Жак Лефевр д'Этапль
Жак Лефевр д'Этапль ( латинизированный как Якобус Фабер Стапуленсис ; ок. 1455 – ок. 1536) был французским богословом и ведущей фигурой французского гуманизма . был предшественником протестантского Он движения во Франции . «Д'Этапль» не было частью его имени как такового, но раньше отличало его от Жака Лефевра из Девентера , менее значимого современника, который был другом и корреспондентом Эразма . Обоих также иногда называют немецкой версией их имени Якоб/Якоб Фабер. У него самого были иногда напряженные отношения с Эразмом, чья работа в области библейского перевода и богословия во многом соответствовала его собственным. [ 1 ]
Хотя он предвосхитил некоторые идеи, которые были важны для протестантской Реформации , Лефевр всю свою жизнь оставался католиком и стремился реформировать Церковь, не отделяясь от нее. Несколько его книг были осуждены как еретические , и некоторое время он провел в ссылке. Однако он был фаворитом короля Франции Франциска I и пользовался его защитой.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в семье скромных родителей в Этапле , в Пикардии , но, по-видимому, позже обладал значительными средствами. Он уже был рукоположен в священники, когда поступил в Парижский университет для получения высшего образования. Гермоним Спартанский был его учителем греческого языка. [ 2 ]
Он посетил Италию до 1486 года, поскольку слушал лекции Иоанна Аргиропулоса , умершего в том же году; он подружился с Паулюсом Эмилием Веронским . В 1492 году он снова путешествовал по Италии , учился во Флоренции , Риме и Венеции , знакомясь с сочинениями Аристотеля, хотя и находился под сильным влиянием философии Платона. [ 2 ] Вернувшись в Парижский университет , он стал директором Колледжа кардинала Лемуана . [ 3 ] Среди его знаменитых учеников были Беат Ренан , [ 3 ] Франсуа Ватабле , Шарль де Бовель и Гийом Фарель ; его связь с последним приблизила его к кальвинистской стороне реформаторского движения. [ 2 ] Фарель присоединился к Лефевре в Мо, чтобы помогать в обучении проповедников, прежде чем Фарель уехал в Швейцарию , где он был одним из основателей реформатских церквей .
В 1507 году он поселился в бенедиктинском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре , недалеко от Парижа; это произошло из-за его связи с семьей Брисонне (один из которых был настоятелем), особенно с Гийомом Брисонне , кардиналом- епископом Сен-Мало , отцом Гийома Брисонне , более позднего епископа Мо . Теперь он начал заниматься изучением Библии, первым плодом которого стал его «Квинтуплекс Псалтерий: Gallicum, Romanum, Hebraicum, Vetus, Conciliatum» (1509 г.); Консилиатум . был его собственной версией За этим последовал С. Паули Эпистоле xiv. ex vulgata editione, adjecta Intelligia ex Graeco cum commentariis (1512 г.), произведение большой независимости и суждения. [ 2 ]
Его книга De Maria Magdalena et triduo Christi disceptatio 1517 года, в которой утверждалось, что Мария, сестра Лазаря , Мария Магдалина и кающаяся женщина, помазавшая ноги Христа, были разными людьми, вызвала бурные споры и была осуждена Сорбонной в 1521 году и Святым Иоанном. Фишер . [ 4 ] [ 5 ] Он покинул Париж в течение всего 1520 года и, переехав в Мо, был назначен генеральным викарием епископа Брисонне 1 мая 1523 года; Позже в том же году он опубликовал свою французскую версию Нового Завета . Этот перевод, современный немецкой версии Лютера, лег в основу всех последующих переводов на французский язык. [ нужна ссылка ] Отсюда в том же году он извлек версии Евангелий и Посланий « a l'usage du diocese de Meaux ». В предисловиях и примечаниях к обоим из них выражалась точка зрения, что Священное Писание является единственным правилом учения и что оправдание осуществляется только верой. [ 2 ]
После того, как он закончил перевод Нового Завета на французский язык, все копии было приказано сжечь, из-за чего он отправился в ссылку. [ 6 ]
Он вызвал большую враждебность, но был защищен Франциском I и его интеллектуальной сестрой Маргаритой д'Ангулем . После того, как Франциск был взят в плен в битве при Павии 25 февраля 1525 года, Лефевр был осужден, а его работы запрещены по решению парламента ; эти меры были отменены по возвращении Фрэнсиса несколько месяцев спустя. Он издал «Псотье де Давид» в 1525 году и был назначен королевским библиотекарем в Блуа в 1526 году; его версия Пятикнижия появилась два года спустя. Его полная версия Библии 1530 года была основана на Вульгате Иеронима , заняла то же место, что и его версия Нового Завета . [ 2 ] Публикация и ее переработанное издание, основанное на еврейских и греческих текстах, были напечатаны Мертеном де Кейзером в Антверпене в 1534 году. [ 7 ] Маргарита, ныне королева Наварры , побудила его укрыться от преследований в Нераке в 1531 году. Говорят, что в 1533 году его посетил Жан Кальвин во время его бегства из Франции. [ 2 ] Он умер в Нераке примерно в 1536 году.
