Jump to content

Джироламо Савонарола

(Перенаправлено с Савонаролы )


Джироламо Савонарола

Джироламо Савонарола, фра Бартоломео , ок. 1498 , Музей Сан-Марко , Флоренция .
Де-факто правитель Флоренции
Царствование Ноябрь 1494 г. - 18 марта 1498 г. [1]
Предшественник Пьеро де Медичи
Преемник Пьеро Содерини
Рожденный ( 1452-09-21 ) 21 сентября 1452 г.
Феррара , герцогство Феррара
Умер 23 мая 1498 г. ( 1498-05-23 ) (45 лет)
Флоренция , Флорентийская республика
Причина смерти Исполнение [2]
Отец Никколо ди Микеле из Савонаролы
Мать Елена Бонаколси
Подпись

Философская карьера
Эра Ренессанс
Известные идеи
Демократическая теократия [3]

Джироламо Савонарола , ОП ( Великобритания : / ˌ s æ v ɒ n ə ˈ r l ə / , США : / ˌ s æ v ə n -, s ə ˌ v ɒ n -/ , [4] [5] [6] Итальянский: [dʒiˈrɔːlamo savonaˈrɔːla] ; 21 сентября 1452 – 23 мая 1498) или Джером Савонарола [7] был аскетом [8] Доминиканский монах из Феррары и проповедник, действовавший во Флоренции эпохи Возрождения . Он стал известен своими пророчествами о гражданской славе, выступлениями за разрушение светского искусства и культуры и призывами к христианскому обновлению . Он осуждал клерикальную коррупцию, деспотическое правление и эксплуатацию бедных.

В сентябре 1494 года, когда король Франции Карл VIII вторгся в Италию и угрожал Флоренции , пророчества Савонаролы, казалось, были на грани исполнения. Пока монах вмешивался в дела французского короля, флорентийцы изгнали правящего Медичи и, по настоянию Савонаролы, установили «хорошо принятую» республику , фактически находящуюся под контролем Савонаролы. Заявив, что Флоренция станет Новым Иерусалимом , мировым центром христианства и «более богатой, могущественной и славной, чем когда-либо», [9] он учредил крайнюю моралистическую кампанию, заручившись активной помощью флорентийской молодежи.

В 1495 году, когда Флоренция отказалась присоединиться к Александра VI папы Священной лиге против французов, Ватикан вызвал Савонаролу в Рим . Он ослушался и бросил вызов папе, проповедуя под запретом , подчеркивая свою кампанию за реформы шествиями, кострами тщеславия и благочестивыми театральными представлениями. В отместку папа Александр отлучил Савонаролу от церкви в мае 1497 года и пригрозил подвергнуть Флоренцию интердикту . Испытание огнем, предложенное конкурирующим флорентийским проповедником в апреле 1498 года с целью проверить божественный мандат Савонаролы, обернулось фиаско, и общественное мнение повернулось против него. Савонарола и двое поддерживающих его монахов были заключены в тюрьму. 23 мая 1498 года церковь и гражданские власти осудили, повесили и сожгли тела трех монахов на главной площади Флоренции.

Поклонники Савонаролы, Пьяньони , поддерживали его дело республиканской свободы и религиозной реформы даже в следующем столетии. Папа Юлий II (занимавший должность: 1503–1513) якобы рассматривал возможность его канонизации . [10] Однако Медичи, вернувшиеся к власти во Флоренции в 1512 году с помощью папства, в конечном итоге ослабили движение Пьяньони . Некоторые ранние протестанты , включая самого Мартина Лютера , считали Савонаролу жизненно важным предшественником протестантской Реформации . [11] Причина его канонизации в настоящее время изучается Святым Престолом , который присвоил ему титул Слуги Божьего .

Ранние годы

[ редактировать ]
Фантастический портрет Джироламо Савонаролы работы Моретто да Брешиа , ок. 1524 .

Савонарола родился 21 сентября 1452 года в Ферраре в семье Никколо ди Микеле и Елены. Его отец, Никколо, родился в Ферраре в семье родом из Падуи ; его мать, Елена, происходила из семьи Бонакосси из Мантуи . У них с Никколо было семеро детей, из которых Джироламо был третьим. Его дед, Микеле Савонарола , известный и успешный врач и эрудит , курировал образование Джироламо. Семья накопила большое состояние благодаря медицинской практике Микеле.

После смерти своего деда в 1468 году Савонарола, возможно, посещал государственную школу, которой руководил Баттиста Гуарино, сын Гуарино да Верона , где он познакомился с классикой, а также с поэзией и произведениями Петрарки , отца гуманизма эпохи Возрождения . Получив степень искусств в Феррарском университете , он готовился поступить в медицинскую школу, следуя по стопам деда. Однако в какой-то момент он отказался от своих карьерных намерений.

В своих ранних стихах он выражает свою озабоченность состоянием Церкви и мира. Он начал писать стихи апокалиптического толка, особенно «О гибели мира» (1472 г.) и «О гибели церкви» (1475 г.), в которых он особо выделил папский двор в Риме. [12] Примерно в то же время он, кажется, задумался о религиозной жизни. Как он позже рассказал своему биографу, проповедь, которую он услышал от проповедника из Фаэнцы, убедила его покинуть мир. [13] Большинство его биографов отвергают или игнорируют рассказ его младшего брата и последователя Маурелио (позже фра Мауро) о том, что в юности Джироламо был отвергнут соседкой Лаудомией Строцци, которой он сделал предложение руки и сердца. [14] Правда это или нет, но в письме, которое он написал отцу, когда ушел из дома, чтобы присоединиться к Доминиканскому ордену, он намекает на то, что его беспокоят плотские желания. [15] Есть также рассказ, что накануне отъезда ему приснилось, что он очистился от подобных помыслов душем ледяной воды, подготовившей его к аскетической жизни. [16] В оставленном им неоконченном трактате, названном позже «De contemptu Mundi» или «О презрении к миру», он призывает читателей бежать из этого мира прелюбодеяния, содомии, убийств и зависти.

