Jump to content

Весна (Боттичелли)

(Перенаправлено с Примавера (живопись) )

Весна
Художник Сандро Боттичелли
Год конец 1470-х или начало 1480-х годов
Середина Темпера на панели
Размеры 202 см × 314 см (80 × 124 дюйма)
Расположение Уффици , Флоренция

Весна ( Итальянское произношение: [primaˈvɛːra] , что означает «Весна») — большое панно темперной краской итальянского эпохи Возрождения художника Сандро Боттичелли, выполненное в конце 1470-х или начале 1480-х годов (датировки различаются). Ее описывают как «одну из самых написанных и самых противоречивых картин в мире». [ 1 ] а также «одна из самых популярных картин западного искусства». [ 2 ]

На картине изображена группа персонажей классической мифологии в саду, но не найдено ни одной истории, объединяющей эту конкретную группу. [ 3 ] Большинство критиков сходятся во мнении, что картина представляет собой аллегорию, основанную на пышном цветении весны, но мнения о точном значении различаются, хотя многие из них связаны с неоплатонизмом эпохи Возрождения , который тогда очаровывал интеллектуальные круги Флоренции . Впервые этот предмет был описан как Примавера историком искусства Джорджо Вазари , который увидел его на вилле Кастелло , недалеко от Флоренции, в 1550 году. [ 4 ]

Хотя теперь известно, что эти двое не являются парой, картина неизбежно обсуждается с другой очень большой мифологической картиной Боттичелли, « Рождение Венеры» , также находящейся в Уффици. Они входят в число самых известных картин мира и икон итальянского Возрождения ; из этих двух « Рождение» даже более известно, чем « Примавера» . [ 5 ] изображениями предметов классической мифологии , они были практически беспрецедентны в западном искусстве со времен классической античности. Будучи крупномасштабными [ 6 ]

История картины точно не известна; Возможно, он был заказан кем-то из семьи Медичи , но достоверность его совершения неизвестна. Он основан на ряде классических литературных источников и источников эпохи Возрождения, в том числе на произведениях древнеримского поэта Овидия и, менее определенно, на Лукреция , а также может отсылать к стихотворению Полициано , поэта дома Медичи, который, возможно, помог Боттичелли разработать композицию. . С 1919 года картина находится в коллекции галереи Уффици во Флоренции , Италия.

Венера стоит в своей арке.

На картине изображены шесть женских фигур и две мужские, а также купидон в апельсиновой роще. Движение композиции происходит справа налево, поэтому в этом направлении стандартная идентификация фигур следующая: Крайний правый угол: « Зефир , резкий мартовский ветер, похищает и овладевает нимфой Хлоридой , на которой он позже женится». и превращается в божество; она становится богиней весны, вечной носительницей жизни, и ее можно увидеть разбрасывающей розы по земле». [ 7 ] На трансформацию указывают цветы, выходящие изо рта Хлорис. [ 8 ]

В центре (но не совсем так) и несколько в стороне от остальных фигур стоит Венера, женщина в красном и синем. Подобно собирательнице цветов, она возвращает взгляд зрителя. Деревья позади нее образуют ломаную арку, привлекающую внимание. В воздухе над ней Купидон с завязанными глазами направляет свой лук влево. [ 9 ] Слева от картины « Три грации» , группа из трех женщин, также в прозрачном белом, берутся за руки в танце. В крайнем левом углу Меркурий , одетый в красное, с мечом и шлемом, поднимает свой кадуцей или деревянный стержень к тонким серым облакам. [ 10 ]

Взаимодействие между фигурами загадочно. Зефир и Хлорис смотрят друг на друга. Флора и Венера смотрят на зрителя, Купидону завязаны глаза, а Меркурий, повернувшись спиной к остальным, смотрит на облака. Центральная Грейс смотрит на него, а двое других, кажется, смотрят друг на друга. Улыбка Флоры была очень необычной для живописи того дня. [ 11 ]

