История раннего Туниса
История Туниса |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Заселение человеком Североафриканского региона началось более миллиона лет назад. [ нужна ссылка ] . Останки человека прямоходящего в период среднего плейстоцена были найдены в Северной Африке. , Считается, что берберы которые, как правило, на много тысячелетий предшествовали финикийцам и основанию Карфагена , возникли в результате социальных событий, сформированных слиянием нескольких более ранних народов, то есть капсийской культуры , событий, которые в конечном итоге составили их этногенез . После этого берберы жили как независимый народ в Северной Африке, включая Тунисский регион.
О самых далеких доисторических эпохах разрозненные сведения проливают довольно смутный свет. Также неясна последующая «доберберская» ситуация, которая позже превратилась в случаи берберского происхождения и раннего развития. Однако берберские языки указывают на особую, древнюю перспективу. Эта область исследования дает предлагаемую реконструкцию отдаленных тысячелетий предыстории берберов и понимание древних культурных и родословных связей тунисских берберов - не только с их соседними братьями-берберами, но и с другими, более отдаленными народами.
Доисторическое, конечно, плавно переходит в самое раннее историческое. Первая встреча финикийцев и берберов произошла далеко к востоку от Туниса, задолго до возвышения Карфагена: вторжением в Финикию в десятом веке руководил фараон берберо-ливийской династии (XXII) Древнего Египта .
В Магрибе первые письменные упоминания о берберах начинаются с региона Туниса, непосредственно перед основанием там Карфагена. К сожалению, сохранившихся пунических сочинений очень мало, если не считать погребальных и вотивных надписей; остатки древнего берберского письма также ограничены. Самые ранние письменные сообщения исходят от более поздних греческих и римских авторов. На основании открытия архаичной материальной культуры и подобных писаний можно в некоторой степени предположить, что это ранняя берберская культура, общество и религия.
Тунис оставался ведущим регионом проживания берберских народов на протяжении всей Пунической эпохи (и римской, и исламской). Здесь представлены современные комментарии и реконструкции, касающиеся их древнего образа жизни, домашней культуры и социальной организации, включая племенные конфедерации. Доказательства получены из различных артефактов, поселений и захоронений, надписей и исторических сочинений; Дополнительные взгляды выводятся дисциплинами, изучающими генетику и лингвистику.
Люди ранней Северной Африки
[ редактировать ]Фараоны, связанные с Египтом через Тунис
[ редактировать ]Свидетельства проживания в североафриканском регионе предков человека были обнаружены на протяжении одного или двух миллионов лет, но они не могут соперничать с самыми древними находками в Южной и Восточной Африке. [1] Останки человека прямоходящего во время среднего плейстоцена , около 750 тысяч лет назад (тысячи лет назад), были найдены в Северной Африке. Это было связано с изменением использования инструментов ранними гоминидами с камнерубов на ручные топоры. [2]
миграция из Южной и Восточной Африки, начиная с 100 тыс. лет назад, привела к созданию нынешних популяций людей во всем мире. Считается, что [3] Кавалли-Сфорца включает берберское население в гораздо более крупную генетическую группу , в которую также входят выходцы из Юго-Восточной Азии, иранцы, европейцы, сардинцы, индейцы, индейцы Юго-Восточной Азии и саамы. [4]
«[По] определению, доисторическая археология имеет дело только с заранее написанными источниками, так что вся предыстория анонимна». Следовательно, «это неизбежно в основном связано с материальной культурой», такой как «каменные орудия, бронзовое оружие, фундаменты хижин, гробницы, прогулки по полям и тому подобное». ... «У нас нет возможности изучить моральные и религиозные представления доисторических горожан...». [5]
Что касается свидетельств предыстории, очень отдаленные эпохи часто дают ключ к разгадке только в отношении физической антропологии , т. е. биологических остатков человеческой эволюции. Обычно в последующие тысячелетия постепенно раскрывается все больше и больше культурной информации, но в отсутствие письменных источников она в основном ограничивается «материальной культурой». В целом культурные данные считаются гораздо более убедительным свидетельством доисторического поведения человека и общества, чем свидетельства только о физических человеческих останках. [6]
Однако доступные культурные данные о предыстории человечества, полученные на основе материальных артефактов, слишком часто напрямую касаются «второстепенных вещей». Он является ограниченным источником информации о более тонких деталях архаичного человеческого общества – этических нормах, индивидуальных дилеммах – по сравнению с данными письменных источников. «Когда доисторики говорят об идеях и идеалах людей, прежде чем писать, они строят догадки — разумные догадки людей, наиболее квалифицированных для их создания, но, тем не менее, догадки». [7] [8]
Возможно, самая значительная доисторическая находка во всем мире касается событий, связанных с неолитической революцией . Затем у людей развились значительные скачки когнитивных способностей . Свидетельства существования искусства и выразительных артефактов, датируемых примерно 10–12 тысячелетием назад , демонстрируют новую изощренность в обращении с опытом, возможно, являясь плодами предшествующих достижений в артикуляции символов и языка. скотоводство и земледелие Развивается . Начался новый этап эволюции человечества. [9] [10] «Богатое наследие наскальной живописи в Северной Африке... похоже, возникло после периода плейстоцена... около двенадцати тысяч лет назад». Таким образом, это период, совпадающий с «неолитической» революцией. [11]
Мезолитическая эпоха
[ редактировать ]
, датируемые гораздо более поздней эпохой мезолита Каменные лезвия и инструменты, а также небольшие каменные человеческие фигурки капсийской культуры (названной в честь Гафсы в Тунисе), связаны с доисторическим присутствием берберов в Северной Африке . Капсийская культура — это архаичная культура, произраставшая в регионе Магриба , примерно двенадцать-восемь тысяч лет назад . В этот период плейстоцен подошел к концу с последним ледниковым периодом , вызвавшим изменения в средиземноморском климате. Африканский берег постепенно стал суше по мере того, как «дождевые пояса двинулись на север». [12] С берберами также связаны некоторые доисторические памятники, построенные из очень больших камней ( дольменов ). Эти дольмены, расположенные как в Европе, так и в Африке, встречаются по всему западному Средиземноморью. [13] Капсийской культуре предшествовала иберо-мавританская культура Северной Африки. [14]
Сахарское наскальное искусство
[ редактировать ]Наскальные рисунки Сахары , надписи и картины, на которых изображены различные узоры, а также фигуры животных и людей, приписывают берберам, а также чернокожим африканцам с юга. Датирование этих произведений искусства оказалось трудным и неудовлетворительным. [15] [16] Влияние Египта считается очень маловероятным. [17] Некоторые изображения показывают, что местность гораздо лучше орошается. Среди животных, изображенных отдельно или в постановочных сценах, - крупнорогий буйвол (вымерший bubalus antiquus ), слоны, ослы, жеребята, бараны, стада крупного рогатого скота, лев и львица с тремя детенышами, леопарды или гепарды, свиньи, цыплята. , носороги, жирафы, бегемоты, охотничьи собаки и различные антилопы. Люди-охотники могут носить маски животных и носить с собой оружие. Пастухи изображены с искусным орнаментом на голове; несколько танцев. Другие человеческие фигуры управляют колесницами или ездят на верблюдах. [18] [19]
Теория смешанного происхождения
[ редактировать ]Общепринятая точка зрения на происхождение берберов состоит в том, что палео-средиземноморские народы, долгое время населявшие этот регион, объединились с несколькими другими, в основном средиземноморскими группами, двумя с востока, около ЮВАзии, и принесшими берберские языки примерно за восемь-десять тысяч лет назад (один путешествовал на запад вдоль побережья и другой через Сахель и Сахару), а третий, смешавшийся ранее из Иберии . [20] [21] [22] «Во всяком случае, историческое заселение Магриба, безусловно, является результатом слияния, в еще не определенных пропорциях, трех элементов: иберо-маврийского , капсидского и неолитического», причем последний из них является «истинными протоберберами». [23]
