Юстакорпс
Купальник или купальник ( / ˈ ʒ uː s t ə k ɔːr / ) [1] длиной до колен, — пальто которое носили мужчины во второй половине 17-го и на протяжении всего 18-го века. Он имеет французское происхождение и был представлен в Англии как компонент ансамбля-тройки, в который также входили бриджи и длинный жилет или жилет . Этот ансамбль послужил прообразом сюртука , который, в свою очередь, превратился в современный костюм-тройку . [2] Выбор ткани и стиль юстакорпов менялись с течением времени, поскольку мода менялась на протяжении истории.
Происхождение
[ редактировать ]Юстакорпс произошел от европейского «касака», предмета одежды, напоминавшего короткую накидку, доходящую до бедер, которая стала модной во времена Людовика XIII для защиты от непогоды. Касака представляла собой дорожный или военный плащ с отдельными деталями спереди, сзади и плеч, который можно было носить как полукруглую накидку или как куртку. [3] Солдаты сочли шлем непрактичным для обращения с мушкетами и мечами, что побудило военных перепроектировать его, чтобы он соответствовал туловищу пуговицами и удлинил рукава с помощью манжет. Этот новый предмет одежды, получивший название «juste-au-corps», предлагал большую свободу движений и привлек внимание Людовика XIV, чье использование этого предмета одежды с королевской санкции сделало его популярным среди гражданского населения. К 1670 году Фюретьер заметил, что первоначально юстокорп носили только солдаты. Например, в 1662 году Ламбер Клосс, фельдфебель монреальского гарнизона, носил «касаку в стиле юстокорпа». [3] [4] [5]
Платье стало известно как юстакорп или ряса из -за его сходства с облачением священников. [ нужна ссылка ] Эта одежда, особенно в ее менее сложных формах, была также известна как «касака» или ряса, что отсылало к церковной одежде аналогичной формы. [ сомнительно – обсудить ] Он стал популярным во времена Людовика XIII для защиты от непогоды. [6]
17 век
[ редактировать ]Он заменил дублет , ранее популярный более короткий стиль пальто. В 17 веке юстакорпс носили до колена, закрывая жилет одинаковой длины и бриджи под ним. Он открывался по центру спереди и обычно имел множество пуговиц и петель по всей длине отверстия. Рукава были приталенными, с глубокими манжетами. Некоторые фасоны юстакорпов остались приталенными по всему лифу, хотя другие версии имеют более подчеркнутую расклешенную юбку за счет добавления выступов и складок. [7] Justacorps также имел декоративные карманы, часто расположенные слишком низко, чтобы владелец мог воспользоваться функциональными преимуществами. Носили в основном аристократические, богатые мужчины. [8] Юстакорпы имели очень богатый дизайн и изготавливались из роскошных тканей. В качестве текстиля обычно использовались красочный шелк, атлас, парча, дамаск и шерсть. Юстакорпы часто украшались контрастными тканями разных цветов и узоров, которые демонстрировались через отвернутые манжеты или декоративный пояс, который носили на плечах. К началу 18 века силуэт юстакорпа стал шире, с более пышной юбкой и заложил основу мужской моды на протяжении всего столетия. [7]
18 век
[ редактировать ]В первой половине XVIII века юстакорпы изменили свой внешний вид. Раскрытие платья осталось по центру спереди, однако пуговицы доходили только до талии, что давало дополнительное место для удлинения более пышной юбки. Манжеты стали более плотными и больше не откидывались назад, а карманы стали функциональными и расположены в более доступной области на уровне бедер. Отверстие юстакорпа было закруглено к середине груди и расширялось от тела. [2]
Во второй половине XVIII века юбка юстакорпа уменьшилась в полноте, став уже. Прямой край, похожий на вырезы в стиле 17-го века, заменил закругленный вырез пальто, а рукава превратились в глубокие, отвернутые назад манжеты.Текстиль для юстакорпов различался в зависимости от использования. Прочные ткани, такие как шерсть, использовались в обычных повседневных ситуациях и обычно имели меньше украшений по сравнению с теми, которые носили в элегантной формальной обстановке. Эти пальто были сделаны из богато украшенных тканей, таких как шелк и парча, и украшены сложной вышивкой и кружевом. [2]
Юстакорпс следует отличать от сюртука , который был менее богато украшен, отличался покроем и силуэтом и не носился широко до конца 18 века.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Юстокорп» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Тортора, Филлис Г. (2010). Обзор исторического костюма . Нью-Йорк: Книга Фэйрчайлда.
- ^ Jump up to: а б Деринг, Мэри Д., изд. (2015). Одежда и мода: американская мода с головы до пят . [4 тома]. Том. 1: Доколониальные времена через американскую революцию . Хосе Бланко Ф., редактор серии. Блумсбери, ABC-CLIO. ISBN 9798216062158 . OCLC 904505699 .
- ^ Карл Колер (1930). История костюма . Нью-Йорк: Дж. Ховард Ватт.
- ^ Назад, Фрэнсис (1998). «Купальник времен правления Людовика XIV» . Cap-aux-Diamants: La revue d'histoire du Québec (на французском языке) (55): 54–55. ISSN 0829-7983 .
- ^ Робинсон, Скотт Р. «Восстановление» . История костюма . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кондра, Джилл, изд. (2008). Гринвудская энциклопедия одежды на протяжении мировой истории . Том. 2: 1501-1800 . Издательская группа Гринвуд.
- ^ Рибейро, Эйлин (2005). Мода и фантастика: платье в искусстве и литературе Стюарта Англии . Йель.
Источники
[ редактировать ]- Рибейро, Эйлин (2005). Мода и фантастика: платье в искусстве и литературе Стюарта Англии . Нью-Хейвен, США; Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10999-7 .
- Тортора, Филлис Г.; Юбанк, Кейт (2010). Обзор исторического костюма: история западной одежды . Нью-Йорк: Публикации Fairchild. ISBN 978-1-56367-806-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кондра, Джилл, изд. (2008). Энциклопедия одежды Гринвуда по мировой истории . Том. 1: Предыстория до 1500 г. н.э. Вестпорт, Коннектикут (США): Greenwood Press. ISBN 978-0-313-33664-5 . OCLC 156808055 .
- де Марли, Диана Дж.А.; Лейвер, Джеймс (11 июня 2024 г.). «Платье – Европейская мода, 1500–1800» . Британская энциклопедия .
Между 1665 и 1670 годами появился совершенно другой мужской стиль, который предвосхитил современный костюм-тройку. Инициированный во Франции, он начался с пальто длиной до колен, называемого юстаукорпсом, идея которого заимствована из персидского кафтана. У него не было воротника, и он носился расстегнутым спереди. Короткие рукава заканчивались манжетами.
- Ларимор, Жюль (21 января 2022 г.). «Как Людовик XIV изменил французское общество с помощью высокой моды» . ГУГЕНОТСКАЯ ТРИЛОГИЯ Блог автора .
- Пейн, Бланш (1965). История костюма от древних египтян до двадцатого века . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Пикен, Мэри Брукс (1957). Словарь моды . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Словарь моды: Ткани, шитье и одежда, выраженные языком моды . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. 1973. ISBN 978-0-308-10052-7 . ISBN 0-308-10052-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Justaucorps, на Викискладе?
- Словарное определение юстакорпа в Викисловаре