Ратрамнус
Часть серии о |
Реформация |
---|
![]() |
протестантизм |
Ратрамнус (умер около 868 г. ) [1] Франкский , монах монастыря Корби недалеко от Амьена на севере Франции, был Каролингским теологом, наиболее известным своими сочинениями о Евхаристии и предопределении . Его евхаристический трактат De corpore et sanguine Domini (« О теле и крови Господней ») был контрапунктом его аббата Пасхасия Радберта реалистическому евхаристическому богословию . Ратрамнус также был известен своей защитой монаха Готшалька , чья теология двойного предопределения была центром многочисленных споров во Франции и Германии 9-го века . В свое время Ратрамн был, пожалуй, наиболее известен своей работой « Против возражений греков, клеветавших на Римскую церковь» , ответом на Фотианский раскол и защитой филиокве - дополнения к Никейско-Константинопольскому Символу веры . [2]
Сочинения Ратрамна оказали влияние на протестантскую реформацию . [3]
Биография [ править ]
О жизни Ратрамна мало что известно, но некоторые предполагают, что он стал учителем бенедиктинского монастыря Корби в 844 году, когда Пасхазиус Радбертус был назначен аббатом . [4] Кроме того, у него, похоже, были достаточно близкие отношения с королем Карлом Лысым . [5]
Евхаристия [ править ]
Где-то около 831–833 годов Пасхасий Радбертус, будучи учителем в монастыре Корби, написал « De corpore et sanguine Domini» («О теле и крови Господней»), формулируя точку зрения, что в момент освящения хлеб и вино на жертвеннике стало тождественным телу и крови Иисуса Христа . [6] Пасхасий ясно дал понять, что тело и кровь на жертвеннике — это точно такие же природные тело и кровь, как и воплощенное тело Христа на земле. В своем описании Евхаристии Пасхасий провел различие между figura (образом) и veritas (истиной), которые, как он понимал, означают «внешний вид» и «чему учит вера» соответственно. [7] По поводу трактата Пасхасия, который он впервые написал, вероятно, в качестве учебного пособия, и посвятил одному из своих бывших учеников, похоже, не возникло никаких разногласий. Позже, вероятно в 844 году, Пасхасий составил также редакцию своей книги о Евхаристии, посвященную Карлу Лысому. [8]
Когда Карл Лысый посетил Корби в 843 году, он, по-видимому, встретил Ратрамна и попросил объяснить Евхаристию. Таким образом, именно императору Ратрамнус адресовал свою работу, также озаглавленную « De corpore et sanguine Domini» . В этой книге Ратрамнус отстаивал духовную точку зрения, согласно которой хлеб и вино Евхаристии образно представляют тело и кровь Христа и служат напоминанием о Нем, но не являются истинно (чувственно воспринимаемыми) телом и кровью Христа. [9] Ратрамн использовал те же два термина ( figura и veritas ) для описания Евхаристии, что и Пасхасий, но использовал их по-разному. Для него слово veritas означало «чувственно воспринимаемое», поэтому Евхаристия не могла действительно быть телом и кровью Христа, поскольку она – согласно чувствам – не менялась по внешнему виду, а оставалась хлебом и вином, и не была она буквально историческим произведением Христа. воплощенное тело. [10]
В результате дебатов не было вынесено никаких осуждений, и ни один из двух монахов не цитировал и не ссылался на другого в своей работе. [11] В связи с этим Виллемиен Оттен бросил вызов традиционной интерпретации различных позиций Пасхасия и Ратрамна как «спора». [12]
Предопределение [ править ]
В 840-х и 50-х годах Ратрамнус оказался вовлеченным в полемику по поводу учения Готшалька Орбаисского (ок. 803-68). Ратрамн, вероятно, впервые столкнулся с Готшальком во время пребывания странствующего учителя в монастыре Корби около 830 года, а позже поддержал его в его конфликте с архиепископом Хинкмаром Реймским . [13] Готшальк учил форме двойного предопределения , уча, что Бог предопределил судьбы как избранных, так и проклятых.
