Вилла ди Кастелло
Вилла ди Кастелло, расположенная недалеко от холмов, граничащих с Флоренцией , Тоскана , центральная Италия, была загородной резиденцией Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы (1519-1574). Сады, наполненные фонтанами, скульптурами и гротом, прославились на всю Европу. На вилле также размещались некоторые из величайших художественных сокровищ Флоренции, в том числе Сандро Боттичелли шедевры эпохи Возрождения «Рождение Венеры» и «Примавера» . Сады виллы оказали глубокое влияние на дизайн садов итальянского Возрождения и более позднего французского формального сада . [1]
История
[ редактировать ]Вилла Кастелло расположена у подножия холмов к северо-западу от Флоренции, недалеко от города Сесто-Фьорентино . Вилла располагалась недалеко от римского акведука и получила свое название от цистерн с водой ( кастелла ), расположенных рядом с этим местом.
Укрепленное здание стояло на этом месте по крайней мере с 1427 года и было куплено в 1477 году Лоренцо и его братом Джованни ди Пьерфранческо де Медичи . Это произошло через год после того, как их отец умер в возрасте 46 лет, оставив мальчиков под опекой их двоюродного брата Лоренцо Великолепного , представителя старшей ветви семьи Медичи и фактического правителя Флоренции.
Старое здание реконструировали, добавив двор, лоджию, кухни и конюшни. [2] Дом унаследовали знаменитый кондотьер , или наемный солдат, Джованни далле Банде Нере и его жена Мария Сальвиати, родители Козимо , который родился в 1519 году и жил в доме в детстве.
В 1537 году 26-летний герцог Флоренции Алессандро Медичи был убит, и Козимо, хотя ему было всего семнадцать и он был относительно неизвестным членом семьи Медичи, был избран влиятельными людьми Флоренции вместо него. . У них сложилось впечатление, что они могут контролировать его, но они ошиблись. В 1537 году молодой Козимо столкнулся с восстанием фракции, которая хотела восстановить Флорентийскую республику . Он победил их в битве при Монтемурло и зарекомендовал себя как непревзойденный правитель города.
Проектирование и строительство сада
[ редактировать ]- Козимо I де Медичи, 19 лет, в то время строил сады виллы ди Кастелло ( Якопо Понтормо , ок. 1538 г.)
- Вид на виллу и сады из верхнего сада. План сада был основан на гармонии и порядке — принципах, на которых Козимо планировал управлять Флоренцией.
- Сад был наполнен скульптурами, связывающими добродетели Древнего Рима с силой и добродетелью правителя Флоренции.
- Пробираясь по саду, посетители увидели бюсты династии Медичи в римских костюмах.
- В цитрусовом саду находится более пятисот горшков с лимонными и апельсиновыми деревьями.
Как только его власть была закреплена, Козимо стал проводить больше времени на своей вилле в Кастелло. Как писал архитектор и писатель Джорджо Вазари : «На этом месте герцог начал понемногу строить, одну вещь за другой, с той целью, чтобы он мог жить там более комфортно — себе и своему двору». [3]
Козимо поручил инженеру Пьеро да Сан Кашано построить систему акведуков для подачи воды на виллу и ее сады, скульптору Никколо Триболо создать фонтаны, статуи и сад, а архитектору Джорджио Вазари восстановить и расширить виллу.
Сначала под руководством Пьеро да Сан Кашано был построен акведук от Кастеллы выше по склону Монте-Морелло к небольшому водоему, который он построил на холме над виллой. Позже, когда потребовалось больше воды, второй акведук был построен из другого источника в Петрайе.
Проект сада Триболо очень подробно описан в «Жизнеописаниях художников» Вазари. [4] Сад был разбит на месте первоначального огороженного сада, который тянулся от виллы вверх по пологому склону к горе. На склоне холма над задней стеной сада, где располагался водоем, Триболо создал боско , или имитацию естественного леса, отделенную от сада высокой подпорной стеной. Ниже он разделил старый обнесенный стеной сад на две части еще одной стеной и вырезал небольшую верхнюю террасу и большую нижнюю террасу, соединенные двумя декоративными лестницами. Меньший верхний сад был засажен апельсиновыми и лимонными деревьями, привитыми к стенам. В центре задней стены также находился вход в грот, небольшую пещеру, стены которой напоминали естественную пещеру, богато украшенную и наполненную скульптурой.
Большой нижний сад был разделен на квадраты, похожие на маленькие комнаты, разделенные дорожками, окаймленные живой изгородью и рядами кедров и оливковых деревьев, и заполненные цветочными клумбами. В центре террасы располагался круглый лабиринт из кипарисов, засаженных лавром, миртом и розами. В центре лабиринта находился фонтан, увенчанный статуей Венеры. Между лабиринтом и виллой располагался второй, более крупный фонтан, увенчанный бронзовой статуей Геракла, побеждающего Антея.
Вода в саду
[ редактировать ]Гидравлическая система сада была одним из чудес Высокого Возрождения, а также играла важную роль в символике сада. В центре водоема над садом, в «священном лесу», стояла статуя Аппенино, символизирующая горы Тосканы, изображавшаяся в виде трясущегося старика, на голову которого льется вода. Вода текла из резервуара по бронзовым трубам и вытекала в два фонтана, встроенных в подпорную стену по обе стороны грота, символизируя две реки Флоренции. Вода также поступала в грот, стекая по стенам. Две «реки» текли по каналам через сад, а по другим трубам вода поступала в два фонтана.
Все фонтаны в эпоху Возрождения зависели от гравитации и высоты источника воды над фонтаном, заставляющей воду подниматься вверх. Поскольку источник воды для фонтана Геркулеса и Антея находился на склоне холма высоко над фонтаном, струя воды хлынула на целых три метра над его устьем.
Пройдя через фонтаны, вода по двум отдельным каналам потекла в два небольших частных сада по обе стороны от виллы, а затем попала в два больших пруда с рыбой перед виллой. После этого воду использовали для орошения полей и садов внизу.
В саду также была серия хитроумных giochi d'acqua , или «водных объектов», чтобы развлекать герцога и его посетителей. Грот был спроектирован таким образом, что при повороте ключа ворота запирали гостей внутри грота, и они пропитывались водой из скрытых труб. Фонтан Геркулеса должен был быть окружен кругом деревьев, а также скрытой трубой. Повернув другой ключ, зрителей, смотрящих на фонтан, обрызгивала вода из скрытых форсунок. Еще был небольшой дом, расположенный в ветвях огромного дуба, к востоку от сада. В дом можно было попасть по лестнице, в нем стоял мраморный стол и фонтан, обслуживаемый трубами из водохранилища.
- Фонтан Аппенино работы Бартоломео Амманнати (1563 г.) представлял собой горный источник рек Флоренции. Озеро питает фонтаны в саду внизу.
- Фонтан Геракла и Антея символизировал то, как Козимо с помощью своего ума победил врагов Флоренции.
Символика сада
[ редактировать ]Сад был спроектирован так, чтобы донести четкий политический сигнал; что после долгого периода войн и страданий Козимо собирался привести Флоренцию в новый Золотой век мира, процветания и гармонии. Триболо разместил символические послания по всему саду. Фонтан Геркулеса и Антея показал, как Козимо, как и Геркулес, побеждал своих врагов мудростью, а не просто грубой силой. Фонтан Венеры был данью уважения Венере, одному из символов Флоренции; Это также было напоминанием о том, что Венера правила островами Гесперид . Венеру также чествовали внутри виллы, где Козимо поместил знаменитую картину Боттичелли «Рождение Венеры» . Триболо продолжил послание, расставив скульптуры по всему саду. Лестницы были украшены бюстами ранних правителей Медичи в римских костюмах. Триболо планировал разместить вокруг садов другие статуи, символизирующие четыре времени года и добродетели Дома Медичи: справедливость, сострадание, доблесть, благородство, мудрость и щедрость. [5]
Сад под Медичи
[ редактировать ]Сад был не только формой политического театра; это был также сад удовольствий. В письмах Козимо сообщается, что он проводил много долгих летних дней со своей семьей, наслаждаясь прохладой тени и фонтанами. [5] Сады посещали важные гости Флоренции, и их слава распространилась по Европе.
