Jump to content

изоритм

Транскрипция в современной нотации изоритмического тенора из открытия «Кирие» Гийома де Машо « Messe de Nostre Dame» (ок. 1360 г.). Цвет . из 28 тонов состоит из талеи четырех длительностей, которая повторяется семь раз (28 ÷ 4 = 7)

Изоритм (от греческого «один и тот же ритм») — это музыкальная техника, использующая повторяющийся ритмический рисунок, называемый талеа , по крайней мере в одной голосовой партии на протяжении всей композиции. Талеи обычно применяются к одному или нескольким мелодическим образцам высоты или цвета , которые могут быть той же или другой длины, чем талея .

История и развитие

[ редактировать ]

Изоритмы впервые появляются во французских мотетах 13 века, например, в Кодексе Монпелье . [1] Хотя теоретики XIV века использовали слова талея и цвет — последний в различных значениях, связанных с повторением и приукрашиванием. [2] - термин «изоритм» не был придуман до 1904 года музыковедом Фридрихом Людвигом (1872–1930) первоначально для описания практики полифонии 13 века . Позже Людвиг расширил свое использование до музыки Гийома де Машо 14-го века . Впоследствии Генрих Бесселер и другие музыковеды расширили сферу его применения как организующего структурного элемента в композициях XIV и начала XV веков, в частности, в мотетах. [3] [4] Некоторые из самых ранних произведений, организованных на основе изоритмов, представляют собой мотеты начала XIV века различных композиторов в иллюминированной рукописи Романа де Фовеля . Двумя наиболее важными композиторами изоритмических мотетов той эпохи являются Филипп де Витри (1291–1361) и Гийом де Машо (ок. 1300–1377). [5] Второй мотет Машо, De souspirant / Tous corps qui de bien amer / Suspiro , представляет собой пример типичного использования изоритма в XIV веке. [6]

Изоритм является логическим развитием ритмических режимов , которые определяли большую часть полифонии позднего средневековья. Отбросив модально-ритмические ограничения, изоритм стал важным организующим принципом большей части французской полифонии XIV века, распространив сказку начального раздела на всю композицию в сочетании с вариацией соответствующего цвета . [7] «Игривая сложность ... [ taleae ], которая смешивает размерность и уменьшается вдвое, стала типичной, даже определяющей чертой мотетов в 14 веке и позже». [4]

Структурная схема изоритмического тенора в Sub arturo plebs Иоганна Алана - Fons citharizantium - In omnem terram

Структурная диаграмма справа показывает изоритмический тенор мотета конца XIV века Sub arturo plebs / Fons citharizantium / In omnem terram Иоганна Алана ( ок. конец XIV века), характеризующийся трехкратным изоритмическим уменьшением.

  • Нотный стан 1: существовавшая ранее григорианская мелодия cantus Firmus из первого антифона первой ночи общин для апостолов, In omnem terram exivit sonus eorum («их голос разошелся по всему миру»). Cantus Firmus мотета на целую квинту выше исходного пения; ноты, используемые для тенора, отмечены красным.
  • Нотоносец 2: изоритмический тенор в мерной нотации. Цифры 1–3 и скобки обозначают три ритмически одинаковые последовательности ( taleae ). Три знака измерения в начале определяют характер уменьшения, обозначая tempus Perfectum с большим удлинением, Tempus Perfectum с малым удлинением и Tempus Perfectum с малым удлинением соответственно. (В рукописи эти знаки действительно находятся в конце строки вместе со знаком повторения.)
  • Ставы 3–5: сокращенная транскрипция в современные обозначения. Каждая строка представляет собой одно полное повторение мелодии тенора ( цвета ), включая по три тале в каждой, в результате чего получается структура из девяти частей. (Внутри каждого цвета здесь отображаются только первые несколько нот каждой талеи .) Три знака измерения в строке выше соответствуют изменению тактовых размеров: 9
    8
    , 6
    8
    , 4
    8
    . [8]

В последующие десятилетия и в XV веке верхние голоса все чаще вовлекались в изоритмическую организацию. Многие композиции стали изоритмичными для всех голосов — практика, известная как панизоритм . В таких композициях длина цвета и талеи часто неравна, что приводит к повторению мелодии с разными ритмическими рисунками. Например, если «цвет» включает девять нот, а «талеа» — пять, «цвет» придется повторить пять раз, прежде чем две схемы снова выровняются. Примеры можно найти в мотетах и ​​массовых движениях Джона Данстейбла , Йоханнеса Чиконии и Гийома Дю Фэя . [6]

