Полонез (одежда)

Халат а-ля полонез или полонез , что буквально означает польское платье, представляет собой женскую одежду годов XVIII века 1770-х и 1780-х или аналогичный стиль возрождения 1870-х годов, вдохновленный польским национальным стилем одежды, костюмом, [1] Состоит из платья с вырезом, драпированной и расклешенной верхней юбкой , надеваемой поверх нижней юбки или нижней юбки . С 18 века термин «полонез» также описывал приталенное верхнее платье, которое заканчивалось длинными вставками поверх нижней юбки, но не обязательно было драпировано или распущено.
Происхождение и структура [ править ]
Еще в 1720-х годах французская королева Мария Лещиньская сделала польское платье популярным в то десятилетие. [ нужна ссылка ] К 1770-м годам элементы этого стиля начали появляться в модной одежде, в том числе широкополая шляпа (полученная в « Журнале мод 1786 года» как «шляпа Рубенса») и собранные вверх юбки. [2]

Примерно в то же время французская мода переняла ряд стилей английского происхождения, таких как плотное платье , которое они называли robe à l'anglaise , и пышные юбки сзади на талии и на бедрах. Одним из способов «создать модный объем сзади и по бокам платья было подрезать верхнюю юбку с помощью внутренних или внешних петель, пуговиц или кисточек, чтобы сформировать лоскуты материала. Этот стиль… был известен как а-ля полонез». ." [4] Этот стиль характеризовался нижними юбками до щиколотки, которые обнажали прогулочные туфли на высоком каблуке. Благодаря этому она служила практичной одеждой для прогулок, поскольку юбки не волочились по земле. [5]
С начала 18-го века женщины среднего класса использовали различные импровизированные способы подрезать верхнюю юбку из уличной грязи. Полонез был модным вариантом этого стиля. Название «Полонез» (или polonese ) происходит «очевидно, от польских стилей - не совсем ясно, относилось ли оно первоначально к отделке меха или килту на одну сторону (польская мода, пришедшая из турецкого костюма). [6] Существуют некоторые разногласия по поводу применения названия «полонез» к одежде XVIII века. Некоторые источники определяют его как крой того же кроя, что и халат à l'anglaise , но со шнурами, подтягивающими юбки в двух местах сзади, и датируют этот стиль началом 1770-х годов. [7] Другие это категорически опровергают: Во утверждает, что халат à l'anglaise часто оснащался лентами для подтягивания юбки, а на тему полонеза говорит :
Хотя этот термин часто применяется к любому платью восемнадцатого века с драпировкой на спине, он, строго говоря, относится к верхнему платью, появившемуся ок. 1775 г. Оно было покроем, как мужское пальто того же периода, с центральным спинным и двумя дальними боковыми швами, заканчивающимися перевернутыми складками, передняя часть была цельной с вытачкой под мышками. Оно было зацеплено за верхнюю часть лифа по центру переда... [8]
Эйлин Рибейро описывает полонез как «разрезанный на четыре части: две спереди и две сзади». [6] лиф был закрыт сверху по центру спереди и скошен по бокам, оставляя треугольный зазор, который заполнял накладной жилет. различные стили, такие как ирландский, итальянский и французский полонез . Рукава могли быть длиной в три четверти или длинными, а современники описывали [6] Разновидностью халата а-ля полонез был халат а-ля черкес , покрой такой же, но отделанный « восточными » кистями или мехом. [9]
и возрождение Использование XIX века

Термин «полонез» применялся к различным предметам одежды на протяжении XIX века, часто потому, что считалось, что их стиль вдохновлен польским стилем. Одним из таких примеров была витчура , плащ на меховой подкладке с рукавами, который иногда называют полонезским . [10] В мае 1868 года журнал Ladies' Monthly Magazine опубликовал цветную модную табличку , на которой было изображено зеленое шелковое платье с асимметрично открывающимся передом, описанное как сшитое в стиле «Полонез» , вместе с выкройкой для его изготовления. [11]
В самом конце 1860-х годов стали модными ссылки на историческую одежду, в том числе драпированные верхние юбки, основанные на мантии 18-го века в стиле полонеза . [12] В 1871 году журнал Peterson's Magazine заявил, что полонез представляет собой верхнее платье по мотивам мешка XVIII века , с лифом, срезанным в одно целое с присборенной юбкой. [13] Журнал Peterson's Magazine полонез также описал « баску » как полностью собранную на бедрах и образующую глубокую тунику сзади. [14] Журнал Godey's Magazine за август 1871 года определяет термин «полонез» как два отдельных предмета одежды: лиф и верхнюю юбку:
Красивые костюмы из тонкого платка, эпонжа и шелковой саржи просто отделаны простыми косыми лентами, плотно прилегающими рукавами и баской на талии или полонезом; поверх него в качестве защиты надевается льняной полонез, плотно застегнутый на пуговицы и просто отделанный боковыми плетениями, а также перед Габриэль с тремя или четырьмя глубокими косами сзади. Льняной полонез этого фасона можно застегнуть и носить поверх соответствующей льняной юбки. [...] Верхняя юбка к платью или юбка-полонез должны быть очень длинными и загибаться только по бокам.
[...]
Кретонские костюмы — новинка сезона: их представили в прошлом году во французских питейных заведениях, а в этом сезоне несколько завезли сюда. Они предназначены только для деревенской одежды и сделаны из ситцевого узорчатого кретона, используемого для обивки мебели; основания черные, коричневые, зеленые, синие, желтовато-коричневые, с большими яркими цветами и фигурами. Они выполнены с юбкой с рюшами и полонезом, подхваченными большими бантами из черного бархата. Эти костюмы, несомненно, возвращают нас во времена наших бабушек, и мы опасаемся, что какое-то время они не будут пользоваться особой популярностью; но если мода распорядится, всегда найдутся те, кто последует ее требованию. [15]

