Мотыльки
А кандыс , множественное число кандес ( древнегреческий : κάνδυς , множественное число κᾰ́νδῠες , вероятно, от древнеперсидского * kandu «мантия, покров»), также называемый кандис , [1] кантуш , или мидийское одеяние , [2] [3] — разновидность персидского пальто длиной в три четверти . Первоначально оно описывало кожаный плащ с рукавами, который носили мужчины, но превратилось в одежду, которую носили афинские женщины . [4] 17-19 веков Кандыс иногда сравнивают с более поздним военным пелиссом , который носили гусары , в том смысле, что это была куртка с рукавами или пальто, носившееся в стиле плаща. [2]
Семантика
[ редактировать ]Предполагается, что термин кандыс / кандис , вероятно, был иранским словом, которое было присвоено греками для описания персидской одежды, которая на древнеперсидском языке называлась канду (плащ). [1] Другие древнеиранские термины включают канзу-ка ( мидийский ), кан-су-ка ( эламский ) и gnjwg ( парфянский ), все из которых соответствуют термину плащ . [1] Приставка « кан- » в таких языках означает «покрыть» или «накинуть», как в пальто, накинутом на плечи. [1] Хотя некоторые источники предполагают связь с kontusz , польским термином, обозначающим шинель . [5] [6] Ссылка является анахронизмом и не считается заслуживающей доверия. [1]
Персидское использование
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства канды с рукавами найдены на иранской бронзовой подставке 9-го века до нашей эры, раскопанной в Теппе-Хасанлу могилах 4-5 веков до нашей эры, , а одежда была найдена в скифских что показывает, что рукава были настолько узкими и располагались таким образом, что они не могли реально функционировать как рукава. [7] Канди носили как плащ, а не как пальто, за исключением присутствия короля для осмотров, когда руки помещались в слишком длинные или зашитые рукава кандиса. [1] Это было истолковано как мера предосторожности против покушений. [7] Персидские канды часто были фиолетовыми или делались из кожи и кожи. [1] С 1990 года Иранская энциклопедия утверждает, что большинство людей считают, что конфеты, наряду с пальто с длинными рукавами, называемым сараписом, и длинными брюками, называемыми анаксиридами , составляли часть одежды для верховой езды мидийцев и представлены мантией со свисающими пустыми предметами. рукава изображены на Персеполя рельефах . [1] Эти рельефы также используются в качестве доказательства теории о том, что персидские канды, возможно, действовали как статусная одежда, поскольку показано, что их носила иранская знать, но не их слуги. [7]
Греческое использование
[ редактировать ]Кандис, теперь имеющий рукава, исторически носили греческие женщины, особенно в Афинах , в 4 веке до нашей эры. [7] и к концу V в. до н. э. [8] В это время мода находилась под все большим влиянием импорта с Востока и Малой Азии . [8] Среди наиболее типичных хитонов и гиматий , которые афинские женщины посвятили Артемиде в Брауроне, было шесть канди, которые в основном описываются как имеющие узор. [7] Один из них был посвящен в 347 г. до н.э., хотя даты других посвящений не указаны, и Маргарет К. Миллер предполагает, что они должны датироваться не позднее начала 4 века до н.э. [7] В Греции шесть канди, связанных с Брауроном, также имели особое значение: два были выбраны для украшения культовой статуи, один, возможно, был сделан из шелка, а другой описан как украшенный золотом. [7] Миллер отмечает, что один из них был сделан из льна , который считался достаточно необычным, чтобы его упоминать в списках, в отличие от кожи, используемой для персидских канди, и предполагает, что использование греческого льна означает, что канди были сделаны в Греции, а также потенциально импортировано из Персии. [7] С концепцией канды как символа роскоши противоречит интерпретация 1990-х годов, в которой канды описывается как отражение неаттического и рабского статуса . [9] [10] К концу V века до нашей эры Миллер отметил рост количества изображений афинских женщин и детей в одежде, напоминающей канды. [7] Если девочки носили их как верхнюю одежду, то маленькие мальчики носили их расстегнутыми и без нижнего белья. [7] Одно из предположений заключалось в том, что канди посвящали до свадьбы в качестве детской одежды, но Миллер отмечает, что эта интерпретация оспаривается использованием имен мужа в брауронских списках, и что современные картины на вазах изображают зрелых женщин, носящих канди. [7]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шмитт, Рюдигер (15 декабря 1990 г.). "Кэндис " Энциклопедия Ираника Энциклопедия Ираника Получено 3 октября.
- ^ Jump up to: а б Секунда, Николай (1992). Персидская армия 560-330 гг . до н. э . Лондон: Оспри. п. 13. ISBN 9781855322509 .
- ^ Шахбази, Шапур. «ОДЕЖДА ii. В мидийский и ахеменидский периоды» . Энциклопедия Ираника . Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Холл, Джонатан М. (2002). Эллинизм: между этничностью и культурой ([Начдр.]. Ред.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226313290 . Холл проводит сравнение между канды и русским сарафаном , также импортированным из Персии, который изначально был мужским кафтаном , а затем в 17 веке превратился в женское платье без рукавов.
- ^ Линдерс, Туллия (1984). «Кандис в Греции и Персии». Афинские брошюры : 107–114. , цитируется Ником Секондом
- ^ Виденгрен, Г. (1956). «Некоторые замечания о костюмах для верховой езды и предметах одежды иранских народов в древности». Арктика. Студия этнографическая Упсалиенсия . 11 : 228–76, особенно. стр. 235 и далее. , цитируется Рюдигером Шмиттом
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Миллер, Маргарет К. (2004). Афины и Персия в пятом веке до нашей эры: исследование культурной восприимчивости (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 165–168. ISBN 0521607582 .
- ^ Jump up to: а б Гроссман, Джанет Бернетт (2003). Глядя на греческую и римскую скульптуру в камне: путеводитель по терминам, стилям и техникам . Лос-Анджелес, Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. п. 60. ИСБН 9780892367085 .
- ^ Баблер, Бальбина (1998). Трудолюбивые фракийцы и оборонительные скифы: негреки в классических Афинах и их археологическое наследие . Б.Г.Тойбнер.
- ^ Гроссман, Джанет Бернетт (2001). Каталог греческих погребальных скульптур из коллекций виллы Гетти . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти [ua] с. 14. ISBN 0892366125 .