Кавалли-Сфорца также делает два связанных наблюдения. Во-первых, берберы и те выходцы из Юго-Восточной Азии, которые вместе говорят на семитских идиомах, принадлежат к большой и древней языковой семье ( афразийской ), которая возникла примерно десять тысяч лет назад. Во-вторых, эта большая языковая семья включает в свои ряды представителей двух различных генетических групп, т. е. (а) некоторых элементов той, которую Кавалли-Сфорца перечислил непосредственно выше, и (б) той, которую он назвал эфиопской группой. Эта эфиопская группа населяет земли от Рога до Сахеля в Африке. [24] В соответствии с работой Кавалли-Сфорца, недавнее демографическое исследование указывает на общее неолитическое происхождение как берберского, так и семитского населения. [25] Широко распространено мнение, что берберы представляют собой смешанную этническую группу, разделяющую родственные и древние берберские языки. [26] [27]
Вероятно, восемь тысячелетий назад здесь уже существовали предшествующие народы, среди которых смешивались и смешивались протоберберы (пришедшие с востока) и от которых в эпоху их этногенеза произошел берберский народ . [28] [29] Сегодня половина или более современных тунисцев являются потомками, независимо от того, смешанными они или нет, древних берберских предков. [30]
История берберского языка
[ редактировать ]
При изучении языков были разработаны сложные методы, позволяющие понять, как идиома развивается с течением времени . Следовательно, речь прошлых эпох может быть теоретически реконструирована последовательно, используя только современную речь, правила фонетических и морфологических изменений, а также другие знания, которые можно дополнить и сверить с литературой прошлого, если таковая имеется. Методы сравнительной лингвистики также помогли связать родственные «сестринские» языки, которые вместе произошли от древнего праязыка. Далее такие группы родственных языков могут образовывать ветви еще более крупных языковых семей, например, афроазиатских . [32] [33] [34] [35] [36]
Афроазиатская семья
[ редактировать ]В совокупности двадцать с лишним берберских языков составляют одну из пяти ветвей. [37] [38] [39] афроазиатского , [40] [41] [42] [43] [44] [45] основная мировая языковая семья, которая простирается от Месопотамии и Аравии до реки Нил и Африканского Рога , через Северную Африку до озера Чад и Атласских гор у Атлантического океана. Остальные четыре ветви афроазиатского языка: древнеегипетская , семитская (включая аккадский, арамейский, еврейский, арабский и амхарский), кушитская (вокруг Рога и нижнего Красного моря ), [46] и чадский (например, хауса ). Афразийская языковая семья отличается большим разнообразием входящих в нее идиом и соответствующей древностью во времени. [47] [48] как по результатам анализа в исторической лингвистике , так и по старшинству ее письменных источников , составленных с использованием древнейшей из систем письменности . [49] [50] [51] Было намечено сочетание лингвистических исследований с другой информацией о доисторической эпохе, взятой из археологии и биологических наук. [52] [53] Более ранние академические предположения относительно доисторической родины афроазиатов и их географического распространения были сосредоточены на источнике в Юго-Западной Азии . [54] [55] [56] но более поздние работы в различных смежных дисциплинах были сосредоточены на Африке. [57] [58] [59] [60]

Предлагаемая предыстория
[ редактировать ]Гипотезу, выдвинутую лингвистом и историком Игорем Дьяконовым, можно резюмировать. С доисторической родины недалеко от Дарфура , которую лучше поливали, [61] [62] «египтяне» были первыми, кто отделился от протоафразийских общин ранее десяти тысячелетий (тысячи лет назад). Эти носители протоегипетского языка направились на север. В течение следующего тысячелетия или около того пути протосемитских и берберских народов разошлись. Семиты прошли мимо тогдашних болот нижнего Нила и перебрались в Азию (очевидно, семитские носители языка, ранее присутствовавшие в Эфиопии, остались в Африке или позже перешли обратно в Африку из Аравии). Тем временем народы, говорившие на протоберберо-ливийском языке, распространились на запад через Северную Африку, вдоль побережья Средиземного моря и в регион Сахары , который тогда был лучше орошаем, путешествуя в многовековой миграции, пока не достигли Атлантического океана и его прибрежных островов. [63] [64] [65] [66] Позже Дьяконов пересмотрел свою предложенную предысторию, переместив родину афроазиатов на север, к нижнему Нилу, тогдашнему краю озер и болот. Это изменение отражает несколько лингвистических анализов, показывающих, что общий семитский язык тогда очень мало разделял «культурный» лексикон с общим афроазиатским языком. [67] Следовательно, протосемитские носители, вероятно, покинули общую афроазиатскую общину раньше, на десять тысяч лет назад, начиная с территории, расположенной вблизи более плодородного Синая . Соответственно, он помещает родственных берберо-ливийских носителей той эпохи на побережье, к западу от нижнего Нила. [68] [69] [70]
Ранние берберы
[ редактировать ]Культура и общество
[ редактировать ]Примерно семь тысяч лет назад (тысячи лет назад) неолитическая культура среди объединения людей, берберов, на северо-западе Африки развивалась . Ранее в давно обитаемой пещере Хауа Фтеах в Киренаике «собиратели пищи с каспийской кремневой промышленностью сменились скотоводами с гончарным делом». [71] Материальная культура прогрессировала, что привело к одомашниванию животных и сельскому хозяйству ; Ремесленные методы включали в себя отпечатанную керамику и каменные орудия с мелкими сколами (развитые из более ранних наконечников стрел ). [72]
«На смену сборщикам пищи, которые создавали кучи ракушек вокруг соленых озер Туниса, пришли простые производители продуктов питания с небольшими изменениями в их кремневой промышленности... описываемой как «неолит капсийской традиции». [З] здесь, по крайней мере, коренные жители. Собиратели продовольствия не были вытеснены фермерами-иммигрантами [с востока], но сами переняли экономику, производящую продукты питания. [В] Магрибе простая земледельческая культура сохранилась очень мало, изменившись на протяжении тысячелетий. Место с отпечатанной керамикой могло датироваться шестым тысячелетием до нашей эры или. второй». [73]
Сеяли пшеницу и ячмень, выращивали фасоль и нут. Керамические чаши и чаши, кубки, большие тарелки, а также посуда, поднятая центральной колонной, были предметами домашнего обихода, иногда подвешивавшимися на стену. В качестве одежды находки указывают плащи с капюшонами и ткани, вытканные в полосы разных цветов. Овцы, козы и крупный рогатый скот измеряли богатство. [74] Судя по вещественным доказательствам, обнаруженным в Тунисе, археологи представляют берберов как «фермеров с сильным скотоводческим элементом в экономике и довольно развитыми кладбищами», задолго более чем за тысячу лет до того, как финикийцы прибыли и основали Карфаген . [75]
По-видимому, до письменных упоминаний о них оседлые сельские берберы жили в полунезависимых фермерских деревнях , состоящих из небольших, составных племенных единиц под руководством местного лидера , который работал над гармонизацией своих кланов . [76] Управление делами в таких ранних берберских деревнях, вероятно, осуществлялось советом старейшин . [77] В особо плодородных регионах возникли более крупные деревни. Тем не менее, в зависимости от сезона жители деревни могли уйти в поисках лучших пастбищ для своих стад и отар. По окраинным землям широко кочевали более пасторальные племена берберов в поисках пастбищ для своих животных. Современная гипотеза заключается в том, что вражда между соседними кланами поначалу препятствовала организованной политической жизни среди этих древних берберских фермеров, так что социальная координация не развивалась за пределы деревенского уровня, внутренняя гармония которого могла варьироваться. [78] Племенная власть была самой сильной среди странствующих скотоводов, гораздо слабее среди сельских жителей, а позже еще больше ослабла с появлением городов, связанных с сильными торговыми сетями и внешней политикой . [79]
По всему Магрибу (особенно на территории нынешнего Туниса) берберы реагировали на растущую военную угрозу со стороны колоний, основанных финикийскими торговцами. В конце концов Карфаген и его города-государства- побратимы вдохновили берберские деревни объединиться, чтобы собрать крупномасштабные армии, что, естественно, потребовало сильного централизованного руководства. Пунические социальные методы из близлежащих процветающих городов были переняты берберами и модифицированы для их собственных нужд. [80] [81] [82] На востоке берберо-ливийцы уже взаимодействовали с египтянами во время тысячелетнего подъема древней нильской цивилизации.
