Jump to content

Паттен (обувь)

На этой детали портрета Арнольфини 1434 года эти узоры сняты внутри дома.
«Влюбленные на траве» или «Садовый берег», гравюра мастера Э.С. 1460-х годов. Мужчина сбросил свои очень длинные узоры; женщина до сих пор носит свое.

Паттены , также известные под другими названиями, представляют собой защитные бахилы, которые носили в Европе со средневековья до начала 20 века. По внешнему виду они иногда напоминали современные сабо или сандалии . Паттенсы носили на открытом воздухе поверх обычной обуви, имели деревянную, а позднее деревянную и металлическую подошву и удерживались на месте кожаными или тканевыми ремнями. Функция Паттенса заключалась в том, чтобы поднять ногу над грязью и грязью (включая человеческие сточные воды и навоз животных ) на улице в период, когда дорожное и городское покрытие было минимальным. Женщины продолжали носить узоры в грязных условиях до 19 или даже начала 20 века.

Слово «patten», вероятно, происходит от старофранцузского слова «patte», означающего «копыто» или «лапа». [1] Его также писали патын и другими способами. [2] Исторически сложилось так, что паттены иногда использовались для защиты шлангов без промежуточной пары обуви, и поэтому это название иногда распространялось на аналогичную обувь, например сабо. Однако в современном использовании этот термин правильно ограничивается ботинками. Фактически, в средневековом английском языке также использовались термины «сабо» и «галоши» наряду с «паттенами» , но, если и существовали тонкие различия, это уже не ясно, и все средневековые и ранние современные бахилы теперь для удобства обычно называются «паттенами». [2]

Средневековый период

[ редактировать ]

Паттены носили в средние века на открытом воздухе и в общественных местах поверх (снаружи) на тонкой подошве обуви той эпохи . Паттены носили как мужчины, так и женщины в средние века, и они особенно заметны в искусстве 15 века ; время, когда пулены — туфли с очень длинными заостренными носами — были особенно в моде.

Шарнирная подошва
Поднятый на железных кольцах

Существовало три основных типа узоров. У одного из этих типов была деревянная «платформа», приподнятая над землей либо с помощью деревянных клиньев, либо с помощью железных подставок. Второй вариант имел плоскую деревянную подошву, часто шарнирную . Третий тип имел плоскую подошву, сделанную из сложенных друг на друга слоев кожи . Некоторые более поздние европейские разновидности этих моделей имели ламинированную подошву; внутренние секции из светлого дерева, обтянутые кожей сверху и снизу.

В более ранних разновидностях паттенов, начиная с XII века, более распространенными были ходули или клинья. С конца 14 века плоская разновидность становится все более распространенной. Кожаные туфли вошли в моду в 14 и 15 веках, а в Лондоне, по-видимому, в 15 веке их начали носить как обувь поверх чулок, что распространилось на гораздо более широкую часть публики. [2] Большинство лондонских узорчатых подошв были изготовлены из древесины ольхи , ивы или тополя . [2]

В 1390 году Йоркская епархия запретила священнослужителям носить туфли и сабо как в церкви, так и в процессиях, считая их неприличными — contra fairatem ecclesiae . [3] И наоборот, знаменитого раввина Шломо ибн Адерета ( Рашба , ок. 1233 – ок. 1310 ) из Арагона спросили, разрешено ли носить патины в субботу , на что он ответил, что это обычай «всех мудрых в земля» носить их, и это, безусловно, было разрешено. [4]

Поскольку обувь того периода имела тонкую подошву, паттенки широко использовались главным образом из-за грунтовых дорог, а также из-за того, что каменные полы в помещениях зимой были очень холодными. Более того, в городах мусор — животные, особенно лошадиные, фекалии и человеческие сточные воды (из ночных горшков ) — обычно выбрасывался прямо на улицу (часто с минимальным предварительным предупреждением), что делало полный контакт ног с такой неприятной поверхностью крайне нежелательным. Таким образом, паттены, как правило, соприкасались с землей только через две или три деревянные полоски и значительно поднимали владельца вверх, иногда на четыре дюйма (десять сантиметров) или более, в отличие от сабо, которые обычно имеют низкие, с плоским дном. подошва является неотъемлемой частью обуви.

