Jump to content

Французский протекторат Туниса

Координаты : 36 ° 50'00 "N 10 ° 09'00" E  /  36,8333 ° N 10,1500 ° E  / 36,8333; 10.1500
(Перенаправлено из Французского Туниса )

Французский протекторат Туниса
Французский протекторат Туниса   ( фр .)
Французский протекторат в Тунисе   ( араб .)
1881–1956
Гимн:  
  •   Тунис
  •   Французская колониальная империя в Африке перед Первой мировой войной
Статус Протекторат
Капитал Тунис
Общие языки
Религия
Demonym(s) тунисский
Правительство Конституционная монархия под защитой Франции
Джентльмен  
• 1859–1882 (первый)
Мухаммед III
• 1943–1956 (последний)
Мухаммед VIII
премьер-министр  
• 1881–1882 (первый)
Мохамед Хазнадар
• 1954–1956 (последний)
Тахар Бен Аммар
Генеральный резидент  
• 1885–1886 (первый)
Пол Камбон
• 1955–1956 (последний)
Роджер Сейду [а]
Историческая эпоха Межвоенный период
12 мая 1881 г.
20 марта 1956 г.
Валюта
Предшественник
Преемник
Княжество Тунис
Королевство Тунис
Сегодня часть Тунис

Французский протекторат Туниса (французский: Protectorat français de Tunisie ; арабский : французский протекторат в Тунисе аль-Химайя аль-Франсия фи Тунис ), официально Регентство Туниса [1] [2] [б] (Французский: Régence de Tunis ), обычно называемый просто Французским Тунисом , был основан в 1881 году, в эпоху Французской колониальной империи , и просуществовал до обретения Тунисом независимости в 1956 году.

Протекторат был установлен Бардоским договором от 12 мая 1881 года после военного завоевания . [5] несмотря на неодобрение итальянцев. [6] Это была часть Французской Северной Африки с Французским Алжиром и Протекторатом Марокко , а также в более широком смысле Французской Империи. [7] Суверенитет Туниса был еще более ограничен в 1883 году, бей только подписывал декреты и законы, подготовленные генеральным резидентом Франции в Тунисе. Правительство Туниса на местном уровне оставалось на месте и лишь координировало действия тунисцев и администраций, созданных по модели того, что существовало во Франции. Туниса Бюджет правительства был быстро очищен, что позволило запустить многочисленные программы строительства инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, порты, маяки, школы, больницы и т. д.), а реформы, проведенные в эпоху Бейлика , способствовали этому. [8] что полностью преобразовало страну, прежде всего, в пользу поселенцев, в основном итальянцев, число которых быстро росло. Было принято целое земельное законодательство, позволяющее приобретать или конфисковывать землю для создания участков колонизации, перепродаваемых французским колонистам.

Первая националистическая партия «Дестур » была создана в 1920, но в 1922 ее политическая активность резко снизилась. Однако тунисцы, получившие образование во французских университетах, возродили националистическое движение. В 1934 году была создана новая партия « Нео Дестур» , методы которой быстро показали свою эффективность. Полицейские репрессии лишь усилили мобилизацию тунисского народа. Оккупация страны в 1942 году Германией и свержение Монсеф-бея в 1943 году французскими властями усилили раздражение населения. После трех лет партизанской борьбы в 1955 году была предоставлена ​​внутренняя автономия. Протекторат был окончательно упразднен 20 марта 1956 года.

Контекст

[ редактировать ]
Портрет бея Мухаммада III Садика.
Тунис в 1843 году.

В 1859 году Тунисом правил бей Мухаммад III и могущественный премьер-министр Мустафа Хазнадар , который, по словам Весселинга, «дергал за ниточки с 1837 года». [9] Хазнадар был министром финансов и иностранных дел, ему помогали министры внутренних дел, обороны и военно-морской флот. В 1861 году Тунис получил конституцию с четким разделением министерских полномочий и обязанностей, но на практике Хазнадар был абсолютным сувереном. [9] Он проводил реформистскую политику, способствующую экономическому развитию, особенно направленную на улучшение инфраструктуры, связи и вооруженных сил. Однако тунисская экономика не приносила достаточных доходов для поддержания этих реформ. [8] Кроме того, центральная администрация была слабой. Сбор налогов был передан откупщикам, и только одна пятая часть доходов когда-либо попадала в национальную казну. Многие горные племена и кочевники пустыни жили квазинезависимо. Экономические условия ухудшились в 19 веке, поскольку иностранные флоты сдерживали корсаров, а засухи постоянно наносили ущерб производству зерновых и оливок. По соглашениям с иностранными торговцами, заключенным еще в XVI веке, таможенные пошлины были ограничены 3 процентами стоимости ввозимых товаров; тем не менее, продукция из-за границы, в первую очередь текстиль, наводнила Тунис и постепенно разрушила местную ремесленную промышленность.

