Музыка Литвы
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Культура Литвы |
---|
![]() |
История |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |


Музыка Литвы относится ко всем формам музыки, связанным с Литвой , которая имеет долгую историю развития народной, популярной и классической музыки. Музыка была важной частью политеистической, дохристианской Литвы – обряды сопровождались музыкальными инструментами и пением, в песнях воспевались деяния героев и тех, кто не вернулся с войны.
История
[ редактировать ]
Музыка была очень важной частью политеистической веры древних литовцев. Известно, что в начале II тысячелетия у балтийских племен существовали особые погребальные традиции, в которых деяния умерших пересказывались с помощью декламации , а также существовали обрядовые песни о военных походах, героях и правителях. [1]
Впервые профессиональная музыка была представлена в Литве странствующими монахами в 11 веке. После христианизации Литвы в 1387 году стала распространяться религиозная музыка, было введено григорианское песнопение . Путешествующие музыканты устраивали концерты в усадьбах и замках литовского дворянина, основывались местные капеллы.
Известно, что Анна, великая княгиня Литовская , жена Витовта Великого , имевшая дипломатические отношения с Тевтонскими рыцарями, в 1408 году прислала ей дорогие подарки, в том числе клавикорды и портативный орган . [2] Дочь великого князя литовского Гедиминаса , Алдона , будучи замужем за Казимиром III Польским , в 1325 году увезла свой дворцовый оркестр в Краков. [3] Здесь были музыканты, игравшие на лютне , цитре и лире .
Первая опера ( «Dramma per musica ») в Литве была поставлена во Дворце великих князей Литовских в 1636 году. Марко Скакки Импресарио оперы были и Виргилио Пуччителли. Появление оперы в Литве довольно раннее, особенно если учесть, что итальянское оперное явление сформировалось около 1600 года, а первая опера была поставлена в Париже незадолго до 1650 года.
В XVII веке во Дворце Великих князей Литовских были поставлены три итальянские оперы — все дворцового композитора Марко Скакки на либретто Вирджилио Пуччелли — «Il ratto d’Elena» ( «Похищение Елены ») (1636), «Андромеда» (1636 ). Андромеда ) (1644), Цирцея Делуза ( Разочарованная Цирцея ) (1648). Сценографию и сценическое оборудование выполнили итальянские архитекторы и инженеры Агостино Лоччи, Бартоломео Больцони и Джованни Баттиста Гислени . Культурная жизнь Дворца великих князей Литовских была особенно насыщенной во время правления Сигизмунда II Августа . Вильнюсская резиденция была местом проведения множества камерных концертов, музыкальных и танцевальных праздников и карнавалов, а музыка стала неотъемлемой частью общественной жизни дворца. В Вильнюс были приглашены музыканты из других стран, особенно из Италии. Среди наиболее заметных был венгерский композитор и лютнист Балинт Бакфарк , приехавший в Вильнюс из Рима, итальянский композитор Диомед Катон . [4] Композитор и лютнист Микеланджело Галилей , брат Галилео Галилея, играл при дворе Радвилы в Вильнюсе в 17 веке. Около 100 музыкантов работали в Вильнюсе при дворе Микалоюса Радвилы Юодасиса , протестантского великого канцлера Великого княжества Литовского и Палатина Виленского (1515–1565). [5]
Первая напечатанная на литовском языке книга «Catechismusa Prasty Szadei» ( «Простые слова катехизиса ») в 1547 году содержала 11 религиозных гимнов на литовском языке с нотами . Литовский иезуит Жигимантас Ляуксминас (Sigismundus Lauxminus) опубликовал в 1667 году первый в Литве музыкальный справочник - Ars et praxis musica. Это была первая книга трилогии, посвященной григорианскому пению - среди других книг - Graduale pro exercitatione Studentium и Antifonale ad psalmos, iuxta. ritum S. Romanae Ecclesiae, decantandos, necessarium . Книги изданы в Вильнюсском университете – SRM Academicis Societatis Jesu. [6]
Недавние находки — «Альбом Сапеги» ( Sapiegos albumas ) и « Дневник кражского органиста» ( Kražių vargoninko dienoraštis ) продемонстрировали, что большая часть литовской церковной музыки 17 века находилась под прямым влиянием самых выдающихся композиторов Италии того времени — Джироламо Фрескобальди ; итальянская органная табулатура Преобладала бассо континуо . , изучалось [6]
Литва и ее бурная история были темой опер задолго до появления национальной оперы в Литве. Everardo II, re di Lituania ( «Эверардо II, король Литвы» ), музыка Жоау де Соуза Карвальо , либретто Гаэтано Мартинелли было написано в 1782 году в честь рождения Педру III , короля Португалии. I Lituani ( «Литовцы» ) — опера, написанная Амилькаре Понкьелли на итальянское либретто Антонио Гисланцони по мотивам исторической поэмы «Конрад Валленрод», написанной Адамом Мицкевичем . Премьера состоялась в театре Ла Скала миланском . 7 марта 1874 года
Одним из первых профессиональных литовских музыкантов был Юозас Калвайтис (1842-1900). он сочинил четырехголосную мессу на литовском языке В Тильже . [7] В 1877 году оратория «Сотворение мира» Йозефа Гайдна была переведена на литовский язык и исполнена в Вильнюсе. первая национальная опера «Бируте» композитора Микаса Петраускаса (1873–1937), либретто – Габриэлюса Ландсбергиса-Жемкальниса В 1906 году была поставлена (1852–1916).
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875–1911) считается величайшим литовским композитором своего поколения, а возможно, и всех времен. [8]
Народная музыка
[ редактировать ]
Литовская народная музыка относится к балтийской музыкальной ветви, связанной с неолитической культурой шнуровой посуды . На территории Литвы встречаются две музыкальные культуры: струнная ( канклю ) и духовая . Эти инструментальные культуры, вероятно, сформировали вокальные традиции.Литовская народная музыка архаична, в основном используется в ритуальных целях и содержит элементы языческой веры.