Савонарола изучал Августина и Фому Аквинского . Он также изучал Священные Писания и запоминал их отрывки. [11]

25 апреля 1475 года Джироламо Савонарола отправился в Болонью , где постучал в дверь монастыря Сан-Доменико, ордена братьев-проповедников , и попросил, чтобы его впустили. Как он рассказал отцу в прощальном письме, он хотел стать рыцарем Христовым.

В монастыре Савонарола принял соответствующий его ордену обет послушания и через год был рукоположен в сан священника. Он изучал Священное Писание, логику, аристотелевскую философию и томистскую теологию в доминиканской студии, проповедовал своим собратьям-монахам и участвовал в диспутах. Затем он поступил на богословский факультет, чтобы подготовиться к получению ученой степени. Несмотря на то, что он продолжал писать религиозные труды и углублять свою духовную жизнь, он открыто критиковал то, что он воспринимал как упадок монастырской строгости. В 1478 году его обучение было прервано, когда его отправили в доминиканский монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели в Ферраре в качестве помощника мастера послушников. Возможно, это задание было обычным временным перерывом в академической рутине, но в случае Савонаролы оно стало поворотным моментом. Одно из объяснений состоит в том, что он оттолкнул некоторых из своих начальников, особенно фра Винченцо Банделли, или Банделло , профессора студии и будущего генерального магистра доминиканцев, который возмущался сопротивлением молодого монаха изменению правил Ордена, запрещающих владение собственностью. [17] В 1482 году, вместо того, чтобы вернуться в Болонью, чтобы возобновить учебу, Савонарола был назначен лектором или учителем в монастыре Сан-Марко во Флоренции.В Сан-Марко фра Джироламо (Савонарола) преподавал новичкам логику, писал учебные пособия по этике, логике, философии и управлению, сочинял религиозные труды и готовил проповеди для местных общин. [18] Как он записал в своих записях, его проповедь не имела полного успеха. Флорентийцев отталкивала его иностранно звучащая феррарская речь, его резкий голос и (особенно для тех, кто ценил гуманистическую риторику) его неэлегантный стиль. [19]

Ожидая друга в монастыре Сан-Джорджо, он изучал Священное Писание, когда внезапно понял «около семи причин», почему Церковь вот-вот подвергнется бичеванию и обновлению. [20] Он затронул эти апокалиптические темы в Сан-Джиминьяно , куда он отправился в качестве постного проповедника в 1485 году и снова в 1486 году, но год спустя, когда он покинул Сан-Марко для нового назначения, он ничего не сказал о своих «откровениях Сан-Джорджо» во Флоренции. . [21]

Проповедник

[ редактировать ]

Следующие несколько лет Савонарола жил странствующим проповедником с посланием покаяния и реформ в городах и монастырях северной Италии. Как показывают его письма к матери и его сочинения, его уверенность и чувство миссии росли вместе с его растущей репутацией. [22] В 1490 году его перевели в Сан-Марко. Похоже, это произошло по инициативе князя-философа-гуманиста Джованни Пико делла Мирандола , который слышал Савонаролу на официальном диспуте в Реджо-Эмилии и был впечатлен его ученостью и благочестием. У Пико были проблемы с Церковью из-за некоторых его неортодоксальных философских идей (знаменитые «900 тезисов»), и он жил под защитой Лоренцо Великолепного Медичи . , фактического правителя Флоренции [23] Чтобы иметь рядом с собой Савонаролу в качестве духовного наставника, он убедил Лоренцо, что монах принесет престиж монастырю Сан-Марко и его покровителям Медичи. [24] После некоторой задержки, очевидно, из-за вмешательства своего бывшего профессора фра Винченцо Банделли , ныне генерального викария Ордена, Лоренцо удалось вернуть Савонаролу во Флоренцию, куда он прибыл в мае или июне того же года.

Иллюстрация из Compendio di откровения , 1496 год, автор Савонарола.

Савонарола проповедовал на основе Первого послания Иоанна и Книги Откровения , собирая такие большие толпы, что в конце концов он переехал в собор. Не называя имен, он сделал резкие намеки на тиранов, узурпировавших свободу народа, и подверг резкой критике их союзников, богатых и влиятельных людей, которые пренебрегали бедными и эксплуатировали их. [25] Жалуясь на злую жизнь развращенного духовенства, он теперь призывал к покаянию и обновлению перед приходом божественного бедствия. Насмешники называли его чрезмерно возбужденным фанатиком и «проповедником отчаявшихся», а его растущую группу последователей называли Пьяньони — «Плакальщики» или «Плакальщики» — эпитет, который они приняли. В 1492 году Савонарола предупреждал о «Мече Господнем над землей быстро и скоро» и предвидел ужасные бедствия для Рима. Около 1493 года (эти проповеди не сохранились) он начал пророчествовать, что из-за гор придет Новый Кир, чтобы начать обновление Церкви. [26]

В сентябре 1494 года король Франции Карл VIII пересек Альпы с грозной армией, повергнув Италию в политический хаос. [27] Многие считали прибытие короля Карла доказательством пророческого дара Савонаролы. Карл двинулся на Флоренцию, разграбив тосканские крепости и угрожая наказать город за отказ поддержать его экспедицию. Когда население вышло на улицы, чтобы изгнать Пьеро Несчастного , сына и преемника Лоренцо Медичи, Савонарола в середине ноября 1494 года возглавил делегацию в лагерь французского короля. его назначенная Богом роль реформатора Церкви. После короткой и напряженной оккупации города и еще одного вмешательства фра Джироламо (а также обещания огромной субсидии) 28 ноября 1494 года французы возобновили свое путешествие на юг. Теперь Савонарола заявил, что, ответив на его призыв к покаянию, Флорентийцы начали строить новый Ноев ковчег, который спас их от вод божественного потопа. Еще более сенсационным было сообщение в его проповеди 10 декабря:

Я объявляю городу хорошую новость о том, что Флоренция станет еще славнее, богаче и могущественнее, чем когда-либо; Во-первых, славная пред Богом так же, как и перед людьми: и ты, о Флоренция, будешь реформацией всей Италии, и отсюда обновление начнется и распространится повсюду, потому что это пуп Италии. Ваши советы изменят все светом и благодатью, которые Бог даст вам. Во-вторых, о Флоренция, у тебя будет неисчислимое богатство, и Бог умножит для тебя все. В-третьих, вы расширите свою империю и, таким образом, получите власть светскую и духовную. [28]

Эта поразительная гарантия, возможно, была намеком на традиционный патриотический миф о Флоренции как о новом Риме, с которым Савонарола встречался, читая историю Флоренции. В любом случае оно охватывало как светскую власть, так и духовное лидерство.

Реформатор

[ редактировать ]
Итальянская медаль эпохи Возрождения Джироламо Савонаролы работы Фиорентино . Электротипия , аверс

Благодаря советам и поддержке Савонаролы (как негражданин и священнослужитель он не имел права занимать этот пост) сформировалась политическая «партия» Савонаролы, получившая название «Фратески», и руководила программой монаха через советы. Олигархи, наиболее скомпрометированные своей службой Медичи, были отстранены от должности. Новая конституция предоставила права классу ремесленников, открыла второстепенные гражданские должности для выбора по жребию и предоставила каждому гражданину с хорошей репутацией право голоса в новом парламенте, Consiglio Maggiore, или Великом совете. По настоянию Савонаролы правительство Фратески после нескольких месяцев дебатов приняло «Апелляционный закон», ограничивающий давнюю практику использования ссылки и смертной казни в качестве фракционного оружия. [29] Савонарола провозгласил новую эру «всеобщего мира». 13 января 1495 года он произнес свою великую проповедь об обновлении перед огромной аудиторией в соборе, напомнив, что начал пророчествовать во Флоренции четырьмя годами ранее, хотя божественный свет пришел к нему «более пятнадцати, а может быть, и двадцати лет назад». Теперь он утверждал, что предсказал смерть Лоренцо Медичи и Папы Иннокентия VIII в 1492 году, а также приход меча в Италию — вторжение французского короля Карла. Как он и предвидел, Бог избрал Флоренцию, «пуп Италии», своим фаворитом, и он повторил: если город продолжит совершать покаяние и начнет работу обновления, он обретет богатство, славу и власть. [30]

Если у флорентийцев были какие-либо сомнения в том, что обещание мирской власти и славы имело небесную санкцию, то Савонарола подчеркнул это в проповеди от 1 апреля 1495 года, в которой описал свое мистическое путешествие к Деве Марии на небеса. У небесного престола Савонарола преподносит Святой Матери корону, изготовленную флорентийцами, и требует от нее раскрыть свое будущее. Мария предупреждает, что путь будет труден и для города, и для него, но она уверяет его, что Бог выполнит свои обещания: Флоренция будет «славнее, сильнее и богаче, чем когда-либо, расправив свои крылья дальше, чем кто-либо может себе представить». . Она и ее небесные приспешники будут защищать город от врагов и поддерживать его союз с французами. В Новом Иерусалиме, то есть во Флоренции, воцарятся мир и единство. [31] Основываясь на таких видениях, Савонарола пропагандировал теократию и провозгласил Христа королем Флоренции. [32] [33] Он рассматривал сакральное искусство как инструмент продвижения этого мировоззрения, и поэтому он был противником только светского искусства, которое он считал бесполезным и потенциально вредным. [34]

Воодушевленные освобождением и пророческими обещаниями, флорентийцы поддержали кампанию Савонаролы по избавлению города от «порока». По его неоднократному настоянию были приняты новые законы против «содомии» (которая включала однополые отношения между мужчинами и женщинами), прелюбодеяния, публичного пьянства и других моральных проступков, в то время как его лейтенант фра Сильвестро Маруффи организовал мальчиков и молодых людей для патрулирования улиц. обуздать нескромную одежду и поведение. [35] Какое-то время Папа Александр VI (1492–1503) терпел критику церкви монахом Джироламо, но был разгневан, когда Флоренция отказалась присоединиться к его новой Священной лиге против французского захватчика, и обвинил в этом пагубное влияние Савонаролы. Обмен письмами между папой и монахом зашел в тупик, из которого Савонарола пытался выйти, отправив папе «маленькую книжку», в которой рассказывалось о его пророческой карьере и описывалось некоторые из его наиболее драматических видений. Это был «Сборник откровений», самодраматизация, которая была одним из самых обширных и популярных из его произведений. [36]

Папа не успокоился. Он вызвал монаха предстать перед ним в Риме, и когда Савонарола отказался, сославшись на плохое здоровье и признавшись, что боится нападения в пути, Александр запретил ему дальнейшую проповедь. В течение нескольких месяцев Савонарола подчинялся, но когда он увидел, что его влияние падает, он бросил вызов папе и возобновил свои проповеди, которые стали более резкими по тону. Он не только нападал на тайных врагов внутри страны, которых справедливо подозревал в союзе с папской курией, но и осуждал обычных, или «прохладных», христиан, которые не спешили реагировать на его призывы. Он драматизировал свою моральную кампанию специальными мессами для молодежи, шествиями, кострами тщеславия и религиозным театром в Сан-Марко. Он и его близкий друг, поэт-гуманист Джироламо Бенивьени , сочиняли похвалы и другие религиозные песни для карнавальных шествий 1496, 1497 и 1498 годов, заменяя непристойные карнавальные песни эпохи Лоренцо Медичи. [37] Их продолжали копировать и исполнять после его смерти вместе с песнями, сочиненными Пьяньони в его память. Некоторые из них сохранились. [38]

