Jump to content

Шарль-Мари Видор

Шарль-Мари Видор
Видор, гр. 1900 г.
Рожденный
Шарль-Мари-Жан-Альбер Видор

( 1844-02-21 ) 21 февраля 1844 г.
Лион , Франция
Умер 12 марта 1937 г. ) ( 1937-03-12 ) ( 93 года
Париж , Франция
Национальность Французский
Род занятий композитор , органист

Шарль-Мари-Жан-Альбер Видор (21 февраля 1844 — 12 марта 1937) — французский органист , композитор и педагог эпохи позднего романтизма . [1] Как композитор он известен своими десятью органными симфониями. [2] [3] особенно токката его пятой органной симфонии , которую часто исполняют на свадьбах и других торжествах в качестве прощальной музыки. [4]

дольше всех и По состоянию на 2022 год он является органистом Сен-Сюльпис в Париже занимал эту должность 63 года (январь 1870 г. - 31 декабря 1933 г.). Он также был профессором органа в Парижской консерватории с 1890 по 1896 год (вслед за Сезаром Франком ), а затем стал профессором композиции в том же учреждении, вслед за Теодором Дюбуа .

Видор был плодовитым композитором, сочинявшим музыку для органа, фортепиано, голоса и ансамблей. Помимо десяти органных симфоний, он также написал три симфонии для оркестра и органа, несколько песен для фортепиано и голоса, четыре оперы и балет. Он был одним из первых композиторов, использовавших термин «симфония» для некоторых своих органных композиций, чему способствовали органы, построенные Аристидом Кавайе-Коллем .

Видор в молодости органист в Сен-Сюльпис, Париж , ок. 1870 г.

Видор родился в Лионе в семье изготовителей органов и первоначально изучал там музыку у своего отца, уроженца Венгрии Франсуа-Шарля Видора. [а] Его матерью была Франсуаза-Элизабет Пейрон. [б] Французский органостроитель Аристид Кавайе-Коль , возродитель искусства органостроения, был другом семьи Видор; он организовал обучение талантливого молодого органиста в Брюсселе в 1863 году у Жака-Николя Лемменса по органной технике и у пожилого Франсуа-Жозефа Фетиса , директора Брюссельской консерватории , по композиции. После этого срока обучения Видор переехал в Париж, где и прожил остаток своей жизни. В возрасте 24 лет он был назначен помощником Камиля Сен-Санса в церкви Мадлен .

Великий орган Кавайе-Колля в Сен-Сюльпис, Париж.

В январе 1870 года благодаря совместному лоббированию Кавайе-Колля, Сен-Санса и Шарля Гуно 25-летний Видор был назначен «временным» органистом Сен-Сюльпис в Париже, что было самой заметной должностью для французского органиста. . Орган в Сен-Сюльписе был шедевром Кавайе-Колля; впечатляющие возможности инструмента вдохновили Видора. Несмотря на якобы «временный» характер своей работы, Видор оставался органистом в Сен-Сюльпис почти 64 года до конца 1933 года. В 1934 году его сменил его бывший ученик и помощник Марсель Дюпре .

В 1890 году, после смерти Сезара Франка , Видор сменил его на посту профессора органа в Парижской консерватории . Класс, который он унаследовал, поначалу был ошеломлен этим новым преподавателем, который вдруг потребовал грозную технику и знание органных произведений И.С. Баха как предпосылки для эффективной импровизации. В 1896 году он оставил этот пост и стал профессором композиции в том же институте. У Видора было несколько учеников в Париже, которые впоследствии стали известными композиторами и органистами, в первую очередь вышеупомянутые Дюпре, Луи Вьерн , Шарль Турнемир , Дариус Мийо , Александр Шрайнер , Эдгар Варез и канадец Анри Ганьон . Альберт Швейцер также учился у Видора, в основном с 1899 года; Позже мастер и ученик вместе работали над аннотированным изданием органных произведений И.С. Баха, опубликованным в 1912–1914 годах. Видор, чей собственный учитель Лемменс был важным пропагандистом Баха, поощрял теологическое исследование музыки Баха Швейцером.