К сожалению, Триболо не успел завершить весь свой проект, потому что, как писал Вазари, «слишком был занят делами герцога». Ему удалось лично закончить два главных фонтана и две реки, но не остальные работы. Он умер в 1550 году, а статуи для фонтанов закончил его ученик Антонио ди Джино.
Работы над виллой и садами продолжались двадцать лет, и у Козимо были более амбициозные планы, в том числе проект второй виллы, такой же большой, как первая, соединенной с ней лоджией, но она так и не была начата. Герцог занялся другими проектами. Он начал строить новые апартаменты в Палаццо Веккьо, купил дворец Питти в 1549 году и начал строить сад Боболи с большим количеством фонтанов и еще большим гротом, украшенным статуями Микеланджело . Пораженный смертью двух своих сыновей от малярии, он ушел из политической жизни, передал власть своему наследнику, Франческо I Медичи, великому герцогу Тосканы , и провел последние десять лет своей жизни на вилле и в садах.
Козимо умер в 1574 году, и виллу заняла длинная череда других Медичи. Фердинандо I Медичи завершил виллу в ее нынешнем виде между 1588 и 1595 годами, увеличив восточную сторону, переделав фасад и добавив новый вход на южной стороне. Дон Лоренцо Медичи поручил художнику Иль Вольтеррано украсить виллу фреской « Бдительность и сон » в 1640 году. Козимо III Медичи , глубоко интересовавшийся ботаникой, представил в 1688 году очень редкий вид индийского жасмина , названный мугерино. и построил специальную теплицу для защиты зимой. [6] В годы Медичи многие иностранные путешественники, в том числе Мишель де Монтень и ботаник Пьер Белон , посетили виллу и написали описания, благодаря которым она стала известна во всей Европе. Он вдохновил на создание других европейских садов, призванных проиллюстрировать величие, мудрость и власть правителя. [1]
Поздние годы
[ редактировать ]Когда династия Медичи вымерла в 1737 году, виллу унаследовала династия Габсбургов-Лотарингий . Новые владельцы рассматривали виллу и сад как практическое предприятие, а не как политический символ; они увеличили коллекцию цитрусовых деревьев и построили два лимонаи, или лимонных дома, но в то же время разобрали несколько фонтанов, перекрыли воду в гроте и разрушили лабиринт деревьев. В 1788 году фонтан Флоренции перенесли на соседнюю виллу Петрайя, а монументальный фонтан Геркулеса и Антея перенесли в середину сада. Символика Медичи воссоединения двух рек и классические добродетели правителей Медичи были стерты.
Во времена Наполеона Бонапарта на вилле было написано несколько фресок в неоклассическом стиле , но после этого вилла и сад перешли в длительный период запустения и упадка. Он был подарен итальянскому государству в 1919 году и служил общежитием для садовников, школой и больницей. Дом стал собственностью Академии делла Круска , которой он и принадлежит сегодня. В 1984 году сад стал национальным музеем. [7]
Вилла дала свое название Плану Кастелло , ранней карте города Нижнего Манхэттена ( Нью-Йорк ) 1660 года, которая была найдена на вилле в 1900 году и напечатана в 1916 году.
Особенности сада
[ редактировать ]Фонтан Геркулеса и Антея
[ редактировать ]Фонтан Геракла и Антея, спроектированный Никколо Триболо , был самой выдающейся и знаменитой достопримечательностью сада. Он иллюстрирует легенду об Антее , великане, который вызвал путников на битву и убил их. Наконец ему бросил вызов Геракл , который понял, что сила Антея исходит от его контакта с землей. Геракл поднял Антея с земли и раздавил его насмерть. Статуя символизировала победу Козимо Медичи над врагами Флоренции, особенно над повстанцами, которые пытались свергнуть его в первые месяцы после того, как он стал герцогом.