Вокальная музыка
[ редактировать ]В Литве существуют три старинных стиля пения, связанные с этнографическими регионами: одноголосие , многоголосие гомофония , гетерофония и полифония . Монофония чаще всего встречается в южной ( Дзукия ), юго-западной ( Сувалкия ) и восточной ( Аукштайтия ) частях Литвы. Многоголосая гомофония, распространенная по всей Литве, является наиболее архаичной в Жемайтии . Традиционная вокальная музыка пользуется большим уважением в мировом масштабе: литовские песенные праздники и многоголосные песни-сутартине включены в ЮНЕСКО репрезентативный список шедевров устного и нематериального наследия человечества . [9]
Договорные (многоголосные песни)
[ редактировать ]
Сутартинес (от слова sutarti — быть в соответствии, в согласии, в единственном числе sutartinė ) — уникальные образцы народной музыки. Они представляют собой древнюю форму двух- и трехголосного полифония , основанную на древнейших принципах многоголосной вокальной музыки: гетерофонии , параллелизме , каноне и свободной имитации . Большая часть репертуара сутартине была записана в XIX и XX веках, но источники XVI века показывают, что они имели большое значение наряду с монофоническими песнями. В настоящее время сутартине как жанр среди населения почти вымерли, но их поддерживают многие литовские фольклорные ансамбли.
Тематика и функции сутартине охватывают все основные жанры литовской народной песни. Мелодии сутартине несложные, содержат от двух до пяти звуков . Мелодии симметричны, состоят из двух частей равной длины; ритмы обычно синкопированы , а четко сформулированные припевы придают им драйвовый характер.
Сутартинес можно разделить на три группы в зависимости от практики исполнения и функций:
- Двейнес («двойки») поют два певца или две группы певцов.
- Trejinės («тройки») исполняются тремя певцами по строгому канону.
- Keturinės («четверки») поют две пары певцов.
Сутартинес – это локальное явление, встречающееся в северо-восточной части Литвы. Их пели женщины, а мужчины исполняли инструментальные версии на канклесах (псалтериях), валторнах и скудучаях (пан-дудочках). Богатая и тематически разнообразная поэзия сутартине свидетельствует об их важности в общественной жизни. Сутартине пели на праздниках, собраниях, свадьбах и при выполнении различных работ. Поэтический язык, хотя и не сложен, но очень нагляден, выразителен и звучен. Ритмы четкие и акцентированные. Танцевальные сутартине юмористичны и энергичны, несмотря на то, что движения танца довольно сдержанны и медленны. Одной из важнейших характеристик сутартине является большое разнообразие вокалов используемых в припевах ( содауто, лилио, ратило, тонарилио, дауно, кадуйо, чуто и др.).
Свадебные песни
[ редактировать ]Развивались различные вокальные и инструментальные формы: лирические, сатирические, застольные и застольные песни, музыкальные диалоги, свадебные причитания , игры, танцы и марши.
Военно-исторические песни времени
[ редактировать ]Летописи и исторические документы 13—16 вв. содержат первые источники о песнях, рассказывающих о подвиге павших в боях с тевтонцами . В более поздних песнях упоминаются шведы , часто встречаются упоминания о Риге и Кирхольмской битве ; в песнях, собранных в начале 19 в., упоминаются сражения с татарами . песни о восстаниях и революциях, а также песни антисоветского партизанского сопротивления Литвы в 1945-1952 годах и песни депортированных . К историческим песням военного времени также относят
Календарный цикл и обрядовые песни
[ редактировать ]Их пели в установленное время года при совершении соответствующих ритуалов. Есть песни Масленицы и Великого поста , пасхальные распевные песни и пасхальные песни, называемые лалавимай. Адвентистские . песни отражают настроение уравновешенности и размышлений Рождественские песни содержат такие слова, как kaleda, lėliu kaleda; oi kaleda kalėdzieka , а песни Адвента содержат такие слова, как leliumoj, aleliuma, aleliuma rūta, aleliuma loda и другие. Существует несколько типичных мелодических характеристик, связанных с рождественскими ритуальными песнями, таких как узкий диапазон, трехтактные фразы, танцевальные ритмы, контролируемый медленный темп и тональная структура, основанная на фригийских , миксолидийских или эоловых тетрахордах . Полифонические песни Ивановского праздника обычно называют kupolinės, которые включают в себя припевы и вокалы, такие как kupolėle kupolio, kupolio kupolėlio или kupole rože .
Рабочие песни
[ редактировать ]Рабочие песни сильно различаются по функциям и возрасту. Есть несколько очень старых примеров, которые сохранили свою прямую связь с ритмом и процессом предстоящей работы. Более поздние рабочие песни больше поют о чувствах, переживаниях и стремлениях человека. Старые рабочие песни более точно отражают различные этапы предстоящей работы. Они классифицируются в зависимости от их назначения на ферме, дома и так далее.
- Пастушьи песни . Пастушеские песни поют дети, а ночные - взрослые. Пастушеские песни отражают реальный уход за животными, социальное положение детей, а также отсылки к древним верованиям. Ралиавимаи или трели также представляют собой мелодии речитативного типа, отличающиеся произносимым ralio , предназначенным для успокоения животных. Ралиавимаи не имеют установленной поэтической или музыкальной формы и представляют собой свободные речитативы, объединенные припевами. Некоторые трели заканчиваются продолжительным завыванием на основе мажорной или минорной терции .
- Песни о сенокосе . Припевы распространены в песнях о сенокосе. Чаще всего используется вокалист валио , отсюда — валиавимас , термин, обозначающий пение песен на сенокосе. Вокабул поется медленно и широко, напоминая просторные поля и настроение сезона сенокоса. Мелодии более раннего происхождения похожи на другие ранние рабочие песни, в то время как более современные песни о сенокосе имеют более широкий ладовой диапазон и более сложны по структуре. Большинство из них мажорны и гомофонны.