Общее наследие
[ редактировать ]Люди, известные сегодня как берберы, в древности чаще назывались ливийцами . Тем не менее, многие «берберы» долгое время идентифицировали себя как имазигены , или «свободные люди» ( этимология неясна). [83] Моммзен, широко известный историк XIX века, заявил:
«Они называют себя в Риффе близ Танжера амазигами , в Сахаре Имошагом , и то же самое имя встречается нам в отношении отдельных племен, в нескольких случаях у греков и римлян, например, как Максий при основании Карфагена, как Мазики в Римский период в различных местах северного побережья Мавритании; сходное обозначение, сохранившееся у рассеянных остатков, доказывает, что этот великий народ когда-то осознавал и навсегда сохранил впечатление о взаимоотношениях своих членов».
Другие названия, по мнению Моммзена, использовались их древними соседями: ливийцами (египтянами, а затем греками), кочевниками (греками), нумидийцами (римлянами), а позднее берберами (арабами); также самоописательный Маури на западе; и гетулийцы на юге. [84] [85]
Несколько древних названий берберских государств могут быть связаны с их самоназванием как Имазиген . Египтяне знали как фараонов вождей могущественного берберского племени Мешвеш XXII династии. [86] Недалеко от Карфагена находилось берберское королевство Массили , позже названное Нумидией, которым правили Масинисса и его потомки. [87]
Берберы вместе со своими родственниками и потомками были основной группой населения, населявшей Магриб (Северная Африка, за исключением Нила) примерно восемь тысяч лет назад (тысяча лет назад). [88] [89] [90] [91] Этот регион включает территорию от Нила до Атлантического океана, включая обширную Сахару , в центре которой возвышаются горные вершины Ахаггар и Тибести . На западе побережья Средиземного моря подходят для сельского хозяйства, а внутри страны находятся Атласские горы . В его состав входит земля, ныне известная как Тунис.
Однако самые древние письменные упоминания о берберских народах принадлежат соседним народам Средиземноморского региона. Когда берберы входят в историю в первом тысячелетии до нашей эры, их собственные точки зрения на ситуации и события, к сожалению, нам недоступны. Из-за влияния Карфагена именно жители Туниса доминируют в ранних исторических трудах о берберах. [92]
Счета берберов
[ редактировать ]Здесь описаны берберские народы в свете истории, взятые из письменных источников, оставленных египтянами в северо-восточной Африке и главным образом греческими и римскими авторами в северо-западной Африке. К востоку от Туниса в Египте правила ливийская династия; их армии вошли в Финикию за столетие до основания Карфагена . Далее описывается жизнь и общество берберов в Тунисе и к его западу как до, так и во время гегемонии Карфагена.

Северо-Восточная Африка
[ редактировать ]Египетские иероглифы ранних династий свидетельствуют о ливийцах , которые были берберами «западной пустыни» Египта; они впервые упоминаются непосредственно как « Техену » во время додинастического правления Скорпиона (ок. 3050 г.) и Нармера (на цилиндре из слоновой кости). Берберо-ливийцы позже показаны на барельефе в храме Сахуре времен Пятой династии (2487-2348). Палермский камень , [93] также называемый Ливийским камнем , перечисляет самых ранних правителей Египта с 31 века по 24 век, т. е. в список входят: около пятидесяти додинастических правителей Египта, за которыми следуют самые ранние фараоны, принадлежащие к первым пяти династиям. Некоторые предполагают, что пятьдесят ранее перечисленных правителей могли быть ливийскими берберами, от которых произошли фараоны. [94]
Известно , что гораздо позже Рамзес II (годы правления 1279–1213) использовал ливийские контингенты в своей армии. [95] В гробницах 13-го века есть изображения лидеров либу в красивых одеждах, со страусиными перьями в «дредах», короткими заостренными бородами и татуировками на плечах и руках. [96]
| ||||||||||
Мешвеш ( mšwš.w ) в иероглифах | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Осоркон Старший (Ахеперре Сетепенамун), берберский вождь племени Мешвеш , по-видимому, был первым ливийским фараоном. Несколько десятилетий спустя его племянник Шошенк I (годы правления 945–924) стал фараоном Египта и основателем Двадцать второй династии (945–715). [97] [98] В 926 году Шошенк ( Шишак библейский ) успешно отправился в поход на Иерусалим под руководством наследника Соломона . [99] [100] [101] Финикийцы (особенно жители города-государства Тир , который позже основал Карфаген во времена египетской династии Мешвеша) впервые узнали о берберах через этих ливийских фараонов.
В течение нескольких столетий Египтом управляла децентрализованная политическая система, основанная на ливийской племенной организации Мешвеш . По мере того, как они становятся культурными, многие свидетельства показывают этих берберо-ливийцев через призму Египта. Со временем ливийцы стали первосвященниками в центрах египетской религии . [102] Следовательно, в классическую эпоху Средиземноморья все берберские народы Северной Африки часто вместе назывались ливийцами из-за славы, впервые завоеванной династией Мешвешей в Египте. [103] [104] [105]
Северо-Западная Африка
[ редактировать ]К западу от династии Мешвеш в Египте, в более поздних сообщениях иностранцев упоминается более деревенский берберский народ Средиземноморья, живущий в плодородных и доступных прибрежных регионах. Те, кто проживал в Тунисе или вблизи него, были известны как нумидийцы ; дальше на запад берберов называли маури или мауриси (позже мавры ); а в более отдаленных горах и пустынях на юго-западе жили берберы, называемые гетулианцами . [106] [107] [108] Другая группа берберов, жившая в степи и пустыне к юго-востоку от Карфагена, была известна как гараманты . [109]
В V веке до нашей эры греческий писатель Геродот (ок. 490–425) упоминает берберов как наемников Карфагена в связи с конкретными военными событиями на Сицилии около 480 года. [110] После этого берберы все чаще попадают в ранний свет истории, представленный различными греческими и римскими историками. Однако, к сожалению, кроме пунических надписей , карфагенской литературы сохранилось мало. [111] [112] Мы знаем, что Магон Карфагена начал использовать берберов в качестве наемников в шестом веке. [113]

В эти столетия берберы западных регионов активно торговали и смешивались с финикийцами, которые основали Карфаген и его многочисленные торговые станции. Название «Ливифиникийский» было тогда придумано из-за культурного и этнического смешения, окружавшего пунические поселения, особенно Карфаген. Политические навыки и гражданские устройства, встречающиеся в Карфагене, а также материальная культура, такая как методы ведения сельского хозяйства, были переняты берберами для собственного использования. [114] [115] В IV веке упоминаются берберские царства, например, древний историк Диодор Сицилийский, очевидно, упоминает ливийско-берберского царя Элима, соседа к югу от Карфагена, расправившегося с захватчиком Агафоклом (361-289), греческим правителем из Сицилия . [116] [117] Берберы здесь действовали независимо от Карфагена.
Около 220 г. до н. э. три крупных королевства среди берберов возникли . Эти берберы, независимые, но находящиеся под заметным влиянием пунической цивилизации, тем не менее, пережили долгое господство Карфагена. С запада на восток королевства были: (1) Мавретания (в современном Марокко) под властью короля Маури Баги; (2) масаэсилиты (на севере Алжира) под предводительством их короля Сифакса , который тогда правил из двух столиц: на западе Сига (около современного Орана ) и на востоке Цирты (современный Константин ); и (3) массили (к югу от Цирты, непосредственно к западу и югу от соседнего Карфагена), которыми правил король Гала [Гея], отец Масиниссы. После Второй Пунической войны Масили и восточные Масаесилы были объединены в Нумидию , расположенную в историческом Тунисе. И римские, и эллинские государства оказывали своему знаменитому правителю Масиниссе почести, достойные уважаемой королевской семьи. [118]
Древняя берберская религия
[ редактировать ]Свидетельства древней берберской религии и священных практик дают некоторые представления, пусть и неполные, о внутренней жизни людей, которые в остальном в значительной степени непрозрачны, и, таким образом, также дают ключ к пониманию характера берберов, которые были свидетелями основания Карфагена.