Ранний современный период

[ редактировать ]
Горничная в круглых узорах: Благочестие в узорах или Тимберто на цыпочках , Англия, 1773 г.

Более поздний образец узора, который, по-видимому, датируется 17 веком и затем стал наиболее распространенным, имел плоское металлическое кольцо, которое контактировало с землей, прикрепленное к металлической пластине, прибитой к деревянной подошве посредством соединительного металла, часто создавая платформа в несколько дюймов (более 7 сантиметров). [5] К этому времени мужская обувь имела более толстую подошву, а более богатые мужчины ( дворяне или джентльмены ) обычно носили высокие сапоги для верховой езды , поэтому, похоже, узоры носили только женщины и мужчины из рабочего класса при занятиях на открытом воздухе. Поскольку полы платья большую часть этого периода доходили до ног, приходилось приподнимать подол над землей, чтобы платье оставалось чистым даже на хорошо подметенных и мощеных улицах. Девизом , Лондонской благочестивой компании производителей узоров , бывшей представительной гильдии этой профессии, было и остается: Recipiunt Fœminæ Sustentacula Nobis латынь для женщин, получающих поддержку от нас . Изобретение в 19-м веке дешевых резиновых галош постепенно вытеснило узор, равно как и широкое использование городского мощения , особенно приподнятых, мощеных дорожек только для пешеходов — теперь повсеместных тротуаров (тротуар в американском английском) — или твердых дорожных покрытий .

Этикет и практичность

[ редактировать ]

Ношение узоров внутри церкви не поощрялось, а то и вовсе запрещалось: возможно, из-за шума, который они производили, часто комментируемый «звон» был общепринятым термином для обозначения звука; Джейн Остин писала о «непрерывном звоне Паттенов», имея в виду жизнь в Бате . [6] Чрезмерно и слишком громко говорить было придумано как если бы ваш «язык бегал (или ходил) по паттенам», как это использовал Шекспир и другие. [7] В домах при входе снимали лапки с шапок (мужских) и пальто, невыполнение этого считалось грубостью и невнимательностью, заносившей внутрь грязь, — буквально оплошностью или неверным шагом. Тетушку сестер Бронте , мисс Бранвелл, похоже, считали особенно эксцентричной из-за того, что она носила свои туфли в помещении:

ей не нравились многие местные обычаи, и особенно она боялась холодной сырости, исходящей от плиточных полов в коридорах и гостиных приходского дома Хауорт. Лестница, кажется, тоже каменная; и это неудивительно, когда каменоломни близко, а деревья далеко искать. Я слышал, что мисс Бранвелл всегда ходила по дому в брюках, цокая вверх и вниз по лестнице из страха простудиться. [8]

Высокие узоры, которые носили две турчанки XVIII века, пастель Жана-Этьена Лиотара , посетившего Турцию в 1738 году.

В Паттенс не всегда было легко войти, и, несмотря на их практическое назначение, литературные данные свидетельствуют о том, что они могли казаться, по крайней мере мужчинам, еще одним аспектом женской слабости и зависимости. Сэмюэл Пепис записал в своем дневнике 24 января 1660 года:

Зашел к жене и отвез ее к миссис Пирс, поскольку она по дороге была очень обеспокоена парой новых моделей, и мне было досадно, что я шел так медленно.

Из среднего периода стихотворений Джона Клера (1820-е гг.):

Она потеряла свои лапки в грязи
И Роджер в своих мыслях
Считал свое несчастье удачей
Чтобы показать ей, что он добрый
Он через хитопс вытащил это
и почистила его для своей ноги...