Памятник Джироламо Савонароле

Протопротестантский

[ редактировать ]

Савонарола, как и более поздние реформаторы, желал возвращения к «ранней апостольской простоте». [39] [ нужен лучший источник ] Многие протестанты рассматривают Савонаролу как предшественника протестантской Реформации в отношении его взглядов на «доктрину оправдания, его акцент на индивидуальной вере, его акцент на авторитете Священного Писания и сострадание к бедным». [40] [11] [41] Сочинения Савонаролы широко распространились в Германии и Швейцарии , и из-за жизни и смерти Савонаролы многие люди начали считать папство коррумпированным и искали новую реформу церкви. Многие люди считали его мучеником, в том числе Мартин Лютер, на которого повлияли труды Савонаролы. Убеждения Савонаролы относительно доктрины оправдания в некотором отношении похожи на учение Мартина Лютера , утверждающее, что люди не оправдываются сами по себе. Савонарола, возможно, оказал влияние на Жана Кальвина, но это предмет исторических дискуссий. [42]

Савонарола никогда не отказывался от догматов Римско-католической церкви; например, Савонарола придерживался веры в семь таинств и в то, что Римская церковь является «матерью всех других церквей, а Папа - ее главой». [11] Однако его протесты против папской коррупции, опора на Библию как на главное руководство связывают Савонаролу с последующей реформацией. [41] Сам Савонарола считал Священное Писание очень высоким авторитетом, он сам заявлял: «Я проповедую возрождение Церкви, принимая Священное Писание как свой единственный путеводитель». [43]

Неверно, что Божья благодать достигается уже существующими делами заслуг, как если бы дела и заслуги были причиной предопределения. Напротив, это результат предопределения. [11] (Оригинальный текст можно найти в Прато, проповеди и проповеди , проповедь 8)

Скажи мне, Питер; скажи мне, Магдалина, для чего ты в раю?.. Исповедуй, что не своими заслугами приобрела ты спасение, но благостью Божией. [11] (там же, проповедь 9)

Другие цитаты из Савонаролы, такие как: «Не своими заслугами, Господи, или своими делами они были спасены, чтобы кто-нибудь не мог хвалиться, но потому, что это показалось благом в очах Твоих». заставил Мартина Лютера сказать, что, хотя богословие Савонаролы не было совершенным, оно все же было примером истинного христианского богословия. Мартин Лютер позже заявил о Савонароле: [11]

Христос канонизирует Савонаролу через нас, хотя папы и паписты разрываются из-за этого — Мартин Лютер [11]

Савонарола, почитая должность папы, тем не менее критиковал папу Александра VI и его папский двор. Савонарола даже предсказал, что Рим подвергнется суду Божьему. [43]

Папа может приказать мне сделать что-то, что противоречит закону христианской любви или Евангелию. Но если бы он так приказал, я бы сказал ему: ты не пастырь. Не Римская церковь, но ты заблуждаешься Кто такие тучные коровы Васана на горах Самарии? Я говорю, что это куртизанки Италии и Рима. Или их нет? Тысячи слишком мало для Рима, 10 000, 12 000, 14 000 слишком мало для Рима. Готовься, о Рим, велики будут твои наказания - Джироламо Савонарола [43]

Католические источники, однако, критикуют включение Савонаролы в число протестантских предшественников, поскольку большая часть его богословия по-прежнему связана с Римом. [44] Несмотря на то, что Савонарола вдохновлял некоторых протестантских реформаторов , он также оказал влияние на некоторых лидеров Контрреформации . [42]

Отлучение от церкви и смерть

[ редактировать ]
«Суд над монахом Джироламо Савонаролой» ( Processo di fra Girolamo Savonarola ), 1498 г.
Казнь фра Джироламо, фра Доменико и фра Сильвестро Маруффи.
Казнь Савонаролы на площади Синьории , картина Филиппо Дольчати (1498 г.)

12 мая 1497 года папа Александр VI отлучил от церкви. [45] Савонарола и пригрозил флорентийцам интердиктом, если они будут продолжать его укрывать. Назвав Церковь блудницей, Савонарола был отлучен от церкви за ересь и подстрекательство к мятежу.

18 марта 1498 года, после долгих дебатов и постоянного давления со стороны обеспокоенного правительства, Савонарола отказался от публичных проповедей. Под стрессом отлучения он сочинил свой духовный шедевр « Торжество Креста» — празднование победы Креста над грехом и смертью и исследование того, что значит быть христианином . Он суммировал это в теологической добродетели caritas . , или любви Любя своих ближних, христиане отвечают любовью, которую они получили от своего Создателя и Спасителя. [46] Савонарола намекнул на совершение чудес, чтобы доказать свою божественную миссию, но когда соперник-францисканский проповедник предложил проверить эту миссию, пройдя сквозь огонь , он потерял контроль над общественным дискурсом. Не посоветовавшись с ним, его доверенное лицо фра Доменико да Пеша предложило себя в качестве его суррогата, и Савонарола почувствовал, что не может позволить себе отказаться. Первый суд огнем во Флоренции за более чем четыреста лет был назначен на 7 апреля. [47] Толпа заполнила центральную площадь, желая увидеть, вмешается ли Бог, и если да, то с какой стороны. Нервные участники и их делегации на несколько часов отложили начало конкурса. Внезапный дождь залил зрителей, и правительственные чиновники отменили мероприятие. Толпа сердито разошлась; бремя доказывания легло на Савонаролу, и его обвинили в фиаско. Толпа напала на монастырь Сан-Марко.