Триболо украсил фонтан сверху донизу мраморными и бронзовыми скульптурами. Мраморный бассейн, в который лилась вода, имел восемь сторон, как и основание фонтана. Вокруг основания стояли мраморные статуи детей в натуральную величину с полным рельефом, защищенные тацзой или бассейном наверху, как будто они укрывались от дождя. Бассейн, по словам Вазари, «посылает очень красивый дождь, подобный капанию с крыши». Вокруг края таццы стояли еще бронзовые фигуры, держащие гирлянды из морских продуктов. Меньшую таццу наверху также поддерживали статуи детей. Из верхнего бассейна смотрели четыре головы козерогов, сочетание рыбы и барана, одна из эмблем семьи Медицинов. Над этим бассейном постамент был украшен фигурками детей. На постаменте стояла статуя Геркулеса и Антея.
На самом верху находилась статуя Геракла и Антея, спроектированная Триболо, но выполненная Бартоломео Амманнати . Вазари писал: «Из уст этого Антея он намеревался, чтобы вместо его духа через трубу лилась вода в большом изобилии, что и происходит». Поскольку резервуар с водой для фонтана находился высоко наверху в верхнем саду, вода хлынула из устья Антея струей высотой три метра, видимой со всего сада. [8]
Есть у фонтана и еще один водный элемент: вокруг фонтана была спрятана труба с небольшими форсунками; повернув ключ, можно было включить воду, обливая зрителей тонкими струями воды.
- Первоначально фонтан был окружен лабиринтом деревьев, а также имел водопровод со скрытыми форсунками, которые можно было включить ключом, чтобы облить ничего не подозревающих зрителей.
- Фигуры Геракла и Антея. Геракл сбил Антея с ног, лишив его силы. Вода хлынула на три метра вверх из устья Антея.
- Верхний уровень фонтана. Четыре козерога, одна из эмблем Медичи, смотрят вниз из верхнего бассейна.
- Восьмигранное мраморное основание фонтана было украшено мраморными статуями детей в натуральную величину, защищенных чашей наверху, словно укрывшихся от дождя.
Фонтан Флоренции (Фьоренца)
[ редактировать ]Фонтан Флоренции, или Фьоренца, изначально располагался в верхней части сада, ближе к гроту, и был окружен лабиринтом зелени. Он был сделан в дополнение к фонтану Геркулеса и Антея, расположенному внизу в саду. Сам он был сделан Триболо и его помощником Пьерино да Винчи и был увенчан статуей фигуры, изображающей богиню Венеру или город Флоренцию работы Джамболоньи . Фигура Венеры-Флоренции относилась к богине, которая управляла мифическими садами. Гесперид . и триумфу Козимо над другими городами Тосканы В 1788 году фонтан был перенесен из Кастелло на соседнюю виллу Ла Петрайя, также принадлежавшую Медичи, где его можно увидеть и сегодня. [9]
- Фонтан Флоренции со статуей Венеры работы Джамболоньи первоначально стоял в верхней части сада Кастелло. В 1788 году его перенесли на соседнюю виллу Петрайя , где его можно увидеть и сегодня.
Грот животных
[ редактировать ]Одной из самых известных особенностей сада был грот животных (также известный как грот наводнения), пещера, в которую можно попасть через дверной проем в верхней стене сада. Стены пещеры были покрыты известняком, напоминающим естественную пещеру, с камнями, мозаикой и ракушками. В трех камерах вокруг грота располагались группы птиц и животных, выполненные из разноцветной бронзы и мрамора. В каждой камере также имелась большая резная мраморная чаша. Когда грот работал, вода с потолка и стен стекала в мраморные чаши. Первоначально в гроте была статуя Орфея с лирой, стоящая в центре; животные слушали его музыку. В гроте также был водный объект; ворота закрывались, и при повороте ключа посетителей грота обливали тонкими струями воды из скрытых трубок и форсунок.
- Вход в грот, у задней стены сада.
- Центральная камера грота с единорогом. В оригинальном гроте была статуя Орфея с лирой в центре; животные слушали его музыку.
- Правая камера грота животных.
- Левая камера грота.
- Потолок грота.