В 1861 году премьер-министр Мустафа Хазнадар предпринял попытку модернизировать администрацию и увеличить доходы за счет удвоения налогов. Основным эффектом, который полностью ощущался только к 1864 году, стало широкомасштабное сельское восстание, сопровождавшееся большими трудностями для населения в целом. Правительству пришлось вести переговоры о новом кредите от иностранных банкиров. В 1867 году попытка получить деньги провалилась; государственных доходов было недостаточно для погашения ежегодных выплат процентов по государственному долгу. Тунис оказался на грани банкротства. Два года спустя Франция, Италия и Великобритания создали международную финансовую комиссию, чтобы разобраться в экономических проблемах Туниса и защитить интересы Запада. Их действия имели лишь частичный успех, в основном из-за сопротивления иностранных торговцев повышению таможенных сборов. В 1873 году Хазнадар снова предпринял реформы и выступил против широко распространенных финансовых злоупотреблений внутри бюрократии. Результаты поначалу были многообещающими, но неурожай и дворцовые интриги привели его к падению.

Бей правил Тунисом, южные границы которого были плохо определены по отношению к Сахаре. [9] На востоке находилась Триполитания , провинция Османской империи, которая стала практически независимой, пока султан Махмуд II не восстановил свою власть силой в 1835 году. [9] был Тунисский бей обеспокоен усилением османской власти на востоке и поэтому не был слишком расстроен в 1830 году, когда другая страна, Франция, обосновалась на его западных границах. По словам Весселинга, бек считал, что завоевание его страны Портой будет хуже, чем возможное завоевание Францией. [9]

В то время в Тунисе проживало чуть более миллиона жителей. Половина из них были оседлыми земледельцами, жившими в основном на северо-востоке, а другая половина — кочевыми пастухами, бродившими внутри страны. Было несколько городов, в том числе Тунис с населением почти 100 000 человек и Кайруан с населением 15 000 человек, где торговцы и ремесленники действовали активно, несмотря на то, что на них серьезно повлияла иностранная конкуренция. Традиционная текстильная промышленность Туниса не могла конкурировать с импортируемыми товарами из промышленно развитой Европы. В финансовом мире доминировали тунисские евреи , в то время как в Тунисе селилось все большее число европейцев, почти исключительно итальянцев и мальтийцев. В 1870 году их было 15 000. [10] Соответственно, экономическое положение тунисских горожан, возможно, и находилось в тяжелом положении, но оно процветало по сравнению с положением феллахов , крестьян, которые работали в условиях целой серии налогов и поборов. С 1867 по 1868 год неурожай, последовавший за ним голод и эпидемии холеры и тифа в совокупности унесли жизни около 20 процентов населения. [9]

Эти обстоятельства лишили правительство Туниса возможности, несмотря на все сборы и требования, собрать налоговые поступления, которые они считали необходимыми для модернизации Туниса.

Берлинский конгресс

[ редактировать ]
Берлинский конгресс Антона фон Вернера .

Берлинский конгресс, состоявшийся в 1878 году, был созван для реорганизации государств на Балканском полуострове после русско-турецкой войны 1877–78 годов , в которой победила Россия .

На Конгрессе были также понятны договоренности, например, со стороны Германии и Великобритании , согласно которым Франции будет разрешено включить Тунис. Италии была обещана Триполитания на территории, которая стала Ливией. Великобритания поддерживала французское влияние в Тунисе в обмен на собственный протекторат над Кипром (недавно «купленным» у османов) и сотрудничество Франции в отношении националистического восстания в Египте .

Тем временем, однако, итальянская компания, очевидно, купила железнодорожную линию Тунис-Гулет-Марса ; тем не менее, французская стратегия помогла обойти эту и другие проблемы, созданные значительной колонией тунисских итальянцев. Прямые попытки французов договориться с беем о въезде в Тунис провалились. Франция выжидала, пытаясь найти причины, оправдывающие выбор времени для превентивного удара, который сейчас активно обдумывается. Итальянцы назвали бы такую ​​забастовку « Скиаффо ди Туниси» . [11]

Пощечина Туниса

[ редактировать ]

Италия проявляла большой интерес к Тунису, по крайней мере, с начала 19 века, и ненадолго вынашивала идею вторжения в страну в 1860-х годах. [12] Итальянский язык был лингва-франка тунисской дипломатии вплоть до XIX века, а также различных общин эмигрантов в Тунисе, которые не говорили по-арабски. [13]

Бенедетто Кайроли, премьер-министр, получивший пощечину Туниса и вынужденный уйти со своего поста.

