Джорджо Вазари

Джорджо Вазари
Автопортрет ( ок. 1571–74 ), Уффици. Галерея
Рожденный ( 1511-07-30 ) 30 июля 1511 г.
Умер 27 июня 1574 г. ( 1574-06-27 ) (62 года)
Образование Андреа дель Сарто
Известный
  • Рисование
  • архитектура
  • история искусства
Заметная работа Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
Движение Ренессанс
Супруг Никколоза Баччи

Джорджио Вазари ( / v ə ˈ s ɑːr i / , также США : /- ˈ z ɑːr -, v ɑː ˈ z ɑːr i / , [1] [2] [3] [4] Итальянский: [ˈdʒordʒo vaˈzaːri] ; 30 июля 1511 — 27 июня 1574) — итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения , наиболее известный своей работой « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , считающейся идеологической основой всех историко-художественных произведений и до сих пор широко цитируемой. в современных биографиях многих итальянских художников эпохи Возрождения, которые он освещает, в том числе Леонардо да Винчи и Микеланджело , хотя теперь считается, что он включил множество фактических ошибок, особенно когда освещал художников, живших до его рождения.

Джорджио был художником- маньеристом , которого в свое время высоко ценили как живописца и архитектора, но в более поздние века его ценили гораздо меньше. Фактически он был тем, кого сейчас назвали бы министром культуры при дворе Медичи во Флоренции , и « Жизнеописания» с устойчивым успехом продвигали идею флорентийского превосходства в изобразительном искусстве .

Вазари спроектировал гробницу Микеланджело , своего героя, в базилике Санта-Кроче во Флоренции, строительство которой было завершено в 1578 году. На основе печатного текста Вазари о Джотто новой манере живописи как ринасците (возрождении) автор Жюль Мишле в своей История Франции (1835) [5] предложил принять концепцию Вазари, используя термин «Ренессанс» (возрождение по-французски), чтобы обозначить культурные изменения. Впоследствии этот термин был принят в историографии и используется до сих пор.

Жизнь [ править ]

Вазари родился преждевременно 30 июля 1511 года в Ареццо , Тоскана . [6] Рекомендованный в раннем возрасте своим двоюродным братом Лукой Синьорелли , он стал учеником Гульельмо да Марсилья , искусного художника по витражам . [7] [8] Отправленный во Флоренцию в возрасте шестнадцати лет кардиналом Сильвио Пассерини , он присоединился к кружку Андреа дель Сарто и его учеников Россо Фиорентино и Якопо Понтормо , где поощрялось его гуманистическое образование. С ним подружился Микеланджело , чей стиль живописи повлиял на его собственный.

Вазари при жизни пользовался высокой репутацией и накопил значительное состояние. Он женился на Никколозе Баччи, представительнице одной из самых богатых и известных семей Ареццо. сделал его рыцарем Золотой шпоры Папа . Он был избран в муниципальный совет своего родного города и, наконец, дослужился до высшей должности гонфалоньера . [8]

В 1547 году он построил прекрасный дом в Ареццо и украсил его стены и своды картинами. Сейчас это музей в его честь под названием Casa Vasari его резиденция во Флоренции . , а также сохранилась [ нужна ссылка ]

В 1563 году он помог основать Флорентийскую Академию и компанию искусств дель Дисеньо под руководством великого герцога Козимо I Медичи и Микеланджело в качестве главы учреждения. Членами были выбраны тридцать шесть художников. [9]

Он умер 27 июня 1574 года во Флоренции , Великое герцогство Тоскана , в возрасте 62 лет. [6]

Живопись [ править ]

Шесть тосканских поэтов Джорджо Вазари, ок. 1544 ; слева направо: Кристофоро Ландино , Марсилио Фичино , Франческо Петрарка , Джованни Боккаччо , Данте Алигьери и Гвидо Кавальканти. [10]

В 1529 году он посетил Рим , где изучал творчество Рафаэля и других художников римского Высокого Возрождения . картины Вазари Собственные маньеристские при его жизни вызывали больше восхищения, чем впоследствии. В 1547 году он завершил зал канцелярии в Палаццо делла Канчеллерия в Риме фресками, получившими название Sala dei Cento Giorni . Он регулярно работал у членов семьи Медичи во Флоренции и Риме. Он также работал в Неаполе (например, над ризницей Вазари ), Ареццо и других местах. Многие из его картин сохранились до сих пор, самая важная из них находится на стене и потолке Зала Козимо I в Палаццо Веккьо во Флоренции. [8] где он и его помощники работали с 1555 года. Вазари также помог организовать украшение Студиоло , ныне вновь собранного в Палаццо Веккьо.

