Клевета на Апеллеса (Боттичелли)
Клевета Апеллеса | |
---|---|
![]() | |
Художник | Сандро Боттичелли |
Год | 1494–95 |
Середина | Темпера на панели |
Размеры | 62 см × 91 см (24 × 36 дюймов) |
Расположение | Уффици , Флоренция |
«Клевета на Апеллеса» — панно, написанное темперой итальянского художника Возрождения эпохи Сандро Боттичелли . Судя по описанию утраченной античной картины Апеллеса , работа была завершена примерно в 1494–95 годах и сейчас находится в Уффици Флоренции во .
Содержание картины Апеллеса, описанное Лукианом , стало популярным в Италии эпохи Возрождения, и Боттичелли не был ни первым, ни последним итальянским художником эпохи Возрождения, изобразившим его. [ 1 ] Леон Баттиста Альберти похвалил его и рекомендовал художникам в качестве темы для воссоздания в своем весьма влиятельном «De pictura» 1435 года, а в 15 веке было четыре перевода Лукиана с греческого на латынь или итальянский язык. [ 2 ]
Ряд светских произведений Боттичелли демонстрирует интерес к воссозданию некоторых из утраченной славы древнегреческой живописи , зафиксированных в классической литературе, особенно в экфрасисе , популярном литературном жанре, состоящем из описания картины, имевшего очевидную полезность раньше. репродукции получили широкое распространение. Его «Марс и Венера» , написанные примерно десятью годами ранее, по общему мнению, заимствовали часть своей композиции (младенцев- сатиров, играющих доспехами Марса) из другого экфрасиса Лукиана, но ни одна другая картина Боттичелли не является явной попыткой воссоздать древнюю композицию. почти полностью. [ 3 ]
Картина представляет собой аллегорию с девятью фигурами (а также множеством раскрашенных статуй), но ее размер 62 х 91 см намного меньше, чем его большие мифологические картины, но больше, чем обычный размер его шпалер , предназначенных для установки на панели или мебель. Однако по размерам оно сравнимо с его Мистическим Рождеством . [ 4 ] и подобное, возможно, было нарисовано для его собственного использования. [ 5 ] Она была завершена примерно в 1494 или 1495 году и, вероятно, является последней сохранившейся его светской картиной. [ 6 ] Часто предполагают, что Боттичелли имел в виду конкретного оклеветанного человека, возможно, самого себя или Савонаролу . В 1502 году, через несколько лет после вероятной даты создания картины, властям был направлен анонимный донос, в котором Боттичелли был обвинен в содомии . [ 7 ]
Предмет
[ редактировать ]
Фигуры либо олицетворяют пороки или добродетели, либо, в случае короля и жертвы, роли сильного и бессильного. Слева направо они представляют (с альтернативными названиями): Истину, обнаженную и указывающую вверх, к Небесам; Покаяние в черном; Вероломство (Заговор) в красном и желтом, над невинной полуобнаженной жертвой на полу, которую тянет вперед за волосы Клевета (Клевета), в бело-синем и держащей пылающий факел. Мошенничество сзади укладывает Калумни прическу. Ранкор (Зависть), бородатый мужчина в черном с капюшоном, подносит руку к глазам короля, чтобы затмить им обзор. На троне у царя есть ослиные уши царя Мидаса , и Невежество на его дальней стороне и Подозрение на ближней стороне хватают их, когда они говорят с ними. Король протягивает руку к Клевете, но его глаза смотрят вниз, и он не может видеть сцену. [ 8 ]
Эти отождествления ясны из описания Лукианом картины Апеллеса, греческого художника эллинистического периода. Хотя сочинения Апеллеса не сохранились, Лукиан подробно описал одно из них в своей книге «О клевете» :
Справа от него сидит Мидас с очень большими ушами, протягивающий руку Клевете, пока она еще находится от него на некотором расстоянии. Рядом с ним, по одну сторону, стоят две женщины — Неведение и Подозрительность. С другой стороны подходит Клевета, женщина безмерно красивая, но полная злобной страсти и волнения, проявляющая ярость и гнев, держа в левой руке пылающий факел, а другой таща за волосы молодого человек, протягивающий руки к небу и призывающий богов в свидетели своей невиновности. Ее ведет бледный, некрасивый мужчина с пронзительным взглядом, словно изнемогающий от долгой болезни; он представляет зависть. В деле «Клевета» участвуют две женщины: одна — Мошенничество, другая — Заговор. За ними следует женщина, одетая в глубокий траур, в черной одежде, вся в лохмотьях, — это Покаяние. Во всяком случае, она со слезами на глазах оборачивается назад и бросает украдкой, полный стыда взгляд на медленно приближающуюся Истину. [ 9 ]

Боттичелли воспроизвел это довольно точно, вплоть до ослиных ушей сидящего короля, в которые говорят женщины, стоящие по бокам от него. Клевета (или Клевета) в богатом одеянии, волосы которой причесывают ее слуги, ведет ее стройная спутница в мантии. Жертва, которую она тащит, почти обнаженная, со скрещенными лодыжками, словно перед распятием, поднимает руки в молитве. [ нужна ссылка ]
По словам Лукиана, картина была написана после того, как Апеллес был оклеветан Птолемеем IV Филопатором Египта Антифилом, конкурирующим художником, в сговоре примерно в 219 г. до н.э. с Феодотом Этолийским с целью передать сирийские города, такие как Тир , конкурирующим Селевкидам. . [ 10 ] Птолемей был на грани казни Апеллеса, когда один из пленных мятежников подтвердил невиновность Апеллеса, а самого клеветника отдали Апеллесу в рабство вместе с золотом. Затем Апеллес выразил негодование по поводу опасности, в которой он оказался в своей картине. [ 11 ] Трудность с историей Лукиана состоит в том, что, хотя даты Апеллеса далеко не точны, его обычно считают современником Александра Великого , действовавшего примерно за столетие до заговора. [ 12 ] Лукиан жил примерно на пять столетий позже времен Александра.
Заимствования и стиль
[ редактировать ]Рональд Лайтбаун считает, что картина, возможно, изначально предназначалась для собственного удовольствия и использования Боттичелли, как, «Мистическое Рождество» похоже, и . Без какого-либо описания обстановки Люциана или Альберти Боттичелли представил себе тронный зал, очень искусно украшенный скульптурами и рельефами классических героев, существ из древних мифов и батальных сцен. Обширные рельефы вокруг комнаты содержат некоторые цитаты из более ранних его картин, в том числе из картин- спаллиеров с историей Настальджио дельи Онести и его «Возвращение Юдифи в Бетулию» . [ 13 ] Фигура «Истины» явно происходит от Венеры Рождения Венеры . [ 14 ] Статуя Святого Георгия в нише над центральной группой, похоже, принадлежит фреске Андреа дель Кастаньо . [ 15 ]

вероятно, происходят из древних гравированных драгоценных камней , и одна воссоздает другую из описаний Лукиана, семейства кентавров Зевксиса Другие сцены , (под троном). [ 16 ] В целом, хотя многие предметы декоративной скульптуры являются классическими, стиль их изображения, особенно в статуях, твердо принадлежит эпохе самого Боттичелли. [ 17 ] Дворец находится на берегу моря, которое видно из окон; [ 18 ] как это часто бывает, Боттичелли мало заинтересован в том, чтобы оживить изображение пейзажа деталями. Живые фигуры контрастируют по стилю со статуями, все они тонкие и довольно манерно вытянутые. [ 19 ]

