Теодор Дюбуа

Клеман Франсуа Теодор Дюбуа (24 августа 1837 - 11 июня 1924) был французским композитором- романтиком , органистом и учителем музыки.
После учебы в Парижской консерватории Дюбуа выиграл главную музыкальную премию Франции, Римскую премию в 1861 году. Он стал органистом и хормейстером в нескольких известных церквях Парижа и в то же время был профессором консерватории, преподавая гармонию. с 1871 по 1891 год и по композиции с 1891 по 1896 год, когда он сменил Амбруаза Тома на посту директора консерватории. Он продолжил строго консервативную учебную программу своего предшественника и был вынужден досрочно уйти на пенсию после того, как разразился скандал, связанный с попыткой факультета сфальсифицировать конкурс на Римскую премию, чтобы помешать модернисту Морису Равелю выиграть.
Как композитор Дюбуа считался способным и со вкусом, но не поразительно оригинальным или вдохновленным. Он надеялся на карьеру оперного композитора, но большую известность получил благодаря своим церковным сочинениям. Его книги по теории музыки оказали большое влияние и использовались в течение многих лет.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дюбуа родился в Росне на Марне , деревне недалеко от Реймса . [ 1 ] Семья не была связана с музыкальной профессией: отец Николя был корзинщиком, дед Жан – школьным учителем. Его мать Селини Дюбуа (урожденная Шарбонье) не имела профессии и в основном проводила время, воспитывая юного Теодора. Дюбуа учился игре на фортепиано у Луи Фанара, хормейстера Реймсского собора , и был протеже мэра Росне, виконта Эжена де Брейля, который познакомил его с пианистом Жаном-Анри Равиной . Благодаря связям Равины Дюбуа в 1854 году получил поступление в Парижскую консерваторию под руководством Даниэля Обера . [ 2 ] Он изучал игру на фортепиано у Антуана Франсуа Мармонтеля , орган у Франсуа Бенуа , гармонию у Франсуа Базена , контрапункт и композицию у Амбруаза Тома . [ 1 ] [ 3 ] Еще будучи студентом, он был приглашен играть на органе в церкви Сен-Луи-де-Инвалид с 1855 года и Сент-Клотильде (под руководством Сезара Франка) с 1858 года. [ 1 ] Он получил последовательно первые премии за гармонию, фугу и орган и, наконец, в 1861 году — главную музыкальную премию Франции — Римскую премию . [ 4 ] [ 5 ]
Премия принесла с собой щедрые субсидии на проживание и обучение во Французской академии в Риме , на вилле Медичи . Во время своего пребывания там, начиная с декабря 1861 года, Дюбуа подружился с однокурсниками, включая Жюля Массне . [ 1 ] Между учебой он посетил памятники Рима и окрестностей, посетил музыкальные представления Сикстинской капеллы , совершил поездки в Неаполь , Помпеи , Венецию , Верону , Мантую , Милан и Флоренцию . Свои впечатления он выразил в музыкальной форме в увертюре в классическом стиле, итальянской опере- буффо ( La prova di Opera seria – Репетиция оперы-серии ) и, наконец, торжественной Мессе. [ 6 ] Среди выдающихся музыкантов, которых он встретил во время своего пребывания в Риме, был Ференц Лист , который слышал мессу и поддерживал молодого Дюбуа. [ 6 ]
Вернуться в Париж
[ редактировать ]По возвращении в Париж в 1866 году Дюбуа был назначен метрдотелем капеллы (хормейстером) в Сент-Клотильде, где в Страстную пятницу 1867 года его войска исполнили его Les Sept paroles du Christ («Семь последних слов Христа»), впоследствии исполненный в Народные концерты (1870 г.) и во многих других церквях. [ 4 ]

Когда Камиль Сен-Санс и Ромен Бюссин основали Национальное музыкальное общество в 1871 году, Дюбуа был одним из его основателей вместе, среди прочих, с Анри Дюпарком , Габриэлем Форе , Сезаром Франком , Эрнестом Гиро и Массне. [ 7 ] В том же году он был назначен хормейстером церкви Мадлен . Во время франко-прусской войны 1870–71 вступил в Национальную гвардию; его биограф Хьюг Имбер пишет: «Именно в военной форме он и Сен-Санс часто встречались в церкви Мадлен: один руководил хорами капеллы, другой поднимался на великий орган». Оба мужчины избежали кровавых последних дней Парижской Коммуны : Сен-Санс - в Англию, а Дюбуа - в свой семейный дом в Росне. [ 8 ]