- Песня об уборке ржи . Уборка . ржи — центральный этап сельскохозяйственного цикла Настроение заунывное и грустное, преобладающие темы в них — любовь и брак. Часто обсуждаются семейные отношения между родителями и детьми, при этом особое внимание уделяется нелегкой судьбе невестки в патриархальной семье. Песни о уборке ржи имеют общую ритмическую и тональную структуру, что свидетельствует об их древности. Их уникальный мелодический стиль определяется тесной связью с ритуалом и функцией произведения. Модально минорной - тональный строй некоторых из этих песен вращается вокруг терции , а другие построены на мажорном тетрахорде .
- Песни об уборке овса, выдергивании льна и гречихи и сборе конопли . В песнях о сборе овса поются о мальчике и служанке, о любви и браке, а также о рабочем процессе: севе , бороновании , возделывании , жатве, связывании, штабелировании, транспортировке, обмолоте , помоле и даже еде. Помимо однозвучных песен о сборе овса в Дзукии, существует немало сутартине из северной Аукштайтии, которые напрямую связаны с выращиванием овса.
- Миллинговые песни . Жанр можно определить по характерным припевам и вокалам, таким как zizui malui или malu malu . Они напоминают гул жерновов и ритм помола. «Миллинг» сделали женщины, а тексты песен посвящены женской жизни и семейным отношениям, а также самой работе. Мелодичные песни имеют медленный темп, сложены, мелодический ритм меняется мало.
- Прядут и плетут песни . В песнях о прядении основной темой является само прядение, прядильщик и прялка , а в песнях о ткачестве упоминается процесс ткачества, ткач, ткацкий станок, тонкое полотно. Некоторые прядильные песни веселы и юмористичны, а другие напоминают мелодичные песни, оплакивающие тяжелую участь женщины и ее тоску по дому и родителям. Тексты описывают процесс работы, а припевы имитируют жужжание прялки. Есть также уникальные вращающиеся сутартине, характеризующиеся четкими и строгими ритмами.
- Отмывание песен . Иногда припев имитирует звуки жука и мангла — инструментов для стирки. В песнях часто гиперболизируются образы диковинных требований свекрови, например, использовать море вместо жука, небо вместо катка и верхушки деревьев для сушки.
- Рыболовные и охотничьи песни . Рыбацкие песни повествуют о море, заливе, рыбаке, его лодке, сети, и в них часто упоминаются приморские топонимы, такие как Клайпеда или Русне . Эмоции влюбленных молодых людей часто изображаются способами, присущими только рыбацким песням. Монофонические мелодии типичны для певческих традиций приморских регионов Литвы. Охотничьи мотивы очень ярко выражены в охотничьих песнях.
- о сборе ягод и грибов Песня . Это уникальные песни. В песнях о сборе ягод описываются молодые девушки, собирающие ягоды, встречи с мальчиками и их разговоры. Песни о грибах могут быть юмористическими, освещающими процесс сбора и приготовления грибов, описывающими «войну» грибов или их «свадьбы».
Инструментальная музыка
[ редактировать ]
Рателии инструментального ( хороводы ) издавна были очень важной частью литовской народной культуры, традиционно исполнялись без сопровождения . Однако с 19-го века скрипка, басетель , ламзделиай танцы стали сопровождать и канклес, в то время как современные группы также включают в себя бандонеон, аккордеон, концертину, мандолину , кларнет , корнет , гитару и губную гармошку . Во время советской оккупации танцевальные ансамбли использовали коробчатые канкле и модифицированный кларнет, называемый бирбинес ; хотя ансамбли якобы были народными, они были модернизированы и санированы и использовали гармонизированные и денатурированные формы традиционных стилей. [10]
Важнейшими литовскими ансамблями популярной народной музыки были Skriaudžių kanklės , образованный в 1906 году, и Lietuva . Такие ансамбли основывались на традиционной музыке, но были модернизированы, чтобы понравиться массам; В начале 20 века также распространились традиционные музыкальные пьесы, такие как «Свадьба в Купишкенай» . [10]
Некоторые из наиболее известных современных сельских ансамблей: Марцинконис (Варенский район), Жюрай (Варенский район), Кальвяй-Лиепонис (Тракайский район), Луоке (Тельшяйский район), Линкава (Линкува, Пакруойский район), Шедувяй (Шедува, Радвилишкисский район). , Ужушиляй (Биржайский район), Лаздиняй-Адутишкис (Швенчёнисский район). Некоторые из наиболее известных городских фольклорных групп: Ратилио , Ла , Йеварас , Поринге ( Вильнюс ), Куполе ( Каунас ), Верпета ( Кайшядорис ), Мегува ( Паланга ), Инсула ( Тельшяй ), Гастаута ( Рокишкис ), Купкемис ( Купишкис ), Лаванда ( Утена ), Судувяй ( Вилкавишкис ). Детские фольклорные коллективы: Чючюрукс ( Тельшяй ), Кукутис (Молетай), Чирулис ( Рокишкис ), Антазаве ( Зарасайский р-н) [1] .
Классическая музыка
[ редактировать ]
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (22 сентября [ OS 10 сентября] 1875 в Варене — 10 апреля [ OS 28 марта] 1911 в Пустельнике под Варшавой ) — литовский художник и композитор . За свою короткую жизнь он создал около 200 музыкальных произведений. Его произведения оказали глубокое влияние на современную литовскую культуру.
Чюрленис изучал фортепиано и композицию в Варшавской консерватории (1894–1899). Позже посещал лекции по композиции в Лейпцигской консерватории (1901–1902). Его симфонические поэмы «В лесу» ( Мишке ) и «Море » ( Юра ) были исполнены только посмертно .
