Jump to content

Музыка Литвы

Opera I Lituani (Литовцы) - афиша постановки оперы XIX века.
Рисунок дворца великих князей литовских XVIII в.

Музыка Литвы относится ко всем формам музыки, связанным с Литвой , которая имеет долгую историю развития народной, популярной и классической музыки. Музыка была важной частью политеистической, дохристианской Литвы – обряды сопровождались музыкальными инструментами и пением, в песнях воспевались деяния героев и тех, кто не вернулся с войны.

Фрагмент литовского псалма Жизнь да будет» « Мартинаса Мажвидаса , 1570 г.

Музыка была очень важной частью политеистической веры древних литовцев. Известно, что в начале II тысячелетия у балтийских племен существовали особые погребальные традиции, в которых деяния умерших пересказывались с помощью декламации , а также существовали обрядовые песни о военных походах, героях и правителях. [1]

Впервые профессиональная музыка была представлена ​​в Литве странствующими монахами в 11 веке. После христианизации Литвы в 1387 году стала распространяться религиозная музыка, было введено григорианское песнопение . Путешествующие музыканты устраивали концерты в усадьбах и замках литовского дворянина, основывались местные капеллы.

Известно, что Анна, великая княгиня Литовская , жена Витовта Великого , имевшая дипломатические отношения с Тевтонскими рыцарями, в 1408 году прислала ей дорогие подарки, в том числе клавикорды и портативный орган . [2] Дочь великого князя литовского Гедиминаса , Алдона , будучи замужем за Казимиром III Польским , в 1325 году увезла свой дворцовый оркестр в Краков. [3] Здесь были музыканты, игравшие на лютне , цитре и лире .

Первая опера ( «Dramma per musica ») в Литве была поставлена ​​во Дворце великих князей Литовских в 1636 году. Марко Скакки Импресарио оперы были и Виргилио Пуччителли. Появление оперы в Литве довольно раннее, особенно если учесть, что итальянское оперное явление сформировалось около 1600 года, а первая опера была поставлена ​​в Париже незадолго до 1650 года.

В XVII веке во Дворце Великих князей Литовских были поставлены три итальянские оперы — все дворцового композитора Марко Скакки на либретто Вирджилио Пуччелли — «Il ratto d’Elena» ( «Похищение Елены ») (1636), «Андромеда» (1636 ). Андромеда ) (1644), Цирцея Делуза ( Разочарованная Цирцея ) (1648). Сценографию и сценическое оборудование выполнили итальянские архитекторы и инженеры Агостино Лоччи, Бартоломео Больцони и Джованни Баттиста Гислени . Культурная жизнь Дворца великих князей Литовских была особенно насыщенной во время правления Сигизмунда II Августа . Вильнюсская резиденция была местом проведения множества камерных концертов, музыкальных и танцевальных праздников и карнавалов, а музыка стала неотъемлемой частью общественной жизни дворца. В Вильнюс были приглашены музыканты из других стран, особенно из Италии. Среди наиболее заметных был венгерский композитор и лютнист Балинт Бакфарк , приехавший в Вильнюс из Рима, итальянский композитор Диомед Катон . [4] Композитор и лютнист Микеланджело Галилей , брат Галилео Галилея, играл при дворе Радвилы в Вильнюсе в 17 веке. Около 100 музыкантов работали в Вильнюсе при дворе Микалоюса Радвилы Юодасиса , протестантского великого канцлера Великого княжества Литовского и Палатина Виленского (1515–1565). [5]

Первая напечатанная на литовском языке книга «Catechismusa Prasty Szadei» ( «Простые слова катехизиса ») в 1547 году содержала 11 религиозных гимнов на литовском языке с нотами . Литовский иезуит Жигимантас Ляуксминас (Sigismundus Lauxminus) опубликовал в 1667 году первый в Литве музыкальный справочник - Ars et praxis musica. Это была первая книга трилогии, посвященной григорианскому пению - среди других книг - Graduale pro exercitatione Studentium и Antifonale ad psalmos, iuxta. ritum S. Romanae Ecclesiae, decantandos, necessarium . Книги изданы в Вильнюсском университете – SRM Academicis Societatis Jesu. [6]

Недавние находки — «Альбом Сапеги» ( Sapiegos albumas ) и « Дневник кражского органиста» ( Kražių vargoninko dienoraštis ) продемонстрировали, что большая часть литовской церковной музыки 17 века находилась под прямым влиянием самых выдающихся композиторов Италии того времени — Джироламо Фрескобальди ; итальянская органная табулатура Преобладала бассо континуо . , изучалось [6]

Литва и ее бурная история были темой опер задолго до появления национальной оперы в Литве. Everardo II, re di Lituania ( «Эверардо II, король Литвы» ), музыка Жоау де Соуза Карвальо , либретто Гаэтано Мартинелли было написано в 1782 году в честь рождения Педру III , короля Португалии. I Lituani ( «Литовцы» ) — опера, написанная Амилькаре Понкьелли на итальянское либретто Антонио Гисланцони по мотивам исторической поэмы «Конрад Валленрод», написанной Адамом Мицкевичем . Премьера состоялась в театре Ла Скала миланском . 7 марта 1874 года

Одним из первых профессиональных литовских музыкантов был Юозас Калвайтис (1842-1900). он сочинил четырехголосную мессу на литовском языке В Тильже . [7] В 1877 году оратория «Сотворение мира» Йозефа Гайдна была переведена на литовский язык и исполнена в Вильнюсе. ​​первая национальная опера «Бируте» композитора Микаса Петраускаса (1873–1937), либретто – Габриэлюса Ландсбергиса-Жемкальниса В 1906 году была поставлена (1852–1916).

Микалоюс Константинас Чюрленис (1875–1911) считается величайшим литовским композитором своего поколения, а возможно, и всех времен. [8]

Народная музыка

[ редактировать ]
Первая литовская народная песня, записанная вместе с мелодией литовским инженером Фридериком Геткантом (Фридрихас - Бриджюс Гедкантас) в 1634 году.

