Туника
Туника — это одежда для тела, обычно простого фасона, длиной от плеч до середины бедер и лодыжек. Название происходит от латинского туники , основной одежды, которую носили как мужчины, так и женщины в Древнем Риме , которая, в свою очередь, была основана на более ранней греческой одежде, закрывавшей талию владельца.
Термин, вероятно, заимствован из семитского слова * kittan с метатезой . Слово «хитон» ( древнегреческий : χῐτών ) имеет то же происхождение. [ 1 ]
Древняя эпоха
[ редактировать ]Римская туника
[ редактировать ]Римская эры. Ее часто туника была принята римскими гражданами в III веке до нашей носили как римские граждане , так и неграждане. [ 2 ] Однако граждане могли носить его под тогой , особенно в официальных случаях.
Длина одежды, наличие или отсутствие полос, а также их ширина и орнамент указывали на статус владельца в римском обществе. Римские сенаторы , например, использовали латиклавус с широкими фиолетовыми полосами, а представители сословия всадников носили ангустиклавию с более узкими полосами. Солдаты, рабы и рабочие обычно носили туники чуть выше колена; у тех, кто занимается более сидячим профессией, до щиколотки (если только они не собирались ездить на лошади, когда нужно было носить более короткую). [ 3 ]
Тунику или хитон у древних римлян носили как рубашку или платье представители всех полов. Одежда для тела у мужчин была свободной, обычно начиналась от шеи и заканчивалась выше колена. Женская одежда могла быть как облегающей, так и свободной, начиная от шеи и заканчивая юбкой или юбками.
Греческая туника
[ редактировать ]Туники носили и в Древней Греции , откуда и была принята римская версия. Более поздние греческие и римские туники были развитием очень похожих хитонов , хитонискосов и экзомисов , каждый из которых можно считать разновидностью одежды. В Древней Греции туника человека украшалась по подолу, обозначая полис (город-государство), в котором он жил. Туники могут быть окрашены в яркие цвета, например, в красный, фиолетовый или зеленый.
Существовала также сисура ( σισύρα ), которая, по мнению Поллукса, представляла собой тунику с рукавами из шкур. [ 4 ] По мнению Суда , это был разновидность недорогого плаща , наподобие туники на одно плечо. [ 5 ] В «Словаре греческих и римских древностей» упоминается, что это, по-видимому, было скорее плащом, чем туникой, и его носили для тепла или в нем спали. [ 4 ] Согласно тому же источнику, поздние авторы могли использовать этот термин для обозначения куска ткани. [ 4 ]
Кельтская туника
[ редактировать ]Туники, которые носили кельты , были задокументированы греческим историком Диодором Сицилийским :
[Т] то, как они одеваются, поразительно: они носят яркие вышитые рубашки, брюки, называемые бракками , и плащи, застегнутые на плече брошью , тяжелые зимой и легкие летом. Эти плащи имеют полосатый или клетчатый дизайн, с отдельными клетками, расположенными близко друг к другу, и разных цветов. [ 6 ] [ 7 ]
Германская туника
[ редактировать ]Различные кельтские и германские народы, живущие в более холодной Средней и Северной Европе, носили туники с длинными рукавами с давних времен, насколько свидетельствуют графические свидетельства. Такие туники часто встречаются на различных римских памятниках, изображающих победы над этими народами, и изображают тунику как простую конструкцию-пуловер, доходящую до середины бедер или колен. Подобные туники в конечном итоге были переняты римлянами и продолжали использоваться в византийский период .
После падения Западной Римской империи кельто-германскую тунику с длинными рукавами продолжали носить. Конструкция была более сложной, чем более ранняя греко-римская одежда, с плотно облегающим воротником с разрезом спереди для надевания через голову и ластовицей под мышками, вставленной вокруг нижней половины, образуя расширяющуюся юбку. Эта одежда использовалась как викингами , так и норманнами , и продолжала использоваться как обычная мужская одежда в средние века , а в Норвегии все еще использовалась даже в 17 веке.