Струнный квартет Чюрлениса выступает в Литве и за рубежом. принимают участие юные исполнители из Литвы и соседних стран Раз в несколько лет в конкурсе Чюрлениса .
В семидесятые годы появились современные композиторы-классики — Бронюс Кутавичюс , Феликсас Байорас , Освальдас Балакаускас , Онуте Нарбутайте , Видмантас Бартулис и другие. Большинство этих композиторов исследовали архаичную литовскую музыку и ее гармоничное сочетание с современным минимализмом и неоромантизмом. [11]

Освальдас Балакаускас (род. 1937, Милюнай) В 1961 году окончил Вильнюсский педагогический институт, в 1969 году посещал класс композиции Бориса Лятошинского в Киевской консерватории. С 1992 по 1994 год Балакаускас был послом Литвы, в 1996 году был награжден Национальной премией Литвы, высшая художественная и культурная награда Литвы. В настоящее время он заведует кафедрой композиции Литовской академии музыки и театра. Его творчество состоит из симфоний, концертов, камерной и инструментальной музыки.
Дирижер и музыкальный руководитель Симфонического оркестра города Бирмингема Мирга Гражините-Тила известна своей яркостью и стальным самообладанием. [12] Она также входит в пятерку лучших женщин-дирижеров. [13]
Камерный оркестр «Новые идеи» NICO и Synaesthesis исполняют новую академическую музыку.
В 1996 году был основан Музыкальный информационный центр Литвы (MICL). Он собирает, продвигает и распространяет информацию о музыкальной культуре Литвы.
Опера
[ редактировать ]

Хотя первая опера в Литве была поставлена всего через 30 лет после ее появления в Италии, музыкальное и культурное развитие постоянно прерывалось историческими потрясениями. Особенно изнурительным было русское нашествие 1655 г. — многие усадьбы были разрушены, Вильнюс разграблен и снесен. Также началась война со Швецией. Этот период назывался Тванас ( Потоп ). В конечном итоге это привело к разделу Речи Посполитой .
В 1785 году в Вильнюсе был создан первый городской театр, в котором также ставились оперы. Музыкальная жизнь продолжалась в салонах аристократов и дворян. Дом певица Кристина Герхарди-Франк и врач Йозеф Франк Особенно хорошо в Вильнюсе были известны .
Развитие национальной литовской оперы связано с национальным возрождением в ХХ веке. Темы опер были взяты из национальной истории или мифологии. Литовский язык считался языком пения. Первая литовская национальная опера «Бируте» композитора Микаса Петраускаса была поставлена в 1906 году в Вильнюсском городском концертном зале . После восстановления независимости Литвы в 1918 году опера «Гражина» (1933) композитора Юргиса Карнавичюса (1884–1941) была первой, поставленной в новом Каунасском государственном музыкальном театре . За ней в 1937 году последовала следующая опера Я.Карнавичюса Радвилы Перкунаса .
В Бостоне в 1924 году литовские эмигранты-любители музыки поставили оперу М.Петраускаса «Эгле Королева Змей » . Витаутас Клова (1926 — 2006) создал преимущественно национальные оперы — ( «Пиленай» 1955, «Вайва» 1957, «Дукте » ( «Дочь ») 1960, « » Два меча 1965, » « Американская трагедия , 1968, «Аве вита », 1974). Оперы на историческую тематику создавали Юлиус Юзелюнас (1916 — 2001) ( «Сукилеляй» ( «Повстанцы ») 1957, запрещена советской цензурой, поставлена только в 1977), Б. Дварионас ( «Даля» , 1958).
Бронюс Кутавичюс написал оперы на Железном холме» ( «Костяной старик 1976), ( 1981 «Дрозд , Зеленая птица» ), «Огонь » «Медведь (2000), «Ignes et fides» ( и вера» , 2003), [15] сочетание оперы, балета и оратории.
Наиболее известные литовские оперные певцы: Кипрас Петраускас (1885–1968), Виргилиюс Норейка (1935–2018), Вацловас Даунорас (р. 1937), Ирена Милькявичюте (р. 1947), Виолета Урмана (р. 1961). Другие певцы, выступающие на международных сценах: Аушрине Стундите, Асмик Григорян, Вайдас Вишняускас (Кристиан Бенедикт), Эдгарас Монтвидас, Юстина Грингите, Индре Висконтас . Людас Труйкис (1904–1987) был известным сценографом. Выдающийся театральный режиссер Эймунтас Некрошюс поставил несколько опер в Литве ( «Отелло» ) и Италии ( «Макбет »). Модельер Юозас Статкявичюс (р. 1968) создал костюмы для многих опер.
Многообразие современной национальной оперы представляют: Локис ( «Медведь» , 2000), [16] ( 2011 Хорошего дня! ), [17] Корнет (2014), [18] После будущего (2018), [19] Прусай ( «Пруссаки» , 2018). [20] Современная опера Солнце и Море (Марина) (2019) [21] был представлен на Венецианской биеннале в павильоне Литвы и получил награду «Золотой лев» за лучшее национальное участие. [22]
В настоящее время оперы ставятся в Литовском национальном театре оперы и балета , Вильнюсской городской опере , Каунасском государственном музыкальном театре , Клайпедском государственном музыкальном театре, а также труппой «Оперомания» и Литовской оперной труппой Чикаго . Опера – очень популярный жанр в Литве, собирающий полные залы. Ежегодное NOA (Новое оперное действие) [23] - В Вильнюсе организуется фестиваль современной альтернативной оперы и мультидисциплинарного искусства.
Мюзиклы
[ редактировать ]находился за железным занавесом в оккупированной Советским Союзом Литве, В 1971 году, несмотря на то, что Кястутис Антанелис он поставил рок-оперу «Иисус Христос-суперзвезда» – всего через год после выхода своего альбома.В 1973 году композитор Вячеслав Ганелинас и поэт Сигитас Геда создали фильм-мюзикл Velnio nuotaka (« Невеста дьявола »). Считается первым литовским мюзиклом. мюзикл « ( Огненная охота и загонщики» композитор — Гедрюс Купрявичюс , либретто — Саулюс Шалтенис В 1974 году был поставлен , Людас Яцинявичюс).
