Жеан Вайлант
Жеан Вайллан ( fl. 1360–1390 ; также пишется Йоханнес Вайллан ) был французским композитором и теоретиком музыки . Он назван сразу в честь Гийома де Машо в « Règles de la Seconde Rhétorique» , где он описывается как «мастер… у которого была музыкальная школа в Париже». [ 1 ] Помимо пяти (возможно, шести) музыкальных произведений, сохранившихся до его имени, он также был автором трактата по настройке . Вместе с Гримасом , Ф. Андрие и П. де Моленом Вайан был частью поколения пост-Машо, чья музыка демонстрирует мало отчетливых черт ars subtilior , что побудило ученых признать творчество Вайлана как более близкое к стилю ars nova Машо. [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Произведения Вайлана сохранены в Рукописи Шантильи , которая также является основным источником произведений папских певцов Матеуса де Санкто Йоханна , Йоханнеса Симониса Хаспруа и Йоханнеса Окура . Эта связь с папской группой позволяет некоторым современным ученым предположить, что Вайант может быть тем же человеком, который вошел в папскую часовню в Авиньоне как капеллан Иоганн Валентис или Валант 26 ноября 1352 года, во время понтификата Климента VI . Этот Вайян умер, все еще находясь на папской службе, в 1361 году, вероятно, от бубонной чумы . Обнаружение Исраэлем Адлером, историком теории еврейской музыки, анонимного трактата на иврите, написанного парижским студентом Вайлана, показывает, по мнению Адлера, что последний читал лекции первому в конце четырнадцатого века. Тогда более вероятной идентификацией композитора было бы одно из нескольких людей с таким же именем, которые служили Иоанну, герцогу Беррийскому (годы правления 1360–1416), в последние десятилетия века. [ н 1 ] Леопольд Делиль выдвинул еще третье предположение: композитором является «Пуатвен Жан Вайан», который написал abrégé du roman de Brut — сокращенную версию « Романа де Брюта» в 1391 году .
Музыка
[ редактировать ]Вайан, возможно, был «младшим современником Машо», но если, как записано в рукописи Шантильи, одно из его рондо было скопировано в Париже в 1369 году, то он «ритмически опережал стиль Машо». [ 3 ] В этом рондо есть два текста: Dame doucement и Doulz amis , а в другом — три: Tres doulz amis , Ma dame и Cent mille fois . Два из его рондо монотекстуальны: Pour ce que je nesay , изоритмическое и педагогическое, и Quiconques veut , полиметрическое произведение, которое на самом деле анонимно, но иногда приписывается Вайану. Из его произведений только баллада Onques Jacob «полностью в стиле Машо». [ 3 ]
Вайланта Par maintes foys , вирелай с имитацией птичьего пения, был, вероятно, одним из самых популярных произведений того времени, определенно одним из наиболее копируемых, сохранившихся в девяти источниках, включая версии с двумя голосами, добавленным cantus , латинским контрафактумом . и один с немецким контрафактумом Освальда фон Волькенштейна .
Работает
[ редактировать ]Заголовок | Части | Жанр | Вызов | Грин | |
---|---|---|---|---|---|
Леди Джентли / Друзья Доулза | 3 | Рондо | А 225 | г том 18 | |
Онкес Джейкоб | 3 | Беда | А 220 | г том 18 | |
Много раз | 3 | Котлы | А 222 | г том 19 | |
Для чего я не знаю | 2 | Рондо | А 227 | г том 18 | |
Очень милые друзья/Моя леди/Сто тысяч раз | 3 | Рондо | А 229 | г том 18 | |
Других работ Вайланта не сохранилось. |
Заголовок | Части | Жанр | Грин |
---|---|---|---|
Тот, кто хочет | 3 | Рондо | г том 22 |
Издания
[ редактировать ]- Апель, Вилли [на немецком языке] (1970–1972). Французские светские композиции четырнадцатого века . Corpus mensurabilis musicae 53. Vol. 1. Приписанные композиции. Кембридж, Массачусетс: Американский институт музыковедения . OCLC 311424615 .
- Грин, Гордон К., изд. (1981–89). Французская светская музыка . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Том. 18–19, 22. Монако: Éditions de l'Oiseau-Lyre .
- Грин, Гордон К., изд. (1982). Рукопись Шантильи, Musée Condé 564, часть 1, №№. 1–50 . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Полет. 18. Монако: Éditions de l’Oiseau-Lyre . OCLC 181660103 .
- Грин, Гордон К., изд. (1982). Рукопись Шантильи, Musée Condé 564, часть 2, №№. 51–100 . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Полет. 19. Монако: Éditions de l’Oiseau-Lyre . OCLC 181661945 .
- Грин, Гордон К., изд. (1989). Рондо и разные пьесы . Полифоническая музыка четырнадцатого века. Том. 22. Монако: Éditions de l'Oiseau-Lyre . ОСЛК 19540959 .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Цитируется в Günther 2001 : мастер… который держал музыкальную школу в Париже .
- ^ Рини 1954 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и Гюнтер 2001 .
Источники
[ редактировать ]- Гюнтер, Урсула (2001). «Вайян, Жеан» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.28894 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Рини, Гилберт (1954). «Рукопись Шантильи, Музей Конде 1047». Музыкальная дисциплина . 8 : 59–113. JSTOR 20531876 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Урсула Гюнтер. «Йоханнес Вайян». Speculum musicae artis: Церемония в честь Генриха Гусмана . Х. Беккер и Р. Герлах, ред. (Мюнхен, 1970), 171–85.
- Фернан Леклерк. «Вопросы о недавно обнаруженном фрагменте песни XIV века: еще одна версия «Par много раз ai owi» Йоханнеса Вайллана». Музыка и текст в Mehrstimmigkeit des 14 и 15. Jahrhunderts (Wolfenbüttel, 1980), 197–228.
- Кристофер Пейдж. «Инструменты и настройки четырнадцатого века: трактат Жана Вайлана? (Беркли, MS 744)». Журнал Общества Галпина , 33 (1980), 17–35.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список композиций Жана Вайланта в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Произведения Жана Вайяна в базе данных средневековой музыки Университета Ла Троб.
- Бесплатные партитуры Жана Вайлана в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)