По этой причине первой внешнеполитической целью правительства Бенедетто Кайроли была колонизация Туниса , к которой стремились и Франция, и Италия. Кайроли, как и до него Агостино Депретис , никогда не собирался приступать к оккупации, будучи в целом враждебным по отношению к милитаристской политике. [14] Однако они полагались на возможное противодействие Великобритании расширению французской сферы влияния в Северной Африке (в то время как Лондон враждебно относился к единственной стране, контролирующей весь Сицилийский пролив ). [15]

В начале 1881 года Франция решила провести военную интервенцию в Тунисе. Мотивы этого действия были представлены Жюлем Ферри , который утверждал, что итальянцы не стали бы возражать против этого, поскольку за несколько недель до того, как Франция согласилась на возобновление итало-французского торгового договора, Италия все еще выплачивала долги, заключенные с Францией , и в первую очередь именно Италия была политически изолирована, несмотря на ее попытки по отношению к Германской империи и Австро-Венгрии (Ферри подтвердил, что именно Отто фон Бисмарк пригласил Париж действовать в Тунисе, уточнив, что в случае действий Германия не выдвинула бы возражений. [16] готовился двадцатитысячный экспедиционный корпус Пока в Италии шли споры о достоверности известий о возможной акции французов в Тунисе, в тулонском арсенале . 3 мая французский контингент численностью две тысячи человек высадился в Бизерте , а 11 мая за ним последовали остальные силы. [17] Этот эпизод дал скрытое подтверждение политической изоляции Италии и возобновил полемику, которая последовала за Берлинским конгрессом три года назад. События, по сути, продемонстрировали нереализуемость внешней политики Кайроли и Депретиса , невозможность союза с Францией и необходимость сближения с Берлином и Веной , хотя бы и obtorto collo .

Однако такую ​​инверсию внешней политики последнего десятилетия не могли возглавить одни и те же люди, и Бенедетто Кайроли ушел в отставку 29 мая 1881 года, избежав таким образом того, что Камера открыто ему не доверяет; с тех пор он де-факто исчез с политической сцены. Итальянцы назвали эти события « Schiaffo di Tunisi» (буквально «Пощечина Туниса »).

После установления французского протектората итальянские иммигранты в Тунисе выразили протест и создали серьезные трудности для Франции. Однако постепенно проблема была решена, и позже иммигранты смогли выбрать французское гражданство и воспользоваться теми же преимуществами, что и французские колонисты. Итало-французские отношения оказались под угрозой разрыва . Среди гипотез, выдвигаемых итальянским военным штабом, возможное вторжение на Итальянский полуостров французских войск. не исключалось [18]

Завоевание

[ редактировать ]

Первая кампания

[ редактировать ]
Бреар, генерал, возглавивший первую кампанию.

Под предлогом пограничных инцидентов между алжирским племенем Улед Нахд и тунисским племенем Крумирс 30 и 31 марта 1881 года французское правительство во главе с Жюлем Ферри решило послать отряд из 24 000 солдат под командованием генерала Леонара-Леопольда. Форжемоль-де-Босткенар на границе Туниса и французского Алжира .

24 апреля 1881 года французские войска вошли в Тунис с севера ( Табарка ), центр Крумирие и Сакиет-Сиди-Юсеф . [19] Табарка была захвачена 26 апреля. [20] а также Ле Кеф в тот же день. Затем три армии смогут объединиться, чтобы уничтожить горные племена, которые сопротивлялись до 26 мая. [21]

Воодушевленный инерцией тунисской армии, которая не предприняла никаких действий для защиты города Ле-Кеф от нападения французов, Жюль Ферри решил послать 6000 солдат под командованием генерала Жюля Эме Бреара , чтобы высадиться в Бизерте с 1 мая. 1881. Город не оказал сопротивления, и 8 мая военные силы двинулись по дороге на Тунис . 12 мая французские солдаты расположились лагерем в Ла-Манубе , недалеко от дворца Бардо .

Договор Бардо

[ редактировать ]
Бардоский договор от 12 мая 1881 года.

В 16:00 в сопровождении двух гусарских эскадронов Бреар предстал перед дворцом бея в сопровождении всего своего штаба и большинства старших офицеров. Тунисские солдаты почтили их. Их проводят в гостиную, где Садок-бей и французский консул Теодор Рустан их ждут . Опасаясь свержения и замены своим братом Тайебом беем, монарх подписал договор в 19:11. Однако ему удалось не допустить входа французских войск в столицу. [22]

Этим текстом Франция лишила Тунисское государство права активной миссии, поручив дипломатическим и консульским агентам Франции в зарубежных странах защиту интересов Туниса и граждан Бейлика. Что касается бея, то он больше не может заключать никаких актов международного характера, не проинформировав предварительно французское государство и не получив его разрешения. По этому договору Франция также обязалась обеспечить долговечность монархического режима и сохранить статус бея как суверена и главы государства; В статье 3 указывалось, что правительство Французской Республики обязуется оказывать постоянную поддержку Его Высочеству бею Туниса в случае любой опасности.

