400 тонн (390 длинных тонн) воды, но смог добраться до греческого острова Кефалония , где был произведен временный ремонт. Он смог самостоятельно отправиться на Мальту для постоянного ремонта, который длился с 26 декабря по 3 апреля 1915 года. Эта атака подчеркнула опасность атак подводных лодок в ограниченных водах пролива и вынудила линкоры на юг патрулировать Ионическое море . Объявление Италией войны Австро-Венгрии 23 мая и решение Италии взять на себя ответственность за военно-морские операции на Адриатике позволили французскому флоту отойти либо на Мальту, либо в Бизерту , французский Тунис , для прикрытия заграждения в Отранто. В какой-то момент в течение года 47-мм пушки Жана Барта были установлены на наклонные установки, что позволило использовать их в качестве зенитных (зенитных) орудий . Позднее они были дополнены парой 75-мм (3 дюйма) орудия Mle 1891 G на зенитных установках. 27 апреля 1916 года французы начали использовать в качестве базы порт Аргостоли на греческом острове Кефалония. Примерно в это же время многие люди из экипажей линкоров были переведены на противолодочные корабли. В начале 1917 года французы начали использовать и греческий остров Корфу , но растущий дефицит угля сильно ограничивал возможности линкоров по выходу в море. [ 13 ] Ситуация была настолько плохой, что вице-адмирал Габриэль Дарье писал в 1917 году:
Военный потенциал Военно-морской армии , который уже сильно пострадал от нехватки личного состава и постоянных изменений в генеральном штабе, необходимо поддерживать частыми учениями, и хотя с марта по июнь мы смогли следовать нормальной схеме, угольный кризис в настоящее время не позволяет проводить любые маневры и артиллерийские тренировки, даже для кораблей, возвращающихся из ремонта. Большие корабли потеряли 50 процентов своих возможностей несколько месяцев назад. [ 14 ]
В 1918 году они были практически неподвижны, оставив Корфу лишь для обслуживания и ремонта. 1 июля Военно-морская армия была реорганизована: Жан Барт , Пэрис и Курбе вошли во 2-ю боевую дивизию 1-й боевой эскадры. [ 14 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]После Мудросского перемирия подписания 30 октября между союзниками и Османской империей корабль участвовал в оккупации Константинополя. В начале 1919 года Жан Бар был переброшен на Черное море для усиления французских войск, противостоящих большевикам . Через несколько дней после бомбардировки большевистских войск, наступавших на Севастополь 16 апреля, и вынудивших их отступить, ее уставший от войны экипаж ненадолго поднял мятеж 19 апреля , вдохновленный сторонниками социалистов и революционеров . На следующий день капитан Жана Барта смог восстановить порядок на своем корабле и собрал десант для патрулирования города. Французский экипаж все еще бунтовал, поэтому вице-адмирал Жан-Франсуаза-Шарль Аме , командующий кораблями в Черном море, надеялся снизить напряженность, удовлетворив требования мятежников об отпуске, позволив членам экипажа с историей хорошего поведения на берегу. . Моряки смешались с пробольшевистской демонстрацией, и смешанная группа столкнулась с вызовом роты греческой пехоты , которая открыла огонь. Демонстранты бежали и столкнулись Жана Барта , Десант который также обстрелял их. Всего было ранено около 15 человек, в том числе шесть моряков, один из которых позже скончался от ран. Делегатов других мятежных команд не допустили на борт, и мятеж прекратился, когда Амет согласился удовлетворить их главное требование — отвезти корабли домой. По ее возвращении трое членов экипажа были приговорены к тюремному заключению, хотя в 1922 году приговоры были смягчены в рамках сделки между премьер-министром Раймоном Пуанкаре и левыми партиями. [ 15 ]
