Missa La sol fa re mi

Missa La sol fa re mi — это музыкальная постановка мессы Жоскена де Пре , впервые опубликованная в 1502 году. Это одна из его самых известных месс и один из самых ранних и самых известных примеров техники soggetto cavato — техники получения музыкальных нот из слогов фразы, в данном случае «Lascia Fare Mi» (итальянский: «позволь мне сделать это»).
Фон
[ редактировать ]«Lascia Fare mi» («предоставь это мне» или, возможно, в более идиоматическом переводе «позволь мне сделать это») предположительно была распространенной фразой, которую использовал неизвестный аристократ, чтобы заставить людей перестать приставать к нему с просьбами или жалобами. [ 2 ] Впервые эту историю сообщил Гларианус , написавший в 1547 году, который далее сказал: «а затем [Жокен] написал целую мессу, чрезвычайно элегантное произведение, основанное на тех же самых словах: так: «La sol fa re ми.'" [ 1 ] Музыкальные слоги Ла-Соль-Фа-Ре-Ми соответствуют AGFDE в «естественном» гексахорде , шесть нот начинаются с C.
Было несколько попыток датировать мессу, и мнения ученых Жоскена расходятся, по-разному относя ее к концу 1470-х и 1490-м годам. Оттавиано Петруччи опубликовал его в своем первом сборнике месс в 1502 году, одном из первых когда-либо напечатанных музыкальных сборников, что показывает его важность и влияние; действительно, во многих других источниках оно широко передавалось в начале 16 века. Месса могла быть написана во время римского периода Жоскена, например, между 1490 и 1493 годами, когда Жоскен пел в хоре Сикстинской капеллы . [ 3 ] Его контрапунктическая сложность, а также косвенные доказательства, позволяющие предположить, кем мог быть аристократ, возможно, указывают на более позднюю дату. [ 4 ] Если более ранняя дата верна, это будет самая ранняя месса, когда-либо написанная на слогах сольмизации; на самом деле это одна из первых месс на свободно изобретенную тему.
Если месса датируется 1490-ми годами, косвенные доказательства позволяют предположить, что аристократ, давший чрезмерные обещания, мог быть вовсе не итальянцем, а турком. Принц Джем Султан , сводный брат Баязида II , находился в плену (в роскошной роскоши) в Риме в то время, когда там находился Жоскен, и безжалостно умолял Папу Иннокентия VIII (а позже Александра VI ) о помощи в свержении своего сводного брата; Папа, в свою очередь, пригрозил султану Баязиду, что он освободит Джема, если Баязид когда-нибудь возобновит войну против христианской Европы. Джем, очевидно, давал бесконечные невыполнимые обещания и особенно раздражал; это, в дополнение к моде на турецкую моду в Италии в 1490-х годах (как видно из тюрбана, который Хоскен носит на своем гравюре на дереве), позволяет предположить, что Жоскен, возможно, подшучивал над Джемом во время мессы, который также упорно отказывался принять христианство. . [ 4 ] [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Как и большинство массовых постановок Среднего Возрождения , он состоит из следующих частей:
- Кирие
- Глория
- Я считаю
- Святой и Бенедикт
- Agnus Dei I, II и III
В основном это фригийский лад , хотя и с многочисленными сдвигами в эолийский и дорийский . Фигура Ла-соль-фа-ре-ми насыщает фактуру, появляясь более 200 раз по ходу мессы. Большую часть времени он звучит в теноре, что позволяет предположить, что он, возможно, изначально был составлен как месса cantus-firmus в начале карьеры Жоскена, а позже переработан как парафразная месса с остинато, появляющимся во всех голосах в разных перестановках. [ 6 ]
Фигура из пяти нот не только появляется повсюду, но и появляется в композиционных перестановках, таких как ретроградный (Ми-Ре-Фа-Соль-Ла), иногда образуя палиндромные фигуры в результате ретроградных движений, появляющихся непосредственно перед или после высказываний фигуры. в своем первоначальном виде. [ 7 ] Кроме того, Жокен использует эту фигуру в каждом из трех гексахордов, доступных теории музыки эпохи Возрождения: естественный гексахорд, начинающийся с C (давая фигуре AGFDE), «жесткий» гексахорд, начинающийся с G (давая естественный для фигуры EDCAB), и «мягкий» гексахорд, начинающийся с F (что дает DCB-плоскую GA для фигуры). Иногда он меняет местами гексахорды в середине фигуры — композиционный трюк, видимый на странице, но трудно расслышанный. Мотивная насыщенность, характерная для произведения, включая использование таких перестановок, как ретроградность, чаще ассоциируется с музыкой Второй венской школы, чем с музыкой Возрождения, но Жокен был не только новатором: он работал с мотивной клеткой, которая была исключительно хороша. -подходит для такого лечения.
Missa La sol fa re mi остается одной из самых известных месс Жоскена, ее часто исполняют и записывают. [ 8 ]
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонни Дж. Блэкберн , «Массы о популярных песнях и слогах», в издании Ричарда Шерра , The Josquin Companion . Оксфорд, Оксфордский университет. Пресс, 2000. ISBN 0-19-816335-5
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Патрик Мэйси: «Жокен де Пре», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 16 декабря 2006 г.), (доступ по подписке)
- Доусон Кианг, «Жоскен Депре и возможный портрет османского принца Джема в Cappella Sistina Ms. 41», Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance , 54. 1992.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блэкберн, с. 78
- ^ Риз, с. 238.
- ^ Блэкберн, с. 81.
- ^ Jump up to: а б Блэкберн, с. 78.
- ^ Кианг, 411–426.
- ^ Блэкберн, с. 81–82
- ^ Блэкберн, с. 79
- ^ Шерр, с. 597–639.