В 851 году Иоанну Скоту Эриугене было поручено выступить против учения Готшалка, но его работа « Трактат о божественном предопределении » по существу отрицала какую-либо форму предопределения , и это отрицание вызвало гнев Ратрамна и Флоруса Лионского . [14] В ответ Ратрамн составил двухкнижный труд « О предопределении Бога» ( De Praedestinatione Dei ), [15] в котором он защищал двойное предопределение, возражая при этом против связи предопределения с грехом. [16]
Сын [ править ]
В конце жизни Ратрамнус отреагировал на фотийский раскол 863–867 годов между восточным и западным христианством из-за назначения Фотия патриархом Константинополя . Это широкомасштабное противоречие охватило различные разногласия между Востоком и Западом, такие как назначение патриарха, церковная юрисдикция в Болгарии и добавление Западом филиокве к Никейско -Константинопольскому Символу веры . Защита Ратрамном западного богословия и практики в его книге « Против возражений греков, клеветавших на Римскую церковь » [17] в основном занят доказательством filioque , хотя заключительный раздел работы касается и других разногласий, таких как монашеский постриг и священническое безбрачие . [18]
Другие работы [ править ]
В качестве еще одной демонстрации поддержки Готшалька Ратрамнус составил небольшой сборник святоотеческих текстов в пользу тринитарной формулировки Готшалька trina deitas. [19] против Хинкмара Реймского , предложенного summa deitas . [20]
Ратрамнус также написал « Письмо о собачьих существах» . [21] Это был ответ на вопрос Римберта , тогда работавшего миссионером в Скандинавии, который спросил, были ли киноцефалы, предположительно жившие поблизости, людьми, потому что, если бы они были людьми, Римберт, как ожидалось бы, попытался бы их обратить. Ратрамнус утверждал, что, поскольку источники Римберта описывают киноцефалов как живущих в деревнях и занимающихся сельским хозяйством и ремеслами, они должны быть рациональными и, следовательно, человечными. [22]
Ратрамн написал еще один трактат « Рождение Христа» . [23] возможно, как ответ на « О рождении Богородицы » Пасхасия . [24] В этой работе Ратрамн защищал идею о том, что рождение Христа от Девы Марии произошло естественным человеческим путем, чтобы не умалять подлинной человеческой природы Христа. [25]
Ратрамн написал два трактата о душе, поддерживая традиционную августинскую психологию. [26] Первая, «О душе» , была написана против некоего Макария Скота. [27] а вторая, «Книга о душе », адресованная епископу Одо I Бове , бросила вызов идее, выдвинутой анонимным монахом аббатства Флай , — что все люди причастны универсальной душе. В «Книге о душе » Ратрамнус утверждал, что душа не может быть универсальной, а только индивидуальной. [28]
В целом работы Ратрамна были описаны средневековым ученым Джулио Д'Онофрио как отмеченные тщательной методологической ясностью и последовательностью, возможно, смоделированной на Ответе Боэция « Евтихию ». [29]
прием поздний Более
В какой-то момент евхаристическое произведение Ратрамна « De corpore et sanguine Domini» стало называться произведением Иоанна Скота Эриугены . В 11 веке Беренгар Турский ухватился за книгу «Скота» как источник своего взгляда на Евхаристию в своих дебатах с Ланфранком Беком и был резко осужден местным собором Верчелли в 1050 году. Около 1100 года произошла дальнейшая путаница. Возникло, когда имя Ратрамна было ошибочно скопировано в некоторых произведениях как Бертрамус, ошибка, которая сохранилась даже в 19 веке. [30]
В 16 веке работа Ратрамна снова стала центром споров. После того, как напечатана книга «De corpore et sanguine Domini» была в 1531 году , протестантские реформаторы ухватились за эту книгу как за противовес католической доктрине пресуществления . Это имело особое влияние в Англии, где Томас Кранмер утверждал, что его окончательно убедили против пресуществления Ратрамна.
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ Ратрамнус, Немецкая национальная библиотека Corbiensis
- ^ GE McCracken, изд. Раннесредневековая теология , Библиотека христианской классики 9 (Луисвилл: Кентукки, 1957), стр. 109–47, здесь 109.
- ^ «Ратрамн | Бенедиктинский богослов | Британика» . www.britanica.com . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Джеймс Гинтер, Вестминстерский справочник по средневековому богословию , (Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2009), 155-6.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 109.
- ^ Виллемиен Оттен, «Между августинским знаком и каролингской реальностью: присутствие Амвросия и Августина в евхаристических дебатах между Пасхазием Радбертом и Ратрамном из Корби», Голландский архив церковной истории 80, № 2 (2000): 137-156, здесь. 140 .
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 92.