Фра Джироламо, фра Доменико и фра Сильвестро Маруффи были арестованы и заключены в тюрьму. Под пытками Савонарола признался, что выдумал свои пророчества и видения, затем отрекся, затем признался снова. [48] В своей тюремной камере в башне правительственного дворца он составил размышления на Псалмы 51 ( Infelix ego ) и 31 ( Tristitia obsedit me ). [49] Утром 23 мая 1498 года троих монахов вывели на главную площадь, где перед трибуналом высокопоставленных священнослужителей и правительственных чиновников они были осуждены как еретики и раскольники и приговорены к немедленной смерти. Сняв свои доминиканские одежды в ходе ритуального унижения, они поднялись на эшафот в тонких белых рубашках. Каждого на отдельной виселице, их повесили, а под ними разожгли огонь, чтобы поглотить их тела. Чтобы помешать верующим искать реликвии, их прах вывезли и развеяли в Арно . [50]

Последствия

[ редактировать ]

Сопротивляясь цензуре и изгнанию, монахи Сан-Марко пропагандировали культ «трех мучеников» и почитали Савонаролу как святого. Они призывали женщин в местных монастырях и окрестных городах находить мистическое вдохновение в его примере. [51] и, сохранив многие из его проповедей и сочинений, они помогли сохранить его политические, а также религиозные идеи. [52] Возвращение Медичи в 1512 году положило конец республике, вдохновленной Савонаролой, и усилило давление на движение, хотя оба были ненадолго возрождены в 1527 году, когда Медичи были снова изгнаны. [53] В 1530 году папа Климент VII (Джулио Медичи) с помощью солдат императора Священной Римской империи восстановил власть Медичи, и Флоренция стала наследственным герцогством.

Современник Савонаролы Никколо Макиавелли обсуждает монаха в главе VI своей книги «Принц» и пишет: [54]

Если бы Моисей, Кир, Тесей и Ромул были безоружны, они не смогли бы долго соблюдать свои конституции, как это случилось в наше время с фра Джироламо Савонаролой, который был разрушен своим новым порядком вещей сразу же, как толпа перестала в него верить. и у него не было средств удержать тех, кто верил, или заставить поверить неверующих.

Мемориальная доска увековечивает место казни Савонаролы на площади Синьории во Флоренции .

Религиозные идеи Савонаролы нашли отклик в других местах. В Германии и Швейцарии ранние протестантские реформаторы, в первую очередь сам Мартин Лютер , читали некоторые сочинения монаха и восхваляли его как мученика и предшественника, чьи идеи о вере и благодати предвосхитили собственную доктрину Лютера об оправдании только верой . Во Франции многие из его работ были переведены и опубликованы, и Савонаролу стали считать предшественником евангелической, или гугенотской , реформы, хотя сам Савонарола оставался приверженцем догм католической церкви и даже в своей последней крупной работе защищал институт папства. [55] В Доминиканском ордене Савонарола считался религиозной фигурой («развивающийся образ святого прелата Контрреформации»). [56] ), и в этом благожелательном обличии память о нем продолжала жить. Филипп Нери , основатель ораторианства , флорентинец, получивший образование у доминиканцев Сан-Марко, также защищал память Савонаролы. В Виттенберге , родном городе Мартина Лютера , в его честь была воздвигнута статуя Джироламо Савонаролы. [40]

В середине девятнадцатого века «Новые Пьяньони» черпали вдохновение в трудах и проповедях монаха, посвященных итальянскому национальному пробуждению, известному как Рисорджименто . Подчеркивая его политическую активность, а не пуританство и культурный консерватизм, они восстановили голос Савонаролы за радикальные политические изменения. Почтенная дореформационная икона досталась пламенному реформатору эпохи Возрождения. Этот несколько анахроничный образ, подкрепленный многими новыми исследованиями, лег в основу новой важной биографии Паскуале Вильяри , который считал проповедь Савонаролы против деспотизма Медичи образцом итальянской борьбы за свободу и национальное объединение. [57] В Германии католический богослов и историк церкви Йозеф Шнитцер отредактировал и опубликовал современные источники, освещающие карьеру Савонаролы. В 1924 году он увенчал свое обширное исследование всесторонним исследованием жизни и времен Савонаролы, в котором он представил монаха как последнюю надежду католической церкви перед катастрофой протестантской Реформации. [58] В Итальянской народной партии, основанной доном Луиджи Стурцо считали его образцом реформированного католицизма в 1919 году, Савонаролу почитали как поборника социальной справедливости, а после 1945 года лидеры Христианско-демократической партии . В этой среде в 1952 году появилась третья из основных биографий Савонаролы, « Жизнь Джироламо Савонаролы» Роберто Ридольфи. [59] В течение следующих полувека Ридольфи был хранителем святой памяти монаха, а также деканом исследовательского центра Савонаролы, которому он помог превратиться в научную отрасль. Сегодня, когда большинство трактатов и проповедей Савонаролы, а также многие современные источники (хроники, дневники, правительственные документы и литературные произведения) доступны в критических изданиях, ученые могут дать свежие, более обоснованные оценки его характера и его места в эпоху Возрождения. Реформация и новейшая европейская история. Современная Церковь рассмотрела вопрос о его беатификации. [60]

Библиография

[ редактировать ]

Сочинения Савонаролы

[ редактировать ]
Против астрологов, после 1497 г.

На данный момент почти тридцать томов проповедей и сочинений Савонаролы опубликованы в Edizione Nazionale delle Opere di Girolamo Savonarola (Рим, Анджело Белардетти, с 1953 г. по настоящее время). Издания XV и XVI веков см. в Каталоге изданий Джироламо Савонаролы (XV–XVI вв.) изд. П. Скапечки (Флоренция, 1998 г., ISBN   978-888702722-8 ).

  • Савонарола, Джироламо (1497 г.). Против астрологов (на итальянском языке). Флоренция: Бартоломео де Либри.
  • Савонарола, Джироламо (1536 г.). Против астрологов (на итальянском языке). Венеция: Бернардино Стагнино (1.).

