Богемская Реформация
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |


Чешская Реформация (также известная как Чешская Реформация) [1] или Гуситская Реформация ), предшествовавшая Реформации 16-го века, была христианским движением в позднем средневековье и начале Нового времени в Королевстве и Короне Богемии (в основном на территории современной Чехии , Силезии и Лужицы ), стремившемся к реформе церковь католическая . Просуществовав более 200 лет, оно оказало значительное влияние на историческое развитие Центральной Европы и считается одним из важнейших религиозных, социальных, интеллектуальных и политических движений раннего Нового времени . Богемская Реформация породила первую национальную церковь в истории западного христианства , отдельную от римской власти , первое апокалиптическое религиозное движение раннего Нового времени и первую пацифистскую протестантскую церковь. [1]
Богемская Реформация включала в себя несколько теологических направлений, которые развивались с течением времени. [2] Хотя она раскололась на множество групп, некоторые характеристики были общими для всех них – общение в обоих видах , отвращение к богатству и власти церкви, упор на Библию, проповедуемую на народном языке , и на непосредственные отношения между человеком и Богом . [3] [4] Богемская Реформация включала в себя, в частности, усилия по реформированию церкви до Гуса , гуситского движения (включая, например, таборитов и оребитов ), Единства братьев и утраквистов или каликстинцев.
Вместе с вальденсами , арнольдистами и лоллардами (во главе с Джоном Уиклифом Богемской Реформации ) гуситское движение считается предшественником протестантской Реформации. иногда называют Первой Реформацией . Эти движения в чешской историографии [5]
Богемская Реформация оставалась отличной от немецкой и швейцарской Реформации , несмотря на их влияние, хотя многие чешские утраквисты становились все ближе и ближе к лютеранам . Богемская Реформация продолжала развиваться вплоть до подавления Богемского восстания в 1620 году. Победоносно восстановленный король Фердинанд II решил заставить каждого жителя Богемии и Моравии стать католиком в соответствии с принципом cuius regio, eius religio Мирного мира. Аугсбург (1555 г.). Богемская Реформация в конечном итоге распространилась по протестантскому миру и постепенно утратила свою самобытность. [6] Патент терпимости, выданный в 1781 году императором Иосифом II, сделал лютеранскую, кальвинистскую и восточно-православную конфессии законными в его королевстве, но не дошел до общей религиозной терпимости. [2] Несмотря на искоренение Богемской Реформации как особого христианского движения, ее традиция сохранилась. Многие церкви (не только в Чехии) помнят свое наследие, ссылаются на Богемскую Реформацию и стараются продолжить ее традиции. [6] например , Моравская церковь (продолжительница разрозненного Единства Братьев), Евангелическая Церковь Чешских Братьев ( Českobratrská církiv evangelická ), Чехословацкая гуситская церковь ( Československá církúb husitská ), Братская церковь ( Církev bratrská ), Единство Братьев-баптистов ( Bratrská ) . единство баптистов ) и других конфессий. [7]
История [ править ]
Происхождение [ править ]


Чешская Реформация началась в Праге во второй половине 14 века. В то время Прага была не только резиденцией короля Богемии, но и императора Священной Римской империи (и короля римлян ). Прага была одним из Авиньона крупнейших городов Европы, а после , Рима и Парижа она была городом с самой высокой концентрацией духовенства в западно-христианском мире . [8] Начало Богемской Реформации было тесно связано с критикой расточительного образа жизни многих священников. В конце 1370-х — начале 1380-х годов пражские университетские богословы и интеллектуалы призывали к реформе упадочного священства в духе нарождающегося соборности , к воспитанию недостаточно образованных священников и к более частому принятию Евхаристии в духе Devotio Moderna . Наиболее значительными представителями движения за университетскую реформу были Генрих Биттерфельд ( Heinrich von Bitterfeld ) и Матфей Краковский . [9]
Помимо университетских теологов, были также проповедники-реформаторы, такие как Конрад Вальдхаузер (умер в 1369 г.), австрийский августинец из монастыря в Вальдхаузене , который проповедовал в Старом городе Праги на немецком и латыни , особенно против симонии и низкой морали. [10] Другим влиятельным проповедником был Милич из Кромержижа , который проповедовал на латыни, чешском и немецком языках. Он помог многим проституткам начать новую жизнь. Он ежедневно служил Евхаристию, что было очень необычно, поскольку миряне причащались обычно только один раз в году. Эта практика частого причастия стала очень популярной. Хотя он был уникальным в Европе, в Богемии он стал обычным явлением до конца 14 века. Вопрос Евхаристии стал решающим для зарождающейся Богемской Реформации, и в 1410-х годах в чешскую литургическую практику были введены оба вида причастия и причастие младенцев . [11]