Последние выстрелы прозвучали 26 мая, в результате чего погибли 14 французских солдат и неизвестное количество тунисцев. [23]

Вторая кампания

[ редактировать ]
Битва при Сфаксе в 1881 году.

Возвращение во Францию ​​половины вооруженных сил побудило страну взяться за оружие. Сигнал к восстанию был подан Сфаксом 27 июня. Местные власти были разбиты, и европейцам пришлось эвакуировать терпящий бедствие город. Восстание было подавлено морскими пехотинцами Средиземноморской эскадры, которые вернули город 16 июля после четырех часов уличных боев, а также Габесом 30 июля.

Вся страна подражала примеру сфаксианцев. В августе Кайруан был захвачен повстанцами.

Военный лагерь Кеф осаждали 5000 боевиков под предводительством вождя племени Улед Айар Али Бен Аммара. Около Хаммамета французские военные силы подверглись преследованиям со стороны 6000 повстанцев в период с 26 по 30 августа и потеряли 30 солдат. Европейские мирные жители не были пощажены. 30 сентября станция Уэд Зарга подверглась нападению, девять сотрудников были убиты. После этой резни 7 октября Тунис был оккупирован французскими войсками, чтобы успокоить иностранное население.

Войска отправляются в качестве подкрепления из Французского Алжира. 26 октября Кайруан был отбит у повстанцев французскими войсками. Бойцы Бен-Аммара были разгромлены 22 октября; последние сопротивляющиеся были окружены 20 ноября. Последние бои прекращаются в конце декабря 1881 года. [24]

Первая страница договора Бардо

На северо-западе Туниса племя Хрумир время от времени совершало набеги на окружающую сельскую местность. Весной 1881 года они совершили набег через границу во Французский Алжир, напав на алжирское племя Улед-Небед. 30 марта 1881 г. французские войска столкнулись с рейдерами. [25] Под предлогом droit de poursuite (права преследования) Франция в ответ вторглась в Тунис, отправив армию численностью около 36 000 человек. Их наступление на Тунис было быстро осуществлено, хотя сопротивление племен на крайнем юге и в Сфаксе продолжалось до декабря. [26]

Вскоре бей был вынужден смириться с французской оккупацией страны, подписав первый из серии договоров. Эти документы предусматривали, что бей останется главой государства, но при этом французам будет предоставлен эффективный контроль над значительной частью управления Тунисом в форме протектората . [27]

Имея собственные существенные интересы в Тунисе, Италия выразила протест, но не пошла на конфронтацию с Францией. Таким образом, Тунис официально стал французским протекторатом 12 мая 1881 года, когда правящий Садик-бей (1859–1882) подписал Бардоский договор (Аль-Каср как Саид). Позже, в 1883 году, его младший брат и преемник Али-бей подписал Конвенцию аль-Марса.

Французский протекторат (1881–1956)

[ редактировать ]
Первая страница Конвенции Ла Марса .

Франция не расширяла свои владения Магриба за пределы Алжира в течение полувека. Следующим регионом расширения в начале 1880-х годов стал Тунис. Имея площадь в 155 000 квадратных километров, Тунис был небольшим призом, но имел стратегическое значение, располагаясь за границей с Алжиром и всего в 150 километрах от Сицилии ; Тунис предлагал хорошие портовые сооружения, особенно в Бизерте . Франция и Италия, а также Великобритания насчитывали значительные общины экспатриантов в Тунисе и имели там консульства. Галстуки также были коммерческими; Франция предоставила Тунису крупный кредит в середине 19 века и имела торговые интересы.

Возможность захватить контроль над Тунисом появилась после русско-турецкой войны (1877–1878) . Париж не действовал немедленно; Французский парламент по-прежнему придерживался антиколониальных настроений, и никакое общественное мнение не потребовало захвата Туниса. Несколько событий побудили Францию ​​к действию. В 1880 году британские владельцы железной дороги, связывавшей Тунис с побережьем, выставили свою компанию на продажу. Итальянский концерн успешно претендует на приобретение предприятия, в результате чего Франция обеспокоена возможным вмешательством Италии . Другой инцидент, также произошедший в 1880 году, касался продажи бывшего премьер-министра Туниса земли площадью 100 000 гектаров. Переговоры включали в себя сложные договоренности, направленные на предотвращение преимущественного права продажи правительством бея или владельцами прилегающих участков земли. Французский консорциум, покупавший недвижимость, считал, что сделка завершена, но гражданин Великобритании, якобы представляющий соседних землевладельцев, воспрепятствовал продаже и оккупировал землю (правда, не заплатив за нее). Судья, посланный Лондоном для расследования, обнаружил, что британский покупатель действовал от имени правительства бея и итальянских бизнесменов; более того, он обнаружил, что британец использовал мошенничество, чтобы заявить о своих правах. Продажа была отменена, и недвижимость досталась французским покупателям. Париж выступил в защиту французских претензий, а Лондон и Берлин мягко предупредил, что, если Франция не предпримет никаких действий, они могут пересмотреть свое решение о французской оккупации.

