Микас Петраускас
Микас Петраускас | |
---|---|
![]() Петраускас в Бостоне | |
Рожденный | |
Умер | 23 марта 1937 г. | (63 года)
Место захоронения | Кладбище Расос |
Альма-матер | Санкт-Петербургская консерватория |
Род занятий | Композитор, хормейстер, певец |
Известный | Первая литовская опера Бируте |
Родственники | Брат Кипрас Петраускас |
Микас Петраускас (1873–1937) — литовский композитор и хормейстер, наиболее известный как автор первой литовской оперы «Бируте» (1906). Он был старшим братом певца Кипраса Петраускаса .
Петраускас научился играть на церковном органе у своего отца и начал работать органистом в возрасте 15 лет. Он работал в Лабанорасе , Обеляй и Гервятах до поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию в 1901 году. Будучи студентом, он писал и поставил первые литовские оперетты . В 1905 году он переехал в Вильнюс , где стал руководителем хора Канклеса Вильнюсского общества и поставил свою оперу «Бируте» в 1906 году. Проблемы с царской полицией вынудили его покинуть Российскую империю сначала в Швейцарию, а затем в Соединенные Штаты. Там он организовывал различные концерты и театральные представления, открыл музыкальную школу, создал и возглавил хоры и другие исполнительские коллективы среди американцев литовского происхождения . Он организовал и возглавил хор Birutė в Чикаго и хор Gabija в Бостоне . Оба хора продолжали выступать до 1950-х годов. Его музыкальная школа действовала с 1910 по 1924 год, в ней обучалось до 130 учеников в год. По его собственным оценкам, за первые 17 лет пребывания в США он научил музыке и пению около 4000 человек. [1] Он вернулся в Литву в 1930 году и умер в 1937 году.
Произведения Петраускаса включают две оперы, 19 оперетт и около 200 песен.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Петраускас родился 13 октября 1873 года в Палуше на территории современной Литвы . Его отец был церковным органистом и умел петь тенором . Его мать умела петь контральто. [2] и участвовал в церковном хоре. Его отец, как сообщается, присоединился к восстанию 1863 года и поддерживал литовских книжных контрабандистов . [3] [4] В семье было восемь детей, но только четверо достигли совершеннолетия. [5]
Петраускас научился игре на органе у своего отца и уже в 15 лет начал играть на органе в церкви Лабанорас . Он также руководил местным хором и оркестром . В 1889 году он переехал работать церковным органистом в Обеляй . [6] Чтобы помочь родителям, Петраускас взял к себе младшего брата Кипраса и записал его в местную начальную школу. [7] Позже он переехал в Гервяты на территории современной Беларуси, где организовал большой хор и оркестр. [6]
В 1898–1899 годах посещал Рокишкскую музыкальную школу по специальности «Церковные органы». В феврале 1901 года он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию и выбрал певческую специальность. [2] Среди его учителей были Станислав Габель (пение), Анатолий Лядов (теория музыки), Георгий Римский-Корсаков (композиция). В это же время Петрауксас учился в гимназии для взрослых. [6] Несмотря на насыщенную академическую жизнь, Петраускас приобщался к культурной жизни Литвы и организовывал различные культурные вечера. [2] Он также выступал на культурных вечерах, организованных Литовским и Жемайтийским благотворительным обществом . [8] Он руководил литовским молодежным хором, написал и поставил первые литовские оперетты «Каминкретис и малунининкас» («Трубочист» и «Мельник»; 1903) и «Адомас и Ева» ( «Адам и Ева» ; 1905). [6]