Литовская народная музыка относится к балтийской музыкальной ветви, связанной с неолитической культурой шнуровой посуды . На территории Литвы встречаются две музыкальные культуры: струнная ( канклю ) и духовая . Эти инструментальные культуры, вероятно, сформировали вокальные традиции.Литовская народная музыка архаична, в основном используется в ритуальных целях и содержит элементы языческой веры.

Вокальная музыка

[ редактировать ]

В Литве существуют три старинных стиля пения, связанные с этнографическими регионами: одноголосие , многоголосие гомофония , гетерофония и полифония . Монофония чаще всего встречается в южной ( Дзукия ), юго-западной ( Сувалкия ) и восточной ( Аукштайтия ) частях Литвы. Многоголосая гомофония, распространенная по всей Литве, является наиболее архаичной в Жемайтии . Традиционная вокальная музыка пользуется большим уважением в мировом масштабе: литовские песенные праздники и многоголосные песни-сутартине включены в ЮНЕСКО репрезентативный список шедевров устного и нематериального наследия человечества . [9]

Договорные (многоголосные песни)

[ редактировать ]
Литовский фольклорный ансамбль Kūlgrinda танцует под народную песню в Вильнюсе.

Сутартинес (от слова sutarti — быть в соответствии, в согласии, в единственном числе sutartinė ) — уникальные образцы народной музыки. Они представляют собой древнюю форму двух- и трехголосного полифония , основанную на древнейших принципах многоголосной вокальной музыки: гетерофонии , параллелизме , каноне и свободной имитации . Большая часть репертуара сутартине была записана в XIX и XX веках, но источники XVI века показывают, что они имели большое значение наряду с монофоническими песнями. В настоящее время сутартине как жанр среди населения почти вымерли, но их поддерживают многие литовские фольклорные ансамбли.

Тематика и функции сутартине охватывают все основные жанры литовской народной песни. Мелодии сутартине несложные, содержат от двух до пяти звуков . Мелодии симметричны, состоят из двух частей равной длины; ритмы обычно синкопированы , а четко сформулированные припевы придают им драйвовый характер.

Сутартинес можно разделить на три группы в зависимости от практики исполнения и функций:

  • Двейнес («двойки») поют два певца или две группы певцов.
  • Trejinės («тройки») исполняются тремя певцами по строгому канону.
  • Keturinės («четверки») поют две пары певцов.

Сутартинес – это локальное явление, встречающееся в северо-восточной части Литвы. Их пели женщины, а мужчины исполняли инструментальные версии на канклесах (псалтериях), валторнах и скудучаях (пан-дудочках). Богатая и тематически разнообразная поэзия сутартине свидетельствует об их важности в общественной жизни. Сутартине пели на праздниках, собраниях, свадьбах и при выполнении различных работ. Поэтический язык, хотя и не сложен, но очень нагляден, выразителен и звучен. Ритмы четкие и акцентированные. Танцевальные сутартине юмористичны и энергичны, несмотря на то, что движения танца довольно сдержанны и медленны. Одной из важнейших характеристик сутартине является большое разнообразие вокалов используемых в припевах ( содауто, лилио, ратило, тонарилио, дауно, кадуйо, чуто и др.).

Свадебные песни

[ редактировать ]

Развивались различные вокальные и инструментальные формы: лирические, сатирические, застольные и застольные песни, музыкальные диалоги, свадебные причитания , игры, танцы и марши.

Военно-исторические песни времени

[ редактировать ]

Летописи и исторические документы 13—16 вв. содержат первые источники о песнях, рассказывающих о подвиге павших в боях с тевтонцами . В более поздних песнях упоминаются шведы , часто встречаются упоминания о Риге и Кирхольмской битве ; в песнях, собранных в начале 19 в., упоминаются сражения с татарами . песни о восстаниях и революциях, а также песни антисоветского партизанского сопротивления Литвы в 1945-1952 годах и песни депортированных . К историческим песням военного времени также относят

Календарный цикл и обрядовые песни

[ редактировать ]

Их пели в установленное время года при совершении соответствующих ритуалов. Есть песни Масленицы и Великого поста , пасхальные распевные песни и пасхальные песни, называемые лалавимай. Адвентистские . песни отражают настроение уравновешенности и размышлений Рождественские песни содержат такие слова, как kaleda, lėliu kaleda; oi kaleda kalėdzieka , а песни Адвента содержат такие слова, как leliumoj, aleliuma, aleliuma rūta, aleliuma loda и другие. Существует несколько типичных мелодических характеристик, связанных с рождественскими ритуальными песнями, таких как узкий диапазон, трехтактные фразы, танцевальные ритмы, контролируемый медленный темп и тональная структура, основанная на фригийских , миксолидийских или эоловых тетрахордах . Полифонические песни Ивановского праздника обычно называют kupolinės, которые включают в себя припевы и вокалы, такие как kupolėle kupolio, kupolio kupolėlio или kupole rože .

Рабочие песни

[ редактировать ]

Рабочие песни сильно различаются по функциям и возрасту. Есть несколько очень старых примеров, которые сохранили свою прямую связь с ритмом и процессом предстоящей работы. Более поздние рабочие песни больше поют о чувствах, переживаниях и стремлениях человека. Старые рабочие песни более точно отражают различные этапы предстоящей работы. Они классифицируются в зависимости от их назначения на ферме, дома и так далее.

