Jump to content

Месса Пресвятой Богородицы (Жокен)

Копия рукописи папы Льва X, показывающая вступительную Кирию. ( Библиотека Ватикана )

Missa de Beata Virgine — это музыкальная постановка Ординарии мессы композитора эпохи Возрождения Жоскена де Пре . Хотя раньше считалось, что это сочинение было поздним по стилистическим причинам (Остхофф утверждает, что это 1513 год), свидетельства из Дневника Бурхарда доказывают, что месса была написана где-то до 23 сентября 1497 года. Это была самая популярная из его месс в 16 веке. [ 1 ]

Missa de Beata Virgine необычна среди месс Жоскена тем, что первые две части рассчитаны на четыре голоса, а последние три - на пять, причем пятый голос получен канонически . Как и большинство музыкальных постановок Mass Ordinary, он состоит из пяти частей или частей:

  1. Кирие
  2. Глория
  3. Я считаю
  4. Святой
  5. Агнус Деи

Он использует разные песнопения , в для каждого движения и представляет собой массу парафразов которой исходные песнопения разрабатываются, разбиваются, передаются между голосами или исполняются разными голосами одновременно. Месса — одна из четырех, основанных Жоскеном на равнинной песне, и, вероятно, предпоследняя (остальные — Missa Gaudeamus , относительно раннее произведение, Missa Ave maris stella и Missa Pange lingua ; все они включают в себя, в каком-то смысле, прославление Богородицы). [ 2 ] Все песнопения в Missa de Beata Virgine прославляют Деву Марию, и в целом это Леди-месса , вотивная месса по субботам, тип, который был популярен около 1500 года. [ 3 ] Поскольку музыка для двух частей – «Глории» и «Кредо» – появилась независимо в ватиканских источниках, циркулировавших в 1503 году или ранее, предполагалось, что месса была собрана позже из нескольких частей, и, скорее всего, пятиголосные части были составлены вокруг 1510. Впервые вся месса появилась в Оттавиано Петруччи книге месс Жоскена 1514 года, его третьем таком сборнике; даже высказывалось предположение, что сам Петруччи мог составить его на основе существующей традиции исполнения. [ 4 ] связность произведения Скорее всего, Жоскен взял уже написанные им «Глорию» и «Кредо», а затем написал «Кирие», соответствующую «Глории», и добавил к «Кредо» «Санктус» и «Агнус», поскольку модальная предполагает, что он задумал, по крайней мере, первое два движения, а затем последние три движения вместе. [ 4 ]

Missa de Beata Virgine была одной из трех последних месс Жоскена, остальные были Missa Sine nomine и Missa Pange lingua . Вероятно, это был самый ранний из трех, а Missa Pange lingua — последний. [ 3 ] Выделение последних месс и периода его позднего стиля в целом заключалось в общем упрощении и уточнении: Жоскен оставил после себя сложную контрапунктическую уловку, очевидную в мессах предыдущего периода, таких как две, которые он написал на мелодию L'homme Armé , и писал музыку, в которой раскрытие смысла текста и его понимание были важнее любого виртуозного исполнения. [ 1 ]

Движения различаются по трактовке исходного песнопения. У Кирие есть пение на все голоса, подражательно и перефразировано; «Глория» рассматривает пение как cantusfirmus, перенося его из голоса в голос. В тональном плане обе части заканчиваются на G, и большая часть их каденций приходится на G или D. Credo, первая часть для пяти голосов, заканчивается удивительной фригийской каденцией на E и использует канонические техники более заметно, чем в предыдущих частях. Общий звук более мрачный и напоминает Йоханнеса Окегема . [ 5 ] Sanctus необычен среди массовых движений Жоскена, поскольку пять голосов поют без перерыва: обычно Жоскен разбивает текстуру отрывками с уменьшенной партитурой. Тем не менее, текстура легкая, голоса поют полифонически лишь иногда. В заключительном «Агнусе» распев трактуется свободно, а фактура аналогична той, которую использовал Жоскен в своих шансонах. Каденции Agnus и Sanctus на C. [ 6 ]

Популярность этой мессы в 16 веке может быть связана с ее «чувственно привлекательной» текстурой поверхности, которая предвещает музыку более поздних композиторов, таких как Кристобаль Моралес и Николя Гомберт . [ 7 ]

  • Джереми Ноубл : "Josquin des Prez", 12, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 марта 2007 г.), (доступ по подписке)
  • Алехандро Энрике Планшар , «Мессы на Plainsong Cantus Firmi», в издании Роберта Шерра, The Josquin Companion. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN   0-19-816335-5
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN   0-89917-034-X
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Гроув
  2. ^ Планчарт, с. 91
  3. ^ Перейти обратно: а б Планчарт, с. 120
  4. ^ Перейти обратно: а б Планчарт, с. 121
  5. ^ Планчарт, стр.124-125.
  6. ^ Планчарт, с. 129-130
  7. ^ Планчарт, с. 130
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cebbefb9018465a3080e131bcb9f408__1704859620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/08/6cebbefb9018465a3080e131bcb9f408.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa de Beata Virgine (Josquin) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)