Джироламо Савонарола
Джироламо Савонарола | |
---|---|
Де-факто правитель Флоренции | |
Царствование | Ноябрь 1494 г. - 18 марта 1498 г. [1] |
Предшественник | Пьеро де Медичи |
Преемник | Пьеро Содерини |
Рожденный | Феррара , герцогство Феррара | 21 сентября 1452 г.
Умер | 23 мая 1498 г. Флоренция , Флорентийская республика | (45 лет)
Причина смерти | Исполнение [2] |
Отец | Никколо ди Микеле из Савонаролы |
Мать | Елена Бонаколси |
Подпись | |
Философская карьера | |
Эра | Ренессанс |
Известные идеи | Демократическая теократия [3] |
Джироламо Савонарола , ОП ( Великобритания : / ˌ s æ v ɒ n ə ˈ r oʊ l ə / , США : / ˌ s æ v ə n -, s ə ˌ v ɒ n -/ , [4] [5] [6] Итальянский: [dʒiˈrɔːlamo savonaˈrɔːla] ; 21 сентября 1452 – 23 мая 1498) или Джером Савонарола [7] был аскетом [8] Доминиканский монах из Феррары и проповедник, действовавший во Флоренции эпохи Возрождения . Он стал известен своими пророчествами о гражданской славе, выступлениями за разрушение светского искусства и культуры и призывами к христианскому обновлению . Он осуждал клерикальную коррупцию, деспотическое правление и эксплуатацию бедных.
В сентябре 1494 года, когда король Франции Карл VIII вторгся в Италию и угрожал Флоренции , пророчества Савонаролы, казалось, были на грани исполнения. Пока монах вмешивался в дела французского короля, флорентийцы изгнали правящего Медичи и, по настоянию Савонаролы, установили «хорошо принятую» республику , фактически находящуюся под контролем Савонаролы. Заявив, что Флоренция станет Новым Иерусалимом , мировым центром христианства и «более богатой, могущественной и славной, чем когда-либо», [9] он учредил крайнюю моралистическую кампанию, заручившись активной помощью флорентийской молодежи.
В 1495 году, когда Флоренция отказалась присоединиться к Александра VI папы Священной лиге против французов, Ватикан вызвал Савонаролу в Рим . Он ослушался и бросил вызов папе, проповедуя под запретом , подчеркивая свою кампанию за реформы шествиями, кострами тщеславия и благочестивыми театральными представлениями. В отместку папа Александр отлучил Савонаролу от церкви в мае 1497 года и пригрозил подвергнуть Флоренцию интердикту . Испытание огнем, предложенное конкурирующим флорентийским проповедником в апреле 1498 года с целью проверить божественный мандат Савонаролы, обернулось фиаско, и общественное мнение повернулось против него. Савонарола и двое поддерживающих его монахов были заключены в тюрьму. 23 мая 1498 года церковь и гражданские власти осудили, повесили и сожгли тела трех монахов на главной площади Флоренции.
Поклонники Савонаролы, Пьяньони , поддерживали его дело республиканской свободы и религиозной реформы даже в следующем столетии. Папа Юлий II (занимавший должность: 1503–1513) якобы рассматривал возможность его канонизации . [10] Однако Медичи, вернувшиеся к власти во Флоренции в 1512 году с помощью папства, в конечном итоге ослабили движение Пьяньони . Некоторые ранние протестанты , включая самого Мартина Лютера , считали Савонаролу жизненно важным предшественником протестантской Реформации . [11] Причина его канонизации в настоящее время изучается Святым Престолом , который присвоил ему титул Слуги Божьего .
Ранние годы
[ редактировать ]Савонарола родился 21 сентября 1452 года в Ферраре в семье Никколо ди Микеле и Елены. Его отец, Никколо, родился в Ферраре в семье родом из Падуи ; его мать, Елена, происходила из семьи Бонакосси из Мантуи . У них с Никколо было семеро детей, из которых Джироламо был третьим. Его дед, Микеле Савонарола , известный и успешный врач и эрудит , курировал образование Джироламо. Семья накопила большое состояние благодаря медицинской практике Микеле.
После смерти своего деда в 1468 году Савонарола, возможно, посещал государственную школу, которой руководил Баттиста Гуарино, сын Гуарино да Верона , где он познакомился с классикой, а также с поэзией и произведениями Петрарки , отца гуманизма эпохи Возрождения . Получив степень искусств в Феррарском университете , он готовился поступить в медицинскую школу, следуя по стопам деда. Однако в какой-то момент он отказался от своих карьерных намерений.
В своих ранних стихах он выражает свою озабоченность состоянием Церкви и мира. Он начал писать стихи апокалиптического толка, особенно «О гибели мира» (1472 г.) и «О гибели церкви» (1475 г.), в которых он особо выделил папский двор в Риме. [12] Примерно в то же время он, кажется, задумался о религиозной жизни. Как он позже рассказал своему биографу, проповедь, которую он услышал от проповедника из Фаэнцы, убедила его покинуть мир. [13] Большинство его биографов отвергают или игнорируют рассказ его младшего брата и последователя Маурелио (позже фра Мауро) о том, что в юности Джироламо был отвергнут соседкой Лаудомией Строцци, которой он сделал предложение руки и сердца. [14] Правда это или нет, но в письме, которое он написал отцу, когда ушел из дома, чтобы присоединиться к Доминиканскому ордену, он намекает на то, что его беспокоят плотские желания. [15] Есть также рассказ, что накануне отъезда ему приснилось, что он очистился от подобных помыслов душем ледяной воды, подготовившей его к аскетической жизни. [16] В оставленном им неоконченном трактате, названном позже «De contemptu Mundi» или «О презрении к миру», он призывает читателей бежать из этого мира прелюбодеяния, содомии, убийств и зависти.
Савонарола изучал Августина и Фому Аквинского . Он также изучал Священные Писания и запоминал их отрывки. [11]
25 апреля 1475 года Джироламо Савонарола отправился в Болонью , где постучал в дверь монастыря Сан-Доменико, ордена братьев-проповедников , и попросил, чтобы его впустили. Как он рассказал отцу в прощальном письме, он хотел стать рыцарем Христовым.