Уважение к мертвым
[ редактировать ]Религию древних берберов , конечно, трудно раскрыть настолько, чтобы удовлетворить воображение. Места захоронения дают ранние признаки религиозных убеждений; расположено более шестидесяти тысяч гробниц только в Феццане . [119] Строительство многих гробниц указывает на их продолжающееся использование для церемоний и жертвоприношений. [120] Величественная гробница берберского короля, традиционно приписываемая Масиниссе (238–149), но, возможно, скорее его отцу Гале, все еще стоит: Медрасен в восточном Алжире. Архитектура элегантной башенной гробницы его современника Сифакса демонстрирует некоторое греческое или пуническое влияние. [121] Много информации о верованиях берберов взято из классической литературы. Геродот (ок. 484—ок. 425) упоминает, что ливийцы из племени насамоне после молитв спали на могилах своих предков, чтобы навести сны для гадания . Выбранный предок считался лучшим в жизни за честность и доблесть, отсюда и гробница, наполненная духовной силой. Клятвы приносились и на могилах праведников. [122] [123] В связи с этим широко почитался нумидийский царь Масинисса после его смерти. [124]
Бережное отношение к природе
[ редактировать ]Верования и обычаи ранних берберов часто характеризуются как религия природы. Созидательную силу символизировали бык, лев и баран. Резные изображения рыб изображали фаллос, морскую раковину женского пола, предметы которой могли стать амулетами . [125] [126] Сверхъестественное ; могло обитать в воде, на деревьях или покоиться в необычных камнях (которые берберы наносили масла) такая сила могла бы обитать в ветрах ( Сирокко является огромной силой по всей Северной Африке). [127] Геродот пишет, что ливийцы приносили жертвы солнцу и луне. [128] Луна (Айюр) считалась мужской. [129] [130]
Позже многие другие сверхъестественные существа стали идентифицироваться и персонализироваться как боги , возможно, под влиянием египетской или пунической практики; однако берберов, похоже, «больше тянуло к священному, чем к богам». [131] По словам берберского писателя Апулея (родившегося около ок. . 125 г.), комментируя местное богослужение прежних времен. [132] Часто известно лишь немногим больше, чем имена берберских божеств, например Бончара , ведущего бога. [133] Джулиан Болдик, собирая литературу, охватывающую многие эпохи и регионы, приводит имена и роли многих берберских божеств и духов. [134] [135]
Синкретические разработки
[ редактировать ]Берберо-ливийцы переняли элементы древнеегипетской религии . Геродот пишет о божественном оракуле, источником которого является египетский бог Аммон , находившийся среди ливийцев в оазисе Сива . этот ливийский оазис Аммона был сестрой оракула в Додоне в Греции. Согласно Геродоту (около 484–425 гг.), [136] [137] Однако бог оракула Сивы, наоборот, может быть ливийским божеством. [138] Визит Александра в 331 году привлек к оракулу Сивы широкую известность в древнем мире. [139]
Позже берберские верования повлияли на пуническую религию Карфагена . , города-государства, основанного финикийцами [140] Джордж Аарон Бартон предположил, что выдающаяся богиня Карфагена Танит изначально была берберо-ливийским божеством, которого вновь прибывшие финикийцы стремились умилостивить своим поклонением. [141] [142] Более поздние археологические находки показывают Танит из Финикии. [143] [144] [145] На основании лингвистических данных Бартон пришел к выводу, что прежде чем превратиться в сельскохозяйственное божество, Танит, вероятно, начинала как богиня плодородия , символизируемая деревом , приносящим плоды. [146] Финикийская богиня Аштарт была вытеснена Танит в Карфагене. [147] [148]
См. также
[ редактировать ]- Древняя Ливия
- Шошенк I
- Капсиан
- Берберские языки
- Афразийские языки
- Финикия
- Массилии
- Нумидия
- Карфаген
- Танит
- История римской эпохи Туниса
- История раннего исламского Туниса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Л. Бэйлоут, «Предыстория Северной Африки» 241–250, стр. 241, в «Всеобщей истории Африки», том I, «Методология и африканская предыстория, сокращенное издание». (Калифорнийский университет/ЮНЕСКО, 1989).
- ^ Д. Х. Трамп, Предыстория Средиземноморья (Йельский университет, 1980), стр. 10.
- ^ Кристофер Стрингер и Робин Микки, Африканский исход. Истоки современного человечества (Нью-Йорк: Генри Холт 1996), например, дерево ДНК на 137, график «генетических расстояний» на 147, карта на 178.
- ^ Луиджи Лука Кавалли-Сфорца, Паоло Меноцци и Альберто Пьяцца, История и география человеческих генов (Принстонский университет, 1994), стр. 99.
- ^ Глин Дэниел , Идея предыстории (Лондон: CA Watt 1962; переиздание Penguin 1964) на 131-132.
- ^ См., Э. Адамсон Хобель , Человек в примитивном мире (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 2-е изд. 1958), стр. 147: «[Они] невелики в их очевидном влиянии на человеческое поведение... расовые различия настолько относительной незначительности, что не имеет никакого функционального значения. Культура, а не раса, является великим форматором человеческого общества». Фараоны, связанные с Тунисом.
- ^ Глин Дэниел, Идея предыстории (Лондон: CA Watt 1962; переиздание Peguin 1964) на 132.
- ^ См., Гарольд Гоуд, Язык в истории (Penguin 1958), стр. 11–14.
- ^ Колин Ренфрю , Предыстория. Создание человеческого разума (Лондон: Weidenfeld & Nicolson 2007, перепечатка: Modern Library, Нью-Йорк, 2009) на 70–72, 86–88, 91–95. Ренфрю называет эту новую фазу тектонической . Он предполагает, что эволюция с помощью генетики сейчас теряет свое значение, поскольку отныне человеческое развитие будет основываться на обучении и изобретениях, передаваемых будущим поколениям через культуру. Там же . в 82-83. [Ренфрю, например, в 72, 85 г., датирует эту тектоническую революцию примерно 10 тыс. лет назад и исключает палеолитическое наскальное искусство Франции и Испании, датируемое 40 тыс. лет назад.]
- ^ См., Питер Дж. Ричерсон и Роберт Бойд , «Не только гены». Как культура изменила эволюцию человека (Чикагский университет, 2005 г.), например, 8-10, 103-106.
- ^ Ренфрю, Предыстория (2007, 2009) на 72.
- ^ Д. Х. Трамп, Предыстория Средиземноморья (Йельский университет, 1980), 20 (Каспий), 19 (погода). Пещера Хауа Фтеах в Киренаике к востоку от Туниса свидетельствует о том, что она использовалась мустьерской культурой на ее нижних уровнях, около 40 000 тысяч лет назад. Трамп (1980) в 19 лет и ср. 55.
- ^ Брент, Майкл; Элизабет Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. стр. 10–13, 17–22, карта регионов дольменов на 17. Дольмены встречаются как к северу, так и к югу от Средиземного моря.
- ^ Ж. Дезанж, «Протоберберы» в 236–245, 236–238, в «Всеобщей истории Африки», том II. Древние цивилизации Африки (Париж: ЮНЕСКО, 1990), сокращенное издание.
- ^ Ллойд Кэбот Бриггс, Племена Сахары (Гарвардский университет и Оксфордский университет, 1960), стр. 38-40.
- ^ П. Салама, «Сахара в классической древности» на 286-295, 291, в «Всеобщей истории Африки», том II. Древние цивилизации Африки (ЮНЕСКО, 1990), сокращенное издание.
- ^ Джулиан Болдик, Черный Бог (Сиракузский университет, 1997), 67 лет.
- ^ CBMMcBurney, Каменный век Северной Африки (Пеликан, 1960), стр. 258-266.
- ^ Дж.Ки-Зербо, «Африканское доисторическое искусство» в 284-296, 286, в «Всеобщей истории Африки», том I, «Методология и африканская предыстория» (ЮНЕСКО, 1989), сокращенное издание.
- ^ Абдалла Ларуи, История Магриба (Париж, 1970; Принстон, 1977) на 17, 60 (о SWAians, ссылаясь на более раннюю работу Гселля).
- ^ Л. Балаут, «Предыстория Северной Африки» 241–250, стр. 245–250, в «Всеобщей истории Африки», том I, «Методология и африканская предыстория, сокращенное издание». (Калифорнийский университет/ЮНЕСКО, 1989).
- ^ Кэмпс, Габриэль (1996). Ле Бербер . Эдисуд. стр. 11–14, 65. Приток в Кэмпс произошел в восемь тысяч лет назад (тысячи лет назад), а более ранние иберийцы процветали в двенадцать тысяч лет назад.