Французские дипломаты изо всех сил пытались убедить без энтузиазма парламентариев и бюрократов, все время выискивая новый инцидент, который мог бы ускорить интервенцию. В марте 1881 года набег тунисских племен Хрумир через границу с Алжиром привел к гибели нескольких алжирцев и четырех французов, что послужило предлогом для французов. [28] К середине апреля французские войска высадились в Тунисе и 12 мая 1881 года вынудили бея Мухаммада III ас-Садика подписать Бардоский договор, предоставляющий Франции протекторат над Тунисом. Хотя солдатам потребовалось время до мая 1882 года, чтобы оккупировать всю страну и подавить сопротивление, Тунис стал новым французским владением. Германия и Великобритания хранили молчание; Италия была возмущена, но бессильна. Французское общественное мнение в значительной степени поддержало его, и Бардоский договор был принят лишь при одном голосе против в Палате депутатов и единогласно в Сенате . [29]

Статус Туниса как протектората отличался от статуса Алжира. Бей остался на посту главы государства, а Тунис считался номинально независимым, в то время как существующие договоры с другими государствами оставались в силе. Однако Франция взяла под свой контроль внешнюю политику и финансы Туниса и сохранила за собой право размещать военные войска на своей территории. [29]

Организация и администрация

[ редактировать ]
Поль Камбон, первый генеральный резидент Туниса.

, Марсийские конвенции подписанные в 1883 году беем Али Муддатом ибн аль-Хусейном , официально установили французский протекторат. Он лишил бея Туниса контроля над внутренними делами, обязав его провести административную, судебную и финансовую реформу, продиктованную Францией. [30]

В книге «Тунис: перекресток исламского и европейского мира » Кеннет Дж. Перкинс пишет: «Камбон тщательно сохранял видимость суверенитета Туниса, одновременно изменяя административную структуру, чтобы дать Франции полный контроль над страной и превратить бейликальное правительство в пустую оболочку, лишенную значимого смысла». полномочия». [30]

Французские чиновники использовали несколько методов для контроля над правительством Туниса. Они призывали бея назначать членов доколониальной правящей элиты на такие ключевые посты, как премьер-министры, поскольку эти люди были лично лояльны бею и следовали его примеру, не оказывая сопротивления французам. [31] В то же время правители добились увольнения тунисцев, которые поддержали восстание 1881 года или иным образом выступали против расширения французского влияния. [31] Француз занимал должность генерального секретаря правительства Туниса, должность, созданную в 1883 году для консультирования премьер-министра и надзора за работой бюрократии. Французские эксперты, подотчетные только Генеральному секретарю и Генеральному резиденту, управляли и укомплектовывали персоналом эти правительственные учреждения, называемые техническими службами, которые занимались финансами, общественными работами, образованием и сельским хозяйством. [31] Чтобы помочь ему осуществить реформы, упомянутые в Конвенциях Ла-Марсы , генеральный резидент имел право издавать исполнительные указы, превращая бея не более чем в номинального главу. [31]

Для консультирования генерального резидента в 1891 году была учреждена консультативная конференция, представляющая французских колонистов. [32] и расширен за счет включения в него назначенных представителей Туниса в 1907 году. [33] С 1922 по 1954 год тунисские делегаты на Тунисской консультативной конференции избирались непрямым путем. [34]

Местное самоуправление

[ редактировать ]
Азиз Буаттур, премьер-министр Туниса под протекторатом Франции.