Гефсиманский сад Джорджо Вазари

В Риме он расписывал фрески в Зале Региа . Среди его наиболее известных учеников или последователей — Себастьяно Флори , Бартоломео Кардуччи , Мирабелло Кавалори (Салинкорно), Стефано Вельтрони (из Монте-Сан-Савино ) и Алессандро Фортори (из Ареццо). [11]

Его последним крупным заказом была огромная фреска «Страшный суд» на потолке купола Флорентийского собора , которую он начал в 1572 году при содействии болонского художника Лоренцо Сабатини . Незаконченный на момент смерти Вазари, он был завершен Федерико Цуккари .

Архитектура [ править ]

Лоджия Уффици

Помимо карьеры художника, Вазари добился успеха как архитектор. [12] Его лоджия в Палаццо дельи Уффици на берегу Арно открывает вид на дальний конец длинного узкого двора. Это уникальный образец городского планирования, который функционирует как общественная площадь и который, если рассматривать его как короткую улицу, уникален как улица эпохи Возрождения с единым архитектурным решением. [ нужны разъяснения ] Вид на Лоджию со стороны Арно показывает, что вместе с Коридором Вазари это одно из очень немногих сооружений вдоль реки, которое открыто для реки и, кажется, охватывает прибрежную среду. [ нужна ссылка ]

Во Флоренции Вазари также спроектировал длинный коридор, ныне называемый Коридором Вазари, который соединяет Уффици с Палаццо Питти на другом берегу реки. Коридор проходит вдоль реки Арно по аркаде, пересекает Понте Веккьо и огибает снаружи несколько зданий. Когда-то здесь находился Меркадо де Веккьо. [13]

Он отремонтировал средневековые церкви Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче . В обоих зданиях он удалил первоначальную ширму и чердак и переделал ретро- хоры в стиле маньеризма своего времени. [8]

В Санта-Кроче он создал картину « Поклонение волхвов» по ​​заказу Папы Пия V в 1566 году и завершенную в феврале 1567 года. Недавно она была отреставрирована, а затем в 2011 году была выставлена ​​в Риме и Неаполе. Со временем он будет возвращен церкви Санта-Кроче в Боско-Маренго ( провинция Алессандрия , Пьемонт ). [ нужна ссылка ]

В 1562 году Вазари построил восьмиугольный купол базилики Богоматери Смирения в Пистойе , важный образец архитектуры Высокого Возрождения . [14]

В Риме Вазари работал с Джакомо Бароцци да Виньола и Бартоломео Амманнати на Папы Юлия III вилле Джулия .

Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов

Его часто называют «первым историком искусства». [15] Вазари создал жанр энциклопедии художественных биографий со своими « Жизнеописаниями величайших художников, скульпторов и архитекторов » ( «Le Vite de' più eccellentipittori, scultori, ed Architettori» ). Это произведение было впервые опубликовано в 1550 году и посвящено великому герцогу Козимо I Медичи . Вазари ввел термин «Ринасчита» (возрождение по-итальянски) в печатных произведениях – хотя осознание продолжающегося «возрождения» в искусстве витало в воздухе еще со времен Альберти . Термин Вазари, примененный к изменению художественных стилей в связи с творчеством Джотто, в конечном итоге стал французским термином «Ренессанс » (возрождение), широко применяемым к последующей эпохе. был ответственен за современное использование термина «готическое искусство» Вазари также , хотя он использовал слово «гот» только в сочетании с немецким стилем, предшествовавшим возрождению, который он определил как «варварский».

В « Жизнеописания » также включен новый трактат о технических методах, используемых в искусстве. [16] [8] Книга была частично переписана и расширена в 1568 году. [8] с добавлением ксилографических портретов художников (некоторые предположительные). [ нужна ссылка ]

издания 1568 года. Титульный лист первой и второй частей Жития

Работа демонстрирует последовательную и печально известную предвзятость в пользу флорентийцев и склонна приписывать им все достижения в искусстве эпохи Возрождения — например, изобретение гравюры . В частности, венецианское искусство (наряду с искусством других частей Европы) систематически игнорируется в первом издании. Между своим первым и вторым изданиями Вазари посетил Венецию, и хотя во втором издании было уделено больше внимания венецианскому искусству (наконец, включая Тициана ), это было сделано без достижения нейтральной точки зрения. [ нужна ссылка ]

существует множество неточностей В его житиях . Например, Вазари пишет, что Андреа дель Кастаньо убил Доменико Венециано , что неверно; Андреа умер за несколько лет до Доменико. Другой пример: биография Джованни Антонио Бацци, которого он называет « Il Sodoma », написанная Вазари и опубликованная только во втором издании «Жизнеописаний » (1568 г.) после смерти Бацци, осуждает художника как безнравственного, зверского и тщеславного. Вазари называет работы Бацци ленивыми и оскорбительными, несмотря на то, что художник был назван Папой Львом X кавалером Христа Высшего Ордена и получил важные заказы для Виллы Фарнезе и других объектов. [17]

