Супермузыкальные голоса Missa The Gunman

Missa L'homme Armé super voces musices - это первая из двух постановок Ординарии мессы Жоскена де Пре, использующая знаменитую L'homme Armé мелодию в качестве исходного материала cantus Firmus (другую постановку, предположительно позже, см. в Missa L'homme Armé Sexti Toni ). [ 1 ] Настройка рассчитана на четыре голоса. Это была самая известная месса, сочиненная Жоскеном, сохранившаяся в многочисленных рукописях и печатных изданиях. [ 2 ] С этого знаменитого произведения начинается самый ранний печатный сборник нот, посвященный одному композитору, « Мисс Жоскен», изданный Оттавиано Петруччи в 1502 году.
Фон
[ редактировать ]Датировка мессы вызывает споры: некоторые ученые предлагают дату середины карьеры, например, во время римского периода Жоскена (примерно с 1489 по 1495 год), а другие ученые, такие как Гюстав Риз , приводят доводы в пользу более ранней даты, утверждая, что контрапункт Сложность массовых представлений более типична для раннего стиля Жоскена, и с возрастом он упростил свой метод. [ 3 ] Самый ранний источник, содержащий мессу, - это ватиканский манускрипт CS 197 (ок. 1492–1495). [ 4 ] В своем « Додекакордоне » 1547 года Генрих Глареан писал, что Жоскен «сочинил две мессы L'homme Armé, чтобы продемонстрировать свое мастерство». [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Хотя обычно классифицируется как cantus Firmus Mass , использование отрывков мелодии другими голосами предвещает технику перефразирования , которую Жокен впоследствии широко использовал в таких работах, как Missa Pange lingua , и которая стала одним из стандартных методов написание циклических месс в 16 веке.
Как и большинство настроек массы, она состоит из пяти разделов:

Кажется, целью Жоскена является продемонстрировать свою контрапунктическую виртуозность. [ 6 ] и месса полна канонов измерения , уступая только Missa prolationum Окегема , которая не содержит ничего, кроме канонов измерения. В каноне измерения каждый голос поет одни и те же ноты, но продолжительность пения каждой ноты разная. Вступительная часть мессы Жоскена Кирие содержит последовательные каноны измерения, основанные на каждой фразе мелодии L'homme Armé, при этом тенор ведет каждый, а остальные голоса вступают по очереди. [ 7 ] Второй из трёх разделов Agnus Dei — ещё один известный канон измерений (см. пример); именно этот канон был известен в шестнадцатом веке и часто упоминался в теоретических трактатах. [ 8 ]
Последнее из трех повторений Agnus Dei, завершающей мессу, является самым длинным и сопровождается направлением в партитуре: «Clama ne cesses» («плачьте не переставая», из Исаии 58:1). , что в данном контексте означает спеть мелодию без пауз. Cantus Firmus настроен на ля, самую высокую ноту гексахорда, и имеет двойное увеличение . Длина и длительные ноты cantus Firmus относятся как к аспекту «вопли о милосердии» текста Agnus Dei, который взывает к Агнцу Божьему, чтобы тот забрал грехи мира, так и к мотиву трубы и текст «On a fait partout crier» из оригинальной мелодии L'homme Armé , призывающий слушателей к оружию. [ 6 ]
В дополнение к каноническим сложностям Жокен вносит разнообразие, начиная мелодию L'homme Armé с последовательно более высокой ноты в каждой части (а также в третьей Agnus Dei), по одной на каждую из шести нот натурального гексахорда (таким образом, название, «voces musices», или слоги- солмизации , ut, re, mi, fa, sol, la). Общая модальность — Дориан, и все движения заканчиваются на D. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Блэкберн, Бонни. «Мессы по народным песням и по слогам». В «Компаньоне Жоскена» под ред. Ричард Шерр, 51–87. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-816335-5
- Браун, Говард Майер. «Масса». Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди . 20 томов. Лондон: Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Глисон, Гарольд и Уоррен Беккер. Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана: Frangipani Press, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Благородный, Джереми . "Жокен де Пре", §12, Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 марта 2007 г.), (доступ по подписке)
- Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
- Риз, Гюстав (биография) и Джереми Ноубл (работы). «Жоскен Депре», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 томов. Лондон: Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обширный список источников и критические комментарии к мессам, основанные на мелодии L'homme Armé , созданные Мэри Кей Дагган в рамках семинара весной 2002 года в Калифорнийском университете в Беркли, доступны на сайте Reform and music: 1450–1600. Архивировано 14 апреля 2008 г. на Wayback Machine (по состоянию на 18 марта 2008 г.).
- ^ Блэкберн, Шерр, с. 53
- ^ Риз, с. 237
- ^ Блэкберн, с. 65
- ^ Блэкберн, с. 65: латинский оригинал, на стр. 441 Додекакордона ( Базель, 1547 г.) гласит: «Для демонстрации искусства, без сомнения, L'homme Arme учредил эти две мессы».
- ^ Перейти обратно: а б с Блэкберн, с. 59.
- ^ Риз и Ноубл, Гроув.
- ^ Блэкберн, с. 56