Пьемонтская Пасха
Пьемонтская Пасха | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Савойско-вальденсских войн. | |||||
![]() Савойские войска пытают вальденскую женщину во время пьемонтской Пасхи. 1658 изображение. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() | ![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
![]() |
|
Пьемонтская Пасха (итальянский: Pasque piemontesi , французский: Pâques piémontaises или Pâques vaudoises ) — серия массовых убийств вальденсов (также известных как вальденсы или водуа) савойскими войсками в герцогстве Савойском в 1655 году. [2] [3]
Фон
[ редактировать ]Алексис Мустон , французский протестантский пастор XIX века, живший в Бордо, утверждал в книге «Израиль де Альпы» (Париж, 1852 г.), что ни герцог Карл Эммануил II Савойский, ни сами вальденсы не стремились вести войну, и обе стороны довольствовались тем, что поддерживали мир. Это происходило из-за постоянного давления со стороны Нового Совета по распространению веры и искоренению ереси ( Concilium Novum de Propaganda Fide et Extirpandis Haereticis ), учреждения католической церкви, созданного в Турине в 1650 году и регулярно собиравшегося во дворце. архиепископа Туринского .
Хотя вальденсы (численность около 15 000 в 1685 г. [4] ) в некоторых районах Пьемонта на протяжении веков принадлежали привилегии терпимости и свободы вероисповедания и совести, которые были записаны в нескольких документах, эти давно установленные права для протестантских итальянцев нарушались новыми декретами, принятыми Андреа Гастальдо, членом совета . [5] Два указа, в частности, поставили под угрозу дальнейшее существование вальденсских общин в Пьемонте: Указ от 15 мая 1650 года, отменяющий старые вальденсские привилегии, и Указ от 25 января 1655 года, который фактически представлял собой приказ о религиозном изгнании: [5]
Что каждый глава семьи, а также члены этой семьи, исповедующие реформированную религию, какого бы ранга, степени или состояния ни были, кроме населяющих и владеющих поместьями в Люцерне, Сан-Джованни, Бибиане, Кампильоне, Сен-Секондо, Люцернетта, Ла Торре, Фениле и Брикерассио должны в течение трех дней после его опубликования удалиться и удалиться, и быть выведены из указанных мест и переведены в места и пределы, терпимые Его Высочеством во время его удовольствия; особенно Боббио, Ангронь, Виларио, Рората и графство Бонетти. И все это должно быть сделано под страхом смерти и конфискации домов и имущества, если только в течение ограниченного времени они не обратятся в католики. [6]
События
[ редактировать ]Отказ вальденсов подчиниться указу от 25 января 1655 года вынудил правительство послать войска для грабежа и сожжения домов вальденсов, а также разместить более 15 000 солдат в их долинах. [1] Савойская армия состояла из местных солдат, а также французских и ирландских войск под командованием маркиза Пьянеццы. [7]
24 апреля 1655 года началась пасхальная резня в Пьемонте: герцогские войска совершили резню тысяч мирных вальденсов (по одной оценке, от 4000 до 6000 человек). [1]
Это вызвало массовый исход вальденсских беженцев в долину Пероза (Перуз) и привело к формированию повстанческих групп под руководством Джошуа Джанавеля , Жана Леже и Бартоломео Джайера , в то время как несколько государств, включая Англию, Францию, Германию и протестантскую кантоны Швейцарии попытались вмешаться дипломатическим путем. 18 августа была опубликована Декларация милосердия Пинероло, которая представляла собой мирный договор между Карлом Эммануилом II и вальденсами. [1]
Оценки того, сколько вальденсов было убито во время пьемонтской Пасхи, сильно различаются, в том числе «более тысячи». [8] «От 4000 до 6000», [1] и «6000». [3]
Влияние
[ редактировать ]Сообщения о массовых убийствах быстро распространились по протестантской Европе, вызвав возмущение, особенно в Великобритании. [9] Лорд-протектор Оливер Кромвель пригрозил герцогству Савойскому вмешательством, что в некоторой степени повлияло на военные решения, принимаемые герцогом. Английский поэт Джон Мильтон вдохновился на написание сонета « О поздней резне в Пьемонте ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ловиса, Барбро (1994). Итальянские вальденсы и протестантская Германия с 1655 по 1989 год (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 30–31. ISBN 9783525565391 . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ Маккалок, Диармайд (2004). Реформация: разделенный дом Европы 1490-1700 гг . Пингвин Великобритания. стр. 733–735. ISBN 9780141926605 . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б HH Bolhuis (1 ноября 1986 г.). «История вальденсов. Из глубины в высоту» . Протестантские Нидерланды (на голландском языке) . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ Симкокс, с. 95.
- ^ Jump up to: а б Мустон, Алексис (1866). Альпийский Израиль: Полная история вальденсов Пьемонта и их колоний: подготовлено в значительной степени на основе неопубликованных документов . Том. 1. Перевод Джона Монтгомери. Глазго: Блэки и сын . стр. 337–340 . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ Фокс, Джон. Книга мучеников . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ Колруд, Кристина; Прусак, Марина (2016). Иконоборчество от древности до современности . Рутледж. п. 173. ИСБН 9781351929202 . Проверено 10 июня 2018 г.
- ^ Цицерон, Франк (2011). Относительные незнакомцы: итальянские протестанты в католическом мире . Чикаго: Chicago Review Press. п. 36. ISBN 9780897337311 . Проверено 10 июня 2018 г.
- ^ Виллани, Стефано (2020). «Перевод резни: Жан-Батист Ступп и вальденсская резня 1655 года между пропагандой, религией и дипломатией» . Журнал итальянской историографической литературы (4). дои : 10.19272/202013601007 .