- ^ Патрисия МакКормик Зиркель, «Евхаристический спор девятого века: контекст истоков евхаристического учения на Западе», Worship 68, вып. 1 (1994): 2-23, здесь 5.
- ^ Оттен, «Между августинианским знаком и каролингской реальностью», 140.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 111.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 110-11.
- ^ Оттен, «Между августинианским знаком и каролингской реальностью», 143.
- ^ Гинтер, Вестминстерский справочник по средневековому богословию , 75.
- ^ Гинтер, Вестминстерский справочник по средневековой теологии, 153.
- ^ Дж. П. Минь, изд. Патрология Латина 121:11-80
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 109.
- ^ ПЛ 121: 223-346.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 109-10.
- ^ Джулио Д'Онофрио, изд., История богословия II: Средневековье (Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 2008), 80.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 110.
- ^ Ратрамн, Эпист. написано о киноцефале священнику Римберту , PL 121:1153-6; Даттон, «Ратрамнус и люди с собачьими головами».
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 110; Сталь, Как сделать человека , 145–50.
- ^ ПЛ 121: 81-102.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 109.
- ^ Д'Онофрио, История богословия II: Средние века , 80.
- ^ Гинтер, Вестминстерский справочник , 156.
- ^ А. Уилмарт , «Неопубликованная брошюра Ратрамна о природе души» Revue Bénédictine 43 (1931): 207-223.
- ^ Д'Онофрио, История теологии II: Средние века , 81.
- ^ Д'Онофрио, История теологии II: Средние века , 79.
- ^ Маккракен, Раннесредневековая теология , 112-13.
Источники
- Шазель, К. «Эксегеза в евхаристическом споре девятого века». В исследовании Библии в эпоху Каролингов . Эд. К. Шазель и Б. ван Нэйм Эдвардс. стр. 167–87. Тюрнхаут: Брепольс, 2003.
- Шазель К. «Евхаристия в Европе раннего средневековья», в книге «Спутник Евхаристии в средние века», под ред. Ян Леви, Гэри Мэйси и Кристен Ван Осдалл. Лейден: Брилл, 2011, стр. 205–49.
- Даттон, Пол Эдвард, изд. и транс. «Ратрамнус и люди с собачьими головами». В Каролингской цивилизации: читатель . 2-е изд. Чтения по средневековой цивилизации и культурам 1. стр. 452–55. Онтарио: Broadview Press, 2004.
- Фэйи, Джон Дж. «Евхаристическое учение Ратрамна из Корби». Неопубликованная кандидатская дисс. (Семинария Св. Марии Озерной, 1951 г.).
- Гинтер, Джеймс. Вестминстерский справочник по средневековому богословию , Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2009.
- Маккракен, GE, изд. Раннесредневековая теология , Библиотека христианской классики, том. 9. Луисвилл: Кентукки, 1957.
- Оттен, Виллемиен. «Между августинским знаком и каролингской реальностью: присутствие Амвросия и Августина в евхаристических дебатах между Пасхазием Радбертом и Ратрамном из Корби». Голландские архивы истории церкви 80, № 2 (2000): 137–156.
- Фелан, Оуэн М. «Горизонтальная и вертикальная теология: «таинства» в трудах Пасхасия Радберта и Ратрамна Корби» Harvard Theological Review 103:3 (2010) 271-289.
- Ратрамнус, De corpore et sanguine Domini: оригинальный текст и библиографическое примечание, изд. Дж. Н. Бакейзен Ван Ден Бринк, 2-е изд. Амстердам и Лондон: Северная Голландия, 1974.
- Робертс, Тимоти Роланд. «Перевод и критическое издание Ратрамна из De Predestinatione dei Корби . Неопубликованная кандидатская дисс. (Университет Миссури, Колумбия, 1977 г.).
- Сталь, Карл. Как сделать человека: животные и насилие в средние века , Колумбия: Издательство Университета штата Огайо, 2011.
- Танге, Западная Вирджиния «Ратрамнус об использовании отцов Корби в его «Трактате о телесном и жизнерадостном домини». Патристические исследования 17, вып. 1 (1982): 176–80.
- Зиркель, Патрисия МакКормик. «Евхаристический спор девятого века: контекст возникновения евхаристического учения на Западе». Поклонение 68, нет. 1 (1994): 2-23.
Внешние ссылки [ править ]
- Тело и Кровь Господня Ратрамна в английском переводе.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- Католическая энциклопедия . 1913. .