Иоанн Креститель Мороний
Иоанн Креститель Мороний | |
---|---|
![]() Джованни Баттиста Морони в скульптуре Джузеппе Сиккарди | |
Рожденный | Иоанн Креститель Мороний в. 1520-1524 гг. |
Умер | |
Национальность | итальянский |
Известный | Рисование |
Движение | маньеризм |

Джованни Баттиста Морони ( ок. 1520–1524) . [ 1 ] — 5 февраля 1578) — художник маньеризма итальянский . Его также зовут Джамбаттиста Мороний . Наиболее известный своими элегантно реалистичными портретами местной знати и духовенства, он считается одним из величайших портретистов Чинквеченто .
Биография
[ редактировать ]

Мороний был сыном архитектора Андреа Морония. Он обучался у Алессандро Бонвичино в Брешии , где он был главным помощником студии в 1540-х годах, и работал в Тренто , Бергамо и своем родном городе Альбино , недалеко от Бергамо, где он родился и умер. Два его коротких периода в Тренто совпали с первыми двумя сессиями Трентского собора , 1546–48 и 1551–53. В обоих случаях Мороний написал ряд религиозных произведений (в том числе алтарь Учителей Церкви для церкви Санта-Мария-Маджоре в Бергамо ), а также серию портретов, которыми его помнят.
Во время своего пребывания в Тренто он также вступил в контакт с Тицианом и графом-епископом Кристофоро Мадруццо , чей собственный портрет принадлежит Тициану, но для которого Мороний написал портреты сыновей Мадруццо. [ 2 ] В девятнадцатом веке утверждалось, что его обучал Тициан в Тренто, однако маловероятно, что он когда-либо отваживался посещать студию венецианца надолго, если вообще отважился. Период Морония как модного портретиста Бергамо, нигде не задокументированный, кроме дат, написанных на его портретах, неожиданно сжимается и охватывает только годы ок. 1557–1562 гг., после чего Бергамо охватил междоусобные распри, и Мороний навсегда удалился в Альбино (Росси, Грегори и др.), где в своей провинциальной изоляции Джорджио Вазари совершенно не обращал на него внимания . Его работы в Бергамо, частично под влиянием изучения реализма Савольдо , создали за несколько лет длинную серию портретов, которые, хотя и не совсем героические, но полны достойной человечности и основаны на повседневной жизни. Сюжеты взяты не исключительно из аристократии Бергамаска, но из недавно осознавшего себя класса ученых, профессионалов и образцовых правительственных бюрократов с несколькими солдатами, представленными в отстраненных и настороженных взглядах с тщательными отрывками натюрмортов Морония и более пристального внимания. к текстилю и одежде, чем к психологическому проникновению.
Его произведения религиозных картин, предназначенные для менее искушенной публики в местных субальпийских долинах, были меньшими и менее успешными, чем его портреты: «Точная правдивость частей нигде не складывалась в его алтарных изображениях даже с подобием достоверности». ", С. Дж. Фридберг наблюдал за их схематическими схемами, заимствованными у Моретто, Савольдо и других. [ 3 ] например, он написал « Тайную вечерю» для прихода в Романо в Ломбардии ; Коронация Богородицы в Сант-Алессандро делла Кроче, Бергамо ; также для собора Вероны , Святых Петра и Павла , и в Брере в Милане , Успения Богородицы . он участвовал в Страшном суде в церкви Горлаго Когда Мороний умер, . В целом, его стиль в этих картинах демонстрирует влияние его мастера Лоренцо Лотто и Джироламо Савольдо . Джованни Паоло Каванья был ничем не примечательным учеником Морония, однако говорят, что в последующих поколениях его проницательные портретные работы оказали влияние на фра Гальгарио и Пьетро Лонги .
Фридберг отмечает, что, хотя его религиозные полотна «архаичны», напоминают аддитивные композиции позднего Кватроченто и изображают ходульных, безэмоциональных святых, его портреты отличаются сложной психологической проницательностью, величественной атмосферой, плавным контролем и изысканной серебристой тональностью. Покровителей религиозного искусства не интересовала индивидуализированная, выразительная «Мадонна», они жаждали сверхъестественных архетипических святых. С другой стороны, посетителей интересовали анимационные портреты.
Публичные коллекции с произведениями Морония
[ редактировать ]В Национальной галерее (Лондон) хранится одна из лучших коллекций его работ, в том числе знаменитый портрет, известный как Il sarto ( «Портной »). Другие портреты можно найти в Уффици ( дворянин, указывающий на пламя , с надписью «Et quid volo nisi ut ardeat?»), Берлинской галерее, канонике Людовико де Терци и автопортрете Морония; и в Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия , «Джентльмен в поклонении перед Мадонной » [ 4 ] портрет Джана Федерико Мадруццо в полный рост, [ 5 ] и сидящая полуфигура иезуита Эрколе Тассо, традиционно называемого «учителем Тициана», [ 6 ] хотя реальной связи с Тицианом нет.