Цитрусовый сад
[ редактировать ]Вилла особенно славилась своей коллекцией карликовых цитрусовых деревьев, особенно лимонных, которые выращивали в больших деревянных кадках и укрывали на зиму. Выращивание цитрусовых деревьев в Европе началось в середине 15 века и в больших масштабах проводилось на вилле ди Кастелло. Коллекции цитрусовых деревьев, позже размещенные в отапливаемых теплицах, называемых оранжереями или лимонными домами, стали особенностью дворцов по всей Европе.
- Карликовые цитрусовые деревья в горшках – традиционная особенность садов Виллы ди Кастелло.
- Ряд карликовых лимонных деревьев в саду виллы ди Кастелло.
Ортаччо, или сад трав
[ редактировать ]Ортаччо — это отдельный огороженный сад к востоку от главного сада, где выращивались ароматические и лекарственные травы, а также экзотические виды цветов. В саду стоит статуя XVI века, изображающая либо деревенское божество, либо осень. Возможно, это была одна из оригинальных фигур в большом саду, когда ее впервые создал Триболо. Рядом с ортаччо находится небольшая теплица в классическом стиле, построенная в конце 18 века для выращивания экзотических цветов, в частности редкого двойного жасмина из Гоа в Индии, который Козимо III Медичи привез во Флоренцию в 1688 году. Этот цветок был известен как Мугерино Великого герцога Тосканы, а дом назывался Стуфа ди Мугерини, или печь Мугерини. [10]
- Ортаччо — это отдельный огороженный сад , где выращивались лекарственные растения, травы и экзотические растения.
- Жасмин самбак , или Великий герцог Тосканы, — это разновидность жасмина, впервые выведенная в сад в 1688 году Козимо III Медичи.
- Теплица под названием Stufa di mugherini , расположенная в конце ортаччо, была построена в 18 веке для выращивания экзотических цветов, таких как жасмин самбак.
Вилла
[ редактировать ]Сегодня к вилле ведет аллея длиной пятьсот метров, затененная деревьями, как это было во времена Козимо. При жизни Козимо дом славился своими произведениями искусства, в частности работами Боттичелли « Рождение Венеры» и «Примавера» , которые находились здесь до 1550 года, а позже перебрались в Уффици. В него также вошел цикл картин Понтормо, выполненных в лоджии между 1538 и 1543 годами, изображающих Возвращение Золотого Века , уже не существующего. [11]
Дом в его нынешнем состоянии примечателен главным образом своей простотой. Фасад не имеет украшений, а интерьер был тщательно переоборудован под казарму и госпиталь. Сейчас здесь находится штаб-квартира Академии делла Круста и Итальянской оперы, двух ассоциаций, занимающихся итальянским языком и литературой.
- Внешний вид виллы, вид с юга
- К входной двери виллы ведет пятисотметровая аллея, обсаженная деревьями.
- «Благовещение» Рафаэллино дель Гарбо (1476–1524), находящееся внутри виллы, датируется еще до прихода Козимо к власти.
- Фрески в салоне делле Риуниони, или зале заседаний (19 век).
Влияние Виллы ди Кастелло
[ редактировать ]Сады Виллы ди Кастелло оказали глубокое влияние на сад итальянского Возрождения , а затем на сад французского Возрождения и на французский формальный сад . В Италии Никколо Триболо скопировал некоторые особенности виллы ди Кастелло, в том числе грот, фонтаны и серию монументальных лестниц, в своих планах садов Боболи во Флоренции. Триболо также спроектировал ботанический сад во Флоренции, третий в мире, по аналогичному геометрическому узору, организованному вокруг центрального фонтана.
Вилла ди Кастелло также сильно повлияла на более поздние виллы Медичи, такие как Вилла ди Пратолино , построенная Франческо I Медичи, великим герцогом Тосканы между 1569 и 1581 годами. Эти сады, как и Вилла ди Кастелло, были построены на склоне холма и там была статуя Апеннино, на этот раз работы Джамболоньи , множество гротов, фонтанов и скрытых струй воды, чтобы обливать посетителей. К сожалению, они были в значительной степени разрушены в 1820 году.