Монах
[ редактировать ]В монастыре Савонарола принял соответствующий его ордену обет послушания и через год был рукоположен в сан священника. Он изучал Священное Писание, логику, аристотелевскую философию и томистскую теологию в доминиканской студии, проповедовал своим собратьям-монахам и участвовал в диспутах. Затем он поступил на богословский факультет, чтобы подготовиться к получению ученой степени. Несмотря на то, что он продолжал писать религиозные труды и углублять свою духовную жизнь, он открыто критиковал то, что он воспринимал как упадок монастырской строгости. В 1478 году его обучение было прервано, когда его отправили в доминиканский монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели в Ферраре в качестве помощника мастера послушников. Возможно, это задание было обычным временным перерывом в академической рутине, но в случае Савонаролы оно стало поворотным моментом. Одно из объяснений состоит в том, что он оттолкнул некоторых из своих начальников, особенно фра Винченцо Банделли, или Банделло , профессора студии и будущего генерального магистра доминиканцев, который возмущался сопротивлением молодого монаха изменению правил Ордена, запрещающих владение собственностью. [17] В 1482 году, вместо того, чтобы вернуться в Болонью, чтобы возобновить учебу, Савонарола был назначен лектором или учителем в монастыре Сан-Марко во Флоренции.В Сан-Марко фра Джироламо (Савонарола) преподавал новичкам логику, писал учебные пособия по этике, логике, философии и управлению, сочинял религиозные труды и готовил проповеди для местных общин. [18] Как он записал в своих записях, его проповедь не имела полного успеха. Флорентийцев отталкивала его иностранно звучащая феррарская речь, его резкий голос и (особенно для тех, кто ценил гуманистическую риторику) его неэлегантный стиль. [19]
Ожидая друга в монастыре Сан-Джорджо, он изучал Священное Писание, когда внезапно понял «около семи причин», почему Церковь вот-вот подвергнется бичеванию и обновлению. [20] Он затронул эти апокалиптические темы в Сан-Джиминьяно , куда он отправился в качестве постного проповедника в 1485 году и снова в 1486 году, но год спустя, когда он покинул Сан-Марко для нового назначения, он ничего не сказал о своих «откровениях Сан-Джорджо» во Флоренции. . [21]
Проповедник
[ редактировать ]Следующие несколько лет Савонарола жил странствующим проповедником с посланием покаяния и реформ в городах и монастырях северной Италии. Как показывают его письма к матери и его сочинения, его уверенность и чувство миссии росли вместе с его растущей репутацией. [22] В 1490 году его перевели в Сан-Марко. Похоже, это произошло по инициативе князя-философа-гуманиста Джованни Пико делла Мирандола , который слышал Савонаролу на официальном диспуте в Реджо-Эмилии и был впечатлен его ученостью и благочестием. У Пико были проблемы с Церковью из-за некоторых его неортодоксальных философских идей (знаменитые «900 тезисов»), и он жил под защитой Лоренцо Великолепного Медичи . , фактического правителя Флоренции [23] Чтобы иметь рядом с собой Савонаролу в качестве духовного наставника, он убедил Лоренцо, что монах принесет престиж монастырю Сан-Марко и его покровителям Медичи. [24] После некоторой задержки, очевидно, из-за вмешательства своего бывшего профессора фра Винченцо Банделли , ныне генерального викария Ордена, Лоренцо удалось вернуть Савонаролу во Флоренцию, куда он прибыл в мае или июне того же года.
Пророк
[ редактировать ]Савонарола проповедовал на основе Первого послания Иоанна и Книги Откровения , собирая такие большие толпы, что в конце концов он переехал в собор. Не называя имен, он сделал резкие намеки на тиранов, узурпировавших свободу народа, и подверг резкой критике их союзников, богатых и влиятельных людей, которые пренебрегали бедными и эксплуатировали их. [25] Жалуясь на злую жизнь развращенного духовенства, он теперь призывал к покаянию и обновлению перед приходом божественного бедствия. Насмешники называли его чрезмерно возбужденным фанатиком и «проповедником отчаявшихся», а его растущую группу последователей называли Пьяньони — «Плакальщики» или «Плакальщики» — эпитет, который они приняли. В 1492 году Савонарола предупреждал о «Мече Господнем над землей быстро и скоро» и предвидел ужасные бедствия для Рима. Около 1493 года (эти проповеди не сохранились) он начал пророчествовать, что из-за гор придет Новый Кир, чтобы начать обновление Церкви. [26]
В сентябре 1494 года король Франции Карл VIII пересек Альпы с грозной армией, повергнув Италию в политический хаос. [27] Многие считали прибытие короля Карла доказательством пророческого дара Савонаролы. Карл двинулся на Флоренцию, разграбив тосканские крепости и угрожая наказать город за отказ поддержать его экспедицию. Когда население вышло на улицы, чтобы изгнать Пьеро Несчастного , сына и преемника Лоренцо Медичи, Савонарола в середине ноября 1494 года возглавил делегацию в лагерь французского короля. его назначенная Богом роль реформатора Церкви. После короткой и напряженной оккупации города и еще одного вмешательства фра Джироламо (а также обещания огромной субсидии) 28 ноября 1494 года французы возобновили свое путешествие на юг. Теперь Савонарола заявил, что, ответив на его призыв к покаянию, Флорентийцы начали строить новый Ноев ковчег, который спас их от вод божественного потопа. Еще более сенсационным было сообщение в его проповеди 10 декабря:
Я объявляю городу хорошую новость о том, что Флоренция станет еще славнее, богаче и могущественнее, чем когда-либо; Во-первых, славная пред Богом так же, как и перед людьми: и ты, о Флоренция, будешь реформацией всей Италии, и отсюда обновление начнется и распространится повсюду, потому что это пуп Италии. Ваши советы изменят все светом и благодатью, которые Бог даст вам. Во-вторых, о Флоренция, у тебя будет неисчислимое богатство, и Бог умножит для тебя все. В-третьих, вы расширите свою империю и, таким образом, получите власть светскую и духовную. [28]
Эта поразительная гарантия, возможно, была намеком на традиционный патриотический миф о Флоренции как о новом Риме, с которым Савонарола встречался, читая историю Флоренции. В любом случае оно охватывало как светскую власть, так и духовное лидерство.