Работает
[ редактировать ]- Аристотелевские произведения (избранное)
- Парафразы всей натурфилософии Аристотеля [Иоганнес Хигман:] Паризии, 1492 г. [ 8 ]
- Введение в метафизику (1494 г.)
- Введение в Никомахову этику (1494 г.)
- Логические введения (1496)
- Политика (1506)
- Астрономическое введение (на латыни). Париж: Анри Этьен (1.). 1517
- Боэций
Публикация с критическим аппаратом Боэция « De Arithmetica» . Париж: Иоганнес Хигман и Вольфганг Хопил, 22 июля 1496 г.
- Библейские переводы
плодовитым переводчиком Библии . Он был Он завершил перевод Ветхого Завета в 1528 году и прославился своим французским переводом Псалмов и посланий Павла , который он закончил в начале своей карьеры. Его законченный перевод всей христианской Библии , опубликованный в 1530 году, был первым на французском языке .
- Пятикратный псалтырь; Gallicum, Romanum, Hebraicum, Vestus, conciliatum , 1509 и 1515 гг., опубликовано Анри Этьеном , л. со сносками
- Commentaires sur Saint Paul , avec une nouvelle traduction latine , Париж, 1512 и 1531 гг. Эта работа, в которой отмечается отсутствие прогресса в критике, подверглась критике со стороны Эразма за грамматический раздел и со стороны Беды за богословский раздел. раздел, однако это не помешало его ценить и изучать
- Commentaires sur les Évangiles , Мо, 1525 г.; его учение представляется здесь весьма ортодоксальным в вопросах, оспариваемых новаторами, хотя синдик Беда упрекал его в ошибках в этом отношении.
- Commentaires sur les épîtres canoniques , Мо, 1525 г.; все его комментарии к Новому Завету были внесены в Индекс римскими инквизиторами при Папе Клименте VIII . Он дистанцировался от древнего варварства
- Французская переводная работа «Новый Завет» , Париж, Колин, 1523 г., 5 томов. 8vo, анонимно крайне редко, особенно последний том. Перевод был сделан с Вульгаты , поскольку предназначался для использования верующими. Оно снова появилось в его полной версии Библии, Антверпен, л.; более поздние издания 1529 и 1532 гг., 4 т. 4то.; 1528, 4 т. 8во. Издание, пересмотренное врачами Лувена, является наиболее правильным и в то же время самым редким, поскольку оно было закрыто, как и издание 1511 года. Примечательно, что, хотя кордельеры Мо нападали на Лефевра из-за его переводов, кордельеры Антверпена одобрили его в 1528 году. , для печати и на продажу. Правда, в их издании не было «Эпитр-увещевания» , что особенно не понравилось парижским врачам.
- Увещевания на французском языке по поводу Евангелий и воскресных посланий , Мо, 1525 г., осуждены парламентом.
- Теория музыки
- Musica libris demostrata quattuor , опубликовано вместе с Nemorarius , Arithmetica decem libris demostrata и Boethius, De Arithmetica , Париж: Иоганнес Хигман и Вольфганг Хопил, 22 июля 1496 г. [ 9 ] Полный текст издания 1551 г.
- Другие работы
- Arithmetica decem libris demostrata , De elementis arithmetice artis Иордана Неморария ( Jordanus de Nemore ) с комментариями и демонстрациями, опубликованная вместе с Musica libris demostrata quattuor и Boethius, De Arithmetica , Париж: Иоганнес Хигман и Вольфганг Хопил, 22 июля 1496 г.
- Латинский перевод книг православной веры святителя Иоанна Дамаскина ; первый перевод этого произведения
- De Maria Magdalena , 1517, за которым в 1519 году последовала другая, озаглавленная: De tribus et unica Magdalena . Эта работа сделана хорошо; автор отказывается от некоторых моментов из первой работы, например, от того, что он сказал, что все эти три женщины носили имя Магдалины.