Будучи одним из ведущих органных исполнителей своего времени, Видор в этом качестве посетил множество разных стран, включая Россию, Англию, Германию, Нидерланды, Португалию, Италию, Польшу и Швейцарию. Кроме того, он участвовал в первых концертах многих величайших инструментов Кавайе-Колля, особенно органов в Нотр-Дам де Пари , Сен-Жермен-де-Пре, Трокадеро и Сен-Уан-де-Руан .

Известный как человек большой культуры и образования, Видор был удостоен звания кавалера Почетного легиона в 1892 году и получил звание великого офицера Почетного легиона в 1933 году. Он был назначен в Институт де Франс в 1910 году и был избран «вечным секретарем» (постоянным секретарем) Академии изящных искусств в 1914 году, сменив Анри Ружона .

основал Американскую консерваторию в Фонтенбло В 1921 году Видор вместе с Франсисом-Луи Казадезюсом . Он был директором до 1934 года, когда его сменил Морис Равель . Его близкий друг Исидор Филипп давал там уроки игры на фортепиано, а Надя Буланже воспитала целое поколение новых композиторов.

В возрасте 76 лет Видор женился на Матильде де Монтескью-Фезенсак 26 апреля 1920 года в Шаршинье . 36-летняя Матильда была членом одной из старейших и самых известных семей Европы. У них не было детей; она умерла в 1960 году.

31 декабря 1933 года, в возрасте 89 лет, Видор ушел в отставку со своей должности в Сен-Сюльпис. Три года спустя он перенес инсульт, в результате которого была парализована правая сторона его тела, хотя до последнего момента он оставался в сознании. Он умер в своем доме в Париже 12 марта 1937 года в возрасте 93 лет, а его останки были захоронены в склепе Сен-Сюльпис четыре дня спустя. На его могиле указан неправильный год рождения (1845).

Органные симфонии

[ редактировать ]

Видор писал музыку для самых разных инструментов и ансамблей (особенно примечательны некоторые его песни для голоса и фортепиано), сочинил четыре оперы и балет , но сегодня с какой-либо регулярностью исполняются только его произведения для органа. К ним относятся: десять органных симфоний , три симфонии для оркестра с органом, «Латинская сюита» , «Три новых пьесы » и шесть аранжировок произведений Баха под названием « Память Баха» (1925). Органные симфонии — его наиболее значительный вклад в органный репертуар.

Необычно, чтобы произведению, написанному для одного инструмента, был присвоен термин «симфония». Тем не менее, Видор был в авангарде возрождения французской органной музыки, в которой использовался новый дизайн органа, разработанный Аристидом Кавайе-Коллем , который был « симфоническим » по стилю. Орган периодов барокко и классицизма был спроектирован так, чтобы издавать чистый и четкий звук, способный обрабатывать контрапунктическое письмо. С другой стороны, органы Кавайе-Колля имели гораздо более теплый звук и широкий набор стопов, которые расширяли тембр инструмента. Этот новый стиль органа, с поистине оркестровым диапазоном голоса и беспрецедентными способностями к плавным крещендо и диминуэндо, побудил композиторов писать музыку, которая была полностью симфонической по объему. Эта тенденция не ограничивалась Францией и нашла отражение в Германии органами, построенными Эберхардом Фридрихом Валькером , а также работами Ференца Листа , Юлиуса Ройбке и Макса Регера .

Симфонии Видора можно разделить на три группы. Первые четыре симфонии включают соч. 13 (1872 г.), и их правильнее называть «люксами». (Сам Видор называл их «коллекциями».) Они представляют ранний стиль Видора. Видор внес более поздние изменения в более ранние симфонии. Некоторые из этих изменений были весьма обширными.