Реформатор
[ редактировать ]Благодаря советам и поддержке Савонаролы (как негражданин и священнослужитель он не имел права занимать этот пост) сформировалась политическая «партия» Савонаролы, получившая название «Фратески», и руководила программой монаха через советы. Олигархи, наиболее скомпрометированные своей службой Медичи, были отстранены от должности. Новая конституция предоставила права классу ремесленников, открыла второстепенные гражданские должности для выбора по жребию и предоставила каждому гражданину с хорошей репутацией право голоса в новом парламенте, Consiglio Maggiore, или Великом совете. По настоянию Савонаролы правительство Фратески после нескольких месяцев дебатов приняло «Апелляционный закон», ограничивающий давнюю практику использования ссылки и смертной казни в качестве фракционного оружия. [29] Савонарола провозгласил новую эру «всеобщего мира». 13 января 1495 года он произнес свою великую проповедь об обновлении перед огромной аудиторией в соборе, напомнив, что начал пророчествовать во Флоренции четырьмя годами ранее, хотя божественный свет пришел к нему «более пятнадцати, а может быть, и двадцати лет назад». Теперь он утверждал, что предсказал смерть Лоренцо Медичи и Папы Иннокентия VIII в 1492 году, а также приход меча в Италию — вторжение французского короля Карла. Как он и предвидел, Бог избрал Флоренцию, «пуп Италии», своим фаворитом, и он повторил: если город продолжит совершать покаяние и начнет работу обновления, он обретет богатство, славу и власть. [30]
Если у флорентийцев были какие-либо сомнения в том, что обещание мирской власти и славы имело небесную санкцию, то Савонарола подчеркнул это в проповеди от 1 апреля 1495 года, в которой описал свое мистическое путешествие к Деве Марии на небеса. У небесного престола Савонарола преподносит Святой Матери корону, изготовленную флорентийцами, и требует от нее раскрыть свое будущее. Мария предупреждает, что путь будет труден и для города, и для него, но она уверяет его, что Бог выполнит свои обещания: Флоренция будет «славнее, сильнее и богаче, чем когда-либо, расправив свои крылья дальше, чем кто-либо может себе представить». . Она и ее небесные приспешники будут защищать город от врагов и поддерживать его союз с французами. В Новом Иерусалиме, то есть во Флоренции, воцарятся мир и единство. [31] Основываясь на таких видениях, Савонарола пропагандировал теократию и провозгласил Христа королем Флоренции. [32] [33] Он рассматривал сакральное искусство как инструмент продвижения этого мировоззрения, и поэтому он был противником только светского искусства, которое он считал бесполезным и потенциально вредным. [34]
Воодушевленные освобождением и пророческими обещаниями, флорентийцы поддержали кампанию Савонаролы по избавлению города от «порока». По его неоднократному настоянию были приняты новые законы против «содомии» (которая включала однополые отношения между мужчинами и женщинами), прелюбодеяния, публичного пьянства и других моральных проступков, в то время как его лейтенант фра Сильвестро Маруффи организовал мальчиков и молодых людей для патрулирования улиц. обуздать нескромную одежду и поведение. [35] Какое-то время Папа Александр VI (1492–1503) терпел критику церкви монахом Джироламо, но был разгневан, когда Флоренция отказалась присоединиться к его новой Священной лиге против французского захватчика, и обвинил в этом пагубное влияние Савонаролы. Обмен письмами между папой и монахом зашел в тупик, из которого Савонарола пытался выйти, отправив папе «маленькую книжку», в которой рассказывалось о его пророческой карьере и описывалось некоторые из его наиболее драматических видений. Это был «Сборник откровений», самодраматизация, которая была одним из самых обширных и популярных из его произведений. [36]
Папа не успокоился. Он вызвал монаха предстать перед ним в Риме, и когда Савонарола отказался, сославшись на плохое здоровье и признавшись, что боится нападения в пути, Александр запретил ему дальнейшую проповедь. В течение нескольких месяцев Савонарола подчинялся, но когда он увидел, что его влияние падает, он бросил вызов папе и возобновил свои проповеди, которые стали более резкими по тону. Он не только нападал на тайных врагов внутри страны, которых справедливо подозревал в союзе с папской курией, но и осуждал обычных, или «прохладных», христиан, которые не спешили реагировать на его призывы. Он драматизировал свою моральную кампанию специальными мессами для молодежи, шествиями, кострами тщеславия и религиозным театром в Сан-Марко. Он и его близкий друг, поэт-гуманист Джироламо Бенивьени , сочиняли похвалы и другие религиозные песни для карнавальных шествий 1496, 1497 и 1498 годов, заменяя непристойные карнавальные песни эпохи Лоренцо Медичи. [37] Их продолжали копировать и исполнять после его смерти вместе с песнями, сочиненными Пьяньони в его память. Некоторые из них сохранились. [38]
Протопротестантский
[ редактировать ]Савонарола, как и более поздние реформаторы, желал возвращения к «ранней апостольской простоте». [39] [ нужен лучший источник ] Многие протестанты рассматривают Савонаролу как предшественника протестантской Реформации в отношении его взглядов на «доктрину оправдания, его акцент на индивидуальной вере, его акцент на авторитете Священного Писания и сострадание к бедным». [40] [11] [41] Сочинения Савонаролы широко распространились в Германии и Швейцарии , и из-за жизни и смерти Савонаролы многие люди начали считать папство коррумпированным и искали новую реформу церкви. Многие люди считали его мучеником, в том числе Мартин Лютер, на которого повлияли труды Савонаролы. Убеждения Савонаролы относительно доктрины оправдания в некотором отношении похожи на учение Мартина Лютера , утверждающее, что люди не оправдываются сами по себе. Савонарола, возможно, оказал влияние на Жана Кальвина, но это предмет исторических дискуссий. [42]
Савонарола никогда не отказывался от догматов Римско-католической церкви; например, Савонарола придерживался веры в семь таинств и в то, что Римская церковь является «матерью всех других церквей, а Папа - ее главой». [11] Однако его протесты против папской коррупции, опора на Библию как на главное руководство связывают Савонаролу с последующей реформацией. [41] Сам Савонарола считал Священное Писание очень высоким авторитетом, он сам заявлял: «Я проповедую возрождение Церкви, принимая Священное Писание как свой единственный путеводитель». [43]
Неверно, что Божья благодать достигается уже существующими делами заслуг, как если бы дела и заслуги были причиной предопределения. Напротив, это результат предопределения. [11] (Оригинальный текст можно найти в Прато, проповеди и проповеди , проповедь 8)
Скажи мне, Питер; скажи мне, Магдалина, для чего ты в раю?.. Исповедуй, что не своими заслугами приобрела ты спасение, но благостью Божией. [11] (там же, проповедь 9)
Другие цитаты из Савонаролы, такие как: «Не своими заслугами, Господи, или своими делами они были спасены, чтобы кто-нибудь не мог хвалиться, но потому, что это показалось благом в очах Твоих». заставил Мартина Лютера сказать, что, хотя богословие Савонаролы не было совершенным, оно все же было примером истинного христианского богословия. Мартин Лютер позже заявил о Савонароле: [11]
Христос канонизирует Савонаролу через нас, хотя папы и паписты разрываются из-за этого — Мартин Лютер [11]
Савонарола, почитая должность папы, тем не менее критиковал папу Александра VI и его папский двор. Савонарола даже предсказал, что Рим подвергнется суду Божьему. [43]
Папа может приказать мне сделать что-то, что противоречит закону христианской любви или Евангелию. Но если бы он так приказал, я бы сказал ему: ты не пастырь. Не Римская церковь, но ты заблуждаешься Кто такие тучные коровы Васана на горах Самарии? Я говорю, что это куртизанки Италии и Рима. Или их нет? Тысячи слишком мало для Рима, 10 000, 12 000, 14 000 слишком мало для Рима. Готовься, о Рим, велики будут твои наказания - Джироламо Савонарола [43]
Католические источники, однако, критикуют включение Савонаролы в число протестантских предшественников, поскольку большая часть его богословия по-прежнему связана с Римом. [44] Несмотря на то, что Савонарола вдохновлял некоторых протестантских реформаторов , он также оказал влияние на некоторых лидеров Контрреформации . [42]
Отлучение от церкви и смерть
[ редактировать ]12 мая 1497 года папа Александр VI отлучил от церкви. [45] Савонарола и пригрозил флорентийцам интердиктом, если они будут продолжать его укрывать. Назвав Церковь блудницей, Савонарола был отлучен от церкви за ересь и подстрекательство к мятежу.