Второй цитируемый абзац описывает особый стиль одежды а-ля полонез , который был широко известен как « Долли Варден » в честь героини Диккенса исторического романа «Барнаби Радж » (действие которого происходит в 1780 году). [16]
К концу 1870-х и началу 1880-х годов термин «полонез» также означал верхнее платье, напоминавшее длинное пальто, надетое поверх нижней юбки, иногда с эффектом жилета. [17] Это могло быть задрапировано или не задрапировано. В июле 1894 года газета The Sydney Mail заявила:
Полонез также снова в фаворе, не только в виде длинной прямой мантии, которая с меховой отделкой является самой модной одеждой, но и с загнутой к бедрам частью юбки; это дает волнистые складки, как на драпировках 20 лет назад. [18]
20 век [ править ]

Полонез пережил новое возрождение в середине-конце 1910-х годов. В газетной рекламе McCall Patterns 1914 года , опубликованной в Evening Independent, было объявлено, что «редингот-полонез» является пиком моды в Париже и Нью-Йорке. [19] В ноябре 1915 года газета Reading Eagle вела колонку о моде, описывающую полонез 1914/15 года как французский дизайн, состоящий из длинного, похожего на пальто верхнего платья из металлизированного кружева или искусно украшенной прозрачной ткани, надетой поверх простого нижнего платья. [20] Другая версия полонеза была описана в газете Meriden Daily Journal в сентябре 1917 года:
Возможно, борьба, которую переживает Польша, несчастная Польша с ее великим гением и ее еще большим несчастьем, побудила французов отразить ее нынешнюю катастрофу в костюме. В адаптации полонеза к современным требованиям главное место занимают плавающие панели по бокам. Каждый дизайнер опробовал их индивидуально. Обычно они имеют подкладку контрастного цвета и ткани. Старое золото и китайский синий цвет чередуются с жемчужным и сланцево-серым в качестве подкладок. Если полонез темно-красный бархатный или черный, то подкладка кремовая или мертвенно-белая. Если мы будем носить ее следующей зимой так, как ее демонстрирует сейчас Париж, это будет способствовать очевидному стремлению дизайнеров и публики укрепить модные позиции нынешней юбки. [21]
После Первой мировой войны этот термин вышел из регулярного употребления, хотя в 1930-50-х годах авторы мод иногда использовали его в качестве описательного термина для любой формы драпировки верхней юбки. Например, газета Ottawa Citizen в 1942 году заявила:
Черный лионский бархат используется для вечерних платьев, некоторые из которых украшены аппликациями из тяжелого венецианского кружева, которое часто драпируется, образуя линию полонез в тонком эффекте фартука в передней части юбки. Настоящая драпировка в стиле полонез смягчает юбки парчовых черных шелковых вечерних платьев – старомодное качество, усиленное добавлением высоких вечерних шляп с перьями. [22]
Галерея [ править ]
- Полонез , деталь «Бенфиканского сада» Жана-Батиста Пиймана , 1785 год.
- Молодая леди... одетая в полонез , французский язык, Gallerie des Modes , 1779. Музей изящных искусств, Бостон , 44.1400.
- Женский ежемесячный журнал , май 1868 года. Зеленое шелковое платье, сшитое в стиле «Полонез» мадам Прост, Итальянский бульвар, Париж, изображено с двумя другими платьями.
- Обложка нот с изображением нарядов Долли Варден, 1872 год.
Примечания [ править ]
- ^ «Полонез (платье)» . www.britanica.com . Проверено 26 сентября 2008 г.
- ^ Рибейро (1995), с. 195
- ^ Описывается как полонез . Такеда и Спилкер (2010), с. 79
- ^ Рибейро (1995), с. 66