По словам Фредерика Хартта , «некоторая часть гнетущего эффекта Клеветы вызвана ее нелогичным пространством». [ 20 ] Большая часть архитектуры имеет более или менее последовательную точку схода вокруг головы Мошенника, но центральный карниз и своды используют точку схода гораздо ниже. Движение повествовательного действия по картинному пространству конфликтует с сильным притяжением перспективы к задней части картинного пространства. [ 21 ]
История
[ редактировать ]Несколько десятилетий спустя Джорджо Вазари увидел картину на стойке в коллекции сына Антонио Сеньи Гуиди ( ок. 1460–1512 ), флорентийского банкира, чей период руководства Папским монетным двором с 1497 года закончился несчастливо, на стойке . Вазари говорит, что картина была подарком Боттичелли, поэтому, если он предназначал картину для себя, то, очевидно, через некоторое время передумал. [ 22 ]
Фредерик Хартт отмечает искушение рассматривать картину как защиту Савонаролы от его врагов, тем более что черную мантию с белой нижней частью «Покаяния» можно рассматривать как одежду монаха доминиканского ордена . Савонарола был отлучен от церкви 12 мая 1497 года, но продолжал проповедовать до тех пор, пока флорентийское правительство не заставило его остановиться, и прекратило это 18 марта 1498 года. В конце концов он был казнен 23 мая 1498 года. Хартт отмечает: «...никто, кажется, не думает, что картина может быть уже в 1497 или 1498 году. Почему бы и нет?» [ 23 ]
Позже она находилась в коллекции Медичи во дворце Питти , а к 1773 году — в Уффици. [ 24 ]
-
Истина и покаяние
-
Жертва
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтрокки (1921), с. 470 и см. Джироламо Мочетто .
- ^ Лайтбаун, 230; Эттлингерс, 144–145.
- ^ Эттлингерс, 144
- ↑ Вазари описывает это так, 155.
- ^ Лайтбаун, 231, 235
- ^ Деймлинг (2000), с. 72; Лайтбаун, 230, 232
- ^ Лайтбаун, 235–237.
- ^ Лайтбаун, 234
- ^ Альтрокки (1921), стр. 454, 456–457; цитирую перевод AMHarmon.
- ^ Альтрокки (1921), с. 455.
- ^ Лайтбаун, 230–231.
- ^ Альтрокки (1921), с. 455.
- ^ Лайтбаун, 231
- ^ Эттлингерс, 146; Лайтбаун, 231, лишь частично распознает в ее позе Венеру стыдливую , а 235 идентифицирует вазу с фигурами Гиберти на раме южной двери Баптистерия как модель.
- ^ Легу, 114
- ^ Лайтбаун, 231, 235
- ^ Эттлингерс, 202–203; Легуи, 114
- ^ Лайтбаун, 234
- ^ Лайтбаун, 235
- ^ Хартт, 336
- ^ Хартт, 336–337.
- ^ Вазари, 155; Лайтбаун, 235–237
- ^ Хартт, 337
- ^ Легу, 114
Ссылки
[ редактировать ]
- Альтрокки, Рудольф (1921). «Клевета Апеллясов». В Американской ассоциации современного языка (ред.). Публикации Американской ассоциации современного языка . Том. 36. Ассоциация . Проверено 30 июня 2010 г.
- Даймлинг, Барбара (1 мая 2000 г.). Сандро Боттичелли, 1444/45–1510 гг . Сумки. ISBN 978-3-8228-5992-6 . Проверено 30 июня 2010 г.
- «Эттлингерс»: Леопольд Эттлингер с Хелен С. Эттлингер, Боттичелли , 1976, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500201536
- Хартт, Фредерик , История итальянского искусства эпохи Возрождения , (2-е изд.) 1987, Темза и Гудзон (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN 0500235104
- Легуи, Сьюзан, Боттичелли , 114, 2004 г. (редакция), Chaucer Press, ISBN 1904449212
- Лайтбаун, Рональд, Сандро Боттичелли: Жизнь и работа , 1989, Темза и Гудзон
- Вазари , избранное и изд. Джордж Булл, Художники эпохи Возрождения , Penguin, 1965 (номера страниц из издания BCA, 1979). Вазари Жизнь онлайн (в другом переводе)