18 марта 1498 года, после долгих дебатов и постоянного давления со стороны обеспокоенного правительства, Савонарола отказался от публичных проповедей. Под стрессом отлучения он сочинил свой духовный шедевр « Торжество Креста» — празднование победы Креста над грехом и смертью и исследование того, что значит быть христианином . Он суммировал это в теологической добродетели caritas . , или любви Любя своих ближних, христиане отвечают любовью, которую они получили от своего Создателя и Спасителя. [46] Савонарола намекнул на совершение чудес, чтобы доказать свою божественную миссию, но когда соперник-францисканский проповедник предложил проверить эту миссию, пройдя сквозь огонь , он потерял контроль над общественным дискурсом. Не посоветовавшись с ним, его доверенное лицо фра Доменико да Пеша предложило себя в качестве его суррогата, и Савонарола почувствовал, что не может позволить себе отказаться. Первый суд огнем во Флоренции за более чем четыреста лет был назначен на 7 апреля. [47] Толпа заполнила центральную площадь, желая увидеть, вмешается ли Бог, и если да, то с какой стороны. Нервные участники и их делегации на несколько часов отложили начало конкурса. Внезапный дождь залил зрителей, и правительственные чиновники отменили мероприятие. Толпа сердито разошлась; бремя доказывания легло на Савонаролу, и его обвинили в фиаско. Толпа напала на монастырь Сан-Марко.
Фра Джироламо, фра Доменико и фра Сильвестро Маруффи были арестованы и заключены в тюрьму. Под пытками Савонарола признался, что выдумал свои пророчества и видения, затем отрекся, затем признался снова. [48] В своей тюремной камере в башне правительственного дворца он составил размышления на Псалмы 51 ( Infelix ego ) и 31 ( Tristitia obsedit me ). [49] Утром 23 мая 1498 года троих монахов вывели на главную площадь, где перед трибуналом высокопоставленных священнослужителей и правительственных чиновников они были осуждены как еретики и раскольники и приговорены к немедленной смерти. Сняв свои доминиканские одежды в ходе ритуального унижения, они поднялись на эшафот в тонких белых рубашках. Каждого на отдельной виселице, их повесили, а под ними разожгли огонь, чтобы поглотить их тела. Чтобы помешать верующим искать реликвии, их прах вывезли и развеяли в Арно . [50]
Последствия
[ редактировать ]Сопротивляясь цензуре и изгнанию, монахи Сан-Марко пропагандировали культ «трех мучеников» и почитали Савонаролу как святого. Они призывали женщин в местных монастырях и окрестных городах находить мистическое вдохновение в его примере. [51] и, сохранив многие из его проповедей и сочинений, они помогли сохранить его политические, а также религиозные идеи. [52] Возвращение Медичи в 1512 году положило конец республике, вдохновленной Савонаролой, и усилило давление на движение, хотя оба были ненадолго возрождены в 1527 году, когда Медичи были снова изгнаны. [53] В 1530 году папа Климент VII (Джулио Медичи) с помощью солдат императора Священной Римской империи восстановил власть Медичи, и Флоренция стала наследственным герцогством.
Современник Савонаролы Никколо Макиавелли обсуждает монаха в главе VI своей книги «Принц» и пишет: [54]
Если бы Моисей, Кир, Тесей и Ромул были безоружны, они не смогли бы долго соблюдать свои конституции, как это случилось в наше время с фра Джироламо Савонаролой, который был разрушен своим новым порядком вещей сразу же, как толпа перестала в него верить. и у него не было средств удержать тех, кто верил, или заставить поверить неверующих.