Пасторальные пейзажи тщательно продуманы. На картине изображено 500 идентифицированных видов растений и около 190 различных цветов. [ 12 ] из которых по крайней мере 130 могут быть конкретно идентифицированы. [ 1 ] Общий вид и размер картины аналогичны millefleur («тысяча цветов»), фламандским гобеленам которые в то время были популярными украшениями дворцов. [ 13 ]

К 1480-м годам эти гобелены не догнали художественное развитие итальянского Возрождения, а композиция картины имеет аспекты, принадлежащие этому все еще готическому стилю. Фигуры расположены грубой линией в передней части пространства изображения, «расположены рядом, как жемчуг на нитке». [ 14 ] Теперь известно, что в обстановке, для которой была создана картина, нижняя часть находилась примерно на уровне глаз или немного выше него, что отчасти объясняет «полого поднимающуюся плоскость», на которой стоят фигуры. [ 15 ]

Ступни Венеры значительно выше, чем у остальных, что указывает на то, что она находится позади них, но она того же масштаба, если не больше, чем другие фигуры. Перекрытие других фигур мечом Меркурия и руками Хлорис показывает, что они стоят немного впереди левых Грейс и Флоры соответственно, что иначе могло бы быть неочевидно, например, с их ног. Утверждалось, что цветы не становятся меньше в задней части пространства картины, что, безусловно, является особенностью гобеленов миллефлер. [ 16 ]

Костюмы фигур представляют собой версии одежды современной Флоренции, хотя своего рода «квазитеатральные костюмы, предназначенные для маскарадов, подобных описанным Вазари, были изобретены Лоренцо Медичи для гражданских фестивалей и турниров». [ 17 ] Отсутствие очевидного повествования может относиться к миру зрелищ и живых картин, а также к типично статичным готическим аллегориям.

Значение

[ редактировать ]
Три грации

Были предложены различные интерпретации фигур. [ 18 ] но общепризнано, что, по крайней мере, на одном уровне картина представляет собой «тщательно продуманную мифологическую аллегорию растущего плодородия мира». [ 2 ] Считается, что Боттичелли помог разработать композицию картины и тот смысл, который она должна была содержать, поскольку похоже, что картина отражает глубокое знание классической литературы и философии, которым Боттичелли вряд ли обладал. Обычно считается, что в этом был замешан Полициано. [ 19 ] хотя Марсилио Фичино , другой член круга Лоренцо Медичи и ключевая фигура в неоплатонизме эпохи Возрождения , также часто упоминался. [ 20 ]

Один из аспектов картины — это изображение развития весеннего сезона, читаемое справа налево. Ветер ранней весны дует на землю и приносит ростки и цветы под председательством Венеры, богини апреля, а слева Меркурий, бог месяца мая в раннем римском календаре, прогоняющий последние облака перед лето. [ 21 ] Помимо того, что Меркьюри является частью эпизода в течение сезона, он, разгоняя облака, действует как страж сада, частично объясняя его военную форму и то, как он смотрит в пространство картины. Отрывок из » Вергилия « Энеиды описывает, как он очищал небо своим кадуцеем. [ 22 ] Более позитивный, неоплатонический взгляд на облака заключается в том, что они являются «благотворной завесой, через которую великолепие трансцендентной истины может достичь смотрящего, не уничтожая его». [ 23 ]

Венера покровительствует саду – апельсиновой роще (символ Медичи). Это также Сад Гесперид из классического мифа, откуда произошли золотые яблоки, использованные в Суде Париса ; решили греки -эллинисты , что это . экзотические для них цитрусовые [ 24 ] По словам Клавдиана , никаких облаков там не допускалось. [ 25 ] Венера стоит перед темными листьями миртового куста. Согласно Гесиоду , Венера родилась из моря после того, как семя Урана упало на воды. Выйдя на берег в ракушке, она облачила свою наготу в мирт, и так растение стало для нее священным. [ 26 ] Венера предстает здесь в своем образе богини брака, одетой и со скромно прикрытыми волосами, как и ожидалось появление замужних женщин на публике. [ 27 ]

Три Грации — сестры и традиционно сопровождают Венеру. В классическом искусстве (но не в литературе) они обычно обнажены и обычно стоят неподвижно, держась за руки, но изображение здесь очень близко к изображению Леона Баттисты Альберти в адаптации его Сенеки в « De pictura» (1435), которое Боттичелли наверняка знал. [ 28 ] идентифицирует их слева Эдгар Винд как Voluptas , Castitas и Pulchritudo (Удовольствие, Целомудрие и Красота). [ 29 ] хотя в мифологии встречаются и другие имена, и примечательно, что многие писатели, в том числе Лайтбоун и Эттлингеры, вообще воздерживаются от названия граций Боттичелли.

Боттичелли «Паллада и Кентавр» (1482) была предложена в качестве дополнения к «Примавере» . [ 30 ]

Стрела Купидона нацелена на среднюю Благодать — Целомудрие, по Ветру, — и влияние любви на целомудрие, ведущее к браку, проявляется во многих интерпретациях. [ 31 ] Целомудрие смотрит на Меркурия, и некоторые интерпретации, особенно те, которые идентифицируют фигуры по образцу реальных людей, рассматривают эту пару как единую пару, соответствующую Хлорисе и Зефиру на другой стороне картины.

В другой интерпретации от земной плотской любви, представленной Зефиром справа, отказывается центральная фигура Граций, которая повернулась спиной к сцене, не обращая внимания на угрозу, которую представляет ей Амур. Ее внимание сосредоточено на Меркурии, который сам смотрит за пределы холста на то, что, по мнению многих, висит как дополнение к Примавере : Паллада и Кентавр , в котором «любовь, ориентированная на знание» (воплощенная Афиной Палладой ) одерживает победу над похотью (символом которой является кентавр ) . [ 32 ]

Основная идентификация фигур в настоящее время широко согласована. [ 33 ] но в прошлом для женщин справа иногда использовались другие имена, которые в обычной интерпретации представляют собой две стадии одного и того же человека. Женщину в цветочном платье можно назвать Примаверой (олицетворением весны), а Флорой — фигурой, которую преследует Зефир. [ 34 ] [ 35 ] Один учёный предположил в 2011 году, что центральной фигурой является вовсе не Венера, а Персефона . [ 36 ]

Помимо своего явного значения, картина была интерпретирована как иллюстрация идеала неоплатонической любви, популяризированного среди Медичи и их последователей Марсилио Фичино. [ 30 ] Философы-неоплатоники считали Венеру управляющей как земной, так и божественной любовью, и утверждали, что она была классическим эквивалентом Девы Марии; на это намекает то, как она помещена в алтарную обстановку, похожую на современные изображения Девы Марии. [ 37 ] [ 38 ] Приветственный жест руки Венеры, вероятно, обращенный к зрителю, такой же, как тот, который использовала Мария по отношению к архангелу Гавриилу в современных картинах Благовещения . [ 39 ]

Каламбурные намеки на имена Медичи, вероятно, включают золотые шарики апельсинов, напоминающие шарики на гербе Медичи, лавровые деревья справа (для Лоренцо) и пламя на костюме Меркурия (для которого они являются постоянным атрибутом ) и Венера, которые также являются атрибутом Святого Лаврентия (Лоренцо по-итальянски). Меркурий был богом медицины и «врачей», по-итальянски medici . Подобные каламбуры в честь Медичи, а также в «Венере и Марсе» Веспуччи проходят через все мифологические картины Боттичелли. [ 40 ]

Источники

[ редактировать ]

Из очень многих литературных источников, которые, возможно, легли в основу картины, [ 41 ] наиболее яркое из них было впервые отмечено в наше время Эби Варбургом в 1893 году в его основополагающей диссертации о живописи. [ 42 ] Группа справа от картины была вдохновлена ​​описанием прихода весны римским поэтом Овидием ( Фасти , Книга 5, 2 мая). В нем лесная нимфа Хлорис рассказывает, как ее обнаженные чары привлекли первый ветер весны, Зефир. Зефир преследовал ее, и когда она была очарована, изо рта у нее выросли цветы, и она превратилась в Флору, богиню цветов. [ 43 ] В произведении Овидия читателю говорится, что «до этого земля была одного цвета». По имени Хлорис можно догадаться, что цвет был зеленым (по-гречески зеленый означает хлорос , корень слова «хлорофилл» ), и, возможно, именно поэтому Боттичели нарисовал Зефира в голубовато-зеленых тонах. [ 44 ]