Во время русской революции 1905 года консерватория была временно закрыта, и Петраускас приехал в Вильнюс , где стал руководителем хора Канклеса Вильнюсского общества . [2] 24 октября 1906 года общество поставило первую литовскую оперу «Бируте», написанную Петраускасом по мелодраме Габриэлюса Ландсбергиса-Жемкальниса . Этот день считается днем основания литовской оперы. [2]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]

Петраускас был обыскан царской полицией из-за поддержки революции (сочинял революционные песни); [9] его брат Кипрас был арестован и провел в тюрьме около полугода. [10] Спасаясь от полиции, Петраускас уехал в Женеву , Швейцария. в конце 1906 года Там он возглавил хор и поставил «Наталку Полтавку» Николая Лысенко . В 1907 году он переехал в Париж , чтобы изучать композицию у Шарля-Мари Видора . [6] Там он встретил литовского студента Зигмаса Скиргайлу , и в июне 1907 года они решили уехать в Соединенные Штаты. Они гастролировали и выступали среди различных литовско-американских общин. Петраускас решил остаться в США и жил там с перерывами до 1930 года. [2]
Деятельность Петраускаса в США можно разделить на три группы: руководство хорами и организация вечеров литовской культуры, преподавание на музыкальных курсах или в так называемых консерваториях, которые он основал, а также выступления на концертах. [2] Он часто менял место жительства и жил в Чикаго (1907 г.), Нью-Йорке (1912 г.), Бостоне (1914 г.). [6]
В Чикаго он организовал общество «Менас» и хор Бируте из 100 человек, первое выступление которого состоялось в ноябре 1907 года. [6] Бируте организовывала различные представления, арендуя театры в городе, а иногда и другие оркестры. Например, опера «Бируте» была поставлена в Международном театре с нанятым оркестром под управлением Теодора Тома . В ознаменование 25-летия первого спектакля литовского театра в США Бируте арендовала Театр Гаррика . [11] Бируте продолжала выступать до 1956 года. [12] В Бостоне он организовал хор Gabija и еженедельный театр. Габижа поставила 17 оперетт , записала шесть дисков в 1915 году и ещё десять — в 1920 году. [6] Помимо литовских произведений, Габия поставила также такую международную классику, как «Фауст» , «Риголетто» , «Лючия ди Ламмермур» . [1] Габиджа продолжала выступать до 1953 года. [13]
В 1910 году он основал музыкальную школу, которую часто называют консерваторией. Ее первые сольные концерты состоялись в начале 1911 года в Халл-Хаусе . [11] Школа меняла местоположение, когда он переезжал в разные города. Некоторое время у него были отделения в Бруклине , Ньюарке и Элизабет . [6] По словам Петраускаса, он был недоволен тем, что многие студенты были нелитовцами (евреями, русскими и т. д.), и поэтому решил переехать из Нью-Йорка в более крупную литовскую общину в Южном Бостоне . [1] Число студентов в каждом году варьировалось от 30 до 130. Большинство студентов воспринимали занятия скорее как хобби и не получили ученую степень. [11] Всего по специальности «хормейстеры» окончили 37 человек, по специальности «хормейстеры и дирижеры» – восемь, по музыкальным педагогам – шесть человек. [1] Среди студентов были Антанас Содейка , Ройус Мизара , Йонас , Мариона Ракаускайте . [5] В период с 1917 по 1920 год школа издала 44 тома Канклеса со многими сочинениями Петраускаса. [11] Школа закрылась в 1924 году. [1]
Петраускас также организовал различные концерты для литовско-американских общин. Он был тенором, в его репертуаре были оперные арии западных и русских композиторов, различные романсы , а также собственные сочинения. [2] Он был одним из первых, кто улучшил и усовершенствовал литовские народные песни . Эти улучшенные песни были опубликованы в семи буклетах Lietuviškos dainos (Литовские песни). [2] С 1913 по 1927 год он записал около 50 дисков с литовскими народными песнями. [6] Чтобы улучшить свое пение, он изучал бельканто в Италии. [14] и выступал в итальянских театрах в 1911–1912 годах. [6]