  • Пастушьи песни . Пастушеские песни поют дети, а ночные - взрослые. Пастушеские песни отражают реальный уход за животными, социальное положение детей, а также отсылки к древним верованиям. Ралиавимаи или трели также представляют собой мелодии речитативного типа, отличающиеся произносимым ralio , предназначенным для успокоения животных. Ралиавимаи не имеют установленной поэтической или музыкальной формы и представляют собой свободные речитативы, объединенные припевами. Некоторые трели заканчиваются продолжительным завыванием на основе мажорной или минорной терции .
  • Песни о сенокосе . Припевы распространены в песнях о сенокосе. Чаще всего используется вокалист валио , отсюда — валиавимас , термин, обозначающий пение песен на сенокосе. Вокабул поется медленно и широко, напоминая просторные поля и настроение сезона сенокоса. Мелодии более раннего происхождения похожи на другие ранние рабочие песни, в то время как более современные песни о сенокосе имеют более широкий ладовой диапазон и более сложны по структуре. Большинство из них мажорны и гомофонны.
  • Песня об уборке ржи . Уборка . ржи — центральный этап сельскохозяйственного цикла Настроение заунывное и грустное, преобладающие темы в них — любовь и брак. Часто обсуждаются семейные отношения между родителями и детьми, при этом особое внимание уделяется нелегкой судьбе невестки в патриархальной семье. Песни о уборке ржи имеют общую ритмическую и тональную структуру, что свидетельствует об их древности. Их уникальный мелодический стиль определяется тесной связью с ритуалом и функцией произведения. Модально минорной - тональный строй некоторых из этих песен вращается вокруг терции , а другие построены на мажорном тетрахорде .
  • Песни об уборке овса, выдергивании льна и гречихи и сборе конопли . В песнях о сборе овса поются о мальчике и служанке, о любви и браке, а также о рабочем процессе: севе , бороновании , возделывании , жатве, связывании, штабелировании, транспортировке, обмолоте , помоле и даже еде. Помимо однозвучных песен о сборе овса в Дзукии, существует немало сутартине из северной Аукштайтии, которые напрямую связаны с выращиванием овса.
  • Миллинговые песни . Жанр можно определить по характерным припевам и вокалам, таким как zizui malui или malu malu . Они напоминают гул жерновов и ритм помола. «Миллинг» сделали женщины, а тексты песен посвящены женской жизни и семейным отношениям, а также самой работе. Мелодичные песни имеют медленный темп, сложены, мелодический ритм меняется мало.
  • Прядут и плетут песни . В песнях о прядении основной темой является само прядение, прядильщик и прялка , а в песнях о ткачестве упоминается процесс ткачества, ткач, ткацкий станок, тонкое полотно. Некоторые прядильные песни веселы и юмористичны, а другие напоминают мелодичные песни, оплакивающие тяжелую участь женщины и ее тоску по дому и родителям. Тексты описывают процесс работы, а припевы имитируют жужжание прялки. Есть также уникальные вращающиеся сутартине, характеризующиеся четкими и строгими ритмами.
  • Отмывание песен . Иногда припев имитирует звуки жука и мангла инструментов для стирки. В песнях часто гиперболизируются образы диковинных требований свекрови, например, использовать море вместо жука, небо вместо катка и верхушки деревьев для сушки.
  • Рыболовные и охотничьи песни . Рыбацкие песни повествуют о море, заливе, рыбаке, его лодке, сети, и в них часто упоминаются приморские топонимы, такие как Клайпеда или Русне . Эмоции влюбленных молодых людей часто изображаются способами, присущими только рыбацким песням. Монофонические мелодии типичны для певческих традиций приморских регионов Литвы. Охотничьи мотивы очень ярко выражены в охотничьих песнях.
  • о сборе ягод и грибов Песня . Это уникальные песни. В песнях о сборе ягод описываются молодые девушки, собирающие ягоды, встречи с мальчиками и их разговоры. Песни о грибах могут быть юмористическими, освещающими процесс сбора и приготовления грибов, описывающими «войну» грибов или их «свадьбы».

Инструментальная музыка

[ редактировать ]
Вайгува — литовский фольклорный ансамбль.

Рателии инструментального ( хороводы ) издавна были очень важной частью литовской народной культуры, традиционно исполнялись без сопровождения . Однако с 19-го века скрипка, басетель , ламзделиай танцы стали сопровождать и канклес, в то время как современные группы также включают в себя бандонеон, аккордеон, концертину, мандолину , кларнет , корнет , гитару и губную гармошку . Во время советской оккупации танцевальные ансамбли использовали коробчатые канкле и модифицированный кларнет, называемый бирбинес ; хотя ансамбли якобы были народными, они были модернизированы и санированы и использовали гармонизированные и денатурированные формы традиционных стилей. [10]

Важнейшими литовскими ансамблями популярной народной музыки были Skriaudžių kanklės , образованный в 1906 году, и Lietuva . Такие ансамбли основывались на традиционной музыке, но были модернизированы, чтобы понравиться массам; В начале 20 века также распространились традиционные музыкальные пьесы, такие как «Свадьба в Купишкенай» . [10]

Некоторые из наиболее известных современных сельских ансамблей: Марцинконис (Варенский район), Жюрай (Варенский район), Кальвяй-Лиепонис (Тракайский район), Луоке (Тельшяйский район), Линкава (Линкува, Пакруойский район), Шедувяй (Шедува, Радвилишкисский район). , Ужушиляй (Биржайский район), Лаздиняй-Адутишкис (Швенчёнисский район). Некоторые из наиболее известных городских фольклорных групп: Ратилио , Ла , Йеварас , Поринге ( Вильнюс ), Куполе ( Каунас ), Верпета ( Кайшядорис ), Мегува ( Паланга ), Инсула ( Тельшяй ), Гастаута ( Рокишкис ), Купкемис ( Купишкис ), Лаванда ( Утена ), Судувяй ( Вилкавишкис ). Детские фольклорные коллективы: Чючюрукс ( Тельшяй ), Кукутис (Молетай), Чирулис ( Рокишкис ), Антазаве ( Зарасайский р-н) [1] .