Культурное влияние

[ редактировать ]
  1. ^ Джироламо Савонарола, Triumphus Crucis, латинские и итальянские тексты под ред. Марио Феррара (Рим, 1961)
  2. ^ «Савонарола» . Университет Орегона . Зима 2015 . Проверено 26 мая 2018 г.
  3. ^ «Джироламо Савонарола» в Католической энциклопедии.
  4. ^ «Савонарола, Джироламо» (США) и «Савонарола, Джироламо» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года.
  5. ^ «Савонарола» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 31 мая 2019 г.
  6. ^ «Савонарола» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 31 мая 2019 г.
  7. ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том VI: Средние века. 1294–1517 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 17 ноября 2021 г.
  8. ^ Ридольфи, Роберто (1 января 2011 г.). «Британника: Джироламо Савонарола» . Британника . Проверено 22 декабря 2021 г.
  9. ^ Вайнштейн, Дональд (2011). Савонарола: Взлет и падение пророка эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета. п. 122. ИСБН  978-0-300-11193-4 .
  10. ^ Милман, Генри Харт (1870). «Очерк I: Савонарола». Савонарола, Эразм и другие эссе (перепечатано из издания «Ежеквартальный обзор»). Лондон: Джон Мюррей. п. 74 . Проверено 28 мая 2023 г. Был сильный спрос на [...] его канонизацию. Говорят, что об этом задумывался даже Юлий II [...].
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Филип Шафф: История христианской церкви, Том VI: Средние века. 1294–1517 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 17 ноября 2021 г.
  12. ^ «Английские переводы в Савонароле. Путеводитель по праведной жизни и другим произведениям под ред. Конрада Эйзенбихлера (Торонто, Центр исследований Реформации и Возрождения, 2003) 61–68».
  13. ^ , Джанфранческо Пико Делла Мирандола, Жизнь Джерома Савонаролы изд. Элизабетта Шисто (Флоренция, 1999) 114.
  14. Сообщил фра Бенедетто Лускино в его Vulnera Diligentis изд. Стефано Далл'Альо (Флоренция, 2002 г.), стр. 22–33, 301.
  15. ^ «Как и вы, я сделан из плоти, и моя чувственность воюет с моим разумом; мне предстоит жестокая борьба, чтобы удержать дьявола от моей спины». Перевод с Джироламо Савонаролы, Lettere e Scritti apologici eds. Ридольфи, Романо, Верде (Рим, 1984), с. 6.
  16. ^ Жизнь блаженного Джироламо Савонаролы изд. Роберто Ридольфи (Флоренция, 1937) с. 8.
  17. ^ Майкл Тавуцци ОП, «Савонарола и Винсент Банделло», Архив братьев- проповедников 59 (1999) 199–224.
  18. ^ Избранные сочинения Джироламо Савонаролы о религии и политике, 1490–1498 гг. Перевод и редакция Анны Борелли и Марии Пасторе Пассаро (Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 2006).
  19. ^ «Он почти никого не удовлетворил ни жестами, ни манерой говорить, как я помню, пробыв там весь Великий пост. В конце концов там осталось менее двадцати пяти человек, мужчин, женщин и детей». Перевод из «Epistola di fra Placido Cinozzi», в П. Виллари, Э. Казанове, Scelta di prediche e scritti di fra Girolamo Savonarola con nuovi documenti intorno alla sua vita (Флоренция, 1898), с. 11.
  20. ^ Армандо Ф. Верде ОП, « И еду из Сан-Джиминьяно проповедовать». Alle origini della profezia savonaroliana", Living Man IX (1998), стр. 269–298.
  21. ^ Дональд Вайнштейн, Савонарола. Взлет и падение пророка эпохи Возрождения (Нью-Хейвен, 2011), стр. 36–37.
  22. Перевод письма брата Джироламо своей матери, 25 января 1490 г., Джироламо Савонарола, Путеводитель по праведной жизни и другим делам, Конрад Эйзенбихлер (Торонто, 2003) 38–41.
  23. ^ Уильям Г. Крэйвен, Джованни Пико делла Мирандола: Символ его эпохи: современные интерпретации философа эпохи Возрождения (Женева, Швейцария, 1981).
  24. ^ Тавуцци, «Савонарола и Винченцо Банделло», 216–217.
  25. ^ «Уроки или проповеди об Апокалипсисе Джироламо Савонаролы (1490 г.) 'nova dicere et novo modo'», изд. Армандо Ф. Верде ОП, «Представь и слово», Филологическая риторика-предикативная риторика (Валла и Савонарола) Доминиканские мемуары , ns (1988) 5–109
  26. ^ Вайнштейн, Савонарола, Взлет и падение пророка эпохи Возрождения, стр. 87–96.
  27. ^ Дэвид Абулафия, Спуск французов в Италию эпохи Возрождения (Олдершот, 1995).
  28. ^ Цитируется в Дональде Вайнштейне, Савонароле и Флорентийском пророчестве и патриотизме в эпоху Возрождения (Princeton University Press, 1970) 143. О флорентийской гражданской мифологии, Николай Рубинштейн, «Начало политической мысли во Флоренции. Исследование средневековой историографии», Журнал Институты Варбурга и Курто (V, 1942) 198–227; Ганс Барон, Кризис раннего итальянского Возрождения, 2-е изд. (Издательство Принстонского университета, 1966).
  29. ^ О Савонароле и конституционной реформе Флоренции см. Феликса Гилберта, «Флорентийские политические предположения в период Савонаролы и Содерини», Журнал Институтов Варбурга и Курто XII (1957) 187–214, и Николая Рубинштейна, «Политика и конституция во Флоренции в Конец пятнадцатого века», Итальянские исследования Возрождения под ред. Э. Ф. Джейкоб (Лондон, 1963). Успех Фратески в препятствовании патрициям занимать свои посты подвергался сомнению, в первую очередь Рослин Купер, «Флорентийская правящая группа под властью Governo Popolare», 1494–1512, Исследования по истории Средневековья и Возрождения (1984/5), 71–181. .
  30. ^ Английский перевод в Борелли, Пассаро, Избранные сочинения Джироламо Савонаролы 59–76.
  31. ^ Марк Дж. Цукер, «Савонарола создает произведение искусства: корона Богородицы в Сборнике откровений», Исследования Макиавелли 5 (1966), под редакцией Винченцо Де Нардо, Кристофер Фултон, стр. 119–145; Раб Хэтфилд, «Мистическое Рождество Боттичелли, Савонарола и тысячелетие», Журнал Институтов Варбурга и Курто 58 (1995) 89–114.
  32. ^ «Политическая реформа была лишь частью великой задачи, которую поставил перед собой Савонарола; его план включал обновление общественной жизни, а также науки, литературы и искусства. Христианство должно было восстановить свой суверенитет над язычеством ложного Возрождения. во всех сферах жизни. Его «Эввива Христо» должна была звучать из уст в уста. Политика, общество, наука и искусство должны были иметь в своей основе заповеди Бога. Христос должен был быть провозглашен королем Флоренции и ее защитником. свободы». – Людвиг фон Пастор , История Пап , Vol. 5, с. 192, [1]
  33. ^ «Он стремился установить во Флоренции теократию, напоминающую ту, которой правили евреи во времена судей. Таким образом, религиозная идея приняла форму в политике, и монархия должна была быть установлена ​​демократией под непосредственным руководством Бога, Савонарола, как Даниил флорентийцев, должен был быть посредником Божественных ответов и повелений». – Людвиг фон Пастор , История Пап , Том. 5, с. 210, [2]
  34. ^ «'Он осуждал не само Искусство, а его осквернение, привнесение земных и даже нескромных чувств и одежды в священные картины. Напротив, благочестивое и подлинно религиозное искусство было бы действенной опорой в построении этого идеала. Государство, о котором он мечтал и на какое-то время даже воплотил в жизнь». Снова и снова Савонарола объясняет, в чем он находит недостатки в современном искусстве и что он хочет заменить им. Для него назидание является главной целью искусства; он не терпит ничего, что не направлено на служение религии». – Людвиг фон Пастор , История Пап , Vol. 5, с. 195, [3]
  35. ^ О гомоэротизме во Флоренции и кампании Савонаролы против него, Майкл Рок, Запретная дружба: гомосексуализм и мужская культура во Флоренции эпохи Возрождения (Нью-Йорк, 1996). В более общем плане о молодежной культуре см. Ричард Трекслер, «Общественная жизнь во Флоренции эпохи Возрождения» (Нью-Йорк, 1980).
  36. ^ «Сборник откровений», переведенный в книге «Апокалиптическая духовность: трактаты и письма Лактанция», Адсо из Монтье-ан-Дера, Иоахима из Фиоре, францисканских спиритуалов, изд. Савонаролы. Бернард Макгинн (Нью-Йорк, 1970) 211–270.
  37. ^ Английский перевод похвалы Бенивьени в Борелли, Пассаро, Избранные сочинения Джироламо Савонаролы 231–233.
  38. ^ Патрик Мэйси, Музыкальное наследие Савонаролы «Песни костра» (Оксфорд, Clarendon Press, 1998). Издано вместе с компакт-диском с исполнением карнавальных песен, лауд и мотетов Eastman Capella Antiqua.
  39. ^ Хьюстон, Хлоя (2016). Утопия эпохи Возрождения: диалог, путешествия и идеальное общество . Рутледж. ISBN  978-1-317-01798-1 .
  40. ^ Jump up to: а б Десен, Кристиан фон (2013). Философы и религиозные лидеры . Рутледж . п. 169. ИСБН  978-1-135-95102-3 . Мартин Лютер, немецкий реформатор, возможно, находился под влиянием учения Савонаролы об доктрине оправдания, его акцента на индивидуальной вере и сострадании к бедным. Статуя итальянца была установлена ​​в родном городе Лютера Виттенберге.
  41. ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Савонарола, Джироламо » Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  42. ^ Jump up to: а б «Как Савонарола повлиял на Реформацию и Контрреформацию — DailyHistory.org» . dailyhistory.org . Проверено 4 декабря 2021 г.
  43. ^ Jump up to: а б с «Филип Шафф: История христианской церкви, Том VI: Средние века. 1294–1517 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 24 декабря 2021 г.
  44. ^ «Католическая энциклопедия: Джироламо Савонарола» . www.newadvent.org . Проверено 9 декабря 2021 г.
  45. ^ Краткое изложение Папы Александра VI, отлучающего Савонаролу от церкви : История Джироламо Савонаролы и его времен , Паскуале Вильяри , Леонард Хорнер, пер., Лондон, Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин, 1863, Том 2, стр. 392– 394.
  46. ^ Джироламо Савонарола, Triumphus Crucis, латинские и итальянские тексты под ред. Марио Феррара (Рим, 1961)
  47. ^ Лауро Мартинес, Юристы и государственное управление во Флоренции эпохи Возрождения (Принстон, 1968), стр. 202–203.
  48. ^ Полные записи допросов в I Processi di Girolamo Savonarola (1498), изд. И.Г. Рао, П. Вити, Р.М. Заккария (Флоренция, 2001 г.); Французский перевод и комментарии, Роберт Кляйн, Le proces de Savonarole (Париж, 1957).
  49. ^ Джироламо Савонарола, Тюремные размышления на Псалмы 51 и 31 Тр., изд. Джон Патрик Доннелли SJ (Милуоки, издательство Marquette University Press, 1994).
  50. ^ Свидетельство очевидца Пианьоне Луки Ландуччи во Флорентийском дневнике с 1460 по 1516 год, пер. Элис Де Розен Джервис (Лондон, 1927), стр. 142–143.