В симфониях Opus 42 Видор демонстрирует свое мастерство и отточенность контрапунктической техники, в то же время в полной мере исследуя возможности органов Кавайе-Колля, для которых были написаны эти произведения. Пятая симфония состоит из пяти частей, последняя из которых — знаменитая Токката. [4] Шестая симфония также известна своей вступительной частью «Аллегро» . Седьмая и Восьмая симфонии — самые длинные и наименее исполняемые из симфоний Видора. Седьмая симфония содержит шесть частей, а первая версия Восьмой симфонии — семь. (Впоследствии Видор удалил Прелюдию для издания 1901 года.)

Девятая и Десятая симфонии, названные соответственно «Готическая» (соч. 70, 1895 г.) и «Романская» (соч. 73, 1900 г.), гораздо более интроспективны. Обе они черпают тематический материал из простого пения : «Готическая симфония» использует рождественское вступление «Puer natus est» в третьей и четвертой частях, а в «Римской симфонии» есть пасхальное постепенное « Haec dies », вплетенное во все четыре части. Они также почтили соответственно готическую церковь Сен-Уан в Руане и романскую базилику Сен-Сернен в Тулузе , в каждой из которых были установлены новые органы Кавайе-Колля. Вторая часть «Готической симфонии», озаглавленная «Andante sostenuto», — одно из самых любимых произведений Видора. К этому же периоду относится и также основанная на теме простой песни часть «Salve Reginа», позднее дополнение к гораздо более ранней Второй симфонии.

Самая известная пьеса Видора для органа — заключительная часть его Симфонии для органа № 5 , токката , которую часто исполняют во время перерыва на свадебных церемониях и в конце Рождественской полуночной мессы в базилике Святого Петра . в Ватикане . Хотя Четвертая симфония также открывается токкатой, она написана в совершенно другом (и более раннем) стиле. Токката из Симфонии № 5 — первая из токкат, характерных для французской романтической органной музыки, и послужила образцом для более поздних произведений Жигу , Боэльмана , Мюле , Вьерна и Дюпре. Видор был доволен всемирной известностью, которую принесла ему эта единственная пьеса, но он был недоволен тем, как быстро ее играли многие другие органисты. Сам Видор всегда довольно сознательно играл Токкату. Многие органисты играют ее в очень быстром темпе, тогда как Видор предпочитал более контролируемую артикуляцию. Он записал эту пьесу в Сен-Сюльписе на восемьдесят девятом году жизни; темп, используемый для Токкаты, довольно медленный. Исидор Филипп переписал Токкату для двух фортепиано.

За свою долгую карьеру Видор снова и снова возвращался, чтобы редактировать свою раннюю музыку, даже после публикации. Его биограф Джон Нир сообщает: «В конечном итоге было обнаружено, что за период около шестидесяти лет для некоторых симфоний было выпущено целых восемь различных изданий». [3]

Композиции

[ редактировать ]

В скобках указаны приблизительные даты составления/публикации вместе с указанием первоначального издателя, если он известен.

Оркестровые произведения

[ редактировать ]
Состав Год Издатель Инструменты
Португальское открытие 1865 Музыкальные публикации Крещендо орган, духовой ансамбль и оркестр
Симфония № 1, соч. 16 1870 Огюст Дюран оркестр
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, соч. 1876 Жюльен Амель фортепиано и оркестр
Концерт для скрипки с оркестром 1877 ??? скрипка и оркестр
Концерт для виолончели, соч. 41 1882 Жюльен Амель виолончель и оркестр [5]
Симфония для органа с оркестром, соч. 1882 представитель AR-версии орган и оркестр (аранжировка Видора частей из соч. 42)
Светская песня , соч. 1881 Жюльен Амель сопрано соло, хор и оркестр
Симфония № 2, соч. 54 1882 Хойгель оркестр
Вальпургиева ночь , соч. 1887 Жюльен Амель хор и оркестр
Фантазия , соч. 62 1889 Огюст Дюран фортепиано и оркестр
Сюита из оперы «Конте д'Авриль» , соч. 64 1892 Хойгель оркестр
Симфония № 3, соч. 69 1894 Шотт орган и оркестр
Хорал и вариации , соч. 74 1900 Издания Альфонс Ледюк арфа и оркестр
Концерт для фортепиано с оркестром № 2, соч. 1906 Хойгель фортепиано и оркестр
Священная симфония , соч. 81 1908 Отто Юнне орган и оркестр
Древняя симфония , соч. 1911 Хойгель солисты, хор, орган и оркестр
Испанское открытие 1897 Хойгель оркестр