Другие конкретные элементы, возможно, были заимствованы из стихотворения Полициано . [ 45 ] Поскольку стихотворение Полициано «Рустикус» было опубликовано в 1483 году, а картина, как правило, считается завершенной примерно к 1482 году, [ 1 ] [ 46 ] некоторые ученые утверждают, что влияние было обратным, [ 47 ] имея в виду, что обычно считается, что Полициано помог разработать аллегорию на картине. [ 48 ]

Другим источником вдохновения для создания картины, по-видимому, послужило стихотворение Лукреция « De rerum natura », включающее строки: «Весна и Венера приходят, и мальчик Венеры, / Крылатый предвестник, наступает впереди, / И тяжело наступает». Следы Зефира Мать Флора, / Опрыскивая пути перед ними, наполняет все / Цветами и ароматами превосходными». [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]

Там, где имеется множество литературных источников, большинство из которых, вероятно, не известны непосредственно Боттичелли или не изложены для него советниками, другое дело – визуальные источники:

Но откуда, в визуальном, а не в литературном смысле, взялось видение? В этом тайна гения. Из античных саркофагов, из нескольких драгоценных камней и рельефов и, возможно, из некоторых фрагментов аретинской посуды ; из тех рисунков классических памятников современных художников, которые были распространены во флорентийских мастерских, как альбомы архитекторов XVIII века; из такого скудного и посредственного материала Боттичелли создал одно из самых личных воплощений физической красоты во всем искусстве — «Три грации Примаверы » . ( Кеннет Кларк ) [ 52 ]

Меркурий , возможно, был создан по образцу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи . [ 53 ] или, возможно, его двоюродный брат Джулиано Медичи . [ 54 ]

Происхождение картины неясно. Боттичелли отсутствовал в Риме в течение многих месяцев в 1481/82 году, рисуя в Сикстинской капелле , и предполагаемые даты в последние годы в основном позже этой, но иногда все же раньше. Представление несколько изменилось после публикации в 1975 году описи 1499 года коллекции Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. [ 55 ]

В описи 1499 года записано, что он висел в городском дворце Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и его брата Джованни «Иль Пополано» . Они были двоюродными братьями Лоренцо Медичи («Лоренцо Великолепный»), который фактически был правителем Флоренции и после ранней смерти их отца был его подопечными. [ 56 ] Он висел над большим салатом , сложным предметом мебели, включающим приподнятое основание, сиденье и спинку, вероятно, увенчанную карнизом . Нижняя часть картины, вероятно, находилась примерно на уровне глаз зрителя, то есть гораздо выше, чем она висит сегодня. [ 57 ]

Флора , богиня цветов и весны.

Боттичелли В этой же комнате находилась «Паллада и Кентавр» , а также большое тондо с Мадонной и Младенцем . Тондо сейчас неизвестно, но это тип живописи, особенно связанный с Боттичелли. Этой картине была присвоена самая высокая стоимость из трех картин - 180 лир. Дальнейший перечень 1503 экземпляров показывает, что у Примаверы была большая белая рама. [ 58 ]

В первом издании своей «Жизни Боттичелли» , опубликованном в 1550 году, Джорджио Вазари сообщил, что видел эту картину, а также « Рождение Венеры» в стране Медичи , висящие на вилле ди Кастелло . До того, как был известен инвентарь, обычно считалось, что обе картины были сделаны для виллы, вероятно, вскоре после того, как она была приобретена в 1477 году либо по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо, либо, возможно, подарена ему его старшим кузеном и опекуном Лоренцо де Медичи . Как ни странно, Вазари утверждает, что на обеих картинах изображены обнаженные женщины, что в данном случае не совсем так. [ 59 ]

Хлорис и Зефир .

