Дублет (одежда)

Дублет ; (/ˈdʌblɪt/ [1] происходит от итал. Джуббетта [2] ) — мужская плотно облегающая куртка , которая имеет форму и прилегает к мужскому телу. Эту одежду носили в Испании и распространили на остальную часть Западной Европы , с позднего средневековья до 17 века. До конца 15 века дублет обычно носили под другим слоем одежды, например, мантией, мантией или фуппеландом , когда появлялись на публике. В 16 веке его покрывали безрукавкой . Женщины начали носить дублеты в 16 веке. [3] и эта одежда позже превратилась в корсет и корсет. Дублет имел длину до бедер, бедер или талии и носился поверх рубашки или панталон.
Как и пурпойнт , его предок, дублет использовался солдатами. [4] в 15 и 16 веках для облегчения ношения бригандины , нагрудника , кирасы и плакарты, которые должны были врезаться в талию, чтобы перенести вес с плеч на бедра. Однако он отличается от пурпойнта тем, что застегивается на шнуровку, а не на пуговицы, и не имеет такой же формы и кроя. Пуговицы возвращаются в 16 веке.
В 16 веке на нем мог быть корсет спереди. К 1520-м годам края дублета чаще сходились в центре спереди. Затем, как и многие другие первоначально практичные предметы в истории мужской одежды, с конца 15 века он стал достаточно сложным, чтобы его можно было рассматривать отдельно.
На протяжении 250 лет своего использования дублет служил одной и той же цели: придавать модную форму того времени, чтобы добавить набивку к телу под доспехами на войне, поддерживать чулки с помощью завязок и обеспечивать тепло тело. Единственное, что изменилось в дублете за всю его историю, — это его стиль и крой.
История
[ редактировать ]Дублет произошел от мягкой одежды 14-го века, которую носили под доспехами, называемой пурпойнт , похожей на акетон .

Несмотря на то, что дублеты начала 15 века сохраняют тот же силуэт, что и пупойнт, они имеют некоторые заметные отличия, такие как рукава-буфы и отсутствие стеганой отделки. Позже, в 15 веке, дублет со временем изменил форму, и каждая страна разработала свой собственный стиль. В период Тюдоров модные дублеты оставались плотно облегающими, с мешковатыми рукавами и сложными украшениями на поверхности, такими как розовые тона (узоры небольших разрезов на ткани), разрезы, вышивка и накладная тесьма. Мужской дублет носили поверх рубашки, иногда он был без рукавов или имел узкие или съемные рукава. Он был сделан либо из шерсти, либо из кирзы — грубого холщового материала, смешанного с шерстью. [5] До 1540 года дублеты имели шнурки, позволяющие шланг . привязать к ним [5]
16 век
[ редактировать ]
В Англии в начале эпохи Возрождения хороший дублет прослужил бы не менее двух лет, но многие люди сообщали, что их дублеты распались всего через четыре месяца. [5] Предметы костюма подходили для новогодних подарков среди аристократии. В 1574 году Гилберт Талбот подарил своему отцу, графу Шрусбери , парфюмированный дублет. [6]
В 1536 году вышивальщица Уильям Ибгрейв вылепила из жемчуга и изумрудов инициалы Джейн Сеймур , чтобы украсить камзол Генриха VIII . [7] Ему заплатили за покраску и стрижку дублетов Эдуарда VI в 1553 году. [8] В ранний елизаветинский » над животом период дублеты для мужчин украшались напыщенным силуэтом «дутыш» или « горох . [9] Принадлежности рукавов на плече были замаскированы декоративными крыльями , хлястиками или пиккадиллами , а короткие юбки- баски или пикадиллы закрывали талию чулков или бриджей . Набивка постепенно снова вышла из моды, и дублет стал облегающим с глубокой V-образной линией талии.