Индийская туника
[ редактировать ]Фигурки цивилизации долины Инда изображают как женщин, так и мужчин, одетых в одежду, похожую на тунику. Терракотовая модель под названием « Леди Шипастого Трона» изображает двух стоящих мужчин в тюрбанах, одетых в что-то похожее на коническое платье , отмеченное плотной серией тонких вертикальных разрезов, которые могут напоминать жесткую ткань. Похожий золотой диск в коллекции аль-Сабах из Национального музея Кувейта , по-видимому, принадлежит цивилизации долины Инда, и на нем изображены похожие мужчины в конических туниках, держащие двух быков за хвосты под деревом пипал, изображенным в зеркальной симметрии, подобной Инду. [ 8 ] Фигурка богини-матери из В Национальном музее Нью-Дели изображена женщина в короткой обтягивающей тунике. [ 9 ]
Тунику, которую носят на Индийском субконтиненте , включая Индию , Пакистан и Бангладеш , обычно называют куртой . Азиатская туника обычно украшена нежной вышивкой, вышивкой бисером или сложной резьбой. Вышивка или работа нитками на таких туниках обычно сочетает в себе нити разных цветов. [ 10 ]
Вьетнамская туника
[ редактировать ]Вьетнамские туники называются аодай . [ 11 ] [ 12 ] — это одежда, которую сейчас обычно носят вьетнамские девушки и женщины. Это похоже на курту стран Индийского субконтинента . [ 13 ] и чонсам Китая . [ 14 ]
Аодай был создан на основе одежды , которую носили при китайском дворе, но изначально его могли носить только члены королевской семьи. [ 15 ] Ао дай произошел от áo ngũ thân (букв. «Платье из пяти панелей»), которое было придворной модой Нгуена, на которую сильное влияние оказала практика гражданской и военной официальной одежды, используемая в Китае; [ 16 ] Аодай Нгуеном также развился из ранних прототипов, созданных Фук Кхоатом . [ 17 ]
В 18 веке, пытаясь отделить свои владения от Тонкина , которым управлял его соперник клан Трун , и построить независимое государство, лорд Нгуен Фук Хоат (годы правления 1738–1765) заставил своих подданных носить китайскую одежду в стиле династии Мин . [ 18 ] Этнический халат Кинь (т.е. традиционный áo giao lĩnh , тип халата со скрещенным воротником, который был идентичен тем, которые носили ханьские китайцы ). [ 19 ] поэтому был заменен халатом с застежками в китайском стиле, [ 18 ] который был застегнут спереди, [ 20 ] и имел вертикальный воротник. [ 17 ] Юбку, которую носили вьетнамцы, при его правлении заменили и брюки. [ 17 ] [ 18 ] Эта форма новой моды стала прототипом áo dài ; это была форма áo ngũ thân , изобретенная лордом Нгуеном Фук Кхоатом; áo ngũ thân также имел 5 клапанов вместо 4 (5-й клапан был небольшим и находился под передней одеждой) и 5 пуговиц. [ 17 ] [ 21 ] Другая новая форма моды включала в себя тип четырехпанельного халата, который Ле Куи Дон описал как áo dài , который был свободным, как и áo giao lãnh. [ 18 ] Во время правления императора Минь Манга две новые формы аодай были созданы на основе пятистворчатого аодай, регулируемого Нгуен Фук Хоатом, : аодай с четырьмя клапанами и аозай в стиле Хюэ , который был создан с пятью клапанами . [ 17 ] Аозай в стиле Хюэ представляет культуру королевского двора Хюэ и позже развился под влиянием современного аодай . [ 17 ]
Средневековая туника
[ редактировать ]Туника продолжала оставаться основной одеждой византийских римлян обоих полов на протяжении всего средневекового периода. Высшие классы носили другие предметы одежды поверх основной туники, такие как далматика , более тяжелый и короткий тип туники, опять же, который носили оба пола, или скарамангион , пальто для верховой езды персидского происхождения. За исключением военной одежды или одежды для верховой езды, мужчины и женщины более высокого статуса носили туники, доходящие до щиколоток или почти до них. Туники часто красили или богато вышивали, хотя более простые туники можно было использовать при наложении разных типов.
За пределами уменьшенной империи тунику продолжали носить с различной длиной рукавов и подола по всей Европе в средние века . Часто доходя до колен или лодыжек, его обычно носили поверх нижнего белья, состоящего из рубашки (обычно до бедра или длиннее) и панталон (обычно штанов до колен или до щиколотки, относящихся к наручникам). Он может сопровождаться шлангом . [ 22 ] Шерсть и лен были обычными тканями, хотя богатые иногда носили модные шелковые туники или ткани меньшего размера с шелковой отделкой. На английском языке эта одежда называлась сарк , и это слово сохранилось в некоторых диалектах северной Великобритании и означает рубашку или сорочку. [ 23 ]
Туники, которые носили в раннем средневековье, часто имели декоративную вышивку или плетеные косы вдоль шеи, подола и запястий. [ 24 ] [ 25 ] Так было, например, с туниками, которые носили как богатые, так и бедные англосаксы до нормандского завоевания . [ 25 ] [ 26 ]
Современная туника
[ редактировать ]Примерно в 1830 году маленьких мальчиков начали носить туники с поясом или поясом поверх брюк, мода, которая заменила более ранний костюм-скелетон .