Хоровая музыка
[ редактировать ]В Литве хоровая музыка очень важна. Только в Вильнюсе три хора являются лауреатами Гран-при Европы по хоровому пению . Витаутас Мишкинис (род. 1954) – композитор и руководитель хора, пользующийся большой популярностью в Литве и за рубежом. Он написал более 400 светских и около 150 религиозных произведений.
Рок-музыка
[ редактировать ]
Коммунистическое правительство Литовской ССР критиковало рок-музыку , которую считали декадентским и разлагающим культурным вторжением с Запада. Первые местные рок-группы начали появляться примерно в 1965 году и включали Kertukai , Aitvarai и Nuogi ant slenksčio ( «Обнаженные на пороге» ). [24] в Каунасе, а также Кястутис Антанелис , Виенуоляй ( «Монахи» ) и Гелю Вайкай ( «Дети цветов» ) в Вильнюсе и другие.
Радио Люксембурга было самым важным источником информации о музыке по другую сторону железного занавеса . Литовские хиппи или музыканты музыкальных групп часто слушали это радио. Радио Люксембург в Литве прочно ассоциируется с Ромаса Каланта поколением ( Kalantos karta ). Другим способом было переправить в Литву пластинки популярных западных групп и скопировать их на магнитную ленту . Затем пластинки распространились дальше, делая записи друзьям, одноклассникам.
Не имея возможности выражать свое мнение напрямую, литовские артисты начали организовывать патриотическое Роко Маршай и использовать в текстах своих песен метафоры , истинный смысл которых легко распознали местные жители. [25] [26] Постмодернистская рок -группа Antis и ее вокалист Альгирдас Каушпедас были одними из самых активных исполнителей, высмеивающих советский режим, используя метафоры. Например, в песне Zombiai («Зомби») группа косвенно воспела о красноармейцах, оккупировавших государство и его военную базу в Укмерге . [27] [28] Витаутаса Кернагиса Песня Kolorado vabalai ( Колорадские жуки ) также была фаворитом из-за ее текста, в котором истинное значение колорадских жуков заключалось в том, чтобы Советы были украшены георгиевскими лентами .
В первые годы независимости особой популярностью пользовалась рок-группа Foje , собиравшая на концерты десятки тысяч зрителей. [29] После распада группы в 1997 году вокалист Foje Андрюс Мамонтовас оставался одним из самых ярких литовских исполнителей и активным участником различных благотворительных акций. [30] Марионас Микутавичюс известен созданием неофициального спортивного гимна Литвы Trys milionai (Три миллиона) и официального гимна Евробаскета 2011 Nebetyli sirgaliai (английская версия называлась Celebrate Basketball ).
В 1980-е годы рок-группы Foje , Antis и Bix в Литве большое влияние оказали . Недолговечная альтернативная рок- группа Šiaurės kryptis ( The Northern Direction , 1986—1995) выпустила всего один альбом Netiekto , но по-прежнему считалась одной из лучших групп того времени.
В 1987, 1988 и 1989 годах в Литве прошло несколько крупных рок-фестивалей, таких как Роко Маршас (Рок-марш). Роко Маршас был связан с идеологией Саюдиса и движением за независимость Литвы.
Панк-рок
[ редактировать ]1986–1987 годы ознаменовали появление панк- сцены в Литве. Такие группы, как Už Tėvynę ( «За Отечество »), Genocidas Raudonajam Interventui ( «Геноцид для красных интервентов» ), SKAT и Erkė maiše , склонялись к классическому панк-року 1970-х годов, в то время как другие, такие как 33% kiaulių pakeliui į Vatikaną и Turboreanimacija, были более склонен к стилистике хардкор-панка (HC). Turboreanimacija можно считать самой влиятельной хардкор-панк-группой Литвы, которая в свое время была хорошо принята такими фэн-журналами, как Maximumrocknroll в США. Их первые быстрые альбомы напомнили слушателям ранние записи легенд шотландского хардкор-панка The Exploited , а позже Turboreanimacija встала на путь пауэр-панка. Турбореанимация распалась в 1997 году после того, как получила культовый статус среди литовского андеграунда. Пост-панк- группа Kardiofonas (1986–1989) пользовалась большой популярностью благодаря своему хиту Kalėdinė eglutė ( «Рождественская елка »).
Более поздние представители этого жанра — ска-панк-группа Dr.Green (известная своей многочисленными DIY-деятельностью и интенсивными гастролями по панк-сценам Европы), стрит-панки Toro Bravo и хардкористы Bora и Mountainside .
Поп-музыка
[ редактировать ]
Истоки литовской эстрады лежат в музыке кафе и ресторанов временной столицы Литвы - Каунаса 1930-х годов. Ее называли estradine muzika (эстрада-музыка), lengvoji muzika ( легкая музыка ), а явления иногда называли mažoji scena (маленькая сцена). Поп-группы Kopų balsai (Звуки дюн) [31] (вначале под влиянием оркестра Юозаса Тишкуса), созданного в 1957 году, и группа Nerija , начавшая деятельность в 1970 году, стала очень популярной в Литве.
С 2000-х годов одной из самых популярных групп Литвы является SKAMP . Хотя некоторые поп-группы поют на английском языке, большой популярностью пользуется поп-музыка на литовском языке.
