Амбруаз Томас

Шарль Луи Амбруаз Тома (англ. Французский: [ɑ̃bʁwaz tɔmɑ] ; 5 августа 1811 — 12 февраля 1896) — французский композитор и педагог, наиболее известный своими операми «Миньон» (1866) и «Гамлет» (1868).
Томас родился в музыкальной семье и был студентом Парижской консерватории , получив высшую музыкальную премию Франции — Римскую премию . Он продолжил карьеру оперного композитора, завершив свою первую оперу «Двойная эшель » в 1837 году. В течение следующих десятилетий он написал еще двадцать опер, в основном комических, но он также затрагивал более серьезные темы, добившись значительного успеха у публики во Франции. и за рубежом.
Томас был назначен профессором консерватории в 1856 году, а в 1871 году он сменил Даниэля Обера на посту директора. С тех пор и до своей смерти в своем доме в Париже двадцать пять лет спустя он модернизировал организацию консерватории, введя жестко консервативную учебную программу, враждебную современной музыке, и пытаясь помешать таким композиторам, как Сезар Франк и Габриэль Форе, влиять на студентов Консерватории. консерватория.
Оперы Томаса, как правило, игнорировались на протяжении большей части 20-го века, но в последние десятилетия они пережили своего рода возрождение как в Европе, так и в США.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Томас родился в Меце , был младшим из четырёх детей Мартина Томаса (1770–1823) и его жены Жанны, урожденной Уиллом (1780–1866). [ 1 ] оба учителя музыки. [ 2 ] К десяти годам он уже был опытным пианистом и скрипачом. Когда ему было двенадцать, умер его отец, и старший брат Амбруаза Шарль переехал в Париж, где играл на виолончели в оркестре Оперы . [ 2 ] В 1828 году, в возрасте 17 лет, Амбруаз присоединился к нему в Париже, где был принят студентом Парижской консерватории . Он изучал игру на фортепиано у Пьера Циммермана , а также гармонию и контрапункт у Виктора Дурлена . [ 2 ] Он выиграл премьерную премию по этим предметам в 1829 и 1830 годах. Он продолжал изучать игру на фортепиано у Фридриха Калькбреннера и композицию у Жана-Франсуа Лесюёра и Огюста Барберо . [ 2 ]
В 1832 году со второй попытки Томас выиграл главную музыкальную премию Франции, Гран-при Рима , со своей кантатой «Герман и Кетти» . [ 3 ] Эта премия принесла ему трехлетнее обучение на вилле Медичи , Французской академии в Риме . Во время своего пребывания там он подружился с художником Энгром , главой академии, с которым он разделял восхищение как Моцартом , так и Бетховеном ; он также встретил Берлиоза , который поддерживал его и писал о нем положительно. [ 3 ] Во время своего пребывания в Италии он написал камерную музыку – фортепианное трио, струнный квинтет и струнный квартет – и набор из шести песен « Сувениры Италии» . [ 2 ] Покинув Рим, Томас ненадолго задержался в Германии, а затем вернулся в Париж в 1835 году, где начал писать для сцены. [ 3 ]
Композиторская карьера
[ редактировать ]
Первой оперой, сочиненной Томасом, была «Двойная эшель» (Двойная лестница, 1837), одноактная комедия, которую Берлиоз похвалил за «чрезвычайную живость и остроумие». [ 3 ] Он был поставлен в Комической опере , получил 247 представлений. [ 4 ] и в последующие несколько лет был дан в Брюсселе, Новом Орлеане , Берлине, Вене и Лондоне. [ 3 ] За его первой полнометражной оперой « Le perruquier de la Régence» (« Парикёр эпохи Регентства» , 1838) в следующем десятилетии последовали еще шесть, ни одна из которых не произвела неизгладимого впечатления. В этот период он также сочинил балет ( «Цыганка» , 1839). Его первой полностью успешной оперой в трех действиях была «Каид» (« Каид» , 1849), описанная музыковедом Элизабет Форбс как «смесь « Севильского цирюльника» и «Итальяны в Алжире »; [ 4 ] он оставался во французском оперном репертуаре на протяжении всего девятнадцатого века, и за следующие пятьдесят лет было представлено более четырехсот представлений. [ 4 ]