Дюбуа поступил на факультет Консерватории в 1871 году, сменив Антуана Эльварта на посту профессора гармонии; он сохранял этот пост в течение следующих 20 лет. [ 1 ] [ 4 ] Среди его учеников по классам гармонии, а позже и композиции, были Поль Дюка , Джордж Энеску , Альберик Маньяр и Флоран Шмитт . [ н 1 ] В августе 1872 года Дюбуа женился на пианистке Жанне Дювинаж (1843–1922), отец которой был дирижером Комической оперы . Это был счастливый брак на всю жизнь; у них было двое детей. [ 10 ]
Дюбуа хотел стать оперным композитором, но не смог закрепиться в крупнейших парижских оперных труппах. В старом Театре Атене его одноактная «Лютня эмира » на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре была успешно показана в 1873 году тройной афишей с короткими операми Жана Грегуара Пенавера и Поля Лакома. . [ 4 ] [ 11 ] В 1878 году он разделил с Бенджамином Годаром приз на музыкальном конкурсе, учрежденном городом Парижем, и его Paradis perdu («Потерянный рай») был исполнен сначала за государственный счет в ноябре 1878 года), а затем снова в два следующих воскресенья в Концерты Шатле . [ 4 ]
В 1877 году Сен-Санс ушел с поста органиста Мадлен; Его заменил Дюбуа, и на посту хормейстера его сменил Форе. [ 12 ] В 1879 году Дюбуа поставил оперу в одном из главных парижских театров: Комическая опера представила его одноактную комедию «Боль бис» . в феврале [ 4 ] «Лес Анналы театра и музыки» сочли партитуру простенькой, «не лишенной остроумия и мастерства», и, хотя и не особенно оригинальной, тем не менее, очень элегантной, с некоторыми превосходными мелодиями. [ 13 ] Вместе с Форе Дюбуа отправился в Мюнхен в июле 1880 года, чтобы посетить спектакли Вагнера «Тангейзер» и «Мейстерзингеры» . [ 14 ] Как и Форе, Дюбуа, хотя и был впечатлен музыкой Вагнера, не позволил ей повлиять на его собственные сочинения, как это сделали многие их коллеги-французские композиторы, хотя по возвращении в Париж он интенсивно изучал партитуры Вагнера. [ 15 ] [ 16 ]
Дюбуа так и не удалось поставить оперу в главном театре Франции, Парижской опере , но в 1883 году там был поставлен трехактный балет «Фарандоль» на музыку Дюбуа с Розитой Маури в главной роли. [ 4 ] [ 17 ] Les Annales прокомментировал «выдающуюся музыку меланхолического оттенка, которой не хватает лишь немного больше тепла и цвета – солнца Юга», и добавил, что, хотя музыка не была выдающейся вдохновленной или оригинальной, она была умело написана и хорошо подходила. к действию повсюду. [ 17 ] Пьеса пользовалась популярностью, и в течение следующих нескольких лет ее часто возрождали в Опере. [ 18 ] В том же году Дюбуа был назначен кавалером ордена Почётного легиона . [ 18 ]
В 1884 году Дюбуа добился дорогого успеха своей четырехактной оперой « Абен-Хамет» . Он открылся в Итальянском театре на площади Шатле и был принят с энтузиазмом. [ 19 ] но закрылся после четырех представлений, когда финансовый кризис вынудил театр закрыться, в результате чего Дюбуа остался с личными обязательствами по выплате невыплаченной зарплаты певцам. [ 20 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Когда в январе 1891 года умер Лео Делиб , Дюбуа был назначен его преемником на посту профессора композиции в консерватории. [ 20 ] После смерти Шарля Гуно в 1894 году Дюбуа был избран его преемником на посту члена Академии изящных искусств , что, по словам его биографа Жанна Паслера, является признанием «ясности и идеализма его музыки». [ 1 ]