Органное соло

[ редактировать ]
Состав Год Издатель
Органная симфония № 1 , соч. 13 № 1.
  1. Прелюдия
  2. Аллегретто
  3. Адажио
  4. Интерлюдия
  5. Папский марш (пересмотренный в 1887 г.)
  6. Медитация (пересмотренная в 1887 г.)
  7. Финал
1872 г. (пересмотренные 1887, 1901 и 1918 гг.) Жюльен Амель
Органная симфония № 2 , соч. 13 № 2.
  1. круговая прелюдия
  2. Пастораль
  3. Анданте
  4. Скерцо (версия 1872 г. La Chasse - редакция 1901 г. Salve Regina )
  5. Адажио
  6. Финал
1872 г. (переработка 1901 г.) Жюльен Амель
Органная симфония № 3 , соч. 13 № 3.
  1. Прелюдия
  2. Менуэт
  3. Марсия
  4. Адажио
  5. Финал (в версии 1872 года вместо финала — фуга)
1872 г. (пересмотренные 1887, 1901 и 1918 гг.) Жюльен Амель
Органная симфония № 4 , соч. 13 № 4.
  1. Тронутый
  2. Фуга
  3. Анданте кантабиле
  4. Скерцо
  5. Адажио
  6. Финал
1872 г. (пересмотренные 1887, 1901 и 1920 гг.) Жюльен Амель
Американский марш (перевод Марселя Дюпре: № 11 из 12 альбомных листов , соч. 31) ??? Жюльен Амель
Органная симфония № 5 , соч. 42 № 1.
  1. Живой веселый
  2. Аллегро кантабиле
  3. Андантино квази аллегретто
  4. Адажио
  5. Тронутый
1879 г. (пересмотренные 1901 и 1918 гг.) Жюльен Амель
Органная симфония № 6 , соч. 42 № 2.
  1. Аллегро
  2. Адажио
  3. Интерлюдия
  4. Кантабиле
  5. Финал
1879 Жюльен Амель
Органная симфония № 7 , соч. 42 № 3.
  1. Умеренный
  2. Хоровой
  3. Анданте
  4. Веселый, но не слишком
  5. Этот
  6. Финал
1887 г. (пересмотренные 1900-1 и 1918 гг.) Жюльен Амель
Органная симфония № 8 , соч. 42 № 4.
  1. Решительно веселый
  2. Модерато кантабиле
  3. Аллегро
  4. Прелюдия (позже удалена)
  5. Вариации
  6. Адажио
  7. Финал
1887 Жюльен Амель
Свадебный марш , соч. 64 (1892) (пер., из Конте д'Аврил , Шотт) 1892 ???
Готическая симфония для органа [No. 9] , соч.
  1. Умеренный
  2. Анданте устойчиво
  3. Аллегро
  4. Умеренный (Окончательный)
1895 Шотт
Романская симфония для органа [No. 10] , соч. 73.
  1. Умеренный
  2. Хоровой
  3. Кантилена
  4. Финал
1900 Жюльен Амель
Памятник Баху 1925 Жюльен Амель
Латинская сюита , ​​соч. 86 1927 Огюст Дюран
Три новых пьесы , соч. 1934 Огюст Дюран

