История одежды и текстиля
Изучение истории одежды и текстиля прослеживает развитие, использование и доступность одежды и текстиля на протяжении всей истории человечества. Одежда и текстиль отражают материалы и технологии, доступные в разных цивилизациях в разное время. Разнообразие и распределение одежды и текстиля в обществе раскрывают социальные обычаи и культуру .
Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Среди ученых всегда были некоторые разногласия относительно того, когда люди начали носить одежду, но новые исследования Университета Флориды, касающиеся эволюции платяных вшей, показывают, что это началось где-то около 170 000 лет назад. Результаты исследования УФ показывают, что люди начали носить одежду, и эта технология позволила им успешно мигрировать из Африки. Антропологи полагают, что шкуры животных и растительность использовались в качестве покровов для защиты от холода, жары и дождя, особенно когда люди мигрировали в новый климат. [1]
История текстиля почти так же стара, как человеческая цивилизация, и с течением времени история текстиля стала еще богаче. Шелковое ткачество было завезено в Индию ок. 400 г. н. э. , тогда как хлопкопрядение датируется 3000 г. до н. э., также в Индии. [2] А недавние археологические раскопки в неолитическом Мехргархе, Пакистан, показали в статье «Анализ минерализованных волокон из медной бусины», что хлопковые волокна использовались еще в 7-м тысячелетии до нашей эры. [3]
Текстиль может быть выполнен из войлока или скрученных волокон, превращенных в пряжу , а затем сплетенных в сеть , петлей, трикотажных или сотканных для изготовления тканей, которые появились на Ближнем Востоке в позднем каменном веке . [4] С древних времен до наших дней методы производства текстиля постоянно развивались, и выбор доступных тканей влиял на то, как люди носили свое имущество, одевались и украшали свое окружение. [5]
Источники, доступные для изучения одежды и текстиля, включают останки материалов, обнаруженные в ходе археологии ; изображение текстиля и его производства в искусстве; и документы, касающиеся производства, приобретения, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно ее ранних этапов, является частью исследований материальной культуры .
Доисторическое развитие
[ редактировать ]−10 — – −9 — – −8 — – −7 — – −6 — – −5 — – −4 — – −3 — – −2 — – −1 — – 0 — | ( О. praegens ) ( О. тугененсис ) ( Ар. кадабба ) ( Ар. ramidus ) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Развитие текстиля и одежды в доисторические времена было предметом ряда научных исследований с конца 20 века. [6] [7] Эти источники помогли составить последовательную историю этих доисторических событий. Тем не менее, ученые так и не пришли к единому мнению относительно того, когда люди начали носить одежду, и оценки, предложенные различными экспертами, сильно различаются: от 40 000 до целых 3 миллионов лет назад.
Недавние исследования Ральфа Киттлера, Манфреда Кайзера и Марка Стоункинга — антропологов из Института эволюционной антропологии Макса Планка — попытались определить самую позднюю дату появления одежды косвенным методом, основанным на вшах . Обоснование этого метода датирования связано с тем, что человеческая платяная вошь ( P. humanus corporus ) не может жить вне одежды и умирает уже через несколько часов без укрытия. Это убедительно свидетельствует о том, что дата видообразования платяной вши от ее родителя, человеческой вши ( Pediculus humanus ), могла произойти не раньше, чем самое раннее принятие человеком одежды. Эту дату, когда платяная вошь отделилась как от своего родительского вида, так и от своего родственного подвида, головной вши ( P. humanus capitus ), можно определить по количеству мутаций, которые каждый из них развил за прошедший период. Такие мутации происходят с известной частотой, и поэтому дату последнего общего предка для двух видов можно оценить по разнице в количестве их соответствующих мутаций. Эти исследования дали даты в диапазоне от 40 000 до 170 000 лет назад, при этом исследование 2003 года предполагало дату 107 000 лет назад, а исследование 2011 года подтвердило наиболее вероятное время 170 000 лет назад. [8]
Киттлер, Кайзер и Стоункинг предполагают, что изобретение одежды могло совпасть с миграцией современных Homo sapiens на север из теплого климата Африки , которая, как полагают, началась между 100 000 и 50 000 лет назад. Вторая группа исследователей, также полагающаяся на генетические часы, считает, что одежда возникла между 30 000 и 114 000 лет назад. [9] Важно отметить, что некоторые из этих оценок датируются еще до первого известного исхода людей из Африки . Однако другие виды гоминид , ныне вымершие, возможно, также носили одежду и, по-видимому, мигрировали раньше. [10] Из этого следует, что вши, которые в настоящее время наводняют человеческую одежду, возможно, были впервые приобретены Homo sapiens в более холодном климате с тел или выброшенной одежды этих родственников гомининов .
Датирование по прямым археологическим данным дает даты, соответствующие тем, на которые намекали вши. В сентябре 2021 года ученые сообщили о доказательствах изготовления одежды от 90 000 до 120 000 лет назад на основе находок в месторождениях в Марокко . [11] [12] Однако, несмотря на эти археологические данные и генетические данные, единой общепринятой оценки не существует. [13] [14] [15] [16]
Наскальные рисунки и графические свидетельства предполагают существование одежды в период палеолита , около 30 000 лет назад, хотя это были кожаные драпировки . Текстильная одежда стала известна около 27 000 лет назад, а археологи обнаружили настоящие фрагменты текстиля 7000 г. до н.э. [17] : 1 [18]
Раннее внедрение одежды
[ редактировать ]Швейные иглы датируются по крайней мере 50 000 лет назад ( Денисова пещера , Сибирь) и, вероятно, были изготовлены Х. Денисовой/Х. Алтай , около 10 000 лет до прихода неандертальцев и групп людей в пещеру . Самый старый возможный пример - острие иглы (отсутствует стебель и ушко), датированное 60 000 лет назад, найденное в пещере Сибуду в Южной Африке. Другие ранние образцы игл возрастом от 41 000 до 15 000 лет назад найдены в разных местах, например, в Словении, России, Китае, Испании и Франции. [19]
Самые ранние окрашенные волокна льна были найдены в доисторической пещере в Республике Грузия и датируются 36 000 годом. [20]
25 000-летняя статуэтка Венеры « Венера Леспюгская », найденная на юге Франции в Пиренеях, изображает юбку из ткани или скрученного волокна. Некоторые другие фигурки Западной Европы украшались шляпами-корзинками или кепками, на талии носили пояса, а тело оборачивали ремнем из ткани прямо над грудью. Восточноевропейские статуэтки носили пояса , низко висели на бедрах, а иногда и юбки-завязки. Однако, по мнению археологов Джеймса М. Адовазио , Соффера и Хайланда, эта одежда, скорее, представляет собой ритуальную одежду, реальную или воображаемую, которая служила показателем различных социальных категорий. [ нужна ссылка ]
Археологи обнаружили артефакты более позднего времени, которые, по-видимому, использовались в текстильном искусстве: калибры сетей 5000 г. до н. э., веретенообразные иглы и ткацкие палочки. [ нужна ссылка ]
Древний текстиль и одежда
[ редактировать ]Знания о старинном текстиле и одежде в недавнем прошлом расширились благодаря современным технологическим разработкам. [21] Вполне возможно, что следующий текстиль, который будет разработан после использования тканей из шкур животных, может быть изготовлен из войлока . [ нужна ссылка ] Первый известный текстиль растительного происхождения в Южной Америке был обнаружен в пещере Гитарреро в Перу. Он был соткан из растительного волокна и датируется 8000 годом до нашей эры. [22] Сохранившиеся примеры нолебиндинга , еще одного метода текстиля, появившегося после использования тканей из шкур животных, были найдены в Израиле и датируются 6500 годом до нашей эры. [23]
Ткацкие станки
[ редактировать ]Ткацкий станок — это устройство или машина, используемая для ткачества одежды. [24] С доисторических времен до раннего средневековья на большей части Европы, Ближнего Востока и Северной Африки в текстильном производстве доминировали два основных типа ткацких станков. Это ткацкий станок с утяжелителем по основе и двухлучевой ткацкий станок . Длина балки определяла ширину ткани, сотканной на ткацком станке, и могла достигать 2–3 метров. [25] Ранняя тканая одежда часто изготавливалась из ткани полной ширины, драпированной, связанной или закрепленной булавками.
Сохранение
[ редактировать ]Знания о культурах сильно различаются в зависимости от климатических условий, которым подвергаются археологические отложения; Ближний Восток, Южная Америка и засушливые окраины Китая предоставили множество очень ранних образцов в хорошем состоянии, а также отпечатки текстиля на глине и графические изображения. В северной Евразии , торфяные болота соляные шахты, дубовые гробы и вечная мерзлота также сохранили текстиль, причем сохранились целые неолитические предметы одежды, некоторые из самых известных из которых связаны с Эци («Ледяным человеком») , а также артефакты, связанные с текстильным производством. . [26] [27] Раннее развитие текстиля на Индийском субконтиненте , в Африке к югу от Сахары и в других влажных частях мира остается неясным.