Следующая работа Томаса для Комической оперы, Le songe d'une nuit d'été (Сон в летнюю ночь, 1850), также имела популярный успех. Текст Жозефа-Бернара Розье и Адольфа де Левена ничем не обязан « Сну в летнюю ночь »: Шекспир появляется в качестве одного из персонажей вместе с королевой Елизаветой I и шекспировским Фальстафом , губернатором «Ришмона», где происходит действие. . [ 4 ] За премьерой в Париже последовали постановки во многих европейских и американских театрах. [ 5 ] Произведение, названное The Musical Times «маленьким шедевром», [ 2 ] неоднократно возрождался, но после смерти композитора выпал из репертуара. [ н 1 ] следующей оперы Томаса, «Раймонд Позже, в 1850 году, состоялась премьера ». В оперном репертуаре она не сохранилась, но увертюра стала популярным оркестровым произведением. [ 2 ] В 1851 году, после смерти композитора Гаспаре Спонтини , Томас был избран его преемником на посту члена Академии изящных искусств . [ н 2 ]
Профессор
[ редактировать ]В 1856 году Томас был назначен профессором композиции в консерватории под руководством Даниэля Обера . [ 8 ] Он оставался в штате в качестве профессора, а затем директора, до своей смерти сорок лет спустя. В эти годы среди его учеников были композиторы Жюль Массне , Гастон Серпетт и, в конце карьеры Томаса, Джордж Энеску ; среди будущих ученых были Теодор Дюбуа и Шарль Ленепве ; среди дирижеров, которые были учениками Томаса, были Эдуард Колонн и Дезире-Эмиль Ингельбрехт . [ 9 ] [ н 3 ]
В 1850-х годах Томас продолжал сочинять, написав пять опер, ни одна из которых не произвела особого впечатления. После перерыва в начале 1860-х годов он написал «Миньон» , произведение, благодаря которому его имя стало наиболее широко известным. [ 2 ] Либретто « написали Жюль Барбье и Мишель Карре по мотивам Гете романа Ученичество Вильгельма Мейстера» . [ 4 ] Forbes пишет, что Томас, как ни странно, обладал преимуществом хорошо продуманного и театрально эффективного либретто, и что, хотя в романе Миньон умирает, счастливый конец хорошо работает в опере. (Счастливый конец тогда был обязательным в Комической опере: прошло еще девять лет, прежде чем Кармен бросила вызов условностям, что закончилось смертью главного героя.) [ 4 ] В сильном оригинальном составе в главной роли сыграла Селестин Галли-Мари , знаменитая певица, которая позже исполнила партию Кармен в опере Бизе. [ 2 ]
Томасу так же повезло с актерским составом для его следующего успеха, «Гамлета» (1868), в котором Жан-Батист Фор сыграл Гамлета, а Кристина Нильссон сыграла Офелию. Опера была отдаленно основана на Шекспире посредством французской адаптации Александра Дюма-отца и Поля Мериса , а затем адаптирована как либретто Карре и Барбье. Хотя адаптация рассматривалась как пародия на пьесу с балетом-дивертисментом (обязательным в Опере) и счастливым финалом, когда Гамлет был провозглашен королем, работа имела успех не только в Париже, но и в Лондоне. [ 13 ] Несмотря на пренебрежительные отзывы о либретто англоязычных критиков того времени и впоследствии, [ н 4 ] произведение время от времени остается частью оперного репертуара; позже певцами Офелии были Эмма Кальве , Эмма Альбани , Нелли Мельба и Мэри Гарден , а среди Гамлетов были Виктор Морель , Титта Руффо , Маттиа Баттистини и совсем недавно Шерил Милнс , Томас Аллен и Томас Хэмпсон . [ 13 ] [ 17 ] Хотя к тому времени Томас уже имел репутацию музыкального консерватиста, партитура « Гамлета» была новаторской в одном отношении: включение саксофонов в инструменты. [ 3 ]