Классическая музыка

[ редактировать ]
Микалоюс Константинас Чюрленис

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (22 сентября [ OS 10 сентября] 1875 в Варене — 10 апреля [ OS 28 марта] 1911 в Пустельнике под Варшавой ) — литовский художник и композитор . За свою короткую жизнь он создал около 200 музыкальных произведений. Его произведения оказали глубокое влияние на современную литовскую культуру.

Чюрленис изучал фортепиано и композицию в Варшавской консерватории (1894–1899). Позже посещал лекции по композиции в Лейпцигской консерватории (1901–1902). Его симфонические поэмы «В лесу» ( Мишке ) и «Море » ( Юра ) были исполнены только посмертно .

Струнный квартет Чюрлениса выступает в Литве и за рубежом. принимают участие юные исполнители из Литвы и соседних стран Раз в несколько лет в конкурсе Чюрлениса .

В семидесятые годы появились современные композиторы-классики — Бронюс Кутавичюс , Феликсас Байорас , Освальдас Балакаускас , Онуте Нарбутайте , Видмантас Бартулис и другие. Большинство этих композиторов исследовали архаичную литовскую музыку и ее гармоничное сочетание с современным минимализмом и неоромантизмом. [11]

Мирга Гражините-Тила дирижирует Симфоническим оркестром Бирмингема на Олдебургском фестивале в 2017 году.

Освальдас Балакаускас (род. 1937, Милюнай) В 1961 году окончил Вильнюсский педагогический институт, в 1969 году посещал класс композиции Бориса Лятошинского в Киевской консерватории. С 1992 по 1994 год Балакаускас был послом Литвы, в 1996 году был награжден Национальной премией Литвы, высшая художественная и культурная награда Литвы. В настоящее время он заведует кафедрой композиции Литовской академии музыки и театра. Его творчество состоит из симфоний, концертов, камерной и инструментальной музыки.

Дирижер и музыкальный руководитель Симфонического оркестра города Бирмингема Мирга Гражините-Тила известна своей яркостью и стальным самообладанием. [12] Она также входит в пятерку лучших женщин-дирижеров. [13]

Камерный оркестр «Новые идеи» NICO и Synaesthesis исполняют новую академическую музыку.

В 1996 году был основан Музыкальный информационный центр Литвы (MICL). Он собирает, продвигает и распространяет информацию о музыкальной культуре Литвы.

Оперный спектакль «Солнце и море» (Марина) на Венецианской биеннале 2019
Асмик Григорян — литовское оперное сопрано . Лауреат Международной оперной премии как лучшая певица 2019 года. [14]

Хотя первая опера в Литве была поставлена ​​всего через 30 лет после ее появления в Италии, музыкальное и культурное развитие постоянно прерывалось историческими потрясениями. Особенно изнурительным было русское нашествие 1655 г. — многие усадьбы были разрушены, Вильнюс разграблен и снесен. Также началась война со Швецией. Этот период назывался Тванас ( Потоп ). В конечном итоге это привело к разделу Речи Посполитой .

В 1785 году в Вильнюсе был создан первый городской театр, в котором также ставились оперы. Музыкальная жизнь продолжалась в салонах аристократов и дворян. Дом певица Кристина Герхарди-Франк и врач Йозеф Франк Особенно хорошо в Вильнюсе были известны .

Развитие национальной литовской оперы связано с национальным возрождением в ХХ веке. Темы опер были взяты из национальной истории или мифологии. Литовский язык считался языком пения. Первая литовская национальная опера «Бируте» композитора Микаса Петраускаса была поставлена ​​в 1906 году в Вильнюсском городском концертном зале . После восстановления независимости Литвы в 1918 году опера «Гражина» (1933) композитора Юргиса Карнавичюса (1884–1941) была первой, поставленной в новом Каунасском государственном музыкальном театре . За ней в 1937 году последовала следующая опера Я.Карнавичюса Радвилы Перкунаса .

В Бостоне в 1924 году литовские эмигранты-любители музыки поставили оперу М.Петраускаса «Эгле Королева Змей » . Витаутас Клова (1926 — 2006) создал преимущественно национальные оперы — ( «Пиленай» 1955, «Вайва» 1957, «Дукте » ( «Дочь ») 1960, « » Два меча 1965, » « Американская трагедия , 1968, «Аве вита », 1974). Оперы на историческую тематику создавали Юлиус Юзелюнас (1916 — 2001) ( «Сукилеляй» ( «Повстанцы ») 1957, запрещена советской цензурой, поставлена ​​только в 1977), Б. Дварионас ( «Даля» , 1958).

Бронюс Кутавичюс написал оперы на Железном холме» ( «Костяной старик 1976), ( 1981 «Дрозд , Зеленая птица» ), «Огонь » «Медведь (2000), «Ignes et fides» ( и вера» , 2003), [15] сочетание оперы, балета и оратории.

Наиболее известные литовские оперные певцы: Кипрас Петраускас (1885–1968), Виргилиюс Норейка (1935–2018), Вацловас Даунорас (р. 1937), Ирена Милькявичюте (р. 1947), Виолета Урмана (р. 1961). Другие певцы, выступающие на международных сценах: Аушрине Стундите, Асмик Григорян, Вайдас Вишняускас (Кристиан Бенедикт), Эдгарас Монтвидас, Юстина Грингите, Индре Висконтас . Людас Труйкис (1904–1987) был известным сценографом. Выдающийся театральный режиссер Эймунтас Некрошюс поставил несколько опер в Литве ( «Отелло» ) и Италии ( «Макбет »). Модельер Юозас Статкявичюс (р. 1968) создал костюмы для многих опер.