Хэви-метал
[ редактировать ]Хип-хоп
[ редактировать ]Электронный
[ редактировать ]Группа Saulės laikrodis, созданная в 1976 году, и Argo – в 1979 году считаются пионерами электронной музыки в Литве. Звукорежиссер «Арго » Орунас Урбонас сконструировал звуковые синтезаторы (квази-муги) . для нужд группы [32]
Джазовая музыка
[ редактировать ]Джаз довольно часто упоминался в прессе Литвы до Второй мировой войны. Еще в первый период независимости Литвы (1918-1940 гг.) страна была частью колеблющейся Европы. Почти в каждом городе Литвы был свой джаз-бэнд, а традиционный джазовый репертуар исполняли престижные оркестры под руководством Миколаса Гофмеклериса. (скрипач), [33] [34] [35] Абраомас Ступелис (скрипач), Даниэлюс Померанкас (скрипач). [36] Джаз играл в современных кафе и ресторанах межвоенного Каунаса - Конрадас , Моника , Алдона , Версалис , Метрополис . В 1935 году в кинотеатре «Метрополитен» состоялся первый концерт джазового оркестра. Джазовый оркестр был собран из ведущих музыкантов Каунаса, скорее всего, основу составил оркестр, игравший в кафе «Конрадас» на аллее Лайсвес . [37] В 1940 году на Каунасском радио ( Kauno radiofonas ) был создан первый официальный джазовый оркестр, которым руководил Абраомас Ступелис. Его считают пионером литовского биг-бэнда. [38] [39] Миколас Гофмеклерис в 1932 году был награжден орденом Великого князя Литовского Гедиминаса за деятельность в области музыки. [40]
Советская оккупация разрушила большую часть яркой культурной жизни, кафе были закрыты, джаз считался идеологически и политически окрашенной музыкой Запада.Джазовая сцена была активна даже в годы советской оккупации. Первой ласточкой возрождения стал оркестр Каунасского политехнического института под руководством Юозаса Тишкуса . Юозас Тишкус сформировал профессиональный свинг-оркестр из 28 человек. Юозас Тишкус также считается одним из зачинателей популярной литовской музыки.Настоящий прорыв произошел в 1970–71 годах, когда объединилось трио Ганелин /Тарасов/Чекасин, предполагаемые зачинщики Вильнюсской джазовой школы. [41] Трио, известное также как Ganelin Trio или GTCh, сочетало в себе фри-джаз с элементами литовского фолка и классической музыки. Кафе «Неринга» в Вильнюсе и кафе «Тульпе» (бывший «Конрадас ») в Каунасе стали местами для любителей и исполнителей джаза. [ нужна ссылка ]
Сегодня на джазовой сцене Литвы можно найти практически все: от диксиленда и групп а капелла до всевозможных джаз-фьюжн , ню-джаза и джазкора . [42]
В Литве довольно много международных джазовых фестивалей:
- Вильнюсский джазовый фестиваль
- Вильнюс Мама Джаз
- Бирштонас Джаз
- Каунас Джаз
- Джазовый фестиваль в Клайпедском замке
- Нида Джаз
Джазовые коллективы и исполнители:
Музыкальные фестивали и мероприятия
[ редактировать ]
В 1924 году состоялся первый праздник песни Dainų šventė (Литовский праздник песни), который поддерживался государством и помогал сохранить народные традиции; они проводились каждые пять лет (каждые четыре с 1990 года). Подобные фестивали проходят в Эстонии и Латвии с 1870-х годов. В 1960-е годы люди восстали против традиций, контролируемых Советским Союзом, и возглавили возрождение корней , которое вскоре привело к прославлению литовской идентичности на фестивалях и торжествах. [10]
Литва является домом для многих фестивалей народной музыки. Певческий фестиваль Дайну Швенте , пожалуй, самый известный; Впервые он был проведен в 1924 году и с тех пор проводится каждые пять лет. Другие крупные народные фестивали включают Скамба скамба канклиай и Ататария тримитай , которые проводятся ежегодно; Историческое значение имеет Ant marių krantelio , который проводился в 1980-х годах и стал первым крупным фестивалем такого рода. Международный фольклорный фестиваль «Балтика» проводится каждый год в одной из стран Балтии . [10]
Фестиваль GAIDA, организуемый в Вильнюсе с 1991 года, является крупнейшим и наиболее известным фестивалем современной музыки в Литве и во всех странах Балтии. [43]
Ссылки
[ редактировать ]- Кроншоу, Эндрю (2000). «Поющие революции». В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; МакКонначи, Джеймс; Дуэйн, Орла (ред.). Мировая музыка, Том. 1: Африка, Европа и Ближний Восток . Лондон: Грубые гиды . стр. 16–24. ISBN 1-85828-636-0 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ландсбергис, Витаутас. «www.vle.lt» . Литовская музыка . Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Йонинас, Игнас (1984) [1932]. «Семья Витовта». Истории в барах (на литовском языке). Вильнюс: Наука. стр. 47-50. LCCN 84212910 .
- ^ «Музыкальные инструменты в Литве» . www.vle.lt. Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Культурный вечер «Музыка во Дворце Лордов» » . www.valdovurumai.lt . Проверено 6 июня 2018 г.
- ^ Кузьминский Иван. «О влиянии католической музыкальной культуры Ивана Кузьминского Львова и Вильнюса на партесное многоголосие в конце XVI и на протяжении XVII веков» (PDF) . žurnalai.lmta.lt . Литовская академия музыки и театра. п. 17 . Проверено 11 июля 2018 г.
Например, около 100 музыкантов работали в Вильнюсе при дворе Микалоюса Радвилы Юодасиса (Миколая «Черного» Радзивилла), протестантского великого канцлера Великого княжества Литовского и палатина Виленского (1515–1565).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юрате Трилупайтене. «Некоторые характеристики церковной музыки ЛДК XVIII века» (PDF) . www.valdovurumai.lt . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Витас Накас. «Музыка Литвы — исторический очерк» . www.lituanus.org . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Накас, Витас. «МУЗЫКА ЛИТВЫ — ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРЕДЬ» . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Сутартинес, литовские многочастные песни» . Проверено 30 декабря 2018 г.
