Jump to content

Missa La sol fa re mi

Гравюра на дереве Жоскена де Пре; тюрбан, который он носит, указывает на моду в Италии 1490-х годов, возможно, связанную с обстоятельствами создания Missa La sol fa re mi. [ 1 ]

Missa La sol fa re mi — это музыкальная постановка мессы Жоскена де Пре , впервые опубликованная в 1502 году. Это одна из его самых известных месс и один из самых ранних и самых известных примеров техники soggetto cavato — техники получения музыкальных нот из слогов фразы, в данном случае «Lascia Fare Mi» (итальянский: «позволь мне сделать это»).

«Lascia Fare mi» («предоставь это мне» или, возможно, в более идиоматическом переводе «позволь мне сделать это») предположительно была распространенной фразой, которую использовал неизвестный аристократ, чтобы заставить людей перестать приставать к нему с просьбами или жалобами. [ 2 ] Впервые эту историю сообщил Гларианус , написавший в 1547 году, который далее сказал: «а затем [Жокен] написал целую мессу, чрезвычайно элегантное произведение, основанное на тех же самых словах: так: «La sol fa re ми.'" [ 1 ] Музыкальные слоги Ла-Соль-Фа-Ре-Ми соответствуют AGFDE в «естественном» гексахорде , шесть нот начинаются с C.

Было несколько попыток датировать мессу, и мнения ученых Жоскена расходятся, по-разному относя ее к концу 1470-х и 1490-м годам. Оттавиано Петруччи опубликовал его в своем первом сборнике месс в 1502 году, одном из первых когда-либо напечатанных музыкальных сборников, что показывает его важность и влияние; действительно, во многих других источниках оно широко передавалось в начале 16 века. Месса могла быть написана во время римского периода Жоскена, например, между 1490 и 1493 годами, когда Жоскен пел в хоре Сикстинской капеллы . [ 3 ] Его контрапунктическая сложность, а также косвенные доказательства, позволяющие предположить, кем мог быть аристократ, возможно, указывают на более позднюю дату. [ 4 ] Если более ранняя дата верна, это будет самая ранняя месса, когда-либо написанная на слогах сольмизации; на самом деле это одна из первых месс на свободно изобретенную тему.

Если месса датируется 1490-ми годами, косвенные доказательства позволяют предположить, что аристократ, давший чрезмерные обещания, мог быть вовсе не итальянцем, а турком. Принц Джем Султан , сводный брат Баязида II , находился в плену (в роскошной роскоши) в Риме в то время, когда там находился Жоскен, и безжалостно умолял Папу Иннокентия VIII (а позже Александра VI ) о помощи в свержении своего сводного брата; Папа, в свою очередь, пригрозил султану Баязиду, что он освободит Джема, если Баязид когда-нибудь возобновит войну против христианской Европы. Джем, очевидно, давал бесконечные невыполнимые обещания и особенно раздражал; это, в дополнение к моде на турецкую моду в Италии в 1490-х годах (как видно из тюрбана, который Хоскен носит на своем гравюре на дереве), позволяет предположить, что Жоскен, возможно, подшучивал над Джемом во время мессы, который также упорно отказывался принять христианство. . [ 4 ] [ 5 ]

Как и большинство массовых постановок Среднего Возрождения , он состоит из следующих частей:

  1. Кирие
  2. Глория
  3. Я считаю
  4. Святой и Бенедикт
  5. Agnus Dei I, II и III

В основном это фригийский лад , хотя и с многочисленными сдвигами в эолийский и дорийский . Фигура Ла-соль-фа-ре-ми насыщает фактуру, появляясь более 200 раз по ходу мессы. Большую часть времени он звучит в теноре, что позволяет предположить, что он, возможно, изначально был составлен как месса cantus-firmus в начале карьеры Жоскена, а позже переработан как парафразная месса с остинато, появляющимся во всех голосах в разных перестановках. [ 6 ]

Фигура из пяти нот не только появляется повсюду, но и появляется в композиционных перестановках, таких как ретроградный (Ми-Ре-Фа-Соль-Ла), иногда образуя палиндромные фигуры в результате ретроградных движений, появляющихся непосредственно перед или после высказываний фигуры. в своем первоначальном виде. [ 7 ] Кроме того, Жокен использует эту фигуру в каждом из трех гексахордов, доступных теории музыки эпохи Возрождения: естественный гексахорд, начинающийся с C (давая фигуре AGFDE), «жесткий» гексахорд, начинающийся с G (давая естественный для фигуры EDCAB), и «мягкий» гексахорд, начинающийся с F (что дает DCB-плоскую GA для фигуры). Иногда он меняет местами гексахорды в середине фигуры — композиционный трюк, видимый на странице, но трудно расслышанный. Мотивная насыщенность, характерная для произведения, включая использование таких перестановок, как ретроградность, чаще ассоциируется с музыкой Второй венской школы, чем с музыкой Возрождения, но Жокен был не только новатором: он работал с мотивной клеткой, которая была исключительно хороша. -подходит для такого лечения.

Missa La sol fa re mi остается одной из самых известных месс Жоскена, ее часто исполняют и записывают. [ 8 ]

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бонни Дж. Блэкберн , «Массы о популярных песнях и слогах», в издании Ричарда Шерра , The Josquin Companion . Оксфорд, Оксфордский университет. Пресс, 2000. ISBN   0-19-816335-5
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Гюстав Риз (биография) и Джереми Ноубл (произведения), «Жоскен Деспре», Говард Майер Браун, «Месса», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Патрик Мэйси: «Жокен де Пре», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 16 декабря 2006 г.), (доступ по подписке)
  • Доусон Кианг, «Жоскен Депре и возможный портрет османского принца Джема в Cappella Sistina Ms. 41», Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance , 54. 1992.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Блэкберн, с. 78
  2. ^ Риз, с. 238.
  3. ^ Блэкберн, с. 81.
  4. ^ Jump up to: а б Блэкберн, с. 78.
  5. ^ Кианг, 411–426.
  6. ^ Блэкберн, с. 81–82
  7. ^ Блэкберн, с. 79
  8. ^ Шерр, с. 597–639.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25d20d36500f955b37a0382a27afee35__1678996260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/35/25d20d36500f955b37a0382a27afee35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa La sol fa re mi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)