Многообразие современной национальной оперы представляют: Локис ( «Медведь» , 2000), [16] ( 2011 Хорошего дня! ), [17] Корнет (2014), [18] После будущего (2018), [19] Прусай ( «Пруссаки» , 2018). [20] Современная опера Солнце и Море (Марина) (2019) [21] был представлен на Венецианской биеннале в павильоне Литвы и получил награду «Золотой лев» за лучшее национальное участие. [22]

В настоящее время оперы ставятся в Литовском национальном театре оперы и балета , Вильнюсской городской опере , Каунасском государственном музыкальном театре , Клайпедском государственном музыкальном театре, а также труппой «Оперомания» и Литовской оперной труппой Чикаго . Опера – очень популярный жанр в Литве, собирающий полные залы. Ежегодное NOA (Новое оперное действие) [23] - В Вильнюсе организуется фестиваль современной альтернативной оперы и мультидисциплинарного искусства.

находился за железным занавесом в оккупированной Советским Союзом Литве, В 1971 году, несмотря на то, что Кястутис Антанелис он поставил рок-оперу «Иисус Христос-суперзвезда» – всего через год после выхода своего альбома.В 1973 году композитор Вячеслав Ганелинас и поэт Сигитас Геда создали фильм-мюзикл Velnio nuotaka Невеста дьявола »). Считается первым литовским мюзиклом. мюзикл « ( Огненная охота и загонщики» композитор — Гедрюс Купрявичюс , либретто — Саулюс Шалтенис В 1974 году был поставлен , Людас Яцинявичюс).

Хоровая музыка

[ редактировать ]

В Литве хоровая музыка очень важна. Только в Вильнюсе три хора являются лауреатами Гран-при Европы по хоровому пению . Витаутас Мишкинис (род. 1954) – композитор и руководитель хора, пользующийся большой популярностью в Литве и за рубежом. Он написал более 400 светских и около 150 религиозных произведений.

Рок-музыка

[ редактировать ]
Кудрявый басист

Коммунистическое правительство Литовской ССР критиковало рок-музыку , которую считали декадентским и разлагающим культурным вторжением с Запада. Первые местные рок-группы начали появляться примерно в 1965 году и включали Kertukai , Aitvarai и Nuogi ant slenksčio ( «Обнаженные на пороге» ). [24] в Каунасе, а также Кястутис Антанелис , Виенуоляй ( «Монахи» ) и Гелю Вайкай ( «Дети цветов» ) в Вильнюсе и другие.

Радио Люксембурга было самым важным источником информации о музыке по другую сторону железного занавеса . Литовские хиппи или музыканты музыкальных групп часто слушали это радио. Радио Люксембург в Литве прочно ассоциируется с Ромаса Каланта поколением ( Kalantos karta ). Другим способом было переправить в Литву пластинки популярных западных групп и скопировать их на магнитную ленту . Затем пластинки распространились дальше, делая записи друзьям, одноклассникам.

Не имея возможности выражать свое мнение напрямую, литовские артисты начали организовывать патриотическое Роко Маршай и использовать в текстах своих песен метафоры , истинный смысл которых легко распознали местные жители. [25] [26] Постмодернистская рок -группа Antis и ее вокалист Альгирдас Каушпедас были одними из самых активных исполнителей, высмеивающих советский режим, используя метафоры. Например, в песне Zombiai («Зомби») группа косвенно воспела о красноармейцах, оккупировавших государство и его военную базу в Укмерге . [27] [28] Витаутаса Кернагиса Песня Kolorado vabalai ( Колорадские жуки ) также была фаворитом из-за ее текста, в котором истинное значение колорадских жуков заключалось в том, чтобы Советы были украшены георгиевскими лентами .

В первые годы независимости особой популярностью пользовалась рок-группа Foje , собиравшая на концерты десятки тысяч зрителей. [29] После распада группы в 1997 году вокалист Foje Андрюс Мамонтовас оставался одним из самых ярких литовских исполнителей и активным участником различных благотворительных акций. [30] Марионас Микутавичюс известен созданием неофициального спортивного гимна Литвы Trys milionai (Три миллиона) и официального гимна Евробаскета 2011 Nebetyli sirgaliai (английская версия называлась Celebrate Basketball ).

В 1980-е годы рок-группы Foje , Antis и Bix в Литве большое влияние оказали . Недолговечная альтернативная рок- группа Šiaurės kryptis ( The Northern Direction , 1986—1995) выпустила всего один альбом Netiekto , но по-прежнему считалась одной из лучших групп того времени.

В 1987, 1988 и 1989 годах в Литве прошло несколько крупных рок-фестивалей, таких как Роко Маршас (Рок-марш). Роко Маршас был связан с идеологией Саюдиса и движением за независимость Литвы.

Панк-рок

[ редактировать ]

1986–1987 годы ознаменовали появление панк- сцены в Литве. Такие группы, как Už Tėvynę ( «За Отечество »), Genocidas Raudonajam Interventui ( «Геноцид для красных интервентов» ), SKAT и Erkė maiše , склонялись к классическому панк-року 1970-х годов, в то время как другие, такие как 33% kiaulių pakeliui į Vatikaną и Turboreanimacija, были более склонен к стилистике хардкор-панка (HC). Turboreanimacija можно считать самой влиятельной хардкор-панк-группой Литвы, которая в свое время была хорошо принята такими фэн-журналами, как Maximumrocknroll в США. Их первые быстрые альбомы напомнили слушателям ранние записи легенд шотландского хардкор-панка The Exploited , а позже Turboreanimacija встала на путь пауэр-панка. Турбореанимация распалась в 1997 году после того, как получила культовый статус среди литовского андеграунда. Пост-панк- группа Kardiofonas (1986–1989) пользовалась большой популярностью благодаря своему хиту Kalėdinė eglutė ( «Рождественская елка »).

Более поздние представители этого жанра — ска-панк-группа Dr.Green (известная своей многочисленными DIY-деятельностью и интенсивными гастролями по панк-сценам Европы), стрит-панки Toro Bravo и хардкористы Bora и Mountainside .