Позже в жизни Томаса его академическая карьера во многом обогнала его деятельность как композитора, и после «Гамлета » он написал только еще одну оперу: «Франсуаза де Римини» (1882), которая была хорошо принята, но не вошла в регулярный оперный репертуар. [ 4 ]
Спустя годы
[ редактировать ]С началом франко-прусской войны в 1870 году Томас, хотя ему было почти шестьдесят, вызвался служить в Национальной гвардии . [ 3 ] В следующем году незадолго до своей смерти Обер ушел с поста директора консерватории, и его преемником был назначен Томас. [ n 5 ] Его настолько широко считали прямым наследником Обера, что министр образования Жюль Симон в своем письме, предлагая Томасу эту должность, сказал: «Вы настолько явно подходите для этой должности, что, если бы я не выдвинул вашу кандидатуру, я бы, казалось, подписал вашу увольнение с уже вашей должности». [ 19 ] [ n 6 ] В качестве директора Томас управлял непримиримо консервативным режимом. [ 22 ] Музыка Обера, Галеви и особенно Мейербера считалась подходящей моделью для студентов, а ранняя французская музыка, такая как музыка Рамо , и современная музыка, в том числе музыка Вагнера , строго исключались из учебной программы. [ 23 ] Томас стремился помешать прогрессивным музыкантам назначаться на факультеты консерватории - безуспешно в случае с Сезаром Франком , который был назначен против воли Томаса в 1872 году, но успешно в отношении Габриэля Форе, назначение которого в консерваторию было отложено до тех пор, пока Томас ' смерть. [ 24 ]
С другой стороны, Томас проявил новаторство в управлении консерваторией: он увеличил количество классов, улучшил условия преподавателей и расширил учебную программу, включив в нее сольфеджио , чтение с листа и обязательную оркестровую практику. [ 25 ] В преподавательский состав под руководством Тома в разное время входили композиторы Франк, Теодор Дюбуа, Жюль Массне и Эрнест Гиро , а также певцы Полина Виардо и Ромен Бюссин . [ 26 ] [ 27 ]
В 1889 году Опера поставила балет Томаса « Темпе » (еще одна обработка пьесы Шекспира – «Буря» ), но он не произвел большого впечатления. [ 3 ] В 1894 году, после тысячного исполнения «Миньон» в Комической опере, восьмидесятилетнего композитора обнял на сцене Верди , который был младше его на два года, прежде чем президент Карно наградил Тома лентой Большого креста Легиона. 'честь . [ 28 ]
Томас умер в своей квартире в консерватории в 1896 году в возрасте 84 лет от воспаления легких. [ 2 ] [ 29 ] У него осталась вдова Эльвир, урожденная Ремори (1827–1910), на которой он женился в 1878 году. [ 1 ] На посту директора консерватории его сменил Дюбуа. [ 30 ]
Музыка
[ редактировать ]
Часто цитируют насмешку Эммануэля Шабрие : «Есть хорошая музыка, есть плохая музыка, а есть Амбруаз Томас», но, как замечает музыковед Ричард Лэнгэм Смит , неясно, имел ли Шабрие в виду, что музыка Томаса была хуже плохого, где-то между хорошим и плохим или чем-то еще. [ 31 ] Современная оценка была дана в первом издании «Словаря музыки и музыкантов» Гроува (1889 г.), где Гюстав Шуке писал о Томасе:
Он привносит в свою работу врожденный инстинкт сцены и замечательный дар интерпретации самых разнообразных и противоположных драматических ситуаций. Его мастерство обращения с оркестром непревзойденно, как в группировке инструментов разного тембра, так и в получении новых звуковых эффектов; но, хотя он и доводит оркестровую окраску до предельного совершенства, он никогда не позволяет ей затмить голоса. При чуть большей смелости и индивидуальности мелодии этот опытный писатель, художник и поэт - мастер всех настроений, переходивший по очереди от меланхолических размышлений к самому живому подшучиванию - мог бы причислиться к лидерам современной композиторской школы; на самом деле чистота и разнообразие его стиля делают его первоклассным драматическим композитором. [ 32 ]
В издании Grove 2001 года Лэнгэм Смит пишет: «В контексте французской оперы конца XIX века Томас был фигурой значительной важности, творческим новатором и мастером музыкальных характеристик». [ 3 ] Лэнгэм Смит заключает, что после многих лет забвения работа Томаса значительно возродилась, начиная с конца 20 века, когда были поставлены крупные постановки «Миньон» и «Гамлета» . во Франции, Великобритании и США [ 3 ]
Forbes пишет, что Томас был композитором-эклектиком, способным писать в самых разных стилях. Она считает, что Герольда и Обера оказали влияние на его ранние работы, и считает Лекаида первой из его работ, проявившей истинную оригинальность, хотя, тем не менее, ясно демонстрирующую влияние Россини . В более поздних работах музыка Томаса все еще могла быть производной: Форбс цитирует «Психею» (1857) как «плохую копию Гуно Сафо » , а его «Венецианский карнавал » (также 1857) как подражание Виктору Массе . [ 4 ] Она заключает, что в своих лучших проявлениях - а это не всегда - Томас писал восхитительную и индивидуальную музыку, был способен к оркестровке, которая «часто весьма восхитительна», и музыкально передавал характер важных ролей сильно и ясно. «Если бы Томас не написал никаких сценических произведений, кроме «Миньон» и «Гамлета», он, вероятно, был бы более широко признан одним из самых влиятельных и важных французских оперных композиторов XIX века». [ 4 ]
Список композиций
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]См.: Список опер Амбруаза Тома .
Неоперный вокал: светский
[ редактировать ]
|
|
Неоперный вокал: сакральный
[ редактировать ]
|
|
Песни
[ редактировать ]сольный голос и фортепиано, если не указано иное
|
|
Оркестровый
[ редактировать ]- «Увертюра, 1832, утеряна
- "Fantaisie brillante", фортепиано, оркестр/струнный квартет, без даты, в переложении для фортепиано, ок. 1836 г.
- «Религиозный марш», 1865 г.
- «Песня хвалебного псалма, скрипка, оркестр, 1883 г.»
- "Аранжировка "Марсельезы" для военного оркестра, 1887 г.
Балеты
[ редактировать ]- «Цыганка» – 2-й акт трехактного балета, 1839 г.
- «Бетти – 2 действия, 1846 г.
- «Буря», фантастический балет, 3 действия, 1889 г.
Камера
[ редактировать ]- Струнный квартет, op.1, 1833 г.
- Фортепианное трио, op.3, c. 1835 г.
- Струнный квинтет, op.7, ок.
- Романс, скрипка, фортепиано, ок. 1835 г.
- «Морсо» [конкурсная пьеса], тромбон, фортепиано, 1848 г.
- «Морсо» [конкурсная пьеса], скрипка, виолончель, 1850 г.
- «Сувенир», фортепиано, скрипка/альт, без даты
- «Баркарола», флейта/скрипка, фортепиано
Соло фортепиано
[ редактировать ]- «6 капризов в форме характерных вальсов», ор.4, 1835 г.
- «Отсутствие», ноктюрн», ор.8, ок. 1835 г.
- «Андантино», ок. 1835 г.
- «Мазурка валаке», ок.
- «Фантазия на любимую шотландскую мелодию», соч.5, 1836 г.
- «Салонный вальс», 1851 г.
- «Кантабиле», 1865 г.
- «Секрет», фантазия на бретонскую мелодию, 1888 г.
- «Мечтание», без даты
- "Принтемпс", без даты
только орган
[ редактировать ]- «Абсута», 1857 г.
- «Оффертуар», 1858 г.
- «Молитва», 1859 г.
- 3 прелюдии, 1860 г.
