Jump to content

Микас Петраускас

Микас Петраускас
Петраускас в Бостоне
Рожденный ( 1873-10-13 ) 13 октября 1873 г.
Умер 23 марта 1937 г. ( 1937-03-23 ​​) (63 года)
Место захоронения Кладбище Расос
Альма-матер Санкт-Петербургская консерватория
Род занятий Композитор, хормейстер, певец
Известный Первая литовская опера Бируте
Родственники Брат Кипрас Петраускас

Микас Петраускас (1873–1937) — литовский композитор и хормейстер, наиболее известный как автор первой литовской оперы «Бируте» (1906). Он был старшим братом певца Кипраса Петраускаса .

Петраускас научился играть на церковном органе у своего отца и начал работать органистом в возрасте 15 лет. Он работал в Лабанорасе , Обеляй и Гервятах [ быть ] до поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию в 1901 году. Будучи студентом, он писал и поставил первые литовские оперетты . В 1905 году он переехал в Вильнюс , где стал руководителем хора Канклеса Вильнюсского общества и поставил свою оперу «Бируте» в 1906 году. Проблемы с царской полицией вынудили его покинуть Российскую империю сначала в Швейцарию, а затем в Соединенные Штаты. Там он организовывал различные концерты и театральные представления, открыл музыкальную школу, создал и возглавил хоры и другие исполнительские коллективы среди американцев литовского происхождения . Он организовал и возглавил хор Birutė в Чикаго и хор Gabija в Бостоне . Оба хора продолжали выступать до 1950-х годов. Его музыкальная школа действовала с 1910 по 1924 год, в ней обучалось до 130 учеников в год. По его собственным оценкам, за первые 17 лет пребывания в США он научил музыке и пению около 4000 человек. [1] Он вернулся в Литву в 1930 году и умер в 1937 году.

Произведения Петраускаса включают две оперы, 19 оперетт и около 200 песен.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]
Почтовая марка 2006 г., посвященная 100-летию оперы Бируте.

Петраускас родился 13 октября 1873 года в Палуше на территории современной Литвы . Его отец был церковным органистом и умел петь тенором . Его мать умела петь контральто. [2] и участвовал в церковном хоре. Его отец, как сообщается, присоединился к восстанию 1863 года и поддерживал литовских книжных контрабандистов . [3] [4] В семье было восемь детей, но только четверо достигли совершеннолетия. [5]

Петраускас научился игре на органе у своего отца и уже в 15 лет начал играть на органе в церкви Лабанорас . Он также руководил местным хором и оркестром . В 1889 году он переехал работать церковным органистом в Обеляй . [6] Чтобы помочь родителям, Петраускас взял к себе младшего брата Кипраса и записал его в местную начальную школу. [7] Позже он переехал в Гервяты [ быть ] на территории современной Беларуси, где организовал большой хор и оркестр. [6]

В 1898–1899 годах посещал Рокишкскую музыкальную школу по специальности «Церковные органы». В феврале 1901 года он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию и выбрал певческую специальность. [2] Среди его учителей были Станислав Габель [ ru ] (пение), Анатолий Лядов (теория музыки), Георгий Римский-Корсаков [ ru ] (композиция). В это же время Петрауксас учился в гимназии для взрослых. [6] Несмотря на насыщенную академическую жизнь, Петраускас приобщался к культурной жизни Литвы и организовывал различные культурные вечера. [2] Он также выступал на культурных вечерах, организованных Литовским и Жемайтийским благотворительным обществом . [8] Он руководил литовским молодежным хором, написал и поставил первые литовские оперетты «Каминкретис и малунининкас» («Трубочист» и «Мельник»; 1903) и «Адомас и Ева» ( «Адам и Ева» ; 1905). [6]

Во время русской революции 1905 года консерватория была временно закрыта, и Петраускас приехал в Вильнюс , где стал руководителем хора Канклеса Вильнюсского общества . [2] 24 октября 1906 года общество поставило первую литовскую оперу «Бируте», написанную Петраускасом по мелодраме Габриэлюса Ландсбергиса-Жемкальниса . Этот день считается днем ​​основания литовской оперы. [2]

В Соединенных Штатах

[ редактировать ]
Петраускас в костюме Жильвинаса к собственной опере «Эгле, царица змей» (1924).
Петраускас с женщинами из хора Габии в 1916 году.

Петраускас был обыскан царской полицией из-за поддержки революции (сочинял революционные песни); [9] его брат Кипрас был арестован и провел в тюрьме около полугода. [10] Спасаясь от полиции, Петраускас уехал в Женеву , Швейцария. в конце 1906 года Там он возглавил хор и поставил «Наталку Полтавку» Николая Лысенко . В 1907 году он переехал в Париж , чтобы изучать композицию у Шарля-Мари Видора . [6] Там он встретил литовского студента Зигмаса Скиргайлу [ lt ] , и в июне 1907 года они решили уехать в Соединенные Штаты. Они гастролировали и выступали среди различных литовско-американских общин. Петраускас решил остаться в США и жил там с перерывами до 1930 года. [2]

Деятельность Петраускаса в США можно разделить на три группы: руководство хорами и организация вечеров литовской культуры, преподавание на музыкальных курсах или в так называемых консерваториях, которые он основал, а также выступления на концертах. [2] Он часто менял место жительства и жил в Чикаго (1907 г.), Нью-Йорке (1912 г.), Бостоне (1914 г.). [6]

В Чикаго он организовал общество «Менас» и хор Бируте из 100 человек, первое выступление которого состоялось в ноябре 1907 года. [6] Бируте организовывала различные представления, арендуя театры в городе, а иногда и другие оркестры. Например, опера «Бируте» была поставлена ​​в Международном театре с нанятым оркестром под управлением Теодора Тома . В ознаменование 25-летия первого спектакля литовского театра в США Бируте арендовала Театр Гаррика . [11] Бируте продолжала выступать до 1956 года. [12] В Бостоне он организовал хор Gabija и еженедельный театр. Габижа поставила 17 оперетт , записала шесть дисков в 1915 году и ещё десять — в 1920 году. [6] Помимо литовских произведений, Габия поставила также такую ​​международную классику, как «Фауст» , «Риголетто» , «Лючия ди Ламмермур» . [1] Габиджа продолжала выступать до 1953 года. [13]

В 1910 году он основал музыкальную школу, которую часто называют консерваторией. Ее первые сольные концерты состоялись в начале 1911 года в Халл-Хаусе . [11] Школа меняла местоположение, когда он переезжал в разные города. Некоторое время у него были отделения в Бруклине , Ньюарке и Элизабет . [6] По словам Петраускаса, он был недоволен тем, что многие студенты были нелитовцами (евреями, русскими и т. д.), и поэтому решил переехать из Нью-Йорка в более крупную литовскую общину в Южном Бостоне . [1] Число студентов в каждом году варьировалось от 30 до 130. Большинство студентов воспринимали занятия скорее как хобби и не получили ученую степень. [11] Всего по специальности «хормейстеры» окончили 37 человек, по специальности «хормейстеры и дирижеры» – восемь, по музыкальным педагогам – шесть человек. [1] Среди студентов были Антанас Содейка [ lt ] , Ройус Мизара [ lt ] , Йонас Бутенас [ lt ] , Мариона Ракаускайте [ lt ] . [5] В период с 1917 по 1920 год школа издала 44 тома Канклеса со многими сочинениями Петраускаса. [11] Школа закрылась в 1924 году. [1]

Петраускас также организовал различные концерты для литовско-американских общин. Он был тенором, в его репертуаре были оперные арии западных и русских композиторов, различные романсы , а также собственные сочинения. [2] Он был одним из первых, кто улучшил и усовершенствовал литовские народные песни . Эти улучшенные песни были опубликованы в семи буклетах Lietuviškos dainos (Литовские песни). [2] С 1913 по 1927 год он записал около 50 дисков с литовскими народными песнями. [6] Чтобы улучшить свое пение, он изучал бельканто в Италии. [14] и выступал в итальянских театрах в 1911–1912 годах. [6]

Петраускас также публиковал статьи о музыке в литовской прессе. Его основная статья «Из области музыки » была впервые опубликована в «Летуве » [ lt ], а затем в виде отдельной брошюры в 1909 году. [11] Это сборник других опубликованных материалов, но он содержит некоторую базовую информацию о литовской народной музыке. [2] В 1916 году он также опубликовал «Маленький музыкальный словарь» . [15] краткий справочник для его учеников, который переводил итальянские музыкальные термины на английский и литовский языки. [16] До 1960 года он оставался единственным литовским музыкальным словарем. [2]

Вернуться в Литву

[ редактировать ]

Он вернулся в Литву летом 1912 года и выступал в разных городах, включая Вильнюс , Линкуву , Рокишкис , Кедайняй , Укмерге , Зарасай , [2] а также Тильзит в Восточной Пруссии . [6] Концерты были организованы Мартинасом Йчасом как прикрытие его политической кампании по в сентябре 1912 года выборам в Государственную Думу России . [17] В репертуар вошли арии Руджеро Леонкавалло , Станислава Монюшко , Шарля Гуно , Джузеппе Верди , а также литовские песни. Петраускаса аккомпанировали сестры-пианистки Елена и Ядвига Нейманитес. [17]

Летом 1920 года Петраускас снова посетил Литву. Он исполнял литовские народные песни со своим братом Кипрасом и учеником Антанасом Содейкой [ lt ] пару оперетт и поставил в Шяуляе . [18] Вернувшись в 1924 году, он надеялся остаться, но в него ударила молния, он не смог найти постоянную работу и был вынужден вернуться в Соединенные Штаты. [2] Он снова посетил Литву в 1925 и 1926 годах. [6] Он предпринял попытку организовать музыкальную школу и театральный коллектив, с которым поставил оперу « Бируте» и оперетту «Вайкас ар мергате?». в 1925 году, но они не были приняты хорошо. [5] Его плохое здоровье и финансовое положение вынудили его переехать в Детройт, где о нем заботился доктор. Йонаса Йоникайтиса в Балтимор , где о нем заботился поэт и двоюродный брат. [19] Nadas Rastenis  [ lt ] . [6]

Петраускас навсегда покинул Соединенные Штаты в январе 1930 года и поселился в Каунасе . [6] Многие из его рукописей, в том числе полная партитура Бируте , были утеряны при транспортировке через Клайпеду . [20] Он переехал в квартиру в шестиквартирном доме, который он и его брат Кипрас построили, за 22 000 долларов США (что эквивалентно 378 632 долларам в 2023 году). [19] Он получал государственную пенсию в размере 500 литов и тратил время на написание музыкального словаря и изучение оркестров. [21] но они не были опубликованы. [15] Он умер 23 марта 1937 года в Каунасе. Похоронен он был на погосте Дусмениса lt [ ] ; рядом с родителями его останки были перенесены рядом с его братом Кипрасом на кладбище Расос в Вильнюсе в 1969 году. [2]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Петраускас женился на Стасе Курайтете в 1906 году. [5] Она была сестрой Марии Курайтите-Варниене , пионера Монтессори-образования в Литве. [22] Петраускас и Курайтите переехали в Швейцарию, но она не последовала за ним в США. Их сын Адакрис родился в Выборге (тогда часть Финляндии) в 1909 году. Курайтите умерла от туберкулеза в 1920 году. [5]

В 1932 году Петраускас женился на Аурелии Оне Аранаускайте, родившейся в 1911 году в США. В следующем году у них родилась дочь Протеле. [5]

Наследие

[ редактировать ]
Мемориальный музей Микаса и Кипраса Петраускасов в Каунасе

Петраускаса чтили как в независимой Литве, так и в советское время .

Вскоре после его смерти в его память был создан фонд поддержки музыкантов. был открыт бюст Петраускаса работы скульптора Бронюса Пундзиуса [ lt ] В 1939 году возле Каунасского государственного музыкального театра . [21]

В советское время его 90-летие со дня рождения в 1963 году было отмечено почтовой маркой. Юрате Бурокайте подчинилась и в 1976 году опубликовала книгу со своими статьями, письмами и воспоминаниями современников. [21] был открыт мемориальный музей, посвященный Микасу и Кипрасу Петраускасам . В 1977 году в их бывшей квартире в районе Жалякальнис в Каунасе [19]

После восстановления независимости Литвы именем Петраускаса были названы две школы - Каунасская школа исполнительских искусств имени Микаса Петраускаса в 1998 году (125-летие со дня рождения) и музыкальная школа имени Игналины Микаса Петраускаса в 2013 году (140-летие). [23]

Работает

[ редактировать ]