Среди публичных коллекций, в которых хранятся работы Джованни Баттисты Морони, можно назвать Академию Каррара (Бергамо) ( Портрет старика ), Музей Ашмола (Оксфордский университет), Художественный музей Брукса (Мемфис, Теннесси), Детройтский институт искусств , Музеи изящных искусств Сан-Франциско , Эрмитаж , искусств Художественный музей Гонолулу , Музей истории (Вена), Музей Лихтенштейна (Вена), Музей Лувра , Музей Конде Шантильи (Шантийи, Франция), Музей Польди Пеццоли (Милан) , Музей изящных искусств, Бостон , Национальные галереи Шотландии , Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Художественная галерея Нового Южного Уэльса , Национальная галерея Канады ( Портрет мужчины ), [ 7 ] Национальная галерея, Лондон , Музей Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния), Пинакотека Амброзиана (Милан), Пинакотека Брера (Милан), Рейксмузеум , Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг (Сарасота, Флорида), Студия Эссечи (Падуя, Италия), Музей искусств Университета Аризоны, Музей изящных искусств Вирджинии , Национальная галерея Ирландии ( Портрет джентльмена и двух его детей ), Уффици ( Портрет Джованни Антонио Пантера ), Прадо ( Солдат ), [ 8 ] и Художественный музей Вустера ( Портрет мужчины ). [ 9 ]
В 2016 году «Мужской портрет», приписываемый мастерской Джованни Баттисты Морони, был возвращен наследникам доктора Августа Либмана Майера . Картина была разграблена нацистами, возвращена во Францию и с 1951 года хранится в Лувре в Париже.
[ 10 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Портрет мужчины , холст, масло, 1553 г., Художественный музей Гонолулу.
-
Портрет Бартоломео Бонги , холст, масло, 1553 год, Метрополитен-музей.
-
Джан Лодовико Мадруццо - Институт искусств Чикаго
-
Портрет Анжелики Альярди де Николини , около 1560 года, Шантийи , Музей Конде
-
Портрет Морония, 1560 г., фон очень типичный.
-
Портрет мужчины с письмом ( Юрист )
-
Крещение Христа с донором
-
Тициан «Школьный учитель» , ок. 1575 , Национальная художественная галерея.
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Россетти (1911) отнес дату своего рождения примерно к 1510 году; Фридберг утверждает, что родился ок. 1523 г., а выставка в Бергамо дает диапазон 1520–1524 гг.
- ↑ Они находятся в Чикагском институте искусств и Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
- ^ Фридберг 1993:593.
- ^ «Джентльмен в поклонении перед Мадонной» . Национальная художественная галерея - Коллекции . 3 сентября 1560 г. Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ «Джиан Федерико Мадруццо» . Национальная художественная галерея - Коллекции . 3 сентября 1560 г. Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ «Учитель Тициана» . Национальная галерея искусств . 3 сентября 1575 года . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ https://www.gallery.ca/en/see/collections/artwork.php?mkey=12770 . [ только URL ]
- ^ «Солдат – Коллекция – Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Старые монографии о Моронии Д. Куджини Морони Питторе (Бергамо) 1939 г. и Г. Лендорфа Джованни Баттиста Морони Il Ritrattosta Bergamasco (Бергамо) 1939 г. были заменены; архивные сведения о художнике и современный каталог-резонне находятся у Мины Грегори, Джованни Баттиста Морони: tutti le opere (Бергамо) 1979; две выставки возобновили интерес к Морони: Франческо Росси, Мина Грегори и др., Джован Баттиста Морони (каталог выставки в Бергамо) и Питер Хамфри, Джованни Баттиста Морони: Портретист эпохи Возрождения (Форт-Уэрт: Художественный музей Кимбалла) 2000, запись в каталоге выставка десяти портретов в Кимбалле (февраль – май 2000 г.) с эссе, которые внесли Морония в историю культуры его времени.
- ^ Кито, Энн (5 мая 2015 г.). «Картина 17 века, разграбленная нацистами, сегодня возвращена владельцу» . Кварц . Проверено 9 февраля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Фридберг, С.Дж. (1993). Живопись в Италии 1500–1600 гг . 3-е изд. 1993. Издательство Йельского университета. стр. 591–95.
- Грегори, Мина. Джован Баттиста Морони — все работает . Бергамо: Poligrafie Bolis, 1979.
- Нг, Эйми, Симоне Факкинетти и Артуро Галансино. Мороний: Богатство портретной живописи эпохи Возрождения . Эксх. кот. 29 февраля – 2 июня 2019 г. Нью-Йорк: The Frick Collection, 2019. ( обзор с выдержками и изображениями , Delancy Place, 12 июля 2019 г.)
- Россетти, Уильям Майкл (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 861.
- Тирабоски, Джампьеро. Джован Баттиста Морони: человек и художник. Бергамо: Тера мата, 2016.
- Виттковер, Рудольф (1993). «Искусство и архитектура Италии, 1600–1750». Пеликан История искусства . 1980. Лондон: Penguin Books. стр. 591–595.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья в Guardian о Моронии
- Картины Морония, заархивированные 9 июля 2021 г. в Wayback Machine.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Художники реальности: наследие Леонардо и Караваджо в Ломбардии , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Моронии (см. Указатель)
- Выставка в коллекции Фрика, Нью-Йорк, 2019 год.