- «Возвышение», без даты
- «Погребальная песнь», без даты
- «10 пасторалей», без даты
- Источник: Гроув . [ 3 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Редкое современное возрождение было поставлено режиссером Пьером Журданом в Имперском театре Компьеня в 1994 году. [ 6 ]
- ↑ Как и многие другие композиторы, Томас предпринял несколько попыток добиться избрания в Академию (также известную как «Институт»). Это успешное заявление было его третьей попыткой. Берлиозу, еще одному кандидату на смену Спонтини, пришлось ждать еще пять лет, прежде чем его изберут. [ 7 ]
- ^ Другими студентами Томаса, упомянутыми в «Словаре музыки и музыкантов» Гроува, являются Луи-Альбер Бурго-Дюкудре ; Шарль-Алексис Шове ; Луи Димер ; Октав Фуке ( фр. ); Альбер Лавиньяк ; Шарль-Эдуард Лефевр ; Исидор-Эдуард Легуи ; Изидор Лото ( де ); Оливье Метра ; и Йохан Питер Зельмер ( де ). [ 9 ] Среди других учеников Томаса был пианист и педагог Рауль Пуньо . [ 10 ] пианист и композитор Фрэнсис Томе , [ 11 ] и сарсуэлы композитор и дирижер Херонимо Хименес . [ 12 ]
- ↑ Рецензируя первое британское исполнение, музыкальный критик The Morning Post написал: «То немногое, что есть в Гамлете в опере, не было понято ни композитором музыки, ни автором либретто». [ 14 ] После более поздних выступлений в Ковент-Гардене текст осудили The Observer («абсурдная пародия на великий оригинал»), The Pall Mall Gazette («Никто, кроме варвара или француза, не осмелился бы сделать такую прискорбную пародию из такая трагическая тема») и сэр Томас Бичем («совершенно отвратительная французская пародия на Гамлета» – и это несмотря на то, что Бичем включил эту пьесу в свой сезон 1910 года в Ковент-Гардене.) [ 15 ] [ 16 ]
- ↑ Обера на короткое время сменил на посту директора Франсиско Сальвадор-Даниэль , назначенный коммунарами и расстрелянный французским правительством одиннадцать дней спустя, до того, как был назначен Томас. [ 18 ]
- ↑ Неясно, знал ли Симон, что президент Франции Адольф Тьер высказался о Шарле Гуно по поводу преемника Обера. [ 20 ] [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаррик, Ален. «Амброуз Томас: Очерк генеалогии» , Geneanet. Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Амбруаз Томас». Архивировано 23 сентября 2018 года в Wayback Machine , The Musical Times , Vol. 37, № 637 (1 марта 1896 г.), стр. 165–166 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лэнгэм Смит, Ричард. «Томас, (Чарльз Луи) Амвросий» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 сентября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Форбс, Элизабет. «Томас (Шарль Луи) Амбруаз (опера)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 сентября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Левенберг, столбец 881.
- ^ Ризу, Кристоф. «Сон в летнюю ночь» Амбруаза Тома эксгумирован в Париже» , Forumopera, 2 января 2017 г.
- ^ Блум, Питер Энтони. «Возвращение к Берлиозу в Институте» , Acta Musicologica , Vol. 53, Фаск. 2 (июль – декабрь 1981 г.), стр. 178 и 82 (требуется подписка)
- ^ «Амбруаз Томас». Архивировано 30 октября 2017 года в Wayback Machine Национальной библиотеке Франции . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Поиск: Амбруаз Томас». Архивировано 23 сентября 2018 года в Wayback Machine , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ «Рауль Пуньо». Архивировано 23 сентября 2018 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Бриско, с. iv
- ^ Рэндел, с. 310
- ^ Jump up to: а б Форбс, Элизабет. «Гамлет» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002. Проверено 23 сентября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ «Королевская итальянская опера», The Morning Post , 21 июня 1869 г., стр. 2
- ^ «Королевская итальянская опера», The Observer , 9 июня 1876 г., стр. 6; «Королевская опера», The Pall Mall Gazette , 22 июля 1890 г., стр. 2; и Рид, с. 108
- ^ «Гамлет», The Times , 4 октября 1910 г., стр. 10
- ^ Сен, с. 184
- ^ Бурлиге, Гай и Кристи Барбакан. «Дэниел, Франциско (Альберто Клементе) Сальвадор» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. (требуется подписка)
- ^ «Личное», Illustrated London News , 22 февраля 1896 г., стр. 230
- ^ Прод'омм и Дандело, с. 127
- ^ Хюбнер, Стивен. «Гуно, Шарль-Франсуа» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 ноября 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Николс, с. 35; и Оренштейн, с. 26
- ^ Некту, с. 269
- ^ Некту, стр. 224 и 263.