Петраускас написал две оперы, 19 оперетт, 37 сольных песен, 17 дуэтных песен, а также песни для хоров. [15] Он также гармонизировал 143 литовские народные песни . [21] Он также написал девять произведений инструментальной музыки для обучения студентов. [24] Некоторые из его работ были опубликованы в серии «Канклес» , которую он издавал в США с 1917 по 1921 год. [15] но большинство работ остаются неопубликованными. [24] В целом его музыкальный стиль не отличался изобретательностью, но оказал большое влияние на развитие литовской музыки , поскольку простота его произведений сделала их широко доступными. [14]

Титульный лист фортепианно-вокальной партитуры к пьесе Еловая королева змей (1924)

Поставленная в ноябре 1906 года в Вильнюсе, «Бируте» стала первой оперой на литовском языке. средневековая легенда о любви Бируте и великого князя литовского Кястутиса В основу сюжета легла записанная в Литовских летописях . Бируте — двухактная опера, похожая на зингшпиль . [2] В нем 12 музыкальных номеров, соединенных разговорными диалогами. Такая структура отражала реалии любительского литовского театра 1906 года. Музыка не могла быть длинной или сложной. Кроме того, Петраускас, будучи выпускником Санкт-Петербургской консерватории , не обучался композиции. [2] Музыку он сочинил за несколько недель, скрываясь от царской полиции. [25] Поэтому в опере есть поспешные и дилетантские составляющие. [2] В своем исследовании оперы Витаутас Ландсбергис пришел к выводу, что опера не очень художественна, но ценна своим историческим значением во время Литовского национального возрождения и на ранних этапах развития литовского театра. [26]

Еловая королева змей

[ редактировать ]

Петраукас начал писать свою вторую оперу «Эгле zalcių karalienė» в 1910 году, но закончил ее только в 1923 году. [2] Премьера состоялась 30 мая 1924 года в Большом оперном театре Бостона. [20] Петраускас исполнил на премьере главную мужскую роль. В основу оперы легла литовская народная сказка «Эгле, царица змей» превратил в пятиактную драму , которую Александрас Фромас-Гужутис . Петраускас добавил дополнительный акт, чтобы глубже изучить встречу Эгле и ее будущего мужа Жильвинаса Змея. [2]

Это гораздо более сложная опера, чем «Бируте» . Петраускас стремился создать связное произведение, связанное повторяющимися темами. Как опытный автор песен, он отдавал предпочтение вокалу и мелодии, которые стали важнейшим средством самовыражения. Опера имеет сходство с русскими операми . Например, в опере много церемониальных хоровых сцен эпического характера, обычных для русских опер. В частности, структура второго действия аналогична третьему акту «Евгения Онегина» Петра Чайковского . В целом оперу ценят за национальный дух и искренний лиризм. [2]

Премьера оперы, измененной и адаптированной композитором Йонасом Дамбраускасом [ lt ] , состоялась в Каунасе 15 февраля 1939 года под сокращенным названием «Эгле» . Оно было исполнено 14 раз. [9]

Оперетты

[ редактировать ]

Оперетты, написанные Петраускасом, были: [6]

  • Трубочист и Миллер (1903)
  • Адам и Ева (1905)
  • Косарь (1910)
  • Прекрасный принц (1913)
  • Совет факультета (1915)
  • Дьявол-изобретатель (1915)
  • Горничная научила (1915)
  • Поливайте и меня (1916)
  • Святая ночь (1917)
  • Свадьба (1917)
  • Дочь нищего - Королева (1917)
  • Король леса (1919)
  • Первомай (1920)
  • Мальчик или девочка? (1922)
  • Свадьба органиста (1923)
  • Убежище (1924)
  • Литовский миллионер (1927–1928).

Первая оперетта представляла собой перевод одноактной оперетты польского композитора Францишека Ксавери Зарембы. [2] Он стал весьма успешным благодаря сюжету из повседневной жизни и простой, но запоминающейся музыке. Большинство других оперетт были созданы, когда Петраускас жил в США. Большинство либретто были созданы его друзьями Винцасом Шлекисом [ lt ] и Надасом Растенисом [ lt ] с использованием популярных образцов других народов. Большая часть сюжета взята из повседневной жизни и высмеивает пороки людей, но некоторые содержат более широкие социальные комментарии. Музыка также была простой, что было необходимо литовскому любительскому театру: основная гармония, единые ритмы, преобладающая мажорная гамма , основанная на простых бытовых мелодиях. [2]