Торговля текстилем в древнем мире
[ редактировать ]На протяжении всего периода неолита и бронзового века плодородные земли Евразийской степи служили средой для развития и взаимодействия сети кочевых сообществ. Степной путь всегда связывал регионы азиатского континента торговлей и передачей культуры, в том числе одежды.
Около 114 г. до н. э., династия Хань , [28] положил начало торговому маршруту Шелкового пути . Географически Шелковый путь или Шелковый путь представляет собой взаимосвязанную серию древних торговых путей между Чанъанем (сегодняшний Сиань ) в Китае, Малой Азией и Средиземноморьем, простирающимися более чем на 8000 км (5000 миль) по суше и морю. Торговля на Шелковом пути была важным фактором в развитии великих цивилизаций Китая, Египта, Месопотамии , Персии , Индийского субконтинента и Рима и помогла заложить основы современного мира. Обмен роскошным текстилем преобладал на Шелковом пути связывал торговцев, купцов, паломников , монахов , солдат, кочевников и городских жителей из Китая до Средиземного моря , который в различные периоды .
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Самыми ранними известными ткаными тканями Ближнего Востока, возможно, были льняные ткани, которыми обертывали мертвых; они были раскопаны на стоянке эпохи неолита в Чатал-Хююке в Анатолии . Карбонизированные и «защищенные несколькими слоями глины/штукатурки в анаэробной среде… Они были «запечены» или «приготовлены на пару»» [29] в огне и датированы радиоуглеродом ок. 6000 г. до н.э. [30] Существуют свидетельства выращивания льна с ок. 8000 г. до н.э. на Ближнем Востоке, но разведение овец с шерстистой шерстью, а не с волосами, происходит гораздо позже, ок. 3000 г. до н.э. [30] Хорошо сохранившиеся льняные ткани были найдены в Пещере Воина и датируются примерно 3200 годом до нашей эры.
В Месопотамии одежда обычного шумера была очень простой, особенно летом. Зимой одежду шили из овечьего меха. Даже богатые мужчины изображались с обнаженным торсом, в коротких юбках, известных как каунаке , а женщины носили длинные платья до щиколоток. Король носил тунику и пальто до колен с поясом посередине. Со временем развитие ремесла шерстяного ткачества в Месопотамии привело к большому разнообразию одежды. Так, к концу III тыс. до н. э. и позднее мужчины носили туники с короткими рукавами и даже выше колен, с поясом (поверх которого богатые надевали шерстяной плащ). Женские платья отличались более разнообразным фасоном: с рукавами или без них, узкие или широкие, обычно длинные и не подчеркивающие фигуру. [31]
- Шумерские статуи верующих (мужчин и женщин); 2800-2400 гг. до н. э. ( Раннединастический период ); Национальный музей Ирака ( Багдад )
- Бог Абу (?) и женская статуэтка; 2800-2400 гг. до н. э. (раннединастический период); из квадратного храма Абу в Телль-Асмаре (древняя Эшнунна ( Ирак )); Национальный музей Ирака. Набедренная повязка превратилась в узнаваемую юбку, а скрученные пучки превратились в бахрому. [32]
Древняя Индия
[ редактировать ]В ходе раскопок цивилизаций в долине Инда на сегодняшний день обнаружено несколько скрученных хлопковых нитей, которые можно использовать в качестве соединительного шнура для бусового ожерелья. [33] Однако на терракотовых фигурках, обнаруженных в Мехргархе, изображена мужская фигура, носящая то, что обычно интерпретируется как тюрбан. Статуэтка из Мохенджо -Даро с надписью «Царь-жрец» изображает ношение шали с цветочным орнаментом. На данный момент это единственная скульптура из долины Инда, на которой одежда изображена так подробно. Другие скульптуры танцующих девушек , раскопанные в Мохенджо-Даро, показывают только ношение браслетов и других украшений. [34] Однако фигурки не дают каких-либо конкретных доказательств, позволяющих узаконить историю одежды хараппских времен.
Хараппцы, возможно, использовали натуральные цвета для окраски своей ткани. Исследования показывают, что выращивание растений индиго (род: Indigofera ) было широко распространено.
Геродот , древнегреческий историк, упоминает индийский хлопок V века до нашей эры как «шерсть, превосходящую по красоте и качеству шерсть овец». Когда Александр Великий вторгся в Индию в 327 году до нашей эры , его войска начали носить хлопчатобумажную одежду, которая была более удобной, чем прежняя шерстяная . [35] Страбон , другой греческий историк, упомянул яркость индийских тканей, а Арриан рассказал об индийско-арабской торговле хлопчатобумажными тканями в 130 году нашей эры. [36]
- Статуя «Короля-священника» в мантии; 2400–1900 гг. до н.э.; низкообожженный стеатит ; Национальный музей Пакистана ( Карачи )
- Древняя форма Чуридара, которую носили в период Гуптов ; в. 300 г. н.э .; Национальный музей ( Нью-Дели )
- Шакунтала , жена Душьянты и мать императора Бхараты , из Калидаса пьесы Абхиджнянашакунтала , в сари , картина Раджи Рави Вармы , ок. 1870 год .
- Картина на деревянной панели, обнаруженная Аурелом Штайном в Дандан Оилике , изображающая легенду о принцессе, которая спрятала яйца тутового шелкопряда в своем головном уборе, чтобы переправить их из Китая в Королевство Хотан; 7-8 века; Британский музей (Лондон)
Древний Египет
[ редактировать ]Существуют свидетельства производства льняной ткани в Древнем Египте в период неолита, ок. 5500 г. до н.э. Выращивание одомашненного дикого льна , вероятно, импортированного из Леванта , зарегистрировано еще ок. 6000 г. до н.э. Другие лубяные волокна, включая тростник , тростник , пальму и папирус, использовались отдельно или вместе с льном для изготовления веревок и других тканей. Свидетельств о производстве шерсти в Египте в этот период скудны, хотя есть примеры шерстяных туник из греко-римского Египта поздней античности . [37] [38]
Древнеегипетские методы прядения включали в себя опускание веретена, вращение из рук в руки и перекатывание на бедре; пряжа также была сращена. [37] Горизонтальный наземный ткацкий станок использовался до Нового царства, когда появился вертикальный двухлучевой ткацкий станок, вероятно, из Азии.
Льняные повязки использовались в погребальном обычае мумификации и женщин в узких , а искусство изображает египетских мужчин в льняных килтах платьях с различными формами рубашек и курток, часто из прозрачной плиссированной ткани. [37]
- Пара сандалий; 1390–1352 гг. до н. э.; трава, тростник и папирус ; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Иллюстрация из книги « Древнеегипетские, ассирийские и персидские костюмы и украшения».
- Иллюстрация богини из древнеегипетских, ассирийских и персидских костюмов и украшений.
Древний Китай
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства производства шелка в Китае были найдены на памятниках культуры Яншао в Ся, Шаньси , где кокон Bombyx mori , домашнего тутового шелкопряда, разрезанный пополам острым ножом, датируется периодом между 5000 и 3000 годами до нашей эры. Фрагменты примитивных ткацких станков также можно увидеть на стоянках культуры Хэмуду в Юяо, Чжэцзян , датированные примерно 4000 годом до нашей эры. Обрывки шелка были найдены на территории культуры Лянчжу в Цяньшаньяне в Хучжоу, Чжэцзян , датируемой 2700 годом до нашей эры. [39] [40] Другие фрагменты были обнаружены в королевских гробницах [династии Шан] (ок. 1600 – ок. 1046 до н. э.). [41]
Во времена династии Шан китайская одежда Хань, или ханьфу, состояла из и , туники длиной до колен с узкими манжетами, перевязанной поясом, и узкой юбки до щиколотки, называемой шан , которую носили с бикси , отрезком ткани. что доходило до колен. Одежда элиты шилась из шелка ярких основных цветов.