I Портной Елизаветы Уолтер Фиш впервые сшил для нее камзол из желтого атласа, украшенный серебряным кружевом, в 1575 году. Писатели елизаветинской эпохи, такие как Филип Стаббс, критиковали эту моду, поскольку дублеты были «своего рода одеждой, подходящей только мужчине». Другой стиль верхней одежды, модный для женщин с 1580-х годов, сначала известный как «пара квадратных тел» из-за стиля выреза, стал называться дублетом, хотя одежда не застегивалась на пуговицы спереди. [10]
В ноябре 1590 года африканскому слуге при шотландском дворе вручили дублет из выстреленной или «сменной» испанской тафты с 48 пуговицами, с бриджами из оранжевого бархата и шляпой из желтой тафты. [11] В качестве новогоднего подарка Елизавете I в январе 1600 года Элизабет Бриджес преподнесла камзол из сетчатого газона, подстриженный и украшенный белой вязкой, украшенной серебром. фрейлина [12]
17 век
[ редактировать ]
К 17 веку дублеты стали уже с короткой талией. Типичный рукав того периода был полным и разрезанным, открывая рубашку под ним; более поздний стиль был цельным, с панелями или с разрезом чуть ниже локтя и плотно прилегающим внизу. Декоративные ленты протягивались через петельки на бриджах и поясе камзола , чтобы удерживать бриджи на месте, и завязывались сложными бантами.
Джеймс Хэй, 1-й граф Карлайл, писал об обтягивающих костюмах, которые носили артисты английских придворных маскарадов . Мода заключалась в том, чтобы «казаться очень узкой в талии, я помню, что его поднимали с земли обеими руками, в то время как портной со всеми его сила застегнута на моем камзоле». [13]
Дублет навсегда вышел из моды в середине 17 века, когда Людовик XIV во Франции и Карл II в Англии ввели придворный костюм для мужчин, состоящий из длинного пальто , жилета , галстука , парика и бриджей — прародитель современный костюм .
Галерея
[ редактировать ]-
Эскиз дублета
-
Эдуард VI в длиннополом камзоле позднего периода Тюдоров под малиновым платьем с свисающими рукавами.
-
Филип Сидни , английский поэт и дипломат, в камзоле.
-
Мартин Фробишер в камзоле с пузатым горохом под светло-желтой курткой
-
Карл I в камзоле с завязками и бриджах. 1629 г., Даниэль Мийтенс Старший.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Домашняя страница: Оксфордский словарь английского языка» . www.oed.com . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Веджвуд, Хенсли (1855 г.). «О ложных этимологиях» . Труды Филологического общества (6): 70.
- ^ Алчин, Линда. «Елизаветинские дублеты» .
- ^ «Как человек должен быть вооружен» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2011 г. Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ридли, Джаспер (1996). Эпоха Тюдоров . Вудсток. стр. 163, 193. ISBN. 9780879516840 .
- ^ Джон Холланд , История, древности и описание города и прихода Уорксоп (Шеффилд, 1826), 44
- ^ Мария Хейворд, Платье при дворе короля Генриха VIII (Мани, 2007), 326: Джеймс Гейрднер, Письма и бумаги Генриха VIII , 10 (Лондон, 1887), 475 нет. 1132.
- ^ Календарные государственные документы, приложения (Лондон, 1879 г.), 429.
- ^ Тимоти МакКолл, «Мужское платье», Эрин Гриффи, Придворная культура раннего Нового времени (Лондон, Routledge, 2022), 382.
- ^ Джанет Арнольд , Гардероб королевы Елизаветы разблокирован (Мани, 1988), 142–43, 147.
- ^ Джемма Филд , Анна Датская: Материальная и визуальная культура судов Стюартов (Манчестер, 2020), стр. 169–71: Майкл Пирс, «Анна Датская: создание датского двора в Шотландии», Придворный историк , 24 :2 (2019), стр. 143-4.
- ^ Джон Николс, Прогресс и публичные шествия королевы Елизаветы , том. 3 (Лондон, 1823 г.), стр. 456–7.
- ^ Лесли Лоусон, Из тени: Люси, графиня Бедфорд (Лондон, 2007), с. 55.
Библиография
[ редактировать ]- Джанет Арнольд: Образцы моды: крой и конструкция одежды для мужчин и женщин 1560-1620 гг ., пижамы 1985 г. Пересмотренное издание 1986 г. ( ISBN 0-89676-083-9 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]