Религиозные идеи Савонаролы нашли отклик в других местах. В Германии и Швейцарии ранние протестантские реформаторы, в первую очередь сам Мартин Лютер , читали некоторые сочинения монаха и восхваляли его как мученика и предшественника, чьи идеи о вере и благодати предвосхитили собственную доктрину Лютера об оправдании только верой . Во Франции многие из его работ были переведены и опубликованы, и Савонаролу стали считать предшественником евангелической, или гугенотской , реформы, хотя сам Савонарола оставался приверженцем догм католической церкви и даже в своей последней крупной работе защищал институт папства. [55] В Доминиканском ордене Савонарола считался религиозной фигурой («развивающийся образ святого прелата Контрреформации»). [56] ), и в этом благожелательном обличии память о нем продолжала жить. Филипп Нери , основатель ораторианства , флорентинец, получивший образование у доминиканцев Сан-Марко, также защищал память Савонаролы. В Виттенберге , родном городе Мартина Лютера , в его честь была воздвигнута статуя Джироламо Савонаролы. [40]
В середине девятнадцатого века «Новые Пьяньони» черпали вдохновение в трудах и проповедях монаха, посвященных итальянскому национальному пробуждению, известному как Рисорджименто . Подчеркивая его политическую активность, а не пуританство и культурный консерватизм, они восстановили голос Савонаролы за радикальные политические изменения. Почтенная дореформационная икона досталась пламенному реформатору эпохи Возрождения. Этот несколько анахроничный образ, подкрепленный многими новыми исследованиями, лег в основу новой важной биографии Паскуале Вильяри , который считал проповедь Савонаролы против деспотизма Медичи образцом итальянской борьбы за свободу и национальное объединение. [57] В Германии католический богослов и историк церкви Йозеф Шнитцер отредактировал и опубликовал современные источники, освещающие карьеру Савонаролы. В 1924 году он увенчал свое обширное исследование всесторонним исследованием жизни и времен Савонаролы, в котором он представил монаха как последнюю надежду католической церкви перед катастрофой протестантской Реформации. [58] В Итальянской народной партии, основанной доном Луиджи Стурцо считали его образцом реформированного католицизма в 1919 году, Савонаролу почитали как поборника социальной справедливости, а после 1945 года лидеры Христианско-демократической партии . В этой среде в 1952 году появилась третья из основных биографий Савонаролы, « Жизнь Джироламо Савонаролы» Роберто Ридольфи. [59] В течение следующих полувека Ридольфи был хранителем святой памяти монаха, а также деканом исследовательского центра Савонаролы, которому он помог превратиться в научную отрасль. Сегодня, когда большинство трактатов и проповедей Савонаролы, а также многие современные источники (хроники, дневники, правительственные документы и литературные произведения) доступны в критических изданиях, ученые могут дать свежие, более обоснованные оценки его характера и его места в эпоху Возрождения. Реформация и новейшая европейская история. Современная Церковь рассмотрела вопрос о его беатификации. [60]
Библиография
[ редактировать ]Сочинения Савонаролы
[ редактировать ]На данный момент почти тридцать томов проповедей и сочинений Савонаролы опубликованы в Edizione Nazionale delle Opere di Girolamo Savonarola (Рим, Анджело Белардетти, с 1953 г. по настоящее время). Издания XV и XVI веков см. в Каталоге изданий Джироламо Савонаролы (XV–XVI вв.) изд. П. Скапечки (Флоренция, 1998 г., ISBN 978-888702722-8 ).
- Тюремные размышления на Псалмы 51 и 31 изд. Джон Патрик Доннелли, SJ ( ISBN 978-0-87462700-8 )
- Сборник откровений в книге Бернарда Макгинна под ред. Апокалиптическая духовность: Трактаты и письма Лактанция , Адсо Монтье-ан-Дера , Иоахима Фиоре , францисканских спиритуалов , Савонаролы (Нью-Йорк, 1979, ISBN 978-0-80912242-4 )
- Савонарола. Руководство к праведной жизни и другим делам под ред. Конрад Эйзенбихлер (Торонто, Центр исследований Реформации и Возрождения , 2003 г., ISBN 978-0-77272020-7 )
- Избранные сочинения Джироламо Савонаролы «Религия и политика», изд. 1490–1498 гг. Энн Борелли и Мария Пасторе Пассаро (Нью-Хейвен, издательство Йельского университета , 2006 г., ISBN 978-030012904-5 )
- Савонарола, Джироламо (1497 г.). Против астрологов (на итальянском языке). Флоренция: Бартоломео де Либри.
- Савонарола, Джироламо (1536 г.). Против астрологов (на итальянском языке). Венеция: Бернардино Стагнино (1.).
Культурное влияние
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2018 г. ) |
Музыка
[ редактировать ]- Уильям Берд использовал текст эго Infelix Савонаролы в своей одноименной работе как часть Cantiones Sacrae 1591 xxiv–xvi.
- Чарльз Вильерс Стэнфорд написал оперу под названием «Савонарола» , премьера которой состоялась в Гамбурге 18 апреля 1884 года. [61]
- Луиджи Даллапиккола использовал текст из «Размышления над псалмом» Савонаролы « Моя надежда на Тебя, Господи, в своем хоровом произведении 1938 года Canti di prigionia» .
Вымысел
[ редактировать ]- Ленау, Николаус , Савонарола (стихотворение, 1837) [62]
- Элиот, Джордж , Ромола (роман, 1863) [63]
- Манн, Томас , Фиоренца (пьеса, 1909) [64]
- Херрманн, Бернхард, Савонарола в огне (1909) [65]
- «Савонарола Браун» 1917 года Рассказ Макса Бирбома (опубликованный в журнале «Семь мужчин ») повествует о начинающем драматурге, авторе незаконченного, непреднамеренно абсурдного пересказа жизни Савонаролы. (На написание четырехактной пьесы у него ушло девять лет, она занимает восемнадцать страниц и включает в себя роман между Савонаролой и Лукрецией Борджиа , а также камеи Данте Алигьери , Леонардо да Винчи и Святого Франциска Ассизского .)
- Ван Вик, Уильям , Савонарола: биография в драматических эпизодах (1926) [66]
- Хайнс и Кинг, «Огонь тщеславия» (пьеса, 1930)
- Салакру, Арман , Земля круглая (1938)
- В романе «Kámen a bolest» («страдания и камень») (1942), историческом романе Карела Шульца о жизни Микеланджело, Савонарола показан как важный персонаж.
- Бэкон, Уоллес А., Савонарола: пьеса в девяти сценах (1950)
- «Агония и экстаз» (1961), новелла Ирвинга Стоуна о жизни Микеланджело, изображает события во Флоренции с точки зрения Медичи.
- Действие четвертого сегмента Боровчика 1974 года фильма-антологии Валериана «Аморальные истории » происходит во времена правления Папы Александра VI. Персонаж по имени «Монах Иероним Савонарола», которого играет Филипп Дебёф, произносит проповедь, в которой публично осуждает коррупцию церкви и сексуальную развращенность папства. Боровчик сопоставляет проповедь Савонаролы с Папой Римским, наслаждающимся сексом втроем со своей дочерью Лукрецией Борджиа и сыном Чезаре Борджиа . Савонарола арестован и публично сожжен заживо.
- В фильме 1976 года «Сеть » руководитель сетевого программирования, которого играет Фэй Данауэй, называет борющегося репортера Говарда Била «великолепной мессианской фигурой, выступающей против лицемерия нашего времени, стриптиз Савонаролы с понедельника по пятницу».
- В своем романе «Страсти новой ночи » (1977) Анджела Картер описывает проповедующего лидера армии богобоязненных детей-солдат как «не по годам развитого Савонаролу».
- В романе «Дворец » (1978) Челси Куинн Ярбро Савонарола изображен как главный антагонист вампира Сен-Жермена.
- В историческом фантастическом романе «Ожидание дракона » (1984) Джона М. Форда Савонарола является одним из антагонистов в главе 3, действие которой происходит при дворе Медичи.