- Картина императора Яо в шэньи
- Желтый Император в миангуань
- Мяньфу VII века . императора У из династии Цзинь , картина придворного художника Яна Либэня
Древний Таиланд
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства прядения в Таиланде можно найти на археологическом участке Та Кае, расположенном в Центральном Таиланде. Та Кае был заселен с конца первого тысячелетия до нашей эры до конца первого тысячелетия нашей эры. Здесь археологи обнаружили 90 фрагментов веретена, датируемых III веком до нашей эры – III веком нашей эры. А форма этих находок указывает на связи с южным Китаем и Индией. [42]
Древняя Южная Америка
[ редактировать ]Самые ранние текстильные изделия, найденные в Южной Америке, датируются примерно 12 000 лет назад. Эти тканые ткани были найдены в пещере Гитарреро в Перу. Предполагается, что поселенцы использовали их для различных изделий, таких как корзины и настенные покрытия. Вопреки предположениям, что эти первые набеги на Анды совершались исключительно мужчинами, исследования Эдварда А. Джоли показывают, что среди этих поселенцев наверняка были и женщины. Причиной его такой уверенности является общая культурная связь текстильного ткачества, производимого женщинами. [43]
Древняя Япония
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства ткачества в Японии связаны с периодом Дзёмон . Эту культуру характеризует керамика, украшенная шнуровыми узорами. В кургане из ракушек в префектуре Мияги, датируемом примерно 5500 годом, были обнаружены фрагменты ткани, сделанные из волокон коры. [44] Волокна конопли были также обнаружены в кургане из ракушек Торихама в префектуре Фукуи, датируемом периодом Дзёмон, что позволяет предположить, что эти растения также могли использоваться для изготовления одежды. На некоторых отпечатках керамических изделий также изображены прекрасные циновки, подтверждающие технику ткачества. Узоры на керамике Дзёмон изображают людей, носящих короткую верхнюю одежду, облегающие брюки, рукава-воронки и пояса в форме веревок. На изображениях также изображена одежда с вышитыми узорами или нарисованными арочными узорами, хотя неясно, указывает ли это на то, как выглядит одежда, или это просто использованный стиль изображения. В керамике также нет различия между мужской и женской одеждой. Возможно, это было правдой, потому что в тот период одежда служила скорее украшением, чем социальным знаком, но это также могло быть просто из-за изображения на керамике, а не из-за того, как люди на самом деле одевались в то время. Поскольку были найдены и костяные иглы, предполагается, что они носили платья, сшитые между собой. [45]
Следующим был период Яёй, во время которого было развито выращивание риса. Это привело к переходу от сообществ охотников-собирателей к аграрным обществам, что оказало большое влияние на одежду. Согласно китайской литературе того времени, стали носить одежду, более подходящую для сельского хозяйства. Например, несшитый кусок ткани, обернутый вокруг тела, или одежда типа пончо с прорезанным в ней отверстием для головы. В той же литературе также указывается, что использовался розовый или алый макияж, но манеры людей всех возрастов и полов не сильно различались. Однако это спорно, поскольку в китайском документе, вероятно, содержались культурные предрассудки. В Японии распространено мнение, что период времени Яёй был довольно утопическим до того, как китайское влияние начало поощрять использование одежды для обозначения возраста и пола.
С 300 по 550 год нашей эры был период Ямато, и здесь большая часть стиля одежды может быть заимствована из артефактов того времени. Статуи гробниц (ханива) особенно говорят нам о том, что стиль одежды изменился по сравнению с тем, который, согласно китайским источникам, относился к предыдущей эпохе. Статуи обычно носят одежду, состоящую из двух частей: верхняя часть с вырезом спереди и закрытыми рукавами, свободные брюки для мужчин и плиссированная юбка для женщин. К этому периоду китайцы начали заниматься шелководством, но из-за стоимости шелка его могли использовать только люди определенных классов или рангов.
Следующими периодами были Асука (550–646 гг. н.э.) и Нара (646–794 гг. н.э.), когда в Японии сформировалось более единое правительство и начали использовать китайские законы и социальные рейтинги. Эти новые законы требовали, чтобы люди носили разные стили и цвета, чтобы указать на социальный статус. Одежда в целом стала длиннее и шире, а методы шитья стали более совершенными. [46]
Классический период Филиппин
[ редактировать ]Классическая филиппинская одежда различалась в зависимости от стоимости и текущей моды и, таким образом, указывала на социальный статус. Основной одеждой были бахаг и юбка-труба — то, что маранао называют малонг — или вместо этого обертывалось легким одеялом. Но для публичных выступлений и особенно в официальных случаях добавлялась более престижная одежда — лихин-лихин — блузки и туники , свободные халаты с рукавами , накидки или халаты до щиколотки. Столь же разнообразен был и текстиль, из которого они были изготовлены. В порядке возрастания стоимости это были абака , абака, украшенная цветной хлопчатобумажной нитью , хлопок , хлопок, украшенный шелковой нитью, шелк, импортная набивная ткань и нарядная абака, сотканная из отборных волокон, почти тонких, как шелк . Кроме того, Пигафетта упомянул как стринги, так и юбки из коровой ткани.
Нескроенная одежда, однако, не имела особых названий. Пандонг , женский плащ , просто означал любое естественное покрытие, например, нарост на стволе банана или натальную повязку. В Панае слово куронг , означающее вьющиеся волосы, применялось к любой короткой юбке или блузке; а некоторые, более качественные, из привозного ситца или бязи, назывались просто по названию самой ткани — табас. Так и юбка с запахом, которую тагалоги называли тапис, вообще вряд ли считалась юбкой: висайцы называли ее просто хабул (тканая ткань), или халонг ( абака ), или даже хулун ( пояс ).
Обычным мужским головным убором был пудонг, тюрбан, хотя в Панайе и мужчины, и женщины также носили головной убор или бандану, называемую саплунг . Простолюдины носили пудун из грубой ткани из абаки, обернутой всего в несколько витков, так что он был скорее повязкой на голову, чем тюрбаном, и поэтому назывался пудун-пудун — так и позже стали называть короны диадемы на христианских изображениях. Красный пудонг назывался магалонг и был знаком храбрых, убивших врага. Самый престижный вид пудонга , доступный лишь самым отважным, был, как и их стринги, сделан из пинаюсана, тонкой, как марля, абаки из волокон, отобранных из-за их белизны, окрашенных в темно-алый цвет узорами, столь же тонкими, как вышивка. и отполированы до шелковистого блеска. Такие пудонги удлинялись с каждым новым подвигом: настоящие герои поэтому оставляли один конец свободно свисающим с напускной небрежностью.Женщины обычно носили платок, называвшийся тубатубом, если он плотно закрывал всю голову; но была у них и широкополая шляпа, называемая саяп или тариндак, сплетенная из листьев саговой пальмы. Некоторые из них явно были признаками высокого ранга: когда королева Хумабона пошла слушать мессу во время визита Магеллана, перед ней шли три девушки, неся одну из ее шляпы . Головной убор из Себу с глубокой тульей, используемый обоими полами для путешествий пешком или на лодке, назывался сарок , что на самом деле означало идти за водой. [47]
Классическая Греция
[ редактировать ]Ткань в Древней Греции ткали на ткацком станке с утяжелителем основы. Первое сохранившееся изображение ткачества в западном искусстве находится на терракотовом леките из Метрополитен-музея в Нью-Йорке . Ваза, гр. 550–530 гг. до н. э., изображены две женщины, ткацкие на вертикальном ткацком станке. Нити основы, идущие вертикально к стержню вверху, связаны вместе грузиками внизу, которые удерживают их натянутыми. Женщина справа проводит челноком с ткацкой нитью через середину основы. Женщина слева использует венчик, чтобы закрепить уже сплетенные нити. [48]
Платье в классической древности предпочитало широкие, несшитые куски ткани, приколотые и драпированные к телу различными способами.
Древнегреческая одежда состояла из отрезков шерсти или льна , обычно прямоугольной формы, закрепленных на плечах орнаментированными булавками, называемыми фибулами , и подпоясывалась поясом. Типичной одеждой были пеплос , свободная одежда, которую носили женщины; хламида — плащ ; мужской и хитон — туника, которую носят как мужчины, так и женщины. Мужские хитоны свисали до колен, а женские – до щиколоток. длинный плащ, называвшийся гиматием Поверх пеплоса или хламиды надевали .
Тога Древнего Рима также представляла собой несшитую длинную шерстяную ткань, которую граждане мужского пола носили различными способами поверх простой туники . Ранние туники представляли собой два простых прямоугольника, соединенных в плечах и по бокам; более поздние туники имели пришитые рукава . Женщины носили драпированную столу до щиколотки с паллой, шаль, похожей на или тунику в качестве верхней одежды. Предпочтительной тканью была шерсть, хотя лен, конопля также использовались и небольшое количество дорогого импортного шелка и хлопка.
Древняя Европа
[ редактировать ]Эпоха неолита
[ редактировать ]Ткани в европейских неолитических культурах изготавливались на основе льняного и лубяного волокна . Первые шерстяные ткани появляются в период позднего неолита . [49] \
Бронзовый век
[ редактировать ]Обрывки шерстяной ткани бронзового и железного веков были найдены в соляных шахтах Гальштата , Австрия. Обрывки ткани представляли собой остатки тряпок, использовавшихся в шахтах. Тряпки, в свою очередь, представляли собой остатки изношенной одежды.