Consilium facultatis («Встреча врачей») — одна из самых популярных оперетт Петраускаса. В межвоенном Каунасе его исполняли 29 раз. [20] Он был переработан композитором Абелисом Кленицкисом [ lt ] и музыковедом Стасисом Юлой [ lt ] в 1961 году. [2] Его записало для радио и телевидения Литовское национальное радио и телевидение . [2] Петраускас основал его на водевиле Александра Фредро , в котором высмеивается богатый землевладелец и его предполагаемые болезни. В оперетте девять музыкальных номеров, в целом веселых и довольно простых. Он стал популярным благодаря тонкому юмору, воспитательной морали , небольшому количеству персонажей, мелодичной музыке. [2]

Петраускас написал или аранжировал более 200 песен: более 50 песен для хоров и 169 песен для соло и дуэтов. [24] Из них наиболее ценны около 30 литовских народных песен , усовершенствованных Петраускасом для смешанных хоров. [2]

Петраускас использовал несколько различных приемов при гармонизации и совершенствовании литовских народных песен. В простых куплетных песнях он сохранял исходную мелодию и гармонизировал только первую строфу (примеры: «Saulelė raudona», «Motuš motuše», «Per girelę», «Kam šėrei žirgelį», «Nusipyniau Vaininkėlį»). В более сложных песнях он сохранял и народную мелодику, но вносил вариации в фактуре , голосе, а иногда и в гармонии, обогащал хоровую фактуру полифоническими средствами (примеры: «Ой, мотуле ма», «Сюнте мочиуте», «Ой , ту иева», «Кур тас шалтинелис»). [2]

Петраускас также расширил некоторые песни за счет имитаций, стретто , тональности (примеры: «Dega ugni», «Я оставил маму», «Gieda ryliuoja»). Он также первым ввел хоровое сопровождение , особенно в песнях с живым темпом (примеры: «Парсиведю маргеле», «Суктинис», «Ой, ту иева», «Пасеюа кнапе»). Следуя российским образцам, Петраускас написал фортепианное сопровождение около 100 сольных и дуэтных песен. Фортепианная партия скромна, обычно лишь сопровождает солиста или дублирует мелодию (примеры: «Бернужели, нес'волиок», «Я ехал день», «Тикиай, тыкиай Немунелис тека», «Кай меня аугом дю бролюкай»). [2]

