Древнее искусство

Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Ars antiqua , также называемый ars veterum или ars vetus , — это термин, используемый современными учеными для обозначения средневековой музыки Европы в эпоху Высокого средневековья , примерно между 1170 и 1310 годами. Это охватывает период школы Нотр-Дам полифонии . (использование нескольких одновременных независимых мелодических линий) и последующие годы, когда началось раннее развитие мотета , весьма разнообразной хоровой музыкальной композиции. Обычно термин ars antiqua ограничивается священной (церковной) или полифонической музыкой, исключая светские (нерелигиозные) монофонические песни трубадуров и труверов . Хотя в просторечии термин ars antiqua используется более широко для обозначения всей европейской музыки 13 века и немного раньше.
Термин ars antiqua используется в отличие от ars nova (что означает «новое искусство», «новая техника» или «новый стиль»). Переход от ars antiqua к ars nova четко не определен, недавняя интерпретация описывает переход как постепенную эволюцию, а не резкую революцию, причем период приходится на период между 13–14 веками. [1]
История
[ редактировать ]Первоначальное средневековое использование выражения ars antiqua , найденное в Speculum Musice Якобуса , а также Иоганна де Мюриса (единственного, кто использовал точный термин ars antiqua ), относится конкретно к периоду Франко Кельнского , примерно 1250–1310 гг. , но это ограниченное использование редко используется в современной науке. Почти все композиторы ars antiqua анонимны. Леонен ( конец 12 века), [2] и Перотен ( ок. 1180 – ок. 1220 ) [3] были ли два композитора, известные по именам, из школы Нотр-Дам; в последующий период Петрус де Круче , композитор мотетов, — один из немногих, чье имя сохранилось. [4]
В теории музыки в период ars antiqua было отмечено несколько достижений по сравнению с предыдущей практикой, большинство из которых касались концепции и обозначения ритма . В эпоху раннесредневековой музыки нотная запись обозначала высоту песен без указания ритма, в котором эти ноты следует петь. Самый известный теоретик музыки первой половины XIII века Иоганнес де Гарландия был автором « De Mensurabili». Musica (ок. 1240 г.), трактат, определивший и наиболее полно разъяснивший ритмические лады . [5]
Немецкий теоретик чуть более позднего периода Франко Кельнский был первым, кто описал систему обозначений, в которой ноты разной формы имеют совершенно разные ритмические значения (в Ars cantus mensurabilis , ок. 1280 г.), новшество, имевшее огромное значение. влияние на последующую историю европейской музыки. В большей части сохранившейся нотной музыки 13 века используются ритмические режимы, определенные Гарландией. [6]
Хотя стиль ars antiqua довольно внезапно вышел из моды в первые два десятилетия XIV века, у него появился покойный защитник в лице Жака Льежского (также известного как Якоб Льежский ), который выступил с яростной критикой «непочтительного» и испорченный « ars nova» в своем «Speculum Musicae» (ок. 1320 г.), энергично защищающий старый стиль в манере, напоминающей мнение многих музыкальных критиков от средневековья до наших дней. [7] Для Жака ars antiqua была музыка скромной , а ars nova — musica lasciva — разновидностью музыки, которую он считал чрезмерно снисходительной, капризной, нескромной и чувственной. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Танай, Дорит (1992). «Переход от Ars Antiqua к Ars Nova: эволюция или революция?». Музыкальная дисциплина . 46 : 79–104. ISSN 0077-2461 . JSTOR 20532360 .
- ^ Райт, Крейг (весна 1986 г.). «Леонин, поэт и музыкант». Журнал Американского музыковедческого общества . 39 (1): 8. дои : 10.2307/831693 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 831693 .
- ^ А., Джорджия (апрель 1972 г.). «Обзор произведений Перотина». Музыка и письма . 53 (2). Издательство Оксфордского университета: 225. ISSN 0027-4224 . JSTOR 733642 .
- ^ Сандерс, Эрнест Х .; Леффертс, Питер М. (2001). Петрюс де Крусе [ Пьер де ла Круа ]. Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.21491 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Уэйт, Уильям Г. (апрель 1960 г.). «Иоганнес де Гарландия, поэт и музыкант». Зеркало . 35 (2): 179–195. дои : 10.2307/2851338 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2851338 . S2CID 162963036 .
- ^ Карп, Теодор (3 февраля 2023 г.). «ритмический режим» . Энциклопедия Бриттаника . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Якобус 1955–73 , книга 7, пассим.
- ^ Андерсон и Рознер 2001 .
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Гордон А. и Эдвард Х. Рознер. «Ars Antiqua [Ars Veterum, Ars Vetus]». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . 29 томов. Лондон: Издательство Macmillan, 2001. ISBN 1-56159-239-0 .
- Якоб Льежский. Speculum musicae под редакцией Роджера Брагарда. Семь томов в восьми. Corpus scriptorum de musica 3. Рим: Американский институт музыковедения , 1955–73.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апель, Вилли . Нотация полифонической музыки, 900–1600 , пятое издание, исправленное и с комментариями. Публикации Средневековой Академии Америки, вып. 38. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1961.
- [ автор отсутствует ] . «Арс Антиква». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди . 20 томов. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- Франко Кельнский. «Ars cantus mensurabilis». английский перевод Странк, Оливер (1950). «Франко Кельнский» . Чтение источников по истории музыки: от классической античности до эпохи романтизма . Нью-Йорк: WW Norton & Co., стр. 139–159.
- Глисон, Гарольд и Уоррен Беккер. Музыка в средние века и эпоху Возрождения , третье издание. Очерки музыкальной литературы, серия 1. Блумингтон, Индиана: Frangipani Press, 1981. ISBN 0-89917-034-X .
- Хаммонд, Фредерик и Оливер Б. Эллсворт. «Якоб Льежский [Якоб Леодиенсис, Якоб де Монтибус, Якоб де Ауденэрде, Жак де Льеж]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan, 2001.
- Харн, Джордж А. «Концы теории и практики в Speculum Musicae ». Музыкальная дисциплина 55 (2010): 5-31.
- Харн, Джордж А. «Теория и практика музыкального зеркала ». Кандидатская дисс. Принстон: Принстонский университет, 2008.
- Хентшель, Фрэнк. «Спор по поводу Ars nova: просто шутка?» Архив музыкознания 58, вып. 2: 110–30.
- Хоппин, Ричард Х. Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
- Сэй, Альберт. «Музыкальный консерватизм в четырнадцатом веке». В чем-то великом постоянстве: Очерки в честь памяти Дж. Гленна Грея, 1913–1977 , под редакцией Тимоти Фуллера, 144–57. Колорадо-Спрингс: Колледж Колорадо, 1979.
- Слокам, Кей Брейнерд. 1987. « Speculum Musicae : Жак де Льеж и средневековое видение Бога». Кандидатская дисс. Кент, Огайо: Кентский государственный университет.
- Смит, Ф. Джозеф. «Критика Жаком де Льежем нововведений в обозначениях Ars nova». Журнал музыковедческих исследований 4, вып. 3–4 (1983): 267–313.