- ^ Пендергаст, Сара, Том (2004). Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения для тела и обувь на протяжении веков . Мичиган, США: Томсон Гейл. ISBN 0-7876-5420-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рибейро (2002), с. 226
- ^ Арнольд, Джанет (1972). Образцы моды I. Голливуд: весьма специфические СМИ. п. 37. ИСБН 978-0-89676-026-4 .
- ^ Во (1968), стр. 72-73.
- ^ Рибейро (1998), с. 28.
- ^ «Кабинет Вкуса: Костюм Парижа» . La Belle Assemblée: Или, суд и модный журнал; Содержит интересную и оригинальную литературу и записи бомонда . Дж. Белл. Январь 1827 года.
Модница, хорошо закутанная в пелиссу из витцхуры, с рукавами а-ля полонез, должна носить черные бархатные сапоги...
- ^ ""Великой новинкой сезона является платье полонез , передняя часть которого открывается в наклонном направлении, как показано на 1-м рисунке пластины 1, и выкройку которого мы теперь даем в натуральную величину: этот стиль полонез , похоже, будет будет пользоваться большой популярностью, и наш нынешний образец устранит все трудности, связанные с кроем этого элегантного платья». Ежемесячный журнал «Женский журнал» , май 1868 г., стр. 1.
- ^ Зеленое шелковое платье, 1868 год , из коллекции Музея Виктории и Альберта. По состоянию на 02.13.2012 г.
- ^ «Старомодный облегающий саквояж, который был так популярен во времена Марии-Антуанетты и который сейчас называется Полонез , Габриэль и т. д., чрезвычайно популярен в качестве верхнего платья. Тело и юбка скроены в одно целое, а последняя сильно раздувается из-за цветной нижней юбки». Журнал Петерсона , ноябрь 1871 г., стр. 378.
- ^ "РИС 1: ПРОГУЛЯЮЩЕЕ ПЛАТЬЕ ИЗ ЭПОНЖА - Юбка имеет три немногочисленных рюша с плетением из того же материала над ними, баска полонезной формы, собрана полностью на бедрах, образуя глубокую тунику сзади. Два Туника отделана оборками, а спереди она застегивается на пуговицы». Журнал Петерсона , июль 1871 г., стр. 80.
- ^ Журнал Godey's Magazine, август 1871 г., стр. 196.
- ^ Дамская казна (2005). «Мода 1870-80-х годов» . Проверено 6 февраля 2010 г.
- ^ Бархатно-шелковая юбка и полонез, 1885 г. Архивировано 25 февраля 2013 г. в Wayback Machine Эмилем Пингатом (1820–1901), Париж. Коллекция Шелбернского музея. 2010-75
- ↑ The Sydney Mail , 14 июля 1894 г.
- ^ The Evening Independent - 12 ноября 1914 г., стр. 3.
- ^ Ридинг Орел - 18 ноября 1915 г., стр. 11.
- ↑ Ежедневный журнал Меридена - 12 сентября 1917 г.
- ↑ Ottawa Citizen, 30 сентября 1942 г., стр. 10.
Ссылки [ править ]
- Арнольд, Джанет : Образцы моды 2: Английские женские платья и их конструкция ок. 1860–1940 , Wace 1966, Macmillan 1972. Переработанное метрическое издание, Drama Books 1977. ISBN 0-89676-027-8
- Эшелфорд, Джейн: Искусство одеваться: одежда и общество 1500–1914 гг. , Абрамс, 1996. ISBN 0-8109-6317-5
- де Марли, Диана: Рабочая одежда: история профессиональной одежды , Бэтсфорд (Великобритания), 1986; Холмс и Мейер (США), 1987. ISBN 0-8419-1111-8
- Рибейро, Эйлин (1988). Мода во время Французской революции . Лондон: Бэтсфорд.
- Рибейро, Эйлин (1995). Искусство платья: мода в Англии и Франции 1750–1820 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06287-7 .
- Рибейро, Эйлин (2002). «Платье в Европе восемнадцатого века 1715–1789» . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09151-6 .
- Такеда, Шарон Садако; Спилкер, Кэй Дурланд (2010). Создание моды: европейское платье в деталях, 1700–1915 гг . Престель США. ISBN 978-3-7913-5062-2 .
- Тозер, Джейн и Сара Левитт, Структура общества: век людей и их одежды 1770–1870 гг., Лаура Эшли Пресс, ISBN 0-9508913-0-4
- Во, Нора (1968). Крой женской одежды . Лондон: Рутледж. ISBN 0-87830-026-0 .