Петраускас также публиковал статьи о музыке в литовской прессе. Его основная статья «Из области музыки » была впервые опубликована в «Летуве а затем в виде отдельной брошюры в 1909 году. [11] Это сборник других опубликованных материалов, но он содержит некоторую базовую информацию о литовской народной музыке. [2] В 1916 году он также опубликовал «Маленький музыкальный словарь» . [15] краткий справочник для его учеников, который переводил итальянские музыкальные термины на английский и литовский языки. [16] До 1960 года он оставался единственным литовским музыкальным словарем. [2]
Вернуться в Литву
[ редактировать ]Он вернулся в Литву летом 1912 года и выступал в разных городах, включая Вильнюс , Линкуву , Рокишкис , Кедайняй , Укмерге , Зарасай , [2] а также Тильзит в Восточной Пруссии . [6] Концерты были организованы Мартинасом Йчасом как прикрытие его политической кампании по в сентябре 1912 года выборам в Государственную Думу России . [17] В репертуар вошли арии Руджеро Леонкавалло , Станислава Монюшко , Шарля Гуно , Джузеппе Верди , а также литовские песни. Петраускаса аккомпанировали сестры-пианистки Елена и Ядвига Нейманитес. [17]
Летом 1920 года Петраускас снова посетил Литву. Он исполнял литовские народные песни со своим братом Кипрасом и учеником Антанасом Содейкой пару оперетт и поставил в Шяуляе . [18] Вернувшись в 1924 году, он надеялся остаться, но в него ударила молния, он не смог найти постоянную работу и был вынужден вернуться в Соединенные Штаты. [2] Он снова посетил Литву в 1925 и 1926 годах. [6] Он предпринял попытку организовать музыкальную школу и театральный коллектив, с которым поставил оперу « Бируте» и оперетту «Вайкас ар мергате?». в 1925 году, но они не были приняты хорошо. [5] Его плохое здоровье и финансовое положение вынудили его переехать в Детройт, где о нем заботился доктор. Йонаса Йоникайтиса в Балтимор , где о нем заботился поэт и двоюродный брат. [19] Nadas Rastenis . [6]
Петраускас навсегда покинул Соединенные Штаты в январе 1930 года и поселился в Каунасе . [6] Многие из его рукописей, в том числе полная партитура Бируте , были утеряны при транспортировке через Клайпеду . [20] Он переехал в квартиру в шестиквартирном доме, который он и его брат Кипрас построили, за 22 000 долларов США (что эквивалентно 378 632 долларам в 2023 году). [19] Он получал государственную пенсию в размере 500 литов и тратил время на написание музыкального словаря и изучение оркестров. [21] но они не были опубликованы. [15] Он умер 23 марта 1937 года в Каунасе. Похоронен он был на погосте Дусмениса lt рядом с родителями его останки были перенесены рядом с его братом Кипрасом на кладбище Расос в Вильнюсе в 1969 году. [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Петраускас женился на Стасе Курайтете в 1906 году. [5] Она была сестрой Марии Курайтите-Варниене , пионера Монтессори-образования в Литве. [22] Петраускас и Курайтите переехали в Швейцарию, но она не последовала за ним в США. Их сын Адакрис родился в Выборге (тогда часть Финляндии) в 1909 году. Курайтите умерла от туберкулеза в 1920 году. [5]
В 1932 году Петраускас женился на Аурелии Оне Аранаускайте, родившейся в 1911 году в США. В следующем году у них родилась дочь Протеле. [5]
Наследие
[ редактировать ]Петраускаса чтили как в независимой Литве, так и в советское время .