Поп-музыка

[ редактировать ]
Марионас Микутавичюс на Евробаскете-2011

Истоки литовской эстрады лежат в музыке кафе и ресторанов временной столицы Литвы - Каунаса 1930-х годов. Ее называли estradine muzika (эстрада-музыка), lengvoji muzika ( легкая музыка ), а явления иногда называли mažoji scena (маленькая сцена). Поп-группы Kopų balsai (Звуки дюн) [31] (вначале под влиянием оркестра Юозаса Тишкуса), созданного в 1957 году, и группа Nerija , начавшая деятельность в 1970 году, стала очень популярной в Литве.

С 2000-х годов одной из самых популярных групп Литвы является SKAMP . Хотя некоторые поп-группы поют на английском языке, большой популярностью пользуется поп-музыка на литовском языке.

Хэви-метал

[ редактировать ]

Электронный

[ редактировать ]

Группа Saulės laikrodis, созданная в 1976 году, и Argo – в 1979 году считаются пионерами электронной музыки в Литве. Звукорежиссер «Арго » Орунас Урбонас сконструировал звуковые синтезаторы (квази-муги) . для нужд группы [32]

Джазовая музыка

[ редактировать ]

Джаз довольно часто упоминался в прессе Литвы до Второй мировой войны. Еще в первый период независимости Литвы (1918-1940 гг.) страна была частью колеблющейся Европы. Почти в каждом городе Литвы был свой джаз-бэнд, а традиционный джазовый репертуар исполняли престижные оркестры под руководством Миколаса Гофмеклериса. (скрипач), [33] [34] [35] Абраомас Ступелис (скрипач), Даниэлюс Померанкас (скрипач). [36] Джаз играл в современных кафе и ресторанах межвоенного Каунаса - Конрадас , Моника , Алдона , Версалис , Метрополис . В 1935 году в кинотеатре «Метрополитен» состоялся первый концерт джазового оркестра. Джазовый оркестр был собран из ведущих музыкантов Каунаса, скорее всего, основу составил оркестр, игравший в кафе «Конрадас» на аллее Лайсвес . [37] В 1940 году на Каунасском радио ( Kauno radiofonas ) был создан первый официальный джазовый оркестр, которым руководил Абраомас Ступелис. Его считают пионером литовского биг-бэнда. [38] [39] Миколас Гофмеклерис в 1932 году был награжден орденом Великого князя Литовского Гедиминаса за деятельность в области музыки. [40]

Советская оккупация разрушила большую часть яркой культурной жизни, кафе были закрыты, джаз считался идеологически и политически окрашенной музыкой Запада.Джазовая сцена была активна даже в годы советской оккупации. Первой ласточкой возрождения стал оркестр Каунасского политехнического института под руководством Юозаса Тишкуса . Юозас Тишкус сформировал профессиональный свинг-оркестр из 28 человек. Юозас Тишкус также считается одним из зачинателей популярной литовской музыки.Настоящий прорыв произошел в 1970–71 годах, когда объединилось трио Ганелин /Тарасов/Чекасин, предполагаемые зачинщики Вильнюсской джазовой школы. [41] Трио, известное также как Ganelin Trio или GTCh, сочетало в себе фри-джаз с элементами литовского фолка и классической музыки. Кафе «Неринга» в Вильнюсе и кафе «Тульпе» (бывший «Конрадас ») в Каунасе стали местами для любителей и исполнителей джаза. [ нужна ссылка ]

Сегодня на джазовой сцене Литвы можно найти практически все: от диксиленда и групп а капелла до всевозможных джаз-фьюжн , ню-джаза и джазкора . [42]

В Литве довольно много международных джазовых фестивалей:

Джазовые коллективы и исполнители:

Музыкальные фестивали и мероприятия

[ редактировать ]
Шествие Праздника литовской песни в 1937 году, Каунас.

В 1924 году состоялся первый праздник песни Dainų šventė (Литовский праздник песни), который поддерживался государством и помогал сохранить народные традиции; они проводились каждые пять лет (каждые четыре с 1990 года). Подобные фестивали проходят в Эстонии и Латвии с 1870-х годов. В 1960-е годы люди восстали против традиций, контролируемых Советским Союзом, и возглавили возрождение корней , которое вскоре привело к прославлению литовской идентичности на фестивалях и торжествах. [10]

Литва является домом для многих фестивалей народной музыки. Певческий фестиваль Дайну Швенте , пожалуй, самый известный; Впервые он был проведен в 1924 году и с тех пор проводится каждые пять лет. Другие крупные народные фестивали включают Скамба скамба канклиай и Ататария тримитай , которые проводятся ежегодно; Историческое значение имеет Ant marių krantelio , который проводился в 1980-х годах и стал первым крупным фестивалем такого рода. Международный фольклорный фестиваль «Балтика» проводится каждый год в одной из стран Балтии . [10]

Фестиваль GAIDA, организуемый в Вильнюсе с 1991 года, является крупнейшим и наиболее известным фестивалем современной музыки в Литве и во всех странах Балтии. [43]