Корабль вернулся в Тулон к 1 июля и был выведен в резерв. 10 февраля 1920 года 1-я военно-морская армия была расформирована и заменена Восточно-Средиземноморской эскадрой ( Escadre de la Méditerranée orientale ) и ее западным аналогом ( Escadre de la Méditerranée occidentale ); все Курбе были приписаны к 1-й боевой эскадрилье последнего подразделения, Курбе , Жан Барт и Пэрис - в 1-ю боевую дивизию, а Франция - во 2-ю боевую дивизию. Вице-адмирал Шарль Шарлье в это время командовал как 1-й дивизией, так и Западно-Средиземноморской эскадрой. Две эскадрильи были объединены в Средиземноморскую эскадру ( Escadre de la Méditerranée ) 20 июля 1921 года. В июне 1923 года 1-я боевая дивизия, включая Жана Барта , крейсировала у побережья Северной Африки, когда в Курбе произошел пожар в котельной . [ 16 ]
Жан Барт прошел первый из двух ремонтов в период с 12 октября 1923 года по 29 января 1925 года. Это включало замену одного комплекта из четырех котлов на котлы Дю Темпл, работающие на жидком топливе , и объединение двух ее передних воронок . Максимальный угол возвышения основного вооружения был увеличен с 12 ° до 23 °, что увеличило их максимальную дальность действия до 26 000 метров (28 000 ярдов). Ее существующие зенитные орудия были заменены четырьмя 75-мм зенитными орудиями Modèle 1918, длиной 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) и 1 метр (3 фута 3 дюйма) стереоскопические дальномеры а для зенитных орудий были установлены . Была установлена новая тренога-фок-мачта с постом управления огнем наверху, а носовая броня была снята, чтобы сделать ее более мореходной. Barr & Stroud FT. 2-метровые (6 футов 7 дюймов) дальномеры В октябре 1925 года для 14-см орудий были установлены [ 17 ]
В середине 1925 года корабль участвовал в маневрах в Атлантическом океане вместе с Курбе и Парижем , а затем совершил заходы в Сен-Мало , Шербур и многочисленные порты на атлантическом побережье Франции, прежде чем вернуться в Тулон 12 августа. Жан Бар был ненадолго переоборудован в период с 12 августа по 1 сентября 1927 года, а затем выведен из эксплуатации 15 августа 1928 года в рамках подготовки к обширной модернизации, которая началась 7 августа 1929 года. Это было гораздо более масштабным, чем ее предыдущий ремонт, поскольку все ее котлы были заменены или отремонтированы. и шесть ее первоначальных угольных котлов были заменены котлами Du Temple, работающими на жидком топливе. Жана Барта были Системы управления огнем комплексно модернизированы с установкой системы Сен-Шамон-Грана в директорно-диспетчерской вышке (ДКП) на вершине треножной мачты, а также заменены все ее оригинальные дальномеры, за исключением Дальномеры Barr & Stroud FT в турелях главного калибра. DCT был оснащен дальномером совпадений Barr & Stroud длиной 4,57 метра (15 футов) Model 1912 и дальномером. К DCT был добавлен 3-метровый (9 футов 10 дюймов) стереоскопический дальномер Zeiss для измерения расстояния между целью и брызгами снарядов. Дополнительные 4,57-метровые дальномеры Mle 1912 были установлены дуплексом на вершине боевой рубки и еще одним у основания грот-мачты . Поворотный дальномер Zeiss длиной 8,2 метра (26 футов 11 дюймов) был установлен на крыше передней сверхстрелковой башни вместо дальномера модели FT, а FT были установлены в новых наводках для вспомогательного вооружения. Корабельные зенитные орудия Mle 1918 были заменены на семь 75-мм орудий Canon de Modele 1922 и оснащены парой стереоскопических дальномеров OPL Model 1926 с большим углом наклона 3 метра (9 футов 10 дюймов), один наверху дуплексного блока. на крыше боевой рубки и один в кормовой надстройке. [ 18 ]
Модернизация была завершена 29 сентября 1931 года, и 1 октября «Жан Бар» вновь вступил в строй в качестве флагмана 2-й боевой дивизии под командованием контр-адмирала ( контре-амирала ) Эрве. она посетила порты Бизерты, Крита , Египта , Французского Ливана , Корфу и Греции Испытания ее оборудования продолжались до 13 февраля 1932 года, а затем в апреле и мае . Контр-адмирал Жан-Пьер Эстева сменил Эрве 1 августа, а с 10 октября по 24 ноября корабль был переоборудован в Тулоне, после чего он провел пять дней в на Аяччо Корсике . Жан Барт проходил учения в составе Средиземноморской эскадры в первой половине 1933 года и совершал визиты в порты Французской Северной Африки, Майорки , Испании и Касабланки , Французское Марокко . [ 19 ] После столкновения 6 августа с эсминцем Le Fortuné в гавани Тулона, повредившего корму последнего, [ 20 ] линкор находился в ремонте с 8 по 15 августа. С 20 апреля по 29 июня 1934 года Средиземноморская эскадра проводила обычные маневры и заходы в порты. 2-я боевая дивизия была расформирована 1 августа, и Жан Бар некоторое время служил флагманом эскадры. 1 ноября корабль был передан в состав Учебного отдела и служил школой кочегаров и связистов . Свой последний морской рейс она совершила 15 июня 1935 года. [ 21 ]