Французские власти оставили структуру местного самоуправления нетронутой, но разработали механизмы его контроля. Каиды , примерно соответствующие губернаторам провинций, были наиболее важными фигурами в местной администрации. [31] В начале существования протектората около шестидесяти из них отвечали за поддержание порядка и сбор налогов в округах, определяемых либо племенной принадлежностью, либо географическими границами. Центральное правительство назначало каидов , обычно выбирая человека из крупной семьи племени или района, чтобы обеспечить уважение и авторитет. Ниже каидов стояли шейхи — вожди племен, деревень и городских кварталов. Центральное правительство также назначало их, но по рекомендации каидов. [31] После французского вторжения большинству каидов и шейхов было разрешено сохранить свои посты, и поэтому немногие из них сопротивлялись новым властям. [31]

Чтобы внимательно следить за событиями за пределами столицы, новые правители Туниса организовали гражданские контролеры. Эти французские чиновники на местном уровне повторяли работу генерального резидента, внимательно контролируя каидов и шейхов. [31] После 1884 года сеть гражданских контролеров охватила администрацию каидов по всей стране, за исключением крайнего юга. Там, из-за более враждебного характера племен и слабой власти центрального правительства, эту обязанность выполняли военные офицеры, составляющие Службу разведки (Service des Renseignements ). [31] Сменявшие друг друга генерал-резиденты, опасаясь склонности солдат к прямому правлению – что противоречило официальному французскому мифу о том, что тунисцы продолжают управлять Тунисом – старались взять Службу благоустройства под свой контроль, наконец сделав это в конце века. [31]

Укрепление обремененной долгами казны Туниса было одним из главных приоритетов Камбона. В 1884 году Франция гарантировала тунисский долг, открыв путь к прекращению удушающей хватки Комиссии по международному долгу над финансами Туниса. В ответ на давление Франции правительство бея снизило налоги. Французские чиновники надеялись, что их тщательный мониторинг процедур начисления и сбора налогов приведет к созданию более справедливой системы и будет стимулировать возрождение производства и торговли, что принесет больше доходов государству. [35]

Судебная система

[ редактировать ]

В 1883 году были введены французские законы и суды; после этого французское законодательство распространялось на всех жителей Франции и иностранных граждан. Другие европейские державы согласились отказаться от консульских судов, которые они поддерживали для защиты своих граждан от тунисской судебной власти. Французские суды также рассматривали дела, в которых один истец был тунисцем, а другой европейцем. [35] Власти протектората не предприняли никаких попыток изменить мусульманские религиозные суды, в которых судьи, или кади, обученные исламскому праву, рассматривали соответствующие дела. [35] В столице под надзором Франции действовал бейликальный суд, рассматривавший уголовные дела. В 1896 г. аналогичные суды были учреждены в провинциях, также под надзором Франции.

Образование

[ редактировать ]
Франко-тунисская школа в Ле-Кефе, 1930-е годы.

Протекторат привнес новые идеи в образование. Французский директор государственного образования курировал все школы Туниса, в том числе религиозные. По словам Перкинса, «многие колониальные чиновники считали, что современное образование заложит основу для гармоничных франко-тунисских отношений, предоставив средство преодоления разрыва между арабо-исламской и европейской культурой». [35] В более прагматичном ключе школы, преподающие современные предметы на европейском языке, могли бы подготовить кадры тунисцев с навыками, необходимыми для укомплектования растущей правительственной бюрократии. Вскоре после создания протектората Управление народного образования создало унитарную школьную систему для французских и тунисских учеников, призванную сблизить два народа. Французский язык был языком обучения в этих франко-арабских школах, и их учебная программа имитировала школьную программу метрополии Франции . Франкоязычные студенты, которые их посещали, изучали арабский язык как второй язык. Этническое смешение редко происходило в городских школах, где начальные школы продолжали управляться различными религиозными конфессиями. Франко-арабские школы добились несколько большего успеха в сельской местности, но никогда не принимали более пятой части подходящих учащихся Туниса. На вершине современной системы образования находился колледж Садики , основанный Хайреддином-пашой . Прием в Садики регулировался высокими конкурсными экзаменами, и его выпускникам почти гарантировались государственные должности. [36]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Схематическая карта Туниса во время кампании 1942–1943 гг.

Многие тунисцы были удовлетворены поражением Франции от Германии в июне 1940 года. [37] но националистические партии не получили никакой существенной выгоды от падения Франции. Несмотря на свое намерение положить конец французскому протекторату, прагматичный лидер независимости Хабиб Бургиба не имел желания менять контроль над Французской Республикой на контроль фашистской Италии или нацистской Германии , чьи государственные идеологии он ненавидел. [38] Он опасался, что сотрудничество с Осью принесет краткосрочную выгоду ценой долгосрочной трагедии. [38] После Второго Компьенского перемирия между Францией и Германией правительство Виши маршала Филиппа Петена направило в Тунис в качестве нового генерального резидента адмирала Жан-Пьера Эстева , который не собирался допускать возрождения тунисской политической деятельности. аресты Тайеба Слима и Хабиба Тамера, центральных фигур в политбюро партии Нео-Дестур Результатом такого подхода стали .