Отдельную группу составляют так называемые революционные песни, написанные на тексты Юлиуса Янониса , Йонаса Крикщюнаса-Йовараса , Юозаса Балтрушайтиса-Мемеле [ lt ] , Каролиса Рачкаускаса-Вайраса [ lt ] , которые пропагандировали свободу и любовь к родине, призывали к восстанию. против угнетателей. В таких песнях часто присутствует маршевый ритм и запоминающаяся мелодия, на которую повлияли другие популярные революционные песни (примеры: «Darbininkų giesmė», «Pirmyn», «Sutelkime kovą», «Draugai, į kovą»). Петраускас также гармонизировал популярные революционные песни». «Марсельеза », « Варшавянка », « А лас Баррикадас » и др. для хоров. В 1910 году издал в Тильзите сборник из 17 революционных песен . [2]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Петраускас, Микас (18 января 1925 г.). «Американская консерватория литовской музыки» . Литовские новости (на литовском языке). 14 :3.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Бурокайте, Юрате (2002). «Микас Петраускас». В Палионите-Банявичене, Дана (ред.). История литовской музыки (на литовском языке). Том. 1. Годы национального возрождения, 1883–1918. Институт культуры, философии и искусства. стр. 368–389. ISBN  9986-638-26-7 .
  3. ^ Юодагалвис, Юозас (2 декабря 2015 г.). «Кипрас Петраускас (1885-1968)» (на литовском языке). Страна праздников . Проверено 22 декабря 2022 г.
  4. ^ Раманаускене, Рита (2006). «Путь литовской прессы в Игналинском районе» (PDF) . Народная культура (на литовском языке). 1:48 . ISSN   0236-0551 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Виргинавичене (Трепуилайте), Она (2017). «Семья Петрауских». Онушкис (PDF) . Литовские государства (на литовском языке). Том. 34. Весна. стр. 1450, 1453-1456 гг. ISBN  978-609-8148-59-6 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Зубрик, Болеслов (2004). Литовские композиторы: энциклопедический справочник (на литовском языке). Борозда. стр. 312–313. ISBN  9785415017348 .
  7. ^ Мацкявичене, Она (23 ноября 2015 г.). «Годы, проведенные в яблонях, запечатлелись в сердце маэстро на всю жизнь» (на литовском языке). Город яблок Яблоки . Проверено 22 декабря 2022 г.
  8. ^ «Петрапилисская благотворительная дружба литовцев и саксов» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Научно-энциклопедический издательский центр. 31 декабря 2018 г. [2010 г.] . Проверено 21 января 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б Жилявичюс, Ю. (апрель 1971 г.). « Поднимем бокал» за Литовскую оперу! (PDF) . Дни Литвы (на литовском языке). 4 (213):8.
  10. ^ Лукшас, Арас (4 декабря 2009 г.). «Выдержав испытание со славой» (на литовском языке). Литовские новости . Проверено 22 декабря 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Петраускайте, Дануте (2000). «Литовская музыка в Америке, 1870-1920» (PDF) . Журнал балтийских исследований . 31 (1): 68–69, 71–72, 74–75, 78. ISSN   0162-9778 .
  12. ^ Армин, Анисет (11 февраля 2020 г.) [2002 г.]. « Бируте » . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 22 декабря 2022 г.
  13. ^ Макнис, Витаутас (12 февраля 2020 г.) [2004]. " "Габия" " . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 22 декабря 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б Коррис, Таддес (ноябрь 2016 г.). «Микас Петраускас: мировой импресарио, соединяющий Атлантику в музыкальном плане» (PDF) . Новости Драугаса . 4 (11): 6–7. ISSN   2377-5297 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Вилюте, Юрате (9 ноября 2022 г.) [2018]. «Микас Петраускас» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 22 декабря 2022 г.
  16. ^ Петраускайте, Дануте (2004). «Музыкальное образование и обучение литовцев в США в 1870-1940 годах: взаимодействие национальности и артистизма» (PDF) . Творческие пространства (на литовском языке). 1 : 40. ISSN   1822-1076 .
  17. ^ Jump up to: а б Йчас, Мартинас (2009). Из земли Агар: 1885–1941 (PDF) (на литовском языке). Каунас: Кандела. Мистер. 54. ИСБН  978-9986-400-21-9 .
  18. ^ Содейка, Антанас (апрель 1971 г.). «Овации длились недолго» (PDF) . Дни Литвы (на литовском языке). 4 (213):6.
  19. ^ Jump up to: а б с Кондротайте, Дейманте (3 мая 2022 г.). «Музейная среда. Как дом превратился в музей» (на литовском языке). Каунас полон культуры . Проверено 25 декабря 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Индрейка, Гедиминас (июль – август 2011 г.). «Микас Петраускас – отец литовской оперы» (PDF) . Литовское наследие . 18 (4): 15–16. ISSN   1078-4217 .
  21. ^ Jump up to: а б с д «Петраускас Микас» . Известные люди Каунаса: память (на литовском языке). Публичная библиотека Каунасского округа. 2004 . Проверено 22 декабря 2022 г.
  22. ^ Матуайтите-Кетуркене, Она (май 1989 г.). «Мария Курайтите-Варниене» . Опекун (на литовском языке). 25 .
  23. ^ Дайнаускене, Гражина (8 ноября 2013 г.). «Юбилей композитора М. Петраускаса – забыт» (на литовском языке). День Каунаса . Проверено 22 декабря 2022 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Варанавичюте, Рената. «Микас Петраускас» (на литовском языке). Музыкальный информационный центр Литвы . Проверено 21 января 2023 г.
  25. ^ «Об опере М. Петраускаса «Бируте» » . Аруодай (на литовском языке). Институт литовской литературы и фольклора, Институт литовского языка, Институт истории Литвы. 2003-2006 гг . Проверено 26 декабря 2022 г. на основе Ландсбергис, Витаутас (1976). «О Бируте» . В Бурокайте, Юрате (ред.). Микас Петраускас: статьи, письма, воспоминания современников (на литовском языке). Борозда. OCLC   3627920 .
  26. ^ Номицайте, Рита (17 ноября 2006 г.). «Возрожденная национальная опера: празднование 100-летия премьеры оперы «Бируте» в филармонии» . 7 дней искусства (на литовском языке). 731 . ISSN   1392-6462 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce0a661b3bb2b5a5a379ff90a40f42b6__1685552760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/b6/ce0a661b3bb2b5a5a379ff90a40f42b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikas Petrauskas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)