Вскоре после его смерти в его память был создан фонд поддержки музыкантов. был открыт бюст Петраускаса работы скульптора Бронюса Пундзиуса В 1939 году возле Каунасского государственного музыкального театра . [21]
В советское время его 90-летие со дня рождения в 1963 году было отмечено почтовой маркой. Юрате Бурокайте подчинилась и в 1976 году опубликовала книгу со своими статьями, письмами и воспоминаниями современников. [21] был открыт мемориальный музей, посвященный Микасу и Кипрасу Петраускасам . В 1977 году в их бывшей квартире в районе Жалякальнис в Каунасе [19]
После восстановления независимости Литвы именем Петраускаса были названы две школы - Каунасская школа исполнительских искусств имени Микаса Петраускаса в 1998 году (125-летие со дня рождения) и музыкальная школа имени Игналины Микаса Петраускаса в 2013 году (140-летие). [23]
Работает
[ редактировать ]Петраускас написал две оперы, 19 оперетт, 37 сольных песен, 17 дуэтных песен, а также песни для хоров. [15] Он также гармонизировал 143 литовские народные песни . [21] Он также написал девять произведений инструментальной музыки для обучения студентов. [24] Некоторые из его работ были опубликованы в серии «Канклес» , которую он издавал в США с 1917 по 1921 год. [15] но большинство работ остаются неопубликованными. [24] В целом его музыкальный стиль не отличался изобретательностью, но оказал большое влияние на развитие литовской музыки , поскольку простота его произведений сделала их широко доступными. [14]
Оперы
[ редактировать ]
Бируте
[ редактировать ]Поставленная в ноябре 1906 года в Вильнюсе, «Бируте» стала первой оперой на литовском языке. средневековая легенда о любви Бируте и великого князя литовского Кястутиса В основу сюжета легла записанная в Литовских летописях . Бируте — двухактная опера, похожая на зингшпиль . [2] В нем 12 музыкальных номеров, соединенных разговорными диалогами. Такая структура отражала реалии любительского литовского театра 1906 года. Музыка не могла быть длинной или сложной. Кроме того, Петраускас, будучи выпускником Санкт-Петербургской консерватории , не обучался композиции. [2] Музыку он сочинил за несколько недель, скрываясь от царской полиции. [25] Поэтому в опере есть поспешные и дилетантские составляющие. [2] В своем исследовании оперы Витаутас Ландсбергис пришел к выводу, что опера не очень художественна, но ценна своим историческим значением во время Литовского национального возрождения и на ранних этапах развития литовского театра. [26]
Еловая королева змей
[ редактировать ]Петраукас начал писать свою вторую оперу «Эгле zalcių karalienė» в 1910 году, но закончил ее только в 1923 году. [2] Премьера состоялась 30 мая 1924 года в Большом оперном театре Бостона. [20] Петраускас исполнил на премьере главную мужскую роль. В основу оперы легла литовская народная сказка «Эгле, царица змей» превратил в пятиактную драму , которую Александрас Фромас-Гужутис . Петраускас добавил дополнительный акт, чтобы глубже изучить встречу Эгле и ее будущего мужа Жильвинаса Змея. [2]
Это гораздо более сложная опера, чем «Бируте» . Петраускас стремился создать связное произведение, связанное повторяющимися темами. Как опытный автор песен, он отдавал предпочтение вокалу и мелодии, которые стали важнейшим средством самовыражения. Опера имеет сходство с русскими операми . Например, в опере много церемониальных хоровых сцен эпического характера, обычных для русских опер. В частности, структура второго действия аналогична третьему акту «Евгения Онегина» Петра Чайковского . В целом оперу ценят за национальный дух и искренний лиризм. [2]
Премьера оперы, измененной и адаптированной композитором Йонасом Дамбраускасом , состоялась в Каунасе 15 февраля 1939 года под сокращенным названием «Эгле» . Оно было исполнено 14 раз. [9]
Оперетты
[ редактировать ]Оперетты, написанные Петраускасом, были: [6]
- Трубочист и Миллер (1903)
- Адам и Ева (1905)
- Косарь (1910)
- Прекрасный принц (1913)
- Совет факультета (1915)
- Дьявол-изобретатель (1915)
- Горничная научила (1915)
- Поливайте и меня (1916)
- Святая ночь (1917)
- Свадьба (1917)
- Дочь нищего - Королева (1917)
- Король леса (1919)
- Первомай (1920)
- Мальчик или девочка? (1922)
- Свадьба органиста (1923)
- Убежище (1924)
- Литовский миллионер (1927–1928).