Сутартинес (от слова sutarti – быть в гармонии) – форма полифонической музыки, исполняемая певицами на северо-востоке Литвы. Песни имеют простые мелодии, от двух до пяти тонов, и состоят из двух отдельных частей: осмысленного основного текста и припева, который может включать одноразовые слова.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кроншоу, стр. 22 – 23
- ^ «Современная музыка Литвы: прошлое и настоящее» . www.mic.lt. Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ «Дирижер Мирга Гражините-Тила — сочетание яркости и стальной уравновешенности» . Файнэншл Таймс . 28 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 5 июля 2018 г.
На подиуме она представляет собой сочетание яркости и стальной уравновешенности. Лично Мирга Гражините-Тила такая же. Когда я встречаюсь с музыкальным руководителем Симфонического оркестра города Бирмингема, она наполняет комнату своим динамизмом, акцентируя нашу беседу внезапными взрывами смеха и бурными жестами рук. Но есть еще и хладнокровное самообладание, ощущение, что этот миниатюрный, безукоризненно сложенный литовский дирижер никогда не заговорил бы без тщательного обдумывания. Гражините-Тила, которой всего 31 год, выглядит ветераном.
- ^ «Классическая музыка 2017 года» (PDF) . bachtrack.com . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Литовец стал лучшим певцом на Международной оперной премии» . www.lrt.lt. 30 апреля 2019 года . Проверено 3 мая 2019 г.
Литовская оперная сопрано Асмик Григорян получила Международную оперную премию как лучшая певица 2019 года за роль в «Саломее» на Зальцбургском фестивале.
- ^ Гайдамавичюте, Рута. «Брониус Кутавичюс: Огнём и верой» . www.mic.lt. Проверено 1 декабря 2018 г.
С годами способность Бронюса Кутавичюса создавать акустический образ истории получила широкое признание. Поэтому неслучайно государство поручило ему написать масштабный труд, посвященный 750-летию коронации первого и единственного короля Литвы Миндаугаса. Композитор написал Ignis et fides («Огонь и вера») для сольных голосов, чтецов, хора и симфонического оркестра, а также некоторых народных инструментов. Этот диптих объединит две важные для Литвы даты: первое упоминание названия Литвы в исторических источниках и коронацию короля Миндаугаса.
- ^ «Кутавичюс: Локис» . www.classicstoday.com . Проверено 6 ноября 2018 г.
Здесь видно, что литовский композитор Бронюс Кутавичюс (р. 1932) стоит в ряду лучших представителей современной музыки из республик Балтии и Скандинавии. Его опера «Локис» («Медведь») сочетает вневременную атмосферу «Пеллеаса и Мелизанды» с экспрессионистскими крайностями Воццека, если вы можете себе такое представить, и делает это с полным успехом.
- ^ «Добрый день! опера» . vimeo.com . Проверено 4 ноября 2018 г.
ХОРОШЕГО ДНЯ! Опера для 10 кассиров, звуки супермаркета и фортепиано Вайвы Грайните, Лины Лапелите, Ругиле Барзджюкайте
- ^ «Премьера: опера Онуте Нарбутайте «Корнет» » . mic.lt (на литовском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
21 и 22 февраля В ЛНОБТ состоится премьера оперы всемирно известного литовского композитора Онуте Нарбутайте «Корнетас». Опера создана композитором по мотивам поэмы Райнера Марии Рильке «Сказка о любви и смерти корнета Криступаса Рильке», которая пользовалась особой популярностью. во время Первой мировой войны.
- ^ «Post Futurum» в Литовской национальной опере . www.rhinegold.co.uk . Проверено 5 ноября 2018 г.
Новая новаторская опера Гинтараса Содейки восхищает сюрреализмом, рисуя нетрадиционную картину истории Литвы через противостоящие силы Добра и Зла, объединяя некоторые весьма оригинальные музыкальные и драматические идеи.
- ^ «Пруссаки» (PDF) . www.giedriuskuprevicius.lt . Проверено 17 ноября 2018 г.
Пруссия — земля к юго-востоку от Балтийского моря, населенная пруссаками и западными литовцами. Сегодня эту часть Восточной Пруссии иногда называют Малой Литвой. Пруссаки были одной из прибалтийских наций. На протяжении тысячелетий балты составляли сильное сообщество, связанное кровными и родственными узами. Из этих балтийских племен в конце первого и начале второго тысячелетия стали развиваться прусские, ятвингские, литовские и латышские народы, из которых только двум последним суждено было выжить. Пруссаки были язычниками, поклонявшимися своему богу, жившему на небе, Перкунасу-громовержцу, а также Солнцу, Луне и другим божествам. Для совершения религиозных обрядов они собирались у алтарей в рощах.
- ^ «Солнце и море» . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ «Артур Яфа, Литва получила высшие награды на Венецианской биеннале» . www.artnews.com . 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
«Золотого льва» за лучшее национальное участие на 58-й биеннале получила Литва, которая представила оперу «Солнце и море» («Марина») об изменении климата Ругиле Барзджюкайте, Вайвы Грайните и Лины Лапелите, действие которой происходит на искусственном пляже в здании на окраина Арсенала. Он был выбран среди около 90 национальных павильонов.
- ^ «НОА» . noa.lt (на литовском языке) . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Бенджиус, Симонас (19 октября 2019 г.). « НЮ НА ПОРОГЕ» – РОК-ГРУППА, ШОКИРОВАННАЯ СОВЕТСКИЙ ВЕК» . www.bernardinai.lt (на литовском языке) . Проверено 19 октября 2019 г.
- ^ Тилвикайте, Патрисия. «И литовский рок помог Литве восстановить Независимость» . www.universitetozurnalistas.kf.vu.lt (на литовском языке) . Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ «А.Мамонтовас: «Рок-марши» были таким инструментом, каким является сейчас Интернет» . День Каунаса / LRT (на литовском языке) . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ «Военный городок Укмерге» . Autc.lt. Проверено 22 января 2018 г.
- ^ «Книга «Антишка» (часть II): До «Антишки» литовцы не знали, что такое зомби (отрывок, видео)» . Lrytas.lt (на литовском языке) . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ «А.Мамонтовас: Мы поставим окончательную точку в истории Фое – LRT» . ЛРТ (на литовском языке). 6 октября 2013 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ "А.Мамонтовас: Я использую свою популярность для добрых дел - LRT" . ЛРТ (на литовском языке). 31 октября 2015 года . Проверено 31 октября 2015 г.
- ^ Нет. Арунас Пранцишкус Пешкайтис OFM (11 ноября 2013 г.). « Голоса барханов» — останутся не только в памяти» . www.bernardinai.lt . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Музыканты первой литовской электронной группы «Арго» сами создали синтезатор» . www.lrt.lt. 20 марта 2016 г. Проверено 14 июня 2018 г.
"Ой Урбонас работал на радиозаводе в Каунасе, поэтому ему не составило труда добыть различные детали, необходимые для создания этого инструмента. Это был монофонический синтезатор (квазиморога) с двумя генераторами, с ним нельзя было играть более короткие или длинные ноты", - рассказывает композитор.
- ^ «Мойше Гофмеклер» . www.mic.lt. Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ «Литовские солдаты в свободном мире» . сайт партизан.орг . Проверено 5 июня 2018 г.
Скрипач Миколас Гофмеклерис 2 февраля. покинул этот мир в возрасте 67 лет. Как известно, он был одним из самых популярных дирижеров оркестра и часто выступал за литовскую армию. Награжден орденом Гедимина ДЛК. Некоторое время назад он записал около 40 литовских пластинок в Лондоне, находился в лагере Дахау во времена нацистского режима. Ковер был из Вильнюсской области.
- ^ «Еврейская музыка в межвоенном Каунасе: Лейба Хофмеклерис» . www.kaunomuziejus.lt . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ «Даниэль Померанц» . www.mic.lt. Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Каунас полон культуры: 2016. От ножа до саксофона один шаг» . issuu.com . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Коротко о литовском джазе» . www.mic.lt. Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Джазовый маэстро будет удостоен чести своих коллег» . www.bernardinai.lt . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Легендарные артисты малой сцены Мойше Хофмеклерис, Даниэлюс Дольскис, Даниелюс Померанкас» . www.semplice.lt . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Джаз в Литве» . www.vilniusjazz.lt . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ «Литовская современная музыка» . Литовская культура.lt . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «ГАЙДА» . www.vilniusfestivals.lt .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзинаускене Л., Мартинелли М., Куницките Л., Макаускайте И., Тадаровска Г., Узорка М., Буре Д. и Сориано А. (2016). , Литовский Опера Эверардо II — Король Вильнюс: Национальный музей, Дворец правителей Великого Княжества Литовского. ISBN 9786098061444 (на литовском, итальянском, английском, португальском, испанском языках)
- Лейзеровиц, Рут (2010): Джаз в Советской Литве - нонконформистская ниша . В: Джаз за железным занавесом . Редакторы: Гертруда Пикхан, Рюдигер Риттер. Франкфурт-на-Майне, Берлин, Берн, Брюссель, Нью-Йорк, Оксфорд, Вена: Питер Ланг, с. 183-190. ISBN 9783631591727
- Ужукаускайте, Лина (2018): Джаз в литовской литературе . В: Джаз в Word. Европейская (популярная) художественная литература . Редакторы: Кирстен Крик-Айнер, Марк-Оливер Шустер. Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нейман, с. 365-382. ISBN 978-3-8260-6341-1
- Трилупайтене, Юрате; Буре, Дайнюс (2010). Великих Князей Литовских Опера во Дворце , Вильнюс: Национальный музей Дворца Великих Князей Литовских. ISBN 978-609-8061-01-7 (на литовском, итальянском, английском, польском языках)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальный информационный центр Литвы – Самая полная база данных литовской музыки.
- Литовская музыкальная ссылка - англоязычный информационный бюллетень, посвященный литовской музыке.
- Валдис Муктупавелс. Музыкальные инструменты в Балтийском регионе: историография и традиции
- pakartot.lt - Плейлисты и дискографии литовской музыки.
- Коротко о литовском джазе
- Литовская федерация джаза - издатели Литовского джаза
- Литовские метал-исполнители на Last.fm
- Electronicbeats.net - взгляд на яркую литовскую сцену электронной музыки
- nationalphilharmonic.tv — Цифровой концертный зал Литовской национальной филармонии .
- Антология литовской этнокультуры (см. раздел «Фольклор»).
- Vilnius Hardcore – ска-фанк, найденный на панк-сцене, Вильнюс
- Djscene.lt – новости ночной жизни Литвы, клубы, фотографии с вечеринок, обзоры, исполнители, музыка и многое другое.
- Margai.lt – Литовский фолк – музыка, песни, инструменты, танцы.
- (на французском языке) Аудиоклипы: Традиционная музыка Литвы. Женевский этнографический музей . По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- (На литовском языке) kaunasretrojazz.lt - архивы о каунасских джазовых музыкантах в оккупированной Литве.
- (На литовском языке) Kaunas pilnas kultūros, 2016. стр. 16 - хронология истории литовского джаза.
- (На литовском языке) рока. - Пионеры литовского
- (На литовском языке) Rockopedia.lt - Литовская рок-энциклопедия.
- (На литовском языке) Джаз в Литве
- (На литовском языке) Ars et praxis - Ежегодный журнал научных статей по музыковедению.
- www.modus-radio.com - комментарии об истории музыки Литвы и литовских композиторах
- Литовская сеть ансамблей - профессиональная организация современной музыки, объединяющая профессиональные ансамбли, солистов и дирижеров.
- Last.FM - Биография Ябудзина