Камерная работа

[ редактировать ]
Состав Год Издатель Инструменты
6 дуэтов, соч. 3 1867 Ренье-Кано/Рено/Перегалли и Парви/Шотт фортепиано и фисгармония
Фортепианный квинтет № 1, соч. 1868 Жюльен Амель фортепиано
Серенада , соч. 1870 Жюльен Амель флейта, скрипка, виолончель, фортепиано и фисгармония
Фортепианное трио, соч. 1875 Жюльен Амель фортепиано
3 пьесы , соч. 21 1875 Жюльен Амель виолончель и фортепиано
Сюита, ​​соч. 34 1877; 1898 Жюльен Амель (1870) Хойгель (1898) флейта и фортепиано
Романс, соч. 46 ??? ??? скрипка и фортепиано
Соната №. 1, соч. 50 1881 Жюльен Амель скрипка и фортепиано
Эльзасские вечера (4 дуэта), соч. 1881 Жюльен Амель скрипка, виолончель и фортепиано
Каватин , соч. 57. 1887 Жюльен Амель скрипка и фортепиано
Фортепианный квартет, соч. 66 1891 Огюст Дюран фортепиано
Фортепианный квинтет № 2, соч. 1894 Огюст Дюран фортепиано
Интродукция и рондо , соч. 72 1898 Издания Альфонс Ледюк кларнет и фортепиано
Сюита, ​​соч. 76 1903 Жюльен Амель скрипка и фортепиано
Соната, соч. 79 1906 Хойгель скрипка и фортепиано
Соната, соч. 80 1907 Хойгель виолончель и фортепиано
Спасите свой народ , соч. 84 1916 Хойгель 3 трубы, 3 тромбона, барабан и орган
4 шт. 1890 ??? скрипка, виолончель и фортепиано
3 комнаты 1891 ??? гобой и фортепиано
Люкс 1912 ??? виолончель и фортепиано
Флорентийский люкс 1920 ??? скрипка и фортепиано

( Salvum fac populum tuum Op. 84 также известен на английском языке как « Господи, спаси народ Твой »)

Соло фортепиано

[ редактировать ]
Состав Год Издатель
Концертные вариации на оригинальную тему , соч. 1867 Хойгель
Серенада , соч. 3 № 4 (аранж. Лейстнера) ??? Жюльен Амель
Балетные арии, соч. 4 1868 Жюльен Амель
Скерцо вальс , соч. 5 1868 Жюльен Амель
Барк (Итальянская фантазия) , соч. 1877 Огюст Дюран
Корриколо (Итальянская фантазия) , соч. 1877 Огюст Дюран
Каприс , соч. 9 1868 Жюльен Амель
3 вальса , соч. 11 1871 Жюльен Амель
Экспромт , соч. 12 1871 Жюльен Амель
6 салонных пьес , соч. 1872 Жюльен Амель
Прелюдия, анданте и финал , соч. 17 1874 Жюльен Амель
Сцены бала , соч. 20 1875 Жюльен Амель
6 характерных вальсов , соч. 1877 Жюльен Амель
Вариации на оригинальную тему , соч. 29 (переработка соч. 1) 1877 Жюльен Амель
12 листов из альбома , соч. 1877 Жюльен Амель
5 вальсов , соч. 33 ??? Жюльен Амель
В лесу , соч. 1880 Жюльен Амель
Интимные страницы , соч. 1879 Жюльен Амель
Польская сюита , ​​соч. 51 1881 Жюльен Амель
Сюита, ​​соч. 58 1887 Жюльен Амель
Карнавал, 12 пьес , соч. 1889 Жюльен Амель
Ноктюрн из «Аврильских историй» , соч. 64 ??? ???
5 вальсов , соч. 71 1894 Жюльен Амель
Шотландская сюита , ​​соч. 1905 Джозеф Уильямс
Введение ??? Жюльен Амель
Интерлюдия ??? Жюльен Амель