Большинство ученых теперь связывают картину с женитьбой Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи . Картины и мебель часто дарили на свадьбы. Брак состоялся 19 июля 1482 года, но был отложен после смерти матери Лоренцо-старшего 25 марта. Изначально оно было запланировано на май. [ 60 ] Недавние датировки, как правило, отдают предпочтение началу 1480-х годов, после возвращения Боттичелли из Рима, предполагая, что он был заказан непосредственно в связи с этой свадьбой, и эту точку зрения поддерживают многие. [ 61 ]

Другая более старая теория, предполагающая раннюю дату, предполагает, что Лоренцо-старший заказал портрет в честь рождения своего племянника Джулио ди Джулиано де Медичи (который позже стал Папой ), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано. в 1478 году, вместо этого он был завершен в качестве свадебного подарка Лоренцо ди Пьерфранческо. [ 7 ] [ 62 ]

Часто предполагается, что Лоренцо ди Пьерфранческо является моделью Меркурия на портрете, а его невеста Семирамида изображена в образе Флоры (или Венеры). [ 53 ] В более старых теориях, относящихся к 1470-м годам, предполагалось, что моделью Венеры была Симонетта Веспуччи , жена Марко Веспуччи и, согласно популярной легенде, любовница Джулиано Медичи (которая также иногда считается моделью). для Меркурия); [ 54 ] эти идентификации во многом зависят от более ранней даты, 1470-х годов, поскольку оба умерли к 1478 году. Симонетта была тетей невесты Лоренцо Семирамиды. [ 63 ] Обобщая многочисленные интерпретации картины, Леопольд Эттлингер включает в себя «спуск к смехотворному – вагнеровскую пантомиму, разыгранную в память об убитом Джулиано Медичи и его возлюбленной Симонетте Веспуччи с германскими норнами, замаскированными под средиземноморские грации». [ 64 ]

Деталь платья Флоры

Всякий раз, когда эта картина и « Рождение Венеры» были объединены в Кастелло, с тех пор они оставались вместе. Они оставались в Кастелло до 1815 года, когда их перевели в Уффици. В течение нескольких лет до 1919 года они хранились в Галерее Академии , другом правительственном музее Флоренции. [ 65 ] С 1919 года она висит в галерее Уффици во Флоренции. Во время итальянской кампании Второй мировой войны картину перенесли в замок Монтегуфони, расположенный примерно в десяти милях к юго-западу от Флоренции, чтобы защитить его от бомбардировок во время войны. [ 66 ]

