Кодекс Монпелье

Кодекс Монпелье ( Montpellier, Bibliothèque Inter-Universitaire, Division Médecine, H196 ) — важный источник французской полифонии XIII века . Кодекс . содержит 336 полифонических произведений, написанных, вероятно, ок 1250–1300 гг., Вероятно, было составлено ок. 1300. [ 1 ] Считается, что он родом из Парижа . Он был обнаружен музыковедом Эдмоном де Куссмейкером в ок. 1852. [ 2 ] [ 3 ]
Формат и содержание
[ редактировать ]Кодекс Монпелье можно условно разделить на 8 разделов , каждый из которых содержит отдельные жанры музыкальные . Формат Кодекса следующий :
- 1. Литургическое многоголосие (л. 1р-22р)
- 2. Французские тройные мотеты , состоящие из cantusfirmus с тремя контрапунктическими линиями над ним (л. 23в-61р)
- 3. Макаронные двойные мотеты, состоящие из cantusfirmus с двумя контрапунктическими линиями над ним (сл. 63в-86в)
- 4. Латинские двойные мотеты (сл. 87в-111р)
- 5. Французские двойные мотеты (сл. 111v-227r)
- 6. Французские двухголосные мотеты (сл. 231р-269в)
- 7 и 8. Трехголосные песнопения, возможно, составленные позднее, чем главы 2–6 (сл. 270r–397v).
К главам 3, 5 и 7 также добавлены дополнения. Из-за разных систем обозначений, используемых в главах 2–6 и 7–8, Кодекс Монпелье стал важнейшим источником хронологии стилей французской средневековой полифонии. .
Музыка
[ редактировать ]Кодекс Монпелье является важным источником так называемых «дофранконских» и «франконских» мотетов в честь Франко Кельнского . Хотя музыка в Кодексе анонимна, можно сделать ряд отнесений, либо из-за совпадений в других рукописях, либо на основе стилистического сходства, Перотэну ( из главы 1), Петрюсу де Крусе , Адаму де ла Галлю , Гийому. д'Овернь и Филипп ле Канселье . Многие cantus Firmi взяты из песнопений Нотр-Дама. В то время как глава 1 состоит из священной полифонии, в основном из школы Нотр-Дам , самый большой объем музыки в Кодексе представляет собой собрание французских куртуазных любовных песнопений.
Ранее мотеты в сборнике не считались изоритмическими , поскольку считалось, что первые изоритмические мотеты — мотеты Филиппа де Витри — не должны были быть составлены до первых десятилетий 14 века. Однако недавно Майкл Лэнфорд заметил, что «из 148 двойных и тройных мотетов в главах со второго по пятый Кодекса Монпелье x 114 имеют повторяющиеся цвета». Проанализировав несколько мотетов, он также демонстрирует, что «каждую из «трех изоритмических процедур» Ричарда Хоппина, которые определяют «будущее развитие формы», можно найти в избранных тенорах из Старого корпуса [Кодекса Монпелье ], часто таким образом, что это демонстрирует изобретательные подходы к управлению ритмическими режимами». По этим причинам Лэнфорд утверждает, что «замалчивая присутствие изоритмических техник в мотетах тринадцатого века, таких как те, которые встречаются в главах со второго по пятый Кодекса Монпелье , ученые тем самым ограничили наименование «изоритмии», используя критерии, которые хорошо аргументирован, но, возможно, излишне ограничителен». [ 4 ]
Один мотет в Кодексе был скопирован из полифонического произведения Виллельмуса де Винчекумба (1270-е гг.). [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Роща: «Дата: страницы 2–6, 1270-е годы (Роскет и RISM , около 1280 года); страницы 1 и 7, плюс дополнения к 3 и 5, самый конец 13 века (Браннер: конец 13 века, Эверист: 1280-е годы). ); fasc.8, самые первые годы 14 века (Браннер и Эверист: около 1300 г.) В качестве спорной альтернативы изображению рукописи, составленной на отдельных этапах деятельности с интервалом в десять или более лет, Волински выдвигает единую кампанию копирования. fascs.1–7 как сущность в 1260-х или 1270-х годах, а fasc.8, возможно, также еще в 1270-х годах, не получила широкого признания, ее теория имела радикальные последствия для развития мотета, нотной записи и теории музыки во втором; половина XIII века (Волински, 1992, стр. 299–301)».
- ^ Эмиль Науманн иллюстрировал историю музыки. , Том 2, Шпеманн, Берлин и Штутгарт, 1886 г.
- ^ Пьер Комб Восстановление григорианского пения: Солесмес и Ватиканское издание , CUA Press, 2008, стр. 13f
- ^ «Переоценка изоритма в «Старом корпусе» Кодекса Монпелье - Музыкальный симпозиум колледжа» .
- ^ «Уикомб (Викамб, Уичбери, Винчекамб), У. де» . Проверено 29 февраля 2012 г. (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Факсимиле кодекса в Межуниверситетской медицинской библиотеке Монпелье.
- Общая информация и полный указатель кодекса в Архиве цифровых изображений средневековой музыки.
Ссылки
[ редактировать ]- Брэдли, Кэтрин и Карен Десмонд. Кодекс Монпелье: последний выпуск. Содержание, контексты и хронология. Вудбридж, Саффолк: Бойделл, 2018.
- Лэнфорд, Майкл. (2011). «Переоценка изоритма в «Старом корпусе» Кодекса Монпелье». Музыкальный симпозиум колледжа 51 . Получено с http://symposium.music.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=13:a-reevaluation-of-isorhythm-in-the-old-corpus-of-the-montpellier-codex&Itemid=116.
- Парсоно, Кэтрин. Кодекс Монпелье: королевское влияние и музыкальный вкус в Париже конца тринадцатого века (Франция) . Докторская диссертация, Техасский университет, 2001 г.
- «Источники, MS, V, 2: Ранний мотет», в Grove Music Online (по состоянию на 9 октября 2006 г.), (доступ по подписке)
- Тишлер, Ганс. Кодекс Монпелье. Мэдисон, Висконсин: AR Editions, 1978. (Критическое издание кодекса)
- Волински, Мэри Элизабет. Кодекс Монпелье . Доктор философии, Университет Брандейса, 1988 г.