(«хитопы» — высокие сапоги)

Из Томаса Харди романа «Лесные жители» 1887 года, хотя действие происходит в начале века:

он увидел перед собой стройную фигуру молодой женщины в брюках, путешествующей с той стойкой сосредоточенностью, которая означает цель, а не удовольствие. Вскоре он был достаточно близко, чтобы увидеть, что это Марти Саут. Щелк, щелк, щелк — пошли узоры; и она не повернула головы.

Однако еще раньше ей стало известно, что водителем приближающегося кабриолета был Джайлз. Таким образом, она уклонилась от того, чтобы он ее настиг; но так как это было неизбежно, она приготовилась к его осмотру, сомкнув губы так, чтобы сделать рот совершенно бесстрастным, и придав своей походке дополнительную твердость.

«Почему ты носишь брюки, Марти? Магистраль достаточно чистая, хотя переулки грязные».

«Они спасают мои ботинки».

— Но двенадцать миль в паттенах — это тебе ноги подвернёт. Давай, вставай и поезжай со мной.

Она поколебалась, сняла свои лапы, выбила из них гравий о колесо и села перед кивающим экземпляром яблони.

Другие варианты использования термина

[ редактировать ]

Это слово также могло использоваться как термин для обозначения обуви на деревянной подошве, то есть чопина или сабо , в отличие от бахилы, по крайней мере, до девятнадцатого века. Это слово также использовалось для обозначения традиционной деревянной уличной обуви в Японии и других азиатских странах. [9] То, что по сути представляет собой снегоступы для грязи, используемые охотниками , лодочниками и береговой охраной , также может называться паттенами или «грязевыми паттенами». Это фигурные доски, прикрепленные к подошве обуви, которые выходят далеко за пределы формы стопы и, следовательно, представляют собой обувь, отличную от модели, обсуждаемой здесь. «Лошади-патенты» применялись на лошадях, особенно для вспашки грязных полей. Это слово также использовалось для обозначения коньков , как и во французском языке ( patiner — кататься на коньках).

Достопочтенная компания производителей узоров

[ редактировать ]

В Лондоне Достопочтенная Компания Паттенмейкеров остается Ливреной Компанией , бывшей гильдией Паттенмейкеров, или Паттенеров, а их приемной церковью остается Св. Маргарет Паттенс . Первое упоминание о гильдии датируется 1379 годом, и в 1920-х годах в Лондонском торговом справочнике все еще значился мастер по изготовлению узоров. Объявление, вероятно, 18-го века, в церкви Гильдии до сих пор требует, чтобы дамы снимали свои туфли при входе; в других английских церквях есть подобные вывески, а в одном случае - доска с крючками, на которые женщины могут их повесить.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «паттерн» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Грю и де Неергаард (2001) .
  3. ^ OED , несмотря на цитату на латыни: «clogges et pattenes»
  4. ^ «Средневековая еврейская история: энциклопедия. Под редакцией Нормана Рота, Routledge» . Myjewishlearning.com. Архивировано из оригинала 24 октября 2008 года . Проверено 12 сентября 2013 г.
  5. ^ «Детские выкройки, сделанные в Монтгомери, 19 век» . Сбор драгоценностей. Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года.
  6. ^ Убеждение , начало главы 14.
  7. ^ Укрощение строптивой и OED
  8. ^ Жизнь Шарлотты Бронте, Элизабет Гаскелл.
  9. ^ «Пара Паттенов» . Музеи и художественная галерея Бирмингема . Проверено 5 июня 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Грю, Фрэнсис; де Неергаард, Маргрете (2001), Обувь и туфли , Лондонский музей, Вудбридж: Boydell Press, ISBN  0-85115-838-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2b46da9fb7fe69773a5759e7cd7d749__1723094460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/49/d2b46da9fb7fe69773a5759e7cd7d749.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Patten (shoe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)