Бей Мухаммад VII аль-Мунсиф двинулся к большей независимости в 1942 году, но когда страны Оси были изгнаны из Туниса в 1943 году, « Свободная Франция» обвинила его в сотрудничестве с правительством Виши и свергла его.

Свержение бея

[ редактировать ]
Портрет Мухаммеда VII аль-Мусифа .

Вступление Мухаммеда VII на престол 19 июня 1942 года стало неожиданностью для тунисцев. Он был очень популярен с тех пор, как в апреле 1922 года убедил своего отца защитить Дестура . Он имел репутацию человека, близкого к народу. С 10 августа он, не колеблясь, вступил в конфликт с Жан-Пьером Эстевой , представив ему меморандум, объединяющий 16 требований, вдохновленных его друзьями-националистами. 15 сентября правительство Виши направило в ответ монарху отмену недопустимости. 12 октября его гнев вызвало отсутствие тунисцев среди французских руководителей администрации.

Окончание Второй мировой войны означает возвращение в силу французского протектората в Тунисе. Первой жертвой стал Монсеф-бей, который воспользовался ослаблением французов для пропаганды тунисского дела. Мало кто подозревается в сотрудничестве с державами Оси , его можно винить только за награды, врученные 12 апреля немецким и итальянским генералам. Однако он был свергнут указом генерала Свободной Франции Анри Жиро 13 мая 1943 года и сослан в Лагуат на франко-алжирском юге.

Его сменил Ламин-бей , который принял трон, несмотря на условия, при которых его предшественник был вынужден отречься от престола. Отвергнутый значительной частью тунисского населения, он обрел легитимность только после смерти Монсефа 1 сентября 1948 года, которая положила конец надеждам тунисцев на возвращение националистического бея на трон.

Независимость

[ редактировать ]
Хабиб Бургиба выступает с речью в Бизерте, 1952 год.

Деколонизация оказалась длительным и противоречивым делом. В Тунисе националисты потребовали возвращения свергнутого бея и институциональной реформы. [39] В 1945 году две партии Дестура присоединились к другим диссидентским группам, чтобы подать прошение об автономии. В следующем году Хабиб Бургиба и партия Нео-Дестур изменили свою цель на независимость. Опасаясь ареста, Бургиба провел большую часть следующих трех лет в Каире , где в 1950 году он издал манифест из семи пунктов, требующий восстановления суверенитета Туниса и выборов национального собрания. [39] Примирительное французское правительство признало желательность автономии, хотя и предупредило, что это произойдет только в неопределенный момент в будущем; Париж предложил Франции и Тунису «совместный суверенитет» над протекторатом. Соглашение, подписанное в следующем году и предоставлявшее расширенные полномочия тунисским чиновникам, не удовлетворило националистов и возмущенных поселенцев. Новые премьер-министры Франции заняли более жесткую позицию и держали Бургибу под домашним арестом с 1951 по 1954 год. [39]