Итальянский стиль был известен во Франции еще до виллы ди Кастелло; Король Франциск I поручил Триболо сделать статую для садового фонтана, который он построил для своего замка в Фонтенбло , но популярность итальянских садов значительно возросла после того, как Козимо построил Виллу ди Кастелло. Первый грот во Франции был построен в Фонтенбло в 1541 году.
Итальянский садовый стиль с большой энергией пропагандировали две родственницы Козимо: Екатерина Медичи (1519–1589), жена короля Франции Генриха II , и Мария Медичи (1575–1642), жена короля Генриха. IV Франции . После того как Екатерина стала регентшей в 1560 году, она начала строить новый дворец и сад Тюильри в итальянском стиле. Новый сад, законченный в 1564 году, представлял собой грот с животными и глиняными фигурами, лабиринт и клумбы, выложенные вдоль центральной оси в геометрическом порядке. [12]
Мария Де'Медичи , родившаяся во дворце Питти рядом с садами Боболи , построила точную копию дворца Питти, названную Люксембургским дворцом , и окружающий его Люксембургский сад в итальянском стиле. Она привезла из Флоренции семью опытных мастеров фонтанов во главе с Томмазо Франчини , чтобы построить фонтан Медичи с гротом. Несколько поколений Франсини создавали фонтаны для французских садов и дворцов вплоть до конца XVIII века.
Влияние Виллы ди Кастелло можно было увидеть в садах в стиле барокко 17 и 18 веков; фонтаны Версальских садов с их статуями, иллюстрирующими мощь и величие Людовика XIV , и водные игры в садах Петергофского дворца в Петербурге, построенном Петром Великим , перекликались с садом Козимо Медичи.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Изабелла Баллерини, «Виллы Медичи» , с. 32
- ^ Танцоры, Изабелла. Виллы Медичи: Полное руководство . (2003) Флоренция: Джунти. ISBN 88-09-02995-X , с. 30-31
- ^ Вазари, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов , онлайн-издание Гутенберга.
- ^ Джорджо Вазари, Жизнь художников.
- ^ Jump up to: а б Эттли, Итальянский сад - история культуры
- ^ Изабелла Баллерини, Виллы Медичи, с. 34-35
- ^ Изабелла Баллерини, Виллы Медичи , с. 36
- ^ Джорджо Вазари, Жизнь художников .
- ^ Изабелла Баллерини, Виллы Медичи, с. 33
- ^ Изабелла Баллерини, Виллы Медичи , с. 40
- ^ Изабелла Баллерини, Виллы Медичи , с. 34
- ^ Жакен, Эммануэль, Тюильри, От Лувра до Конкорда
Библиография
[ редактировать ]- Танцоры, Изабелла. (2003). Виллы Медичи: Полное руководство . Флоренция: Прибыла. ISBN 978-88-09-02995-8 .
- Эттли, Хелена (2006). Итальянские сады - История культуры (мягкая обложка). Лондон: Фрэнсис Линкольн. стр. 240 страниц. ISBN 978-0-7112-3392-8 .
- Поццана, Мариакьяра (2011). Сады Флоренции и Тосканы - Полное руководство (мягкая обложка). Флоренция: Джунти. ISBN 978-88-09-75952-7 .
- Софи Бажар; Рафаэлло Бенчини (1992). Виллы и сады Тосканы . Париж: Террейл. ISBN 978-2-87939-057-4 .
- Импеллусо, Люсия (2007). Сады, огороды и лабиринты . Париж: Издания Хазан.
- Аллен, Ив-Мари и Кристиани, Жанин (2006). Садовое искусство в Европе . Париж: Цитадели и Мазенод.
- Жакен, Эммануэль, Тюильри, От Лувра до Согласия , Editions du Patrimoine, Centres des Monuments Nationaux, Париж ( ISBN 978-2-85822-296-4 )
- [1] Джорджо Вазари, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов, перевод Гастона Дю К. Де Вере, онлайн-издание Гутенберга.
43 ° 49'10,01 ″ с.ш. 11 ° 13'41,46 ″ в.д. / 43,8194472 ° с.ш. 11,2281833 ° в.д.