  • Кроншоу, Эндрю (2000). «Поющие революции». В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; МакКонначи, Джеймс; Дуэйн, Орла (ред.). Мировая музыка, Том. 1: Африка, Европа и Ближний Восток . Лондон: Грубые гиды . стр. 16–24. ISBN  1-85828-636-0 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ландсбергис, Витаутас. «www.vle.lt» . Литовская музыка . Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 19 апреля 2019 г.
  2. ^ Йонинас, Игнас (1984) [1932]. «Семья Витовта». Истории в барах (на литовском языке). Вильнюс: Наука. стр. 47-50. LCCN   84212910 .
  3. ^ «Музыкальные инструменты в Литве» . www.vle.lt. Проверено 1 июля 2018 г.
  4. ^ «Культурный вечер «Музыка во Дворце Лордов» » . www.valdovurumai.lt . Проверено 6 июня 2018 г.
  5. ^ Кузьминский Иван. «О влиянии католической музыкальной культуры Ивана Кузьминского Львова и Вильнюса на партесное многоголосие в конце XVI и на протяжении XVII веков» (PDF) . žurnalai.lmta.lt . Литовская академия музыки и театра. п. 17 . Проверено 11 июля 2018 г. Например, около 100 музыкантов работали в Вильнюсе при дворе Микалоюса Радвилы Юодасиса (Миколая «Черного» Радзивилла), протестантского великого канцлера Великого княжества Литовского и палатина Виленского (1515–1565).
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юрате Трилупайтене. «Некоторые характеристики церковной музыки ЛДК XVIII века» (PDF) . www.valdovurumai.lt . Проверено 7 июня 2018 г.
  7. ^ Витас Накас. «Музыка Литвы — исторический очерк» . www.lituanus.org . Проверено 14 июня 2018 г.
  8. ^ Накас, Витас. «МУЗЫКА ЛИТВЫ — ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРЕДЬ» . Проверено 19 апреля 2019 г.
  9. ^ «Сутартинес, литовские многочастные песни» . Проверено 30 декабря 2018 г. Сутартинес (от слова sutarti – быть в гармонии) – форма полифонической музыки, исполняемая певицами на северо-востоке Литвы. Песни имеют простые мелодии, от двух до пяти тонов, и состоят из двух отдельных частей: осмысленного основного текста и припева, который может включать одноразовые слова.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кроншоу, стр. 22 – 23
  11. ^ «Современная музыка Литвы: прошлое и настоящее» . www.mic.lt. ​Проверено 25 марта 2018 г.
  12. ^ «Дирижер Мирга Гражините-Тила — сочетание яркости и стальной уравновешенности» . Файнэншл Таймс . 28 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 5 июля 2018 г. На подиуме она представляет собой сочетание яркости и стальной уравновешенности. Лично Мирга Гражините-Тила такая же. Когда я встречаюсь с музыкальным руководителем Симфонического оркестра города Бирмингема, она наполняет комнату своим динамизмом, акцентируя нашу беседу внезапными взрывами смеха и бурными жестами рук. Но есть еще и хладнокровное самообладание, ощущение, что этот миниатюрный, безукоризненно сложенный литовский дирижер никогда не заговорил бы без тщательного обдумывания. Гражините-Тила, которой всего 31 год, выглядит ветераном.
  13. ^ «Классическая музыка 2017 года» (PDF) . bachtrack.com . Проверено 11 августа 2018 г.
  14. ^ «Литовец стал лучшим певцом на Международной оперной премии» . www.lrt.lt. ​30 апреля 2019 года . Проверено 3 мая 2019 г. Литовская оперная сопрано Асмик Григорян получила Международную оперную премию как лучшая певица 2019 года за роль в «Саломее» на Зальцбургском фестивале.
  15. ^ Гайдамавичюте, Рута. «Брониус Кутавичюс: Огнём и верой» . www.mic.lt. ​Проверено 1 декабря 2018 г. С годами способность Бронюса Кутавичюса создавать акустический образ истории получила широкое признание. Поэтому неслучайно государство поручило ему написать масштабный труд, посвященный 750-летию коронации первого и единственного короля Литвы Миндаугаса. Композитор написал Ignis et fides («Огонь и вера») для сольных голосов, чтецов, хора и симфонического оркестра, а также некоторых народных инструментов. Этот диптих объединит две важные для Литвы даты: первое упоминание названия Литвы в исторических источниках и коронацию короля Миндаугаса.
  16. ^ «Кутавичюс: Локис» . www.classicstoday.com . Проверено 6 ноября 2018 г. Здесь видно, что литовский композитор Бронюс Кутавичюс (р. 1932) стоит в ряду лучших представителей современной музыки из республик Балтии и Скандинавии. Его опера «Локис» («Медведь») сочетает вневременную атмосферу «Пеллеаса и Мелизанды» с экспрессионистскими крайностями Воццека, если вы можете себе такое представить, и делает это с полным успехом.
  17. ^ «Добрый день! опера» . vimeo.com . Проверено 4 ноября 2018 г. ХОРОШЕГО ДНЯ! Опера для 10 кассиров, звуки супермаркета и фортепиано Вайвы Грайните, Лины Лапелите, Ругиле Барзджюкайте
  18. ^ «Премьера: опера Онуте Нарбутайте «Корнет» » . mic.lt (на литовском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г. 21 и 22 февраля В ЛНОБТ состоится премьера оперы всемирно известного литовского композитора Онуте Нарбутайте «Корнетас». Опера создана композитором по мотивам поэмы Райнера Марии Рильке «Сказка о любви и смерти корнета Криступаса Рильке», которая пользовалась особой популярностью. во время Первой мировой войны.
  19. ^ «Post Futurum» в Литовской национальной опере . www.rhinegold.co.uk . Проверено 5 ноября 2018 г. Новая новаторская опера Гинтараса Содейки восхищает сюрреализмом, рисуя нетрадиционную картину истории Литвы через противостоящие силы Добра и Зла, объединяя некоторые весьма оригинальные музыкальные и драматические идеи.