Матиас Яновский (умер в 1394 году), который учился в Пражском и Парижском университетах, написал Regulae Veteris et Novi Testi ( Основы Ветхого и Нового Заветов ), который является важной книгой раннего чешского реформационного движения. Библия была для него единственным надежным авторитетом во всех вопросах веры, и только искренние последователи Христа были, по его мнению, истинными христианами. [12]
Полный перевод Библии на чешский язык в середине 14 века также способствовал зарождению Богемской Реформации. После французского и итальянского . чешский стал третьим современным европейским языком, на который была переведена вся Библия [13]
Ян Гус [ править ]

Самый известный представитель Богемской Реформации – Ян Гус . Он был влиятельным университетским преподавателем и популярным проповедником в Вифлеемской капелле в Старом городе Праги. Часовня была основана еще в 1391 году в духе зарождающейся чешской Реформации. Он предназначался исключительно для проповедей на чешском языке и мог вместить 3000 человек. Ян Гус и его друзья (например, Якоб Мис ) скептически относились к идее соборности, которая призывала к церковной реформе сверху через кардиналов и богословов. Для них кардиналы и богословы были носителями той же коррупции, что и само папство . Гус считал, что главой Церкви является Иисус Христос, а не Папа Римский . В некоторых вопросах они вдохновлялись идеями оксфордского теолога и философа Джона Уиклифа . Это видно по их сотрудничеству с поддержавшей их светской властью. [9] Вместе с Уиклифом они считали, что аристократия может помочь церкви обеднеть и сосредоточиться только на духовных вопросах путем конфискации ее имущества. В 1412 году Ян Гус раскритиковал продажу индульгенций , что привело к волнениям в Праге, подавленным городским советом.
Когда Гус в результате интердикта уехал из Праги в деревню, он осознал, какая пропасть существует между университетским образованием и богословскими спекуляциями, с одной стороны, и жизнью необразованных сельских священников и вверенных им на попечение мирян - с другой. . [6] Поэтому он начал писать много текстов на чешском языке, например, основы христианской веры или проповеди, предназначенные в основном для священников, плохо знавших латынь. [14]
Прежде чем покинуть Прагу, Гус решил сделать шаг, который придал новое измерение его усилиям. Он больше не доверял нерешительному королю, враждебному Папе или неэффективному Совету. 18 октября 1412 года он обратился к Иисусу Христу как к верховному судье. Апеллируя непосредственно к высшему христианскому авторитету, самому Христу, он обошел законы и структуры средневековой Церкви. [15] Для Богемской Реформации этот шаг имел такое же значение, как 95 тезисов, прибитых к двери Виттенбергской церкви Мартином Лютером в 1517 году.
Казнь Яна Гуса на Констанцском соборе в 1415 году привела лишь к радикализации последователей Гуса. [9] В 1414 году Якоб Мис впервые служил мирянам святое причастие обоих видов (что было запрещено Четвертым Латеранским собором в 1215 году) с одобрения Гуса, который уже жил в Констанце . Причастие под обоими видами, представленное чашей, стало главным символом чешской Реформации. До настоящего времени чаша является символом христиан-некатоликов в Чехии. [ нужна ссылка ]
Гуситы [ править ]

После того, как Ян Гус был сожжен на костре, Богемская Реформация начала противостоять Констанцскому собору, а затем и Папе Римскому, и стала самостоятельным религиозным движением со своими символами (чаша), ритуалами ( частое причастие под обоими видами даже для детей ), и мученики (Ян Гус, Иероним Пражский ). В 1420-е годы она представляла собой сознательно независимую церковь. [6]
Из-за политической ситуации гуситы были не только религиозной группой, но также превратились в политическую и военную группировку. [16] Идеологическая и политическая программа, разделяемая гуситами в начале гуситских войн, содержалась в Четырех Пражских статьях, которые можно резюмировать следующим образом:
- Свобода проповедовать Слово Божье.
- Свобода причащения чаши (под обоими видами также и мирянам).
- Отстранение духовенства от крупных светских владений или гражданской власти.
- Строгое преследование и наказание за смертный грех , будь то среди духовенства или среди мирян. [17]
Летом 1419 года десятки тысяч людей собрались на массовую религиозную службу под открытым небом на холме, получившем название горы город Табор Фавор, где был основан . Так называемые табориты практиковали форму общинной экономики, которая представляла большой интерес для историков- марксистов . [1]
После битвы при Липанах в 1434 году, в которой умеренные гуситы объединились с католиками, разбили радикальных гуситов, компромисс с Римской церковью и императором и коронованным чешским королем Сигизмундом мог быть реализован . Компромисс привел к примирению чешского реформаторского течения с Римской церковью. [18] Текст Compactata, основанный на Четырех Пражских статьях, был принят чешским (чешским и моравским) политическим представительством, а также Базельским собором , но Папа отказался его признать.
утраквистская Богемская церковь

Утромквистская церковь Богемии была автономной церковной организацией, возникшей в Богемии и Моравии, которая считала себя частью единой святой католической церкви, но оставалась в чисто формальном общении с римским папой. На протяжении всего пятнадцатого века он стремился стать авангардом реформ всего западного христианского мира. Эта раскольническая с римской точки зрения церковь долгое время оставалась уникальным явлением в Европе. До 1471 года церковью руководил избранный архиепископ Пражский Ян Рокицана , который так и не был утвержден Святым Престолом . После его смерти ею руководила утраквистская консистория во главе с администратором. Консистория утраквистов располагалась в Старом городе Праги . Церковь продолжала признавать апостольскую преемственность в Римской церкви и настаивала на рукоположении своего духовенства «настоящими» католическими епископами. [19] Своей промежуточной позицией между Римом и радикальными и протестантскими реформациями утраквистская церковь Богемии напоминала будущую англиканскую церковь . [20]
Церковь в основном говорила по-чешски, хотя в нее входили и некоторые немецкоязычные приходские общины. С возникновением протестантской Реформации утраквистская церковь сочла необходимым определить свою идентичность не только по отношению к Риму, но и по отношению к реформатским церквям. В течение всего XVI века Богемия и Моравия пользовались значительной религиозной терпимостью, которая не ограничивалась принципом cuius regio, eius religio . Защита собственной идентичности была основной проблемой утраквистской церкви на весь оставшийся период ее существования — примерно до 1622 года. Объединение утраквистов с братией и лютеранами в поддержку Богемского исповедания ( Confessio Bohemica , 1575) не могло но еще больше разозлить Рим. В результате Величественной грамоты , изданной в 1609 году Рудольфом II , возникла иллюзорная единая церковная организация, что еще больше усложнило экклезиологический вопрос для утраквистов, а также для лютеран и, особенно, для Братства. [19]
Главным выражением ее конфессиональной самобытности была реформированная литургия, сочетавшая латынь и чешский язык и практиковавшая причащение под обоими видами мирян всех возрастов, включая маленьких детей и младенцев . Ян Гус считался святым и почитался как мученик за обновление Церкви Христовой. Однако лучшее знание утраквистской теологии принадлежит к числу основных требований исторической науки. [19]
Чешские (Чешские, братья ) Моравские
Единство Братьев ( латынь : Unitas fratrum , чешский : Jednota bratrská ) было основано в 1457 году чешскими последователями Яна Гуса , которые были разочарованы религиозным развитием в своей стране, особенно войнами , которые велись во имя Бога. На них сильно повлияло учение Петра Хельчицкого , и раннее Единство также было связано с вальденсами . Богемские братья были известны своим радикальным библицизмом . После некоторых колебаний они решили отказаться от апостольского преемства и основать отдельную церковь. [6] Считавшиеся еретиками и преследуемые как католиками, так и утраквистами (гуситами, каликстинцами), они стали терпимы к другим христианским конфессиям . Они не считали себя единственной истинной церковью. Они даже не хотели, чтобы их называли церковью , но использовали термин «единство» для описания своей деноминации, поскольку верили, что существует только одна Церковь Христова, которая невидима.

«Единство братьев» выполнило первый чешский перевод Библии с языков оригинала. Эту работу начал братский епископ Ян Благослав, который перевел Новый Завет с греческого в 1564 году. Полная Библия была опубликована в шести томах между 1579 и 1593 годами с обширными аннотациями. Она была напечатана в моравском укрепленном доме в Кралице-над-Ославой , поэтому называется Кралицкой Библией . Это была первая чешская Библия, в которой стихи были пронумерованы.
Братья представили священное пение на народном языке как основной элемент церковной службы. Хотя Братское единство было всего лишь небольшой религиозной группой, его вклад в развитие чешской монофонической духовной песни неоспорим. Их первый гимн (на чешском языке) был напечатан в 1501 году как первый печатный сборник гимнов во всем христианском мире (содержащий 89 гимнов без мелодий). В 16 и начале 17 веков «Единство» стало ведущим производителем гимнов на чешских землях. «Единство» напечатало около одиннадцати различных сборников гимнов (в 28 изданиях) на чешском, немецком и польском языках, большинство из которых включало не только слова, но и мелодии. Первый гимн Единства на немецком языке, отредактированный в 1531 году Михаэлем Вайссе, содержал 157 гимнов с мелодиями. В 1541 году Ян Ро отредактировал новый чешский гимн, содержащий 482 гимна с мелодиями, а в 1544 году он выпустил новое переработанное издание немецкого гимна 1531 года. Самые известные сборники гимнов Unity на чешском языке были напечатаны в Иванчицах (1561 г.) и Шамотулах (1564 г.). ) под руководством Яна Благослава. [21] Псалтырь 1561 года содержал 735 текстов гимнов и более 450 мелодий. Это делает важность пения гимнов в Единстве очень очевидной. [22] Позднее «Чешские братья» также использовали Женевскую Псалтирь, переведенную на чешский язык Иржи Стрейцем в 1587 году.
Помимо Яна Благослава, другими известными богословами Единства были Лука Пражский , Ян Августа или Иоанн Амос Коменский . Во время непримиримой Контрреформации в Богемии и Моравии после 1620 г. лидеры «Единства» были вынуждены покинуть страну. Коменский пытался возглавить «Единство» в изгнании, но после его смерти оно пришло в упадок. В 1722 году Братское единство было возобновлено в Саксонии эмигрантами из Моравии при поддержке местного графа Николауса Людвига фон Цинцендорфа . С тех пор «Единство» стало также называться Моравской церковью .
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Этвуд, Крейг Д. «Чешская реформация и гуситская революция» . www.oxfordbibliographies.com . Оксфордские библиографии . Проверено 10 января 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кружок чешских духовных традиций» . veritas.evangnet.cz (на чешском языке). ВЕРИТАС – историческое общество обновления наследия чешской Реформации . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Соукуп, Мирослав (2005). «Путь к чешской реформации» (PDF) (на чешском языке). Усти-над-Лабем . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Туристический маршрут вальденсской и чешской Реформации» (PDF) (на чешском языке). Веритас. 2005 . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ Мори, Питер, Калифорния (2011). «Чешская Реформация в нашей стране за рубежом» . www.christnet.eu (на чешском языке) . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Нодл, Мартин (2010). "Краткое содержание". В Горничковой, Катерина; Шронек, Михал (ред.). Искусство Богемской Реформации (1380–1620) [Искусство Богемской Реформации (1380–1620)] . Прага: Академия. стр. 530–531. ISBN 978-80-200-1879-3 .
- ^ Просто, Иржи (2013). «Библия Кралица» . В Бальке, Иоахим; Родевальд, Стефан; Вюнш, Томас (ред.). Религиозные памятные места в Центрально-Восточной Европе: Конституция и конкуренция в межнациональном и эпохальном подходе . Издательство Академии. п. 367. ИСБН 978-3-05-009343-7 .
- ^ Белина, Павел; и др., ред. (2012). «Духовенство в чешских землях». Летопись чешских земель (на чешском языке) (4-е дополненное изд.). Прага: Фортуна Либри. стр. 177. ISBN. 978-80-7321-651-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нодл, Мартин (2010). «Чешская реформация». В Горничковой, Катерина; Шронек, Михал (ред.). Искусство Богемской Реформации (1380–1620) [Искусство Богемской Реформации (1380–1620)] (на чешском языке). Прага: Академия. стр. 20–23. ISBN 978-80-200-1879-3 .
- ^ Гледикова, Зденька (2009). «Карл IV и церковь». Мир чешской средневековой церкви (на чешском языке). Прага: Арго. стр. 179–180. ISBN 978-80-257-0186-7 .
- ^ Холетон, Дэвид Ральф (2010). «Литургическая жизнь чешской Реформации». В Горничковой, Катерина; Шронек, Михал (ред.). Искусство чешской Реформации: (1380–1620) (на чешском языке). Прага: Академия. стр. 219–220. ISBN 978-80-200-1879-3 .
- ^ Пекарж, Йозеф (2011). История нашей империи (с особым упором на королевства и страны, представленные в Императорском совете) (на чешском языке) (2-е изд.). Прага: Накл. Элька Пресс. стр. 67–68. ISBN 978-80-87057-11-7 .
- ^ Чорней, Питер; и др., ред. (2001). Когда, где, почему и как это произошло в истории Чехии: 100 событий, кардинально изменивших нашу историю (на чешском языке). Прага: Подборка Reader's Digest. стр. 107. ISBN 80-86196-33-Х .
- ^ Шмахель, Франтишек (2013). Ян Гус: жизнь и творчество . Прага: Арго. стр. 143. ISBN 978-80-257-0875-0 .
- ^ «Апелляция магистра Иоанна Гуса к верховному судье » . etfuk.sweb.cz Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ См. Уильямсон, Аллен. «Письмо Жанны д’Арк от 23 марта 1430 года» . Архив Жанны д'Арк . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Джиллетт, Э.Х. (1864 г.). Жизнь и времена Яна Гуса: или Богемская реформация пятнадцатого века. Группа 2 . Бостон: Гулд и Линкольн. п. 437 . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Маллетт, Майкл (2010). Исторический словарь Реформации и Контрреформации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 34. ISBN 978-0-8108-7393-3 . Проверено 26 января 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Главачек, Петр (2007). «Конфессиональная идентичность Богемской утраквистской церкви: перевод священников из sub una в sub utraque послушание». Богемская Реформация и религиозная практика. Том 6 (PDF) . Прага: Академия наук Чешской Республики. п. 209. ИСБН 978-80-86675-11-4 . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Давид, Зденек В. (2007). «Либеральная экклезиология утракизма». Богемская Реформация и религиозная практика . 6 : 165.
- ^ Сеттари, Ольга (1994). «Чешская священная песня периода Реформации» (PDF) . Труды философского факультета Брненского университета. Studia majora facultatis philosophicae universitatis Brunensis . Н 29 .
- ^ Ноус, Нола Рид, изд. (2008). Музыка Моравской церкви в Америке . Университет Рочестера Пресс. п. 45. ИСБН 9781580462600 .
Библиография [ править ]
- Беттс, Р.Р. (апрель 1947 г.). «Место чешского реформаторского движения в истории Европы» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 25 (65).
- Браун, М.Т. (2013). Иоанн Благослав – моравский реформатор шестнадцатого века, преобразующий чешский народ словом Божьим . Бонн: Издательство культуры и науки. ISBN 978-3-86269-063-3 .
- Давид, Зденек В. (2003). В поисках среднего пути: либеральный вызов утраквистов Риму и Лютеру . Балтимор (Мэриленд): издательство университета Дж. Хопкинса. ISBN 978-0-8018-7382-9 .
- Фадж, Томас А. (1998). Великолепная поездка: первая реформация в гуситской Богемии . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-1-85928-372-1 .
- Фадж, Томас А. (2010). Ян Гус Религиозная реформа и социальная революция в Богемии . Лондон: ISBN IB Tauris & Co. 978-0-85771-855-6 .
- Фадж, Томас А. (2016). Иероним Пражский и основы гуситского движения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190631550 .
- Джиллетт, Э.Х. (1863). Жизнь и времена Яна Гуса: или Богемская реформация пятнадцатого века. Том 1 . Бостон: Гулд и Линкольн.
- Джиллетт, Э.Х. (1864 г.). Жизнь и времена Яна Гуса: или Богемская реформация пятнадцатого века. Том 2 . Бостон: Гулд и Линкольн. ISBN 9781407753232 .
- Грант, Жанна (2014). Для общего блага: Богемский земельный закон и начало гуситской революции . Лейден: Брилл. ISBN 9789004283268 .
- Хаберкерн, Филипп Н. (2016). Святой покровитель и пророк: Ян Гус в чешской и немецкой реформации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190613976 .
- Каминский, Ховард (2004). История гуситской революции . Юджин, штат Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-1-59244-631-5 .
- Макбрайд, Стивен Тернбулл; иллюстрировано Ангусом (2004). Гуситские войны 1419–1436 гг . Osprey Publishing Ltd. Оксфорд: ISBN 978-1-84176-665-2 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г. Проверено 26 января 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Земан, Дж. К. (1973). «Рост религиозной свободы в чешской реформации». Центральноевропейская история . 6 (2): 128–147. дои : 10.1017/S0008938900015922 . S2CID 145651918 .