Во время Крымской войны в 1850-х годах стало понятно, что куртки до пояса, которые носили британские солдаты со времен Наполеона, непригодны для боевых действий в зимних условиях. Была представлена новая длинная куртка, доходившая до середины бедра, и названная « туника » в честь «туники» бесстрашного древнеримского солдата. Этот тип куртки вскоре стал стандартом для большинства армий. [ 27 ]
В западной культуре его использование продолжается прежде всего в религиозном и униформном контексте. Это основная одежда, которую носят священнослужители и члены религиозных орденов . Религиозная туника доходит до ног и послужила источником церковной рясы , а также, в ее литургической форме, альба , после длинной туники, которую носили римские граждане. [ 28 ] «Туника» также часто называют униформой с высоким воротником, которую носят военные и полицейские . Легкую женскую одежду, особенно для занятий спортом или физическими упражнениями, обычно длиной до середины бедра, также называют туниками.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаупт, Поль (1902). «Книга песнопений» . Американский журнал семитских языков и литератур . 18 (4): 226-7. дои : 10.1086/369453 . ISSN 1062-0516 . JSTOR 527750 .
- ^ Радике, Ян (07.11.2022). «1 туника – римская туника и греческий хитон» . Римское женское платье . Де Грютер. стр. 243–276. дои : 10.1515/9783110711554-017 . ISBN 978-3-11-071155-4 .
- ^ Бастус и Каррера, Висенте Хоакин (2008). Трактат о декламации или драматическом искусстве . Мадрид: Редакционные основы. п. 253. ИСБН 9788424511326 . OCLC 228041839 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), ПЕЛЛИС» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Суд, с.487
- ^ «Кельты» . www.ibiblio.org . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека — изучение кельтских цивилизаций» . изучая celticciv.web.unc.edu . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Видале, Массимо (2011). «Дама шипастого трона. Сила утраченного ритуала» (PDF) . Harappa.com . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Национальный музей, Нью-Дели» . Nationalmuseumindia.gov.in . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Зия, Батул. «Не бойтесь быть разными? Попробуйте курти или тунику» . www.easternthings.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 года . Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ «Определение аодай | Dictionary.com» . www.dictionary.com .
- ^ «Определение и значение аодай | Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com .
- ^ Бах, Трин (2020). «Происхождение вьетнамского аодай» . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «Традиционная одежда Вьетнама: Аодай - VietnamOnline» . www.vietnamonline.com . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Лиу, Нхи Т. (2011). Американская мечта по-вьетнамски . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. п. 60. ИСБН 978-0-8166-7671-2 . OCLC 741749415 .
- ^ Ховард, Майкл С. (2016). Текстиль и одежда Вьетнама: история . Джефферсон, Северная Каролина. п. 83. ИСБН 978-1-4766-6332-6 . OCLC 933520702 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Вьетнамский «Аозай» | Viet Hoc Journal» . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ховард, Майкл С. (2016). Текстиль и одежда Вьетнама: история . Джефферсон, Северная Каролина. п. 73. ИСБН 978-1-4766-6332-6 . OCLC 933520702 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фиона. «Краткая история традиционного вьетнамского аодай» . Туристическая информация по Вьетнаму от местных экспертов . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Все об аодай: национальная одежда Вьетнама» . Вьетнамский туризм . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Вечная красота Ао Дая» . КультураМагазин® . 2021-03-19. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Платье и украшения», 488–489.
- ^ «Этимология слова сарк » . Интернет-словарь этимологии . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ «Платье и украшения», 489.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер, Гейл Р., Платье в англосаксонской Англии , исправленное издание, Boydell Press, 2004 г., ISBN 1-84383-081-7
- ^ Брэдфилд, Нэнси. Исторические костюмы Англии: 1066–1968 гг . 3-е издание. 1970. с. 13
- ^ Николсон, Дж., «Британская армия Крыма», Osprey, 1974 г.
- ^ Покни, CE «Литургическое облачение: его истоки и развитие», 1960 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Платье и украшения». Новая Британская энциклопедия . 15-е издание. Том 17. 1994.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейн, Бланш: История костюма от древних египтян до двадцатого века , Harper & Row, 1965. Для этого издания нет ISBN; ASIN B0006BMNFS
- Радике, Ян: Римское женское платье , De Gruyter, 2022 г.