Ткани бронзового века были относительно грубыми, отчасти из-за грубой овечьей шерсти того времени. В шерсти было большое количество кемпов (остевых волос). Однако переплетения включали как простое полотняное переплетение (т. е. полосчатое переплетение), так и более сложное саржевое переплетение. Ткани саржевого переплетения имеют лучшую драпировку, чем ткани простого переплетения. Цвета тканей были как натуральные, так и окрашенные. [49]
Железный век
[ редактировать ]Ткани железного века тоньше, чем ткани бронзового века. Пряденая нить была очень однородной и тонкой. Некоторые ткани железного века также имели вплетенные узоры из полос. Более тонкая ткань объясняется появлением пород овец с более тонкой шерстью и меньшим количеством шерсти. [49]
Другие ткани железного века из северо-западной Европы были обнаружены на телах, сохранившихся в анаэробных и кислых условиях торфяных болот . Датская реконструкция одежды, найденной с такими телами, указывает на тканые шерстяные платья, туники и юбки. [50] Они в основном не имели формы и удерживались на месте кожаными ремнями и металлическими брошками или булавками. Одежда не всегда была простой, но имела украшения контрастных цветов, особенно на концах и краях одежды. Мужчины носили бриджи , возможно, с обернутыми голенями для защиты, хотя Баучер утверждает, что были найдены и длинные брюки. [51] Тепло давали шерстяные шали и накидки из шкур животных, которые, вероятно, носили мехом внутрь для дополнительного комфорта. Носили шапки, также сделанные из шкур, причем упор делался на укладку волос: от кос до сложных свевских узлов . [52] Мягкие кожаные туфли на шнуровке защищали ногу.
Средневековая одежда и текстиль
[ редактировать ]История средневековой европейской одежды и текстиля вызвала большой научный интерес в 21 веке. Элизабет Кроуфут, Фрэнсис Притчард и Кей Стэниленд написали « Текстиль и одежда: средневековые находки из раскопок в Лондоне, около 1150–1450 годов» (Boydell Press, 2001). Эта тема также является предметом ежегодной серии « Средневековая одежда и текстиль» (Boydell Press) под редакцией Робина Нетертона и Гейла Р. Оуэн-Крокера , почетного профессора англосаксонской культуры в Манчестерском университете .
Византия
[ редактировать ]Византийцы производили и экспортировали ткани с очень богатыми узорами, сотканные и вышитые для высших классов, а также окрашенные и напечатанные для низших классов. [53] Ко времени Юстиниана римская тога была заменена туникой , или длинным хитоном , для обоих полов, поверх которой высшие классы носили различные другие одежды, такие как далматика ( далматик ), более тяжелый и короткий тип туники; короткие и длинные плащи застегивались на правом плече.
Часто носили леггинсы и чулки, но они не были заметны на изображениях богатых; они были связаны с варварами, будь то европейцы или персы. [54]
Раннесредневековая Европа
[ редактировать ]Европейская одежда постепенно менялась в период с 400 по 1100 годы. Люди во многих странах одевались по-разному в зависимости от того, идентифицировали ли они себя со старым романизированным населением или с новым вторгающимся населением, таким как франки , англосаксы и вестготы . Мужчины вторгшихся народов обычно носили короткие туники с поясами и видимыми брюками, чулками или леггинсами. Романизированное население и церковь остались верны более длинным туникам римского формального костюма. [55]
Элита импортировала шелковые ткани из византийского, а затем и мусульманского мира, а также, вероятно, хлопок. Они также могли позволить себе беленое полотно, крашеную и просто узорчатую шерсть, сотканную в самой Европе. Но вышитое украшение, вероятно, было очень широко распространено, хотя в искусстве его обычно не встречалось. Низшие классы носили местную или домотканую шерсть, часто неокрашенную, украшенную декоративными полосами, различной вышивкой , лентами, сотканными из планшетов , или красочными каймами, вплетенными в ткань на ткацком станке. [56] [57]
Высокое Средневековье и расцвет моды
[ редактировать ]Одежда в Европе XII и XIII веков оставалась очень простой как для мужчин, так и для женщин и довольно единообразной на всем субконтиненте. Традиционное сочетание короткой туники со чулками для мужчин рабочего класса и длинной туники с верхней одеждой для женщин и мужчин из высшего сословия оставалось нормой. Большая часть одежды, особенно за пределами более богатых классов, мало изменилась по сравнению с тремя или четырьмя столетиями ранее. [58]
В 13 веке наблюдался большой прогресс в крашении и обработке шерсти, которая была, безусловно, самым важным материалом для верхней одежды. Лен все чаще использовался для изготовления одежды, которая непосредственно контактировала с кожей. В отличие от шерсти, лен можно стирать и отбеливать на солнце. Хлопок, импортированный в сыром виде из Египта и других стран, использовался для набивки и лоскутного шитья, а также таких тканей, как бакрам и фустиан .
Крестоносцы , вернувшиеся из Леванта , принесли в Западную Европу знания о его изысканных тканях, в том числе о легких шелках. В Северной Европе шелк был импортной и очень дорогой роскошью. [59] Состоятельные люди могли позволить себе тканую парчу из Италии или даже из других стран. Модные итальянские шелка этого периода отличались повторяющимися узорами из медальонов и животных, происходящими из османских центров шелкоткачества в Бурсе и, в конечном итоге, из Китая династии Юань через Шелковый путь. [60]
Историки культуры и костюма сходятся во мнении, что середина 14 века знаменует собой появление узнаваемой «моды» в Европе. [61] [62] Начиная с этого столетия, западная мода менялась со скоростью, совершенно неизвестной другим цивилизациям, древним или современным. [63] В большинстве других культур только крупные политические изменения, такие как мусульманское завоевание Индии , привели к радикальным изменениям в одежде, а в Китае, Японии и Османской империи мода менялась лишь незначительно в течение нескольких столетий. [64]
В этот период драпированные одежды и прямые швы предыдущих столетий были заменены изогнутыми швами и началом пошива одежды, что позволило одежде более точно соответствовать человеческой форме, равно как и использование шнуровки и пуговиц . [65] Мода на ми-парти или разноцветную одежду из двух контрастных тканей, по одной с каждой стороны, возникла у мужчин в середине века. [66] и пользовался особой популярностью при английском дворе. Иногда просто шланг имел разные цвета на каждой ножке.
Возрождение и раннее Новое время
[ редактировать ]Европа эпохи Возрождения
[ редактировать ]Шерсть оставалась самой популярной тканью для всех классов, за ней следовали лен и конопля. [60] Шерстяные ткани были доступны в широком диапазоне качеств: от грубого неокрашенного сукна до тонкого, плотного сукна с бархатистым ворсом; дорогостоящее сукно было основой английской экономики и экспортировалось по всей Европе. [67] Шерстяные ткани окрашивались в насыщенные цвета, особенно в красный, зеленый, золотой и синий. [60]
Шелкоткачество было хорошо развито в Средиземноморье к началу 15 века, и узорчатый шелк, часто шелковый бархат с серебряными позолоченными нитями , все чаще можно увидеть в итальянской одежде и одежде богатых людей по всей Европе. Величественные цветочные узоры с мотивами граната или артишока пришли в Европу из Китая в прошлом веке и стали доминирующим узором в османских городах-производителях шелка, Стамбуле и Бурсе , а также распространились среди ткачей по шелку во Флоренции , Генуе , Венеции, Валенсии и Севилье. в этот период. [60] [68]
По мере роста благосостояния в 15 веке городской средний класс, включая квалифицированных рабочих, начал носить более сложную одежду, которая на расстоянии следовала моде, установленной элитой. Национальные вариации в одежде увеличились за столетие. [69]
Ранняя современная Европа
[ редактировать ]К первой половине XVI века одежда Нидерландов, немецких государств и Скандинавии развивалась в ином направлении, чем в Англии, Франции и Италии, хотя все они впитали в себя отрезвляющее и формальное влияние испанской одежды после середина 1520-х годов. [70]
Тщательно продуманные рубящие удары были популярны, особенно в Германии. Черный цвет все чаще носили в самых официальных случаях. Бобинное кружево возникло из пассаментари в середине 16 века, вероятно, во Фландрии . [71] В этом столетии также наблюдался подъем ершей , которые превратились из простой рюши на вырезе рубашки или сорочки в огромные формы колеса. В самых экстравагантных проявлениях ершам требовались проволочные опоры.
На рубеже 17-го века можно было увидеть резкое различие между сдержанной модой, которую предпочитали протестанты в Англии и Нидерландах, которые все еще демонстрировали сильное испанское влияние, и легкой, откровенной модой французского и итальянского дворов.