Его вернули в галерею Уффици, где он находится и по сей день. В 1978 году картина была отреставрирована . [ 67 ] С течением времени работа значительно потемнела. [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Фосси 1998 , с. 5.
  2. ^ Jump up to: а б Каннингем и Райх 2009 , с. 282.
  3. ^ Демпси
  4. ^ Фостер и Тюдор-Крейг 1986 , с. 42.
  5. ^ Эттлингерс, 134; Легуи, 118
  6. ^ Эттлингерс, 119
  7. ^ Jump up to: а б Капретти 2002 , с. 48.
  8. ^ Джованни Гарсиа-Фенек, «Весенние тайны: Примавера Боттичелли», Artstor, 2013
  9. ^ Лайтбаун, 126–128.
  10. ^ Лайтбаун, 128–135.
  11. ^ Лайтбаун, 138
  12. ^ Капретти 2002 , с. 49.
  13. ^ Лайтбаун, 123; Эттлингерс, 120, 122
  14. ^ Эттлингерс, 122
  15. ^ Лайтбаун, 122
  16. ^ Эттлингерс, 119–120.
  17. ^ Демпси
  18. ^ Эттлингерс, 118–119 дает энергичное краткое изложение.
  19. ^ Демпси
  20. ^ Ветер, 113–114, 126–127; Эттлингерс, 129
  21. ^ Демпси
  22. ^ Лайтбаун, 136–137.
  23. Ветер, 123–124, цитирование 123.
  24. ^ Лайтбаун, 126
  25. ^ Хартт, 332
  26. ^ Фостер и Тюдор-Крейг 1986 , с. 44.
  27. ^ Лайтбаун, 127–128, 130
  28. ^ Лайтбаун, 130–132; Эттлингерс, 120
  29. ^ Ветер, 117–119.
  30. ^ Jump up to: а б Деймлинг 2000 , с. 45.
  31. ^ Лайтбаун, 133; Ветер, 119–121
  32. ^ Даймлинг, 45–46. Но Меркурий, кажется, явно смотрит над ним, работая над облаками.
  33. ^ Лайтбаун, 126–140; Эттлингерс, 122–124; Демпси
  34. ^ Штейнманн 1901 , с. 82-84.
  35. ^ Ветер, 116–117. «Воспоминание Вазари о том, что картина «означает весну» ( dinotando la primavera )» обвиняют в желании некоторых писателей идентифицировать фигуру как олицетворение Примаверы. Для 96-летнего Кеннета Кларка Хлорис — «Весна»; Эттлингерс, 124
  36. ^ Клайн, Джонатан (2011). «Возвращение Персефоны» Боттичелли: Об источнике и сюжете «Примаверы» ». Журнал шестнадцатого века . 42 (3): 665–688. JSTOR   23076486 .
  37. ^ Харрис и Цукер .
  38. ^ Хартт, 332
  39. ^ Эттлингера, 128; Кларк, 96 лет
  40. ^ Хартт, 332–333.
  41. ^ Хартт, 332
  42. ^ Лайтбаун, 140; Демпси
  43. ^ Лайтбаун, 140
  44. ^ Фостер и Тюдор-Крейг 1986 , с. 45.
  45. ^ Jump up to: а б Штейнманн 1901 , с. 80.
  46. ^ Лайтбаун, подписи к его фотографиям
  47. ^ Чейни 1985 , с. 52.
  48. ^ Демпси
  49. ^ Деймлинг 2000 , с. 43.
  50. ^ Лукреций .
  51. ^ Лайтбаун, 137, 138.
  52. ^ Кларк, 92 года.
  53. ^ Jump up to: а б Фишер 2011 , с. 12.
  54. ^ Jump up to: а б Хейл 1912 , с. 89-90.
  55. ^ Лайтбаун, 142; Публикация инвентаря
  56. ^ Лайтбаун, 120–122.
  57. ^ Лайтбаун, 122
  58. ^ Лайтбаун, 122
  59. ^ Лайтбаун, 142; Вазари, 148
  60. ^ Лайтбаун, 122; Демпси
  61. ^ Лайтбаун, 142–143.
  62. ^ Лайтбаун, 121–122.
  63. ^ Лайтбаун, 120–122.
  64. ^ Эттлингерс, 118–119.
  65. ^ Легу, 115–118.
  66. ^ Хили 2011 .
  67. ^ Лайтбаун, 143–145.

Источники

[ редактировать ]
  • Лукреций. О природе вещей , Уильям Эллери Леонард, трнсл. в Проекте Гутенберг
  • Сноу-Смит, Джоан (1993). Примавера Сандро Боттичелли: неоплатоническая интерпретация . Международное академическое издательство Питера Ланга. ISBN  978-0820417363 .
  • Штейнманн, Эрнст (1901). Боттичелли . Оздоровление и классификация. п. 78 . Получено 16 июля.
  • Вазари (1550, 1568), избранное и изд. Джордж Булл, Художники эпохи Возрождения , Penguin, 1965 (номера страниц из издания BCA, 1979). Вазари Жизнь онлайн (в другом переводе)
  • Ветер, Эдгар (1958), Языческие тайны в эпоху Возрождения , изд. 1967 г., Peregrine Books
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d8191ed657358abdd1c66ec6e542312__1719891420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/12/8d8191ed657358abdd1c66ec6e542312.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Primavera (Botticelli) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)