- ^ «Амбруаз Томас», The Manchester Guardian , 13 февраля 1896 г., стр. 5
- ^ Гроув, Том 1, с. 393
- ^ Милнс, Родни. «Массне, Жюль» Оперный словарь Нью-Гроув , Oxford University Press. Проверено 28 июля 2014 г. (требуется подписка)
- ^ "М. Амбруаз Томас". «Таймс» , 16 мая 1894 г., стр. 5 и 19 мая 1894 г., с. 6
- ^ Массне, стр. 213–214
- ^ Некту, с. 263
- ^ Лэнгэм Смит Ричард. «Хороший, плохой и...» Архивировано 23 сентября 2018 года в Wayback Machine , The Musical Times , Vol. 138, № 1857 (ноябрь 1997 г.), с. 32 (требуется подписка)
- ^ Гроув, Том 4, с. 104
Источники
[ редактировать ]- Бриско, Джеймс (2015). Конкурсные пьесы для трубы или корнета и фортепиано . Музыка Парижской консерватории. Миддлтон: AR Editions. ISBN 978-0-89579-814-5 .
- Гроув, Джордж (1879). Словарь музыки и музыкантов, Том 1 . Лондон: Макмиллан. OCLC 906527163 .
- Гроув, Джордж (1889). Словарь музыки и музыкантов, Том 4 . Лондон: Макмиллан. OCLC 906527163 .
- Левенберг, Альфред (1978) [1955]. Анналы оперы, 1597–1940 (третье изд.). Лондон: Джон Колдер. ISBN 978-0-7145-3657-6 .
- Массне, Жюль ; Х. Вильерс Барнетт (транс) (1919) [1910]. Мои воспоминания . Бостон: Смолл Мейнард. OCLC 774419363 .
- Некту, Жан-Мишель (1991). Габриэль Форе – Музыкальная жизнь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-7145-3657-6 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Орледж, Роберт (1982). Дебюсси и театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-22807-7 .
- Прод'омм, Жак-Габриэль ; Альфред Дандело (1911). Гуно: его жизнь и творчество по неопубликованным документам, Том 2 (на французском языке). Париж: Делагрейв. OCLC 123185385 .
- Рэндел, Дон (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674372993 . OCLC 1023745280 .
- Рид, Чарльз (1961). Томас Бичем: независимая биография . Лондон: Виктор Голланц. OCLC 500565141 .
- Сен, Суддхасил (2013). «Прием Шекспира во Франции: случай Гамлета Амбруаза Тома ». В Джозефе М. Ортисе (ред.). Шекспир и культура романтизма . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-5581-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Херви, Артур (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 866.
- Жорж Массон, 1996. Амбруаз Томас (Metz: Editions Serpentoise)
- Бесплатные партитуры Амбруаза Тома в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Амбруазом Томасом, на Викискладе?
- 1811 рождений
- 1896 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Академический состав Парижской консерватории
- Похороны на кладбище Монмартр
- Выпускники Парижской консерватории
- Директора Парижской консерватории
- Французские композиторы балета
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы-романтики
- Большой крест Почетного легиона
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Меца
- Римская премия за композицию
- Ученики Жана-Франсуа Ле Сюера