большой расцвет хвои В этот период пришелся . Геометрическая сетка, полученная в результате ришелье, была преобразована в настоящее игольное кружево или пунто в арии (называемое в Англии «точечным кружевом»), которое отражало завитки цветочных узоров, популярные для вышивки. Центры кружевоплетения были созданы во Франции, чтобы сократить отток денежных средств в Италию. [71] [72] [73]
По словам Вольфа Д. Фурига, «ко второй половине 17 века Силезия стала важной экономической опорой монархии Габсбургов, во многом благодаря своей текстильной промышленности». [74]
Индия Великих Моголов
[ редактировать ]Индия Великих Моголов (16-18 века) была важнейшим центром производства в международной торговле вплоть до 18 века. [75] Вплоть до 1750 года Индия производила около 25% мировой промышленной продукции. [76] Крупнейшей обрабатывающей промышленностью в Индии Великих Моголов было текстильное производство , особенно производство хлопчатобумажных тканей , которое включало производство штучных изделий , бязи и муслина , доступных в неотбеленном виде и различных цветов. Хлопчатобумажная текстильная промышленность составляла большую часть международной торговли Индии. [77] В начале 18 века на долю Индии приходилось 25% мировой торговли текстилем. [78] Индийский хлопковый текстиль был самым важным промышленным товаром в мировой торговле в 18 веке и потреблялся по всему миру от Америки до Японии . [75] Важнейшим центром производства хлопка была провинция Бенгалия Субах , особенно вокруг ее столицы Дакки . [79]
На долю Бенгалии приходилось более 50% текстиля и около 80% шелка, импортируемого голландцами из Азии. [80] Бенгальский шелк и хлопчатобумажные ткани в больших количествах экспортировались в Европу, Индонезию и Японию. [81] а бенгальский муслиновый текстиль из Дакки продавался в Средней Азии , где он был известен как текстиль «дака». [79] Индийский текстиль на протяжении веков доминировал в торговле в Индийском океане , продавался в торговле в Атлантическом океане и занимал 38% доли в торговле Западной Африки в начале 18 века, в то время как индийский ситец был основной силой в Европе, а индийский текстиль составлял 20% торговли. % всей английской торговли с Южной Европой в начале 18 века. [76]
В Европе раннего Нового времени существовал значительный спрос на текстиль из Индии Великих Моголов, включая хлопчатобумажные ткани и изделия из шелка . [77] Европейская мода , например, стала все больше зависеть от текстиля и шелка Индии Великих Моголов. В конце 17 — начале 18 веков на Индию Великих Моголов приходилось 95% британского импорта из Азии . [80]
Особое внимание было уделено украшению. [82] женщин. Хотя пурда была обязательна для женщин Великих Моголов, мы видим, что это не мешало им экспериментировать со стилем и одеждой. Абул Фазал упоминает, что женщину украшали шестнадцать деталей. Сюда входила не только одежда, но и другие аспекты, такие как натирание тела маслом и иктар. Женщины Великих Моголов носили длинные свободные джамы с длинными рукавами, а зимой их сопровождали шалью Каба или кашмирской шалью, используемой в качестве пальто. Женщины очень любили их духи и ароматы. Ювелирные изделия в традиции Великих Моголов символизировали не только религиозные ценности, но и стилистические утверждения.
Доколониальная Северная Америка
[ редактировать ]По всей Северной Америке коренные жители шили одежду из натуральных волокон, таких как хлопок и агава, а также из шкур животных, таких как олени или бобры. Когда торговцы и колонисты приезжали из Европы, они привозили с собой овец, а путешественники высоко ценили бобровые шкурки, особенно за их теплоту. Торговля бобровыми шкурами была одним из первых коммерческих предприятий колониальной Северной Америки и причиной Бобровых войн .
Просвещение и колониальный период
[ редактировать ]В XVIII веке проводилось различие между парадной формой одежды, которую носили при дворе и в официальных случаях, и раздеванием или повседневной, дневной одеждой. По прошествии десятилетий все меньше и меньше случаев требовали парадной формы, которая к концу века практически исчезла. Парадное платье соответствовало стилю французского двора, где царили богатые шелка и искусная вышивка. Мужчины продолжали носить пальто , жилет и бриджи как для парадной одежды, так и для раздевания; теперь иногда их шили из одной и той же ткани и отделки, что означало рождение костюма- тройки .
Женские силуэты представляли собой небольшие куполообразные обручи в 1730-х и начале 1740-х годов, которые для формального придворного ношения были заменены боковыми обручами или корзинами , которые позже расширились до трех футов в каждую сторону при дворе Марии-Антуанетты . Мода достигла высот фантазии и обильных украшений , прежде чем новый энтузиазм в отношении спорта на открытом воздухе и деревенских занятий, а также давно назревающее движение к простоте и демократизации одежды под влиянием Жан-Жака Руссо и Американской революции привели к совершенно новому моду и триумф британского шерстяного портного после Французской революции .
Для женских платьев в Европу в больших количествах импортировался индийский хлопок, особенно ситец с набивным рисунком , и к концу периода в моду вошли простые белые муслиновые платья.
Промышленная революция
[ редактировать ]Во время промышленной революции производство тканей было механизировано с помощью машин с водяным и паровым двигателем . Производство перешло от мелкого кустарного производства к массовому производству, основанному на организации сборочной линии. Производство одежды, с другой стороны, по-прежнему осуществлялось вручную.
Швейные машины появились в 19 веке. [83] оптимизация производства одежды.
Текстиль производился не только на фабриках. До этого они производились на местном и национальном рынках. Резкие изменения в транспортной системе по всей стране являются одним из источников, стимулирующих использование заводов. Новые достижения, такие как пароходы, каналы и железные дороги, снизили стоимость доставки, что заставило людей покупать дешевые товары, произведенные в других местах, вместо более дорогих товаров, произведенных на местном уровне. Между 1810 и 1840 годами развитие национального рынка стимулировало производство, в результате чего стоимость продукции утроилась. Этот рост производства привел к изменению промышленных методов, таких как использование фабрик вместо тканых материалов ручной работы, которые обычно изготавливали семьи. [84]
Подавляющее большинство людей, работавших на фабриках, составляли женщины. [ где? ] Женщины пошли работать на текстильные фабрики по ряду причин. Некоторые женщины ушли из дома, чтобы жить самостоятельно из-за скученности дома; или отложить деньги на будущие части брака. Работа позволила им увидеть больше мира, заработать что-то в преддверии свадьбы и уменьшить скученность в доме. Они также делали это, чтобы заработать деньги для семьи, оставшейся дома. Деньги, которые они отправили домой, предназначались для помощи некоторым фермерам. Они также работали на мельницах, потому что могли обрести чувство независимости и роста как личную цель. [85]
События 20-го века
[ редактировать ]20-й век отмечен новыми применениями текстиля, а также изобретениями в области синтетических волокон и компьютеризированных систем управления производством.
Союзы
[ редактировать ]В начале 20 века рабочие швейной и текстильной промышленности вступили в профсоюзы в Соединенных Штатах .
Образование
[ редактировать ]В 20 веке промышленность расширилась до такой степени, что такие учебные заведения, как Калифорнийский университет в Дэвисе, создали Отдел текстиля и одежды, [86] В Университете Небраски-Линкольна также создан факультет текстиля, одежды и дизайна, который предлагает степень магистра искусств в области истории текстиля. [87] и Университет штата Айова открыл факультет текстиля и одежды, на котором представлена история коллекции костюмов 1865–1948 годов. [88] Коллекция исторической одежды Смит-колледжа , поддерживаемая театральным факультетом колледжа, насчитывает 3000 предметов, одежда повседневного типа часто упускается из виду в коллекциях, в которых основное внимание уделяется предметам, которые считаются уникальными или представляют интерес по другим причинам. [89]
Даже в школьных библиотеках есть коллекции по истории одежды и текстиля. [90]
Новые приложения
[ редактировать ]Меняющийся образ жизни, деятельность и требования 20-го века благоприятствовали производителям одежды, которые могли более эффективно придавать своей продукции желаемые свойства, такие как повышенная прочность, эластичность или долговечность. Эти свойства могут быть реализованы с помощью механических решений, таких как различные схемы плетения и вязания, модификации волокон или отделки (текстиля) текстиля. С 1960-х годов стало возможным обрабатывать текстиль так, чтобы он устойчив к пятнам, пламени, морщинам и микробам. Развитие технологии красителей позволило окрашивать ранее трудно окрашивавшиеся натуральные и синтетические волокна. [91]
Синтетические волокна
[ редактировать ]После изобретения пластмасс нефтяными и химическими корпорациями волокна теперь можно производить синтетически. Достижения в области приводов и систем управления для прядения волокна позволяют контролировать диаметр и форму волокна, поэтому синтетическое волокно можно создавать с большей точностью, чем натуральные волокна. Волокна, изобретенные между 1930 и 1970 годами, включают нейлон, ПТФЭ, полиэстер, спандекс и кевлар. Производители одежды вскоре начали использовать синтетические волокна, часто используя смеси различных волокон для достижения оптимальных свойств. [91] Синтетические волокна можно вязать и ткать так же, как и натуральные волокна. Синтетические волокна производятся людьми путем химического синтеза, в отличие от натуральных волокон.