  20. ^ «Пруссаки» (PDF) . www.giedriuskuprevicius.lt . Проверено 17 ноября 2018 г. Пруссия — земля к юго-востоку от Балтийского моря, населенная пруссаками и западными литовцами. Сегодня эту часть Восточной Пруссии иногда называют Малой Литвой. Пруссаки были одной из прибалтийских наций. На протяжении тысячелетий балты составляли сильное сообщество, связанное кровными и родственными узами. Из этих балтийских племен в конце первого и начале второго тысячелетия стали развиваться прусские, ятвингские, литовские и латышские народы, из которых только двум последним суждено было выжить. Пруссаки были язычниками, поклонявшимися своему богу, жившему на небе, Перкунасу-громовержцу, а также Солнцу, Луне и другим божествам. Для совершения религиозных обрядов они собирались у алтарей в рощах.
  21. ^ «Солнце и море» . Проверено 13 апреля 2019 г.
  22. ^ «Артур Яфа, Литва получила высшие награды на Венецианской биеннале» . www.artnews.com . 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г. «Золотого льва» за лучшее национальное участие на 58-й биеннале получила Литва, которая представила оперу «Солнце и море» («Марина») об изменении климата Ругиле Барзджюкайте, Вайвы Грайните и Лины Лапелите, действие которой происходит на искусственном пляже в здании на окраина Арсенала. Он был выбран среди около 90 национальных павильонов.
  23. ^ «НОА» . noa.lt (на литовском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
  24. ^ Бенджиус, Симонас (19 октября 2019 г.). « НЮ НА ПОРОГЕ» – РОК-ГРУППА, ШОКИРОВАННАЯ СОВЕТСКИЙ ВЕК» . www.bernardinai.lt (на литовском языке) . Проверено 19 октября 2019 г.
  25. ^ Тилвикайте, Патрисия. «И литовский рок помог Литве восстановить Независимость» . www.universitetozurnalistas.kf.vu.lt (на литовском языке) . Проверено 23 августа 2016 г. .
  26. ^ «А.Мамонтовас: «Рок-марши» были таким инструментом, каким является сейчас Интернет» . День Каунаса / LRT (на литовском языке) . Проверено 12 марта 2017 г.
  27. ^ «Военный городок Укмерге» . Autc.lt. Проверено 22 января 2018 г.
  28. ^ «Книга «Антишка» (часть II): До «Антишки» литовцы не знали, что такое зомби (отрывок, видео)» . Lrytas.lt (на литовском языке) . Проверено 29 июля 2013 г.
  29. ^ «А.Мамонтовас: Мы поставим окончательную точку в истории Фое – LRT» . ЛРТ (на литовском языке). 6 октября 2013 года . Проверено 6 октября 2013 г.
  30. ^ "А.Мамонтовас: Я использую свою популярность для добрых дел - LRT" . ЛРТ (на литовском языке). 31 октября 2015 года . Проверено 31 октября 2015 г.
  31. ^ Нет. Арунас Пранцишкус Пешкайтис OFM (11 ноября 2013 г.). « Голоса барханов» — останутся не только в памяти» . www.bernardinai.lt . Проверено 3 июля 2018 г.
  32. ^ «Музыканты первой литовской электронной группы «Арго» сами создали синтезатор» . www.lrt.lt. 20 марта 2016 г. Проверено 14 июня 2018 г. "Ой Урбонас работал на радиозаводе в Каунасе, поэтому ему не составило труда добыть различные детали, необходимые для создания этого инструмента. Это был монофонический синтезатор (квазиморога) с двумя генераторами, с ним нельзя было играть более короткие или длинные ноты", - рассказывает композитор.
  33. ^ «Мойше Гофмеклер» . www.mic.lt. ​Проверено 5 июня 2018 г.
  34. ^ «Литовские солдаты в свободном мире» . сайт партизан.орг . Проверено 5 июня 2018 г. Скрипач Миколас Гофмеклерис 2 февраля. покинул этот мир в возрасте 67 лет. Как известно, он был одним из самых популярных дирижеров оркестра и часто выступал за литовскую армию. Награжден орденом Гедимина ДЛК. Некоторое время назад он записал около 40 литовских пластинок в Лондоне, находился в лагере Дахау во времена нацистского режима. Ковер был из Вильнюсской области.
  35. ^ «Еврейская музыка в межвоенном Каунасе: Лейба Хофмеклерис» . www.kaunomuziejus.lt . Проверено 5 июня 2018 г.
  36. ^ «Даниэль Померанц» . www.mic.lt. ​Проверено 7 июня 2018 г.
  37. ^ «Каунас полон культуры: 2016. От ножа до саксофона один шаг» . issuu.com . Проверено 7 июня 2018 г.
  38. ^ «Коротко о литовском джазе» . www.mic.lt. ​Проверено 7 июня 2018 г.
  39. ^ «Джазовый маэстро будет удостоен чести своих коллег» . www.bernardinai.lt . Проверено 7 июня 2018 г.
  40. ^ «Легендарные артисты малой сцены Мойше Хофмеклерис, Даниэлюс Дольскис, Даниелюс Померанкас» . www.semplice.lt . Проверено 7 июня 2018 г.
  41. ^ «Джаз в Литве» . www.vilniusjazz.lt . Проверено 25 марта 2018 г.
  42. ^ «Литовская современная музыка» . Литовская культура.lt . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
  43. ^ «ГАЙДА» . www.vilniusfestivals.lt .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Будзинаускене Л., Мартинелли М., Куницките Л., Макаускайте И., Тадаровска Г., Узорка М., Буре Д. и Сориано А. (2016). , Литовский Опера Эверардо II — Король Вильнюс: Национальный музей, Дворец правителей Великого Княжества Литовского. ISBN   9786098061444 (на литовском, итальянском, английском, португальском, испанском языках)
  • Лейзеровиц, Рут (2010): Джаз в Советской Литве - нонконформистская ниша . В: Джаз за железным занавесом . Редакторы: Гертруда Пикхан, Рюдигер Риттер. Франкфурт-на-Майне, Берлин, Берн, Брюссель, Нью-Йорк, Оксфорд, Вена: Питер Ланг, с. 183-190. ISBN 9783631591727
  • Ужукаускайте, Лина (2018): Джаз в литовской литературе . В: Джаз в Word. Европейская (популярная) художественная литература . Редакторы: Кирстен Крик-Айнер, Марк-Оливер Шустер. Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нейман, с. 365-382. ISBN 978-3-8260-6341-1
  • Трилупайтене, Юрате; Буре, Дайнюс (2010). Великих Князей Литовских Опера во Дворце , Вильнюс: Национальный музей Дворца Великих Князей Литовских. ISBN   978-609-8061-01-7 (на литовском, итальянском, английском, польском языках)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ed724a912dc3ca2640deed735f6acea__1719787980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/ea/9ed724a912dc3ca2640deed735f6acea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)