Первая оперетта представляла собой перевод одноактной оперетты польского композитора Францишека Ксавери Зарембы. [2] Он стал весьма успешным благодаря сюжету из повседневной жизни и простой, но запоминающейся музыке. Большинство других оперетт были созданы, когда Петраускас жил в США. Большинство либретто были созданы его друзьями Винцасом Шлекисом и Надасом Растенисом с использованием популярных образцов других народов. Большая часть сюжета взята из повседневной жизни и высмеивает пороки людей, но некоторые содержат более широкие социальные комментарии. Музыка также была простой, что было необходимо литовскому любительскому театру: основная гармония, единые ритмы, преобладающая мажорная гамма , основанная на простых бытовых мелодиях. [2]
Consilium facultatis («Встреча врачей») — одна из самых популярных оперетт Петраускаса. В межвоенном Каунасе его исполняли 29 раз. [20] Он был переработан композитором Абелисом Кленицкисом и музыковедом Стасисом Юлой в 1961 году. [2] Его записало для радио и телевидения Литовское национальное радио и телевидение . [2] Петраускас основал его на водевиле Александра Фредро , в котором высмеивается богатый землевладелец и его предполагаемые болезни. В оперетте девять музыкальных номеров, в целом веселых и довольно простых. Он стал популярным благодаря тонкому юмору, воспитательной морали , небольшому количеству персонажей, мелодичной музыке. [2]
Песни
[ редактировать ]Петраускас написал или аранжировал более 200 песен: более 50 песен для хоров и 169 песен для соло и дуэтов. [24] Из них наиболее ценны около 30 литовских народных песен , усовершенствованных Петраускасом для смешанных хоров. [2]
Петраускас использовал несколько различных приемов при гармонизации и совершенствовании литовских народных песен. В простых куплетных песнях он сохранял исходную мелодию и гармонизировал только первую строфу (примеры: «Saulelė raudona», «Motuš motuše», «Per girelę», «Kam šėrei žirgelį», «Nusipyniau Vaininkėlį»). В более сложных песнях он сохранял и народную мелодику, но вносил вариации в фактуре , голосе, а иногда и в гармонии, обогащал хоровую фактуру полифоническими средствами (примеры: «Ой, мотуле ма», «Сюнте мочиуте», «Ой , ту иева», «Кур тас шалтинелис»). [2]
Петраускас также расширил некоторые песни за счет имитаций, стретто , тональности (примеры: «Dega ugni», «Я оставил маму», «Gieda ryliuoja»). Он также первым ввел хоровое сопровождение , особенно в песнях с живым темпом (примеры: «Парсиведю маргеле», «Суктинис», «Ой, ту иева», «Пасеюа кнапе»). Следуя российским образцам, Петраускас написал фортепианное сопровождение около 100 сольных и дуэтных песен. Фортепианная партия скромна, обычно лишь сопровождает солиста или дублирует мелодию (примеры: «Бернужели, нес'волиок», «Я ехал день», «Тикиай, тыкиай Немунелис тека», «Кай меня аугом дю бролюкай»). [2]
Отдельную группу составляют так называемые революционные песни, написанные на тексты Юлиуса Янониса , Йонаса Крикщюнаса-Йовараса , Юозаса Балтрушайтиса-Мемеле , Каролиса Рачкаускаса-Вайраса , которые пропагандировали свободу и любовь к родине, призывали к восстанию. против угнетателей. В таких песнях часто присутствует маршевый ритм и запоминающаяся мелодия, на которую повлияли другие популярные революционные песни (примеры: «Darbininkų giesmė», «Pirmyn», «Sutelkime kovą», «Draugai, į kovą»). Петраускас также гармонизировал популярные революционные песни». «Марсельеза », « Варшавянка », « А лас Баррикадас » и др. для хоров. В 1910 году издал в Тильзите сборник из 17 революционных песен . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Петраускас, Микас (18 января 1925 г.). «Американская консерватория литовской музыки» . Литовские новости (на литовском языке). 14 :3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Бурокайте, Юрате (2002). «Микас Петраускас». В Палионите-Банявичене, Дана (ред.). История литовской музыки (на литовском языке). Том. 1. Годы национального возрождения, 1883–1918. Институт культуры, философии и искусства. стр. 368–389. ISBN 9986-638-26-7 .
- ^ Юодагалвис, Юозас (2 декабря 2015 г.). «Кипрас Петраускас (1885-1968)» (на литовском языке). Страна праздников . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Раманаускене, Рита (2006). «Путь литовской прессы в Игналинском районе» (PDF) . Народная культура (на литовском языке). 1:48 . ISSN 0236-0551 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Виргинавичене (Трепуилайте), Она (2017). «Семья Петрауских». Онушкис (PDF) . Литовские государства (на литовском языке). Том. 34. Весна. стр. 1450, 1453-1456 гг. ISBN 978-609-8148-59-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Зубрик, Болеслов (2004). Литовские композиторы: энциклопедический справочник (на литовском языке). Борозда. стр. 312–313. ISBN 9785415017348 .