Автоматизация и числовое управление
[ редактировать ]Начало 20 века продолжило развитие промышленной революции. В процедурных циклах, необходимых для механизированного вязания и ткачества тканей, уже использованная логика была закодирована на перфокартах и лентах. Поскольку машины уже были компьютерами, изобретение мелкой электроники и микроконтроллеров не сразу изменило возможные функции этих машин. В 1960-х годах существующие машины были оснащены системами компьютеризированного числового управления (ЧПУ), обеспечивающими более точное и эффективное приведение в действие. В 1983 году компания Bonas Machine Company Ltd. представила первый электронный жаккардовый ткацкий станок с компьютерным управлением . [92] В 1988 году в США был выдан первый патент на робота, способного передвигать и размещать предметы. [93] Подобные достижения изменили характер работы операторов станков, представив компьютерную грамотность как навык наряду с машинной грамотностью. Достижения в области сенсорных технологий и обработки данных 20-го века включают спектрофотометр для подбора цветов и автоматические инспекционные машины.
Проблемы 21 века
[ редактировать ]В 2010-х годах мировая текстильная промышленность подверглась критике из-за неустойчивой практики. Показано, что текстильная промышленность оказывает «негативное воздействие на окружающую среду на большинстве этапов производственного процесса». [94]
Глобальная торговля подержанной одеждой обещает сократить использование свалок, однако международные отношения и проблемы с переработкой текстиля делают этот рынок небольшим по сравнению с общим объемом использования одежды. [95] [96] Чрезмерное потребление и образование отходов в глобальной модной культуре побудили бренды и розничные торговцы по всему миру заняться переработкой текстиля , что стало ключевым направлением усилий по обеспечению устойчивого развития во всем мире. [97] Бренды все чаще рекламируют продукцию, изготовленную из переработанных материалов, в соответствии с меняющимися ожиданиями потребителей. [98] С 2010 года инвестиции в компании по переработке текстиля резко возросли, чтобы масштабировать решения по переработке в соответствии с мировым спросом. [99] при поддержке Inditex компании по переработке текстиля Circ в июле 2022 года. [100] или Goldman Sachs, инвестирующий в компанию Recover Textile Systems, занимающуюся механической переработкой хлопка . [101]
Достижения в области обработки текстиля, нанесения покрытий и красителей неясно влияют на здоровье человека, а контактного дерматита на текстиле растет среди работников текстильной промышленности и обычных людей. распространенность [102] [103]
Ученые выявили увеличение скорости, с которой западные потребители покупают новую одежду, а также сокращение срока службы одежды. быстрая мода способствует увеличению количества текстильных отходов. Было высказано предположение, что [104]
Согласно базе данных статистики торговли сырьевыми товарами Организации Объединенных Наций, мировой рынок экспорта текстиля и одежды в 2013 году составил 772 миллиарда долларов. [105]
В 2016 году крупнейшими странами- экспортерами одежды были Китай (161 миллиард долларов), Бангладеш (28 миллиардов долларов), Вьетнам (25 миллиардов долларов), Индия (18 миллиардов долларов), Гонконг (16 миллиардов долларов), Турция (15 миллиардов долларов) и Индонезия (7 миллиардов долларов ). ). [106]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тупс, Мелисса А.; Кухня, Эндрю; Лайт, Джессика Э.; Рид, Дэвид Л. (январь 2011 г.). «Происхождение платяных вшей указывает на раннее использование одежды анатомически современными людьми в Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 28 (1): 29–32. дои : 10.1093/molbev/msq234 . ПМК 3002236 . ПМИД 20823373 .
- ^ «История текстиля» . Текстильная школа . 16 ноября 2010 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Мулхерат, Кристоф; Тенгберг, Маргарета; Хаке, Жером-Ф.; Милль, Бенуа (2002). «Первые свидетельства наличия хлопка в неолитическом Мехргархе, Пакистан: анализ минерализованных волокон медной бусины» (PDF) . Журнал археологической науки . 29 (12): 1393–1401. Бибкод : 2002JArSc..29.1393M . дои : 10.1006/jasc.2001.0779 . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Творчество в текстильной промышленности: история от предыстории до 21 века. Архивировано 9 мая 2008 года в Wayback Machine . Textileinstitutebooks.com. Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Дженкинс (2003) , с. 1–6.
- ^ Барбер, Элизабет Вэйланд (1992) Доисторический текстиль: развитие ткани в неолите и бронзовом веке с особым упором на Эгейское море , Princeton University Press ISBN 0-691-00224-X
- ^ Барбер, Элизабет Вэйланд (1995) Женская работа: первые 20 000 лет: женщины, ткань и общество в ранние времена , WW Norton & Company ISBN 0-393-31348-4
- ^ Священник, Тайлер (26 января 2018 г.). «Как нам спасти планету?» . Наука . 359 (6374): 399. Бибкод : 2018Sci...359..399P . дои : 10.1126/science.aar2447 . ISSN 0036-8075 . S2CID 13685833 .
- ^ Рид; и др. (2004). «Генетический анализ вшей подтверждает прямой контакт между современными и архаичными людьми» . ПЛОС Биология . 2 (11): е340. doi : 10.1371/journal.pbio.0020340 . ПМК 521174 . ПМИД 15502871 .
- ^ Тупс, Массачусетс; Кухня, А.; Лайт, Дж. Э.; Рид, Д.Л. (2010). «Происхождение платяных вшей указывает на раннее использование одежды анатомически современными людьми в Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 28 (1): 29–32. дои : 10.1093/molbev/msq234 . ISSN 0737-4038 . ПМК 3002236 . ПМИД 20823373 .
- ^ Халлетт, Эмили Ю.; и др. (16 сентября 2021 г.). «Обработанный комплекс костей возрастом 120 000–90 000 лет в пещере Контребандье, Атлантическое побережье, Марокко» . iScience . 24 (9): 102988. Бибкод : 2021iSci...24j2988H . дои : 10.1016/j.isci.2021.102988 . ПМЦ 8478944 . ПМИД 34622180 .
- ^ Дэвис, Никола (16 сентября 2021 г.). «Ученые обнаружили свидетельства того, что люди шили одежду 120 000 лет назад. Инструменты и кости в марокканской пещере могут быть одними из самых ранних свидетельств характерного человеческого поведения» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Ральф Киттлер, Манфред Кайзер и Марк Стоункинг (2003), «Молекулярная эволюция Pediculus humanus и происхождение одежды», Current Biology , 13 (16): 1414–1417, Бибкод : 2003CBio...13.1414K , doi : 10.1016/ С0960-9822(03)00507-4 , ПМИД 12932325 , С2КИД 15277254
- ^ Киттлер, Ральф; Кайзер, Манфред; Стоункинг, Марк (2004). «Молекулярная эволюция Pediculus humanus и происхождение одежды» . Современная биология . 14 (24): 1414–7. Бибкод : 2004CBio...14.2309K . дои : 10.1016/j.cub.2004.12.024 . ПМИД 12932325 .
- ^ Тупс, Мелисса А.; и др. (январь 2011 г.). «Происхождение платяных вшей указывает на раннее использование одежды анатомически современными людьми в Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 28 (1): 29–32. дои : 10.1093/molbev/msq234 . ПМК 3002236 . ПМИД 20823373 .
- ^ Рид, Дэвид; и др. (2007). «Пара потерянных вшей или возвращение паразитов: эволюционная история вшей антропоидных приматов» . БМК Биология . 5 (7): 7. дои : 10.1186/1741-7007-5-7 . ПМЦ 1828715 . ПМИД 17343749 .
- ^ Тортора, Филлис Г. (1998). Обзор исторического костюма: история западной одежды . Интернет-архив. Нью-Йорк: Публикации Fairchild. ISBN 978-1-56367-142-5 .
- ^ «Архивный отчет 2013 | Консервация и реставрация | Археология» . Скрибд . Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ «Найдено: самая старая в мире швейная игла» . 24 августа 2016 г.
- ^ «Археологи обнаруживают древнейшие известные волокнистые материалы, использовавшиеся древними людьми» . Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Судебно-медицинская фотография возвращает цвет древнему текстилю. Архивировано 23 сентября 2007 года в Wayback Machine . Researchnews.osu.edu. Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Адовасио, Джеймс М.; Линч, Томас Ф. (1973). «Докерамический текстиль и веревка из пещеры Гитарреро, Перу» . Американская древность . 38 (1): 84–90. дои : 10.2307/279313 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 279313 . S2CID 162233999 .
- ^ Дюпернекс, Элисон (24 февраля 2020 г.). Машинное вязание: проектирование с помощью цвета . Кровуд Пресс. ISBN 978-1-78500-686-9 .
- ^ «Ткацкие станки: 12 типов ткацких станков и способы их применения, которые вам следует знать» . Июнь 2023.
- ^ Дженкинс (2003) , с. 13.
