Джорджо Вазари
Джорджо Вазари | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 27 июня 1574 г. | (62 года)
Образование | Андреа дель Сарто |
Известный |
|
Заметная работа | Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов |
Движение | Ренессанс |
Супруг | Никколоза Баччи |
Джорджио Вазари ( / v ə ˈ s ɑːr i / , также США : /- ˈ z ɑːr -, v ɑː ˈ z ɑːr i / , [1] [2] [3] [4] Итальянский: [ˈdʒordʒo vaˈzaːri] ; 30 июля 1511 — 27 июня 1574) — итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения , наиболее известный своей работой « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , считающейся идеологической основой всех историко-художественных произведений и до сих пор широко цитируемой. в современных биографиях многих итальянских художников эпохи Возрождения, которые он освещает, в том числе Леонардо да Винчи и Микеланджело , хотя теперь считается, что он включил множество фактических ошибок, особенно когда освещал художников, живших до его рождения.
Джорджио был художником- маньеристом , которого в свое время высоко ценили как живописца и архитектора, но в более поздние века его ценили гораздо меньше. Фактически он был тем, кого сейчас назвали бы министром культуры при дворе Медичи во Флоренции , и « Жизнеописания» с устойчивым успехом продвигали идею флорентийского превосходства в изобразительном искусстве .
Вазари спроектировал гробницу Микеланджело , своего героя, в базилике Санта-Кроче во Флоренции, строительство которой было завершено в 1578 году. На основе печатного текста Вазари о Джотто новой манере живописи как ринасците (возрождении) автор Жюль Мишле в своей История Франции (1835) [5] предложил принять концепцию Вазари, используя термин «Ренессанс» (возрождение по-французски), чтобы обозначить культурные изменения. Впоследствии этот термин был принят в историографии и используется до сих пор.
Жизнь [ править ]
Вазари родился преждевременно 30 июля 1511 года в Ареццо , Тоскана . [6] Рекомендованный в раннем возрасте своим двоюродным братом Лукой Синьорелли , он стал учеником Гульельмо да Марсилья , искусного художника по витражам . [7] [8] Отправленный во Флоренцию в возрасте шестнадцати лет кардиналом Сильвио Пассерини , он присоединился к кружку Андреа дель Сарто и его учеников Россо Фиорентино и Якопо Понтормо , где поощрялось его гуманистическое образование. С ним подружился Микеланджело , чей стиль живописи повлиял на его собственный.
Вазари при жизни пользовался высокой репутацией и накопил значительное состояние. Он женился на Никколозе Баччи, представительнице одной из самых богатых и известных семей Ареццо. сделал его рыцарем Золотой шпоры Папа . Он был избран в муниципальный совет своего родного города и, наконец, дослужился до высшей должности гонфалоньера . [8]
В 1547 году он построил прекрасный дом в Ареццо и украсил его стены и своды картинами. Сейчас это музей в его честь под названием Casa Vasari его резиденция во Флоренции . , а также сохранилась [ нужна ссылка ]
В 1563 году он помог основать Флорентийскую Академию и компанию искусств дель Дисеньо под руководством великого герцога Козимо I Медичи и Микеланджело в качестве главы учреждения. Членами были выбраны тридцать шесть художников. [9]
Он умер 27 июня 1574 года во Флоренции , Великое герцогство Тоскана , в возрасте 62 лет. [6]
Живопись [ править ]
В 1529 году он посетил Рим , где изучал творчество Рафаэля и других художников римского Высокого Возрождения . картины Вазари Собственные маньеристские при его жизни вызывали больше восхищения, чем впоследствии. В 1547 году он завершил зал канцелярии в Палаццо делла Канчеллерия в Риме фресками, получившими название Sala dei Cento Giorni . Он регулярно работал у членов семьи Медичи во Флоренции и Риме. Он также работал в Неаполе (например, над ризницей Вазари ), Ареццо и других местах. Многие из его картин сохранились до сих пор, самая важная из них находится на стене и потолке Зала Козимо I в Палаццо Веккьо во Флоренции. [8] где он и его помощники работали с 1555 года. Вазари также помог организовать украшение Студиоло , ныне вновь собранного в Палаццо Веккьо.