  51. ^ Лоренцо Полиццотто, «Когда выпадают святые: женщины и реформистское движение Савонаролана во Флоренции начала шестнадцатого века», Renaissance Quarterly 46 (1993) 486–525; Шэрон Т. Строккиа, «Свидетели Савонаролана: монахини Сан-Якопо и движение Пьяньоне во Флоренции шестнадцатого века», The Sixteenth Century Journal 38 (2007), 393–418; Тамар Херциг, Женщины Савонаролы: видения и реформы в Италии эпохи Возрождения (University of Chicago Press, 2008); Строккья, Монахини и женские монастыри во Флоренции эпохи Возрождения (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2009.
  52. ^ Полиццотто, Избранная нация, главы 5–8; Вайнштейн, Савонарола «Взлет и падение пророка эпохи Возрождения», глава 25.
  53. ^ Сесил Рот, Последняя Флорентийская республика (Лондон, 1925).
  54. ^ Макиавелли, «IV. О новых княжествах, приобретенных собственным оружием и способностями» , «Государь» , заархивировано из оригинала 30 ноября 2012 г. , получено 22 августа 2012 г. - через блог One Tenth.
  55. ^ Вайнштейн, Savonarola Rise and Fall, 360, примечание 26, опираясь на работы на немецком (Nolte) и итальянском языках (Simoncelli и Dall 'Aglio).
  56. ^ Лоренцо Полиццотто, Избранная нация, с. 443.
  57. ^ Паскуале Вильяри, Жизнь и времена Джироламо Савонаролы пер. Линды Виллари, 2 тома (Нью-Йорк, 1890 г.).
  58. ^ Йозеф Шнитцер, Савонарола Культурный образ эпохи Возрождения, 2 тома (Мюнхен, 1924); Итальянский перевод Савонарола пер. Эрнесто Рутили, 2 тома (Милан, 1931). Нет английского перевода.
  59. ^ Роберто Ридольфи, Жизнь Джироламо Савонаролы, 6-е изд. с дополнительными примечаниями Армандо Ф. Верде ОП (Флоренция, 1981).
  60. ^ Инноченцо Венки, ОП «Инициативы Доминиканского ордена по продвижению дела беатификации достопочтенного Фра Джироламо Савонаролы ОП», « Исследования Савонароли к V столетнему юбилею» , изд. Джан Карло Гарфанини (Флоренция, 1996), стр. 93–97
  61. ^ Словарь Гроува, 5-е изд.
  62. ^ Ленау, Николаус (1837). Савонарола эйн Гедихт (на немецком языке). Дж. Г. Котта . Проверено 4 марта 2021 г.
  63. ^ Элиот, Джордж (2005). Ромола . Питерборо, Онтарио: Broadview Press. ISBN  1-55111-757-6 .
  64. ^ «Каталог Немецкой национальной библиотеки» . портал.dnb.de .
  65. ^ Херрманн, Бернхард (2013). Крейцманн, Феликс (ред.). Савонарола в огне (на немецком языке). п. 162.
  66. ^ Савонарола: Биография в драматических эпизодах . Кессинджер Паблишинг, ООО. 2010. ISBN  978-1-162-61143-3 .
  67. ^ Таннахилл, Иордания (2019). Боттичелли в огне (Основное издание). Фабер и Фабер. п. 112. ИСБН  978-0-571-36016-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Далл'Альо, Стефано, Савонарола и савонаролизм (Торонто: Центр исследований Реформации и Возрождения. 2010).
  • Герциг, Тамар , Женщины Савонаролы: видения и реформы в Италии эпохи Возрождения (Чикаго: University of Chicago Press. 2008).
  • Ловински, Эдвард Э. , Музыка в культуре Возрождения и другие очерки (University of Chicago Press, 1989).
  • Мейси, Патрик, «Песни костра: музыкальное наследие Савонаролы» (Оксфорд, Clarendon Press, 1998).
  • Мартинес, Лауро, Пожар в городе: Савонарола и борьба за Флоренцию эпохи Возрождения (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006) ISBN   978-0195177480
  • Мельцов, Стэнли , Боттичелли, Синьорелли и Савонарола: Поэтическая теология и живопись от Боккаччо до Полициано (Флоренция: Л. С. Ольшки, 1987).
  • Моррис, Саманта, величайший противник Папы: Джироламо Савонарола (Южный Йоркшир: История пера и меча, 2021).
  • Полиццотто, Лоренцо, Избранная нация: движение Савонаролан во Флоренции, 1494–1545 (Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994).
  • Ридольфи, Роберто, Жизнь Джироламо Савонаролы , изд. А. Ф. Верде (Флоренция, 6-е изд., 1997 г.).
  • Рёдер, Ральф Эдмунд Леклерк , Человек эпохи Возрождения: Четыре законодателя: Савонарола, Макиавелли, Кастильоне, Аретино (The Viking Press, 1933).
  • Стейнберг, Рональд М., Фра Джироламо Савонарола, флорентийское искусство и историография эпохи Возрождения (Афины: Издательство Университета Огайо, 1977).
  • Смайлс, доктор юридических наук, Сэмюэл , «Стойкость до конца – Савонарола», гл. VI долга: с иллюстрациями мужества, терпения и выносливости (Лондон: Джон Мюррей, 1880).
  • Стратерн, Пол , Смерть во Флоренции: Медичи, Саванарола и битва за душу города эпохи Возрождения (Нью-Йорк, Лондон: Pegasus Books, 2015).
  • Виллари, Паскуале , Жизнь и времена Джироламо Савонаролы , 2 тт. (Лондон, 1888 г.)
  • Вайнштейн, Дональд , Савонарола: Взлет и падение пророка эпохи Возрождения (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2011) ISBN   978-0-300-11193-4
  • Вайнштейн, Дональд и Хочкисс, Валери Р., ред. Джироламо Савонарола Благочестие, пророчества и политика во Флоренции эпохи Возрождения , Каталог выставки (Даллас, Библиотека Бридвелла, 1994).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 154fd7dc1aeedecd07e7bb7e8bc74059__1720988880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/59/154fd7dc1aeedecd07e7bb7e8bc74059.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Girolamo Savonarola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)