В 1896 году умер Томас, директор консерватории с 1871 года. Многие ожидали, что Массне, профессор контрапункта, фуги и композиции, станет его преемником, но переиграл, настояв на пожизненном назначении. Когда французское правительство отказалось, он ушел с факультета. [ 21 ] [ н 3 ] Дюбуа был назначен директором и продолжил непримиримо консервативный режим Томаса. [ 24 ] Музыка Обера, Галеви и особенно Мейербера считалась подходящей моделью для студентов, а старая французская музыка, такая как музыка Рамо , и современная музыка, включая музыку Вагнера, строго исключались из учебной программы. [ 25 ] Дюбуа был категорически враждебен Морису Равелю, который, будучи студентом консерватории, не соответствовал антимодернизму факультета. [ 24 ] а в 1902 году Дюбуа безуспешно запретил студентам консерватории посещать представления Дебюсси новаторской новой оперы « Пеллеас и Мелизанда» . [ 26 ]
В июне 1905 года Дюбуа был вынужден перенести запланированный выход на пенсию после публичного скандала, вызванного явной попыткой факультета помешать Равелю выиграть Римскую премию. [ 27 ] Форе был назначен на смену Дюбуа на посту директора, получив от французского правительства задание модернизировать учреждение. [ 28 ]
В своем личном качестве Дюбуа был менее реакционным, чем в академическом режиме, которым он руководил. Вагнера Когда в 1914 году в Париже состоялась запоздалая премьера «Парсифаля» , Дюбуа сказал своему коллеге Жоржу Хюэ , что еще никогда не было написано более прекрасной музыки. В частном порядке он был очарован музыкой Дебюсси с ее «тонкими гармониями и драгоценными изысканиями» – тонкими гармониями и драгоценными утонченностями. [ 29 ]
После ухода из консерватории Дюбуа оставался известной фигурой в парижских музыкальных кругах. Он был президентом ассоциации выпускников консерватории и председательствовал на ее ежегодной церемонии награждения. [ 30 ] До последних лет своей жизни он оставался энергичным. Смерть его жены в 1923 году стала для него ударом, от которого он так и не оправился, и он умер в своем парижском доме после непродолжительной болезни 11 июня 1924 года в возрасте 86 лет. [ 30 ]
Музыка
[ редактировать ]
Хотя Дюбуа написал много религиозных произведений, он надеялся на успешную карьеру в опере. Его увлечение ближневосточными сюжетами привело к написанию его первой постановочной работы « La guzla de l'émir » и его первой четырехактной оперы « Абен-Хамет» . Последний получил отличные отзывы за актерский состав (во главе с Эммой Кальве и Жаном де Решке ) и работу, но не получил места в постоянном репертуаре. [ 1 ] [ 19 ] Другая его масштабная опера, «Ксавьер », описанная как «драматическая идиллия», происходит в сельской Оверни . История вращается вокруг овдовевшей матери, которая замышляет убить свою дочь Ксавьера с помощью отца своего жениха, чтобы получить наследство дочери. Ксавьер переживает нападение с помощью священника, и опера заканчивается традиционным хеппи-эндом. Люсьен Фюжер и мадемуазель Ф. Дюбуа (не родственница) возглавили актерский состав Комической оперы, и пьеса была признана успешной . [ 31 ]
Музыка Дюбуа включает также балеты, оратории и три симфонии. Его самое известное произведение - оратория Les sept paroles du Christ («Семь последних слов Христа» [1867]), которую время от времени продолжают исполнять. Его Токката соль мажор (1889) остается в обычном органном репертуаре. Остальная часть его крупной продукции почти полностью исчезла из поля зрения. Он оказал более продолжительное влияние на преподавание: его теоретические работы Traité de contrepoint et de fugue (о контрапункте и фуге ) и Traité d'harmonie théorique et pratique (о гармонии ) до сих пор иногда используются. [ 1 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Доказательство серьезного труда (неопубликованного, составленного в Риме в 1863 г.).