- ^ Мацкявичене, Она (23 ноября 2015 г.). «Годы, проведенные в яблонях, запечатлелись в сердце маэстро на всю жизнь» (на литовском языке). Город яблок Яблоки . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ «Петрапилисская благотворительная дружба литовцев и саксов» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Научно-энциклопедический издательский центр. 31 декабря 2018 г. [2010 г.] . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Жилявичюс, Ю. (апрель 1971 г.). « Поднимем бокал» за Литовскую оперу! (PDF) . Дни Литвы (на литовском языке). 4 (213):8.
- ^ Лукшас, Арас (4 декабря 2009 г.). «Выдержав испытание со славой» (на литовском языке). Литовские новости . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Петраускайте, Дануте (2000). «Литовская музыка в Америке, 1870-1920» (PDF) . Журнал балтийских исследований . 31 (1): 68–69, 71–72, 74–75, 78. ISSN 0162-9778 .
- ^ Армин, Анисет (11 февраля 2020 г.) [2002 г.]. « Бируте » . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Макнис, Витаутас (12 февраля 2020 г.) [2004]. " "Габия" " . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Коррис, Таддес (ноябрь 2016 г.). «Микас Петраускас: мировой импресарио, соединяющий Атлантику в музыкальном плане» (PDF) . Новости Драугаса . 4 (11): 6–7. ISSN 2377-5297 .
- ^ Jump up to: а б с д Вилюте, Юрате (9 ноября 2022 г.) [2018]. «Микас Петраускас» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Петраускайте, Дануте (2004). «Музыкальное образование и обучение литовцев в США в 1870-1940 годах: взаимодействие национальности и артистизма» (PDF) . Творческие пространства (на литовском языке). 1 : 40. ISSN 1822-1076 .
- ^ Jump up to: а б Йчас, Мартинас (2009). Из земли Агар: 1885–1941 (PDF) (на литовском языке). Каунас: Кандела. Мистер. 54. ИСБН 978-9986-400-21-9 .
- ^ Содейка, Антанас (апрель 1971 г.). «Овации длились недолго» (PDF) . Дни Литвы (на литовском языке). 4 (213):6.
- ^ Jump up to: а б с Кондротайте, Дейманте (3 мая 2022 г.). «Музейная среда. Как дом превратился в музей» (на литовском языке). Каунас полон культуры . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Индрейка, Гедиминас (июль – август 2011 г.). «Микас Петраускас – отец литовской оперы» (PDF) . Литовское наследие . 18 (4): 15–16. ISSN 1078-4217 .
- ^ Jump up to: а б с д «Петраускас Микас» . Известные люди Каунаса: память (на литовском языке). Публичная библиотека Каунасского округа. 2004 . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Матуайтите-Кетуркене, Она (май 1989 г.). «Мария Курайтите-Варниене» . Опекун (на литовском языке). 25 .
- ^ Дайнаускене, Гражина (8 ноября 2013 г.). «Юбилей композитора М. Петраускаса – забыт» (на литовском языке). День Каунаса . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Варанавичюте, Рената. «Микас Петраускас» (на литовском языке). Музыкальный информационный центр Литвы . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ «Об опере М. Петраускаса «Бируте» » . Аруодай (на литовском языке). Институт литовской литературы и фольклора, Институт литовского языка, Институт истории Литвы. 2003-2006 гг . Проверено 26 декабря 2022 г. на основе Ландсбергис, Витаутас (1976). «О Бируте» . В Бурокайте, Юрате (ред.). Микас Петраускас: статьи, письма, воспоминания современников (на литовском языке). Борозда. OCLC 3627920 .
- ^ Номицайте, Рита (17 ноября 2006 г.). «Возрожденная национальная опера: празднование 100-летия премьеры оперы «Бируте» в филармонии» . 7 дней искусства (на литовском языке). 731 . ISSN 1392-6462 .