- Rithmimachie ludus, qui et pugna numerorum appellatur , Париж, Анри Эстьен, 1514, 4to.; opusculum на пяти страницах, напечатанный в конце второго издания «Арифметики Иордана Неморария » . Здесь Лефевр дает очень любопытное описание этой древней пифагорейской игры, но с такими мелкими подробностями, что понять ее правильно можно лишь присоединив ее к расширенному описанию, которое Буасьер дал той же игре.
- Опера омния , Николая Кузанского Париж, 1514 г. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Другие студенты
Примечания
[ редактировать ]- ^ Глава 1, стр. 19 и далее, Линдберг, Картер. Богословы Реформации: введение в теологию раннего Нового времени , Blackwell Publishing, 2002, ISBN 978-0-631-21839-5 , подробно анализирует их отношения.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гордон 1911 год .
- ^ Jump up to: а б Ренан, Беатус (2013). «1». В Хирштейне, Джеймс (ред.). Ренан, Беат Послания блаженного Ренана. Латинская и греческая переписка Беата Ренана из Селестата. Резюме критики, с переводом и комментариями. Том. 1 (1506–1517) . Бреполи п. 3. ISBN 978-2503513584 .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Людвиг Янсен, Кэтрин (2001). Создание Магдалины: проповедь и народная преданность в позднем средневековье . Издательство Принстонского университета . п. 11. ISBN 978-0691089874 .
- ^ «Жак Лефевр д’Этапль (1450–1537)» . Протестантский музей . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Пол Арбластер, Гергей Юхас, Гвидо Латре (редакторы) Завещание Тиндейла , Turnhout: Brepols, 2002, ISBN 2-503-51411-1 , стр. 130–135.
- ^ Начало. [л. 1 оборотная сторона:] [Якоби Фабри Стапулен: Philosophie Paraphrases ad grauissimū patrē: Ambrosiū de Cambray и т. д.] [fol. 2 лицевая сторона:] Буквенники PCGMAS MR SV L P. Книга по физике. C. Книга Небес – мудо. Г. Книга по поколению - коррупция. М. Книга метеоров. А. Книга о душе. Св. Книга чувства - ощутила. Мистер. Книга о памяти - воспоминании. СВ. Книга о сне и бодрствовании. Л. Книга о долготе и краткости жизни. [Перефраз вышеупомянутых книг Аристотеля Якоба Фабера.] [л. 269 лицевая сторона:] Диалог Джеймса. Ф. Стапулен. введение в физику. [л. 288 лицевая сторона:] Dialogus Iacobi F. Stapulen̄ difficiliū Physicalium introductorius
- ^ Том урока 1 стр. 492
- ^ Предварительные послания Жака Лефевра Д'Этапле и родственные тексты , изд. Юджин Ф. Райс, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1972.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Гордон, Александр (1911). « Фабер, Якобус ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 112. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Попкин, Р.Х., изд. (1999) Колумбийская история западной философии . Нью-Йорк; Чичестер: Издательство Колумбийского университета
- Граф, К. Х. (1842) Очерк жизни и сочинений . Страсбург
- Герцога-Хаука Боне-Мори, Г. в Настоящей энциклопедии (1898 г.)
- Поррер, Шейла М. (2009) Жак Лефевр д'Этапль и дебаты трех Марий . Женева: Библиотека Дро. ISBN 978-2-600-01248-5
- Лежер, Франсуа (редактор) (1971) Печатные сочинения о музыке Международный каталог музыкальных источников; Международный словарь музыки; Международный перечень музыкальных источников B:vi, Мюнхен-Дуйсбург: К. Хенле.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барно, Жан (1900) Жак Лефевр д'Этапль: его влияние на истоки французской Реформации . Кагор: Куэслан
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Остерхофф, Ричард Дж. «Жак Лефевр д'Этапль» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Жак Лефевр д'Этапль в проекте «Математическая генеалогия»
- 1450-е годы рождения
- 1536 смертей
- Люди из Па-де-Кале
- Французские католические богословы XVI века
- Христианские гуманисты
- Гуманисты французского Возрождения
- Переводчики Библии на французский язык
- Французские римско-католические священники XV века
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские римско-католические священники XVI века
- Французские философы XV века.
- Французские философы XVI века.
- Французские писатели-мужчины XVI века
- Французские переводчики XVI века
- Протопротестанты