В Риме он расписывал фрески в Зале Региа . Среди его наиболее известных учеников или последователей — Себастьяно Флори , Бартоломео Кардуччи , Мирабелло Кавалори (Салинкорно), Стефано Вельтрони (из Монте-Сан-Савино ) и Алессандро Фортори (из Ареццо). [11]
Его последним крупным заказом была огромная фреска «Страшный суд» на потолке купола Флорентийского собора , которую он начал в 1572 году при содействии болонского художника Лоренцо Сабатини . Незаконченный на момент смерти Вазари, он был завершен Федерико Цуккари .
Архитектура [ править ]
Помимо карьеры художника, Вазари добился успеха как архитектор. [12] Его лоджия в Палаццо дельи Уффици на берегу Арно открывает вид на дальний конец длинного узкого двора. Это уникальный образец городского планирования, который функционирует как общественная площадь и который, если рассматривать его как короткую улицу, уникален как улица эпохи Возрождения с единым архитектурным решением. [ нужны разъяснения ] Вид на Лоджию со стороны Арно показывает, что вместе с Коридором Вазари это одно из очень немногих сооружений вдоль реки, которое открыто для реки и, кажется, охватывает прибрежную среду. [ нужна ссылка ]
Во Флоренции Вазари также спроектировал длинный коридор, ныне называемый Коридором Вазари, который соединяет Уффици с Палаццо Питти на другом берегу реки. Коридор проходит вдоль реки Арно по аркаде, пересекает Понте Веккьо и огибает снаружи несколько зданий. Когда-то здесь находился Меркадо де Веккьо. [13]
Он отремонтировал средневековые церкви Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче . В обоих зданиях он удалил первоначальную ширму и чердак и переделал ретро- хоры в стиле маньеризма своего времени. [8]
В Санта-Кроче он создал картину « Поклонение волхвов» по заказу Папы Пия V в 1566 году и завершенную в феврале 1567 года. Недавно она была отреставрирована, а затем в 2011 году была выставлена в Риме и Неаполе. Со временем он будет возвращен церкви Санта-Кроче в Боско-Маренго ( провинция Алессандрия , Пьемонт ). [ нужна ссылка ]
В 1562 году Вазари построил восьмиугольный купол базилики Богоматери Смирения в Пистойе , важный образец архитектуры Высокого Возрождения . [14]
В Риме Вазари работал с Джакомо Бароцци да Виньола и Бартоломео Амманнати на Папы Юлия III вилле Джулия .
Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
Его часто называют «первым историком искусства». [15] Вазари создал жанр энциклопедии художественных биографий со своими « Жизнеописаниями величайших художников, скульпторов и архитекторов » ( «Le Vite de' più eccellentipittori, scultori, ed Architettori» ). Это произведение было впервые опубликовано в 1550 году и посвящено великому герцогу Козимо I Медичи . Вазари ввел термин «Ринасчита» (возрождение по-итальянски) в печатных произведениях – хотя осознание продолжающегося «возрождения» в искусстве витало в воздухе еще со времен Альберти . Термин Вазари, примененный к изменению художественных стилей в связи с творчеством Джотто, в конечном итоге стал французским термином «Ренессанс » (возрождение), широко применяемым к последующей эпохе. был ответственен за современное использование термина «готическое искусство» Вазари также , хотя он использовал слово «гот» только в сочетании с немецким стилем, предшествовавшим возрождению, который он определил как «варварский».