- ^ «Тканые и скрученные ткани в доисторической Европе» . Богато украшенный . 15 января 2017 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Гремер, Карина (2016). Искусство изготовления доисторического текстиля — Развитие ремесленных традиций и одежды в Центральной Европе . Венский музей естественной истории. ISBN 978-3-902421-94-4 .
- ^ Елисеев, Вадим, Шелковые пути: пути культуры и торговли , Издательство ЮНЕСКО / Berghahn Books, 2001, ISBN 978-92-3-103652-1
- ^ Архивный отчет Чатал-Хююка за 2013 год (Отчет).
- ^ Jump up to: а б Дженкинс (2003) , стр. 39–47.
- ^ Дримба, Овидиу (1985). История культуры и цивилизации (на румынском языке). Научно-энциклопедическое издательство. стр. 79.
- ^ Лейвер, Джеймс (2020). Костюм и мода: краткая история . Темза и Гудзон. п. 14. ISBN 978-0-500-20449-8 .
- ^ «Первые свидетельства наличия хлопка в неолитическом Мехргархе, Пакистан: анализ минерализованных волокон медной бусины | Запросить PDF» . Исследовательские ворота . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Лал, Брадж Баси (2009). Насколько глубоки корни индийской цивилизации? : ответы по археологии в каталоге SearchWorks . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-376-4 . Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Вольти, Руди (1999). "хлопок" . Факты о файловой энциклопедии науки, технологий и общества .
- ^ Шон, Брайан (2009). Хрупкая ткань союза: хлопок, федеральная политика и глобальные истоки гражданской войны . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 26–31 . ISBN 978-0-8018-9303-2 .
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс (2003) , стр. 30–39.
- ^ Эйланд, Мюррей (2007). «Позднеантичный текстиль из Египта» . Обзор Афины . 4 (4): 92–94.
- ↑ Тан, Чи и Мяо, Лянъюнь, «Чжунго Сычоуши» («История шелка в Китае»). Архивировано 23 ноября 2007 года в Wayback Machine . Энциклопедия Китая , 1-е изд.
- ^ «Текстильная выставка: Введение» . Азиатское искусство. Архивировано из оригинала 8 сентября 2007 года . Проверено 2 августа 2006 г.
- ^ (на французском языке) Чарльз Мейер, Тутовые деревья в Мандариновом саду , Historia, no. 648, декабрь 2000 г.
- ^ Кэмерон, Дж. (2011). Железо и ткань через Бенгальский залив: новые данные из Та Кае, центральный Таиланд. Античность, 85(328).
- ^ Мерсихерст-колледж (23 мая 2011 г.). «Старейшие текстильные изделия Южной Америки, идентифицированные с помощью радиоуглеродного датирования» . ScienceDaily . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Лидделл, Джилл, История кимоно , EP Dutton New Zork, 1989, ISBN 0-525-24574-X
- ^ Заманака, Норио, Книга кимоно , Kodansha International, 1986, ISBN 0-87011-785-8
- ^ Слэйд, Т. (2009). Японская мода - история культуры (английское изд.). Оксфорд: Берг.
- ^ «Pinoy-Culture ~ Блог о филиппинской культуре и истории — доколониальная традиционная одежда (примечание: хотя…» Архивировано из оригинала 6 января 2015 г. Проверено 6 января 2015 г. ).
- ^ Дженкинс (2003) , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Карина Гремер; Константина Салиари (январь 2018 г.). «Одевание предыстории Центральной Европы - вклад овцы. Междисциплинарное исследование археологических находок текстиля и археозоологии» . Анналы Музея естественной истории в Вене. Серия А для минералогии и петрографии, геологии и палеонтологии, антропологии и предыстории . 120 : 127–156. JSTOR 26338382 .
- ^ Человек из Толлунда - Одежда и мода. Архивировано 18 января 2012 года в Wayback Machine . Tollundman.dk. Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Баучер, с. 28
- ^ Журнал Archeology – Тела болот – Одежда и прически. Архивировано 14 мая 2011 г. в Wayback Machine . Археология.орг. Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Пейн и др. (1992)
- ^ Пейн и др. (1992) с. 128.
- ^ Пипонье и Мане, стр. 114–115.
- ^ Оуэн-Крокер, Гейл Р. , Платье в англосаксонской Англии , исправленное издание, Boydell Press, 2004, ISBN 1-84383-081-7, стр. 309–315.
- ^ Остергорд, Еще, Вплетенный в землю: Текстиль из Скандинавской Гренландии , Издательство Орхусского университета, 2004, ISBN 87-7288-935-7
- ^ Пипонье и Мане, с. 39
- ^ Дональд Кинг в книге Джонатана Александра и Пола Бински (редакторы), «Эпоха рыцарства», «Искусство в Англии Плантагенетов», 1200–1400 , стр. 157, Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987 г. ISBN 0-297-79182-6
- ^ Jump up to: а б с д Кослин, Дезире, «Вещи с добавленной стоимостью и сдвиги в значении: обзор и тематическое исследование средневековых текстильных парадигм», в книге Кослин и Снайдер, Встреча со средневековым текстилем и платьем , стр. 237–240. ISBN 0-312-29377-1
- ^ Лейвер, Джеймс: Краткая история костюма и моды , Абрамс, 1979, стр. 62 ISBN 0-684-13522-1
- ^ Бродель, с. 317
- ^ «Рождение моды», в Буше, с. 192
- ^ Бродель, стр. 312, 313, 323.
- ^ Сингман, Джеффри Л. и Уилл Маклин: Повседневная жизнь в Англии Чосера , с. 93. Greenwood Press, Лондон, 2005 г. ISBN 0-313-29375-9
- ^ Блэк, Дж. Андерсон и Мэдж Гарланд: История моды , Морроу, 1975, ISBN 0-688-02893-4 , с. 122
- ^ Кроуфут, Элизабет, Фрэнсис Причард и Кей Стэниленд, Текстиль и одежда ок. 1150 -ок. 1450 г. , Лондонский музей, 1992 г., ISBN 0-11-290445-9
- ^ «Длина бархата, конец 15 века» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 1 января 2012 г. . Метрополитен-музей. Нью-Йорк
- ^ Буше
- ^ Баучер, стр. 219, 244.
- ^ Jump up to: а б Монтюпе, Джанин и Гислен Шоллер: Кружево: элегантная паутина . ISBN 0-8109-3553-8
- ↑ Берри, Робин Л.: «Ретичелла: прогулка по истокам кружева». Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine (2004).
- ^ Клиот, Жюль и Кете: Игольное кружево ретицеллы , Lacis Publications, Беркли, Калифорния, 1994. ISBN 0-916896-57-9 .
- ^ Вольф Д. Фуриг, «Немецкая Силезия: обречена на вымирание», « Наследие: для американцев немецкого происхождения, желающих быть информированными» (май 2007 г.): 1.
- ^ Jump up to: а б Партхасарати, Прасаннан (2011), Почему Европа разбогатела, а Азия нет: глобальное экономическое расхождение, 1600–1850 гг ., Cambridge University Press, стр. 2, ISBN 978-1-139-49889-0
- ^ Jump up to: а б Джеффри Г. Уильямсон , Дэвид Клингингсмит (август 2005 г.). «Деиндустриализация Индии в 18 и 19 веках» (PDF) . Гарвардский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Карл Дж. Шмидт (2015), Атлас и обзор истории Южной Азии , стр. 100 , Routledge
- ^ Ангус Мэддисон (1995), Мониторинг мировой экономики, 1820-1992 , ОЭСР , стр. 30
- ^ Jump up to: а б Ричард Максвелл Итон (1996), Расцвет ислама и граница Бенгалии, 1204–1760 , стр. 202 , University of California Press
- ^ Jump up to: а б Ом Пракаш , « Империя Великих Моголов », История мировой торговли с 1450 года , под редакцией Джона Дж. Маккаскера , том. 1, Macmillan Reference USA, 2006, стр. 237–240, Всемирная история в контексте , по состоянию на 3 августа 2017 г.
- ^ Джон Ф. Ричардс (1995), Империя Великих Моголов , стр. 202 , Cambridge University Press
- ^ Дей, Сумита (январь 2015 г.). «Мода, одежда и женщины Великих Моголов: история пурды» (PDF) . Международный исследовательский журнал междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований . 1 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2017 года . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Шпиндель, ткацкий станок и игла - История текстильной промышленности
- ^ У. Дж. Рорабо (17 сентября 1981 г.). Алкогольная республика: американская традиция . Издательство Оксфордского университета. стр. 129–131. ISBN 978-0-19-502990-1 . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Томас Дублин (август 1995 г.). Преобразование женского труда: Новая Англия живет в условиях промышленной революции . Издательство Корнельского университета. стр. 82–. ISBN 978-0-8014-8090-4 . Проверено 1 января 2012 г.