- La guzla de l'émir , комическая опера (1 действие, Ж. Барбье и М. Карре), 30 апреля 1873 г., Театр де л'Атене , Париж.
- Le Pain Bis , комическая опера (1 действие, А. Брансуик и А. Р. де Боплан), фр. 26/27 февраля 1879 г., Комическая опера (Театр Фавар), Париж.
- Похищение Прозерпины , лирическая сцена (1 действие, П. Коллин), фп 1879.
- Абен-Аме , опера (4 действия, Л. Детруа и А. де Лозьер), 16 декабря 1884 г., Театр дю Шатле , Париж.
- Ксавьер , Драматическая идиллия (3 действия, Л. Галле, по Ф. Фабру), фп 26 ноября 1895, Комическая опера (Théâtre Lyrique), Париж.
- Мигела , опера (3 действия) (Первоначально не исполнена, за исключением прелюдии и картины второго акта из третьего акта, концертное исполнение 23 февраля 1896 года, Париж.) fp 18 мая 1916 года, Опера, Париж.
- Невеста из Абидоса (без исполнения)
- Флорентиец (без исполнения)
Балеты
[ редактировать ]- «Корриган » (балет Луи Меранта ), 12 января 1880 года, Опера, Париж.
- «Фарандоль » (балет Луи Меранта ), 14 декабря 1883 года, Комическая опера, Париж.
Вокальные произведения
[ редактировать ]- Семь слов Христа (1867) оратория, посвященная аббату Жану-Гаспару (1797-1871), приходскому священнику Ла-Мадлен.
- Le Paradis Dudu , оратория (1878 - Приз Парижа)
- Многочисленные кантаты, в том числе: «Похищение Прозерпины» , «Гилас» , «Бержеретта» ; Живые и мертвые
- Мессы и религиозные композиции
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Героический марш Жанны д’Арк
- Триумфальная фантазия для органа и оркестра
- Свадебный гимн
- Адонис , симфоническая поэма (1901)
- Медитация, Молитвы для струнных, гобоя, арфы и органа
- Концерт-каприччио для фортепиано с оркестром до минор (1876)
- Концерт для скрипки с оркестром (1896)
- Концерт для фортепиано № 2 , фа минор (1897)
- Собор Парижской Богоматери , симфоническая поэма
- Французская симфония (1908)
- Симфония № 2 (1911)
- Симфония № 3 (1915)
- Воплощение (1915)
- Фэнтези (1917)
- Сюита для фортепиано и струнного оркестра фа минор (1917)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Кантабиле (или Анданте Кантабиле ) для альта или виолончели и фортепиано (1886)
- Свадебный гимн для скрипки, альта, виолончели, арфы и органа
- Квинтет для гобоя, скрипки, альта, виолончели и фортепиано
- Терцеттино для флейты, альта и арфы (1905)
- Фортепианный квартет ля минор (1907)
- Дектет для струнных и духовых квинтетов
- Нонетто для флейты, гобоя, кларнета, фагота, 2-х скрипок, альта, виолончели и контрабаса
- Ноктюрн для виолончели и фортепиано
Другие композиции
[ редактировать ]- Фортепианные произведения: «Хор и танец эльфов» , «Шесть стихотворений Сильвестра» и др.