Всеобщая забастовка 1952 года привела к ожесточенному противостоянию между французами и тунисцами, включая партизанские нападения националистов. Еще одно изменение во французском правительстве, назначение Пьера Мендес-Франса премьер-министром в 1954 году, привело к возврату к более мягким подходам. Международные обстоятельства – поражение Франции в Первой Индокитайской войне и восстание в Алжирской войне – стимулировали усилия Франции по быстрому и мирному решению тунисского вопроса. В своей речи в Тунисе Мендес-Франс торжественно провозгласил автономию тунисского правительства, хотя Франция сохранила контроль над существенными сферами управления. В 1955 году Бургиба с триумфом вернулся в Тунис. В то же время был прекращен французский протекторат над Марокко , что проложило путь к независимости Туниса, поскольку деколонизация набирала обороты. В следующем году французы отменили пункт Бардоского договора , устанавливавшего протекторат в 1881 году, и признали независимость Королевства Тунис. при Мухаммеде VIII аль-Амине 20 марта. [40]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ как Верховный комиссар
  2. ^ Название «Регентство Туниса» было сохранено из Османского Туниса , где тунисский бей номинально был принцем-регентом османского султана ; [3] этот термин продолжал использоваться как де-юре название протектората. [4]
Примечания
Ссылки
  1. ^ Территории, находящиеся в зоне ответственности Управления по делам Ближнего Востока и Африки . Государственный департамент США . Отдел исследований Ближнего Востока и Африки, Управление разведывательных исследований . 1949. с. 1.
  2. ^ Герберт Тредвелл Уэйд, изд. (1927). «Тунис» . Новый международный ежегодник . Додд Мид и компания. п. 733. Правительство, известное как Регентство Туниса, находится в ведении Министерства иностранных дел Франции.
  3. ^ Несамоуправляющиеся территории . Том. 2. Комитет Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по информации о несамоуправляющихся территориях. 1950. с. 120 сн 27.
  4. ^
  5. ^ Холт и Чилтон 1918 , с. 220-221.
  6. ^ Линг 1960 , с. 398-99.
  7. ^ Балч, Томас Уильям (ноябрь 1909 г.). «Французская колонизация в Северной Африке». Американский обзор политической науки . 3 (4): 539–551. дои : 10.2307/1944685 . JSTOR   1944685 . S2CID   144883559 .
  8. ^ Jump up to: а б Весселинг 1996 , стр. 22–23
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Весселинг 1996 , с. 22
  10. ^ Ганиаге 1985 , стр. 174–75.
  11. ^ Итальянцы в Тунисе (и Магрибе)
  12. ^ Линг 1960 , с. 399.
  13. ^ Триулзи 1971 , с. 155-158; 160–163.
  14. В августе и снова в октябре 1876 года австро-венгерский министр Дьюла Андраши предположил итальянскому послу Робиланту , что Италия могла оккупировать Тунис, но Робилант отклонил приглашение и получил утешение в этом отношении от своего министра иностранных дел: Уильяма Л. Лангер, Европейские державы и французская оккупация Туниса, 1878–1881 гг., I , The American Historical Review, Vol. 31, № 1 (октябрь 1925 г.), с. 60.
  15. ^ Рене Альбрехт-Карри , «Дипломатическая история Европы 1815–1968», Editori Laterza, Бари-Рома, 1978, стр. 209–210.
  16. ^ Антонелло Батталья, Итало-французские отношения и линии трансальпийского вторжения (1859–1882) , Nuova Cultura, Рим, 2013, стр. 41–42.
  17. ^ Антонелло Батталья, Итало-французские отношения и линии трансальпийского вторжения (1859–1882) , Nuova Cultura, Рим, 2013, с. 43.
  18. ^ Антонелло Батталья ( Римский университет Сапиенца ), Итало-французские отношения и линии трансальпийского вторжения (1859–1882) , Nuova Cultura, Рим, 2013, стр. 45–46.
  19. ^ Камиль Мифор, Бои при Кефе в 1881 году, когда Тунис стал французским , изд. MC-Editions, Карфаген, 2014, с. 49.
  20. ^ Хачеми Каруи и Али Маджуби, Когда солнце взошло на западе , изд. Cérès Productions, Тунис, 1983, с. 80.
  21. ^ Военное министерство, Военная экспедиция в Тунис. 1881–1882 , изд. Анри-Шарль Лавозель, Париж, 1898 г., с. 42
  22. ^ д'Эстурнель де Констант 2002 , с. 167.
  23. ^ Люк Галлио, Очерк о брюшном тифе, наблюдавшемся во время тунисской экспедиции , изд. Типография Charaire et fils, Со, 1882, с. 7.
  24. ^ д'Эстурнель де Констант 2002 , с. 221-225.
  25. ^ Генерал Р. Хюр, стр. 173 «L'Armee d'Afrique 1830–1962», Шарль-Лавозель, Париж-Лимож, 1977 г.
  26. ^ Генерал Р. Хюр, стр. 175 «L'Armee d'Afrique 1830–1962», Шарль-Лавозель, Париж-Лимож, 1977 г.
  27. ^ Генерал Р. Хюр, стр. 174 «L'Armee d'Afrique 1830–1962», Шарль-Лавозель, Париж-Лимож, 1977 г.
  28. ^ Линг 1960 , с. 406.
  29. ^ Jump up to: а б Линг 1960 , с. 410.
  30. ^ Jump up to: а б Перкинс 1986, с. 86.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Перкинс 1986, с. 87.
  32. ^ Арфауи Хемаис, Политические выборы в Тунисе с 1881 по 1956 год , изд. L'Harmattan, Париж, 2011 г., стр. 20–21.
  33. ^ Родд Балек, Тунис после войны , изд. Публикация Комитета Французской Африки, Париж, 1920–1921, стр.373.
  34. ^ Арфауи Хемаис, соч. цит. , стр. 45–51.
  35. ^ Jump up to: а б с д Перкинс 1986, с. 88.
  36. ^ Перкинс 1986, стр. 88–89.
  37. ^ Перкинс 2004, с. 105.
  38. ^ Jump up to: а б Перкинс 1986, с. 180.
  39. ^ Jump up to: а б с Олдрич 1996, с. 289.
  40. ^ Олдрич 1996, с. 290.
Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

36 ° 50'00 "N 10 ° 09'00" E  /  36,8333 ° N 10,1500 ° E  / 36,8333; 10.1500

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9c661d4f6721e076afd37aee8cb28df__1715701260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/df/c9c661d4f6721e076afd37aee8cb28df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French protectorate of Tunisia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)