- В романе «Театр субботы » (1995) Филипа Рота упоминается Савонарола.
- В романе «Рождение Венеры » (2003) Сары Дюнан много упоминаний о Савонароле.
- В 7-й серии (2003) манга-аниме «Девушка-стрелок» двое главных героев, Жан и Рико, посещают Флоренцию. Там Савонарола упоминается среди других известных людей, живших в городе, при этом он делит свою фамилию с одним из антагонистов сериала.
- В романе «Правило четырех» (2004) Яна Колдуэлла и Дастина Томасона много упоминаний о Савонароле.
- В романе «Я, Мона Лиза» (2006) (британское название « Живопись Моны Лизы ») Жанны Калогридис ему придается отрицательный оттенок, поскольку Медичи изображаются сочувствующими и благородными.
- Роман «Флорентийская чародейка» (2008). Салмана Рушди
- Молодежный роман «Улыбка » (2008) Донны Джо Наполи показывает Савонаролу, когда за ним наблюдала юная Мона Лиза.
- В романе «Волчий зал » (2009) Хилари Мэнтел «Костер тщеславия» упоминается в рассказе главного героя Томаса Кромвеля.
- Савонарола появляется как главная цель убийства в видеоигре Assassin's Creed II (2009).
- В романе «Принц-поэт» (2010) Кэтлин Макгоуэн изображает его врагом тосканского народа, стремившегося к художественной славе во время его правления.
- История жизни Савонаролы исследована в романе «Фанатики» (2011), Уильяма Белла и его призрак играет важную роль в этой истории.
- В сериале «Борджиа» канала Showtime Савонарола — повторяющийся персонаж в двух первых сезонах, его роль исполняет Стивен Беркофф . Его сожжение происходит в эпизоде «Исповедь» .
- В сериале Netflix «Борджиа » Савонаролу играет Иэн Глен во 2 сезоне (2013).
- Савонарола — персонаж пьесы канадского драматурга Джордана Таннахилла 2016 года «Боттичелли в огне» . [67]
- В сериале «Медичи Rai Fiction» Савонаролу играет Франческо Монтанари во 2 сезоне (2018).
- Историческое фэнтези и роман альтернативной истории « Великий пост » (2019) Джо Уолтона представляет собой пересказ жизни Савонаролы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джироламо Савонарола, Triumphus Crucis, латинские и итальянские тексты под ред. Марио Феррара (Рим, 1961)
- ^ «Савонарола» . Университет Орегона . Зима 2015 . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ «Джироламо Савонарола» в Католической энциклопедии.
- ^ «Савонарола, Джироламо» (США) и «Савонарола, Джироламо» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года.
- ^ «Савонарола» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Савонарола» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том VI: Средние века. 1294–1517 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Ридольфи, Роберто (1 января 2011 г.). «Британника: Джироламо Савонарола» . Британника . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Вайнштейн, Дональд (2011). Савонарола: Взлет и падение пророка эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета. п. 122. ИСБН 978-0-300-11193-4 .
- ^ Милман, Генри Харт (1870). «Очерк I: Савонарола». Савонарола, Эразм и другие эссе (перепечатано из издания «Ежеквартальный обзор»). Лондон: Джон Мюррей. п. 74 . Проверено 28 мая 2023 г.
Был сильный спрос на [...] его канонизацию. Говорят, что об этом задумывался даже Юлий II [...].
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Филип Шафф: История христианской церкви, Том VI: Средние века. 1294–1517 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ «Английские переводы в Савонароле. Путеводитель по праведной жизни и другим произведениям под ред. Конрада Эйзенбихлера (Торонто, Центр исследований Реформации и Возрождения, 2003) 61–68».
- ^ , Джанфранческо Пико Делла Мирандола, Жизнь Джерома Савонаролы изд. Элизабетта Шисто (Флоренция, 1999) 114.
- ↑ Сообщил фра Бенедетто Лускино в его Vulnera Diligentis изд. Стефано Далл'Альо (Флоренция, 2002 г.), стр. 22–33, 301.
- ^ «Как и вы, я сделан из плоти, и моя чувственность воюет с моим разумом; мне предстоит жестокая борьба, чтобы удержать дьявола от моей спины». Перевод с Джироламо Савонаролы, Lettere e Scritti apologici eds. Ридольфи, Романо, Верде (Рим, 1984), с. 6.
- ^ Жизнь блаженного Джироламо Савонаролы изд. Роберто Ридольфи (Флоренция, 1937) с. 8.
- ^ Майкл Тавуцци ОП, «Савонарола и Винсент Банделло», Архив братьев- проповедников 59 (1999) 199–224.
- ^ Избранные сочинения Джироламо Савонаролы о религии и политике, 1490–1498 гг. Перевод и редакция Анны Борелли и Марии Пасторе Пассаро (Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 2006).
- ^ «Он почти никого не удовлетворил ни жестами, ни манерой говорить, как я помню, пробыв там весь Великий пост. В конце концов там осталось менее двадцати пяти человек, мужчин, женщин и детей». Перевод из «Epistola di fra Placido Cinozzi», в П. Виллари, Э. Казанове, Scelta di prediche e scritti di fra Girolamo Savonarola con nuovi documenti intorno alla sua vita (Флоренция, 1898), с. 11.
- ^ Армандо Ф. Верде ОП, « И еду из Сан-Джиминьяно проповедовать». Alle origini della profezia savonaroliana", Living Man IX (1998), стр. 269–298.
- ^ Дональд Вайнштейн, Савонарола. Взлет и падение пророка эпохи Возрождения (Нью-Хейвен, 2011), стр. 36–37.
- ↑ Перевод письма брата Джироламо своей матери, 25 января 1490 г., Джироламо Савонарола, Путеводитель по праведной жизни и другим делам, Конрад Эйзенбихлер (Торонто, 2003) 38–41.
- ^ Уильям Г. Крэйвен, Джованни Пико делла Мирандола: Символ его эпохи: современные интерпретации философа эпохи Возрождения (Женева, Швейцария, 1981).
- ^ Тавуцци, «Савонарола и Винченцо Банделло», 216–217.
- ^ «Уроки или проповеди об Апокалипсисе Джироламо Савонаролы (1490 г.) 'nova dicere et novo modo'», изд. Армандо Ф. Верде ОП, «Представь и слово», Филологическая риторика-предикативная риторика (Валла и Савонарола) Доминиканские мемуары , ns (1988) 5–109
- ^ Вайнштейн, Савонарола, Взлет и падение пророка эпохи Возрождения, стр. 87–96.
