Твердая песня
В музыке cantus Firmus («фиксированная мелодия») — уже существующая мелодия, составляющая основу полифонической композиции .
Множественное число этого латинского термина — cantus Firmi искаженная форма canti Firmi (возникающая в результате грамматически неправильной трактовки cantus как существительного второго, а не четвертого склонения , хотя может встречаться и ). Вместо этого часто используется итальянский: cantofermo (а множественное число в итальянском языке — cantifermi ).
История
[ редактировать ]Этот термин впервые появляется в теоретических трудах еще в 13 веке (например, Boncampagno da Signa, Rhetorica novissima , 1235). [ 2 ] Самые ранние полифонические композиции почти всегда включали cantus Firmus, обычно григорианское пение , хотя по соглашению этот термин не применяется к музыке, написанной до 14 века. [ 3 ] Самые ранние из сохранившихся полифонических композиций, Musica enchiriadis (около 900 г. н.э.), содержат пение в верхнем голосе и новую сочиненную часть внизу; однако это использование изменилось примерно в 1100 году, после чего cantusfirmus обычно появлялся самым низким голосом. Позже cantusfirmus появился в теноровом голосе (от латинского глагола «tenere» - держать), певческих нотах большей продолжительности, вокруг которых сочинялись или импровизировались более витиеватые инструментальные и/или вокальные линии.
Композиция с использованием cantus Firmus оставалась нормой на протяжении всего XIII века: почти вся музыка школ Сен-Марциал и Нотр-Дам использует cantus Firmus, а также большинство мотетов XIII века . Многие из этих мотетов были написаны на нескольких языках, причем cantusfirmus был самым низким голосом; тексты любовных стихов могли петься на просторечии над священными латинскими текстами в виде тропа , или священный текст мог петься под знакомую светскую мелодию.
В XIV веке эта техника продолжала широко использоваться для большей части духовной вокальной музыки, хотя начали появляться ее значительные усовершенствования: в то время как большинство континентальных композиторов использовали изоритмические методы, в Англии другие композиторы экспериментировали с «мигрантским» cantus Firmus, в котором мелодия переходил от голоса к голосу, но без существенной проработки. Позже появились разработки в области так называемой техники перефразирования ; этот композиционный метод стал важным в составлении масс к концу 15 века. (См. парафраз массы .)
Циклическая месса , которая стала стандартным типом массовой композиции примерно в середине 15 века, использовала технику cantus Firmus в качестве наиболее распространенного организационного принципа. Сначала cantus Firmus почти всегда основывался на простом пении , но постепенно круг источников расширялся и включал в себя другие священные источники и даже иногда популярные песни. Cantus Firmus сначала ограничивался тенором, но к концу века многие композиторы экспериментировали с другими способами его использования, например, вводя его в каждый голос в качестве контрапункта или используя его с различными ритмами. В 16 веке от техники cantus Firmus начали отказываться, заменяя ее техникой пародии (или имитации), в которой несколько голосов ранее существовавшего источника включались в священную композицию, например мессу. Тем не менее, в то время как композиторы в Италии, Франции и Нидерландах использовали методы пародии и перефразирования, композиторы в Испании, Португалии и Германии продолжали использовать метод cantus Firmus национально идиосинкразическими способами. [ 4 ]
Вероятно, самой распространенной из светских мелодий cantus Firmus была « L'homme Armé ». Известно более 40 настроек, в том числе две Жоскена де Пре и шесть анонимного композитора или композиторов из Неаполя, которые были задуманы как цикл. Многие композиторы среднего и позднего Возрождения написали по крайней мере одну мессу на основе этой мелодии, и эта практика продолжалась до семнадцатого века, с поздней постановкой Кариссими . Существует несколько теорий относительно значения названия: одна предполагает, что «вооруженный человек» представляет Святого Архангела Михаила, а другая предполагает, что оно относится к названию популярной таверны (Maison L'Homme Armé) рядом с Дюфе комнатами . в Камбре. Поскольку эта музыка возникла вскоре после падения Константинополя в 1453 году, вполне возможно, что текст «вооруженного человека следует бояться» возник из-за страха перед турками-османами , которые расширяли свою военную экспансию в сторону Центральной Европы. [ 5 ] Есть множество других примеров светских cantus Firmi, используемых для составления масс; Среди наиболее известных: «Se la face ay Pale» (Дюфай), « Fortuna Desperata » (приписывается Антуану Бюснуа ), « Fors seulement » ( Иоганн Окегем ), « Mille Regretz » и « Westron Wynde » (анонимно). ).
Немецкие композиторы периода барокко в Германии, особенно Бах , использовали хоральные мелодии как cantus Firmi. Во вступительной части « Страстей по Матфею » Баха хорал « O Lamm Gottes, unschuldig » появляется в длинных нотах, исполняемых отдельным хором мальчиков «in ripieno ».
В качестве учебного пособия
[ редактировать ]- Использование cantus Firmus как средства обучения видовому контрапункту было основой метода Gradus ad Parnassum Иоганна Йозефа Фукса , хотя этот метод был впервые опубликован Джироламо Дирутой в [ нужна ссылка ] Контрапункт по-прежнему регулярно преподается с использованием метода, адаптированного из Fux и основанного на cantus Firmus. [ нужна ссылка ] Cantus Firmi раньше обучал контрапункту придерживаться определенных правил теории музыки , включая начало и окончание на тонике и содержание только согласных интервалов. [ 6 ]
Как метафора
[ редактировать ]Некоторые писатели использовали слово «cantus Firmus» в качестве метафоры. Кейт Гросс использовала его для тех детских занятий, которые приносят ей счастье и определяют ее — занятий, которые она называет «непреходящей мелодией» своей жизни. [ 7 ]
Дитрих Бонхеффер также использует метафору любви к Богу в своих «Письмах и записках из тюрьмы». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ултан, Ллойд (1977). Теория музыки: проблемы и практики в средние века и эпоху Возрождения , с.151. ISBN 978-0-8166-0802-7 .
- ^ М. Дженнифер Блоксам, «Cantus Firmus», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Рэндел, Дон, изд. (1986). Новый Гарвардский музыкальный словарь , стр.135. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-61525-5 .
- ^ Гангвере, Бланш (2004). История музыки в эпоху Возрождения, 1520–1550 , стр.216. Вестпорт, Коннектикут, издательство Praeger Publishers. ISBN 978-0-313-29248-4
- ^ Алехандро Энрике Планшар, Истоки и ранняя история "L'homme Arme", Журнал музыковедения , Vol. 20, № 3 (лето 2003 г.), стр. 305–57. Цитирование на стр. [ нужна страница ]
- ^ «Твердая песня » rothfarb.faculty.music.ucsb.edu . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Гросс, Кейт (2014). «Поздние фрагменты: все, что я хочу вам сказать (об этой великолепной жизни)», стр. 179. Лондон, Уильям Коллинз. ISBN 978-0-00-810345-3 .
- ^ Бонхеффер, Дитрих (1971). «Письма и бумаги из тюрьмы», стр. 303. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Touchstone. ISBN 978-0684838274 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- М. Дженнифер Блоксам: "Cantus Firmus", Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 7 ноября 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Спаркс, EH Cantus Firmus в мессе и мотете , Беркли, (1963)