Месса XV века композитора, известного только как Пикард , найденная в рукописи Старого Зала (названной в честь английского города, в котором она была в конечном итоге обнаружена), демонстрирует высокую изощренность и сложность панизоритмических техник. Нижние части имеют повторяющийся цвет и талею , которые объединяют композицию. В верхних частях есть четыре разных талеи , по одному на каждую основную часть композиции. Ритмические отношения между верхней и нижней частями меняются по мере развития музыки. Каждая четвертная нота в нижней части равна 4. 1 четвертных ноты в верхних частях, что создает неравномерное соотношение 4:9, из-за которого партии теряют синхронизацию. Затем нижняя часть постепенно сжимается в ряде пифагорейских пропорций (12:9:8:6), пока части не вернутся в выравнивание. [9]

Как аналитическая концепция изоритмия оказалась ценной для понимания музыкальных практик в других культурах; например, песни культуры пейота некоторых групп североамериканских индейцев. [7] и музыка Индии и Африки . [10]

Источники

  • Бент, Маргарет (2001). «Изоритм». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Коппини, Андреа (2013). «Изоритмическая техника и принципы цикличности композиции» (PDF) . Проверено 6 января 2017 г.
  • Редакторы Британской энциклопедии (1998). «Изоритм» . www.britanica.com . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 6 января 2017 г.
  • Гюнтер, Урсула , изд. (1965). Мотеты рукописей, Музей Шантильи Конде. Библиотека, Biblioteca estense (Модена, Италия) . [Sl]: Американский институт музыковедения .
  • Лэнфорд, Майкл (2011). «Переоценка изоритма в «Старом корпусе» Кодекса Монпелье» . симпозиум.music.org /. Симпозиум Музыкального общества колледжа . Проверено 6 января 2017 г.
  • Лэтэм, Элисон , изд. (2002). «Изоритм». Оксфордский спутник музыки . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 618 . ISBN  978-0198662129 .
  • Рэндел, Дон Майкл, изд. (2003). «Изоритм». Гарвардский музыкальный словарь (четвертое изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press . ISBN  978-0674011632 .
  • Сандерс, Эрнест Х. и Марк Линдли (2001). "Цвет". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Тарускин, Ричард (2010). Оксфордская история западной музыки, Том 1 . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0195384819 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Апель, Вилли (1959). «Замечания об изоритмическом мотете». В Les Colloquies de Wégimont II, 1955: L’Ars nova; собрание этюдов по музыке 14 века. и века , под редакцией Сюзанны Клерк-Лежен, 139–148. Париж: Издательство «Les Belles Lettres».
  • Бент, Маргарет (2008). «Что такое изоритм?» В Quomodo Cantabimus Canticum? Исследования в честь Эдварда Х. Рознера под редакцией Дэвида Батлера Канната, Габриэлы Ильничи Карри, Рены Чарнин Мюллер и Джона Луи Надаса, 121–143. Публикации Американского института музыковедения : Miscellanea, № 7. Миддлтон, Висконсин: Американский институт музыковедения . ISBN   978-1-59551-496-7 .
  • Бент, Маргарет и Эндрю Уоти (2001). «Витри, Филипп де [Витриако, Витриако]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Камминг, Джули (2003). Мотет в эпоху Дю Фэ , переработанное переиздание. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-54337-8 .
  • Эрп, Лоуренс (2018). «Изоритм». В «Критическом спутнике средневековых песнопений » под редакцией Джареда К. Хартта, 77–101. Вудбридж: Бойделл. ISBN   978-1-78327-307-2 .
  • Харбинсон, Денис (1966). «Изоритмическая техника в ранних мотетах». Музыка и письма 47, № 2 (апрель): 100–109.
  • Хартт, Джаред К. (2010). «Тональные и структурные последствия изоритмического дизайна в тенорах Гийома де Машо». Теория и практика 35:57–94.
  • Хоппин, Ричард Х. (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-09090-6 .
  • Лич-Уилкинсон, Дэниел (1982–83). «Связанные песнопения из Франции четырнадцатого века». Труды Королевской музыкальной ассоциации 109: 1–22.
  • Лич-Уилкинсон, Дэниел (1989). Композиционный прием в четырехчастных изоритмических произведениях Филиппа де Витри и его современников , 2 тт. Выдающиеся диссертации из британских университетов. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Университета Гарленд.
  • Людвиг, Фридрих (1903–04). «50 примеров куссмейкеров из рукописи Монпелье». Антологии Международного музыкального общества 5:177–224.
  • Планчарт, Алехандро Энрике (2013). «Пропорции и символизм в некоторых мотетах Ars Antiqua». Музыкальная дисциплина 58: 231–264.
  • Сандерс, Эрнест Х. (2001). «Талея». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Заярузная, Анна (2015). Чудовищное новое искусство: разделенные формы в позднесредневековом мотете . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9781316194652 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2769a6764c7b6932098302f26474e161__1719312780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/61/2769a6764c7b6932098302f26474e161.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isorhythm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)