- ^ Дэвид Абулафия, Спуск французов в Италию эпохи Возрождения (Олдершот, 1995).
- ^ Цитируется в Дональде Вайнштейне, Савонароле и Флорентийском пророчестве и патриотизме в эпоху Возрождения (Princeton University Press, 1970) 143. О флорентийской гражданской мифологии, Николай Рубинштейн, «Начало политической мысли во Флоренции. Исследование средневековой историографии», Журнал Институты Варбурга и Курто (V, 1942) 198–227; Ганс Барон, Кризис раннего итальянского Возрождения, 2-е изд. (Издательство Принстонского университета, 1966).
- ^ О Савонароле и конституционной реформе Флоренции см. Феликса Гилберта, «Флорентийские политические предположения в период Савонаролы и Содерини», Журнал Институтов Варбурга и Курто XII (1957) 187–214, и Николая Рубинштейна, «Политика и конституция во Флоренции в Конец пятнадцатого века», Итальянские исследования Возрождения под ред. Э. Ф. Джейкоб (Лондон, 1963). Успех Фратески в препятствовании патрициям занимать свои посты подвергался сомнению, в первую очередь Рослин Купер, «Флорентийская правящая группа под властью Governo Popolare», 1494–1512, Исследования по истории Средневековья и Возрождения (1984/5), 71–181. .
- ^ Английский перевод в Борелли, Пассаро, Избранные сочинения Джироламо Савонаролы 59–76.
- ^ Марк Дж. Цукер, «Савонарола создает произведение искусства: корона Богородицы в Сборнике откровений», Исследования Макиавелли 5 (1966), под редакцией Винченцо Де Нардо, Кристофер Фултон, стр. 119–145; Раб Хэтфилд, «Мистическое Рождество Боттичелли, Савонарола и тысячелетие», Журнал Институтов Варбурга и Курто 58 (1995) 89–114.
- ^ «Политическая реформа была лишь частью великой задачи, которую поставил перед собой Савонарола; его план включал обновление общественной жизни, а также науки, литературы и искусства. Христианство должно было восстановить свой суверенитет над язычеством ложного Возрождения. во всех сферах жизни. Его «Эввива Христо» должна была звучать из уст в уста. Политика, общество, наука и искусство должны были иметь в своей основе заповеди Бога. Христос должен был быть провозглашен королем Флоренции и ее защитником. свободы». – Людвиг фон Пастор , История Пап , Vol. 5, с. 192, [1]
- ^ «Он стремился установить во Флоренции теократию, напоминающую ту, которой правили евреи во времена судей. Таким образом, религиозная идея приняла форму в политике, и монархия должна была быть установлена демократией под непосредственным руководством Бога, Савонарола, как Даниил флорентийцев, должен был быть посредником Божественных ответов и повелений». – Людвиг фон Пастор , История Пап , Том. 5, с. 210, [2]
- ^ «'Он осуждал не само Искусство, а его осквернение, привнесение земных и даже нескромных чувств и одежды в священные картины. Напротив, благочестивое и подлинно религиозное искусство было бы действенной опорой в построении этого идеала. Государство, о котором он мечтал и на какое-то время даже воплотил в жизнь». Снова и снова Савонарола объясняет, в чем он находит недостатки в современном искусстве и что он хочет заменить им. Для него назидание является главной целью искусства; он не терпит ничего, что не направлено на служение религии». – Людвиг фон Пастор , История Пап , Vol. 5, с. 195, [3]
- ^ О гомоэротизме во Флоренции и кампании Савонаролы против него, Майкл Рок, Запретная дружба: гомосексуализм и мужская культура во Флоренции эпохи Возрождения (Нью-Йорк, 1996). В более общем плане о молодежной культуре см. Ричард Трекслер, «Общественная жизнь во Флоренции эпохи Возрождения» (Нью-Йорк, 1980).
- ^ «Сборник откровений», переведенный в книге «Апокалиптическая духовность: трактаты и письма Лактанция», Адсо из Монтье-ан-Дера, Иоахима из Фиоре, францисканских спиритуалов, изд. Савонаролы. Бернард Макгинн (Нью-Йорк, 1970) 211–270.
- ^ Английский перевод похвалы Бенивьени в Борелли, Пассаро, Избранные сочинения Джироламо Савонаролы 231–233.
- ^ Патрик Мэйси, Музыкальное наследие Савонаролы «Песни костра» (Оксфорд, Clarendon Press, 1998). Издано вместе с компакт-диском с исполнением карнавальных песен, лауд и мотетов Eastman Capella Antiqua.
- ^ Хьюстон, Хлоя (2016). Утопия эпохи Возрождения: диалог, путешествия и идеальное общество . Рутледж. ISBN 978-1-317-01798-1 .
- ^ Jump up to: а б Десен, Кристиан фон (2013). Философы и религиозные лидеры . Рутледж . п. 169. ИСБН 978-1-135-95102-3 .
Мартин Лютер, немецкий реформатор, возможно, находился под влиянием учения Савонаролы об доктрине оправдания, его акцента на индивидуальной вере и сострадании к бедным. Статуя итальянца была установлена в родном городе Лютера Виттенберге.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). » Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б «Как Савонарола повлиял на Реформацию и Контрреформацию — DailyHistory.org» . dailyhistory.org . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Филип Шафф: История христианской церкви, Том VI: Средние века. 1294–1517 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Католическая энциклопедия: Джироламо Савонарола» . www.newadvent.org . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Краткое изложение Папы Александра VI, отлучающего Савонаролу от церкви : История Джироламо Савонаролы и его времен , Паскуале Вильяри , Леонард Хорнер, пер., Лондон, Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин, 1863, Том 2, стр. 392– 394.
- ^ Джироламо Савонарола, Triumphus Crucis, латинские и итальянские тексты под ред. Марио Феррара (Рим, 1961)
- ^ Лауро Мартинес, Юристы и государственное управление во Флоренции эпохи Возрождения (Принстон, 1968), стр. 202–203.
- ^ Полные записи допросов в I Processi di Girolamo Savonarola (1498), изд. И.Г. Рао, П. Вити, Р.М. Заккария (Флоренция, 2001 г.); Французский перевод и комментарии, Роберт Кляйн, Le proces de Savonarole (Париж, 1957).
- ^ Джироламо Савонарола, Тюремные размышления на Псалмы 51 и 31 Тр., изд. Джон Патрик Доннелли SJ (Милуоки, издательство Marquette University Press, 1994).