Песни и хоровые произведения

[ редактировать ]
Состав Год Издатель Инструменты
О Спаситель , соч. 8 1868 Жюльен Амель контральто или баритон, скрипка, виолончель и орган
6 мелодий , соч. 1872 Жюльен Амель голос и фортепиано
Только тогда , соч. 18 1 1874 Жюльен Амель баритон, хор и орган
Царица Небесная , соч. 18 2 1874 Жюльен Амель баритон, хор и орган
6 мелодий , соч. 1875 Жюльен Амель голос и фортепиано
Как прекрасны ваши кущи , соч. 23 нет. 1 1876 Жюльен Амель баритон, хор и орган
Ты Питер , соч. 23 нет. 2 1876 Жюльен Амель баритон, хор и орган
Он воскрес из мертвых ( Священник и понтифик ), соч. 23 нет. 3 1876 Жюльен Амель хор и орган
Аве Мария , соч. 24 1877 Жюльен Амель меццо, арфа и орган
3 хора, соч. 25 1876 Жюльен Амель САТБ преступление
3 мелодии , соч. 1876 Жюльен Амель голос и фортепиано
2 дуэта , соч. 30 1876 Жюльен Амель сопрано, контральто и фортепиано
3 итальянские мелодии , соч. 1877 Жюльен Амель голос и фортепиано
3 итальянские мелодии , соч. 1878 Жюльен Амель голос и фортепиано
Мессе, соч. 36 1878 Жюльен Амель баритон-хор, хор SATB и два органа
6 мелодий , соч. 1877 Жюльен Амель голос и фортепиано
2 дуэта , соч. 40 1876 Жюльен Амель сопрано, контральто и фортепиано
6 мелодий , соч. 1878 Жюльен Амель голос и фортепиано
6 мелодий , соч. 1879 Жюльен Амель голос и фортепиано
6 мелодий , соч. 1881 Жюльен Амель голос и фортепиано
Аве Мария , соч. 59 1884 Жюльен Амель голос, арфа и орган
О Спаситель , соч. 63 [дважды] 1889 Жюльен Амель голос, скрипка, виолончель и орган
Летние вечера , соч. 63 1889 Огюст Дюран голос и фортепиано
Вот Иоанна, Аллилуия! ??? Школа певцов Хор и орган САТБ
Псалом 112 1879 Жюльен Амель баритон, хор, орган и оркестр
Морские песни , соч. 1902 ??? ???
Чтобы темп 1930 Огюст Дюран Хор SATB и орган или фортепиано
я не верю 1930 Огюст Дюран голос и фортепиано

Сценическая музыка

[ редактировать ]
Состав Год Издатель Тип сценической музыки
Капитан Лойс в. 1878 г. неопубликованный комическая опера
Корриган 1880 Жюльен Амель балет
Мастер Амброс , соч. 1886 фортепианная редукция, опубликованная Хойгелем опера
Конте д'Авриль , соч. 64 1885; 1891 Хойгель музыкальное сопровождение
Рыбаки Сен-Жана 1895; 1904 Хойгель опера
связанный крючком 1924 Хойгель опера

Сочинения

[ редактировать ]
Предшественник Титулярный органист Сен-Сюльпис, Париж.
1870–1934
Преемник

Примечания

[ редактировать ]
  1. Родился 28 мая 1811 года в Руффаше ; умер 7 апреля 1899 года во 2-м округе Лиона .
  2. Родился 20 декабря 1817 года в Анноне .
  1. ^ «Шарль-Мари Видор» . орган.byu.edu . Проверено 14 июня 2023 г.
  2. ^ Клерикетти, Джузеппе (2010). Шарль-Мари Видор. Органная Франция девятнадцатого и двадцатого веков (на итальянском языке). Варезе: Цеккини. ISBN  978-88-6540-006-7 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рядом, Джон Ричард (1985). Жизнь и творчество Шарля-Мари Видора . Бостонский университет. OCLC: 15132821.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Classic FM – Шарль-Мари Видор: Органная симфония №5 фа минор . По состоянию на 26 декабря 2013 г.
  5. Концерт редактировал дирижер Мартин Йейтс , а его премьерная запись была сделана Сергеем Левитиным и Королевским шотландским национальным оркестром в 2015 году. Шарль-Мари Видор, Том 3: Концерт для скрипки и Симфония № 1. Архивировано 26 апреля 2015 года в Wayback. Машина
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd27b2c4e2d7d0bfceb77da7ecd416ac__1716965760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/ac/fd27b2c4e2d7d0bfceb77da7ecd416ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles-Marie Widor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)