Перефраз масса

Месса -перефраз — это музыкальная постановка Ординария мессы , в основе которой лежит тщательно разработанная версия cantus Firmus , обычно выбираемая из равнинной песни или какого-либо другого священного источника. Это было распространенное средство массовой композиции с конца 15 века до конца 16 века, в период Возрождения в истории музыки, и чаще всего использовалось композиторами в тех частях Западной Европы, которые оставались под прямым контролем Римско-католическая церковь . Его отличают от других видов массовой композиции, в том числе циклической массы , пародии , канона , соггетто кавато , свободной композиции и смесей этих техник.
История
[ редактировать ]Музыкальный парафраз, как правило, использовался в течение долгого времени, прежде чем он был впервые применен к музыке Ординария мессы. В начале и середине 15 века в таком произведении, как мотет, было обычным использовать украшенное простое песнопение. его источником является мелодия, причем мелодия обычно произносится самым верхним голосом. Джона Данстейбла является «Глория» примером этой процедуры, как и две постановки Гийома Дюфе из «Марианской антифоны Alma redemptoris mater». Во многих композициях в стиле фоксбурдон , характерной технике бургундской школы , используется перефразированная версия простой мелодии самым высоким голосом. В этих случаях источник не будет скрыт перефразом; его все еще можно было легко узнать по любому нанесенному орнаменту. [1]
Дюфай, вероятно, был одним из первых, кто применил в массах технику парафраза. Его Missa Ave regin celorum (написанная между 1463 и 1474 годами) похожа на мессу cantusfirmus тем, что мелодия написана тенором; однако он перефразирован путем разработки (и он также включает в этот антифон отрывки из своего собственного мотета, предвещая технику пародии ). К 1470-м или 1480-м годам появляются первые мессы, использующие парафраз более чем в один голос: сохранились два примера Иоганна Мартини : Missa domenicalis и Missa Ferialis . [2]
К началу XVI века становится все более распространенным использование перефразированного напева во всех голосах полифонического плетения. Самым известным примером начала 16-го века и одной из самых известных когда-либо написанных парафразных месс была Missa pange lingua Жоскена де Пре , которая представляет собой расширенную фантазию на тему гимна Pange Lingua для Corpus Christi Фомы Аквинского . Эта месса, вероятно, была составлена ближе к концу жизни Жоскена, около 1520 года. На языке Missa pange все голоса несут варианты гимна, причем начало последовательных фраз отмечает точки подражания в мессе. Всем голосам придается равный вес, и партитура достигает мотивного единства, что значительно отличается от предыдущей практики. [3]
Другим композитором поколения Жоскена, сыгравшим важную роль в развитии парафразовой массы, был Пьер де ла Рю . Как и Жоскен, он начал с техники cantus Firmus и продолжал использовать ее большую часть своей жизни; но он начал дорабатывать исходный материал, в конечном итоге объединив его в несколько голосов полифонической текстуры, где все голоса имели одинаковый вес. [4]
Позже, в XVI веке, парафраз оставался распространенным методом построения масс, хотя и использовался гораздо реже, чем метод пародии. Палестрина использовал технику перефразирования в 31 своей мессе, уступая только пародии, которую он использовал в 51. [5] Большинство его месс, основанных на гимнах, представляют собой мессы-перефразы. В этих произведениях гимны-источники часто представлены в сокращенном виде. Когда в 1562 году Тридентский собор запретил использование светских песен в качестве источников для месс, большой корпус музыки больше не был доступен композиторам, которые рылись в нем в поисках пародий; те композиторы, которые следовали указаниям Собора, часто возвращались к использованию монофонических гимнов и равнинных песен - источников, которые предлагали технику перефразирования. Действительно, в тот период это был излюбленный метод использования григорианских песнопений для построения месс. [6]
Месса-перефраз писалась сравнительно нечасто в Англии и Германии, особенно после протестантской Реформации . Композиторы масс в этих регионах разрабатывали стили независимо, и в обеих областях, как правило, использовали вариации техники cantus Firmus.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Дж. Питер Буркхолдер: «Заимствование»; Мед Мекони, «Пьер де ла Рю»; Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 6 ноября 2006 г.), (доступ по подписке)
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 978-0-393-09530-2
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 978-0-89917-034-3
- Льюис Локвуд, «Месса». Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 978-1-56159-174-9
- Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 978-0-674-61525-0
- Роберт Шерр, редактор, The Josquin Companion. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 978-0-19-816335-0