Биографии Вазари перемежаются забавными сплетнями. Многие из его анекдотов кажутся правдоподобными, в то время как другие считаются вымыслом, например, рассказ о юном Джотто , рисующем муху на поверхности картины Чимабуэ , которую старший мастер неоднократно пытался смахнуть (жанровая история, которая перекликается с анекдотами, рассказанными греческого художника Апеллеса ). Он действительно исследовал архивы для точных дат, как это делают историки современного искусства, и его биографии считаются более надежными в случае его современных художников и художников предыдущего поколения. Современная критика, опираясь на новые материалы, полученные в результате исследований, пересмотрела многие его даты и факты. [8]

Вазари включил краткую автобиографию в конце «Жизнеописаний» и добавил дополнительные подробности о себе и своей семье в жизни Лаццаро ​​Вазари и Франческо Сальвиати . [8]

По словам историка Ричарда Голдтуэйта, [18] Вазари был одним из первых авторов, использовавших термин «конкуренция» (или «concorrenza» по-итальянски) в его экономическом смысле. Он использовал его неоднократно и подчеркивал эту концепцию в своем введении в жизнь Пьетро Перуджино , объясняя причины флорентийского художественного превосходства. По мнению Вазари, флорентийские художники преуспели, потому что были голодны, а голодали они потому, что их поддерживала жесткая конкуренция между собой за заказы. Конкуренция, по его словам, является «одним из источников их поддержания». [ нужна ссылка ]

Галерея [ править ]

Ссылки и источники [ править ]

Ссылки

  1. ^ «Вазари» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 1 июня 2019 г.
  2. ^ «Вазари, Джорджио» (США) и «Вазари, Джорджо» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 9 ноября 2021 года.
  3. ^ «Вазари» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 1 июня 2019 г.
  4. ^ «Вазари» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 1 июня 2019 г.
  5. ^ Мишле, Жюль (1835). История Франции: Возрождение . Полет. VII. Париж.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гонт, В. (редактор) (1962) Обычный словарь изобразительного искусства. Том II. Лондон: Дент, с. 328. ISBN   0-460-03006-X
  7. ^ «Искусство в Тоскане | Джорджо Вазари и живопись итальянского Возрождения | Podere Santa Pia, Дом отдыха на юге Тосканы» . www.travelingintuscany.com . Проверено 1 октября 2017 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вазари, Джорджо ». энциклопедия Британская Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  9. ^ Говен Александр Бейли , «Санти ди Тито и Флорентийская академия: Соломон строит храм в Капитолии Академии дель Дисеньо (1570–71)», Apollo CLV, 480 (февраль 2002 г.): стр. 31–39.
  10. ^ «Шесть тосканских поэтов, Джорджо Вазари» . Институт искусств Миннеаполиса.
  11. ^ История живописи в Италии: флорентийская, сиенская и римская школы , Луиджи Ланци, стр. 201-202.
  12. ^ «Способности Вазари как художника не могут сравниться с его талантами ни как историка, ни как архитектора», - согласно Лоуренсу Гоуингу , изд., Биографическая энциклопедия художников, т. 4 (Факты в файле, 2005): 695.
  13. ^ Певснер, Н., История типов зданий , Princeton University Press, 1979, стр. 235
  14. ^ Путеводитель христианских путешественников по Италии Дэвида Бершада, Каролины Мангоне, Ирвинга Хексхэма, 2001 г. ISBN   0-310-22573-6 - страница [1]
  15. Вазари, Джорджио. Архивировано 6 ноября 2018 года в Wayback Machine , 2013. Проверено 26 мая 2013 года. Словаре искусствоведов
  16. ^ Вазари, Джорджо. (1907) Вазари о технике: введение в три искусства дизайна, архитектуры, скульптуры и живописи, предваряющее «Жизнеописания» самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Дж. Болдуин Браун Эд. Луиза С. Маклехоз Trans. Лондон: Дент.
  17. ^ Заручки, Джин Морган (2015). «Биография Баззи в возрасте тридцати лет Вазари: история искусства и литературный анализ». Итальянские исследования 70 (2): 167–190. дои : 10.1179/0075163415Z . S2CID   191976882 .
  18. ^ Ричард Голдтуэйт, Экономика Флоренции эпохи Возрождения , 2009, стр. 390.

Источники

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Баррио, Энн Б.; Ладис, Эндрю Т.; Лэнд, Норман Э.; Вуд, Джерилдин М., ред. (2005). Читая Вазари . Лондон: Филип Уилсон.
  • В ролях, Дэвид Дж., изд. (2013). Соратник Эшгейта по исследованиям Джорджо Вазари . Абингдон-на-Темзе, Оксфордшир, Англия: Рутледж. дои : 10.4324/9781315613017 . ISBN  9781409408475 .

Внешние ссылки [ править ]

Копии «Жизнеописаний художников» Вазари онлайн: