Месса Пресвятой Богородицы (Жокен)

Missa de Beata Virgine — это музыкальная постановка Ординарии мессы композитора эпохи Возрождения Жоскена де Пре . Хотя раньше считалось, что это сочинение было поздним по стилистическим причинам (Остхофф утверждает, что это 1513 год), свидетельства из Дневника Бурхарда доказывают, что месса была написана где-то до 23 сентября 1497 года. Это была самая популярная из его месс в 16 веке. [ 1 ]
Missa de Beata Virgine необычна среди месс Жоскена тем, что первые две части рассчитаны на четыре голоса, а последние три - на пять, причем пятый голос получен канонически . Как и большинство музыкальных постановок Mass Ordinary, он состоит из пяти частей или частей:
Он использует разные песнопения , в для каждого движения и представляет собой массу парафразов которой исходные песнопения разрабатываются, разбиваются, передаются между голосами или исполняются разными голосами одновременно. Месса — одна из четырех, основанных Жоскеном на равнинной песне, и, вероятно, предпоследняя (остальные — Missa Gaudeamus , относительно раннее произведение, Missa Ave maris stella и Missa Pange lingua ; все они включают в себя, в каком-то смысле, прославление Богородицы). [ 2 ] Все песнопения в Missa de Beata Virgine прославляют Деву Марию, и в целом это Леди-месса , вотивная месса по субботам, тип, который был популярен около 1500 года. [ 3 ] Поскольку музыка для двух частей – «Глории» и «Кредо» – появилась независимо в ватиканских источниках, циркулировавших в 1503 году или ранее, предполагалось, что месса была собрана позже из нескольких частей, и, скорее всего, пятиголосные части были составлены вокруг 1510. Впервые вся месса появилась в Оттавиано Петруччи книге месс Жоскена 1514 года, его третьем таком сборнике; даже высказывалось предположение, что сам Петруччи мог составить его на основе существующей традиции исполнения. [ 4 ] связность произведения Скорее всего, Жоскен взял уже написанные им «Глорию» и «Кредо», а затем написал «Кирие», соответствующую «Глории», и добавил к «Кредо» «Санктус» и «Агнус», поскольку модальная предполагает, что он задумал, по крайней мере, первое два движения, а затем последние три движения вместе. [ 4 ]
Missa de Beata Virgine была одной из трех последних месс Жоскена, остальные были Missa Sine nomine и Missa Pange lingua . Вероятно, это был самый ранний из трех, а Missa Pange lingua — последний. [ 3 ] Выделение последних месс и периода его позднего стиля в целом заключалось в общем упрощении и уточнении: Жоскен оставил после себя сложную контрапунктическую уловку, очевидную в мессах предыдущего периода, таких как две, которые он написал на мелодию L'homme Armé , и писал музыку, в которой раскрытие смысла текста и его понимание были важнее любого виртуозного исполнения. [ 1 ]
Движения различаются по трактовке исходного песнопения. У Кирие есть пение на все голоса, подражательно и перефразировано; «Глория» рассматривает пение как cantusfirmus, перенося его из голоса в голос. В тональном плане обе части заканчиваются на G, и большая часть их каденций приходится на G или D. Credo, первая часть для пяти голосов, заканчивается удивительной фригийской каденцией на E и использует канонические техники более заметно, чем в предыдущих частях. Общий звук более мрачный и напоминает Йоханнеса Окегема . [ 5 ] Sanctus необычен среди массовых движений Жоскена, поскольку пять голосов поют без перерыва: обычно Жоскен разбивает текстуру отрывками с уменьшенной партитурой. Тем не менее, текстура легкая, голоса поют полифонически лишь иногда. В заключительном «Агнусе» распев трактуется свободно, а фактура аналогична той, которую использовал Жоскен в своих шансонах. Каденции Agnus и Sanctus на C. [ 6 ]
Популярность этой мессы в 16 веке может быть связана с ее «чувственно привлекательной» текстурой поверхности, которая предвещает музыку более поздних композиторов, таких как Кристобаль Моралес и Николя Гомберт . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Джереми Ноубл : "Josquin des Prez", 12, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 марта 2007 г.), (доступ по подписке)
- Алехандро Энрике Планшар , «Мессы на Plainsong Cantus Firmi», в издании Роберта Шерра, The Josquin Companion. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-816335-5
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Гроув
- ^ Планчарт, с. 91
- ^ Перейти обратно: а б Планчарт, с. 120
- ^ Перейти обратно: а б Планчарт, с. 121
- ^ Планчарт, стр.124-125.
- ^ Планчарт, с. 129-130
- ^ Планчарт, с. 130