В « Жизнеописания » также включен новый трактат о технических методах, используемых в искусстве. [16] [8] Книга была частично переписана и расширена в 1568 году. [8] с добавлением ксилографических портретов художников (некоторые предположительные). [ нужна ссылка ]
Работа демонстрирует последовательную и печально известную предвзятость в пользу флорентийцев и склонна приписывать им все достижения в искусстве эпохи Возрождения — например, изобретение гравюры . В частности, венецианское искусство (наряду с искусством других частей Европы) систематически игнорируется в первом издании. Между своим первым и вторым изданиями Вазари посетил Венецию, и хотя во втором издании было уделено больше внимания венецианскому искусству (наконец, включая Тициана ), это было сделано без достижения нейтральной точки зрения. [ нужна ссылка ]
существует множество неточностей В его житиях . Например, Вазари пишет, что Андреа дель Кастаньо убил Доменико Венециано , что неверно; Андреа умер за несколько лет до Доменико. Другой пример: биография Джованни Антонио Бацци, которого он называет « Il Sodoma », написанная Вазари и опубликованная только во втором издании «Жизнеописаний » (1568 г.) после смерти Бацци, осуждает художника как безнравственного, зверского и тщеславного. Вазари называет работы Бацци ленивыми и оскорбительными, несмотря на то, что художник был назван Папой Львом X кавалером Христа Высшего Ордена и получил важные заказы для Виллы Фарнезе и других объектов. [17]
Биографии Вазари перемежаются забавными сплетнями. Многие из его анекдотов кажутся правдоподобными, в то время как другие считаются вымыслом, например, рассказ о юном Джотто , рисующем муху на поверхности картины Чимабуэ , которую старший мастер неоднократно пытался смахнуть (жанровая история, которая перекликается с анекдотами, рассказанными греческого художника Апеллеса ). Он действительно исследовал архивы для точных дат, как это делают историки современного искусства, и его биографии считаются более надежными в случае его современных художников и художников предыдущего поколения. Современная критика, опираясь на новые материалы, полученные в результате исследований, пересмотрела многие его даты и факты. [8]
Вазари включил краткую автобиографию в конце «Жизнеописаний» и добавил дополнительные подробности о себе и своей семье в жизни Лаццаро Вазари и Франческо Сальвиати . [8]
По словам историка Ричарда Голдтуэйта, [18] Вазари был одним из первых авторов, использовавших термин «конкуренция» (или «concorrenza» по-итальянски) в его экономическом смысле. Он использовал его неоднократно и подчеркивал эту концепцию в своем введении в жизнь Пьетро Перуджино , объясняя причины флорентийского художественного превосходства. По мнению Вазари, флорентийские художники преуспели, потому что были голодны, а голодали они потому, что их поддерживала жесткая конкуренция между собой за заказы. Конкуренция, по его словам, является «одним из источников их поддержания». [ нужна ссылка ]
Галерея [ править ]
- Алессандро Медичи остается
- Пьета
- Ловцы птиц
- Святое семейство с Андреа дель Сарто
- Тайная вечеря
- Погребение
- Искушения святого Иеронима
- Святой Лука, рисующий Богородицу
- Благовещение
- Справедливость
- Пророк Елисей
- Интерьер купола Флорентийского собора
- Козимо изучает взятие Сиены.
- Апофеоз
Козимо I - Поражение венецианцев при Казентино
- Джорджо Вазари с рисунками Филиппино Липпи, Боттичелли и Рафаэллино дель Гарбо.
- Уффици Колоннада и лоджия
- Лоджия Вазари в Ареццо
- Сан-Пьетро-ин-Монторио , Рим.
- Могила Микеланджело
- Зал Ста Дней - Джорджо Вазари - 1547 - Палаццо делла Канчеллерия
- Вилла Джулия - Корт - Вазари - Виньола
- Часть Лоджии дель Меркато Веккьо во Флоренции, незадолго до ее сноса в 1880-х годах.
Ссылки и источники [ править ]
Ссылки
- ^ «Вазари» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ «Вазари, Джорджио» (США) и «Вазари, Джорджо» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 9 ноября 2021 года.
- ^ «Вазари» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ «Вазари» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ Мишле, Жюль (1835). История Франции: Возрождение . Полет. VII. Париж.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гонт, В. (редактор) (1962) Обычный словарь изобразительного искусства. Том II. Лондон: Дент, с. 328. ISBN 0-460-03006-X
- ^ «Искусство в Тоскане | Джорджо Вазари и живопись итальянского Возрождения | Podere Santa Pia, Дом отдыха на юге Тосканы» . www.travelingintuscany.com . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вазари, Джорджо ». энциклопедия Британская Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Говен Александр Бейли , «Санти ди Тито и Флорентийская академия: Соломон строит храм в Капитолии Академии дель Дисеньо (1570–71)», Apollo CLV, 480 (февраль 2002 г.): стр. 31–39.
- ^ «Шесть тосканских поэтов, Джорджо Вазари» . Институт искусств Миннеаполиса.