- ^ Ж. Десанж, «Протоберберы» 236–245, стр. 237, в «Всеобщей истории Африки», т. II «Древние цивилизации Африки» (ЮНЕСКО, 1990).
- ^ Луиджи Лука Кавалли-Сфорца, Паоло Меноцци и Альберто Пьяцца, История и география человеческих генов (Принстонский университет, 1994), стр. 99. Несмотря на это генетическое различие, существует совпадение. Например, предполагается, что туареги- берберы генетически связаны с «эфиопскими» беджа (древними блемми ) из района холмов Красного моря в Судане ; Придя на запад, в центральную Сахару, туареги, возможно, отказались от своей кушитской идиомы и переняли родственную берберскую речь. Кавалли-Сфорца (1994) — 172–173. См. ниже «Историю берберского языка», где обсуждается афроазиатский язык .
- ^ «Наш анализ показывает, что современные берберские популяции обладают генетическим признаком прошлой миграции скотоводов с Ближнего Востока и что они имеют молочное происхождение с европейцами и азиатами, но не с африканцами к югу от Сахары». Шон Майлс, Нурдин Бузекри, Иден Хаверфилд, Мохамед Шеркауи, Жан-Мишель Дюгужон, Рик Уорд, «Генетические доказательства в поддержку общего евразийского и североафриканского происхождения молочных продуктов» в журнале «Генетика человека » (Берлин и Гейдельберг: Springer 2005) 117/1: 34–42, «Резюме» на 34. SpringerLink - Журнальная статья.
- ^ Марио Кертис Джордани, История Африки. До открытий (Петрополис, Бразилия: Editora Vozes 1985) на 42–43, 77–78. Джордани ссылается на Буске, «Берберы» (Париж, 1961).
- ↑ Также см . ниже «История берберского языка» об афроазиатском языке , в частности обсуждение Дьяконова о доисторическом населении.
- ^ Кэмпс, Габриэль (1996). Берберы . Эдисуд. стр. 11–14.
- ^ Бретт и Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. стр. 14–15.
- ^ Джерард и другие, «Североафриканское берберское и арабское влияние в Западном Средиземноморье, выявленное гаплотипами ДНК Y-хромосомы» (2006). [1]
- ^ См., Джозеф Р. Эпплгейт, «Берберские языки» на 96–118, 96–97, на афроазиатском языке. Обзор (1971).
- ^ Роберт Лорд, Сравнительная лингвистика (Лондон: English Universities Press, 1966) на 67-105 (фонетика), 135-164 (морфология и синтаксис).
- ^ Холгар Педерсен, Наука о языке в девятнадцатом веке: методы и результаты (Копенгаген: Gyldendalske Boghandel, 1924), переведено как «Открытие языка». Лингвистическая наука в 19 веке (Кембридж: Гарвардский университет, 1931 г., переиздание Midland, 1962 г.) на 1–19, 116–124 («Семитский и хамитский язык»).
- ^ Меррит Рулен, Путеводитель по языкам мира (Стэнфордский университет, 1987), Афроазиатский язык, 85–95.
- ^ Роберт Хецрон , «Афроазиатские языки», 645–723, особенно 647–653, в Бернарде Комри, редакторе, « Основные языки мира» (Оксфордский университет, 1990). Включает: Хецрон, «Семитские языки», 654–663; Алан С. Кэй, «Арабский», 664–685; и Хецрон, «иврит» в 686–704.
- ^ Николас Остлер , Империи слова. Языковая история мира (HarperCollins 2005). Карта афроазиатов 36 лет.
- ^ Внутри афроазиатских языков Бендер относит берберские языки к древнеегипетским и семитским языкам к североафразийской группе; два других лингвиста, Флеминг и Ньюман, относят его к чадскому языку; другие, например, Hetzron, уклончивы. Меррит Рулен , Путеводитель по языкам мира. Том 1: Классификация (Стэнфордский университет, 1987 г.) 90–91.
- ↑ Внутри афроазиатского языка Дьяконов поддерживает берберо-ливийскую и семитскую близость. И. М. Дьяконов, Семито-хамитские языки (М.: Наука, 1965), с. 102, 104; и его афразийские языки (М.: Наука, 1988) в 24 года, но см. по чадскому и египетскому языкам в 20 лет.
- ^ Хотя в некоторых афроазиатских ветвях связи слабы, семитская и берберская представляют собой «сплоченные» ветви, «внутреннее единство которых не может подвергаться сомнению». Рулен, Путеводитель по языкам мира (Стэнфордский университет, 1987), стр. 89. Конечно, древнеегипетский язык — это ветвь с одним языком.
- ^ Роберт Хецрон , «Афроазиатские языки», стр. 645–653, в книге Бернарда Комри, «Основные языки мира» (Оксфордский университет, 1990). Хецрон обсуждает берберские языки в составе афроазиатских языков на
- ^ М. Лайонел Бендер, «Обзор афразийского языка», стр. 1–6, в « Избранных сравнительно-исторических афразийских лингвистических исследованиях памяти Игоря М. Дьяконова» , под редакцией М. Лайонела Бендера, Габора Такача и Дэвида Л. Эпплярда (Мюнхен: LINCOM) 2003).
- ^ Гринберг, Джозеф (1966). Языки Африки . Университет Индианы. стр. 42, 50.
- ^ Кристал, Дэвид (1987). Кембриджская энциклопедия языка . стр. 316 . ISBN 9780521424431 .
- ^ Карлтон Т. Ходж, «Афроазиатский язык: обзор» на 9–26, в Ходже (ред.), Афроазиатский язык. Обзор (1971).
- ^ Марсель Коэн , Сравнительное эссе по словарю и фонетике хемио-семитского языка (Париж: Чемпион 1947).
- ^ Была предложена новая ветвь, Омотическая , состоящая из языков, которые до сих пор считались частью кушитской ветви. М. Лайонел Бендер, Омотик. Новая афроазиатская языковая семья (Университет Южного Иллинойса, 1975).
- ^ И. М. Дьяконов, Афразийские языки (1988), стр. 16, ссылаясь на «гораздо более раннюю дату распада афразийского протоязыка по сравнению с протоиндоевропейским».
- ^ Что касается берберов, Кавалли-Сфорца ссылается на возможные даты отделения берберского предка от носителей индоевропейского языка до семнадцати тысяч лет назад. Кавалли-Сфорца, Меноцци и Пьяцца, История и география человеческих генов (Принстонский университет, 1994), стр. 103, очевидно, цитируя А.Б. Долгопольского, «Индоевропейская родина и лексические контакты протоиндоевропейских языков с другими языками» в Обзор средиземноморского языка 3: 7–31 (Харрассовиц, 1988).
- ^ Древние египетские иероглифы (около 3000 г.), вероятно, были разработаны вскоре после клинописи (около 3100 г.) и являются старейшими известными афроазиатскими письменами. И. Дж. Гелб, Исследование письма (Чикагский университет, 1952, 2-е изд. 1963), 60 лет.
- ^ Изобретателями первой системы письменности, клинописи , были шумеры , говорившие на неафразийском языке в Месопотамии ; однако несколько столетий спустя он был принят там аккадцами, говорившими на семитском языке . Джеффри Сэмпсон, Системы письменности. Лингвистическое введение (Стэнфордский университет, 1985), стр. 46–47, 56.
- ^ афроазиатского языка протоханаанской группы с помощью вторичного слогового письма, разработанного египтянами Изобретение алфавита приписывают носителям . Джон Ф. Хили, Ранний алфавит (Британский музей, 1990), стр. 16–18.
- ^ Патрик Дж. Мансон, «Доисторическое прошлое Африки» на 62–82, 78–81 (с подзаголовком: «Корреляция археологии и африканских языков»), в Африке , под редакцией Филлис М. Мартин и Патрика О'Мира (Университет Индианы. 1977). Возможно, культурные предшественники афроазиатов можно проследить двадцать тысяч лет назад (тысячи лет назад). Там же. , в 81.
- ^ Луиджи Лука Кавалли-Сфорца , Паоло Меноцци и Альберто Пьяцца, История и география человеческих генов (Принстонский университет, 1994), которые сравнивают результаты своих исследований с группами населения, связанными с языковыми семьями, полученными из лингвистики (хотя и с оговоркой , что язык говорящие и генетические группы — это отдельные категории). «Сравнение с лингвистическими классификациями» на 96-105. Краткое описание афроазиатского языка дано на стр. 165. Три рецензии на книги опубликованы в журнале Mother Tongue at Issue 24: 9–29 (1995).