- Многочисленные пьесы для органа и фисгармонии .
- Двенадцать пьес для органа или педального фортепиано (1889), в том числе знаменитая Токката соль мажор (№ 3)
- Двенадцать новых пьес для органа или педального фортепиано (1893), в том числе In Paradise (№ 9)
- Две маленькие пьесы для органа или фисгармонии (1910): Petite Pastorale Champenoise и Prelude.
- 42 пьесы для органа без педалей и фисгармонии (1925)
Сочинения
[ редактировать ]- Дюбуа, Теодор (1889). Ноты и гармонические этюды, служащие дополнением к трактату Х. Ребера. Париж: Хойгель .
- Дюбуа, Теодор (1901). Трактат о контрапункте и фуге. Париж: Хойгель.
- Дюбуа, Теодор (1921). Трактат о теоретической и практической гармонии. Париж: Хойгель.
- Дюбуа, Теодор (1921). Реализации басов и песен «Договора о гармонии» Теодора Дюбуа. Париж: Хойгель.
Выбор записи
[ редактировать ]- Теодор Дюбуа, Органисты Парижа в эпоху Прекрасной эпохи, Том 1 (2004), Хельга Шауэрте-Мобуэ , Орган Мерклинского собора в Мулене (Ф) Сириус 141382.
- Теодор Дюбуа, Романтический фортепианный концерт № 60, (2013) Концерт-каприччиозо до минор; Фортепианный концерт № 2 и сюита для фортепиано и струнного оркестра, Седрик Тибергиен (пианист), Шотландский симфонический оркестр BBC, дирижер Эндрю Манз, Hyperion 67931
- Теодор Дюбуа, Духовная и симфоническая музыка и камерная музыка (2015), Различные исполнители; BruZane ES1018RSK (Том 2 в коллекции портретов )
СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от C до F # Теодор Дюбуа .
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Среди других были Огюст Шапюи , Гийом Кутюр , Пьер де Бревиль , Гюстав Доре , Морис Эммануэль , Габриэль Феррари , Луи Ганн , Думитру Кириак-Джоргеску , Ла Томбель , Ксавье Леру , Кларенс Лукас , Рени Генриетта , Жозеф Фернан де Генриетта Спиридон Самарас и Чарльз Сильвер . [ 9 ]
- ↑ Печатный комментарий ниже носит враждебный характер и описывает Дюбуа как «pète-sec un et pisse-froid… напоминает à un proviseur de petite ville»: «сухой и холодный как моча… похож на директора маленького городка»
- ↑ Альтернативное объяснение отставки Массне было предложено самим Массне, который написал в 1910 году, что он остался на посту профессора из-за лояльности к Томасу и стремился отказаться от всей академической работы в пользу сочинения - заявление, повторенное, по крайней мере, два его биографа. [ 22 ] [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Паслер, Ян. «Дюбуа, (Франсуа Клеман) Теодор» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 24 мая 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Имберт, с. 48
- ^ Имберт, с. стр. 48–49
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жюльен, с. 734–735
- ^ Гандрей-Рети, Жан. «Теодор Дюбуа» , Les Spectacles , 8 августа 1924 г., стр. 4–5
- ^ Перейти обратно: а б Имберт, с. 53
- ^ Кошар, Ален. «150-летие со дня рождения Национального музыкального общества» , Concertclassic.com. Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Имберт, с. 56
- ^ «Дюбуа» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 24 мая 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Имберт, с. 57
- ^ «Выставки 10, 18 мая» , Courrier des Hotels , 10 мая 1873 г.
- ^ Джонс, с. 33
- ^ Ноэль и Столлиг (1880), стр. 178–179.
- ^ Некту (1991), с. 507
- ^ Некту (1991), с. 39
- ^ Имберт, с. 59
- ^ Перейти обратно: а б Ноэль и Столлиг (1884), с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Имберт, стр. 60.