- ^ История живописи в Италии: флорентийская, сиенская и римская школы , Луиджи Ланци, стр. 201-202.
- ^ «Способности Вазари как художника не могут сравниться с его талантами ни как историка, ни как архитектора», - согласно Лоуренсу Гоуингу , изд., Биографическая энциклопедия художников, т. 4 (Факты в файле, 2005): 695.
- ^ Певснер, Н., История типов зданий , Princeton University Press, 1979, стр. 235
- ^ Путеводитель христианских путешественников по Италии Дэвида Бершада, Каролины Мангоне, Ирвинга Хексхэма, 2001 г. ISBN 0-310-22573-6 - страница [1]
- ↑ Вазари, Джорджио. Архивировано 6 ноября 2018 года в Wayback Machine , 2013. Проверено 26 мая 2013 года. Словаре искусствоведов
- ^ Вазари, Джорджо. (1907) Вазари о технике: введение в три искусства дизайна, архитектуры, скульптуры и живописи, предваряющее «Жизнеописания» самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Дж. Болдуин Браун Эд. Луиза С. Маклехоз Trans. Лондон: Дент.
- ^ Заручки, Джин Морган (2015). «Биография Баззи в возрасте тридцати лет Вазари: история искусства и литературный анализ». Итальянские исследования 70 (2): 167–190. дои : 10.1179/0075163415Z . S2CID 191976882 .
- ^ Ричард Голдтуэйт, Экономика Флоренции эпохи Возрождения , 2009, стр. 390.
Источники
- Жизнь художников Oxford University Press, 1998. ISBN 0-19-283410-X
- Жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов, тома I и II . Библиотека обывателя, 1996. ISBN 0-679-45101-3
- Вазари о технике . Дуврские публикации, 1980. ISBN 0-486-20717-X
- Жизнь Микеланджело . Дом Альбы, 2003. ISBN 0-8189-0935-8
- Герберманн, Чарльз, изд. (1912). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баррио, Энн Б.; Ладис, Эндрю Т.; Лэнд, Норман Э.; Вуд, Джерилдин М., ред. (2005). Читая Вазари . Лондон: Филип Уилсон.
- В ролях, Дэвид Дж., изд. (2013). Соратник Эшгейта по исследованиям Джорджо Вазари . Абингдон-на-Темзе, Оксфордшир, Англия: Рутледж. дои : 10.4324/9781315613017 . ISBN 9781409408475 .
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Джорджо Вазари в Project Gutenberg
- Работы Джорджо Вазари или о нем в Internet Archive
- Работы Джорджо Вазари в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Джорджо Вазари в Открытой библиотеке
- Биография Вазари и анализ четырех основных произведений
- Петри Люкконен. «Джорджо Вазари» . Книги и писатели .
- Джорджо Вазари – Первый историк искусства
Копии «Жизнеописаний художников» Вазари онлайн:
- Джорджо Вазари « Жизнеописания художников ». Сайт создан Адриенн ДеАнджелис. В настоящее время публикация «Жизней» в основном завершена , и ее планируется повторно перевести, чтобы она стала полной английской версией.
- Le Vite , 1550 г. Полный текст, оригинальный итальянский вариант.
- Рассказы итальянских художников из Вазари , перевод Э. Л. Сили, 1908 г. В сокращении, на английском языке.
- The Lives - издания Giuntina и Torrentiniana
- Основные художники, упомянутые Вазари в «Жизнеописаниях» ( список). Архивировано 13 декабря 2020 года в Wayback Machine.
- Выдержки из Вите в сочетании с фотографиями работ, упомянутых Вазари.
- Джорджо Вазари
- Итальянские художники-маньеристы
- Итальянские архитекторы-маньеристы
- 1511 рождений
- 1574 смерти
- Авторы-художники
- Итальянские биографы
- Итальянские историки искусства
- Итальянские искусствоведы
- Итальянские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Итальянские католики
- Биографы-мужчины
- Художники из Тосканы
- Люди из Ареццо
- Художественные технологические источники
- Уффици
- Итальянские архитекторы XVI века.
- Итальянские художники XVI века.
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Биографы художников
- Архитекторы римско-католических церквей
- Католические художники
- Биографы XVI века
- Итальянские историки XVI века.