- ^ См., Хольгер Педерсен, Открытие языка. Лингвистическая наука в 19 веке (Гарвардский университет, 1931, переиздание Midland Book, 1962), стр. 116–124. Готфрид Лейбниц (1646-1716) первым предложил термин семитский ; позже Хамитик был назван в честь другого сына Ноя в десятой главе Книги Бытия . Там же. (1962) на 118. Отсюда хамито-семитский язык , прежнее название афроазиатского языка.
- ^ Афроазиатский язык был назван хамито-семитским из-за ошибочного мнения, что, помимо семитской ветви, другие четыре группы были схожими и родственными, то есть так называемая хамитская ветвь (древнеегипетская, берберская, кушитская и хауса). Меррит Рулен, Путеводитель по языкам мира. Том 1: Классификация (Стэнфордский университет, 1987), стр. 85–95, 88.
- ^ Давно предполагалось, что лингвистически существует пять равных и независимых ветвей этой языковой семьи. В конце концов это было достаточно продемонстрировано Гринбергом, и был придуман термин «афразиатский» . Джозеф Гринберг , Языки Африки (Университет Индианы, 1963, 3-е изд. 1970 г.), стр. 49–51. Несмотря на очевидный прогресс в классификации языков, новое название вводит в заблуждение, поскольку только небольшая часть Азии и менее половины Африки говорят или говорят на афроазиатском языке. Тем не менее, он охватывает два континента.
- ^ Игорь Михайлович Дьяконов , Афразийские языки (М.: Издательство «Наука», 1988), стр. 21-24; и его более ранние «Семито-хамитские языки» (Москва: Наука, 1965) на стр. 102–105, за которыми следуют три карты. Дьяконов размещает родину на юго-востоке Сахары , между Тибести и Дарфуром , когда она была хорошо орошена в период мезолита, т. е. до девяти тысяч лет назад (тысячи лет назад). Там же. (1988) на 23. Сокращение «афразийский» было изобретено, чтобы избежать вводящего в заблуждение географического значения «афразийского» .
- ^ М. Лайонел Бендер , Омотик (1975) на 220-225, с картой. Бендер дискутирует и расходится с Дьяконовым (1965). Родина афроазиатов в Бендерах находится в верховьях Нила или вокруг него . Там же. at 220-221, 225. Бендер упоминает, что родины языков обычно находятся рядом с ареалом самых разнообразных языковых явлений. Там же. в 223. Верхний Нил находится между сложными ветвями чадского и кушитского языков (и предполагаемым омотским), а также находится недалеко от многих древних разновидностей семитского языка, на которых говорят в Эфиопии . См. Бендер, «Перевернутый афразийец» в Afrikanistisches Arbeitspapiere 50: 19–34 (1997).
- ^ Карлтон Т. Ходж, «Афразиатский: Горизонт и за его пределами», в The Jewish Quarterly Review , LXXIV: 137-158 (1983) на 152. Он отдает предпочтение Центральному Нилу, цитируя Дьяконова, «самых ранних семитов в Азии» в AOF 8. : 23-74 (1981) и статью Мансона в книге «Африка» (Университет Индианы, 1977).
- ^ Бретт, Майкл; Элизабет Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. стр. 14–15.
- ^ Примерно в это же время уровень поверхностных вод озера Чад на западе был на 12 метров выше, чем сегодня. Р. Саид, «Хронологические рамки: африканские плювиальные и ледниковые эпопеи», стр. 146–166, 148, в «Всеобщей истории Африки», том I, «Методология и африканская предыстория» (ЮНЕСКО, 1990), сокращенное издание.
- ^ Высыхание Сахары в четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры (от 6 до 4 тысяч лет назад) учитывается и описывается Теорией насоса Сахары в ее последнем цикле.
- ↑ И. М. Дьяконов, Афразийские языки (М.: Издательство «Наука», 1988), с. 23-24.
- ^ В отличие от Дьяконова, Александр Милитарев связывает афроазиатскую культуру с натуфийской культурой доисторического Леванта и, таким образом, также определяет там родину афроазиатов. См. Дьяконов (1988) о Милитареве в возрасте 24–25 лет; и Габор Такач, «Замечания на полях о классификации древнеегипетского языка среди афро-азиатских и его положении среди африканских языков» в Folia Orientalia 35: 175-196 (1999) на 186, обсуждая Милитарева.
- ^ См., Стефан Гсель, Древняя история Северной Африки (Париж: Librairie Hachette 1914-1928), например, I: 275-308.
- ^ Гуанче (считающийся вымершим), на котором говорят на Канарских островах, классифицируется как берберский язык. Мерритт Рулен, Путеводитель по языкам мира (Стэнфордский университет, 1987), стр. 92, 93.
- ^ И. М. Дьяконов, Журнал семитских исследований (1998), т. 43: 209, 210, 212, цитирует серию исследований Пелио Фронцароли, Studi sullessico comune semitico (Рим, 1964-1969), в которых обсуждаются (1) части тело, (2) внешние явления, (3) религия и мифология, (4) дикая природа и (5) одомашненная природа; Дьяконов также цитирует Владимира Орла и Ольгу Столбову, Хамито-семитский этимологический словарь: Материалы для реконструкции (Лейден: EJBrill 1994), который он предупреждает использовать с осторожностью; и собственная книга Дьяконова «Самые ранние семиты в Азии: сельское хозяйство и животноводство, согласно лингвистическим данным (8–4 тысячелетия до н. э.)» в Altorientalische Forschunden (Берлин, 1981) 8: 23–74. Он заявляет: «Из сотен собранных CS [общесемитских] культурных терминов... едва ли какой-либо из них окажется общеафразийским!» Журнал семитских исследований (1998), 43: 213.
- ^ И. М. Дианконов, «Самая ранняя семитская община. Лингвистические данные» в журнале семитских исследований XLIII/2: 209–219 (1998), стр. 213, 216–219. Дьяконов в 219 году упоминает культуру Иерихона (десять-девять тысяч лет назад) как семитскую.
- ↑ Эта редакция Дьяконова, по-видимому, подразумевает, что разновидности семитских языков, на которых в древности говорили в Эфиопии, вернулись на Африканский Рог через Южную Аравию .
- ^ Можно предположить, что говорящие на семитском языке, пересекая Синай, столкнулись в натуфийском периоде (до одиннадцати лет назад) с более развитой материальной и духовной культурой, однако их собственный семитский язык оказался более способным к пониманию, общению и ведению переговоров. возникновение новых социальных ситуаций (если не после завоевания). Последующая сложность и длительное слияние этих двух доисторических человеческих групп привели к тому, что они говорили на общем семитском языке, но с лексикой, заимствованной из натуфийской материальной и духовной культуры. Если такой парадоксальный синкретизм будет принят, гипотеза Дьяконова 1988 года может остаться жизнеспособной. Очевидная хрупкость различных гипотез иллюстрирует степень когнитивного тумана, окутывающего эти доисторические ландшафты.
- ^ Д. Х. Трамп, Доисторическое Средиземноморье (Кембриджский университет, 1980), 19, 55 ( Хауа Фтеах ); цитата на 55.
- ^ Ллойд Кэбот Бриггс, Племена Сахары (Гарвардский университет и Оксфордский университет, 1960), стр. 34–36.
- ^ Д. Х. Трамп, Доисторическое Средиземноморье (1980), цитата: 56; начало земледелия на Ближнем Востоке в 22-27 гг.
- ^ Ж. Дезанж, «Протоберберы» 236–245, стр. 241–243, в «Всеобщей истории Африки», том II. Древние цивилизации Африки (ЮНЕСКО, 1990), сокращенное издание.
- ^ Бретт, Майкл; Элизабет Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. п. 16. .
- ^ Сорен, Бен Хадер, Слим, Карфаген (Саймон и Шустер, 1990) на 44–45.
- ^ Брент Д. Шоу , «Структура местного общества в раннем Магрибе: старейшины», эссе III, 18–54, стр. 23–26, в книге « Правители, кочевники и христиане в римской Северной Африке» (Олдершот: Variorum/Ashgate 1995).
- ^ Бретт и Фентресс, Берберы (1996) в 33–34 (деревни и кланы), в 135 (полупастораль).
- ^ См., Абдалла Ларуи, История Магриба (Париж, 1970; Принстон, 1977), стр. 64.
- ^ Бретт и Фентресс, Берберы (1996) в 24-25 (адаптация пунических политических навыков).
- ^ Абдалла Ларуи, История Магриба (Париж, 1970; Принстон, 1977) на 61-62 (финикийское давление).
- ^ Д. Х. Трамп, Предыстория Средиземноморья (Йельский университет, 1980), стр. 55-57.
- ^ Бретт, Майкл; Элизабет Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. стр. 5–6.
- ^ Теодор Моммзен , Römanische Geschichte , том 5 (Лейпциг, 1885, 5-е изд. 1904), переведенный как Провинции Римской империи (Лондон: Р. Бентли, 1886; Лондон: Macmillan 1909; переиздание: Barnes and Noble, Нью-Йорк, 1996) at II: 303, 304. Под древней Мавретанией Моммзен здесь подразумевается современное Марокко.
- ^ Древние греки регулярно называли различных людей, речь которых они не понимали, «варварами», что, видимо, было перенято здесь арабами тысячелетие спустя.
- ^ См. ниже раздел « Счета берберов» .
- ^ См. раздел «Счета берберов» в «Северо-Западной Африке».
- ^ Кэмпс, Габриэль (1996). Ле Бербер . Эдисуд. стр. 11–14, 65. Кэмпс предполагает новый приток около 6000 г. до н.э., который присоединился к ранее существовавшему населению (археолог, Кэмпс основал Институт Берберских исследований в Университете Экс-ан-Прованса).
- ^ Бретт, Майкл; Элизабет Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. стр. 5, 12–13. Бретт и Фентресс ссылаются на Габриэля Кэмпса в 7, 12, 15–16.
- ↑ Профессор Джамиль Абун-Наср упоминает о прибытии либу ( ливийцев) около 5000 лет назад в своей «Истории Магриба» (Кембриджский университет, 1971) в 7.
- ^ Макберни, CBM (1960). Каменный век в Северной Африке . Пеликан. п. 84.
- ^ Ларуи, Абдалла (1977) [1970]. L'Histoire du Maghreb: Un essai de Synthology (переводится как: История Магриба) . Библиотека Франсуа Масперо; Принстонский университет. стр. 3–26. Профессор Ларуи сетует на то, что вплоть до самого периода древней истории историю коренных народов рассказывали их противники, поскольку сами берберы тогда не оставили никаких записей. Таким образом, древняя точка зрения берберов малоизвестна; скорее они кажутся «чистым объектом, и их можно увидеть только глазами иностранных завоевателей». Ларуи (1970, 1977) на 10. В этом отношении Ларуи критикует нескольких французских историков , в том числе упомянутого выше Габриэля Кэмпса, не за результаты их исследований, а потому, что Ларуи считает, что они продолжают изображать берберов маргинализированными с точки зрения их истории. Там же. , в 15-25, 23-25, 60н43.
- ^ Назван в честь Регионального археологического музея в Палермо , где хранится большая часть экспонатов.
- ^ Хелен Ф. Хаган, «Обзор книги». Архивировано 9 декабря 2008 г. в Wayback Machine of Brett and Fentress, The Berbers (1996), в параграфе «a».
- ^ Ж. Дезанж, «Протоберберы», в «Всеобщей истории Африки», том II. Древние цивилизации Африки (Калифорнийский университет/ЮНЕСКО, 1990), Сокращенное изд., 236–245, стр. 238–240.
- ^ Брент, Майкл; Элизабет Фентресс (1996). Берберы . Блэквелл. стр. 22, иллюстрация на 23.
- ^ Эрик Хорнунг, Grunzüge der äegyptischen Geschichte (Дармштадт: Wissenschaftliche 1978), переведенный как История Древнего Египта (Корнеллский университет, 1999) на xv, 52-54; XVIII-XVIII, 128-133. В 818 году правящий дом Бубастидов раскололся, обе его ветви берберских мешвешей продолжали править, одна из них позже была названа 23-й династией. Хорнунг (1978, 1999) — 131 год.
- ^ Почти два тысячелетия спустя берберская армия Фатимидов снова оккупировала Египет с запада и основала там династию. См. Историю раннего исламского Туниса # Фатимиды: Шиитский халифат .
- ^ 2 Паралипоменон 12:2-9 .
- ^ Эрик Хорнунг, История Древнего Египта (Дармштадт: Wissenschaftliche 1978; Корнельский университет 1999) на 129.
- ^ Д. Х. Трамп, Предыстория Средиземноморья (Йельский университет, 1980) на 228 (Ливия и Египет), 229 (храм Соломона).
- ^ Эрик Хорнунг, История Древнего Египта (Дармштадт: Wissenschaftliche 1978; Корнельский университет 1999) на 129, 131.
- ^ Уэлч, Гэлбрейт (1949). Североафриканская прелюдия . Вм. Завтра. п. 39.
- ^ Абун-Наср (1971). История Магриба . Кембриджский университет. п. 7.
- ^ См., Геродот (около 484–425), The Histories IV, 167–201 (Penguin 1954, 1972) на 328–337; и согласно гарамантам Ливийской пустыни ( Феццан ) в 329, 332.
- ^ Страбон (ок. 63-24 гг. н.э.). Географический стр. 18, 3, ii.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) ; цитируется Рене Бассе , «Мавританская литература» (Кольер, 1901), iii. - ^ См., Абдалла Ларуи, История Магриба (Париж, 1970; Принстон, 1977), стр. 65.
- ^ Тем не менее, имена Маури и Мавр использовались древними и средневековыми авторами для обозначения чернокожих африканцев, пришедших с юга Сахары. Фрэнк М. Сноуден-младший, Чернокожие в древности: эфиопы в греко-римском опыте (Гарвардский университет, 1970), стр. 11–14.
- ^ Бретт и Фентресс, Берберы (1996) в 22-24.
- ^ Согласно Геродоту (ок. 490–425), «Истории VII», 167; перевод Одри де Селинкур, отредактированный ARBurn (Penguin 1954, 1972) на 499.
- ^ Б. Х. Уормингтон, «Карфагенский период», в «Всеобщей истории Африки», том III. Древние цивилизации Африки (ЮНЕСКО, 1990), 246–260, стр. 246.
- ^ Длительное и частое взаимодействие Карфагена с окружающими его берберскими народами неизвестно нам из их рассказов, поскольку у нас нет пунических сочинений. Серж Лансель, Карфаген. История (Оксфорд: Блэквелл 1992, 1995) на 358-360.
- ^ Уормингтон, «Карфигенский период», в «Всеобщей истории Африки», том III. Древние цивилизации Африки (ЮНЕСКО, 1990), 246–260, стр. 248.
- ↑ Бретт и Фентресс, Берберы (1996), 34 года.
- ^ Габриэль Кэмпс, Les Berbères (Edisud 1996) в 19-21.
- ↑ Бретт и Фентресс, Берберы (1996), стр. 25, 287.
- ^ Диодор Сицилийский (первый век до н. э., историк Сицилии [Siculus]), его Bibliothecae Historicae в xx, 17.1, 18.3; цитируется Илевбаром, Карфагеном, Римом и берберами (1981) на 14.
- ^ Бретт и Фентресс, Берберы (1996) в 24-27 (королевства).
- ↑ Бретт и Фентресс, Берберы (1996), 23 года.
- ^ Габриэль Кэмпс, Monuments et rites funéraires protohistoriques (Париж: Arts & Métiers Graphiques, 1961), цитируется в Baldick, Black God. Афроазиатские корни еврейской, христианской и мусульманской религий (1997) в 68-69 годах; и вообще его глава 3 «Северная Африка» в 67-91.
- ↑ Гробница Сифакса находится в Сиге недалеко от Орана. Бретт и Фентресс, Берберы (1996), 27–31.
- ^ Геродот (ок. 484–ок. 425), The Histories IV, 172–174 (Penguin 1954, 1972) в 329 (гадание).
- ^ JAIlevbare, Карфаген, Рим и берберы. «Исследование социальной эволюции в древней Северной Африке» (Ибаданский университет, 1981), стр. 118, 122–123, со ссылкой также на Тертуллиана (160–230) из Карфагена, его «Апологию» в 5.1.
- ↑ Масиниссу почитали не столько как божество, сколько «потому что они признавали его величие и его заслуги, в которых был элемент божественного». Илевбаре, Карфаген, Рим и берберы (1981) на 124, со ссылкой на римского христианского автора третьего века (вероятно, из Северной Африки) Минуция Феликса, Октавия на 21.9.
- ^ Ж. Дезанж, «Протоберберы» в 236-245, 243, в «Всеобщей истории Африки», том II. Древние цивилизации Африки (ЮНЕСКО, 1990), сокращенное издание.
- ^ См. Baldick, Black God (1997) at 72, 78, 79, 81. Здесь Болдик упоминает случаи, когда ограниченная сексуальная лицензия разрешалась ежегодно в календарный день, определяемый временем года и звездами или фазой луны.
- ^ Болдик, Черный Бог (1997) на 70, 72, 73.
- ^ Геродот (ок. 484–ок. 425), Istoreia , IV 188, перевод Обри де Селинкура, отредактированный А. Р. Бёрном, как « Истории» (Penguin 1954, 1972) на 333–334 (солнце и луна).
- ^ Джулиан Болдик, Черный Бог: афроазиатские корни еврейской, христианской и мусульманской религий (Лондон: IBTauris 1997) в 20 лет (семитский бог луны, богиня солнца), 70 лет (берберы поклоняются солнцу и луне), 74 года (еще одна берберская луна) бог Иеру), 89-91 (Берберская религия в составе афроазиатов). См. ниже историю берберского языка относительно афроазиатского языка.
- ^ См., Брайан Доу, Южная Аравия (Нью-Йорк: McGraw-Hill 1971), 25 лет (бог луны ['LMQH], богиня солнца Дхат Хамим).
- ^ Ж. Дезанж, «Протоберберы» в 236–245, 243–245, 245, в «Всеобщей истории Африки», том II. Древние цивилизации Африки (ЮНЕСКО, 1990), сокращенное издание.
- ^ Илевбаре, Карфаген, Рим и берберы (1981) на 121, цитируя берберского писателя римской эпохи Апулея, его Апологию 25, 13.
- ^ Существует рельеф третьего века нашей эры из древней Ваги (ныне Бежа , Тунис) с латинской надписью, на которой изображены семь берберских богов ( боги Дии Маури или Маураны), сидящие на скамейке: Бончар в центре с посохом (мастер пантеона), справа от него сидит богиня Вихина с младенцем у ее ног (роды?), справа от нее Макургум держит свиток и обвитый змеей посох (здоровье?), слева от Бончара Варсиссима (без атрибутов) а слева от нее Матилам, очевидно, руководит жертвоприношением вепря; на концах — Макуртан, держащий ведро, и Иунам (возможно, луна). Айша Бен Абад Бен Хадер и Дэвид Сорен, Карфаген: Мозаида Древнего Туниса (Американский музей естественной истории, 1987), стр. 139–140.
- ^ Болдик, Черный Бог: афроазиатские корни еврейской, христианской и мусульманской религий (Лондон: IBTauris 1997) в главе 3, «Северная Африка». От Тертуллиана : Варсутина, главная богиня Маури (72 года); из надписей: бог Баккакс, объект паломничества (73-74), Иеру, бог луны (74), Лиллеу, мужское олицетворение дождевой воды (74); из византийского источника: Гурзил, бог-бык с каменным идолом (74-75), Синифер, бог войны (74), Мастиман, инфернальное божество, которому приносились человеческие жертвы (74); Канарские острова позднего средневековья: бог Эраоранзан, которому поклонялись мужчины (77), богиня Маниба, почитаемая женщинами (74), Идафе, которому поклонялись как высокая тонкая скала (77); духи из современных источников: Имбаркен, сахарские духи, управляющие ветрами (79), Тенунбия, женщина, представленная куклами, используемая для вызова дождя (79), Анзар, мужское олицетворение дождя (89). Также упоминаются Амон-Ре из Египта (67), Танит из Карфагена (71, 74, 79), или те, кому даны римские имена (Каэлестис, 74, 79), или арабские имена (например, черти Шамарих в 75).
- ^ JAIlevbare из надписей дает берберские имена многих богов в своем «Карфагене, Риме и берберах» (1981) на стр. 120. В указанных местах: Бокакс, Аулисва, Мона, Матамос, Драко, Лиллеус, Абаддир; и пять богов вместе возле Тевесте: Масиден, Тилильва, Сугган, Исдан и Масиддика. Синифер, бог войны (по сравнению с Марсом). Мастина, принявшая человеческие жертвы (по сравнению с Юпитером). Гурзил, олицетворяемый «волшебным» быком, выпущенным на свободу в бою, следовательно, бог войны.
- ^ Геродот, Истории II, 55–56 (Пингвин, 1954, 1972) на 153–154.
- ^ Судя по всему, у древних греков было семь священных оракулов, и Сива был единственным на чужбине. Гэлбрейт Уэлч, Североафриканская прелюдия (Нью-Йорк: Wm. Morrow, 1949), 93 года.
- ^ Дж. А. Илевбаре в своей книге «Карфаген, Рим и берберы» (Ibadan Univ. 1981) в 117–118 утверждает, что существовал ливийский бог Аммон, занимавшийся гаданием, чей оракул находился в оазисе Сива, причем этот бог был отделен от египетского бога. из Фив, также называемого Аммоном или Амоном. Его источники включают Орика Бейтса, «Восточные ливийцы» (Лондон: 1914; переиздание Cass 1970) на 189–191.
- ^ Ульрих Вилкен, Александр дер Гроссе (Лейпциг, 1931), переведен как Александр Великий (Нью-Йорк: WW Norton 1967) на 121-130. В Сиве египетские жрецы сказали Александру, что он сын «Зевса Аммона». Вилкен (1931, 1967) - 126–128.
- ^ Сорен, Бен Хадер, Слим, Карфаген (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1990) на 26-27 (слияние с Танит), 243-244.
- ^ Джордж Аарон Бартон, семитское и хамитское происхождение. Социальные и религиозные (Филадельфия: Университет Пенсильвании, 1934) на 303-306, 305.
- ^ «Имя, очевидно, ливийское» в отношении богини Танит: Б. Х. Вармингтон, «Карфагенский период» в 246–260, 254, в «Всеобщей истории Африки», том II, «Древние цивилизации Африки» (ЮНЕСКО, 1990).
- ↑ Гленн Э. Марко, Финикийцы (Калифорнийский университет, 2000), стр. 118, где Марко отмечает: «Обнаружение в Сарепте бляшки из слоновой кости с надписью, посвященной Танит- Астарте … [подтверждает] материковое происхождение бывшей богини, чей культ достиг огромной популярности в Карфагене и на Пуническом западе, начиная с пятого века до нашей эры». Место Сарепта (расположенное на финикийском побережье между Тиром и Сидоном) было исследовано археологами в 1970-х годах; Говорят, что мемориальная доска датируется восьмым веком до нашей эры. Богиня Астарта была главным божеством в Тире.
- ^ См. Пикард, «Жизнь и смерть Карфагена» (1968–1969), стр. 151–152.
- ^ См., Э.А. Уоллис Бадж, Осирис. Египетская религия воскресения (Лондон: PLWarner 1911; переиздание University Books 1961) в II: 276-277; Бадж цитирует текст, относящийся к «Новой Империи» [термин Баджа, Новое Королевство датируется 1550-1070 годами], в котором восхваляется египетская богиня Исида : «Она со многими именами... Она, наполняющая Туат добрыми вещами. Она которую очень боятся в Туате. Великая богиня в Туате с Осирисом по имени Танит ». Здесь Туат будет местом, куда «духи уходят после смерти своих тел». Бадж, там же. at II: 155. Возможно, он имеет отдаленное отношение к берберскому оазису Туат (Ин Салах), расположенному на юге центрального Алжира.
- ^ Бартон, Семитское и хамитское происхождение (1934) на 305.
- ^ См . Историю пунической эпохи Туниса # Пуническая религия .
- ^ См. также «Историю раннего исламского Туниса» относительно ее вероятного влияния на общепринятую мусульманскую практику.