- ^ Перейти обратно: а б «Драма в Париже», «Эра» , 27 декабря 1884 г., с. 14
- ^ Перейти обратно: а б Имберт, с. 61
- ^ Дюшен, с. 122; Гордон, с. 131; Джонсон, с. 260; Джонс, с. 78; Некту (1994), с. 63; и Смит, с. 137
- ^ Массне, с. 216; и Ирвин, с. 204
- ^ Макдональд, Хью. «Массне, Жюль» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 24 мая 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Николс, с. 35; и Оренштейн, с. 26
- ^ Некту (1991), с. 269
- ^ Орледж, с. 65
- ^ Некту (1991), с. 267
- ^ Некту (1991), с. 268
- ^ Хюэ, Жорж, цитируется в «Теодоре Дюбуа» , Le Ménestrel , 20 июня 1924 г., стр. 284
- ^ Перейти обратно: а б Гандри-Рети, Жан. «Смерть Теодора Дюбуа» , комедия , 12 июня 1924, с. 1
- ^ «Ксавьер», The Era , 30 ноября 1895 г., стр. 10
Источники
[ редактировать ]- Дюшен, Джессика (2000). Габриэль Форе . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-71-483932-5 .
- Ирвин, Демар (1994). Массне – Хроника его жизни и времени . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 978-1-57-467024-0 .
- Джонсон, Грэм (2009). Габриэль Форе – Песни и их поэты . Фарнем, Великобритания; Берлингтон, США: Эшгейт. ISBN 978-0-75-465960-0 .
- Джонс, Дж. Барри (1989). Габриэль Форе – Жизнь в письмах . Лондон: Бэтсфорд. ISBN 978-0-71-345468-0 .
- Жюльен, Адольф (1902). «Дюбуа, Франсуа Клеман Теодор». Словарь музыки и музыкантов Гроува . Том. 1 (второе изд.). Лондон: Макмиллан. OCLC 861125 .
- Массне, Жюль (1919) [1910]. Мои воспоминания . Бостон: Смолл Мейнард. OCLC 774419363 .
- Некту, Жан-Мишель (1991). Габриэль Форе: Музыкальная жизнь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52-161695-9 .
- Некту, Жан-Мишель (1994). Камиль Сен-Санс и Габриэль Форе: Переписка, 1862–1920 (на французском языке). Париж: Французское общество музыковедения. ISBN 978-2-85-357004-6 .
- Николс, Роджер (1977). Равель . Мастера Музыки. Лондон: Дент. ISBN 978-0-460-03146-2 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Орледж, Роберт (1979). Габриэль Форе . Лондон: Книги Эйленбурга. ISBN 0-903873-40-0 .
- Смит, Роллин (2010). Сен-Санс и орган . Стуйвесант, США: Пендрагон. ISBN 978-1-57-647180-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фестиваль Теодора Дюбуа и официальное искусство | Палаццетто Брю Зейн Венеция
- Бесплатные партитуры Теодора Дюбуа в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Камерная музыка Теодора Дюбуа, отрывки из нескольких произведений и краткая биография.
- Бесплатные партитуры Теодора Дюбуа в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Теодор Дюбуа. Поклонение (Пост.). Эндрю Пинк (2021) Введение в мессу .
- Ксавьер: драматическая идиллия в трех действиях , публикация 1896 года, оцифрованная BYU на archive.org
- 1837 рождений
- 1924 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы-романтики
- Французские композиторы духовной музыки
- Французские классические органисты
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы для органа
- Римская премия за композицию
- Академический состав Парижской консерватории
- Директора Парижской консерватории
- Выпускники Парижской консерватории
- Люди из Марны (департамент)
- Ученики Антуана Франсуа Мармонтеля
- Французские теоретики музыки
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские композиторы XIX века.
- Французские композиторы балета
- Члены Королевской академии Бельгии
- Французские композиторы XX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для педального фортепиано
- Французские классические органисты мужского пола
- Музыковеды XIX века