- ↑ Департамент текстиля и одежды Калифорнийского университета в Дэвисе. Архивировано 27 августа 2007 г. в Wayback Machine History.
- ^ Факультет текстиля, одежды и дизайна Университета Небраски-Линкольна, магистр истории текстиля . Архивировано 19 октября 2010 г. на WebCite . (PDF) . Проверено 1 января 2012 г.
- ↑ Университет штата Айова . Архивировано 15 января 2008 года в Wayback Machine Колледже семейных и потребительских наук . Кафедра текстиля и одежды История коллекции костюмов, 1865–1948, б.д.
- ^ Фридман, Ванесса (29 апреля 2019 г.). «Следует ли сохранить эту одежду?». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Библиотека средней школы Union-Endicott. Архивировано 5 сентября 2008 г. в Wayback Machine Clothing and Textiles - History Fashion.
- ^ Jump up to: а б Сара Дж. Кадольф; Сара Б. Маркетти (2016). Текстиль, 12-е издание . Пирсон.
- ^ «Бонас.ко.ук» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ США 4872258A , Филип А. Рагард, опубликовано 22 сентября 1988 г.
- ^ Кейт Слейтер (2003). Воздействие текстиля на окружающую среду: производство, процесс и защита . Вудхед.
- ^ Пьетра Риволи (2015). Путешествия футболки в мировой экономике, 2-е издание . Уайли.
- ^ Густав Сандин; Грег М. Питерс (2018). «Воздействие использования и переработки текстиля на окружающую среду: обзор». Журнал чистого производства .
- ^ Хоули, Дж. М. (1 января 2006 г.), Ван, Юцзян (редактор), «2 - Переработка текстиля: системная перспектива» , Переработка в текстиле , Серия публикаций Woodhead Publishing по текстилю, Woodhead Publishing, стр. 7–24, ISBN 978-1-85573-952-9 , получено 24 августа 2022 г.
- ^ Биркнер, Кристина (1 мая 2017 г.). «Как бренды одежды используют прозрачность, чтобы удовлетворить растущий спрос на экологически чистую одежду» . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ «Хронология устойчивых инвестиций и слияний и поглощений» . Закон моды . 12 июля 2022 г. Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ «Inditex вступает в «чистые технологии» с инвестициями в круговой стартап» . Бизнес моды . 12 июля 2022 г. Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Арменталь, Мария (9 июня 2022 г.). «Goldman Sachs инвестирует 100 миллионов долларов в устойчивое восстановление текстильной компании» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Фарзад Алинаги; и др. (29 октября 2018 г.). «Распространенность контактной аллергии среди населения в целом: систематический обзор и метаанализ». Контактный дерматит .
- ^ Мотунрайо Моболаджи-Лаваль; Сьюзан Недорост (1 июля 2015 г.). «Роль текстиля в дерматите: обновленная информация». Текущие отчеты об аллергии и астме .
- ^ Джерри-Линн Скофилд (10 апреля 2017 г.). «Более быстрый цикл моды ускоряется». голый капитализм.
- ^ «Второй по величине экспортер текстиля в мире: UN Comtrade» . Экономические времена. 2 июня 2014 г.
- ^ «Экспортеры с трудом получают заказы, перенаправленные из Китая» . thedailystar.net . 11 августа 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буше, Франсуа. 20 000 лет моды : история костюма и личных украшений. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1987 г. ISBN 0-8109-1693-2
- Дженкинс, Д.Т. (2003). Кембриджская история западного текстиля . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-34107-3 . OCLC 48475172 .
- Пейн, Бланш; Винакор, Гейтель; Фаррелл-Бек Джейн (1992) История костюма от древней Месопотамии до двадцатого века , 2-е изд., HarperCollins ISBN 0-06-047141-7
- Пипонье, Франсуаза и Перрин Мане; Платье в средние века ; Йельский университет; 1997 год; ISBN 0-300-06906-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшелфорд, Джейн: Искусство одеваться: одежда и общество 1500–1914 гг. , Абрамс, 1996. ISBN 0-8109-6317-5
- Арнольд, Джанет : Образцы моды: крой и конструкция одежды для мужчин и женщин 1560–1620 гг ., Macmillan 1985. Пересмотренное издание 1986 г. ( ISBN 0-89676-083-9 )
- Барбер, Элизабет Джейн Вэйланд. Женский труд: первые 20 000 лет: женщины, одежда и общество в ранние времена (WW Norton, 1994).
- Бродель, Фернан, Цивилизация и капитализм, 15–18 века, Том 1: Структуры повседневной жизни, William Collins & Sons, Лондон, 1981.
- Безансно, Жан . Костюмы Марокко (Кеган Пол Интернэшнл, 1990) ISBN 978-0-7103-0359-2 . ОСЛК 21227430 .
- Конрад, Джеймс Л. «Веди эту ветку»: Сэмюэл Слейтер, ткацкий станок и написание истории текстиля Америки». Технология и культура 36.1 (1995): 1-28. онлайн
- Хорошо, Ирен. «Археологический текстиль: обзор современных исследований». Ежегодный обзор антропологии (2001): 209–226. онлайн [ постоянная мертвая ссылка ]
- Горденкер, Эмили Э.С.: Ван Дейк и изображение платья в портретной живописи семнадцатого века (Brepols, 2001), ISBN 2-503-50880-4
- Ходжес, Нэнси и др. «Женщины и швейное предпринимательство: исследование проблем и стратегий малого бизнеса в трех странах». Международный журнал гендера и предпринимательства (2015) онлайн .
- Кёлер, Карл: История костюма , перепечатка Dover Publications, 1963, с 1928 года перевод Харрапа с немецкого, ISBN 0-486-21030-8
- Корч, Кристин Бэйлс. Культура одежды в женской художественной литературе поздней викторианской эпохи: грамотности, текстиля и активизма (2009) отрывок из
- Ли, Джон С.: Средневековый портной , Вудбридж, Бойделл, 2018, ISBN 978-1-78327-317-1
- Ли, Мирей М. Тело, одежда и идентичность в Древней Греции (Издательство Кембриджского университета, 2015).
- Лефебюр, Эрнест: Вышивка и кружево: их производство и история от древнейших времен до наших дней , Лондон, Х. Гревель и компания, 1888, изд. Алан С. Коул, в Online Books , получено 14 октября 2007 г.
- Нетертон, Робин и Гейл Р. Оуэн-Крокер , редакторы журнала Medieval Clothing and Textiles (3 тома) Вудбридж, Саффолк, Великобритания, и Рочестер, штат Нью-Йорк, Boydell Press, 2005–2007 гг., ISBN 1-84383-123-6
- Олсон, Келли. Платье и римская женщина: самопрезентация и общество (Routledge, 2012) в Древнем Риме.
- Пейн, Бланш: История костюма от древних египтян до двадцатого века , Harper & Row, 1965. ASIN B0006BMNFS.
- Пострел, Вирджиния. Ткань цивилизации: как текстиль создал мир (Basic Books, 2020), отрывок
- Розен, Эллен. Создание потогонных цехов: глобализация швейной промышленности США (Univ of California Press, 2002).
- Тортора, Филлис Г. Платье, мода и технологии: от предыстории до наших дней (Bloomsbury, 2015).
- Ватт, Джеймс Сай; Уордвелл, Энн Э. (1997). Когда шелк был золотом: среднеазиатский и китайский текстиль . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-825-6 .
- Велтерс, Линда и Эбби Лиллетун. История моды: глобальный взгляд (Bloomsbury, 2018).
- Яфа, Стивен. Хлопок: биография революционного волокна (Пингвин, 2006). отрывок
Первоисточники
[ редактировать ]- Сильвестр, Луиза М., Марк К. Чемберс и Гейл Р. Оуэн-Крокер, редакторы, « Средневековое платье и текстиль в Британии: многоязычный справочник» , Вудбридж, Саффолк, Великобритания, и Рочестер, штат Нью-Йорк, Boydell Press , 2014. ISBN 978-1-84383-932-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текстильное производство в Европе, 1600–1800 гг ., в Метрополитен-музее.
- Веретено, ткацкий станок и игла – история текстильной промышленности
- Австралийский музей одежды и текстиля Inc. в Wayback Machine (архивировано 27 октября 2009 г.) - Зачем нужен Музей одежды и текстиля?
- Связь антропологии и истории в исследованиях текстиля и одежды: этноисторический метод Рэйчел К. Паннабекер - из журнала Clothing and Textiles Research Journal, Vol. 8, № 3, 14–18 (1990)
- История разработки Соглашения по текстилю и одежде
- История американских женщин: исследовательское руководство. Архивировано 15 мая 2008 г. в Wayback Machine Clothing and Fashion.
- Все сшито: шляпные изделия, пошив одежды, одежды и костюмов.
- Галерея английской средневековой одежды 1906 года, автор Дион Клейтон Калтроп.