- ^ Свидетельство очевидца Пианьоне Луки Ландуччи во Флорентийском дневнике с 1460 по 1516 год, пер. Элис Де Розен Джервис (Лондон, 1927), стр. 142–143.
- ^ Лоренцо Полиццотто, «Когда выпадают святые: женщины и реформистское движение Савонаролана во Флоренции начала шестнадцатого века», Renaissance Quarterly 46 (1993) 486–525; Шэрон Т. Строккиа, «Свидетели Савонаролана: монахини Сан-Якопо и движение Пьяньоне во Флоренции шестнадцатого века», The Sixteenth Century Journal 38 (2007), 393–418; Тамар Херциг, Женщины Савонаролы: видения и реформы в Италии эпохи Возрождения (University of Chicago Press, 2008); Строккья, Монахини и женские монастыри во Флоренции эпохи Возрождения (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2009.
- ^ Полиццотто, Избранная нация, главы 5–8; Вайнштейн, Савонарола «Взлет и падение пророка эпохи Возрождения», глава 25.
- ^ Сесил Рот, Последняя Флорентийская республика (Лондон, 1925).
- ^ Макиавелли, «IV. О новых княжествах, приобретенных собственным оружием и способностями» , «Государь» , заархивировано из оригинала 30 ноября 2012 г. , получено 22 августа 2012 г. - через блог One Tenth.
- ^ Вайнштейн, Savonarola Rise and Fall, 360, примечание 26, опираясь на работы на немецком (Nolte) и итальянском языках (Simoncelli и Dall 'Aglio).
- ^ Лоренцо Полиццотто, Избранная нация, с. 443.
- ^ Паскуале Вильяри, Жизнь и времена Джироламо Савонаролы пер. Линды Виллари, 2 тома (Нью-Йорк, 1890 г.).
- ^ Йозеф Шнитцер, Савонарола Культурный образ эпохи Возрождения, 2 тома (Мюнхен, 1924); Итальянский перевод Савонарола пер. Эрнесто Рутили, 2 тома (Милан, 1931). Нет английского перевода.
- ^ Роберто Ридольфи, Жизнь Джироламо Савонаролы, 6-е изд. с дополнительными примечаниями Армандо Ф. Верде ОП (Флоренция, 1981).
- ^ Инноченцо Венки, ОП «Инициативы Доминиканского ордена по продвижению дела беатификации достопочтенного Фра Джироламо Савонаролы ОП», « Исследования Савонароли к V столетнему юбилею» , изд. Джан Карло Гарфанини (Флоренция, 1996), стр. 93–97
- ^ Словарь Гроува, 5-е изд.
- ^ Ленау, Николаус (1837). Савонарола эйн Гедихт (на немецком языке). Дж. Г. Котта . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Элиот, Джордж (2005). Ромола . Питерборо, Онтарио: Broadview Press. ISBN 1-55111-757-6 .
- ^ «Каталог Немецкой национальной библиотеки» . портал.dnb.de .
- ^ Херрманн, Бернхард (2013). Крейцманн, Феликс (ред.). Савонарола в огне (на немецком языке). п. 162.
- ^ Савонарола: Биография в драматических эпизодах . Кессинджер Паблишинг, ООО. 2010. ISBN 978-1-162-61143-3 .
- ^ Таннахилл, Иордания (2019). Боттичелли в огне (Основное издание). Фабер и Фабер. п. 112. ИСБН 978-0-571-36016-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Далл'Альо, Стефано, Савонарола и савонаролизм (Торонто: Центр исследований Реформации и Возрождения. 2010).
- Герциг, Тамар , Женщины Савонаролы: видения и реформы в Италии эпохи Возрождения (Чикаго: University of Chicago Press. 2008).
- Ловински, Эдвард Э. , Музыка в культуре Возрождения и другие очерки (University of Chicago Press, 1989).
- Мейси, Патрик, «Песни костра: музыкальное наследие Савонаролы» (Оксфорд, Clarendon Press, 1998).
- Мартинес, Лауро, Пожар в городе: Савонарола и борьба за Флоренцию эпохи Возрождения (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006) ISBN 978-0195177480
- Мельцов, Стэнли , Боттичелли, Синьорелли и Савонарола: Поэтическая теология и живопись от Боккаччо до Полициано (Флоренция: Л. С. Ольшки, 1987).
- Моррис, Саманта, величайший противник Папы: Джироламо Савонарола (Южный Йоркшир: История пера и меча, 2021).
- Полиццотто, Лоренцо, Избранная нация: движение Савонаролан во Флоренции, 1494–1545 (Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994).
- Ридольфи, Роберто, Жизнь Джироламо Савонаролы , изд. А. Ф. Верде (Флоренция, 6-е изд., 1997 г.).
- Рёдер, Ральф Эдмунд Леклерк , Человек эпохи Возрождения: Четыре законодателя: Савонарола, Макиавелли, Кастильоне, Аретино (The Viking Press, 1933).
- Стейнберг, Рональд М., Фра Джироламо Савонарола, флорентийское искусство и историография эпохи Возрождения (Афины: Издательство Университета Огайо, 1977).
- Смайлс, доктор юридических наук, Сэмюэл , «Стойкость до конца – Савонарола», гл. VI долга: с иллюстрациями мужества, терпения и выносливости (Лондон: Джон Мюррей, 1880).
- Стратерн, Пол , Смерть во Флоренции: Медичи, Саванарола и битва за душу города эпохи Возрождения (Нью-Йорк, Лондон: Pegasus Books, 2015).
- Виллари, Паскуале , Жизнь и времена Джироламо Савонаролы , 2 тт. (Лондон, 1888 г.)
- Вайнштейн, Дональд , Савонарола: Взлет и падение пророка эпохи Возрождения (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2011) ISBN 978-0-300-11193-4
- Вайнштейн, Дональд и Хочкисс, Валери Р., ред. Джироламо Савонарола Благочестие, пророчества и политика во Флоренции эпохи Возрождения , Каталог выставки (Даллас, Библиотека Бридвелла, 1994).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джироламо Савонарола
- Казненные римско-католические священники
- Итальянские католики
- Итальянские жертвы пыток
- Итальянские доминиканцы
- Люди, отлученные католической церковью
- Люди, казненные Папской областью путем сожжения
- Люди казнены за ересь
- Религиозные лидеры Феррары
- Главы государств Флоренции
- Выпускники Университета Феррары
- 1452 рождения
- 1498 смертей
- Итальянские римско-католические священники XV века
- Протопротестанты
- Доминиканский орден во Флоренции
- Монахи Сан-Марко, Флоренция