К тому времени ее состояние было настолько плохим, что считалось, что она не стоит затрат на третий ремонт, аналогичный тем, которые получили ее сестры. [ 22 ] Жан Барт был разоружен и разоружен в Тулоне начиная с 15 августа для службы в качестве жилого корабля для военно-морских школ в Тулоне. 1 января 1937 года он был переименован в «Океан» , чтобы освободить свое имя для использования новым «Ришелье» класса линкором «Жан Барт» , который тогда строился. Корабль был захвачен немцами в целости и сохранности 27 ноября 1942 года, когда они оккупировали Виши, Франция . [ 23 ] Немцы использовали ее для экспериментов в конце 1943 года с кумулятивными боеголовками, предназначенными для доставки Mistel композитными самолетами . Боеголовка массой 8000 фунтов (3600 кг) располагалась перед башнями главного калибра, броня ближайшей из которых была усилена дополнительной 100-миллиметровой (3,9 дюйма) пластиной. Высокоскоростная струя, образованная кумулятивным зарядом, пробила дополнительную броню, 300-миллиметровую (11,8 дюйма) броню торца башни, 360-миллиметровую заднюю броню, а также переднюю и заднюю часть кормовой башни, а также в надстройку, общая глубина 28 метров (92 фута). [ 24 ] Потоплена авиацией союзников в 1944 году. [ 4 ] и позже отправлен на слом, который начался 14 декабря 1945 года. [ 25 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Джордан и Каресс, стр. 139–140.
- ^ Дюма, с. 223
- ^ Джордан и Каресс, с. 143
- ^ Перейти обратно: а б с Уитли, с. 36
- ^ Дюма, с. 224
- ^ Джордан и Каресс, стр. 143, 150, 156–158.
- ^ Джордан и Каресс, с. 142
- ^ Сильверстоун, с. 101
- ^ Джордан и Каресс, стр. 142, 243–244.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 244, 254.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 244, 254–257.
- ^ Халперн, с. 19
- ^ Джордан и Каресс, стр. 258, 260, 274–275, 277, 280, 283.
- ^ Перейти обратно: а б Джордан и Каресс, с. 277
- ^ Массон, стр. 88–92, 96–97, 99.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 288–290.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 298–299, 302–303.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 299–303.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 291, 293.
- ^ Джордан и Мулен, с. 221
- ^ Джордан и Каресс, стр. 293–294.
- ^ Дюма, стр. 229.
- ^ Джордан и Каресс, стр. 294, 320.
- ^ Форсайт, стр. 80–81.
- ^ Дюма, с. 231
Библиография
[ редактировать ]- Дюма, Роберт (1985). «Французские дредноуты: класс Курбе водоизмещением 23 500 тонн». В Джоне Робертсе (ред.). Военный корабль . Том. IX. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 154–164, 223–231. ISBN 0-87021-984-7 . ОСЛК 26058427 .
- Форсайт, Роберт (2001). Мистель: Немецкие составные самолеты и операции, 1942–1945 гг . Кроуборо, Великобритания: Классические публикации. ISBN 1-903223-09-1 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Джордан, Джон и Каресс, Филипп (2017). Французские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-639-1 .
- Джордан, Джон и Мулен, Жан (2015). Французские эсминцы: Torpilleur d'Escadre и Contre-Torpilleur 1922–1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-198-4 .
- Массон, Филипп (2003). «Французские военно-морские мятежи, 1919 год» . В книге Белл, Кристофер М. и Эллеман, Брюс А. (ред.). Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Серия Касс: Военно-морская политика и история. Том. 19. Лондон: Фрэнк Касс. стр. 106–122 . ISBN 978-0-7146-5456-0 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюма, Роберт и Гиглини, Жан (1980). Французские линкоры водоизмещением ( 23 500 тонн на французском языке). Гренобль, Франция: Editions de 4 Seigneurs. OCLC 7836734 .